УДК 343.222.4 E-1B
Евлоев Назир Даудович
кандидат юридических наук,
исполняющий обязанности начальника Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации kfsl@istnet.ru
Общественно полезный труд как средство достижения целей наказаний
за неосторожные преступления
Аннотация:
В статье рассматривается трудовое использование лиц, осужденных за неосторожные преступления, предлагается расширить возможности привлечения осужденных к труду. По мнению автора, общественно полезный труд является эффективным средством достижения целей наказания. Актуальность статьи объясняется наблюдающимся ростом числа неосторожных преступлений.
Ключевые слова: неосторожность, цель, наказание, труд, колония-поселение, осужденный, средства.
О средствах достижения целей исправления говорится в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В частности, в ст. 9 УИК сказано:
«1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения» [1].
Для достижения целей наказания и содержания осужденных созданы специальные исправительные учреждения. Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления отбывают наказание в колониях-поселениях, которые законодатель почему-то не именует исправительными. В п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ записано: «лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности..., - в колониях-поселениях». В других пунктах этой статьи, когда говорится о месте отбывания наказания осужденными за умышленные преступления, указываются исправительные колонии общего, строгого и особого режима.
В уголовно-исполнительном законодательстве также ни разу колонии-поселения не названы исправительными, в то же время колонии общего, строгого и особого режима именуются во всех случаях исправительными (ст. ст. 16, 78, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128 и 129 УИК РФ).
Представляется, что сам законодатель не считает, что осужденные за неосторожные преступления должны «исправляться». По крайней мере, отсутствие в уголовном и уголовноисполнительном законодательствах РФ приставки «исправительная» перед наименованием колония-поселение наводит на такую мысль.
Отбыванию наказания в колониях-поселениях были посвящены работы ряда ученых, среди них можно назвать: Н.Ф. Аблизина [2], А.В. Бриллиантова [3], П. Булыкова [4], В.И. Гороб-цова [5; 6], А.С. Ерицяна [3], В.М. Зайко [7], Л.В. Клюева [8], А.С. Михлина [9], К.Н. Орлову [10], Е.В. Середу [3], В.Е. Силкова [5; 11] и др. Все эти работы, несомненно, внесли свой вклад в изучение теории и практики отбывания наказания в колониях-поселениях.
Так, П. Булыков писал: «На каком же основании осужденный, содержащийся в колонии-поселении, считается лишенным свободы? Какие он имеет ограничения, свойственные этому виду наказания? Абсолютно никаких. Зачем же относить колонию-поселение к местам лишения свободы, если люди, содержащиеся в ней, свободы практически не лишены» [4]. С ним можно согласиться.
1B1
Рассмотрим трудовое использование лиц, содержащихся в колониях-поселениях, как одно из средств исправления осужденных в местах лишения свободы.
Для уголовно-исполнительной политики нашей страны традиционно, уже в течение нескольких десятилетий, характерным является повышенное значение труда в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. При этом общественно полезный труд всегда являлся одним из средств исправления осужденных [12, с. 166]. Данное положение закреплено и в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ 1996 г. указано: «Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие».
Исследованию данного вопроса в науке уголовного права всегда уделялось большое внимание. Большой вклад в теорию и практику трудового использования лиц, содержащихся в местах лишения свободы, внесли: З.А. Астемиров [13], А.Н. Васильев [14], С.И. Дементьев [15], В.Е. Демин [16], А.В. Дымерский [16], А. И. Зубков [17], И. И. Карпец [18, с. 4], Ф. Т. Кузнецов [19], М.П. Мелентьев [20], Т.Е. Подымав [21], А.Л. Ременсон [22, с. 37], Н.А. Стручков [23], В.В. Тирский [16], В.С. Утевский [24], В.А. Уткин [25], И.В. Шмаров [21; 23] и другие ученые. Вместе с тем произошедшие в последние 15 лет социально-экономические изменения в нашей стране заметно изменили трудоиспользование осужденных. Речь идет о том, что при переходе экономики России на рыночные отношения и соответственно отказе от плановой экономики в хозяйственной деятельности исправительных учреждений возникли сложности, и прежде всего связанные с обеспечением осужденных оплачиваемой работой. В отношении колоний-поселений, как будет показано ниже, возникшие проблемы по ряду позиций стоят еще более остро, чем в исправительных колониях других видов.
Тем не менее, основные принципы привлечения осужденных к труду остались прежними. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных».
Основная новелла в регулировании труда осужденных по УИК РФ 1997 г. состоит в том, что дается указание на формы собственности предприятий, где могут привлекаться осужденные (ч. 1 ст. 103 УИК РФ) - ранее такого вопроса не существовало, поскольку все без исключения предприятия были государственными. Это положение УИК РФ находит более детальное развитие в ст. ст. 17-22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [26]. Так, согласно ст. 17 этого закона «Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и по возможности специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; 2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; 3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; 5) в форме предпринимательской деятельности».
А. Губенко высказал такое мнение по поводу привлечения осужденных к труду: «Уголовно-исполнительный кодекс РФ предписывает администрации исправительного учреждения привлекать всех осужденных к труду, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом Кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено. Получается, что администрация исправительного учреждения вынуждена нарушать закон, не выполняя предписаний п. 1 ст. 103 УИК.
Другая проблема заключается в том, что в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия (а именно такова организационно-правовая форма исправительных учреждений) преследуют цель получения прибыли.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Но фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль.
Вызывает недоумение положение ч. 6 ст. 103 УИК о безусловном запрете осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Получается, что даже при наруше-
182
нии работодателем правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии работник-осужденный вынужден работать, так как закон не позволяет ему прекратить работу для разрешения конфликта. А если осужденный прекратит работу, то его могут подвергнуть дисциплинарному взысканию за нарушение режима содержания. На наш взгляд, следует признать это положение неконституционным.
Учитывая особые условия пребывания осужденных в местах лишения свободы, запрет организовывать и проводить забастовки должен сохраняться, но работники-осужденные должны иметь право прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.
Основной же проблемой в сфере регулирования труда осужденных является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду.
Ведь в ст. 56 УК не говорится о лишении свободы с обязательным привлечением к труду. Следовательно, труд осужденных к лишению свободы - их право, а не обязанность. Осужденные должны быть свободны в выборе: трудиться им или нет, в связи с чем нужно на законодательном уровне закрепить такое право и предусмотреть отдельную статью в Трудовом кодексе РФ, посвященную особенностям регулирования труда этой категории лиц» [27].
С мнением А. Губенко можно согласиться лишь частично, в той части, что применение ст. 103 УИК РФ на практике вызывает трудности. Действительно, администрации исправительного учреждения трудно выполнить требование ч. 1 ст. 103 УИК РФ о том, что «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений», если по статистике в связи с ограниченностью рабочих мест, где может привлекаться труд осужденных, к труду привлекается лишь каждый четвертый.
Действительно содержание ч. 6 ст. 103, что «Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность» вызывает вопросы. Мы считаем, что законодателю необходимо было предусмотреть возможность отказа от работы или прекращения работы осужденными в случаях, если это явно угрожает их здоровью и жизни.
Можно поспорить с А. Губенко, в том, что производственная деятельность осужденных препятствует выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных и тем, что «фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль».
Во-первых, как известно организационная форма государственного унитарного предприятия необходима исправительным учреждениям, так как они подведомственны Федеральной службе исполнения наказания (структурное подразделение в Министерстве юстиции РФ), которая является органом исполнительной власти и не может иметь какую-либо другую организационную форму.
Во-вторых, статус предприятия исправительным учреждениям необходим для того, чтобы в соответствии с действующим законодательством на них была бы разрешена работа.
В-третьих, как общеизвестно, исправительные учреждения для государства не являются прибыльными, так как расходы на их содержание в несколько раз превышают их доходы.
В ст. 56 УК РФ дается понятие лишения свободы, как одного из видов наказания. Среди видов наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, нет такого наказания, как «обязательное привлечение к труду» и не может устанавливаться как дополнительное наказание к лишению свободы.
Привлечение осужденных к общественно полезному труду является одним из основных средств исправления осужденных, предусмотренным в ст. 9 УИК РФ. И не может указываться в ст. 56 УК РФ в дополнение к виду наказания.
Также как не указываются другие средства исправления осужденных, такие как режим, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Что касается ограничения гражданских (в том числе и трудовых) прав осужденных, так это прямо предусмотрено в Конституции РФ и других федеральных законах. Не могут осужденные иметь такие же трудовые права, как и все остальные граждане РФ.
В колониях-поселениях, в отличие от исправительных колоний всех других видов, осужденным предоставляются относительно более широкие возможности для выбора работы по своему желанию. Это основывается на законодательном положении о том, что в колониях-поселениях «труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться
183
администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения» (ч. 3 ст. 129 УИК РФ).
Изучение трудового воспитания, а вернее трудового использования осужденных, отбывающих наказания в колониях-поселениях, показало, что большинство из них к труду не привлекаются. Анализ статданных о труде поселенцев показал, что в среднем трудоиспользуются не более 20-24% от списочного состава. К тому же, они привлекаются, как правило, к неквалифицированным и низко оплачиваемым работам. Можно констатировать, что при наличии безработных, а их число с каждым годом увеличивается, организовать трудовое воспитание осужденных в колониях-поселениях невозможно.
По данным директора Федеральной службы исполнения наказаний России Юрия Калинина, в уголовно-исполнительной системе России действует около 600 промышленных предприятий. Из них более ста занимаются лесозаготовками, около ста двадцати - деревообработкой. Еще больше швейных фабрик и предприятий металлообработки. На этих предприятиях трудоустроено свыше 240 тыс. осужденных, в 2004 г. выпущено продукции на 15,8 млн руб. [28]. Как видим, «цифры говорят», что трудоиспользование осужденным является неэффективным и низко доходным.
О необходимости более широкого привлечения осужденных к труду говорил новый Министр юстиции Российской Федерации А. В. Коновалов 21.04.2009 г. на «Деловом завтраке» в «Российской газете»: «.Это должны быть места лишения свободы с порядком и дисциплиной. Но при этом с очень активным воздействием именно воспитательного характера. За счет, в первую очередь, вовлечения в трудовую деятельность. И, естественно, с соблюдением норм трудового законодательства. Чтобы у людей был стимул работать, стимул возвращаться в нормальное человеческое состояние» [29, с. 1-2].
05.05.2009 г. А. В. Коновалов в «РГ» предложил разделить спецконтингент, содержащийся в местах лишения свободы, на менее опасный, с пребыванием в спецкомендатуре, с обязательным привлечением к труду и более опасный с содержанием в тюрьме. А. В. Коновалов отметил: «Защита общества достигается не свирепостью, а неотвратимостью наказания. Главное, чтобы ни одно нарушение прав окружающих не проходило бесследно. Кроме того, создание новых возможностей для привлечения осужденных к труду повысит вероятность своевременного и полного возмещения потерпевшим материального и морального вреда от преступления» [30, с. 1, 4].
Мы согласны с А. В. Коноваловым в том, что привлечение осужденных, содержащихся в местах лишения свободы к труду, является в настоящее время, как и раньше, одним из основных средств достижения целей уголовного наказания.
Ссылки:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
2. Аблизин Н.Ф. Исправительно-трудовая колония-поселение: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05/Н.Ф. Аблизин. М, 1966. 234 с.
3. Бриллиантов А.В. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. По материалам спецпереписи 1989 г.: пособие / А.В. Бриллиантов,
A.С. Ерицян, Е.В. Середа. М.: НИИ МВД РФ, 1993. 50 с.
4. Булыков П. Лишает ли свободы колония-поселение? / П. Булыков // Российская юстиция. 2001. № 6.
5. Горобцов В.И. Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях / В.И. Горобцов, В.Е. Силков // Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Свердловск: Изд-во УрГУ. 1983. С. 103.
6. Горобцов В. И. Правовая характеристика колоний-поселений: монография /
B.И. Горобцов. Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2004. 131 с.
7. Зайко В. М. Некоторые аспекты классификации личности преступника /
В.М. Зайко // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе; ред. М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.Д. Пакутин. Свердловск: СЮИ, 1985. 152 с. С. 132.
8. Клюев Л.В. Некоторые проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях / Л.В. Клюев // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе; ред. М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.Д. Пакутин. Свердловск: СЮИ, 1985. 152 с. С. 99.
9. Михлин А.С. Колонии-поселения: история возникновения, правовая природа, перспективы развития / А.С. Михлин // Совершенствование уголовного законодательства и практика его применения; ред. А.С. Горелик. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1989. 192 с. С. 102.
10. Орлова К.Н. Проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях К.Н. Орлова // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2004.
184
11. Силков В.Е. Правовое регулирование карательно-воспитательного процесса в колониях поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08/В.Е. Силков. Свердловск, 1982.
12. Советское исправительно-трудовое право: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. лит., 1983. 351 с.
13. Астемиров З. А. Научный подход к организации исправления и перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях / З.А. Астемиров // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980. Вып. 33.
14. Васильев А.Н. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительнотрудового воздействия: уч. пос. / А.И. Васильев, А.В. Маслихин. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. 82 с.
15. Дементьев С.И. Лишение свободы: уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты /С.И. Дементьев. Ростов н/Д. Изд-во Рост. ун-та., 1981.
16. Демин В.Е. Профилактика отказов осужденных от работы в исправительнотрудовых учреждениях /В.Е. Демин, А.В. Дымерский, В.В. Тирский. М.: Изд-во политотдела ИТУ МВД СССР, 1973.
17. Зубков А.И. Трудовое воспитание заключенных в советских исправительнотрудовых учреждениях и его правовое регулирование /А.И. Зубков. Томск, 1970.
18. Карпец И.И. Проблемы исполнения наказаний и перевоспитания осужденных / И.И. Карпец // Исправительно-трудовые учреждения. 1981. № 14. С. 4.
19. Кузнецов Ф. Т. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений /Ф.Т. Кузнецов, Т.Е. Подымав, И.В. Шмаров. М.: Юрид. лит., 1968.
20. Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права: уч. пос. / М.П. Мелентьев. Рязань: РВШ МВД СССР, 1984. 58 с.
21. Ременсон А.Л. О содержании предмета исправительно-трудового законодательства / А.Л. Ременсон // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью; под. ред. проф. А.Л. Ременсона, проф. В.Д. Филимонова, доц. Ведерникова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. 138 с. С. 37.
22. Советское исправительно-трудовое право: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» /И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. лит., 1983. 351 с.
23. Утевский Б. С. Основные вопросы советской науки исправительно-трудового права / В.С. Утевский // Советское государство и право. 1957. № 9.
24. Уткин В. А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие / В.А. Уткин. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 189 с.
25. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. М., 1993. № 93 Ст. 1316.
26. Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы / А. Губенко // Законность. 2005. № 11.
27. Куликов В. Тюрьма с доставкой на дом. Новый глава тюремного ведомства готовится отменить арест как меру наказания / В. Куликов // Российская газета. 2005. № 3738. 6 апр.
28. Куликов В. Мягкая посадка. Министр юстиции Александр Коновалов полагает, что у тюремного заключения есть альтернатива - арестный дом / В. Куликов // Российская газета. 2009. № 70. 23 апреля. С. 1-2.
29. Куликов В. Статья без заключения. Под эгидой Министра юстиции готовится пакет законопроектов, которые сократят тюремное население страны / В. Куликов // Российская газета. 2009. № 78. 5 мая. С. 1-4.
1B5