Научная статья на тему 'Общественно полезный труд как средство достижения целей наказаний за неосторожные преступления'

Общественно полезный труд как средство достижения целей наказаний за неосторожные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
944
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОСТОРОЖНОСТЬ / ЦЕЛЬ / НАКАЗАНИЕ / ТРУД / КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / СРЕДСТВА / NEGLIGENCE / GOAL / PENALTY / WORK / SETTLEMENT COLONIES / THE CONVICT / MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евлоев Назир Даудович

В статье рассматривается трудовое использование лиц, осужденных за неосторожные преступления, предлагается расширить возможности привлечения осужденных к труду. По мнению автора, общественно полезный труд является эффективным средством достижения целей наказания. Актуальность статьи объясняется наблюдающимся ростом числа неосторожных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the use of employment of persons convicted of reckless crime. The author proposes to expand the capabilities of convicts to work. Considers that community service is an effective means of achieving the goals of punishment. Background articles explain the observed increase in the number of reckless crimes.

Текст научной работы на тему «Общественно полезный труд как средство достижения целей наказаний за неосторожные преступления»

УДК 343.222.4 E-1B

Евлоев Назир Даудович

кандидат юридических наук,

исполняющий обязанности начальника Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации [email protected]

Общественно полезный труд как средство достижения целей наказаний

за неосторожные преступления

Аннотация:

В статье рассматривается трудовое использование лиц, осужденных за неосторожные преступления, предлагается расширить возможности привлечения осужденных к труду. По мнению автора, общественно полезный труд является эффективным средством достижения целей наказания. Актуальность статьи объясняется наблюдающимся ростом числа неосторожных преступлений.

Ключевые слова: неосторожность, цель, наказание, труд, колония-поселение, осужденный, средства.

О средствах достижения целей исправления говорится в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В частности, в ст. 9 УИК сказано:

«1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения» [1].

Для достижения целей наказания и содержания осужденных созданы специальные исправительные учреждения. Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления отбывают наказание в колониях-поселениях, которые законодатель почему-то не именует исправительными. В п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ записано: «лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности..., - в колониях-поселениях». В других пунктах этой статьи, когда говорится о месте отбывания наказания осужденными за умышленные преступления, указываются исправительные колонии общего, строгого и особого режима.

В уголовно-исполнительном законодательстве также ни разу колонии-поселения не названы исправительными, в то же время колонии общего, строгого и особого режима именуются во всех случаях исправительными (ст. ст. 16, 78, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128 и 129 УИК РФ).

Представляется, что сам законодатель не считает, что осужденные за неосторожные преступления должны «исправляться». По крайней мере, отсутствие в уголовном и уголовноисполнительном законодательствах РФ приставки «исправительная» перед наименованием колония-поселение наводит на такую мысль.

Отбыванию наказания в колониях-поселениях были посвящены работы ряда ученых, среди них можно назвать: Н.Ф. Аблизина [2], А.В. Бриллиантова [3], П. Булыкова [4], В.И. Гороб-цова [5; 6], А.С. Ерицяна [3], В.М. Зайко [7], Л.В. Клюева [8], А.С. Михлина [9], К.Н. Орлову [10], Е.В. Середу [3], В.Е. Силкова [5; 11] и др. Все эти работы, несомненно, внесли свой вклад в изучение теории и практики отбывания наказания в колониях-поселениях.

Так, П. Булыков писал: «На каком же основании осужденный, содержащийся в колонии-поселении, считается лишенным свободы? Какие он имеет ограничения, свойственные этому виду наказания? Абсолютно никаких. Зачем же относить колонию-поселение к местам лишения свободы, если люди, содержащиеся в ней, свободы практически не лишены» [4]. С ним можно согласиться.

1B1

Рассмотрим трудовое использование лиц, содержащихся в колониях-поселениях, как одно из средств исправления осужденных в местах лишения свободы.

Для уголовно-исполнительной политики нашей страны традиционно, уже в течение нескольких десятилетий, характерным является повышенное значение труда в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. При этом общественно полезный труд всегда являлся одним из средств исправления осужденных [12, с. 166]. Данное положение закреплено и в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ 1996 г. указано: «Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие».

Исследованию данного вопроса в науке уголовного права всегда уделялось большое внимание. Большой вклад в теорию и практику трудового использования лиц, содержащихся в местах лишения свободы, внесли: З.А. Астемиров [13], А.Н. Васильев [14], С.И. Дементьев [15], В.Е. Демин [16], А.В. Дымерский [16], А. И. Зубков [17], И. И. Карпец [18, с. 4], Ф. Т. Кузнецов [19], М.П. Мелентьев [20], Т.Е. Подымав [21], А.Л. Ременсон [22, с. 37], Н.А. Стручков [23], В.В. Тирский [16], В.С. Утевский [24], В.А. Уткин [25], И.В. Шмаров [21; 23] и другие ученые. Вместе с тем произошедшие в последние 15 лет социально-экономические изменения в нашей стране заметно изменили трудоиспользование осужденных. Речь идет о том, что при переходе экономики России на рыночные отношения и соответственно отказе от плановой экономики в хозяйственной деятельности исправительных учреждений возникли сложности, и прежде всего связанные с обеспечением осужденных оплачиваемой работой. В отношении колоний-поселений, как будет показано ниже, возникшие проблемы по ряду позиций стоят еще более остро, чем в исправительных колониях других видов.

Тем не менее, основные принципы привлечения осужденных к труду остались прежними. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных».

Основная новелла в регулировании труда осужденных по УИК РФ 1997 г. состоит в том, что дается указание на формы собственности предприятий, где могут привлекаться осужденные (ч. 1 ст. 103 УИК РФ) - ранее такого вопроса не существовало, поскольку все без исключения предприятия были государственными. Это положение УИК РФ находит более детальное развитие в ст. ст. 17-22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [26]. Так, согласно ст. 17 этого закона «Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и по возможности специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; 2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; 3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; 5) в форме предпринимательской деятельности».

А. Губенко высказал такое мнение по поводу привлечения осужденных к труду: «Уголовно-исполнительный кодекс РФ предписывает администрации исправительного учреждения привлекать всех осужденных к труду, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом Кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено. Получается, что администрация исправительного учреждения вынуждена нарушать закон, не выполняя предписаний п. 1 ст. 103 УИК.

Другая проблема заключается в том, что в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия (а именно такова организационно-правовая форма исправительных учреждений) преследуют цель получения прибыли.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Но фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль.

Вызывает недоумение положение ч. 6 ст. 103 УИК о безусловном запрете осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Получается, что даже при наруше-

182

нии работодателем правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии работник-осужденный вынужден работать, так как закон не позволяет ему прекратить работу для разрешения конфликта. А если осужденный прекратит работу, то его могут подвергнуть дисциплинарному взысканию за нарушение режима содержания. На наш взгляд, следует признать это положение неконституционным.

Учитывая особые условия пребывания осужденных в местах лишения свободы, запрет организовывать и проводить забастовки должен сохраняться, но работники-осужденные должны иметь право прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.

Основной же проблемой в сфере регулирования труда осужденных является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду.

Ведь в ст. 56 УК не говорится о лишении свободы с обязательным привлечением к труду. Следовательно, труд осужденных к лишению свободы - их право, а не обязанность. Осужденные должны быть свободны в выборе: трудиться им или нет, в связи с чем нужно на законодательном уровне закрепить такое право и предусмотреть отдельную статью в Трудовом кодексе РФ, посвященную особенностям регулирования труда этой категории лиц» [27].

С мнением А. Губенко можно согласиться лишь частично, в той части, что применение ст. 103 УИК РФ на практике вызывает трудности. Действительно, администрации исправительного учреждения трудно выполнить требование ч. 1 ст. 103 УИК РФ о том, что «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений», если по статистике в связи с ограниченностью рабочих мест, где может привлекаться труд осужденных, к труду привлекается лишь каждый четвертый.

Действительно содержание ч. 6 ст. 103, что «Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность» вызывает вопросы. Мы считаем, что законодателю необходимо было предусмотреть возможность отказа от работы или прекращения работы осужденными в случаях, если это явно угрожает их здоровью и жизни.

Можно поспорить с А. Губенко, в том, что производственная деятельность осужденных препятствует выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных и тем, что «фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль».

Во-первых, как известно организационная форма государственного унитарного предприятия необходима исправительным учреждениям, так как они подведомственны Федеральной службе исполнения наказания (структурное подразделение в Министерстве юстиции РФ), которая является органом исполнительной власти и не может иметь какую-либо другую организационную форму.

Во-вторых, статус предприятия исправительным учреждениям необходим для того, чтобы в соответствии с действующим законодательством на них была бы разрешена работа.

В-третьих, как общеизвестно, исправительные учреждения для государства не являются прибыльными, так как расходы на их содержание в несколько раз превышают их доходы.

В ст. 56 УК РФ дается понятие лишения свободы, как одного из видов наказания. Среди видов наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, нет такого наказания, как «обязательное привлечение к труду» и не может устанавливаться как дополнительное наказание к лишению свободы.

Привлечение осужденных к общественно полезному труду является одним из основных средств исправления осужденных, предусмотренным в ст. 9 УИК РФ. И не может указываться в ст. 56 УК РФ в дополнение к виду наказания.

Также как не указываются другие средства исправления осужденных, такие как режим, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Что касается ограничения гражданских (в том числе и трудовых) прав осужденных, так это прямо предусмотрено в Конституции РФ и других федеральных законах. Не могут осужденные иметь такие же трудовые права, как и все остальные граждане РФ.

В колониях-поселениях, в отличие от исправительных колоний всех других видов, осужденным предоставляются относительно более широкие возможности для выбора работы по своему желанию. Это основывается на законодательном положении о том, что в колониях-поселениях «труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться

183

администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения» (ч. 3 ст. 129 УИК РФ).

Изучение трудового воспитания, а вернее трудового использования осужденных, отбывающих наказания в колониях-поселениях, показало, что большинство из них к труду не привлекаются. Анализ статданных о труде поселенцев показал, что в среднем трудоиспользуются не более 20-24% от списочного состава. К тому же, они привлекаются, как правило, к неквалифицированным и низко оплачиваемым работам. Можно констатировать, что при наличии безработных, а их число с каждым годом увеличивается, организовать трудовое воспитание осужденных в колониях-поселениях невозможно.

По данным директора Федеральной службы исполнения наказаний России Юрия Калинина, в уголовно-исполнительной системе России действует около 600 промышленных предприятий. Из них более ста занимаются лесозаготовками, около ста двадцати - деревообработкой. Еще больше швейных фабрик и предприятий металлообработки. На этих предприятиях трудоустроено свыше 240 тыс. осужденных, в 2004 г. выпущено продукции на 15,8 млн руб. [28]. Как видим, «цифры говорят», что трудоиспользование осужденным является неэффективным и низко доходным.

О необходимости более широкого привлечения осужденных к труду говорил новый Министр юстиции Российской Федерации А. В. Коновалов 21.04.2009 г. на «Деловом завтраке» в «Российской газете»: «.Это должны быть места лишения свободы с порядком и дисциплиной. Но при этом с очень активным воздействием именно воспитательного характера. За счет, в первую очередь, вовлечения в трудовую деятельность. И, естественно, с соблюдением норм трудового законодательства. Чтобы у людей был стимул работать, стимул возвращаться в нормальное человеческое состояние» [29, с. 1-2].

05.05.2009 г. А. В. Коновалов в «РГ» предложил разделить спецконтингент, содержащийся в местах лишения свободы, на менее опасный, с пребыванием в спецкомендатуре, с обязательным привлечением к труду и более опасный с содержанием в тюрьме. А. В. Коновалов отметил: «Защита общества достигается не свирепостью, а неотвратимостью наказания. Главное, чтобы ни одно нарушение прав окружающих не проходило бесследно. Кроме того, создание новых возможностей для привлечения осужденных к труду повысит вероятность своевременного и полного возмещения потерпевшим материального и морального вреда от преступления» [30, с. 1, 4].

Мы согласны с А. В. Коноваловым в том, что привлечение осужденных, содержащихся в местах лишения свободы к труду, является в настоящее время, как и раньше, одним из основных средств достижения целей уголовного наказания.

Ссылки:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Аблизин Н.Ф. Исправительно-трудовая колония-поселение: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05/Н.Ф. Аблизин. М, 1966. 234 с.

3. Бриллиантов А.В. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. По материалам спецпереписи 1989 г.: пособие / А.В. Бриллиантов,

A.С. Ерицян, Е.В. Середа. М.: НИИ МВД РФ, 1993. 50 с.

4. Булыков П. Лишает ли свободы колония-поселение? / П. Булыков // Российская юстиция. 2001. № 6.

5. Горобцов В.И. Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях / В.И. Горобцов, В.Е. Силков // Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Свердловск: Изд-во УрГУ. 1983. С. 103.

6. Горобцов В. И. Правовая характеристика колоний-поселений: монография /

B.И. Горобцов. Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2004. 131 с.

7. Зайко В. М. Некоторые аспекты классификации личности преступника /

В.М. Зайко // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе; ред. М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.Д. Пакутин. Свердловск: СЮИ, 1985. 152 с. С. 132.

8. Клюев Л.В. Некоторые проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях / Л.В. Клюев // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе; ред. М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.Д. Пакутин. Свердловск: СЮИ, 1985. 152 с. С. 99.

9. Михлин А.С. Колонии-поселения: история возникновения, правовая природа, перспективы развития / А.С. Михлин // Совершенствование уголовного законодательства и практика его применения; ред. А.С. Горелик. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1989. 192 с. С. 102.

10. Орлова К.Н. Проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях К.Н. Орлова // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2004.

184

11. Силков В.Е. Правовое регулирование карательно-воспитательного процесса в колониях поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08/В.Е. Силков. Свердловск, 1982.

12. Советское исправительно-трудовое право: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. лит., 1983. 351 с.

13. Астемиров З. А. Научный подход к организации исправления и перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях / З.А. Астемиров // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980. Вып. 33.

14. Васильев А.Н. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительнотрудового воздействия: уч. пос. / А.И. Васильев, А.В. Маслихин. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. 82 с.

15. Дементьев С.И. Лишение свободы: уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты /С.И. Дементьев. Ростов н/Д. Изд-во Рост. ун-та., 1981.

16. Демин В.Е. Профилактика отказов осужденных от работы в исправительнотрудовых учреждениях /В.Е. Демин, А.В. Дымерский, В.В. Тирский. М.: Изд-во политотдела ИТУ МВД СССР, 1973.

17. Зубков А.И. Трудовое воспитание заключенных в советских исправительнотрудовых учреждениях и его правовое регулирование /А.И. Зубков. Томск, 1970.

18. Карпец И.И. Проблемы исполнения наказаний и перевоспитания осужденных / И.И. Карпец // Исправительно-трудовые учреждения. 1981. № 14. С. 4.

19. Кузнецов Ф. Т. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений /Ф.Т. Кузнецов, Т.Е. Подымав, И.В. Шмаров. М.: Юрид. лит., 1968.

20. Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права: уч. пос. / М.П. Мелентьев. Рязань: РВШ МВД СССР, 1984. 58 с.

21. Ременсон А.Л. О содержании предмета исправительно-трудового законодательства / А.Л. Ременсон // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью; под. ред. проф. А.Л. Ременсона, проф. В.Д. Филимонова, доц. Ведерникова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. 138 с. С. 37.

22. Советское исправительно-трудовое право: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» /И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. лит., 1983. 351 с.

23. Утевский Б. С. Основные вопросы советской науки исправительно-трудового права / В.С. Утевский // Советское государство и право. 1957. № 9.

24. Уткин В. А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие / В.А. Уткин. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 189 с.

25. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. М., 1993. № 93 Ст. 1316.

26. Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы / А. Губенко // Законность. 2005. № 11.

27. Куликов В. Тюрьма с доставкой на дом. Новый глава тюремного ведомства готовится отменить арест как меру наказания / В. Куликов // Российская газета. 2005. № 3738. 6 апр.

28. Куликов В. Мягкая посадка. Министр юстиции Александр Коновалов полагает, что у тюремного заключения есть альтернатива - арестный дом / В. Куликов // Российская газета. 2009. № 70. 23 апреля. С. 1-2.

29. Куликов В. Статья без заключения. Под эгидой Министра юстиции готовится пакет законопроектов, которые сократят тюремное население страны / В. Куликов // Российская газета. 2009. № 78. 5 мая. С. 1-4.

1B5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.