Научная статья на тему 'Режим как средство достижения целей наказания за неосторожные преступления'

Режим как средство достижения целей наказания за неосторожные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / КАРАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ТЮРЬМА / АРЕСТНЫЙ ДОМ / MODE / NEGLIGENCE / PUNITIVE FUNCTION / THE COLONY-SETTLEMENT / PENALTY / SENTENCED / JAIL / DETENTION HOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евлоев Назир Даудович

Статья посвящена исследованию режима как средства достижения целей наказания за неосторожные преступления. В работе исследуются функции, выполняемые режимом: карательная, воспитательная, регулирования уголовно-правовой кары, общего и частного предупреждения преступлений, а также обеспечения эффективного применения других средств исправления осужденных. Предлагается ликвидировать колонии-поселения и содержать лишенных свободы за неосторожные преступления в тюрьмах или арестных домах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mode as a means of achieving the objectives of punishment for the crime of reckless

This article is devoted to the regime as a means of achieving the objectives of punishment for reckless crime. This paper investigates the functions performed by the regime: a punitive, educational, management of penal punishment, general and private crime prevention, as well as ensuring the effective application of other means of correction. It is proposed to eliminate the colony-settlement and contain incarcerated for reckless crimes in prisons or detention centers.

Текст научной работы на тему «Режим как средство достижения целей наказания за неосторожные преступления»

Евлоев Н.Д.

Режим как средство достижения целей наказания за неосторожные

преступления

Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1] основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Для достижения целей наказания и содержания осужденных созданы специальные исправительные учреждения. Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления отбывают наказание в колониях-поселениях, которые законодатель почему-то не именует исправительными. В пункте «а» части 1 статьи 58 УК РФ записано: «...лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности. - в колониях-поселениях». В других пунктах этой статьи, когда говорится о месте отбывания наказания осужденными за умышленные преступления, указываются исправительные колонии общего, строгого и особого режимов.

В уголовно-исполнительном законодательстве также ни разу колонии-поселения не названы исправительными, в то же время колонии общего, строгого и особого режимов во всех случаях именуются исправительными (ст. 16, 78, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128 и 129 УИК РФ).

Видимо, сам законодатель не считает, что осужденные за неосторожные преступления должны «исправляться». Отсутствие в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах РФ перед наименованием «колония-поселение» слова «исправительная» наводит на эту мысль.

П. Булыков писал: «На каком же основании осужденный, содержащийся в колонии-поселении, считается лишенным свободы? Какие он имеет ограничения, свойственные этому виду наказания? Абсолютно никаких. Зачем же относить колонию-поселение к местам лишения свободы, если люди, содержащиеся в ней, свободы практически не лишены» [2]. С ним можно согласиться.

Основным средством исправления осужденных в местах лишения свободы является режим. По своему содержанию он выполняет следующие функции: карательную, воспитательную,

регулирования уголовно-правовой кары, общего и частного предупреждения преступлений, а также обеспечения эффективного применения других средств исправления осужденных. Из этих функций важнейшей представляется именно карательная функция, реализуемая путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают прежде всего сферу субъективных гражданских прав. Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ «.при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации», т.е. осужденные несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан с ограничениями, вытекающими из режима, определенного для отбывания данного вида наказания.

При этом в колониях-поселениях предусмотрены наименьшие ограничения для осужденных к лишению свободы. Соблюдение осужденными требований режима в колониях-поселениях обеспечивается, прежде всего, выполнением всеми работниками исправительного учреждения и иными лицами, вступающими в контакт с осужденными, требований уголовно-исполнительного законодательства. Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» [3] администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [4], утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения. Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в колонии-поселении, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования. Согласно нормам уголовноисполнительного закона (ч. 3 ст. 9 УИК РФ) средства исправления осужденных (в данном случае -режим содержания осужденных) применяются с учетом вида наказания, характера и степени

общественной опасности совершенного преступления и личности осужденных в зависимости от их поведения. Таким образом, законодатель определил специфику применения основных средств исправления осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, которые определяются в том числе и характеристиками личности осужденных. Говоря о режиме отбывания наказания в колониях-поселениях, следует обратиться, прежде всего, к нормативно-правовым установлениям, содержащимся в УИК РФ, Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, а также ряду других нормативно-правовых актов, о которых пойдет речь ниже.

Согласно ч. 2 ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях осужденные отбывают наказание в одних и тех же условиях. В соответствии же с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ условия отбывания наказания в колониях-поселениях заключаются в следующем: осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии, т.е. в этих учреждениях отсутствует вооруженная охрана осужденных; в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения осужденные могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы или в связи с обучением [5, с. 14].

В связи с этим важнейшее значение придается передвижению без надзора вне колонии-поселения. Необходимо акцентировать внимание на определении границ колоний-поселений и выяснении вопроса о понятии территории административно-территориальных образований [6, с. 42]. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, определяют органы местного самоуправления. Границы колонии-поселения устанавливаются с учетом местонахождения колонии в радиусе не более 5 километров по заметным ориентирам (берегам рек, дорогам, просекам и т.п.) и обозначаются на местности специальными табличками, а в пределах населенного пункта колония-поселение огораживается забором, который и определяет границы ее территории [7, с. 471; 8, с. 285]. В качестве центра колонии-поселения рассматривается обычно ее штаб, где располагаются основные службы администрации исправительного учреждения. Вместе с тем в литературе справедливо указывается на то, что расстояние в 5 километров в настоящее время нормативно не закреплено, и в практике оно не всегда выдерживается [9, с. 24]. И это при том, что в Правилах внутреннего распорядка ИТУ 1986 г. (§ 8) такая норма имела место [4]. Мы считаем, такую норму следует вновь включить в нормативные акты. Далее, законодатель оставляет открытым ответ на вопрос, что следует понимать под административно-территориальным образованием, упоминающимся в ст. 129 УИК РФ. Возможны различные варианты ответов: территория субъектов Федерации (республики в составе Российской Федерации, автономные области, автономные округа, края, области, города федерального значения), территория городов и районов, территория населенного пункта по месту дислокации колонии-поселения.

Рассмотрим еще несколько условий отбывания наказания в колониях-поселениях, характеризующих режим содержания в указанных исправительных учреждениях:

- согласно п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ осужденные могут носить гражданскую одежду. При этом предусмотренное ст. 82 УИК РФ режимное требование для осужденных к лишению свободы о ношении одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками на осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, не распространяется. Такая же норма содержится в ч. 2 § 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это режимное требование вполне логично вытекает из того факта, что осужденные пользуются относительно большей свободой передвижения, много времени проводят за пределами колоний-поселений, тесно общаются с гражданским населением. При таких обстоятельствах униформа для осужденных, используемая в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, теряет смысл;

- осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ);

- осужденные в колониях-поселениях получают без ограничения посылки, передачи и бандероли (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ);

- осужденные в колониях-поселениях могут иметь свидания без ограничения их количества (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ). Это режимное требование также вытекает из существенно меньшей степени ограничений свободы передвижения осужденных в колониях-поселениях.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 123 УИК РФ осужденные, содержащиеся в колониях-поселениях, проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Однако осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения. Следует заметить, что проверки наличия осужденных, проживающих в специально предназначенных для них общежитиях, осуществляются в соответствии с § 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, т.е. ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток, например, при обнаружении признаков готовящегося побега осужденных. Проверки проводятся в установленных местах на общем построении осужденных путем количественного подсчета и пофамильной переклички. От построения освобождаются отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также занятые на производстве, останавливать которое невозможно. Их проверка проводится по местам пребывания осужденных. В ненастную погоду и при низкой температуре, когда работы вне помещений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений о работе на открытом воздухе в холодное время года не допускаются, проверки проводятся в помещении - на практике в качестве таковых используют, как правило, коридоры общежитий или залы для проведения массовых мероприятий. Проверки наличия осужденных в штрафных изоляторах колоний-поселений проводятся покамерно, в данном случае процедура такая же, как и в колониях общего, строгого и особого режимов. Как указывалось выше, проверки наличия осужденных, проживающих с семьями, в колониях-поселениях осуществляются согласно требованиям п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ путем явки их до четырех раз в месяц в установленное время для регистрации к оперативному дежурному учреждения. В этой связи представляется не соответствующим требованию закона нормативное установление, закрепленное в Положении о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы от 5 ноября 1997 г., согласно которому «проверки наличия осужденных, проживающих с семьями, осуществляются путем явки их ежедневно в установленное время для регистрации к оперативному дежурному» (ч. 1 ст. 3). Также согласно п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться представителями администрации колонии-поселения в любое время. Причем речь идет не только об общежитиях, специально предназначенных для осужденных, но и тех жилых помещениях, где они проживают со своими семьями. Такой подход представляется обоснованным, поскольку правовое положение осужденного в связи с тем, что он проживает с семьей, а не отдельно от семьи, не меняется.

Следующей важнейшей характеристикой режима содержания осужденных является надзор за ними. В этой связи в юридической литературе отмечается, что «надзор за осужденными имеет задачей предупреждение и пресечение среди них преступлений и иных правонарушений, обеспечение личной безопасности как самих осужденных, так и персонала этих учреждений. Надзор осуществляется круглосуточно на всех объектах мест лишения свободы, в жилых помещениях при проведении культурно-массовых мероприятий, на производственных объектах, в местах проведения досуга (библиотеке, клубе и т.д.). Для повышения эффективности надзора за осужденными широко используются технические средства.

Исследованию режима отбывания наказания были посвящены труды М.А. Громова [9], А.Г. Тер-Саакяна [10] и других ученых.

Исследованием режима отбывания наказания применительно к колониям-поселениям занимались Н.Ф. Аблизин [11], В.И. Горобцов [12, с. 97], В.Е. Силков и др. [13].

В.И. Горобцов предложил следующую классификацию средств обеспечения режима в исправительных учреждениях в виде колоний-поселений: а) надзор за осужденными, под которым понимается система мер, направленных на обеспечение процесса исполнения наказания в колониях-поселениях путем постоянного контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения с их стороны противоправных действий, обеспечения режима содержания, а также обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений; при этом элементами надзора являются: постоянное наблюдение за осужденными, включающее в себя аудиовизуальные, электронные и иные технические средства; обеспечение выполнения осужденными своих прав и обязанностей; осуществление установленного пропускного режима; проведение проверок наличия осужденных; проведение обысков осужденных, помещений жилых и производственных объектов, а также осмотров территории колонии-поселения; изъятие запрещенных предметов, веществ и продуктов питания; обеспечение порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами; контроль за ведением осужденными телефонных переговоров; досмотр, проверку и выдачу посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также досмотр и проверку посылок, бандеролей, отправляемых поселенцами; контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими колонии-поселения, установленного порядка взаимоотношений с осужденными, проведение в необходимых случаях досмотра вещей и одежды этих лиц при входе на территорию колонии-поселения и выходе с нее; обеспечение установленного порядка отбывания осужденными меры взыскания в штрафном изоляторе; патрулирование территории колонии-поселения и близлежащей местности по специальным планам и во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел и представителями общественности; б) оперативноразыскная деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), задачами которой являются обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение; в) меры безопасности, применяемые в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных деяний, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») [12, с. 97].

Подводя итог сказанному о режиме отбывания наказания в колониях-поселениях, можно констатировать, что режим отбывания наказания в колониях-поселениях по действующему законодательству имеет свою ярко выраженную специфику (если иметь в виду режим исправительных учреждений, к разновидности которых относятся и колонии-поселения), которая заключается в том, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором. Тем самым подчеркивается особое состояние режима отбывания наказания в этом виде колоний, предполагающее значительно большую степень передвижения осужденных как внутри колонии-поселения, так и за ее пределами. Однако нормативно-правовые акты, регулирующие режимные требования в исправительных учреждениях, явно в недостаточной степени учитывают это обстоятельство и распространяют многие режимные требования в одинаковой степени как для колоний общего, строгого и особого режимов, так и для колоний-поселений. В этой связи

представляется необходимым в соответствующих нормативно-правовых актах выделять блок норм, относящихся к колониям-поселениям.

В заключение отметим, что в колониях-поселениях цели наказания - исправления осужденных

- не достичь. Следовательно, данные учреж-дения необходимо не только реформировать, а ликвидировать и содержать лишенных свободы, как это иногда имеет место, в тюрьмах или арестных домах.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Булыков П. Лишает ли свободы колония-поселение? // Российская юстиция. 2001. № 6.

3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. М., 1993. № 93. Ст. 1316.

4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2005. № 47.

5. Барабанов Н. Понятие и содержание надзора за осужденными в исправительных колониях // Человек: преступление и наказание. 1999. № 1.

6. Орлова К.Н. Проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2004.

7. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро, 1997.

8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Зуб-ков. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997.

9. Громов М.А. Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях. Рязань, 2001.

10. Тер-Саакян А.Г. Режим исправительных колоний: Монография. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004.

11. Аблизин Н.Ф. Исправительно-трудовая колония-поселение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966.

12. Горобцов В.И. Правовая характеристика колоний-поселений: Монография. Красноярск, 2004.

13. Силков В.Е. Правовое регулирование карательно-воспитательного процесса в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.