Евлоев Н.Д.
Режим как средство достижения целей наказания за неосторожные
преступления
Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1] основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Для достижения целей наказания и содержания осужденных созданы специальные исправительные учреждения. Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления отбывают наказание в колониях-поселениях, которые законодатель почему-то не именует исправительными. В пункте «а» части 1 статьи 58 УК РФ записано: «...лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности. - в колониях-поселениях». В других пунктах этой статьи, когда говорится о месте отбывания наказания осужденными за умышленные преступления, указываются исправительные колонии общего, строгого и особого режимов.
В уголовно-исполнительном законодательстве также ни разу колонии-поселения не названы исправительными, в то же время колонии общего, строгого и особого режимов во всех случаях именуются исправительными (ст. 16, 78, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128 и 129 УИК РФ).
Видимо, сам законодатель не считает, что осужденные за неосторожные преступления должны «исправляться». Отсутствие в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах РФ перед наименованием «колония-поселение» слова «исправительная» наводит на эту мысль.
П. Булыков писал: «На каком же основании осужденный, содержащийся в колонии-поселении, считается лишенным свободы? Какие он имеет ограничения, свойственные этому виду наказания? Абсолютно никаких. Зачем же относить колонию-поселение к местам лишения свободы, если люди, содержащиеся в ней, свободы практически не лишены» [2]. С ним можно согласиться.
Основным средством исправления осужденных в местах лишения свободы является режим. По своему содержанию он выполняет следующие функции: карательную, воспитательную,
регулирования уголовно-правовой кары, общего и частного предупреждения преступлений, а также обеспечения эффективного применения других средств исправления осужденных. Из этих функций важнейшей представляется именно карательная функция, реализуемая путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают прежде всего сферу субъективных гражданских прав. Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ «.при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации», т.е. осужденные несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан с ограничениями, вытекающими из режима, определенного для отбывания данного вида наказания.
При этом в колониях-поселениях предусмотрены наименьшие ограничения для осужденных к лишению свободы. Соблюдение осужденными требований режима в колониях-поселениях обеспечивается, прежде всего, выполнением всеми работниками исправительного учреждения и иными лицами, вступающими в контакт с осужденными, требований уголовно-исполнительного законодательства. Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» [3] администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [4], утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения. Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в колонии-поселении, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования. Согласно нормам уголовноисполнительного закона (ч. 3 ст. 9 УИК РФ) средства исправления осужденных (в данном случае -режим содержания осужденных) применяются с учетом вида наказания, характера и степени
общественной опасности совершенного преступления и личности осужденных в зависимости от их поведения. Таким образом, законодатель определил специфику применения основных средств исправления осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, которые определяются в том числе и характеристиками личности осужденных. Говоря о режиме отбывания наказания в колониях-поселениях, следует обратиться, прежде всего, к нормативно-правовым установлениям, содержащимся в УИК РФ, Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, а также ряду других нормативно-правовых актов, о которых пойдет речь ниже.
Согласно ч. 2 ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях осужденные отбывают наказание в одних и тех же условиях. В соответствии же с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ условия отбывания наказания в колониях-поселениях заключаются в следующем: осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии, т.е. в этих учреждениях отсутствует вооруженная охрана осужденных; в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения осужденные могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы или в связи с обучением [5, с. 14].
В связи с этим важнейшее значение придается передвижению без надзора вне колонии-поселения. Необходимо акцентировать внимание на определении границ колоний-поселений и выяснении вопроса о понятии территории административно-территориальных образований [6, с. 42]. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, определяют органы местного самоуправления. Границы колонии-поселения устанавливаются с учетом местонахождения колонии в радиусе не более 5 километров по заметным ориентирам (берегам рек, дорогам, просекам и т.п.) и обозначаются на местности специальными табличками, а в пределах населенного пункта колония-поселение огораживается забором, который и определяет границы ее территории [7, с. 471; 8, с. 285]. В качестве центра колонии-поселения рассматривается обычно ее штаб, где располагаются основные службы администрации исправительного учреждения. Вместе с тем в литературе справедливо указывается на то, что расстояние в 5 километров в настоящее время нормативно не закреплено, и в практике оно не всегда выдерживается [9, с. 24]. И это при том, что в Правилах внутреннего распорядка ИТУ 1986 г. (§ 8) такая норма имела место [4]. Мы считаем, такую норму следует вновь включить в нормативные акты. Далее, законодатель оставляет открытым ответ на вопрос, что следует понимать под административно-территориальным образованием, упоминающимся в ст. 129 УИК РФ. Возможны различные варианты ответов: территория субъектов Федерации (республики в составе Российской Федерации, автономные области, автономные округа, края, области, города федерального значения), территория городов и районов, территория населенного пункта по месту дислокации колонии-поселения.
Рассмотрим еще несколько условий отбывания наказания в колониях-поселениях, характеризующих режим содержания в указанных исправительных учреждениях:
- согласно п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ осужденные могут носить гражданскую одежду. При этом предусмотренное ст. 82 УИК РФ режимное требование для осужденных к лишению свободы о ношении одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками на осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, не распространяется. Такая же норма содержится в ч. 2 § 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это режимное требование вполне логично вытекает из того факта, что осужденные пользуются относительно большей свободой передвижения, много времени проводят за пределами колоний-поселений, тесно общаются с гражданским населением. При таких обстоятельствах униформа для осужденных, используемая в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, теряет смысл;
- осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ);
- осужденные в колониях-поселениях получают без ограничения посылки, передачи и бандероли (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ);
- осужденные в колониях-поселениях могут иметь свидания без ограничения их количества (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ). Это режимное требование также вытекает из существенно меньшей степени ограничений свободы передвижения осужденных в колониях-поселениях.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 123 УИК РФ осужденные, содержащиеся в колониях-поселениях, проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Однако осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения. Следует заметить, что проверки наличия осужденных, проживающих в специально предназначенных для них общежитиях, осуществляются в соответствии с § 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, т.е. ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток, например, при обнаружении признаков готовящегося побега осужденных. Проверки проводятся в установленных местах на общем построении осужденных путем количественного подсчета и пофамильной переклички. От построения освобождаются отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также занятые на производстве, останавливать которое невозможно. Их проверка проводится по местам пребывания осужденных. В ненастную погоду и при низкой температуре, когда работы вне помещений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений о работе на открытом воздухе в холодное время года не допускаются, проверки проводятся в помещении - на практике в качестве таковых используют, как правило, коридоры общежитий или залы для проведения массовых мероприятий. Проверки наличия осужденных в штрафных изоляторах колоний-поселений проводятся покамерно, в данном случае процедура такая же, как и в колониях общего, строгого и особого режимов. Как указывалось выше, проверки наличия осужденных, проживающих с семьями, в колониях-поселениях осуществляются согласно требованиям п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ путем явки их до четырех раз в месяц в установленное время для регистрации к оперативному дежурному учреждения. В этой связи представляется не соответствующим требованию закона нормативное установление, закрепленное в Положении о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы от 5 ноября 1997 г., согласно которому «проверки наличия осужденных, проживающих с семьями, осуществляются путем явки их ежедневно в установленное время для регистрации к оперативному дежурному» (ч. 1 ст. 3). Также согласно п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться представителями администрации колонии-поселения в любое время. Причем речь идет не только об общежитиях, специально предназначенных для осужденных, но и тех жилых помещениях, где они проживают со своими семьями. Такой подход представляется обоснованным, поскольку правовое положение осужденного в связи с тем, что он проживает с семьей, а не отдельно от семьи, не меняется.
Следующей важнейшей характеристикой режима содержания осужденных является надзор за ними. В этой связи в юридической литературе отмечается, что «надзор за осужденными имеет задачей предупреждение и пресечение среди них преступлений и иных правонарушений, обеспечение личной безопасности как самих осужденных, так и персонала этих учреждений. Надзор осуществляется круглосуточно на всех объектах мест лишения свободы, в жилых помещениях при проведении культурно-массовых мероприятий, на производственных объектах, в местах проведения досуга (библиотеке, клубе и т.д.). Для повышения эффективности надзора за осужденными широко используются технические средства.
Исследованию режима отбывания наказания были посвящены труды М.А. Громова [9], А.Г. Тер-Саакяна [10] и других ученых.
Исследованием режима отбывания наказания применительно к колониям-поселениям занимались Н.Ф. Аблизин [11], В.И. Горобцов [12, с. 97], В.Е. Силков и др. [13].
В.И. Горобцов предложил следующую классификацию средств обеспечения режима в исправительных учреждениях в виде колоний-поселений: а) надзор за осужденными, под которым понимается система мер, направленных на обеспечение процесса исполнения наказания в колониях-поселениях путем постоянного контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения с их стороны противоправных действий, обеспечения режима содержания, а также обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений; при этом элементами надзора являются: постоянное наблюдение за осужденными, включающее в себя аудиовизуальные, электронные и иные технические средства; обеспечение выполнения осужденными своих прав и обязанностей; осуществление установленного пропускного режима; проведение проверок наличия осужденных; проведение обысков осужденных, помещений жилых и производственных объектов, а также осмотров территории колонии-поселения; изъятие запрещенных предметов, веществ и продуктов питания; обеспечение порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами; контроль за ведением осужденными телефонных переговоров; досмотр, проверку и выдачу посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также досмотр и проверку посылок, бандеролей, отправляемых поселенцами; контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими колонии-поселения, установленного порядка взаимоотношений с осужденными, проведение в необходимых случаях досмотра вещей и одежды этих лиц при входе на территорию колонии-поселения и выходе с нее; обеспечение установленного порядка отбывания осужденными меры взыскания в штрафном изоляторе; патрулирование территории колонии-поселения и близлежащей местности по специальным планам и во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел и представителями общественности; б) оперативноразыскная деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), задачами которой являются обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение; в) меры безопасности, применяемые в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных деяний, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») [12, с. 97].
Подводя итог сказанному о режиме отбывания наказания в колониях-поселениях, можно констатировать, что режим отбывания наказания в колониях-поселениях по действующему законодательству имеет свою ярко выраженную специфику (если иметь в виду режим исправительных учреждений, к разновидности которых относятся и колонии-поселения), которая заключается в том, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором. Тем самым подчеркивается особое состояние режима отбывания наказания в этом виде колоний, предполагающее значительно большую степень передвижения осужденных как внутри колонии-поселения, так и за ее пределами. Однако нормативно-правовые акты, регулирующие режимные требования в исправительных учреждениях, явно в недостаточной степени учитывают это обстоятельство и распространяют многие режимные требования в одинаковой степени как для колоний общего, строгого и особого режимов, так и для колоний-поселений. В этой связи
представляется необходимым в соответствующих нормативно-правовых актах выделять блок норм, относящихся к колониям-поселениям.
В заключение отметим, что в колониях-поселениях цели наказания - исправления осужденных
- не достичь. Следовательно, данные учреж-дения необходимо не только реформировать, а ликвидировать и содержать лишенных свободы, как это иногда имеет место, в тюрьмах или арестных домах.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
2. Булыков П. Лишает ли свободы колония-поселение? // Российская юстиция. 2001. № 6.
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. М., 1993. № 93. Ст. 1316.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2005. № 47.
5. Барабанов Н. Понятие и содержание надзора за осужденными в исправительных колониях // Человек: преступление и наказание. 1999. № 1.
6. Орлова К.Н. Проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2004.
7. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро, 1997.
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Зуб-ков. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997.
9. Громов М.А. Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях. Рязань, 2001.
10. Тер-Саакян А.Г. Режим исправительных колоний: Монография. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004.
11. Аблизин Н.Ф. Исправительно-трудовая колония-поселение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966.
12. Горобцов В.И. Правовая характеристика колоний-поселений: Монография. Красноярск, 2004.
13. Силков В.Е. Правовое регулирование карательно-воспитательного процесса в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982.