Научная статья на тему 'Режим обеспечения реализации наказания в виде лишения свободы'

Режим обеспечения реализации наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1972
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТБЫВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕРЫ / КАРАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин В.Е.

В статье рассматриваются понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях, его карательная и обеспечивающая функции, предпринимается попытка определить режим в широком смысле как наказание и в узком как обеспечение реализации наказания, анализируются режимные меры безопасности предупредительного, пресекательного и дисциплинарного свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Режим обеспечения реализации наказания в виде лишения свободы»

УДК 343.82

Режим обеспечения реализации наказания в виде лишения свободы

■ В.Е. ЮЖАНИН - профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

В статье рассматриваются понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях, его карательная и обеспечивающая функции, предпринимается попытка определить режим в широком смысле как наказание и в узком - как обеспечение реализации наказания, анализируются режимные меры безопасности предупредительного, пресекательного и дисциплинарного свойства.

Ключевые слова: режим в исправительном учреждении; обеспечение отбывания и исполнения лишения свободы; меры предупреждения, пресечения и безопасности; дисциплинарные меры; карательные условия.

Regime of punishment implementation of imprisonment

V.E. YUZHANIN - Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Professor of the Department of Penal Law of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Law, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation

The article discusses the concept of the regime of serving the sentence in prison, its punitive and providing functions, it attempts to determine the regime in a broad sense as a punishment and a narrow - as providing the implementation of punishment, it analyzes regime security warning, disciplinary and preclusive properties.

Keywords: regime in prison; providing serving and execution of imprisonment; measures to prevent, combat and security; disciplinary measures; punitive conditions.

Согласно ч. 2 ст. 56 УК РФ режим вида исправительного учреждения определяется по его широкому толкованию, включающему в себя все принудительные элементы, составляющие наказание и процесс обеспечения его реализации. Вот как пишут об этом А.Е. Наташев и Н.А. Стручков: «По нашему мнению, главное не в том, что режим обеспечивает изоляцию и определенные

ограничения, а в том, что режим лишения свободы предполагает изоляцию и ограничения, соответствующие природе лишения свободы. В этом смысле лишение свободы выражается в конкретном режиме»1. В современной юридической литературе авторы, говоря о режиме, включают в него все средства воздействия на осужденного, составляющие принуждение при исполнении

наказания2. Например, выделяя средства обеспечения режима (охрану, надзор, меры предупреждения, безопасности и пр.), выводя их за его пределы, они одновременно, давая определение режима как порядка отбывания (исполнения) наказания, включают в это определение все принудительные элементы лишения свободы как наказания, в том числе и указанные средства. Предусмотренные в ст. 82 УИК РФ требования режима рассматриваются ими как его содержание3.

Но тогда вполне резонно возникает вопрос: охрана, изоляция осужденных, надзор за ними, личная безопасность осужденных и персонала и другие меры воздействия на осужденных - это средства режима или средства, его обеспечивающие? В последнее время в науке уголовно-исполнительного права они рассматриваются как средства, обеспечивающие режим4. Да это и очевидно: охрана осужденных, надзор за ними, меры безопасности выступают как самостоятельные меры, обеспечивающие изоляцию осужденных и правопорядок в исправительном учреждении.

В довольно широком смысле и весьма неудачно, на наш взгляд, режим определен в УИК РФ: как порядок исполнения и отбывания наказания он обеспечивает и карательные средства лишения свободы (изоляцию осужденных, исполнение ими обязанностей, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказания) и иные принудительные средства воздействия на осужденных (охрану, надзор, личную безопасность, раздельное содержание различных категорий осужденных и др.). Все, что режим обеспечивает, это требования режима, которые однозначно в литературе рассматриваются как элементы, составляющие его содержание. Но так ли это? Попробуем разобраться.

Обеспечивать - значит гарантировать, делать возможным, создавать условия; содержать, заключать в себе5. Скорее всего, в литературе по уголовно-исполнительному праву слово «обеспечивать» употребляется в значении «содержать, заключать в себе», а не гарантировать что-либо. Только в таком смысле оно может включать в себя все перечисленные требования режима.

На наш взгляд, карательные условия отбывания наказания в различных видах исправительных учреждений не могут составлять содержание режима, если его рассматривать как порядок исполнения и отбывания наказания. Условия отбывания

наказания и их изменение выведены законодателем за пределы режима, так как они предопределены в иных главах УИК РФ (13, 16, 17), чем режим (гл. 12). Условия отбывания наказания заключаются в том, что осужденному разрешается расходовать определенную сумму денег, иметь определенное число краткосрочных и длительных свиданий в течение года, получать определенное количество посылок (передач), бандеролей, а также проживать в общежитиях, запираемых помещениях, помещениях камерного типа или запираемых общих камерах и пр. Данные условия варьируются в зависимости от вида режима исправительной колонии,назначенного судом в приговоре, а внутри исправительной, воспитательной колонии, тюрьмы - от поведения осужденного.

Слово «порядок» никак не может включать в себя условия исполнения и отбывания наказания. В буквальном смысле оно означает «систему, налаженность, распорядок, очередность, строй»6. В этом смысле режим означает порядок отбывания наказания осужденными и порядок его исполнения администрацией. Если иметь в виду, что слово «режим» иностранного происхождения (от фр. regime) и его синонимами в русском языке являются слова «уклад» или «образ жизни», то в этом смысле оно идентифицируется с режимом в армии, в школе, на заводе и т.д. Во втором значении слово «режим» в переводе с латинского понимается как управление (людьми) и имеет отношение к понятию «исполнение наказания».

Режим отбывания наказания - это порядок реализации карательных условий отбывания наказания, распорядок жизни, труда, учебы и отдыха осужденных. В основе лежит система обязательных правил, регулирующих и упорядочивающих поведение осужденных. Режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации исправительного учреждения по организации обеспечения условий отбывания наказания осужденными (распорядка дня, приобретения посылок, предоставления свиданий и пр.). Если отбывание и исполнение наказания определить общим для них термином «реализация», то порядок реализации наказания будет обозначать режим лишения свободы в обоих значениях.

Порядок реализации условий отбывания наказания осужденными регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В общих положениях указывается, что они регулируют и конкретизируют вопросы деятельности

учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей. Так, данные правила устанавливают порядок передвижения осужденных в пределах колонии (гл. 10), изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей (гл. 11), переписки осужденных, получения и отправления денежных переводов (гл. 12) и т.д.

Таким образом, условия отбывания наказания, выражая различную степень изоляции осужденных, представляют собой качество наказания, его уголовно-правовую карательную сущность. Порядок реализации наказания - это уголовно-исполнительное принуждение осужденных следовать условиям и правилам отбывания наказания. Такое принуждение не содержит элементов уголовно-правовой кары, оно полностью регулируется нормами уголовно-исполнительного права. Порядок реализации наказания - это режим в исправительном учреждении, его основное свойство. Так видится узкое, специфическое определение режима, данное законодателем в ст. 82 УИК РФ, как порядка исполнения и отбывания лишения свободы. В этом смысле он выступает в значении «обеспечивать» не как «содержать, заключать в себе», а как «гарантировать, делать возможным, создавать условия» реализации карательных условий наказания, прав и законных интересов осужденных, их раздельное содержание и пр. (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).

Следует ответить еще на один вопрос: входят ли в содержание режима элементы принуждения, не составляющие карательную сторону наказания (охрана осужденных, надзор за ними, раздельное содержание осужденных и пр.), которые выполняют функцию предупреждения правонарушений? В литературе они определяются как средства обеспечения режима. Режим как порядок исполнения и отбывания лишения свободы - это система организационно-процедурных правил деятельности администрации по обеспечению отбывания наказания осужденными и соответствующих им процедурных правил соблюдения осужденными правоограничений, исполнения обязанностей, реализации ими прав и законных интересов. В таком значении режим не

может включать в себя охрану, надзор, раздельное содержание различных категорий осужденных, так как данные средства выполняют функцию обеспечения реализации наказания. Режим как система процедурных правил также связан с выполнением функции обеспечения реализации наказания (карательных условий отбывания наказания). Таким образом, режим и иные принудительные меры предупредительного свойства совместно составляют процесс обеспечения реализации лишения свободы, достижение его целей.

Таким образом, режим призван выполнять свою главную функцию - обеспечение реализации лишения свободы. Но все-таки при ином подходе режим можно сконструировать так, что он будет включать в себя и карательные, и иные принудительные элементы наказания. В связи с этим режим следует рассматривать в широком и узком значениях. Попробуем это объяснить с позиций действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

В широком смысле режим определяется исходя из того, что ст. 56 и 58 УК РФ предусматривают разновидности лишения свободы по видам режима исправительных учреждений (общий, строгий, особый, тюремный и др.). Так, ч. 1 ст. 58 УК РФ определяет, что лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы как бы заключается в разновидностях режима видов исправительных учреждений. Поэтому ст. 82 УИК РФ прямо включает в содержание режима карательную составляющую лишения свободы (изоляцию осужденных и различные условия содержания осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, их изменение, исполнение осужденными возложенных на них обязанностей) и средства некарательного, профилактического свойства (охрану осужденных, надзор за ними, обеспечение личной безопасности, раздельное содержание разных категорий осужденных). Последние выражают собой не карательное наказание, а его принудительное обеспечение. Таким образом, режим определенного вида исправительного учреждения в понимании законодателя - это набор (конгломерат) и карательных, и иных принудительных средств воздействия на осужденных.

В таком понимании режим представляется более широким явлением, чем само наказание в виде лишения свободы. Он раскрывается как бы в двух аспектах: 1) режим

- наказание; 2) режим - обеспечение реализации наказания. Объединяясь, эти два аспекта создают новое качество - режим определенного вида исправительного учреждения. Последнее более широкое понятие включает в себя, по сути, все принудительные элементы лишения свободы.

Режим вида исправительного учреждения

- это категория уголовного и уголовно-исполнительного права. Как категория уголовного права он определяется общественной опасностью преступления и прошлой судимостью лица. Так, например, отбывание наказания в исправительной колонии общего режима назначается мужчинам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений. Особенности же режима этой колонии определяются УИК РФ: это его признаки, рассчитанные на все виды исправительных колоний (гл. 12,13), также специфические условия отбывания наказания, рассчитанные только на колонию общего режима (ст. 120, 121). Но это принудительное содержание режима предопределено уголовным законом (ст. 58 УК РФ).

От режима определенного вида исправительного учреждения следует отличать режим обеспечения реализации наказания, который имеет специфику по каждому виду исправительных учреждений. Это узкий смысл данного термина. Обеспечивающий режим исходит не от уголовного права, а является институтом уголовно-исполнительного права. Определяется не только тяжестью преступления и прежней судимостью (ст. 58 УК РФ), но и поведением осужденного во время отбывания наказания и общественной опасностью его личности.

Режим обеспечения отбывания наказания, являясь частью режима наказания определенного вида исправительного учреждения, осуществляется администрацией учреждения. Если режим наказания, связанный с преступлением, вызывает страдания осужденного, определяет правовое состояние отбывания наказания (исполнение обязанностей и правоограничений), то режим обеспечения отбывания наказания основан на реализации администрацией права-требования к правомерному поведению осужденного в рамках уголовно-исполнительных правоотношений. Когда осужденный отбывает наказание, то он претерпевает его карательные условия на

основе права-притязания государства за совершенное им преступление. Администрация же на основе права-требования от имени государства обеспечивает наказыва-ние осужденного путем создания для этого надлежащих условий, а в нашем случае - выполнения различного рода режимных функций: контрольной, надзорной, предупредительной, воспитательной и др.

Право-требование, в отличие от права-притязания, означает подчинение осужденных администрации учреждения по поводу соблюдения правоограничений и исполнения вытекающих из них обязанностей. Все это зафиксировано в ст. 11 УИК РФ в виде разграничения соответственно обязанностей по соблюдению осужденными требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания (ч. 2 ст. 11 уИк РФ), и обязанностей выполнять основанные на законах требования администрации учреждения (ч. 3 ст. 11 УИК РФ). Первые реализуются в рамках объективных свойств наказания, закрепленных в законодательстве, вторые - на основе субъективных требований администрации.

Администрация исправительного учреждения обеспечивает отбывание осужденным наказания, действует в рамках права-требования к нему с целью добиться законопослушного поведения и изменения его личности, чтобы обеспечить непреступное поведение после освобождения из мест лишения свободы и правомерное поведение в условиях изоляции. Обеспечение отбывания наказания выражается: а) в создании условий для реализации правоограничений, установленных законом для осужденных (организационная деятельность); б) контроле за порядком соблюдения осужденными этих правоограничений (надзорно-контро-лирующая функция); в) применении некарательных мер принуждения (предупреждения, пресечения, безопасности и др.) в случае их несоблюдения (охранительно-режимная деятельность).

Принуждение по обеспечению отбывания наказания осужденными выступает в виде внешнего воздействия по отношению к принуждению-ответственности. Оно не карательно, а принудительно обеспечивает соблюдение осужденными правоограничений в наказании и достижение его целей. В общем смысле оно выражает собой властно-категорическое воздействие (психическое или физическое) администрации учреждения на осужденных с целью обеспечения реализации ответственности (наказания).

Режим как порядок отбывания (исполнения) наказания и меры предупреждения правонарушений (охрана, надзор, меры пресечения, безопасности и пр.) и иные принудительные меры объединяются в единые меры (процессы), обеспечивающие реализацию наказания. Так, например, режим, устанавливая порядок проведения свиданий осужденных с родственниками, обеспечивается надзорными мероприятиями, проводимыми младшими инспекторами безопасности, постановка осужденных на профилактический учет сопровождается усиленными мерами охраны, надзора и безопасности и т.д.

Подобные единые меры (процессы) можно классифицировать по основанию их применения:

1) режимно-предупредительные меры, предопределяемые общественной опасностью совершенного осужденным преступления и его прошлой судимостью;

2) режимно-предупредительные меры, установленные на основе общественной опасности личности осужденного и его поведения в исправительном учреждении;

3) режимные меры пресечения, применяемые на основе начавшегося правонарушения;

4) режимно-дисциплинарные меры воздействия на осужденных в связи с совершением ими проступков (нарушениями режима);

5) режимные меры безопасности, определяемые криминологической характеристикой совершенного осужденным преступления и его личности.

Первая группа мер определяется нормами уголовного и уголовно-исполнительного права и применяется к осужденным как к лицам, совершившим преступления и представляющим в связи с этим опасность для общества. Принимается во внимание, что они могут уклониться от отбывания наказания или совершить новые опасные правонарушения, так как по характеристике личности относятся к криминальному типу общественной опасности. К таким мерам, например, относятся изоляция и охрана осужденных, надзор за ними, обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, проведение обысков и пр. Данные режимно-предупредительные меры как бы презумируются для осужденных, так как устанавливаются в законе и распространяются на всех осужденных, независимо от характеристики поведения во время отбывания наказания.

Указанные режимно-предупредительные меры создают такие условия содержания

осужденных, которые препятствуют совершению ими новых преступлений. Все эти меры выступают в виде последующего социального контроля за поведением осужденных, так как основания их применения определяются общественной опасностью совершенных ими преступлений и приговором суда. Они регламентируются уголовно-исполнительным законодательством и распространяются на осужденных независимо от характера и направленности посткриминального поведения. Последующие режимные меры предупредительного свойства, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного права, служат гарантом мер уголовно-правового предупреждения, так как они направлены на обеспечение наказания и его целей. Если бы этих гарантов не было, то уголовно-правовое предупреждение оказалось бы фикцией.

Вторая режимная группа мер ориентируется на общественную опасность личности осужденного и его поведение в исправительном учреждении. Дело в том, что установленные действующим законодательством карательные и предупредительные режимы (в зависимости от тяжести преступлений и прежних судимостей) не могут гибко реагировать на криминальные проявления осужденных, непосредственно и своевременно обеспечивать правопорядок в местах изоляции и автономно гарантировать безопасность осужденных и персонала. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного права предусмотрены режимные меры, ориентированные в первую очередь на общественную опасность личности осужденного, которая проявляется через поведение, и лишь факультативно - на тяжесть совершенного им преступления. Мы бы назвали эти меры криминологическими, потому что применяются они при угрозе совершения осужденными правонарушений - общественно опасном отклоняющемся поведении (злостных нарушениях режима, угрозе побегов, конфликтных ситуациях, употреблении наркотиков, спиртных напитков и т.п.). Осужденные могут быть поставлены на профилактический учет или оперативный контроль, переведены в другие исправительные учреждения, в безопасное место, тюремные условия содержания и т.п.

Важность этой группы режимно-пред-упредительных мер в настоящее время не вызывает сомнения. Напомним, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., касаясь раздельного содержания отрицательно настроенных осужденных, поста-

вила задачи: осуществлять содержание осужденных с учетом не только тяжести совершенных преступлений, но и их криминологической характеристики, криминального опыта, усвоения и распространения элементов поведения криминальной среды; создать социально-психологические условия для самореализации законопослушного поведения осужденных, способных к ресо-циализации.

Нормы уголовно-исполнительного права используют криминологическую категорию «общественная опасность личности осужденного». Например, изменение вида режима исправительного учреждения в лучшую сторону допускается в отношении положительно характеризующихся осужденных (ч. 2 ст. 78 УИК РФ), а в худшую сторону -злостных нарушителей порядка отбывания наказания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ), административный надзор также может быть установлен в отношении злостных нарушителей режима (ч. 2 ст. 173-1 УИК РФ). Во всех этих случаях осужденный оценивается не только на основе поведения, но и с учетом особенностей личности, проявившихся во время отбывания наказания.

Как нам представляется, это одно из перспективных направлений развития уголовно-исполнительной системы России. Нельзя режимно-предупредительные меры ставить в зависимость только от общественной опасности преступления, наоборот, приоритет должен отдаваться общественной опасности личности осужденного и его поведению в исправительном учреждении. Тогда личность преступника может стать главным критерием определения и изменения видов режима, распределения осужденных по отрядам и пр.

Третью группу режимных мер, обеспечивающих реализацию лишения свободы, образуют так называемые режимно-пресе-кательные меры. К ним обращаются в исключительных случаях, когда другими средствами прекратить противоправное поведение нельзя. Они, как правило, связаны со средствами физического воздействия на правонарушителей и применяются тогда, когда правонарушение началось, и направлены на то, чтобы прекратить нарушение правопорядка в исправительном учреждении. При определении этих мер следует исходить из смысла слова «пресечение» - прекратить сразу, остановить резким вмешательством7. Здесь имеется в виду достижение не любой базовой или перспективной цели, а ближайшей и непосредственной - пресечение неправомерного поведения осужденных и

нарушений общественной безопасности в исправительных учреждениях.

Меры пресечения, применяемые в исправительных учреждениях, разнообразны. В зависимости от особенностей объекта, который они обслуживают, их можно подразделить на две группы: меры пресечения общего и специального назначения.

Меры пресечения общего назначения направлены на обеспечение правопорядка и безопасности и применяются администрацией исправительного учреждения повседневно в виде выполнения обычных функциональных обязанностей. Данную систему мер составляют: замечание осужденному; задержание осужденного и привод его к оперативному дежурному; водворение осужденного в силу экстренной необходимости в ШИЗО; изъятие у осужденного ценностей, денег, запрещенных предметов, изделий, вещей; прекращение свидания осужденного с родственниками и иными лицами; лишение осужденного права передвижения без конвоя или сопровождения; лишение осужденных женщин права проживания с семьей вне колонии; лишение осужденного права проживания с семьей на арендуемой или собственной жилой площади в колонии-поселении; перевод осужденного в одиночную камеру в тюрьме и др.

Меры пресечения специального назначения применяются в исключительных случаях к осужденным, представляющим опасность для окружающих, когда другими путями прекратить их противоправное поведение нельзя. К данной группе мер следует отнести применение наручников, оружия, физической силы, специальных средств и др.

Меры пресечения регламентированы нормами уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативных актов, но их можно вывести только путем анализа этих норм. Дело в том, что они тесно смыкаются с режимно-предупредительны-ми мерами (охраной осужденных, надзором за ними и др.), мерами взыскания, раскрытием преступлений, мерами безопасности и пр. В законодательстве нет отдельной главы, где бы последовательно регламентировались эти меры. В учебной литературе они также отдельно не рассматриваются, а излагаются обычно при рассмотрении вопросов режима, средств его обеспечения либо надзора за осужденными. Необходимо выделить их в УИК РФ в отдельную главу, предусмотрев основания и правила применения. Тогда можно было бы реально обеспечить права осужденных, а главное, их бы знали сотрудники исправительных учреждений и

не путали со смежными мерами: предупредительными, дисциплинарными, безопасности.

Четвертую группу режимных мер, обеспечивающих реализацию наказания, составляют дисциплинарные меры воздействия на осужденных, которые реагируют на их отклоняющиеся от норм поведения поступки. К подобным мерам, например, относятся: водворение осужденных в штрафной изолятор, переводы злостных нарушителей режима в помещения камерного типа, тюрьму или строгие условия отбывания наказания. Эти меры усиливают карательные возможности наказания, так как за ними следуют более строгая изоляция нарушителей режима, ограничения их передвижения, а также усиление надзора и контроля за их поведением. Все эти режимы имеют временные параметры, так как определяют ограничительное правовое состояние осужденных на определенное время (от шести месяцев до трех лет).

По происхождению это меры принудительного характера, имеющие дополнительные карательные элементы и усиливающие отбываемое наказание. Как и меры режим-но-предупредительного свойства, они реализуются в нормах уголовно-исполнительного права и занимают свою нишу в системе режима отбывания наказания. В целом они выполняют функцию обеспечения реализации наказания и занимают последующее за режимно-пресекательными мерами место, замыкают цепочку режимных мер обеспечения реализации наказания, связанных с отклоняющимся отрицательным поведением осужденных, составляя ее последнее звено.

Пятую группу режимных мер, обеспечивающих реализацию наказания в виде лишения свободы, составляют меры безопасности. Они исходят не от факторов, учитываемых при назначении наказания и не от отклоняющегося отрицательного поведения осужденных во время отбывания наказания, а определяются криминологической характеристикой совершенного ими преступления и личности. Например, согласно ч. 4 ст. 73 УИК РФ осужденные за преступления определенного вида (предусмотренные ст. 126, 205, 206, 208-211 УК РФ и др.), а также осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, пожизненно лишенные свободы направляются для отбывания наказания в места, определяемые федеральным органом уголовно-исполнительной системы; за некоторыми осужденными устанавливается оперативно-профилактический

контроль в исправительном учреждении по факту совершения ими определенной категории преступлений; осужденным при особо опасном рецидиве преступлений не предоставляются выезды за пределы исправительного учреждения, переводы в колонию-поселение, расконвоирование; судом устанавливается административный надзор за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних и пр.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает раздельное содержание осужденных с учетом не только тяжести совершенного преступления, но и криминологической характеристики этого преступления и личности преступника, при этом особое внимание должно отводиться осужденным, прочно усвоившим и распространяющим элементы поведения криминальной среды. Им должны быть определены безопасные места содержания, например, в изолированных участках, функционирующих как тюрьма (ч. 2 ст. 74 УИК РФ).

На наш взгляд, в целом решение задачи обеспечения безопасности осужденных, персонала, иных граждан, поставленной в федеральном законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», должно осуществляться за счет определения полноценной системы безопасности, которая должна быть отлажена так, чтобы по прибытии осужденного в исправительное учреждение после его изучения он был определен в классификационную группу по критерию опасности личности. Для этого потребуются не только специалисты определенных профессий, которые бы изучали осужденных в первоначальный период их пребывания в исправительном учреждении, но и отлаженная система сбора,накопления, систематизации и передачи информации о личности правонарушителя от следователя и администрации СИЗО в исправительное учреждение.

Таким образом, для применения режима безопасности достаточно того, что осужденный отбывает наказание за преступление, имеющее опасность по криминологическому основанию (например, за совершение террористического акта, участие в преступном сообществе и т.п.), а также того, что он может оказать отрицательное влияние на других осужденных (например, из-за приверженности к тюремной субкультуре и ее принудительному насаждению в среде

осужденных). Содержание режима безопасности составляют раздельное содержание

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. С. 95.

2 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2001. С. 299; Российский курс уголовно-исполнительного права: Учеб.: В 2 т. М., 2012. Т. 1. С. 484.

3 См.: Советское исправительно-трудовое право: Учеб. / Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М., 1983. С. 138-142.

4 См.: Садреев К.Ш. Режим лишения свободы и средства его обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1993. С. 7-8.

5 См.: Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. М., 1986. С. 291.

6 Там же. С. 390-391.

7 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978. С. 537.

разных категорий осужденных, обеспечение их личной безопасности.

1 Natashev A.E., Struchkov N.A. Osnovy teorii ispravitel'no-trudovogo prava. M., 1967. S. 95.

2 Sm.: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. V.I. Seliverstova. M., 2001. S. 299; Rossijskij kurs ugolovno-ispolnitel'nogo prava: Ucheb.: V 2 t. M., 2012. T. 1. S. 484.

3 Sm.: Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe pravo: Ucheb. / Pod red. N.A. Struchkova, Ju.M. Tkachevskogo. M., 1983. S. 138142.

4 Sm.: Sadreev K.Sh. Rezhim lishenija svobody i sredstva ego obespechenija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Kazan', 1993. S. 7-8.

5 Sm.: Slovar' sinonimov russkogo jazyka / Pod red. L.A. Cheshko. M., 1986. S. 291.

6 Tam zhe. S. 390-391.

7 Sm.: Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. M., 1978. S. 537.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.