2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
УДК 336
И. А. Поспехов
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена анализу нового для российской правовой практики института - общественно-государственной организации. Автор рассматривает вопросы правового регулирования статуса общественно-государственной организации в РФ, а также условия, при которых общественно-государственная организация будет в полной мере отражать интересы граждан. В заключение статьи дается вывод, что общественно-государственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, созданным для решения задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества.
Ключевые слова: общественно-государственная организация, государство, гражданское общество, интересы общества, задачи государства, задачи общественных объединений.
Общественно-государственная организация создается для совместного решения государством и обществом значимых задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества, и является своеобразным связующим звеном между обществом и государством.
В настоящее время основой правового регулирования статуса общественно-государственной организации в России является ст. 51 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которая устанавливает, что впредь до принятия федеральных законов о государственнообщественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. Таким образом, общественно-государственную организацию в большей степени можно причислить к общественным организациям, т. е. структурам гражданского общества.
В то же время ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. В свете данной нормы закона, не будет ли общественно-государственная организация как форма общественного объединения противоречить сущности данного института? Поэтому необходимо дать анализ функциям, возложенным на общественногосударственную организацию, чтобы разрешить вопрос: общественно-
государственная организация - это форма воздействия государства на гражданское общество или форма их взаимодействия?
Следует напомнить, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует единственная общественно-государственная организация - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», поэтому наш анализ мы будем проводить на ее базе.
87
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»» на ДОСААФ России возложены государственные задачи. Но следует отметить, что Федеральный закон «Об общественных объединениях» не дает четкого перечня задач общественных объединений. Он лишь указывает на то, что эти задачи не должны противоречить законам (ст. 20).
Такая формулировка соответствует содержанию права на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. В противном же случае перечисление конкретных задач общественных объединений привело бы к ущемлению этого важного для общества и государства права человека и гражданина.
Однако, как уже отмечалось выше, Постановление Правительства РФ о ДОСААФ России возлагает на эту общественно-государственную организацию государственные задачи, а именно:
а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан:
Правовое регулирование военно-патриотического воспитания граждан основывается на ст. 14 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Так, согласно ч. 1 вышеуказанной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны России, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Таким образом, военно-патриотическое воспитание граждан является государственной задачей, но ее выполнение непосредственно самим государством затруднительно. Поэтому ч. 2 данной статьи предусматривает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает положение о военно-патриотических объединениях. Такое положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях». Согласно п. 1 данного положения, военно-патриотическое молодежное или детское объединение является общественным объединением, осуществляющим при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что задача военно-патриотического воспитания граждан, являясь государственной задачей, может выступать и в качестве задачи общественного объединения;
88
2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
б) подготовка граждан по военно-учетным специальностям:
Правовое регулирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям основывается на ст. 15 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, ч. 1 которой устанавливает, что подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, данная задача отнесена законом к задачам общественных объединений, но, тем не менее, она напрямую направлена на реализацию одной из важнейших государственных задач - обороны и безопасности (ст. 71 Конституции РФ);
в) развитие авиационных и технических видов спорта;
г) участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта.
Данные задачи, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как единую задачу, т. к. п. 4 Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года относит авиационные, технические и военно-прикладные виды спорта к категории физического воспитания военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу. Эти общественные отношения регулируются нормами двух законов, а именно ст. 18 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе и ст. 29 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Однако этими актами данная задача определяется двойственно.
Так, ч. 1 ст. 18 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе устанавливает, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности, т. е. относит эту задачу к задачам общественных объединений.
В то же время, в ч. 1 ст. 29 Федерального закона о физической культуре и спорте говорится, что физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы, военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей, т. е. определяет эту задачу как государственную.
Отличие здесь заключается в том, что в первом случае речь идет о физической подготовке призывников, а во втором случае - о физической подготовке военнослужащих.
Наибольший интерес здесь представляет ч. 2 ст. 29 Федерального закона о физической культуре и спорте, которая устанавливает, что при федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в целях привлечения военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, к регулярным занятиям спортом создаются и действуют спортивные клубы, общественно-
89
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
государственные организации, осуществляющие развитие соответствующих военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и подготовку спортсменов.
Таким образом, мы можем делать вывод, что задача развития военноприкладных видов спорта может являться как государственной задачей, так и задачей общественных объединений, но для ее успешного выполнения государство создает общественно-государственные объединения;
д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ:
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 № 60-ФЗ, подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты. Иных норм закона, посвященных летной подготовке, в законодательстве РФ не содержится.
Таким образом, данная задача не может быть отнесена ни к непосредственно государственным задачам, ни к задачам исключительно общественных объединений. Эта задача отражает специфику деятельности конкретной организации - ДОСААФ России;
е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе:
Данная задача непосредственно ни одним законом не регулируется, однако, из содержания ст. ст. 11-13 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе и ст. 71 Конституции РФ мы можем сделать вывод, что подготовка граждан к военной службе является государственной задачей, к выполнению которой также целесообразно привлекать общественные организации;
ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества:
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение направлено на приобретение лицами разного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Таким образом, данная задача не является непосредственно государственной, как не относится и к задачам исключительно общественных объединений, но она имеет большое значение для реализации государственной политики в области занятости населения, в случаях подготовки общественно-государственной организацией безработных граждан или граждан, не имеющих основного общего образования;
90
2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций:
В соответствии с п. «з» ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации, а следовательно, является государственной задачей. Тем не менее, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Таким образом, и эта задача является общей и для государства, и для общественных объединений;
и) содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время:
Данная обязанность является общей для всех организаций в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Таким образом, исследовав задачи общественно-государственной организации, мы можем сделать вывод, что большинство из них являются государственными задачами, которые либо пересекаются с задачами общественных объединений, либо качественнее реализуются при участии граждан, объединенных в общественные организации, т. к. отражают наиболее общие интересы всего общества.
I. А. Pospehov
THE PUBLIC AND STATE ORGANIZATIONS IN THE POLITICAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
This article is devoted to the analysis of the institute which is new to the Russian legal practice - the public and state organization. The author considers questions of legal regulation of the status of the public and state organization to the Russian Federation, and also conditions under which the public and state organization will fully reflect interests of its citizens. In conclusion of the article the conclusion is given that the public and state organization is a peculiar link between society and the state created for the solution of tasks, which are on the joint of the state and civil society competences.
Key words: public and state organization, state, civil society, interests of a society, tasks of the state, tasks of public associations.
ПОСПЕХОВ Иван Александрович - преподаватель кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: law@marsu.ru
POSPEHOV Ivan Aleksandrovich - Lecturer of the Department of Legal Support of Public and Municipal administration of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: law@marsu.ru
91