Научная статья на тему 'Общественная организация - среда неформального обучения студентов техносферной безопасности по первоначальной подготовке спасателей'

Общественная организация - среда неформального обучения студентов техносферной безопасности по первоначальной подготовке спасателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная организация - среда неформального обучения студентов техносферной безопасности по первоначальной подготовке спасателей»

Список использованной литературы

1. Теребнев В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев А.В. Пожарно-строевая подготовка: учебное пособие. - М.: Академия

2. http://www.trxtraining.ru/about/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кроссфит

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - СРЕДА НЕФОРМАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ

Р.Т. Жалеев, студент, П.В. Родионов, старший преподаватель, Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета, г. Юрга

В современной системе организации и планирования защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций одну из ведущих ролей играют заместители (помощники) руководителей предприятий, организаций и учреждений по пожарной безопасности, промышленной безопасности, и по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, именно по этим специальностям студенты проходят обучение по направлению «Техносферная безопасность». От повседневной и кропотливой работы инженеров, выполняющих свои обязанности на предприятиях, учреждениях и в организациях, по обеспечению нормальных условий труда, выполнению всех требований пожарной и промышленной безопасности, а также по планированию мероприятий ГО и ЧС (гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) зависит жизнь и здоровье сотрудников.

Опыт авторитетных университетов Европы, по мнению А. Марги, позволяет утверждать, что миссия высшего образования заключается в подготовке специалистов высочайшего уровня, способных к накоплению, распространению, производству новых знаний, готовых к овладению техническими инновациями и их практическому применению, критической оценке своих действий. Этим специалистам должны быть свойственны гражданская активность и чувство справедливости, что в конечном итоге должно способствовать улучшению жизни общества [1].

В связи с этим встает острая необходимость в специалистах-профессионалах по обеспечению техносферной безопасности на всех уровнях реагирования на чрезвычайную ситуацию в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для достижения этой цели существует система подготовки в высших учебных заведениях на базе академического и прикладного бакалавриата - инженеров по ГО и ЧС.

Как говорит ст. 69 «Высшее образование» Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: Высшее

образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2].

Для выполнения такой задачи необходимо применять все формы непрерывно образования: формальное, неформальное и информальное.

В данной статье мы хотим рассказать о подготовке бакалавров направления «Техносферная безопасность» профиля подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях» в рамках неформального образования на кафедре «Безопасность жизнедеятельности, экологии и физического воспитания» Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ).

В институте на кафедре БЖДЭ и ФВ по инициативе Главного Управления МЧС России по Кемеровской области была создана в 2012 году общественная организация ЮТИ ТПУ «Клуб добровольных пожарных, спасателей и волонтеров», в которой в настоящее время состоит 83 члена, из них 5 преподавателей и 78 студентов.

Основой деятельности Клуба является дополнительная профессиональная подготовка студентов по квалификации - спасатель-общественник.

Членство в Клубе основано на добровольном принципе вступления в организацию. Новые члены организации принимаются на Общем собрании путем голосования всех представителей Клуба.

Представители Клуба постоянно принимают участие во всех научных, спортивных и культурно-досуговых мероприятиях проводимых институтом, университетом и Юргинским гарнизоном противопожарной охраны.

Для популяризации деятельности и привлечению в Клуб студентов института других направлений была создана и постоянно обновляется интерактивная страница Клуба на официальном сайте ЮТИ ТПУ.

В ноябре 2014 года был проведен конкурс на лучшую символику организации, состоящую из трех элементов: флаг, герб и нагрудный знак общественной организации. На рисунках 1 и 2 показаны элементы символики Клуба, которую представил победитель конкурса студент 3 курса направления «Техносферная безопасность» Пискун А.А.

Рис. 1. Флаг Клуба Рис. 2. Герб Клуба

Задача любого руководителя общественной организации в учебном заведении добиться от участников именно активной позиции при достижении поставленных целей и чтобы руководитель стал для членов Клуба не организатором всех мероприятий, а вдохновителем идей.

Неформальное образование - это не только поле деятельности студентов по повышению своих компетенций и практических действий при освоении будущей профессии, а также дополнительный резерв учебного времени по подготовке будущих спасателей.

В современном мире Российская Федерация - это государство с огромным экономическим потенциалом. Российская экономика по своим масштабам, структуре и качественным характеристикам представляет огромный комплекс высокоразвитых отраслей производства, базирующихся на достижениях современной науки. Вероятность возникновения и развития чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на предприятиях очень высока. Современные способы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требуют от инженера по ГО и ЧС знать в совершенстве находящиеся на оснащении технические средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и уметь эффективно использовать их в различных условиях мирного и военного времени.

Список использованной литературы

1. Марга А. Университетская реформа в Европе: некоторые эстетические соображения / А. Марга // Высшее образование в Европе. 2004. - № 4. - Т. XXIX.

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) № 273-Ф3 // Действующий // Последняя редакция).

ВСЕМИРНЫЙ ИНДЕКС ЧИСЛА ТРАВМИРОВАННЫХ

Е.И. Кайбичева, ведущий специалист-эксперт, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, Свердловскстат, г. Екатеринбург

И.А. Кайбичев, профессор, д.ф.-м.н., доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

Статистика пожаров в мире является одним из актуальных направлений развития современной науки и ей посвящено достаточно большое число исследований, краткий обзор которых приведен в отчете Центра пожарной статистики КТИФ [1]. Особенностью этого отчета является то, что в нем представлена статистика динамики пожаров, их жертв (2006-2010 г.г.) и численности противопожарных служб разных городов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.