Научная статья на тему 'Общественная профессиональная организация как база неформального обучения студентов техносферной безопасности'

Общественная профессиональная организация как база неформального обучения студентов техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / DEVELOPMENT OF COMPETENCIES / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-FORMAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА / STUDENT'S SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Павел Вадимович, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Рассматривается возможность развития профессиональных компетенций студентов бакалавриата в рамках неформального педагогического взаимодействия на базе общественной организации с профессиональной направленностью. На опыте деятельности студенческого клуба, организованного при образовательном учреждении, показаны этапы его формирования, связи с вузом и муниципалитетом, условия деятельности, развивающие набор компетенций по профилю подготовки в вузе, способствующие социализации студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROFESSIONAL ORGANIZATION AS A BASIS FOR THE STUDENT INFORMAL EDUCATION IN THE ENGINEERING SECURITY

Consideration is given to develop the professional competencies of the bachelors through the informal interaction on the basis of a public organization with a professional focus. In particular the subject to study was “The club of public firefighters, rescue workers and volunteers” which currently includes 78 students and 5 teachers. The practice activity of a student club, organized in 2012 year by the Yurga Institute of Technology (Tomsk Polytechnic University Affiliate), shows the stages of its formation and relations with University and with a municipality, detects the conditions of the student’s developing competencies and the student’s socialization. Here the integration is achieved by institutional and non-formal education, to create a field activity of students to improve their competencies and practices when developing future profession. Thus the informal activity of students enriches the academic learning. In addition, for teaching staff the club has become a testing ground for educational innovations.

Текст научной работы на тему «Общественная профессиональная организация как база неформального обучения студентов техносферной безопасности»

П. В. Родионов, В. А. Стародубцев. Общественная профессиональная организация...

УДК 378

П. В. Родионов, В. А. Стародубцев

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК БАЗА НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматривается возможность развития профессиональных компетенций студентов бакалавриата в рамках неформального педагогического взаимодействия на базе общественной организации с профессиональной направленностью. На опыте деятельности студенческого клуба, организованного при образовательном учреждении, показаны этапы его формирования, связи с вузом и муниципалитетом, условия деятельности, развивающие набор компетенций по профилю подготовки в вузе, способствующие социализации студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: развитие компетенций, неформальное образование, педагогическое взаимодействие, социализация студентов вуза.

Развитие в России инновационных производств, увеличение количества малых и средних предприятий, снижение административных барьеров и контролирующих функций надзорных органов в последние годы объективно способствуют росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. В этих условиях актуальна подготовка бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», образовательная программа которого направлена на формирование таких компетенций гражданственности, как [1]:

- владение компетенциями социального взаимодействия, готовность к сотрудничеству, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность;

- способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;

- готовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе;

- способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды.

Дефицит времени на освоение образовательной программы бакалавриата, необходимость реальной социализации студентов в процессе обучения, стремление мотивировать формирование гражданских и профессиональных компетенций ставят проблему поиска путей переноса части образовательного процесса в реальную общественную деятельность, дополняющую учебный процесс в стенах образовательного учреждения.

В этом контексте большие возможности открывает неформальная поддержка высшего образования [2]. Формальное образование характеризуется многоуровневой структурой, оно лицензировано и стандартизировано, здесь использован компетен-тностный подход и метод образовательных программ, оно подтверждается дипломами государственного образца. Неформальное образование, как правило, не лицензировано и не стандартизирова-

но, основано на открытой, вариативной структуре, обусловлено потребностями личности (самообразование) и/или корпорации, подтверждается корпоративными сертификатами или удостоверениями. Информальное образование - попутное, нецеленаправленное и не имеющее структуры, характеризуется случайностью процесса получения знаний.

Если формальное образование создает «общую базу», то неформальное образование скорее развивает ее, углубляя компетентность в сферах, представляющих интерес для самих обучающихся, или же формирует умения, выходящие за пределы целей формальной образовательной системы (умение справляться с проблемами и стрессовыми ситуациями, умение критически мыслить и участвовать в общественно-политических процессах, умение жить в условиях многообразия и динамических изменений в обществе, умение учиться и т. д.) [3, 4].

Как отмечено в работе [5], специфика неформального образования состоит в следующих сложно достижимых для формального сектора аспектах:

- обязательный учет интересов и целей участников (двудоминантное взаимодействие, вне которого невозможно достижение целей);

- гибкость и вариативность в реализации целей;

- возможность возобновления на новом уровне;

- отсутствие сертифицированных документов о прохождении программы, что наиболее ярко проявляет субъектность позиции участников. Эти позиции основываются на достижениях гуманистической психологии, философии экзистенциализма, человекоцентрированности как идеалов современного образования [5].

Неформальные аспекты образовательного процесса в определенной части реализуются при прохождении студентами производственных практик на предприятиях и/или в научно-исследовательских организациях. Однако потенциал неформального педагогического взаимодействия, по мнению авторов, гораздо выше.

Целью работы является исследование возможностей одного из видов добровольных обществен-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)

ных объединений - клуба профессиональной направленности - для социализации студентов и развития их профессиональных компетенций.

Для деятельности общественной организации профессиональной направленности и активной работы в ней студентов необходимо:

- выработать все необходимые нормативно-правовые документы по созданию и деятельности организации;

- создать коллектив единомышленников, желающих повышать свой профессиональный уровень;

- обеспечить перспективное и текущее планирование мероприятий и их реализацию;

- информировать о целях, задачах и результатах работы организации в средствах массовой информации;

- организовать систему управления организации, взаимодействия с другими общественными организациями;

- разработать символику организации;

- оборудовать место работы органов повседневного управления организации.

На приведенных условиях в Юргинском технологическом институте (филиал Национального исследовательского Томского политехнического университета) создана общественная организация «Клуб добровольных пожарных, спасателей и волонтеров», в которой в настоящее время состоят 78 студентов и 5 преподавателей. Организация образовалась путем слияния в 2012 г. двух общественных организаций института - «Общественный студенческий спасательный отряд» и «Добровольной пожарной дружины».

Педагогические задачи, решаемые в рамках клуба:

- воспитание духовных и нравственных качеств членов сообщества;

- воспитание патриотизма, гражданственности, культуры посредством деятельности добровольных пожарных, спасателей и волонтеров;

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей членов клуба;

- создание коллектива единомышленников, объединенных задачами в области пожарной безопасности;

- обеспечение перспективного и текущего планирования мероприятий организационного и культурно-воспитательного характера и их реализация в клубе;

- информирование о целях и задачах клуба, о результатах работы в прессе, теле- и радиопрограммах, сети Интернет.

Членство в клубе является добровольным. Членами могут быть физические лица, заявившие о своем намерении в письменной форме, признаю-

щие Положение о клубе, разделяющие цели и задачи клуба и осуществляющие деятельность, ориентированную на достижение целей, провозглашенных клубом. Вопрос о приеме кандидатов решается на очередном собрании общественного совета клуба.

На каждый год деятельности клуба составляется план мероприятий, который утверждается общим голосованием членов клуба на общем собрании. За время существования клуба его члены участвовали в различных мероприятиях, проводимых кафедрой, институтом, университетом и главами администраций различных уровней исполнительной власти.

На муниципальном уровне в 2014 г. представители клуба:

- участвовали в профилактических мероприятиях, проводимых «МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Юрги» и Юргинским гарнизоном противопожарной охраны;

- организовали игровой конкурс на противопожарную тематику для детей в детских садах города Юрги;

- провели тренировку по пожарной безопасности с учащимися школы № 14 города Юрги.

На региональном уровне:

- участвовали во Всероссийской олимпиаде по БЖД среди вузов Сибири и Дальнего Востока;

- команда по пожарно-прикладному спорту клуба приняла участие в соревнованиях добровольных пожарных дружин высших учебных заведений города Томска;

- члены клуба в составе сборной команды Кемеровской области заняли третье место в военно-патриотической игре «Зарница», которая проходила в рамках Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» в Чите.

Задача руководителя общественной организации - добиться от участников активной позиции при достижении поставленных целей так, чтобы руководитель стал для членов клуба не организатором всех мероприятий, а вдохновителем идей. В первые два года при становлении и организации работы клуба руководство осуществлял преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности ЮТИ. В 2014 г. в целях развития у студентов организаторских и управленческих качеств на все руководящие должности клуба назначены студенты, а роль преподавателя стала заключаться в наставничестве.

По предложению студентов для популяризации деятельности клуба была создана и постоянно обновляется интерактивная страница на официальном сайте ЮТИ ТПУ. В совет клуба была введена должность пресс-секретаря общественной организации, в обязанности которого входит постоянная

П. В. Родионов, В. А. Стародубцев. Общественная профессиональная организация.

актуализации странички клуба. На веб-странице размещена информация об основных положениях клуба, устав организации, протоколы собраний и план основных мероприятий на текущий год. В обязанности пресс-секретаря организации также входят мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии общей информации о клубе в разделе сайта ЮТИ ТПУ «Творческие студии» и подготовка информации о значимых событиях в жизни общественной организации для новостного раздела официального сайта института. По инициативе Совета клуба в ноябре 2014 г. был проведен конкурс на лучшую символику организации, состоящую из трех элементов: флаг, герб и нагрудный знак общественной организации.

Таким образом, компетенции членов клуба формируются не только в результате прохождения институционального образования (освоения программы академического бакалавриата), но и в процессе неформальной деятельности членов клуба, в котором проявляются познавательные, эстетические, коммуникационные, учебно-познавательные мотивы. Главный источник мотивации студента - желание его самого в приобретении определенных компетенций будущей профессии и добровольное участие в жизни клуба - является проявлением внутренней мотивации, индикатором профессионального самоопределения студентов [6].

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (статья 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Как известно, обучение - это процесс получения знаний и компетенций (умений) в определен-

ной предметной области, где знания - это результат процесса познания действительности, адекватный ее отображению в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. Компетентность - это умение решать профессиональные задачи, которые базируются на знаниях. Развитие компетенций происходит в процессе накопления личностного практического опыта участия в профессионально и социально значимой деятельности. Все знания в общественной организации студентами приобретаются не для оценки в журнале, зачетной ведомости, а для достижения лично значимых результатов.

Полученные результаты свидетельствуют, что студенческий самоорганизующийся клуб профессиональной направленности служит адекватной базой для развития компетенций социального взаимодействия в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, служит естественным продолжением академической технологии кейсов формального образования, позволяет создать мотивацию к ответственному освоению дисциплин общей образовательной программы по направлению подготовки в вузе. Здесь достигается интеграция институционального и неформального образования, создается поле деятельности студентов по повышению своих компетенций и практических действий при освоении будущей профессии. Кроме того, клуб становится своеобразным полигоном педагогических нововведений для преподавательского состава высших учебных заведений.

Поэтому для повышения качества подготовки бакалавров направления «Техносферная безопасность» и многих других необходимо применять не только формальное образование, но и неформальное. Обучение в рамках неформального образования имеет смысл осуществлять на базе общественных организаций высших учебных заведений профессиональной направленности, где получают профессиональный опыт студенты и преподаватели.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (квалификация «бакалавр»). URL: http://www.moeobrazovanie.ru/data/dir_specs_files/2354/dir_specs_2354. pdf (дата обращения: 29.03.2015).

2. Стародубцев В. А., Соловьев М. А. Неформальная поддержка высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 10-19.

3. Ермакова Т. Ф. Принципы неформального образования при обучении иностранным языкам // Среднее профессиональное образование. 2012. № 2. С. 39-40.

4. Войтеховская М. П., Гач О. Б. Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца XIX - начала XX веков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 121-123.

5. Илакавичус М. Р. Диверсификация образовательных маршрутов неформального сектора общего образования как перспективное направление педагогических исследований // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 1. С. 101-110.

6. Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 157-162.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)

Родионов П. В., аспирант, старший преподаватель.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

Юргинский технологический институт (филиал Томского политехнического университета).

Ул. Ленинградская, 26, Юрга, Кемеровская обл., Россия, 652055. E-mail: rodik-1972@yandex.ru

Стародубцев В. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: starslava@mail.ru

Материал поступил в редакцию 27.03.2015.

P V. Rodionov, V. A. Starodubtsev

PUBLIC PROFESSIONAL ORGANIZATION AS A BASIS FOR THE STUDENT INFORMAL EDUCATION

IN THE ENGINEERING SECURITY

Consideration is given to develop the professional competencies of the bachelors through the informal interaction on the basis of a public organization with a professional focus. In particular the subject to study was "The club of public firefighters, rescue workers and volunteers" which currently includes 78 students and 5 teachers. The practice activity of a student club, organized in 2012 year by the Yurga Institute of Technology (Tomsk Polytechnic University Affiliate), shows the stages of its formation and relations with University and with a municipality, detects the conditions of the student's developing competencies and the student's socialization. Here the integration is achieved by institutional and non-formal education, to create a field activity of students to improve their competencies and practices when developing future profession. Thus the informal activity of students enriches the academic learning. In addition, for teaching staff the club has become a testing ground for educational innovations.

Key words: development of competencies, non-formal education, pedagogical interaction, student's socialization.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki "Tekhnosfernaya bezopasnost" (kvaligikatsiya "bakalavr") [Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education in Training Technosphera Safety (qualification «bachelor»)]. URL: http://www.moeobrazovanie.ru/data/dir_specs_files/2354/dir_specs_2354.pdf (accessed 29.03.2015) (in Russian).

2. Starodubtsev V. A., Soloviev M. A. Neformalnaya podderzhka vysshego obrazovaniya [Informal support for higher education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2013, no. 3, pp. 10-19 (in Russian).

3. Ermakova T. F. Printsipy neformal'nogo obrazovaniya pri obuchenii inostrannym yazykam [The principles of non-formal education in teaching foreign languages]. Sredneye professionalnoye obrazovaniye - Secondary Vocational Education, 2012, no. 2, pp. 39-40 (in Russian).

4. Voytekhovskaya M. P., Gach O. B. Obshchestvennye organizatsii sodeystviya razvitiyu prosveshcheniya Zapadno-Sibirskogo uchebnogo okruga kontsa XIX - nachala XX vekov [Public organizations promoting education of the West Siberian educational district late XIX - early XX centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 7 (70), pp. 121-123 (in Russian).

5. Ilakavichus M. R. Diversifikatsiya obrazovatelnykh marshrutov neformal'nogo sektora obshchego obrazovaniya kak perspektivnoye napravleniye pedagogicheskikh issledovaniy [Diversification of educational routes in the informal sector of general education as a promising area of educational research] Novoye v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh - News in Psychological and Educational Studies, 2014, no. 1, pp. 101-110 (in Russian).

6. Valitova E. Y. Problemy professional'nogo samoopredeleniya studentov v tekhnicheskom universitete [Problems of professional students' self-determination at the Technical University]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 4 (145), pp. 157-162 (in Russian).

Rodionov P. V.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

Yurga Institute of Technology (National Research Tomsk Polytechnic University Affiliate).

Ul. Leningradskaya, 26, Yurga, Kemerovo region, Russia, 652055. E-mail: rodik-1972@yandex.ru

Starodubtsev V. A.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: starslava@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.