Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПУБЛИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ / УГРОЗА ЖИЗНИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронюк И.В., Жилина Н.Ю., Купряшина Е.А., Тонков Е.Е.

Исследуются вопросы, связанные с привлечением к ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан в условиях распространения COVID-19. Отмечается, что ситуация с коронавирусной инфекцией COVID-19 привела к существенным изменениям в привычном образе жизни граждан - произошла массовая цифровизация большинства сфер жизни, которая привнесла как положительные, так и отрицательные стороны. Одной из негативных тенденций происходящего является широкое распространение ложной информации о коронавирусной инфекции. Проводится комплексное исследование международно-правовой базы противодействия распространению фейковой информации в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и механизмов противодействия. Проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миронюк И.В., Жилина Н.Ю., Купряшина Е.А., Тонков Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DANGER OF PUBLIC DISSEMINATION OF MISLEADING INFORMATION ABOUT LIFE AND SAFETY THREATENING CIRCUMSTANCES OF CITIZENS IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF COVID-19

The article examines issues related to bringing to justice for the public misleading information about life and safety threatening circumstances of citizens in the context of the spread of COVID-19. It should be noted that the situa- 471 tion with the coronavirus infection COVID-19 has led to significant changes in the habitual lifestyle of citizens - there has been a massive digitalization of most spheres of life, which has brought both positive and negative sides. One of the erroneous assumptions is the widespread misleading information about the coronavirus infection. The authors conduct a comprehensive study of the international legal framework for countering the spread of misleading information in the conditions of coronavirus infection COVID-19 and counteraction mechanisms. The analysis carried can solve the identified issues arising in law enforcement practice in connection with the qualification of public dissemination of misleading information about life and safety threatening circumstances of citizens.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.3/.7

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/263-273

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОУГО-19

И. В. Миронюк, Н. Ю. Жилина, Е. А. Купряшина, Е. Е. Тонков

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Поступила в редакцию 20 мая 2022 г.

Аннотация: исследуются вопросы, связанные с привлечением к ответственности зза публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан в условиях распространения СОУЮ-19. Отмечается, что ситуация с коронавирусной инфекцией СОУЮ-19 привела к существенным изменениям в привычном образе жизни граждан - произошла массовая цифровизация большинства сфер жизни, которая привнесла как положительные, так и отрицательные стороны. Одной из негативных тенденций происходящего является широкое распространение ложной информации о коронавирус-ной инфекции. Проводится комплексное исследование международно-правовой базы противодействия распространению фейковой информации в условиях коронавирусной инфекции СОУЮ-19 и механизмов противодействия. Проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Ключевые слова: законодательство, общественная безопасность, публичное распространение, угроза жизни, безопасность граждан, корона-вирус, СОУЮ-19, противодействие.

Abstract: the article examines issues related to bringing to justice for the public misleading information about life and safety threatening circumstances of citizens in the context of the spread of COVID-19. It should be noted that the situa- 263 tion with the coronavirus infection COVID-19 has led to significant changes in the habitual lifestyle of citizens - there has been a massive digitalization of most spheres of life, which has brought both positive and negative sides. One of the erroneous assumptions is the widespread misleading information about the coronavirus infection. The authors conduct a comprehensive study of the international legal framework for countering the spread of misleading information in the conditions of coronavirus infection COVID-19 and counteraction mechanisms. The analysis carried can solve the identified issues arising in law enforcement practice in connection with the qualification of public dissemination of misleading information about life and safety threatening circumstances of citizens.

© Миронюк И. В., Жилина Н. Ю., Купряшина Е. А., Тонков Е. Е., 2022

Key words: laws, statutes, codes, rules, regulations and requirements, public safety, public distribution, threat to life, safety of citizens, coronavirus,

COVID-19, counteraction.

По состоянию на 23 января 2022 г. во всем мире зарегистрировано более 346 млн подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и более 5,5 млн случаев смерти1. В условиях распространения новой коронави-русной инфекции COVID-19 особое внимание приобрели информационные технологии, ставшие приоритетом среди простых граждан, бизнеса и государства в целом. Можно с уверенностью сказать, что пандемия оказала беспрецедентное влияние на различные сферы жизни человека, в том числе на его современный технологический уклад.

Одним из последствий воздействия COVID-19 на общество является рост киберпреступности, терроризма и информационных войн, включая, помимо прочего, кампании по дезинформации и распространению фальшивых новостей, которые подрывают социальную ткань, вызывая гражданские волнения и нарастающие эмоциональные последствия: страх, тревога и неуверенность. Это напрямую связано с возросшими проблемами для правоохранительных органов и учреждений, отвечающих за обеспечение прав граждан на информацию и информационную безопасность2.

В середине июля 2019 г., менее чем за шесть месяцев до появления первых сообщений о новом вирусе, происходящем из города Ухань в китайской провинции Хубэй, Агентство Европейского союза по сотрудничеству между правоохранительными органами опубликовало отчет под названием «Делать преступников. Мечта об электрических овцах? Как технологии формируют будущее преступности и правоохранительных органов»3, в котором подняло тревожную необходимость развития 00 возможностей прогнозного анализа, возникающую в связи с возросшей 2 угрозой злоупотребления новыми и прорывными технологиями. Доклад Сч| охватывал широкую область так называемых «преступлений будущего» g и включал раздел о новых способах распространения дезинформации и 041 фальшивых новостей. Возникает необходимость в противодействии подобного рода деяниям с помощью уголовно-правовых средств. В совре-264 менных условиях всестороннего развития и внедрения информационных -технологий, а также всевозможных угроз и рисков гражданам необходи-

1 Статистика Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www. who.int/publications/m/item/weekly-epidemiological-update-on-covid-19---25-january-2022 (дата обращения: 31.01.2022).

2 См.: Foreign experience of constitutional regulation of the right to information / D. V. Gavrishov [et al.] // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication TOJDAC. 2017. April. Special Edition. P. 298-302 ; Basic Approaches to Legal Security Understanding and Its Provision at an International Level / G. S. Belyaeva [et al.] // Journal of Politics and Law. 2017. Vol. 10, № 4. Р. 200-207.

3 См.: Gradon K. Crime in the time of the plague: fake news pandemic and the challenges to law-enforcement and intelligence community. Society Register. April 2020. Vol. 4, 2. Р. 133-148.

мо повышать общий уровень общественной безопасности, правопорядка и безопасности окружающей среды за счет значительного улучшения координации действий сил и служб, ответственных за решение задач, составляющих общественную опасность публичного распространения за- . ведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу . жизни и безопасности граждан в условиях распространения СОУГО-19. ^ Одним из последствий пандемии коронавируса стало распростра- р нение фейковых новостей и кампаний по дезинформации (распростра- § няемых в основном в социальных сетях), несущих характеристики опе- к раций информационной войны, спонсируемых государством. Согласно о определению, данному Wardle 2018, «дезинформация - это информация, созданная и распространяемая с явной целью причинения вреда»4. Производители дезинформации обычно руководствуются политическими, финансовыми, психологическими или социальными мотивами. Поддельные новости могут также иметь форму дезинформации, которая является ложной информацией, но не предназначены для причинения вре-

ственной озабоченности.

Опасность фейковых новостей состоит в следующем: 1) фейковые сообщения трудно отличить от настоящих;

О

о\

щ

CD

Г)

да, например: люди, которые не знают, что часть информации является о

ложной, могут распространять ее в социальных сетях, пытаясь быть по лезными. Наконец, недостоверная информация — это подлинная инфор- а мация, которой делятся с целью причинения вреда. Это включает в себя частную или разоблачающую информацию, которая распространяется с целью нанести вред человеку или репутации. Например, одна фейковая новость, связанная с лекарствами, унесла не менее 800 жизней, а также были госпитализированы 5800 человек5.

Новизна лавины фейковых новостей идет рука об руку с новизной ° кризиса в области здравоохранения, вызванного пандемией СОУГО-19, о которая превратила фальшивые новости и информацию в предмет обще- а

=i

у

о\ л

2) как правило, они основаны на достоверной информации, а авторы § новостей вносят в нее свой оттенок; т

3) распространение ложной информации может вызвать панику в об- . ществе и негативное отношение к реальным, достоверным данным;

4) мотив распространения недостоверной информации может быть со- 265 вершенно разным: начиная от простого распространения слухов и заканчивая целенаправленным предоставлением в массы заведомо ложной информации;

5) коронавирусная болезнь быстро распространилась по земному шару6.

4 Gradon K. Op. cit.

5 См.: Coleman A. «Hundreds dead» because of Covid-19 misinformation. BBC News. Available online. URL: https://www.bbc.com/news/world-53755067

6 См.: Kovaleva N., Anichkin S., Anisimova A. Legal Aspects of Information Threads in the Form of "Fakes" in the Conditions of Spread of COVID-19 // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 48. P. 222-223.

Пандемия создает серьезный риск гиперкриминализации, поскольку суды (в странах прецедентного права) могут расширить круг преступлений7.

Еще одним возможным аспектом распространения заведомо ложной информации является неэтичный контент, оказывающий негативное влияние на медицинских работников, студентов и медицинские учреждения. Эта информация создает первоначальное впечатление, которое сохраняется в сознании людей8.

В Испании фейковые новости включили в стратегию национальной безопасности, как одну из угроз, наряду с коронавирусом и изменением климата9.

УК Республики Польша содержит ряд статей о преступлениях против защиты информации (глава XXXIII): ст. 267, 268, 268а, 269, 269а, 269Ь. Но число возбужденных уголовных дел данной категории является незначительным. Больше всего регистрируется онлайн-мошенничеств, связанных с созданием поддельных платежных сайтов, поддельных сайтов интернет-магазинов. Но в таких случаях речь идет о преступлениях против собственности. Сложности анализа киберпреступности состоят в том, что правоохранительные органы не публикуют актуальные статистические данные о количестве возбужденных уголовных дел данной категории по конкретным статьям уголовного закона10.

Парламент Греции проголосовал за введение уголовного наказания за распространение фейковых новостей о коронавирусе. К уголовной ответственности будут привлекать за распространение ложных новостей, способных вызвать беспокойство или страх у граждан или поколебать доверие общества к национальной экономике, обороноспособности страны или общественному здравоохранению. Наказывается лишением свободы оо на срок не менее трех месяцев и штрафом. Если деяние было совершено о: повторно через прессу или Интернет, виновный подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не менее шести месяцев и штрафа, - говорится в новой статье. Такое же наказание понесет владелец сч или издатель СМИ. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что включение в статью общественного здравоохранения «является необходимым дополнением, поскольку во время пандемии коронавиру-266 са СОУГО-19 наблюдалось широкое распространение новостей, беспокойства и паники среди граждан, особенно по вопросам общественного

7 См.: Skolnik T. Criminal Law During (and After) COVID-19 // Manitoba Law Journal. 2020. Vol. 43. 4. P. 147.

8 См.: Sahni H., Sharma H. Role of social media during the COVID-19 pandemic: Beneficial, destructive, or reconstructive? 2020 // International Journal of Academic Medicine. Vol. 6. 2. P. 73.

9 National Defense Directive of Spain 2020. URL: https://www.defensa.gob.es/ Galerias/defensadocs/ddn-ingles-2020.pdf

10 Gryszczynska A. 2021. The impact of the COVID-19 pandemic on cybercrime. Proceedings of the Polish Academy of Sciences: Technical Sciences, July 2021. Vol. 69. 4. P. 3-4.

здравоохранения». «Предлагаемое положение вводит больше оценочных, неверно истолкованных и расплывчатых суждений, что во многих случаях может привести к его неравному и избирательному применению», —

говорилось при обсуждении11. .

Одним из самых драконовских введений чрезвычайных полномочий . в Европе стало принятие в Венгрии закона о сдерживании распростране- ^ ния коронавируса12. Распространение ложных или искаженных утверж- -р дений о вспышке СОУГО-19 было также признано преступлением, нака- § зуемым лишением свободы на срок до пяти лет13. Аналогичное наказание к указано в Уголовном кодексе Сербии14. о В то время когда на европейском уровне вырабатывается общая стра- р тегия борьбы с фейковыми новостями, в законодательстве некоторых ° азиатских государств уже произошли определенные подвижки в сторо- б ну введения такого контроля или ужесточения существующего режима. с Например, в апреле 2018 г. Малайзия приняла закон о борьбе с фейко- В выми новостями. Их распространение подлежит серьезным санкциям. § Наказание до шести лет лишения свободы может быть назначено не § только за инициирование ложной информации, но и за репосты. Закон о направлен не только на СМИ, Интернет, но и на общество в целом. По- с этому правонарушителем становится любой человек, опубликовавший о пост с непроверенной или ложной информацией в социальной сети. За- Ь конодатели исходят из того, что функционирование гражданского общества возможно только при полной ответственности каждого за свои л действия. Ч Согласно закону, фейком считаются «любые новости, информация и о любые данные, которые полностью или частично не соответствуют дей- о ствительности, в виде статей, аудиовизуальных записей или в любой а другой форме, способной передавать/наводить на слова и идеи»15. Власти р Малайзии считают, что такой закон направлен, в первую очередь, на за- с щиту граждан и бизнеса от онлайн-атак. а Парламент Камбоджи 10 апреля 2020 г. одобрил закон о законе об е управлении страной в условиях чрезвычайного положения. Закон пред- т усматривал, в частности, меры по наблюдению и отслеживанию или рас- . пространению информации, которая может вызвать тревогу, страх или беспорядки, или нанести ущерб национальной безопасности, или внести 67 путаницу в отношении чрезвычайного положения с санкциями до 10 лет лишения свободы16.

11 Российское агентство международной информации «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20211113/feyk-1758900789.html

12 См.: Thomson S., Ip C. E. COVID-19 emergency measures and the impending authoritarian pandemic // Journal of Law and the Biosciences. 2020. Vol. 7. 1. P. 22-23.

13 2. 2020. evi XII. torveny a koronavirus elleni vedekezesrol.

14 См.: Thomson S., Ip C. E. Op. cit. P. 24.

15 As Malaysia Moves to Ban 'Fake News,' Worries About Who Decides the Truth. URL: https://www.nytimes.com/2018/04/02/world/asia/malaysia-fake-news-law.html

16 Law on Governing the Country in a State of Emergency, Art. 5 (10).

Тенденция к регулированию ложной информации в целом наблюдается во многих странах. Например, в УК Республики Узбекистан в марте 2020 г. внесена ст. 244.5 «Распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций

1. Распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций — наказывается штрафом до двухсот базовых расчетных величин или обязательными общественными работами до трехсот часов либо исправительными работами до двух лет.

2. Распространение сведений, указанных в части первой настоящей статьи, в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации, а также всемирной информационной сети «Интернет» — наказывается штрафом от двухсот до четырехсот базовых расчетных величин или обязательными общественными работами от трехсот до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами от двух до трех лет или ограничением свободы до трех лет, или лишением свободы до трех лет»17.

Помимо потери доверия к институтам и личностям, фальшивые новости оказывают влияние на экономику. 13 марта 2020 г. распространение в соцсетях фейковых новостей о нехватке продовольственных запасов в Марокко вызвало панику среди широкой общественности. После всеобщего карантина люди поспешили запастись необходимыми припасами. В связи с этим беспрецедентным событием правительство решило в срочном порядке принять закон о фейковых новостях, чтобы заполнить правовую пустоту18. Кроме того, были факты, когда правительства при-с0 останавливали печать и распространение газет в качестве якобы проти-Z вовирусной меры, как в Иране, Иордании, Марокко, Омане и Йемене19. ^ В марте 2020 г. исполняющий обязанности президента Боливии под-q писал указ о чрезвычайном положении, предусматривающий уголовную 041 ответственность за действия, которые «вводят в заблуждение или вызы-

_вают неуверенность у населения». Положения Ботсваны о чрезвычайных

268 полномочиях (COVID-19) от апреля 2020 г. предусматривают уголов-_ ную ответственность за передачу «любой информации общественности о COVID-19 из источника, отличного от директора служб здравоохранения» или Всемирной организации здравоохранения. Зимбабве приняла постановление, разъясняющее, что правительство может преследовать в судебном порядке «любое лицо, которое публикует или передает ложные новости» о должностных лицах, обеспечивающих соблюдение общенаци-

17 Национальное информационное агентство Узбекистана. URL: https://uza.uz/ ru/posts/o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolneniy-v-ugolovnyy-ugolovno-prots-26-03-2020

18 См.: Mliless M., Larouz M. Information in the COVID-19 Pandemic Era: Is it Fact // Fake or Fear. Journal of Language and Literature. 2021. Vol. 10. 2. P. 79-80.

19 См.: Thomson S., Ip C. E. Op. cit. P. 24.

онального карантина. Лица, привлеченные к уголовной ответственности по новым законам этих стран, могут быть оштрафованы и лишены свободы на срок до 20 лет20.

В России для распространителей недостоверной информации о коро- .

навирусе введена административная и уголовная ответственность. Это . стало возможным благодаря принятию федеральных законов от 1 апреля ^

2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административ- р

ных правонарушениях»21 и № 100-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и §

ст. 31 и 151 УПК РФ»22. О

В обзоре судебной практики Верховный Суд России разъяснил пра- 5

вила привлечения к административной и уголовной ответственности за р

недостоверную информацию о коронавирусе. Это ст. 13.15 КоАП («зло- _

употребление свободой массовой информации»), ст. 207.1 УК («публич- б

ное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, е

представляющих угрозу жизни и безопасности граждан») и ст. 207.2 УК В

РФ («публичное распространение заведомо ложной общественно значи- §

мой информации, повлекшее тяжкие последствия»). q

В разъяснениях сказано, что «обстоятельства распространения новой 0

коронавирусной инфекции (COVID-19) относятся к «обстоятельствам, q

представляющим угрозу жизни и безопасности граждан»23. В этих усло- о

виях преступлением по ст. 207.1 УК будет считаться «публичное распро- Т

странение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информа- ^ ции об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности б

граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой корона- Ч

вирусной инфекции на территории Российской Федерации и/или о при- 0 нимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения о

и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств»24. а

Насколько же эффективно работают рассматриваемые нормы? Пред- П

седатель Следственного комитета России А. Бастрыкин назвал количе- о

ство уголовных дел, которые возбудили за фейки в борьбе с COVID-19 р

q

--т

20 См.: Pomeranz J, Schwid A. Governmental actions to address COVID-19 § misinformation // Journal of Public Health Policy. 2021. Vol. 42, 2. .

21 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административ- ' ных правонарушениях : федер. закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) // 269 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 14 (ч. 1). Ст. 2029. -

22 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 14 (ч. 1). Ст. 2030.

23 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 // БВС РФ. 2020. № 5.

24 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 // БВС РФ. 2020. № 6.

за 2021 г. Всего за ложную информацию возбуждено 60 дел. По 34 уголовным делам расследования уже завершены. С сентября 2021 г. Ро-скомнадзор ограничил доступ к 2,8 тыс. материалов с недостоверными сведениями. Наиболее популярными темами стали сведения о продаже поддельных сертификатов и справок о вакцинации от COVID-19, а также мошеннические данные в кредитно-финансовой сфере25.

И, наконец, в Австралии нет точного эквивалента ст. 207.1 и 207.2 УК РФ, но есть положения, относящиеся к распространению сведений, противоречащих общественным интересам26.

Таким образом, анализ норм международно-правового регулирования публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, угрожающих жизни и безопасности граждан в условиях распространения COVID-19, показал, что несмотря на предпринятые попытки противодействия такому криминальному явлению, остается еще ряд нерешенных вопросов.

В частности, ни международные, ни отечественные документы четко не определяют предмет данного преступления. Нет также единого мнения в нормативном закреплении перечня деяний, представляющих общественную опасность распространения в обществе заведомо ложных сведений об обстоятельствах, угрожающих жизни и безопасности граждан в условиях распространения COVID-19. Законодательные формулировки, характеризующие распространяемую информацию, изобилуют оценочными понятиями (такими как, например, «... способность вызывать беспокойство или страх у граждан либо поколебать доверие населения к национальной экономике, обороноспособности страны или здоровью населения»; «...обстоятельства, представляющие угрозу жизни и безопасности граждан», «общественно значимая информация» и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем, что решение ключевых аспектов понятийно-терминологи-ol ческого характера принципов и норм современного международного пра-^ ва, в том числе разработка единого подхода к определению содержания см предмета этих преступлений, будет способствовать решению задач про-о тиводействия публичному распространению заведомо ложных сведений об обстоятельствах, угрожающих жизни и безопасности граждан в усло--виях распространения COVID-19.

270 В целом считаем, что сложившаяся ситуация с коронавирусной инфекцией, массовое распространение фейковой информации о ней по всей стране, а также за ее пределами способствовали разработке новых средств борьбы с подобными данными, а также принятию мер ответственности за такие действия.

25 Официальный сайт Следственного комитета РФ. URL: https://sledcom.ru/ press/smi/item/1632060

26 См.: Murphy B. Public Dissemination of Knowingly False Information: An Australian Perspective. Conference Paper. 2022. VIII International Scientific-Practical Conference "Criminal Law and Operative Search Activities". URL: https://www.re-searchgate.net/publication/357986249_Public_Dissemination_of_Knowingly_False_ Information_An_Australian_Perspective

Библиографический список

Coleman A. «Hundreds dead» because of Covid-19 misinformation. BBC News. Available online: URL: https://www.bbc.com/news/world-53755067

Foreign experience of constitutional regulation of the right to information X / D. V. Gavrishov [et al.] // The Turkish Online Journal of Design, Art and . Communication TOJDAC. 2017. April. Special Edition. P. 298-302. g

Basic Approaches to Legal Security Understanding and Its Provision at an р International Level / G. S. Belyaeva [et al.] // Journal of Politics and Law. 2017. н Vol. 10, № 4. Р. 200-207. X

Gradon K. 2020. Crime in the time of the plague: fake news pandemic and x the challenges to law-enforcement and intelligence community. Society Register. April 2020. Vol. 4, 2. P. 133-148.

Gryszczynska A. 2021. The impact of the COVID-19 pandemic on cybercrime. Proceedings of the Polish Academy of Sciences: Technical Sciences. July 2021. £ Vol. 69, 4. P. 1-9. В

KovalevaN., Anichkin S., Anisimova A. Legal Aspects of Information Threads н in the Form of "Fakes" in the Conditions of Spread of COVID-19 // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 48. P. 222-226.

Mliless M., LarouzM. Information in the COVID-19 Pandemic Era: Is it Fact, Fake or Fear // Journal of Language and Literature. 2021. Vol. 10, 2. P. 72-85.

Murphy B. Public Dissemination of Knowingly False Information: An Australian Perspective. Conference Paper. 2022. VIII International Scientific-Practical Conference "Criminal Law and Operative Search Activities". URL: _=! https://www.researchgate.net/publication/357986249_Public_Dissemination_of_ Л Knowingly_False_Information_An_Australian_Perspective

Pomeranz J., Schwid A. Governmental actions to address COVID-19 о misinformation // Journal of Public Health Policy. 2021. Vol. 42, 2.

Sahni H., Sharma H. Role of social media during the COVID-19 pandemic:

О

o\

T

Beneficial, destructive, or reconstructive? // International Journal of Academic p Medicine. 2020. Vol. 6, 2. P. 70-75. o

Skolnik T. Criminal Law During (and After) COVID-19 // Manitoba Law Journal. 2020. Vol. 43, 4. P. 145-180.

Thomson S., Ip C. E. COVID-19 emergency measures and the impending authoritarian pandemic // Journal of Law and the Biosciences. 2020. Vol. 7. 1. P. 1-33.

References

Coleman A. «Hundreds dead» because of Covid-19 misinformation. BBC News. Available online: URL: https://www.bbc.com/news/world-53755067

Foreign experience of constitutional regulation of the right to information / D. V. Gavrishov [et al.] // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication TOJDAC. 2017. April. Special Edition. P. 298-302.

Basic Approaches to Legal Security Understanding and Its Provision at an International Level / G. S. Belyaeva [et al.] // Journal of Politics and Law. 2017. Vol. 10, № 4. P. 200-207.

271

Gradon K. 2020. Crime in the time of the plague: fake news pandemic and the challenges to law-enforcement and intelligence community. Society Register. April 2020. Vol. 4, 2. P. 133-148.

Gryszczynska A. 2021. The impact of the COVID-19 pandemic on cybercrime. Proceedings of the Polish Academy of Sciences: Technical Sciences. July 2021. Vol. 69, 4. P. 1-9.

KovalevaN., Anichkin S., Anisimova A. Legal Aspects of Information Threads in the Form of "Fakes" in the Conditions of Spread of COVID-19 // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 48. P. 222-226.

Mliless M, LarouzM. Information in the COVID-19 Pandemic Era: Is it Fact, Fake or Fear. Journal of Language and Literature. 2021. Vol. 10, 2. P. 72-85.

Murphy B. Public Dissemination of Knowingly False Information: An Australian Perspective. Conference Paper. 2022. VIII International Scientific-Practical Conference "Criminal Law and Operative Search Activities". URL: https:// www.researchgate.net/publication/357986249_Public_Dissemination_of_Know-ingly_False_Information_An_Australian_Perspective

Pomeranz J., Schwid A. Governmental actions to address COVID-19 misinformation // Journal of Public Health Policy. 2021. Vol. 42, 2.

Sahni H., Sharma H. Role of social media during the COVID-19 pandemic: Beneficial, destructive, or reconstructive? // International Journal of Academic Medicine. 2020. Vol. 6, 2. P. 70-75.

Skolnik T. Criminal Law During (and After) COVID-19 // Manitoba Law Journal. 2020. Vol. 43, 4. P. 145-180.

Thomson S., Ip C. E. COVID-19 emergency measures and the impending authoritarian pandemic // Journal of Law and the Biosciences. 2020. Vol. 7, 1. P. 1-33.

Для цитирования:

Миронюк И. В., Жилина Н. Ю., Купряшина Е. А., Тонкое Е. Е. Общественная опасность публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан в условиях распространения COVID-19 // Вестник Воронежского государственного универси-CN тета. Серия: Право. 2022. № 3 (50). C. 263-273. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-

О 5502/2022/3/263-273 см

Recommended citation:

272 Mironyuk I. V., Zhilina N. Yu., Kupryashina E. A., Tonkov E. E. Public danger of _public dissemination of misleading information about life and safety threatening circumstances of citizens in the context of the spread of COVID-19 // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 3 (50). P. 263-273. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/3/263-273

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Миронюк И. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

E-mail: mironyuk@bsu.edu.ru

Belgorod National Research University Mironyuk I. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Law and Process Department E-mail: mironyuk@bsu.edu.ru

Жилина Н. Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

E-mail: zhilina@bsu.edu.ru

Купряшина Е. А., кандидат юридических наук, и.о. .зав. кафедрой уголовного права и процесса

E-mail: kupryashina@bsu.edu.ru

Тонков Е. Е., доктор юридических наук, профессор, директор юридического института

E-mail: etonkov@bsu.edu.ru

Zhilina N. Yu., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Law and Process Department E-mail: zhilina@bsu.edu.ru

Kupryashina E. A., Candidate of Legal Sciences, Acting Head of the Criminal Law and Process Department

E-mail: kupryashina@bsu.edu.ru

Tonkov E. E., Doctor of Legal Sciences, Professor, Director of the Law Institute E-mail: etonkov@bsu.edu.ru

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.