Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Проблемы практики и пути совершенствования'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Проблемы практики и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
экологическая экспертиза / общественная экологическая экспертиза / оценка объектов хозяйственной деятельности / объекты общественной экологической экспертизы / граждане / environmental expertise / public environmental expertise / assessment of objects of economic activity / objects of public environmental expertise / citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агарагим Габибуллахович Залов

С сокращением функций государственного аппарата возросло значение общественной экологической экспертизы в сфере решения экологических проблем и охраны окружающей среды. Но довольно часто на практике можно столкнуться с проблемами, связанными с организацией и проведением общественной экологической экспертизы. Статья посвящена общественной экологической экспертизе как одному из видов экологической экспертизы в РФ, проблемам законодательства и практики, путям их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public ecological expertise: problems of practice and ways of improvement

With the reduction of the functions of the state apparatus, the importance of public environmental expertise in the field of solving environmental problems and environmental protection has increased. But quite often, in practice, one can encounter problems related to the organization and conduct of public environmental expertise. This article is devoted to public environmental expertise as one of the types of environmental expertise in the Russian Federation, the problems of legislation and practice, and ways to improve them.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Проблемы практики и пути совершенствования»

УДК 349.6 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-94-96

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Проблемы практики и пути совершенствования

Агарагим Габибуллахович ЗАЛОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета uzbashevazenab@mail.ru

Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;

экологическое право; аграрное право

Аннотация. С сокращением функций государственного аппарата возросло значение общественной экологической экспертизы в сфере решения экологических проблем и охраны окружающей среды. Но довольно часто на практике можно столкнуться с проблемами, связанными с организацией и проведением общественной экологической экспертизы. Статья посвящена общественной экологической экспертизе как одному из видов экологической экспертизы в РФ, проблемам законодательства и практики, путям их совершенствования.

Ключевые слова: экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза, оценка объектов хозяйственной деятельности, объекты общественной экологической экспертизы, граждане.

Annotation. With the reduction of the functions of the state apparatus, the importance of public environmental expertise in the field of solving environmental problems and environmental protection has increased. But quite often, in practice, one can encounter problems related to the organization and conduct of public environmental expertise. This article is devoted to public environmental expertise as one of the types of environmental expertise in the Russian Federation, the problems of legislation and practice, and ways to improve them.

Keywords: environmental expertise, public environmental expertise, assessment of objects of economic activity, objects of public environmental expertise, citizens.

Общественная экологическая экспертиза далее — ОЭЭ) является одним из видов экологической экспертизы в Российской Федерации, правовое регулирование которой осуществляется на основании федеральных законов: «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ и «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Как показывает история, нормативно-правовых актов, регламентирующих право общественности на участие в экологическом регулировании вопросов государственного и регионального значения, ранее в России не существовало, действовали лишь временные инструкции, целью создания которых являлась оценка воздействия проектов строительства на окружающую среду.

В качестве примера можно привести Инструкцию «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов», в которой четко прописывались все необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности. Однако свои минусы она все же имела, и выражались они в отсутствии требований к проведению ОЭЭ, при исполнении которых общественность могла бы привлекаться для участия в проведении экспертизы. В связи с этим потребность в принятии единого правового акта, закрепляющего положения об ОЭЭ, возрастала с каждым днем.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Однако более широкое отражение положения о субъектах, инициирующих проведение общественной экологической экспертизы, об условиях и порядке ее проведения нашли немного позже, когда был принят ФЗ «Об экологической экспертизе».

В соответствии со ст. 20 данного Закона: «Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»1.

В данном Законе был предоставлен перечень объектов, в отношении которых ОЭЭ также может быть осуществлена, но с некоторыми исключениями, и касаются они, прежде всего, тех сведений, которые составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Более того, помимо указанных положений, данный Закон определяет и временные рамки для ее проведения, обозначив, что общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней, причем независимо от проведения государственной эколо -гической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы (ст. 22).

Как по результатам государственной экологической экспертизы, так и после ОЭЭ выносится соответствующее заключение, однако по сравнению с заключением государственной экологической экспертизы заключение ОЭЭ не обладает прямой юридической силой. Оно является лишь одним из документов, рассматриваемых в процессе государственной экспертизы. Тем не менее при организации и проведении ОЭЭ общественными организациями статус ее заключений будет являться достаточно высоким ввиду таких причин, как осуществление ОЭЭ в соответствии с нормами Закона и порядком ее проведения, по сравнению с простым мнением общественности.

Важно отметить, что институт общественной экспертизы в России пока находится на стадии своего развития. Данный вывод мы сделали по

результатам проведенного анализа законодательства РФ и некоторых зарубежных государств, таких, как США, Канада. Было установлено, что гражданам изначально предоставляется право доступа к участию в принятии решений государственными органами и местным самоуправлением. Для реализации указанных прав создавались и продолжают создаваться специальные правительственные агентства, осуществляющие свою деятельность на основании конкретных законов, обладающие самостоятельным статусом по отношению к исполнительным органам и, в конце концов, имеющих собственный бюджет.

Например, в Квебеке общественная экологическая экспертиза проводится специально созданной организацией, именуемой Варе2.

Основной целью ее деятельности являются публичные слушания граждан, инициирующих проведение общественной экологической экспертизы, предполагающих, какой именно вред конкретная хозяйственная деятельность может нанести окружающей среде и реализации их права на благоприятную окружающую среду.

Гражданам предоставляется право на выдвижение своих кандидатов в качестве экспертов по проведению ОЭЭ3.

По нашему мнению, данная практика является весьма положительной, ввиду того, что позволяет говорить о прозрачности принимаемых решений. В законодательстве таких стран, как Молдова, Армения, нормы, регулирующие общественную экологическую экспертизу, отсутствуют. Данный нститут в названных странах не развит, и по сравнению с ними российское законодательство об экологической экспертизе, в частности общественной, хоть и несовершенно, все же может послужить неким ориентиром для дальнейшего его развития4.

Самым большим недостатком данного института в российской практике является тот факт, что проведение ОЭЭ рассматривается как некий протестный инструмент в уже создавшейся конфликтной ситуации с намерением ни в коем случае не допустить строительство экологически опасного объекта. Помимо законодательных ограничений, обозначенных в статьях 21, 22 и 25 ФЗ «Об экологической экспертизе», данный институт, как это не удивительно, имеет целый ряд и других ограничений, а именно:

1. Обязательная государственная регистрация заявления о ее проведении (ч. 1 ст. 23). Негативной стороной данных ограничений являет-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

ся то, что на это может потре боваться много вре -мени, и это затягивает сам процесс планируемой деятельности.

2. Заранее установленные сроки проведения ОЭЭ, что исключает возможность наступления непредвиденных ситуаций.

3. Инициатором проведения ОЭЭ могут быть граждане, общественные организации и органы местного самоуправления (законодательство не предусматривает инициацию ОЭЭ самим заказчиком хозяйственной деятельности).

4. Все расходы, связанные с проведением данного вида экспертизы, несет ее же инициатор. По нашему мнению, это немыслимо ввиду даже того факта, что инициаторами могут выступать простые граждане, финансовое положение которых не позволяет это сделать.

В связи с этим мы считаем целесообразным закрепить на законодательном уровне нашей страны положение о том, что все финансовые расходы, связанные с проведением общественной экологической экспертизы, должны быть понесены специально созданными организациями, проводящими данный вид экспертизы и обладающими самостоятельным бюджетом, как это практикуется в других странах.

Практика применения данного института не увеличится в связи с наличием больших затрат на формирование экспертной комиссии и регистрации указанного права.

Считаем, что выдвинутые нами предложения по совершенствованию законодательной базы и практики применения института общественной

экологической экспертизы в дальнейшем будут учтены законодателем вследствие их необходимости.

1 Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

2 Мир экологии // https://baikalhangkai.ru/othody/ otlichiya- gosudarstvennoj - i- obshchestvennoj -ekologic-heskoj-ekspertizy.html (Дата обращения: 17.02.2021)

3 Общественная экологическая экспертиза: практика против политики // http://www.ecom.su/investigation/ index.php?id=15. (Дата обращения: 17.02.2021)

4 Высторобец Е.Л. Экологическое законодательство России, Италии, Канады, Нидерландов: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

Библиографический список

1. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

2. Высторобец Е.Л. Экологическое законодательство России, Италии, Канады, Нидерландов: сравнительно- правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

3. Мир экологии // https://baikalhangkai.ru/ othody/otlichiya-gosudarstvennoj-i-obshchest-vennoj-ekologicheskoj-ekspertizy.html (Дата обращения: 17.02.2021)

4. Общественная экологическая экспертиза: практика против политики // http://www.ecom. su/investigation/index.php?id=15 (Дата обращения: 17.02.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.