Научная статья на тему 'Общественная безопасность и преступность в России в их зависимости от геополитических факторов'

Общественная безопасность и преступность в России в их зависимости от геополитических факторов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ПРАВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митрофановский Максим Алексеевич

В статье рассматривается проблема общественной безопасности в Российской Федерации. В ней затрагиваются система геополитических факторов, влияющих на уровень общественной безопасности и преступности. Проводится анализ их взаимозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public safety and criminality in Russia in their relation from the geopolitical factors

The article considers the problem of public safety in the Russian Federation. It regards the system of geopolitical factors, which influence on rate of public safety and crime rate, analyzes their interdependence.

Текст научной работы на тему «Общественная безопасность и преступность в России в их зависимости от геополитических факторов»

1.8. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ В ИХ

ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Митрофановский Максим Алексеевич, майор полиции, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: maxim.mitrofn@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема общественной безопасности в Российской Федерации. В ней затрагиваются система геополитических факторов, влияющих на уровень общественной безопасности и преступности. Проводится анализ их взаимозависимости.

Ключевые слова: геополитические факторы, общественная безопасность, угрозы, право, правоохранительные органы.

PUBLIC SAFETY AND CRIMINALITY IN RUSSIA IN THEIR RELATION FROM THE GEOPOLITICAL FACTORS

Mitrofanovskiy Maxim Alekseevich, police major, student. Place of study: Management academy of MIA Russia. E-mail: maxim.mitrofn@mail.ru

Annotation: The article considers the problem of public safety in the Russian Federation. It regards the system of geopolitical factors, which influence on rate of public safety and crime rate, analyzes their interdependence. Keywords: geopolitical factors, public safety, dangers, law, law enforcement agencies.

Общественная безопасность также, как и государственная, экономическая, военная, политическая, экологическая и информационная считается разновидностью национальной безопасности. Согласно Указу Президента РФ N 537 от 12 мая 2009 года, утвердившему Концепцию о стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальная безопасность является государственной стратегией, предполагающей защищенность государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность — это безопасность нации, государства, при которой исключается любое посягательство на территориальную целостность страны, ее независимость и суверенитет, надежно обеспечивается государственная, общественная, экономическая, экологическая и личная безопасность граждан [10, c.3].

Обострение национальных проблем в XX веке привело к увеличению внимания аспектам национальной безопасности, связанным с защитой государства, общества и личности от внутренних угроз политического, социального, экономического, информационного, техногенного, и иного характера. Французский ученый Ж.Ведель так определяет безопасность, которая связана с защитой от внутренних угроз: «Безопасность — это деятельность государства, которая направлена на предотвращение опасности, угрожающей частным лицам или обществу, начиная от предупреждения заговоров против безопасности государства и кончая предотвращением несчастных случаев» [3, 466].

В толковых словарях русского языка (С.И.Ожегов, В.И. Даль и др.) под безопасностью понимается положение, при котором отсутствует опасность [9, с.74]. Общественная безопасность — это состояние общества, которому не угрожает опасность социального,

природного, техногенного, и иного характера. Современное российское законодательство (закон РФ «О безопасности», УК РФ, КоАП РФ и др.), определяет общественную безопасность как юридическую категория, определяющую сферу деятельности правоохранительных органов и выделяется в качестве объекта, который подлежит охране с применением права от природных, техногенных, биологических угроз, а также противоправных посягательств иного характера.

При внимательном и строгом подходе к понятию «общественная безопасность» проявляются две его составляющие части: состояние, при котором опасности для личности, общества и государства не существует и меры государства, которые создают у граждан чувство защищенности и поддерживают это положение.

Сутью общественного порядка является, в конечном счете, обеспечение безопасности граждан и их законных интересов. Например, соблюдение гражданами поведения людей на митингах, демонстрациях, спортивных соревнованиях обеспечивает общественную и личную безопасность. Поэтому, общественная безопасность обеспечивается тем состоянием, при котором общественный порядок не нарушается.

Общественная безопасность — это безопасность, которая урегулирована нормами права. Этот базовый признак свидетельствует о том, что защита граждан от противоправных посягательств, от угроз природного, техногенного и иного характера обеспечивается государством на правовой основе. Нормативное содержание рассматриваемой категории составляют правовые нормы, определяющие законопослушное поведение всех без исключения субъектов права в области общественной безопасности. Буква закона запрещает совершать вредные для общественной безопасности действия, обязывают гражданина действовать в интересах обеспечения безопасности, устанавливают степень ответственности за совершение противоправных деяний. Главенствующую роль в урегулировании общественных отношений в сфере общественной безопасности занимает Конституция РФ. Именно в конституционно-правовых нормах определены основные права и свободы, которые образуют основу личной и общественной безопасности. К иным нормативно-правовым актам, образующим законодательную основу общественной безопасности, относятся: ФЗ РФ № 3 от 07.02.2011 «О полиции», ФЗ РФ № 390 от 07.12.2010 «О безопасности».

В системе нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с общественной безопасностью, необходимо выделить запрещающие нормы, содержащиеся в уголовном и административном кодексах Российской Федерации. Глава 24 УК РФ содержит основные статьи, которые устанавливают уголовную ответственность за преступления, направленные против общественной безопасности, а в главе 20 КоАП РФ содержатся правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в вышеназванной сфере.

Таким образом, изложенное об общественной безопасности как о целостном, системно-социальном явлении объективной действительности, позволяет выделить два её стержневых элемента (признака): во-первых - состояние общественного спокойствия, при котором в общественной среде поддерживается мир и сотрудничество, присутствует уверенность в безопасности, а во-вторых - обстановка защищенности, кото-

рая характеризуется постоянным обеспечением общественной безопасности государством и его готовностью оказать помощь в ситуации возникновения любой угрозы, готовностью к её нейтрализации.

Резюмируя изложенное, общественная безопасность в её правовой действительности является общим и конкретным правоотношением, субъектами которого с одной стороны являются граждане, общество и государственные органы, нуждающиеся в постоянной защите от противоправных посягательств, с другой — государство, призванное в лице уполномоченных органов обеспечить предусмотренную законом защиту. К.Маркс и Ф.Энгельс, считали, что: «Безопасность является высшим социальным понятием гражданского общества; понятием о том, что все общество существует лишь для того, чтобы обеспечить каждому его члену неприкосновенность его личности, его прав и его собственности» [7, т.1 с.466].

Для граждан и юридических лиц, состояние безопасности тождественно состоянию защищенности, которое является психолого-правовым. Данное положение регламентируется правом и определяется наличием правоохранительных органов и учреждений, способных защитить личность, общество и государство от посягательств, создающих угрозу общественной безопасности и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Преступность является социально и уголовно-правовым негативным явлением, которое исторически изменчиво и представляет собой систему преступлений, совершённых на определённой территории за определённый период времени.

Совершение поступков аморальных и тех, которые оцениваются человеческим обществом как добрые или злые присуще любой исторической эпохе. Существование в первобытном обществе антиобщинных действий и наказаний за них не означает существования преступности - преступность появляется только с возникновением права.

Состояние преступности изменяется с течением времени, на него влияют содержание, тенденции, причины и условия совершения преступлений. Не остаётся постоянным и круг деяний, относимых государствами к преступным: происходит постоянная криминализация деяний, становящихся общественно опасными, и декриминализация тех поступков, которые утрачивают общественную опасность.

Следует отметить, что членами общества являются и преступники, и потерпевшие. Общественно-опасные деяния всегда причиняют ущерб не только конкретному лицу, но и обществу в целом. Последствия от преступных посягательств посягают на нормальную работу общества и его институтов, нарушают порядок взаимоотношений его членов.

Преступность причиняет вред нормальному функционированию общественных отношений, она не заключается в механическом объединении различных преступлений. Она имеет системные свойства, поскольку имеет причинно-следственную зависимость между отдельными её элементами, а также устойчивыми многочисленными связями с социальными явлениями, повышающими или понижающими её уровень.

Уровень преступности — это её фиксированная количественная характеристика. Уровень измеряется как в абсолютном выражении (число преступлений, совершенных на определённой территории за определённый период времени), так и в относительном (ко-

личество преступлений, совершённых на 10 или 100 тысяч населения).

Снижение как абсолютного, так и относительного уровня преступности является приоритетной задачей правоохранительных органов в большинстве стран. Теоретически уменьшение уровня преступности в его количественном выражении в статистических показателях, должно прямо соответствовать снижению фактического количества совершаемых преступлений, но на практике зачастую наблюдается обратная взаимосвязь: для понижения уровня преступности в России и других странах применяется технология отказов в приёме и регистрации обращений граждан о совершаемом или совершённом в отношении них противоправном деянии. При этом уровень преступности по статистике действительно снижается, однако фактическое количество преступных посягательств может как возрастать, так и снижаться.

Например, если абсолютное число совершённых преступлений равно нулю, это вовсе не значит, что преступления вообще не совершались: возможно, на рассматриваемой территории попросту нет правоохранительных органов или средств регистрации преступлений.

Статистические данные преступности в России характеризуются следующими показателями.

Таблица о состоянии преступности в Российской Федерации, лицах, совершивших преступления и о погибших[11].

2010 2011 2012 2013

Коднчхтао : !р^гагтркр зежсъд; пр^гтушзоя 2628799 2404807 2302168 2206249

Тйннстш 15563 14305 13265 12361

Тшин зр^д ^дзрзЕък- 39745 38512 37091 34786

ИзнасштганЕЯ 4907 4801 4486 4246

24537 20080 18622 16416

Гр^Ж! 164547 12.' 7 .2 110063 92069

" » 1105369 1038566 992238 922562

Еэгг-зчннч^^ы 12012 10952 9758 11521

^__ £ г зкз^ынного оборот; н^рыткыЕ 222564 215214 218974 231462

:: . : лнц, - --у -- 1111145 1041340 1010938 1012563

:: . : ' . . прес- тущэоц '> ПОСТОЯННОГО НСТОННЮД шаанд 7. :. _. ____-__ шц 730314 65.7 690920 66,3 674656 66,7 664969 65,7

Еынз^-н негокзшзон д^поо;, тоЕзршннлзо; пр^прцэоц 72692 65963 59461 60761

Чнад пр^гзтаэош, — з СОСТОЖНН^ДЫТОДЬНОГО ОПНННеННЯ ' V. _. _:_1 201440 13,1 221536 213 272684 27 298306 29:5

Чнад пр^гзтаэош, — з нфштачкгого апьшзсд 7» от оощзо чню; гокфинЕшю: 11717 1:1 15438 1:5 21446 2 ; 1 25430 2 ; 5

Погнбдо з рвупътам пр^гзшэои 30275 30476 31736 ЗИП

ШГНЫЮЕ ДШ 25567 27953 27991 27035

Погнидо отгзэ^рзз 13070 12019 11652 10601

Из таблицы следует, что основные источники угроз общественной безопасности для нашей страны представляют следующие явления:

1. Преступные и иные противоправные посягательства, приводящие к возникновению и развитию чрезвычайных ситуаций.

2. Стабильно высокий уровень преступности и появление новых видов преступлений и угроз криминального характера.

3. Возрастание уровня террористической угрозы на территории Российской Федерации.

4. Экстремистская деятельность националистических, этнических, религиозных и иных организаций, направленная на разрушение территориальной цело-

стности и единства Российской Федерации, ведущая к дестабилизации внутриполитической и социальной динамики страны.

5. Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Размытость границ благоприятствует поступлению героина из Афганистана. В 2014 году прогнозируется очередной "исторический рекорд" производства опиумного мака - в Афганистане под него засеяно 250 тысяч га, в то время как три года назад в этой стране маком засеивалось 130 тысяч га [2]. Весь произведенный героин распространяется в Китае, России и странах ЕС.

6. Преступления, совершённые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

7. Наличие категорий лиц, совершающих преступления: беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние, граждане без определённого места жительства, освобождённые из мест лишения свободы, иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и не имеющие постоянного источника дохода.

8. Коррупционные проявления в органах государственной власти, и органах местного самоуправления. Устойчивые тенденции к сращиванию интересов должностных лиц и бизнеса, включение в коррупционные схемы чиновников и представителей бизнеса иностранных государств.

9. Незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной политической, экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой.

10. Ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, транспортных средств.

11. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерных и радиационно-опасных объектах и опасных объектах производства.

12. Уровень пожарной безопасности в Российской Федерации. Минимизация потерь, причиняемых пожарами, является одним из важных факторов устойчивого социально-экономического развития страны и составляющей общественной безопасности. Следует отметить, что в Российской Федерации вероятность возникновения пожаров выше, чем в других странах. Это объясняется огромной неподконтрольной территорией Сибири и Дальнего Востока.

13. Естественные колебания гидрологических показателей режима водных объектов. Существуют серьёзные риски негативного воздействия водных масс на население (характерные для нашей станы наводнения), территорию и объекты экономики в связи с учащением опасных гидрологических явлений в связи с изменениями климатических условий и продолжающимся освоением территорий тундры, открытием газовых и нефтяных месторождений.

14. Сейсмическая опасность. В сейсмоопасных регионах страны расположены критически важные объекты и жилые здания, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьёзным разрушениям, что приведет к большим экономическим затратам при восстановлении объектов и человеческим жертвам.

Геополитические факторы и общественная безопасность взаимозависимы; это можно увидеть из анализа законодательно закреплённых источников угроз общественной безопасности, перечисленных в Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ № 537 от 2009 года. Согласно этому документу основные источники можно разделить на несколько групп и каждый из них связать с геополитическими факторами.

Деятельность иностранных государств, направленная на нанесение ущерба государству. Этот источник связан с взаимоотношениями между государствами, соотношением их военного, экономического, стратегического состояния и потенциала.

Террористическая и экстремистская деятельность, направленная на устрашение населения и сопряженная с подрывом конституционного строя, сопровождающаяся уничтожением объектов жизнеобеспечения. Эти источники угроз напрямую связаны с такими геополитическими факторами как географическое (пространственное положение), затрудняющее или упрощающее совершение террактов; этнический состав; религиозные убеждения.

Деятельность транснациональных преступных групп, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. На данный источник влияет территориальное расположение государства, наличие очагов производства наркотиков (граничащие государства).

Преступные посягательства против личности, собственности, государственной власти и экономической безопасности. Условиями этой угрозы выступают «как обстоятельства, относящиеся к состоянию внешней среды (активность правоохранительных органов, отношение общества к разным видам преступных деяний, материальные условия среды, так и характеризующие самого преступника» [6, с.247]. Названные материальные условия включают в себя такие геополитические составляющие, как экономическое, социальное, культурное, этническое, демографическое состояние общества.

Таким образом, детальное рассмотрение источников угроз общественной безопасности позволяет сделать вывод об их взаимозависимости с геополитическими факторами.

Список литературы:

1. Асеев А.Д. Геополитическая безопасность России: учебное пособие для бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление». -М.: ГИУ, 2014.

2. Богданов В. Снижаем дозу // Российская газета № 6412 от 26.06.2014.

3. Ведель Ж. Административное право Франции. -М.: Прогресс, 1973.

4. Губченко А.В. Влияние глобализации на геополитическое положение и безопасность России и сопредельных государств: монография. - М.: Граница, 2005.

5. Дынкин А.А., Барановский В.Г. Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. - М.: ИМЭМО РАН, 2013.

6. Криминология: учебник для вузов / под ред. А. И. Долговой. - М.: НОРМА, 2001.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. 50 томов. - М.: ГИПЛ, 1955.

8. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 21 -е изд. -М.: Русский язык, 1989.

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ

от 12.05.2009. № 537. (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483) // СЗ РФ от 18.05.2009. № 20 Ст. 2444.

11. Преступность и правонарушения за 2009-2013 гг. - М.: ГИАЦ МВД России, 2014.

12. Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности РФ. // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. -№3, стр. 10-14.

13. Паньшин В.И. Интерес как объект обеспечения национальной безопасности ресурсами уголовного судопроизводства. // Бизнес в законе. - 2013. - №2, стр. 136-138.

Рецензия

на статью Митрофанове кого М.А. «Общественная безопасность и

преступность в России в их зависимости от геополитических факторов»

Рецензируемая статья посвящена проблеме общественной безопасности в Российской Федерации. В ней затрагиваются факторы, входящие в систему геополитических, влияющие на уровень общественной безопасности и преступности.

Актуальность и важность проблемы обусловлена также тем, что общественная безопасность зависит от многих факторов, требующих постоянного мониторинга, глубокого анализа и скурпулёзного изучения. Идеи, содержащиеся в рецензируемой статье, сводятся к утверждению факта объективной зависимости уровня общественной безопасности от геополитических факторов.

Рецензируемая статья оригинальна как по содержанию, так и по способу изложения. Глубокие теоретические рассуждения чередуются с подробными анализом статистических данных.

Теоретическая и практическая значимость статьи несомненна, информация, содержащаяся в ней, оценка основных результатов исследования полезна как для исследователей, так и для практических работников правоохранительной, миграционной, управленческих сфер.

Проблема, рассмотренная в статье, содержит импульс для дальнейшего исследования в области познания природы и тенденции геополитических факторов и их влияния на состояние общественной безопасности.

Рецензируемая статья ранее не публиковалась. Полагаю, что она заслуживает публикации в открытой печати в научном журнале, включённом в перечень ВАК.

Профессор кафедры теории и социологии управления ОВД Академии управления МВД России доктор философских наук профессор

А.П. Гладилин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.