Научная статья на тему 'ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ'

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МЧС России / цифровизация / ОКСИОН / Ministry of Emergency Situations / mass people stay / OXION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жарков М. А., Маер О. М.

В данной статье рассмотрены нормативные акты, которые регулируют процессы эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее ОКСИОН). Описаны основные функции и аспекты работы в этой системе. Также проведен анализ основных недостатков и перспектив дальнейшего развития автоматизированной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN COMPREHENSIVE SYSTEM OF INFORMING AND NOTIFYING POPULATION IN PLACES OF MASS STAY OF PEOPLE

This article discusses the regulations that regulate the processes of operation of the all-Russian integrated system of informing and notifying the population in places of mass residence of people (hereinafter OXION). The main functions and aspects of working in this system are described. The analysis of the main disadvantages and prospects for further development of the automated system is also carried out.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ»

УДК 614.84 Жарков М.А., Маер О.М.

Жарков М.А.

студент

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

Маер О.М.

доцент, кандидат экономических наук Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Аннотация: в данной статье рассмотрены нормативные акты, которые регулируют процессы эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). Описаны основные функции и аспекты работы в этой системе. Также проведен анализ основных недостатков и перспектив дальнейшего развития автоматизированной системы.

Ключевые слова: МЧС России, цифровизация, ОКСИОН.

Необходимость цифровой трансформации МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям) становится все более актуальной в современном мире. В условиях быстрого развития технологий и увеличения частоты и разнообразия чрезвычайных ситуаций, цифровая трансформация становится необходимым шагом для обеспечения эффективной работы МЧС. Одной из главных причин необходимости цифровой трансформации МЧС

является увеличение объема информации, которую необходимо обрабатывать и анализировать в случае чрезвычайных ситуаций. Современные технологии позволяют собирать и обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени, что значительно повышает эффективность работы МЧС [1]. Кроме того, цифровая трансформация позволяет улучшить координацию и взаимодействие различных служб МЧС. Благодаря использованию современных цифровых инструментов, возможно оперативно обмениваться информацией и координировать действия при чрезвычайных ситуациях, что способствует более эффективному и быстрому реагированию на происшествия. Также цифровая трансформация МЧС позволяет повысить уровень безопасности и защиты населения. Современные технологии позволяют создавать системы мониторинга и предупреждения о возможных чрезвычайных ситуациях, а также обеспечивать более точное и быстрое реагирование на них. В целом, цифровая трансформация МЧС является необходимым шагом для обеспечения эффективной и оперативной работы в условиях современного мира. Она позволяет повысить эффективность и безопасность деятельности МЧС, а также улучшить координацию и взаимодействие различных служб. Поэтому внедрение цифровых технологий в работу МЧС является важным и неотложным заданием для обеспечения безопасности и защиты населения [2].

В 2011 году МЧС России приняло решение о введении в эксплуатацию ОКСИОН - общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций. Эта система предназначена для информирования и подготовки граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны общественного порядка. Она была введена в эксплуатацию на основании приказа МЧС России от 3 мая 2011 года N 259 и в настоящее время действует с изменениями от 15 августа 2017 года N 344. Целью ОКСИОН является обеспечение информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в случае чрезвычайных ситуаций [3].

ОКСИОН базируется на специализированных технических средствах, включающих в себя стационарные терминальные комплексы (ТК), размещенные в местах массового пребывания людей на улице (ПУОН) и внутри зданий (ПИОН), а также мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) на базе автомобильных шасси различной проходимости. Информационные центры (ИЦ) представляют собой комплекс программно-технических средств, обеспечивающих управление ТК и мониторинг обстановки в местах их размещения. В состав ИЦ входят телекоммуникационное и серверное оборудование, а также автоматизированные рабочие места операторов и системы отображения информации. Все компоненты ОКСИОН объединены в единую телекоммуникационную сеть [3].

Создание объектов ОКСИОН осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации" (действовала в период с 2006 по 2015 годы). В этот период за счет средств федерального бюджета создано 628 терминальных комплексов, из них 108 ПУОН и 520 ПИОН, а также закуплено 32 МКИОН [4].

С начала 2015 года не было проведено приобретение стационарных терминальных комплексов из-за значительного повышения цен на оборудование и более строгого регулирования вопросов размещения уличных цифровых информационных конструкций [4].

К настоящему времени более 98% оборудования ТК ОКСИОН эксплуатируется более 9 лет. Длительные сроки и тяжелые условия эксплуатации, отсутствие плановых мероприятий по обновлению компонентной базы приводят к росту числа отказов. Основными неисправностями являются выход из строя светодиодных экранов ПУОН и систем отображения информации ПИОН, запасные части к которым уже не выпускаются или не совместимы с имеющимися устаревшими системами.

Активное изменение точек притяжения населения в городской среде, большое число более современных и привлекательных рекламных конструкций существенно снизило эффективность применения стационарных ТК ОКСИОН.

Технология создания стационарных ТК ОКСИОН требует выполнения проектно-изыскательских работ на конкретном объекте или месте размещения, привязки к сетям связи и электропитания. С учетом этого стоимость создания стационарных ТК ОКСИОН и затраты на их последующее содержание становятся достаточно высокими.

Потенциал масштабирования ОКСИОН и ее технический ресурс фактически исчерпаны.

ОКСИОН - это проект, который был создан и развивался в соответствии с уже изученными и применяемыми подходами, исследованиями и проектными работами. Однако, с появлением новых цифровых рекламных платформ, принадлежащих коммерческим организациям, эффективность ТК ОКСИОН значительно снизилась, так как она не может конкурировать с более современными системами в привлечении внимания населения. С развитием цифровых каналов коммуникаций, доступных для населения через интернет и мобильные устройства, необходимо быстро адаптировать средства для передачи экстренной информации, чтобы обеспечить их высокую эффективность. Однако, из-за невозможности использования передовых технологий, таких как искусственный интеллект и интерактивное взаимодействие, в рамках существующих технических решений ОКСИОН, развитие системы замедляется. Таким образом, на данный момент указанные подходы устарели и требуют пересмотра [3,5].

Для дальнейшего развития ОКСИОН в 2024г была разработана специальная концепция.

Концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - Концепция) разработана в соответствии с абзацем седьмым частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О

защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и абзацем двадцать четвертым подпункта 3 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 [3,6].

Для обеспечения связи и информирования населения в районах с поврежденной инфраструктурой связи и электропитания используются МКИОН - мобильные комплексы информационно-оповещения населения. Эти комплексы имеют возможность передавать аудио- и визуальную информацию, доставляя ее до населения в зоне чрезвычайной ситуации. Современные образцы МКИОН, которые приняты на вооружение МЧС России, оборудованы передовыми средствами связи и оборудованием, позволяющим принимать сигналы цифрового телевидения и транслировать видеосигналы от беспилотных летательных аппаратов. Это значительно повышает эффективность их использования в различных ситуациях, связанных с чрезвычайными ситуациями не только природного характера. Опыт применения МКИОН показал их высокую эффективность в зонах чрезвычайных ситуаций и территориях, пострадавших от стихийных бедствий. Различные сценарии их использования были успешно раскрыты, что подтверждает необходимость их наличия в арсенале МЧС России. Важным шагом в развитии МКИОН является формирование системы жизненного цикла, которая включает в себя оснащение территориальных органов МЧС России современными образцами техники, техническое обновление и ремонт ранее поставленных комплексов с учетом импортозамещения. Это позволит обеспечить надежность и эффективность МКИОН в будущем и рассматривать их как часть мероприятий по развитию общегосударственной системы информационно-оповещения населения.

В период с 2022 по 2024 год МЧС России провело обновление мобильного приложения " МЧС России", с целью распространения информации

о возможных и происходящих чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах для обеспечения безопасности населения и территорий, а также о методах защиты и проведении пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В результате обновления был изменен дизайн приложения, улучшена адаптация под различные устройства, оптимизирована навигация и добавлена функция получения экстренных сообщений от органов РСЧС. За период с 2023 по 2024 годы через приложение было отправлено более 10,5 тысяч сообщений с экстренной информацией, что является важным шагом в обеспечении безопасности населения и территорий [3].

В условиях быстроменяющегося мира, где каждая секунда может оказаться критической, важность своевременной и доступной экстренной информации невозможно переоценить. Использование современных технологий позволяет не только оперативно распространять информацию, но и адаптировать её под индивидуальные потребности каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

2. Цифровизация МЧС России направлена на сохранение жизни людей и снижение ущерба при ЧС. URL: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/presscentr/novosti/4274526;

3. Концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

4. Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации";

5. Распоряжение МЧС России от 25.07.2022 N 800 "Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов";

6. Статья 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Zharkov M.A., Maer O.M.

Zharkov M.A.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

Maer O.M.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

ALL-RUSSIAN COMPREHENSIVE SYSTEM OF INFORMING AND NOTIFYING POPULATION IN PLACES OF MASS STAY OF PEOPLE

Abstract: this article discusses the regulations that regulate the processes of operation of the all-Russian integrated system of informing and notifying the population in places of mass residence of people (hereinafter - OXION). The main functions and aspects of working in this system are described. The analysis of the main disadvantages and prospects for further development of the automated system is also carried out.

Keywords: Ministry of Emergency Situations, mass people stay, OXION.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.