О ПРОБЛЕМЕ ВНУТРИ СИСТЕМЫ ОКСИОН
Р.И. Смоляков, студент Д.И. Власов, студент П.М. Юданов, канд. техн. наук И.С. Каторжин, канд. техн. наук
Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика (Россия, г. Химки)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-2-113-117
Аннотация. Данная статья является обзорной и посвящена системе оповещения ОКСИОН. В данной статья мы выделили основную проблему системы ОКСИОН, нашли причины её возникновения и возможные пути решения. Главной проблемой является невозможность подключения многих терминальных комплексов (далее ТК), в особенности сирен, к общей сети. Причиной этому является банальное устаревание ТК, несоблюдение правил эксплуатации или непредназначенность их для подобной работы. Возможное решение этой проблемы такое же простое, как и причина - выделение средств для замены или модернизации несопрягаемых ТК и усиленное слежение за выполнением правил эксплуатации. Однако, несмотря на кажущуюся простоту решения проблемы, на данный момент времени почти невозможно полностью её решить, потому что средств на замену ТК требуется слишком много.
Ключевые слова: оповещение, чрезвычайная ситуация (ЧС), безопасность населения, ОКСИОН, сирены, гражданская оборона, сопряжение.
Оповещение населения - одна из основных задач МЧС России, ведь именно со своевременного оповещения и начинается защита населения. Без наличия оперативной, исправно работающей и постоянно готовой к использованию системы оповещения невозможно даже представить каким образом будет осуществляться защита населения. Роль такой системы в нашей стране на себя взял ОКСИОН. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) - это система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
ОКСИОН представляет собой совокупность федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств. Для решения поставленных задач и обеспечения задан-
ной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
1) информационные центры различного уровня;
2) терминальные комплексы, такие как:
- пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
- пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
- мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
3) распределенные автоматизированные подсистемы;
4) другие средства информирования и оповещения населения.
Помимо оповещения и информирования населения ОКСИОН может взять на себя такие обязанности как:
- повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
- повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
Проблематизация. Для корректной работы ОКСИОН требуется сопряжение между информационными центрами (далее ИЦ) и терминальными комплексами (далее ТК). В этом и заключается основная проблема:
- несопрягаемость новейших ИЦ и некоторых ТК.
Анализ проблемы. Для начала надо понять какие именно ТК не сопрягаются. Не сопрягаются устаревшие промышленные сирены С-40 (рис. 1, 2) и сирены гражданской обороны С-28 (рис. 3, 4).Возможным путем решения данной проблемы является модернизация или оп-
тимизация цифро-аналоговых преобразователей (далее ЦАП) и аналогово-цифровых преобразователей (далее АЦП), с помощью которых происходит передача сигнала из ИЦ к ТК и наоборот. Однако в данном случае не помогут привычные способы, так как несопряжение происходит по двум причинам:
1) ТК уже слишком устарели и не предназначены для работы на современных цифровых сетях.
2) Банальная неисправность ТК в ряде муниципальных образований, что является несоблюдением Указа Президента №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Существуют Механические и электронные сирены.
Механические сирены подразделяются
на:
Сирены базовой конструкции - Механическая сирена использует ротор и статор для измельчения воздушного потока, который проходит через сирену радиальными лопастями в вращающемся роторе.
Наддув - разновидность электромеханической сирены являющаяся пневматической. Эти сирены хранят резервуар сжатого воздуха, периодически перезаряжаемый компрессором с дизельным двигателем в хранилище в основании массивного блока сирены.
Электромагнитные сирены состоят из электронного генератора тонов, усилителя высокой мощности и рупорного громкоговорителя. Как правило, блок громкоговорителей включает в себя звуковую нагрузку, в результате чего они похожи по внешнему виду на некоторые электромеханические сирены. Многие из этих громкоговорителей включают в себя вертикальный массив рупоров для достижения контроля шаблона в вертикальной плоскости. Каждая ячейка рупора громкоговорителя приводится в действие одним или несколькими компрессионными драйверами. Один тип компрессионного драйвера для этого типа громкоговорителя обрабатывает 400 Вт электроэнергии и использует два пончика в форме постоянных магнитов для обеспечения магнитного потока. Для при-
Рис. 4.
ложений сирены звук высокой точности является второстепенным по сравнению с высокой производительностью, и драйверы сирен обычно производят большое количество искажений, которые не были бы допустимы в аудиосистеме, где важна точность. Большинство новых (и некоторые старые) электронных сирен имеют возможность хранить цифровые аудиофайлы. Эти аудиофайлы могут быть пользовательскими звуками или экстренными сообщениями. В зависимости от ситуации сохраненный звуковой файл может транслироваться через сирену. Эти сирены также могут поставляться с разъемом для микрофона для трансляции живых сообщений через микрофон.
Эту проблему уже пытались решить. В районах, где сигнал не был слышен, оповещение в экстренных ситуациях производиться с помощью пожарных и полицейских машин с выносными громкоговорителями. Но это лишь временно решает проблему и то не до конца. Поэтому, самым лучшим решением этой проблемы является именно замена сирен старого образца, на более современные сирены. Но, к сожалению, этот метод не является возможным, так как на период с 2021 года по 2023 год планируемые расходы госбюджета составляют 2,46-2,54 млрд руб. на национальную безопасность.
Из них, ежегодно, на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
гражданская оборона, на расходы на пре- средства. Также необходимо помнить и о дупреждение и ликвидацию последствий том, что деньги придется выделять ещё и чрезвычайных ситуаций и стихийных бед- для того, чтобы усилить контроль за вы-ствий природного и техногенного характе- полнением правил эксплуатации, иначе ра и на расходы по ведомственной целевой замена сирен не имеет смысла. программе тратиться 173 млрд руб. Решение. Анализируя проблему, мы
В основном, деньги уходят нарасходы пришли к выводу, что решение проблемы на содержание муниципальных казенных заключается в замене старых сирен, одна-учреждений, подведомственных департа- ко на это требуется слишком много допол-менту по чрезвычайным ситуациям и мо- нительных средств. И несмотря на то, что билизационной работе (расходы на оплату эту проблему уже пытаются решить, это труда персоналу и иные выплаты; закупка займет ещё очень много времени, а до са-товаров, работ и услуг для обеспечения мых малонаселенных пунктов может и во-(государственных) муниципальных нужд; обще не дойдет.
социальное обеспечение и иные выплаты Выводы. Основная проблема ОКСИОН
населению; иные бюджетные ассигнова- в большей степени заключаются не в нения). Так же, средства выделяются на не- корректной работе не техники, а низкой обходимые программы в сфере ГО и эффективности контроля за некоторыми РСЧС. На замену, установку и подключе- муниципальными образованиями. ние сирен необходимы дополнительные
Библиографический список
1. Информационный портал «МЧС России» Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИ-ОН). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://78.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/sily-i-sredstva/obshcherossiyskaya-kompleksnaya-sistema-informirovaniya-i-opoveshcheniya-naseleniya-v-mestah-massovogo-prebyvaniya-lyudey-oksion (дата обращения: 25.05.2022).
2. Информационный портал «МЧС России» «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/postanovleniya-pravitelstva-rf/436 (дата обращения: 26.05.2022).
3. Информационный портал «МИНФИН РОССИИ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 28.05.2022).
4. Эркин А.Ф., Киселев И.Д. Анализ степени реализации муниципальной программы «Безопасность городского округа Химки на 2017-2021 годы // Госрег: государственное регулирование общественных отношений. - 2019. - №4 (30). - С. 73-88.
5. Лябах А.Ю., Щербина М.И., Эркин А.Ф. Анализ состояния готовности региональной системы оповещения Московской области (на примере проверки электросирен) // Госрег: государственное регулирование общественных отношений. - 2017. - №2 (20). - С. 46.
ABOUT THE PROBLEM WITHIN THE RUSSIAN NATIONAL INTEGRATED POPULATION NOTIFICATION AND WARNING SYSTEM
R.I. Smolyakov, Student D.I. Vlasov, Student
P.M. Yudanov, Candidate of Technical Sciences I.S. Katorzhin, Candidate of Technical Sciences
The Academy of Civil Protection of the EMERCOM of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailik (Russia, Khimki)
Abstract. This article is a review and is devoted to the Russian National Integrated Population Notification and Warning System. In this article, we have identified the main problem of the Russian National Integrated Population Notification and Warning System, found the causes of its occurrence and possible solutions. The main problem is the inability to connect many terminal complexes (hereinafter referred to as TC), especially sirens, to a common network. The reason for this is the banal obsolescence of the shopping mall, non-compliance with the rules of operation or their non-intended use for such work. A possible solution to this problem is as simple as the cause - the allocation of funds to replace or upgrade non-matching TCs and increased monitoring of compliance with operating rules. However, despite the seeming simplicity of solving the problem, at this point in time it is almost impossible to completely solve it, because it takes too much money to replace the TC.
Keywords: notification, emergency situation (ES), public safety, OKSION, sirens, civil defense, interface.