УДК 614.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫШЕК СОТОВОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРЕДСТОЯЩЕМ ЧС
Зверев А.П. ®
К.т.н., доцент, доцент кафедры инфокоммуникационных систем и связи Академии Гражданской Защиты МЧС России
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос организации оповещения населения малочисленных населенных пунктов и горных районов Северного Кавказа, на основе использования антенных мачт операторов сотовой связи.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС), сохранение жизни людей, системы оповещения, датчики контроля метео обстановки.
Keywords: emergency situation (ES), the préservation of human life, warning systems, sensors monitoring weather situation.
Индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. На любой объект экономики (включающий в себя комплекс зданий, сооружений, технологических, энергетических и транспортных коммуникаций), помимо стихийных бедствий, постоянно действуют и другие природные и производственные факторы, недоучет и недооценка которых, а также отсутствие необходимых профилактических мероприятий могут привести к катастрофическим последствиям. Продолжают наносить огромный ущерб, опасные природные явления и стихийные бедствия метеорологического, гидрологического и геофизического происхождения.
"Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях - важная государственная задача, решение которой возложено на организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)." [1, 118].
Основной задачей в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время во главе угла при решении этой задачи стоит своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи. Как известно основными средствами оповещения населения в малочисленных населенных пунктах остаются телефоны сотовой связи. Проведем обоснование данному высказыванию.
Анализ состояния систем оповещения регионов показал ряд общих проблемных вопросов, ограничивающих готовность систем оповещения к использованию по предназначению. Готовность систем оповещения в России за последние четыре года снизилась на 28%. Такая информация приводится в государственном докладе "О состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подготовленном МЧС. Главными причинами такого показателя эксперты ведомства называют изношенность или отсутствие технических средств оповещения в регионах, в сельских местностях, недостаточную подготовку оперативного дежурного
Зверев А.П., 2017 г.
состава к действиям по оповещению, низкий охват сельского населения сетью электросирен и акустических устройств.
В докладе приводится динамика готовности систем оповещения населения в субъектах России за последние 5 лет. Так, в 2009 году этот показатель составлял 68,7%, в 2010 - 65%, в 2011 - 60,2%, в 2012 - 47%, в 2013 - 41%. В среднем каждый год происходит снижение на 6-7% [2 ].
Из - за нерентабельности практически отключено радиовещание в малочисленных населенных пунктах, а также в сельской местности.
Созданные сегодня системы оповещения населения такие как ОКСИОН, ПУОН, МКИОН, практически не могут быть использованы в малочисленных населенных пунктах из - за своей высокой стоимости и нерентабельности. Рассмотрим предназначение каждой из данных систем коротко. Системы ПУОН (пункты уличного оповещения населения) как правило размещаются на открытых пространствах въездах и выездах из города, на пересечении дорог и др.
Система МКИОН (мобильный комплекс информирования и оповещения населения) предназначен для информирования и оповещения населения в любой точке Российской Федерации, как автономно, так и в составе мобильных группировок.
Система ОКСИОН представляет собой федеральную организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно - программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС).[ 3 ]
В 2016 году ОКСИОН насчитывала 667 терминальных комплексов. Они расположены в 44 городах России. Из них: 551 - ПИОН, 116 - ПУОН, 44 - ИЦ, 37 МКИОН. Как видно из приведенных данных это в основном города областного подчинения, это показатель того, что не полностью обеспечены крупные муниципальные образования страны. В малочисленных населенных пунктах, а также в высокогорных пунктах проживания людей республик Северного Кавказа, данные устройства практически отсутствуют [3].
Рассмотрим и определим какова же эффективность использования системы ОКСИОН. Согласно статистике в результате аварий и катастроф, включая и дорожно-транспортные происшествия, в среднем по России ежегодно погибает 50 тыс. человек, что соответствует среднему риску жизни в ЧС для одного человека в год, примерно равному 0,000357.
Существует мнение, как аксиома, что своевременно предупрежденный человек об опасности считается наполовину спасенным, т. е. своевременное оповещение населения снижает средний риск смерти населения на 50 %. Остальные 50 % распределяются по факторам подготовки населения к действиям в ЧС, наличия индивидуальных и коллективных средств защиты и др.
С учетом принятых исходных данных и условий произведем оценку прямого социально-экономического эффекта предотвращения потерь населения и получения различного рода травм и увечий от функционирования ОКСИОН. В качестве примера возьмем гипотетическую область с населением 2,0 млн. человек.
В результате своевременного оповещения населения, с использованием ОКСИОН, средний ежегодный риск его жизни сократится на 50 % и составит примерно 0,0001785. В этом случае безвозвратные потери населения для рассматриваемой области возможно сократить на величину:
БП = 2000 тыс. чел.* 0.0001785= 350 чел. (1)
Снижение потерь населения при ЧС, пожарах и авариях на водных объектах среди охваченного населения оценивается следующим образом:
Noxe = (2)
где: Nnom — потери населения при ЧС, пожарах и авариях на водных объектах;
N™ - охват населения терминальными комплексами ОКСИОН на территории области.
N — количество населения в городе или области, крае.
Таким образом, нетрудно подсчитать, что использование комплекса ОКСИОН в малочисленных населенных пунктах будет низкоэффективным и данный коэффициент будет незначителен.[ 4 ]
Следовательно, для выполнения Указа Президента РФ №1522 от 13.11.2012г., который называется «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» [ 5 ].
ИХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Р. Г. R. У-иетпя
КОНЕЦ
В нем определены основные задачи об экстренном оповещении населения в случае возникновения ЧС и способах защиты людей попавших в зону ЧС (рис. 1).
Какие же необходимо принять меры чтобы исполнить данный Указ Президента. Сегодня для оповещения населения проживающих в малочисленных районах и предгорьях Кавказа в основном используются сотовые телефоны для передачи СМС сообщений о возможном возникновении ЧС.
Но никто практически не использует вышки операторов сотовых компаний для создания системы предварительного контроля за возможным возникновением природных аномалий и как следствие возникновения ЧС.
Для решения этой задачи предполагается поставить на каждой вышке базовой станции аппаратуру мини метеостанции, с камерой видеофиксации. Рассмотрим состав и работу данного устройства более подробно (рис. 1). Камера, входящая в состав данной аппаратуры необходима, для осуществления первичного контроля состояния метеообстановки, а именно наличия туч, облаков или других изменений в погодных явлениях.
В качестве элементов входящих в устройство контроля метеообстановки целесообразно включить такие преобразователи как: датчик контроля температуры^), датчик контроля давления атмосферы воздуха(Р), датчик контроля влажности(В), датчик изменения направления ветра(У). ( см. блок исходных данных ). Мини метеостанция установленная на мачтовом устройстве сотовой станции производит постоянный контроль состояния атмосферного воздуха.
Известно, что высота мачты антенного устройства сотовой станции лежит в пределах 50 - 75 метров, следовательно можно с уверенностью сказать, что данные контроля ранее перечисленных датчиков будут более достоверными, чем те которые получают из подобных устройств расположенных на земле.
Сведения, полученные от ранее перечисленных устройств будут постоянно анализироваться, при этом происходит сравнение полученных данных с эталонными внесенными в память микропроцессорной системы. В случае как только один из преобразователей мини метеостанции или все вместе выдадут сигнал отклонения от нормы, микропроцессорная система установленная на мачтовом устройстве выдаст команду об изменении погодных условий и этот сигнал будет отправлен из данной сотовой станции в ЕДДС (единую дежурную диспетчерскую службу). Данная служба практически уже проанализирует полученный сигнал и уточнит полученные изменения метеопараметров в метеослужбе области или муниципалитета. По данным анализа результатов будет принято решение: данные отклонения способны ли привести к быстропротекающим ЧС или нет. В случае положительного исхода, ЕДДС примет решение об оповещении главы муниципалитета о возможном возникновении ЧС.
Таким образом, создавая такое устройство возможно с одной стороны добиться выполнения Указа Президента № 1522 от 13.11.2012 г. в части оповещения населения особенно малочисленных населенных пунктов, при этом затрачивая минимум финансовых средств, с другой стороны, возможно предупредить заранее население горных районов о возможном возникновении ЧС, а как следствие осуществить оповещение и эвакуацию населения спланировав эти мероприятия заранее.
Литература
1. Зверева Т.В. Развитие корпоративной культуры в практике функционирования организаций МЧС России. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России. 2016 № 4 (31). с. 118-123.
2. www.ru-bezh.ru/news/gossektor/4719-v-rossii-snizhaetsya-gotovnost-sistem-opovescheniya.
3. www.mchs.gov.ru/document/375628
4. Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов Технико - экономическая оценка общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) Технологии Гражданской Безопасности 2003 № 2 Том. 3 с.70 - 74.
5. Указ Президента Российской Федерации № 1522 от 13.11.2012 г.