Научная статья на тему 'Общение в контексте социализации школьника'

Общение в контексте социализации школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2133
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / ОБЩЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PERSONALITY / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION FACTORS / SOCIALIZATION INSTITUTES / AGE GROUPS / COMMUNICATION / VERBAL AND NONVERBAL COMMUNICATION / VIRTUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Татьяна Владиславовна

В данной статье рассматриваются понятия «социализация» и «общение» в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В связи с этим исследуется этимология социализации, определяются два типа динамики новообразований в структуре становления личности. На основе рассмотрения взглядов ведущих ученых автором статьи представлен анализ условий социализации и меняющейся в этом процессе роли общения на разных возрастных этапах развития человека. Выявлена и обоснована необходимость отнесения общения к важной составляющей факторов социализации. Также в статье рассматриваются феноменология и закономерности общения, которые имеют важное значение для научных исследований по проблемам развития личности и её общественного взаимодействия с окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF PUPIL’S SOCIALIZATION

The paper deals with the study of socialization and communication in their correlation and interconditionality. Therefore the etymology of socialization is developed, two types of dynamics of innovations in the structure of the social achievement of personhood are determined. Based on the study of the leading scientists views, the analysis of socialization conditions and changing the role of communication in that process in different ages of human development are represented by the author of the paper. The necessity of referring communication to the important component of socialization factors is revealed and substantiated. The work also discusses the phenomenology and the laws of the communication, which are of great value for scientific research on the problems of development of the personality and its public interaction with the environment.

Текст научной работы на тему «Общение в контексте социализации школьника»

УДК 159.922.7 ББК 88.837 К 26

Т.В. Карпова

Аспирант кафедры начального образования Педагогической академии последипломного образования педагогов Московской области, учитель английского языка, МОУ «Апрелевская средняя общеобразовательная школа№1»; E-mail: tat.karpova@mail.ru

ОБЩЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье рассматриваются понятия «социализация» и «общение» в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В связи с этим исследуется этимология социализации, определяются два типа динамики новообразований в структуре становления личности. На основе рассмотрения взглядов ведущих ученых автором статьи представлен анализ условий социализации и меняющейся в этом процессе роли общения на разных возрастных этапах развития человека. Выявлена и обоснована необходимость отнесения общения к важной составляющей факторов социализации. Также в статье рассматриваются феноменология и закономерности общения, которые имеют важное значение для научных исследований по проблемам развития личности и её общественного взаимодействия с окружающей средой.

Ключевые слова: личность, социализация, факторы социализации, институты социализации, возрастные группы, общение, вербальное и невербальное общение, виртуальное общение.

T.V. Karpova

Post-graduate student of Elementary Education Department of Academy of Postgraduate Pedagogical Education for teachers of Moscow Region, teacher of English, MEI “Aprelevskaya Secondary Education School No. 1”; E-mail: tat.karpova@mail.ru

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF PUPIL’S SOCIALIZATION

Abstract. The paper deals with the study of socialization and communication in their correlation and interconditionality. Therefore the etymology of socialization is developed, two types of dynamics of innovations in the structure of the social achievement of personhood are determined. Based on the study of the leading scientists views, the analysis of socialization conditions and changing the role of communication in that process in different ages of human development are represented by the author of the paper. The necessity of referring communication to the important component of socialization factors is revealed and substantiated. The work also discusses the phenomenology and the laws of the communication, which are of great value for scientific research on the problems of development of the personality and its public interaction with the environment.

Keywords: personality, socialization, socialization factors, socialization institutes, age groups, communication, verbal and nonverbal communication, virtual communication.

Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях выступает в качестве одной из центральных проблем педагогической науки. Она имеет междисциплинарный статус, поскольку рассматривается философией, психологией, социологией, педагогикой и другими науками.

Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое биологического и социального: родившись как существо биологическое, человек постепенно приобщается к системе общественных связей в процессе своей жизни, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и

включение человека в систему общественных отношений [1].

Важным элементом в системе общественных и межличностных отношений является общение, которое представляет высокое значение для научных исследований наряду с проблемами развития личности и ее социального взаимодействия с окружающей средой. В своем фундаментальном труде Р.С. Немов писал: «Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. ... Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации» [2]. Следовательно, классификация и закономерности общения и его прочие аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения общения как важной составляющей процесса развития личности. В связи с этим требуются ответы на следующие вопросы: какую роль играет уровень развития коммуникативных умений и навыков во взаимодействии человека с обществом; каковы взаимосвязи этих процессов.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация» (англ. socialization; от лат. socialis - общественный). Мнения разных авторов относительно происхождения данного термина расходятся. Он издавна используется в политэкономии в буквальном значении «обобществление». В психолого-педагогические науки термин ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс, определив его как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к общественной жизни».

В рамках поставленных в нашей статье вопросов выясним педагогическую составляющую понятия социализации.

В педагогике существует несколько вариантов интерпретации термина «социализация». Российский педагог А.В. Мудрик трактует данное понятие как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [3].

Отечественный психолог И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность» [4].

В приведенных определениях ключевым, родовым по отношению к слову социализация является понятие «культура». В свою очередь, в объем понятия «культура» входят знания, ценности, средства их воспроизведения, нормы и образцы поведения и т.п., что фактически зафиксировано в определении, данном в Большой советской энциклопедии. В ней представлено следующее определение: «Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование» [5].

Процесс социализации осуществляется во взаимодействии людей с целым рядом разнообразных, влияющих на их развитие условий, называемых факторами. А.В. Мудрик выделил следующие факторы социализации: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, этнос, общество, государство); мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам, по национальному признаку; микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, микросоциум, воспитательные организации, различные общественные, государственные организации).

Для более полного осмысления понятия «фактор» обратимся к его толкованию в Большом энциклопедическом словаре: «Фактор (лат. factor - делающий, производящий) -

причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [6].

Анализ приведенных факторов показывает, что они:

- статичны;

- указывают на носителей социализации (различные, каким-либо образом чем-то связанные группы населения);

- сгруппированы как вложенные или пересекающиеся системы, основанием классификации которых являются признаки глобальности - локальности, общности -конкретных частностей.

Данная классификация факторов не связана в явном виде с феноменом общения, которое рассматривается видным ученым А.В. Мудриком скорее как универсальное средство.

Раскроем подробнее динамику и процессуальные особенности социализации исходя из структурного состава её определения.

Социокультурное развитие человека является одновременно результатом его социализации и воспитания. Социальное становление личности происходит как целенаправленно, так и стихийно. Стихийно, поскольку с самого рождения человек, вбирая в себя влияние окружающей его среды, приобретает социальный опыт. Спонтанность процесса объясняется тем, что ребенок, наделенный инстинктами и желаниями, стремится подражать взрослым, отождествляет себя с окружающими его людьми, ведет внутренний диалог, оценивая культурные ценности социума. При этом происходит оценка своего поведения и отношений в обществе, что позволяет человеку вносить коррективы в свои поступки, чтобы стать достойным его членом. Целенаправленно и подконтрольно происходит воспитание, обучение, просвещение, усваивание социальных знаний, норм и ценностей для того, чтобы подготовить ребенка как полноправного члена общества.

Нами выявлено два типа динамики новообразований в структуре социального становления личности.

В первом типе, по Г.М. Андреевой, выделены три сферы: деятельность, общение, самосознание. В контексте социализации общение рассматривается со стороны его расширения - накопление связей с другими людьми, специфика этих связей согласно возрастным этапам, и углубления - переход от монологической формы общения к диалогической, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

По А.В. Петровскому, данные сферы имеют место в каждой фазе процесса социализации: адаптации, индивидуализации и интеграции. В период адаптации происходит активное усвоение норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности. Далее личность ищет средства и способы для проявления своей индивидуальности и последующей ее фиксации, происходит самопознание, становление Я-образа. Что же касается периода интеграции, у индивида складываются новообразования, отвечающие необходимости и потребностям группового развития и собственным потребностям осуществить вклад в жизнь группы.

Раскроем значимость общения для социокультурного развития населения различных возрастных групп. Первым институтом социализации для каждого человека является семья. Далее предполагается переход от семейной социализации к общественной в детском саду, в школе, в вузе и т.д.

С момента своего рождения человек аккумулирует контакты с другими людьми: прежде всего, контакты с ближайшими родственниками, затем со сверстниками и взрослыми во дворе; в дошкольных, школьных образовательных учреждениях и т.д.

В период новорожденности ребенок нуждается в эмоциональном общении с ближайшим его окружением, выдавая в качестве ответной реакции улыбку, гуление и прочее, что является базовым условием его социального становления. Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления» (особая эмоциональнодвигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому, состоящая в сосредоточенном взгляде на взрослом, направленной на него улыбке, оживленных движениях ручками и

ножками, тихих звуках). Взрослый выступает в качестве посредника между младенцем и окружающим его миром. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется потребность в общении и развивается речь (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Период раннего детства, который является очень важным для развития представления ребенка о самом себе и личности в целом, характеризуется приобретением речевых навыков. Через общение он получает информацию о социальных нормах и ценностях окружающей его среды. Ребенок испытывает потребность в общении для самопознания и познания мира.

С поступлением детей в начальную школу границы их общения расширяются: здесь образуется устойчивая специфичная среда общения с учителем и со сверстниками в ходе учебной деятельности. Кроме того, в плане речевого развития младшему школьнику выставляется требование быть грамотным, выразительным, кратким. Он должен строить речевые обороты в соответствии со сложившимися в культуре ожиданиями.

Особое место в социализации личности отводится подростковому периоду, поскольку в этом возрасте участие родителей в развитии личности значительно уменьшается, подростки предоставлены сами себе в дальнейшем формировании социального поведения, в процессе которого общение играет важную роль. В старших классах развитие социальной компетенции связано с приобретением новых друзей и сохранением старых в ходе коммуникативного взаимодействия, в том числе группового общения. Поскольку именно в группе представители данного возраста социализируются, вбирая в себя общечеловеческие ценности в эмоционально закрепленной форме.

Исходя из сказанного выше, на любом возрастном этапе общение играет существенную роль в социокультурном развитии индивида. Именно в процессе общения происходит освоение личностью социокультурных ценностей и её самореализация в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Наряду с факторами социализации ученый А.В. Мудрик выделяет универсальные средства социализации: элементы духовной культуры; содержание общения в семье, в школе, в группе сверстников; последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании и др.

Однако необходимо отметить, что отнесение общения только к средствам социализации несколько сужает его функции. Русский философ Б.Д. Парыгин отмечает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [7]. Кроме того, оно является побудительной, следовательно, движущей силой социализации, поскольку в процессе общения человеку необходимо сосредоточиться, приложить усилия к тому, чтобы вступить в контакт с собеседником или поддержать с ним разговор. Отметим, что общение может быть интеллектуальным, эмоциональным, то есть не обязательно вербальным. Ученые-лингвисты Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов и др., раскрывая содержание общения, указывают на такие его качества и функции (коммуникативную, интерактивную, перцептивную), согласно которым общение является обязательным условием, побудительной силой социализации.

Трактовка общения как «обработка людей людьми», а социализации как «освоения индивидом языка социальной общности» доктором педагогических наук, президентом фонда развития инновационных технологий Я.М. Нейматовым [8] показывает, что рассмотрение устоявшейся в прошлом веке трактовки общения лишь в рамках средств социализации не является полным.

Современные взгляды на общение интерпретируют его как сложное, многообразное социальное явление. По Г.М. Андреевой, «это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [9].

Отношения между людьми реализуются посредством общения, поэтому истоки общения идут к материальной жизнедеятельности индивидов. А.Н. Леонтьев отметил, что в

нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу [10]. Из чего следует, что данные межличностные, окрашенные эмоционально, и общественные отношения включены в общение.

То есть человеческое общество и его социокультурное развитие невозможно представить без общения, которое выступает в нем как способ связывания и развития индивидов. Здесь необходимо добавить, что все формы и виды общения так или иначе связаны с совместной деятельностью людей.

Говоря об общении, принято рассматривать его вербальную сторону. Средством вербального общения является язык. Г.Г. Танасов отмечает: «Человек - существо словесное. Без языка нет ни мысли, ни того, о чем мыслить» [11]. Но «слова приобретают свое значение исключительно в контексте текущих социальных межличностных взаимоотношений» (Д.А. Леонтьев). М.М. Бахтин рассматривал текст «как языковое воплощение поступка, включая в анализ языка личность с присущими ей ценностными представлениями и ориентирами поведения» [12]. Исходя из исследований в процессе социокультурного развития личностью, как носителем языка, наследуется не только языковая, но и концептуальная картина мира.

Наряду с вербальным общением особое значение имеет невербальное общение, имеющее решающую роль для человека на начальных этапах социализации в условиях иноязычной среды. Оно включает в себя телодвижения человека (позы, жестикуляция, в том числе мимика); предметы и явления, используемые намеренно (сигналы и знаки); восприятие мира через зрительные, звуковые и осязательные образы.

В формировании индивида как личности и члена общества играют важную роль средства массовой коммуникации. В век высоких технологий появилась масса новых средств общения. Человек вступает в виртуальное общение, которое, являясь «суррогатным», значительно видоизменяет процессы прежней социализации. Использование эпитета «суррогатный» не случайно (от лат. surrogatus - поставленный взамен). По нашему убеждению, общение в виртуальном мире не способно заменить процесс полноценного жизненно необходимого для человека общения. Данный вид общения характеризуется отсутствием, по меньшей мере, одного из его элементов. Например, для программного обеспечения Skype, передающего жесты, мимику, позы, интонацию, звуки, недоступны тактильный контакт и полномерное пространство - экран здесь выступает своего рода разграничительной чертой, демаркационной линией. Общение по электронной почте лишено звукового, мгновенного эффекта в получении ответов собеседника; переписка в режиме реального времени предполагает моментальную связь, но при этом отсутствуют средства невербального общения; телефонный разговор осуществляется посредством звука, но визуализация отсутствует и т.д.

Однако необходимо отметить и преимущества виртуального общения: оно может быть более информационным, расширяет возможности общения для интроверта - личности от природы застенчивой, для которой, в отличие от экстраверта, некомфортны условия полноценного живого общения с окружающими людьми. Следовательно, при «неживом», виртуальном общении учитываются индивидуальные возможности каждого человека.

Итак, межличностное и общественное общение представляет собой средство удовлетворения социальных, познавательных, культурных, творческих и других потребностей. При этом общение не является причиной социализации личности, равно как и не определяет направление социализации. Являясь условием социального развития индивида, оно может брать на себя функцию побудительной, движущей силы социализации. Таким образом, мы показали, что общение является важной составляющей фактора социализации. Оно в значительной степени больше, чем только средство. Оно существенно влияет на освоение индивидом социокультурных ценностей и получение самореализации в качестве творческой, уникальной личности во взаимодействии с другими людьми. Поэтому в процессуальном плане, в динамике развертывания социализация и общение взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны. Это позволяет с науковедческих позиций пару

понятий «социализация - общение» отнести к дихотомии.

Примечания:

1. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]. М.: Академия, 2002. C. 136.

2. Немов РС. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: ВЛА-ДОС, 2001.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Академия, 2000. C. 27.

4. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. C. 30.

5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 3 / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1970. URL: http://bse.sci-lib.com/article104849.html

6. Большой энциклопедический словарь. 2 изд., перераб. и доп. М.; СПб: Большая Рос. эн-цикл.: Норинт, 2000.

7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. C. 28.

8. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. 479 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,1975. 304 с.

11. Танасов Г.Г. Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. № 3. С. 192-200.

12. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.

13. Ефимов В.Ф. Гуманистические аспекты дифференциации потребностей человека как условие личностной ориентированности образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. № 1. С. 45-54.

14. Inkeles A. Society, social structure and childhood socialization // Socialization and society / еd. by I.A. Clausen. Boston, 1968.

References:

1. Pedagogy: a manual for higher school students / V.A. Slastenin [etc.]. M.: Academia, 2002. P. 136.

2. Nemov R.S. Psychology: a textbook for students of higher teachers’ training schools: in 3 books. M.: VLADOS, 2001. 688 pp.

3. Mudrik A.V. Social pedagogy: a textbook for students of higher teachers’ training schools / ed. by V.A. Slastenin. M.: Academia, 2000. P. 27.

4. Kon I.S. Psychology of early youth: a teacher’s book. M.: Prosveshchenie, 1989. P. 30.

5. Big Soviet Encyclopedia: in 30 v. V. 3 / ed. by A.M. Prokhorov. M.: Sov. Encyclopedia, 1970. URL: http://bse.sci-lib.com/article104849.html

6. Big encyclopedic dictionary. 2nd ed., corrected and enlarged. M.; SPb.: Big Russian encyclopedia: Norint, 2000.

7. Parygin B.D. Anatomy of communication: a manual. SPb.: V.A. Mikhaylov’s publishing house, 1999. P. 28.

8. Neymatov Ya.M. Education in the XXI century: tendencies and forecasts. M.: Algorithm, 2002.

479 pp.

9. Andreeva G.M. Social psychology: a textbook for higher schools. M.: Aspect Press, 2008. 363 pp.

10. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1975. 304 pp.

11. Tanasov G.G. Interconditionality of personality and communication in the system of modern psychological knowledge of a person // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology», 2011. No. 3. P. 192-200.

12. Tamarchenko N.D. «Esthetics of verbal creativity» of M.M. Bakhtin and Russian philosophical and philological tradition. M.: Kulagina’s publishing house, 2011. 400 pp.

13. Yefimov V.F. Humanistic aspects of differentiation of person’s needs as condition of personality orientation of education // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010 . No. 1. P. 45-54.

14. Inkeles A. Society, social structure and childhood socialization // Socialization and society / ed. by I.A. Clausen. Boston, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.