УДК 373.24
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1, @2
Татьяна М. Чурекова ' @ , Вероника Н. Пуранен
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 churekova_t@mail.ru @2 bukvica-kem@mail.ru
Поступила в редакцию 25.05.2016 г. Принята к печати 15.06.2016 г.
Ключевые слова: социализация, междисциплинарная область исследования, факторы социализации, дети дошкольного возраста, семья, учреждения дошкольного образования, игровая и коммуникативная деятельность.
Аннотация: В статье рассматривается ретроспектива понятия «социализация» и определена сущность процесса социализации как междисциплинарной области исследования (философия, социология, психология, педагогика). Утверждается мысль, что социализация - это процесс двусторонний, где важны значимость социальной среды (культура, язык, ценности, нормы поведения) и активная позиция самой личности с учётом её возрастных и индивидуальных особенностей. Представлена характеристика двух основных и принципиально различных подхода к проблеме социализации: адаптационного и деятельностного. Акцентируется внимание на дошкольном этапе развития ребенка как сенситивном периоде социализации подрастающего поколения. Определена ведущая роль семьи и учреждений дошкольного образования в процессе приобщения ребенка к жизни в обществе. Обоснованы ключевые аспекты социализации ребенка дошкольного возраста: деятельность («зона актуального развития» и «зона ближайшего развития), общение и смена его видов (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное), игра. Обозначены проблемы, касающиеся коммуникативной и игровой деятельности современного дошкольника.
Для цитирования: Чурекова Т. М., Пуранен В. Н. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 42 - 46.
Принято считать, что понятие «социализация» пришло из политэкономии. Историю возникновения данного понятия связывают с именем американского социолога Франклина Г. Гиддинса. В своей книге «Теория социализации» он впервые описал данное понятие [1]. Ф. Гиддинс понимал под социализацией подготовку человека к жизни в обществе. Только к середине ХХ века социализация становится междисциплинарной областью исследования. В настоящее время феномен социализации изучается социологами, философами, психологами и педагогами. Каждая наука вносит свой вклад в изучение данного понятия. Необходимо отметить, что, несмотря на такой интерес к проблеме социализации с позиции разных наук, среди ученых нет однозначного понимания данного понятия. Существует большое количество направлений и подходов к раскрытию феномена данного понятия.
С позиции философии процесс социализации заключается в изучении соотношения «человек и мир». Философия изучает зависимость сущности человека от социальных факторов. Рассматривая процесс социализации с точки зрения философии, где определяющей позицией является интерпретация сущности процесса социализации, представленная Б. Д. Парыгиным, необходимо отметить, что социализация представляет собой вхождение человека в общество, предполагающее социальное общение, социальное познание, совокупность социальных
функций и ролей. Б. Д. Парыгин делает акцент на том, что человек, испытывая на себе влияние окружающей среды, социальных институтов, собственной деятельности, при этом относительно автономен в развитии своего внутреннего мира и самосознания [2].
Особое внимание процессу социализации уделяют социологи. В понимании социологов процесс социализации рассматривается как освоение индивидом социальных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе с позиции активной или пассивной роли самого человека в процессе социализации. Основополагающим для социологов и для нас является интерпретация процесса социализации в работах А. И. Ковалевой [3]. Она рассматривает процесс социализации как формирование социально-типических качеств личности. А. И. Ковалева говорит о том, что социально-типические качества личности (человеческие ценности, язык, правила и нормы поведения) обусловливает общество и оно ориентирует человека на обретение именно таких качеств. Общество, задавая желательные для него ценности и направления жизнедеятельности людей, предписывает своим членам конкретные нормы и правила поведения в определенной ситуации.
По мнению психологов, процесс социализации заключается в изучении системы отношений между человеком и окружающей его социальной действительностью. Социализация, в понимании психологов, заключа-
ется в усвоении и осмыслении человеком социального опыта, правил поведения, культуры и традиций. При этом каждый человек производит свою переоценку ценностей, принимая или отвергая нравственные ценности предлагаемые обществом. Осуществляя данный выбор, происходит становление и самовоспитание личности. Для нас наиболее актуальной является точка зрения Г. М. Андреевой [4]. Она понимала социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны происходит усвоение человеком социального опыта, ценностей и норм поведения, а с другой - человек сам активно воспроизводит эти взаимосвязи за счет своей деятельности. По нашему убеждению, двойственность процесса социализации - это попытка найти баланс между двумя подходами к осмыслению данного понятия, утверждающему значимость воздействия окружающего мира и активности личности.
При изучении процесса социализации позиция педагогов для нас является наиболее значимой. В понимании педагогов, процесс социализации подразумевает под собой различные воздействия социальной среды на человека и реакцию самого человека на эти воздействия. Воздействия могут носить стихийный или целенаправленный характер, они могут быть субъективными или спонтанными. По мнению Л. В. Мардахаева, социализация - это развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе социальных ценностей, языка, культуры), овладение социальными ролями и опытом поведения (стандарт поведения), овладение стилем социального общения и проявление с учетом возраста, окружающей среды и самоактивности личности [5]. Ученый, анализируя содержания понятия «социализация», выделяет в нем следующие компоненты:
- мировоззренческий: усвоение человеком социальных ценностей, идеалов, формирование и развитие интересов, что определяет его направленность и отношение к окружающему миру и к самому себе - сфера сознания;
- социоличностный: овладение социальными ролями, социальным опытом поведения, что находит отражение в его социальном статусе, социальной роли, которую он выполняет в обществе, накопление опыта социального поведения - сфера повседневного самопроявления;
- культурологический: овладение культурой среды, образцами поведения и деятельности, что находит отражение в культуре общения, деятельности и поведения -сфера внутренней культуры;
- эмоционально-волевой: волевое своеобразие и эмоциональное состояние, определяющее проявление культуры чувств, эмоций, самоактивности в познании окружающей среды - сфера эмоционального благополучия [6].
Л. В. Мардахаев отмечает три важных аспекта в процессе социализации: возраст человека, влияние окружающей среды и самоактивности индивида. Он подчеркивает, что на процесс социализации личности большое влияние оказывает окружающая среда, в которой живет человек, окружающие люди, с которыми он вступает во взаимодействие. Изменение окружающей среды и активность личности оказывают существенное воздействие на процесс вхождения человека в общество.
Подобную точку зрения о влиянии окружающей среды на процесс социализации личности высказывает Т. С. Комарова. Рассматривая влияние окружающей среды, она отмечает ее многофункциональность. Окружаю-
щий мир позволяет приобретать жизненный опыт, устанавливать взаимосвязи, способствует интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию [7].
Исследователь В. К. Кочисов, также отмечающий влияние окружающей среды на человека, главный акцент ставит на активность личности в процессе социализации [8]. Ученый говорит о необходимости учета особенностей личности: характера, воли, интересов, потребностей, знаний, особенностей мировоззрения, восприятия окружающего мира.
При рассмотрении процесса социализации личности заслуживает внимания точка зрения педагога А. Л. Леу-тиной. Она рассматривает два основных и принципиально различных подхода к проблеме социализации: адаптационный и деятельностный. В ее представлении процесс социализации - процесс с неким внутренним противоречием, в необходимости для человека адаптации в обществе и его потребностью обособления, автономизации, потребностью иметь собственные взгляды, интересы, самостоятельно принимать решения, конструировать социальную среду вокруг себя.
В рамках адаптационного подхода, социализация личности рассматривается как процесс вхождения его в мир социальных связей и интеграции личности в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы. Общество регулирует соблюдение социальных норм. Оно поощряет индивида за выполнение социальных норм или наказывает за отклонение от них, тем самым оказывая влияние на формирование личности в процессе социализации.
Принципиально другие возможности для решения проблем социализации предоставляет деятельностный подход. Деятельностный подход к социализации основывается на рефлексивных механизмах. Суть этого подхода заключается в следующем. Каждый человек обладает неким набором качеств - интеллектуальных, волевых, социальных. В процессе социального взаимодействия человек осуществляет деятельность, в которой проявляются его качества. После этого он инициирует рефлексию своей деятельности. Успешность или неуспешность деятельности человек сопоставляет со своими качествами. В результате проведенной рефлексии формируются социальные потребности. Деятельностный подход к социализации, в основе которого заложен рефлексивный механизм, формирует отношение личности к процессу социального взаимодействия, способствует автономиза-ции и сохраняет индивидуальность человека [9].
Наибольший интерес представляет позиция А. В. Мудрика. Для него социализация - сочетание приспособления и обособления человека в обществе. Приспособление предполагает согласование требований окружающей среды с ожиданиями индивида, с его установками и социальным поведением. Обособление - это ав-тономизация человека. Результатом этого процесса является потребность человека иметь собственные взгляды, собственные привязанности, потребность в самореализации и самоутверждении [10].
Требуется выделить факторы, воздействующие на личность в процессе социализации. А. В. Мудрик разделил воздействующие факторы на следующие группы: мегафакторы (космос, планета, мир, Интернет), макрофакторы (общество, страна, государство, этнос), мезо-
факторы (регион, город, поселок), микрофакторы (семья, воспитательная организация, группа сверстников) [10]. При этом ученый говорит об изменении в соотношении и взаимосвязях различных групп факторов между собой и между отдельными факторами.
Необходимо отметить, что процесс социализации ребенка начинается в семье и дошкольных организациях. В семье осуществляется первичное знакомство с социальными нормами жизни в обществе, закладываются основы социальных ценностей и идеалов, к которым будет стремиться растущий ребенок. В рамках семьи ребенок получает представление о взаимоотношениях между людьми, соотносит себя с другими. Этому способствуют пример родителей, уклад жизни в семье, привычки, критерии оценки добра и зла, справедливого и несправедливого. Через преемственность поколений в семье осуществляется передача национальных и культурных традиций. Осуществляя непрерывную связь поколений, семья, сохраняя традиции прошлого, приумножая положительные тенденции современного общества, заботится о будущем. В семье обеспечиваются биологические потребности каждого из ее членов (потребность в пище, в тепле), а также социальные (уважение личности, симпатия, поддержка, признание, психологическая защита). В учреждениях дополнительного образования ребенок попадает в мир, где соблюдение правил поведения необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива.
В дошкольном возрасте ребенок приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям и учится взаимодействовать с окружающим миром. Активная разноплановая деятельность ребенка является залогом его эффективной социализации.
Первый аспект - это деятельность, которая соответствует возможностям, имеющегося у ребенка личностного опыта. Л. С. Выготский определил эту деятельность как «зону актуального развития», под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени. Второй аспект - это деятельность, опережающая развитие («зона ближайшего развития»). Под ней Л. С. Выготский понимал уровень развития, который достигается ребенком в процессе общения со взрослым -не путем подражания действию взрослого, а через решение задач находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей [11].
Следует отметить тот факт, что у детей дошкольного возраста кроме деятельности ведущим фактором развития является общение. По мнению М. И. Лисиной, в данный период у ребенка происходит смена четырех видов общения: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное [12].
1. Ситуативно-личностное общение (от рождения до 5 - 6 месяцев) - является начальной формой общения. Его отличительная особенность - необходимость доброжелательного отношения взрослых, которое воспринимается ребенком как гарантия его безопасности.
2. Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3-х лет). Основная деятельность ребенка связана с изучением предметов. Ребенок наблюдает как взрослые манипулируют предметами, пытается повторить их действия.
3. Внеситуативно-познавательное общение. Форма общения характерна для детей дошкольного возраста.
Теперь деятельность ребенка направлена на познание свойств предметов. Не имея возможности познать все самому, ребенок интересуется у взрослых: «почему?».
4. Внеситуативно-личностное общение. Появляется к 6 - 7 годам. Ребенок воспринимает взрослого как конкретную личность, как члена общества. Ребенок задает взрослым множество вопросов о жизни, о работе, интересуется «миром людей».
Рассматривая вопрос социализации ребенка дошкольного возраста, необходимо подчеркнуть, что ведущим видом деятельности является игра. Она способствует эмоциональному, психическому, волевому и личностному развития ребенка. Играя, ребенок познает окружающий его мир, усваивает социальные роли и модели поведения. По мере взросления ребенка меняется (усложняется) характер игры. Так, ребенок четырех лет копирует поведение взрослых и подражает им. В процессе игры он воспроизводит сюжеты действия. Игра становится сюжетной. К шести-семи годам у ребенка преобладает ролевая игра. Суть игры заключается в разделении ролей. Ближе к семи годам в играх детей вводятся определенные правила.
Игра современного дошкольника принципиально отличается от игровой деятельности ребенка десятилетие назад: появляются новые сюжеты игры, заимствованные из мультфильмов, телепередач, компьютерных игр. Героя мультфильма ребенок легко изображает, используя простые действия или фразы. Легкость изображения позволяет использовать подобный сюжет с минимальным уровнем развития игровой деятельности. Использование телесюжета в игре сводится к воспроизведению бытовых подробностей. Увлечение детей видеоиграми представляет серьезный риск для психического развития детей. Следует отметить тот факт, что играя в видеоигры, ребенок погружен в индивидуальную деятельность, а его контакты оскудевают, нарушается коммуникативная сфера, что может привести к социальной изоляции. Также видеоигры не способствуют развитию воображению ребенка, в таких играх отсутствует моральная оценка действий, очень много сцен насилия. Можно отметить, что отношения между персонажами игры примитивны и скудны. Это накладывает соответствующий отпечаток на характер игры современного ребенка. Взрослые, позволяющие ребенку проводить длительное время за компьютером и самоустраняющиеся от игровой деятельности с ребенком, тем самым нарушают закон развития ребенка, сформулированный Л. С. Выготским, суть которого состоит в том, что становление внутреннего мира ребенка и его развития происходит в совместной деятельности с взрослым. Все представления, переживания, образы и интересы ребенка имеют совместную форму. Взрослый не навязывает ребенку свои представления и ценности, а открывает ребенку новые грани действительности. Ребенок учится постигать суть вещей вместе с взрослым, благодаря диалогу взрослого с ребенком, настраиваясь на человеческое восприятие мира, стремясь к собственной деятельности. Следует подчеркнуть, что ранее игра рассматривалась как отдельный этап в присвоении ребенком общественных отношений. Если ранее родители рассматривали ребенка как «гарантию спокойной старости», то современные родители, наоборот, стремятся обеспечить своему ребенку беспроблемное, комфортное суще-
ствование на более продолжительный срок. В результате мы наблюдаем тенденцию к инфантилизации подрастающего поколения. Подчеркнем, что игровая деятельность обязательно сопровождается общением. В процессе игры у дошкольников возникает естественная потребность обмениваться мнениями и впечатлениями, согласовывать свои намерения, спорить. Также общение способствует взаимной передаче знаний. Однако, можно констатировать, что процессу формирования коммуникации детей отводится второстепенная роль. В дошкольных учреждениях не предусмотрено специального времени для общения детей, а занятия, направленные на развитие речи дошкольника, не могут полноценно заменить свободного общения.
Социализация детей дошкольного возраста является социально-педагогической проблемой. Основу процесса социализации ребенка составляют деятельность, общение, игра. Но необходимо отметить тот факт, что дошкольники не умеют общаться. Формированию навыков общения ни в семье, ни в дошкольных учреждениях не уде-
ляется должного внимания. Игровая деятельность дошкольников в современном мире теряет свои позиции. Так, исследователь О. В. Евдокишина отмечает, что игра современного ребенка однообразна, сюжет игры ограничен, отсутствуют роли представителей разных профессий [13]. По мнению исследователя, одной из причин, что игра утрачивает свои позиции, можно назвать ускоренное развитие ребенка в ущерб его обогащению. Другой причиной изменения статуса игры может быть изменение места ребенка в системе общественных отношений. Низкий уровень коммуникации и слабо развитая игровая деятельность являются причиной низкой интеграции человека в социум в более зрелом возрасте. Учитывая возможные негативные последствия, к организации процесса социализации необходимо подходить более ответственно. Поскольку основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, то и процесс социализации необходимо выстраивать через разнообразную игровую деятельность.
Литература
1. Giddings F. P. The theory of socialisation. N. Y., 1897.
2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 243 с.
3. Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19 - 24.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
5. Мардахаев Л. В. Социализация и социономия. Социально-педагогический подход // Вестник высшей школы. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 51 - 55.
6. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 137.
7. Комарова Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 6 - 10.
8. Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 101 - 103.
9. Леутина А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 187.
10. Мудрик А. В. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. 2014. № 4. С. 114.
11. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6 т. М. 1984. Т. 4. С. 263.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Л.: Питер, 2009.
13. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. С. 205 - 207.
SOCIALIZATION OF PRESCHOOL-AGE CHILDREN AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Tatiana M. Churekova1' @1, Veronika N. Puranen1' @2
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, Russia, 650000 @1 churekova_t@mail.ru @ bukvica-kem@mail.ru
Received 25.05.2016. Аccepted 15.06.2016.
Keywords: socialization, an interdisciplinary field of study, factors of socialization, preschool children, family, preschool educational institutions, play and communicative activities.
Abstract: The article discusses the retrospective of the "socialization" concept and defines the nature of the socialization process as an interdisciplinary field of study (philosophy, sociology, psychology, pedagogy). The idea of a two-way process of socialization is emphasized, in which social environment (culture, language, values, and norms of behavior) and active position of the personality with its age and individual peculiarities are considered important. The article features characteristics of two basic and fundamentally different approaches to the problem of socialization, namely adaptation and activity.
The focus of attention is laid on the preschool stage of child development as a sensitive period of socialization of the younger generation. The leading role of the family and preschools in the process of familiarizing the child to social life is defined. The key aspects of the socialization of the preschool child are substantiated: activities (zone of actual development and zone of proximal development), communication and change types (situational and personal, situational and business, outside of situational - cognitive, outside of situational - personal), play activity. The problems concerning the communicative and play activities of a modern preschooler are defined.
For citation: Churekova T. M., Puranen V. N. Sotsializatsiia detei doshkol'nogo vozrasta kak sotsial'no-pedagogicheskaia problema [Socialization of Preschool-age Children as a Socio-Pedagogical Problem]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 42 - 46.
References
1. Giddings F. P. The theory of socialisation. N. Y., 1897.
2. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoi teorii [Basis of Social and Psychological Theory]. Moscow: bought, 1971, 243.
3. Kovaleva A. I. Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [Меthodological Problems of Socialization Research]. Gumanitarnye nauki: teoriia i metodologiia = Humanitarian Sciences: Theory and Methodology, no. 2 (2012): 19 - 24.
4. Andreeva G. M. Psikhologiia sotsial'nogopoznaniia [Social Perception Psychology]. Moscow: Aspect Press, 2000, 288.
5. Mardakhaev L. V. Sotsializatsiia i sotsionomiia. Sotsial'no-pedagogicheskii podkhod [Socialization and socionomy. Social and Pedagogic Approach]. Vestnik vysshei shkoly. Seriia: pedagogika i psikhologiia = The Higher School Herald. Pedagogy and Psychology part, no. 4 (2015): 51 - 55.
6. Mardakhaev L. V. Sotsializatsiia cheloveka kak sotsial'no-pedagogicheskii protsess [Human Socialization as Social and Pedagogical Process]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogic Education and Science, no. 4 (2009): 137.
7. Komarova T. S. Razvitie odarennosti i sposobnostei u detei ot rozhdeniia do 10 let [Abilities and Talents Development of Preschool and Primary School Age Children]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogic Education and Science, no. 3 (2015): 6 - 10.
8. Kochisov V. K. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty sotsializatsii lichnosti rebenka [Psychological and Pedagogical Aspects of Children Personality Socialization]. Vektor nauki TGU. Seriia: Pedagogika, psikhologiia = TSU Vector of Science, Pedagogy, Psychology part, no. 4 (2013): 101 - 103.
9. Leutina A. L. Sotsializatsiia detei v sovremennykh pedagogicheskikh issledovaniiakh [Children Socialization in Modern Pedagogical Researches]. Voprosy obrazovaniia = Educational Questions, no. 3 (2014): 187.
10. Mudrik A. V. Sotsializatsiia - pole sistemnykh izmenenii [Socialization is the Field of System modifications]. Voprosy vospitaniia = Educational Questions, no. 4 (2014): 114.
11. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii [Collected Works by Vygotsky L. S.]. Moscow, vol. 4 (1984): 263.
12. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Children Personality Forming by means of Communication]. Izd. Piter, 2009.
13. Evdokishina O. V. Vliianie igrovoi deiatel'nosti na sotsializatsiiu detei doshkol'nogo vozrasta [The Influence of Playing Activity at Preschool Children Socialization]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia = World of Science, Culture and Education, no. 2 (2015): 205 - 207.