Научная статья на тему 'Общение как составляющая духовно-нравственного воспитания студентов вузов'

Общение как составляющая духовно-нравственного воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Людмила Сергеевна

Статья адресована будущим педагогам, в ней изложены основы педагогической деятельности в общении, освещены критерии уровня педагогической культуры, сформировано понятие и основные принципы педагогической этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication as component of moral and spiritual education of higher school students

The article is addressed to the future teachers, it states the principles of the pedagogical activity in communication, reveals the criteria of the level of the pedagogical culture, generates the concept and the main principles of the pedagogical ethics.

Текст научной работы на тему «Общение как составляющая духовно-нравственного воспитания студентов вузов»

ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Л.С. АСТАФЬЕВА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья адресована будущим педагогам, в ней изложены основы педагогической деятельности в общении, освещены критерии уровня педагогической культуры, сформировано понятие и основные принципы педагогической этики.

В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность.

А. Энштейн

Можно предположить, что мир в будущем будет представлять собой совокупность структурированных социальных и культурных систем, а не территорий, на которых будет проживать подчиняющееся единым универсальным социальным закономерностям человечество. В этой связи Российский университет дружбы народов, в котором «проживает» более чем 120 стран, интересен как модель мира, глобальное информационное общество начала XXI в. В сообщество входят представители преимущественно молодого и среднего поколения, и этот социально-возрастной аспект важен для понимания формируемой в этом сообществе духовной культуры. События, происходящие сегодня «в этой стране», уже завтра откликнутся в жизни людей других стран планеты.

Естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека. В свое время английский философ и историк Герберт Спенсер пророчески отметил, что величайшая цель образования - не знания, а действия, и переводил знания в сферу нравственности. Значит профессионализм, обретенное мастерство, накопленные знания, не подкрепленные общечеловеческими духовными ценностями, могут быть причиной многих катастрофических последствий. Поэтому реализация знаний, принятие тех или иных решений определяются поведением человека, а поведение - это потребность, вооруженная информацией о путях ее удовлетворения.

Студенты филологического факультета РУДН, после завершения теоретического курса по педагогике на 2-м курсе и прохождения педагогической практики в школах на 4-м курсе, начинают пробовать себя в преподавательской деятельности. Знакомство с эссе на тему «Если бы я был преподавателем...» подсказывает, что путь, который выбирает большинство студентов, логически правильный. Основываясь на лучшие отечественные и зарубежные педагогические технологии, зная «кого учить?», опираясь на нужное содержание и источники, соответствующие дисциплине, оптимальные методы, формы и средства; «юные учителя» готовы ринуться в бой. При подготовке «учителей будущего» необходимо уделять особое внимание формированию духовно-нравственного мировоззрения обучаемых, одним из немаловажных аспектов которого является правильное взаимодействие, общение и его совершенствование.

Проблемы общения не были главными в педагогике тоталитарного общества, в котором ребенок был объектом идеологизированного воздействия. Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок, расслоение общества и другие социальные процессы оказали значительное влияние на детей. Изменение отношений сломало устоявшиеся пропагандистские догмы, развенчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели общественного строя, новой модели человека. Зато все это отразилось на мировоззрении, мироощущении школьника и студента. Их поведение в школе, на улице, в университете, взаимоотношения со взрослыми стали свободными, порой даже слишком раскованными. Общение преподавателя со своими студентами представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Поэтому для нас небезынтересным было изучение сложившихся отношений в РУДН у филологов 2-го курса между студентами и преподавателями, а также внутри студенческого коллектива. Общее число студентов, участвующих в исследовании, составило 40 человек. Самому исследованию предшествовало: семинар-практикум «Обучение творческому общению»; эссе на тему «Если бы я был педагогом...»; дидактические игры «Вы и ваше окружение, невероятные встречи»; семинар - дискуссия «Существуют ли нежелательные истины в педагогике и как правильно поступить учителю?». Результаты по проблемам взаимодействия и общения были получены на основании тестирования. Само тестирование проводилось по 28 комплексным тестам, которые принадлежат российским, американским и австрийским ученым. Изучаемые виды отношений отслеживались в таких тестах как:

1) познай самого себя;

2) познай людей и самого себя;

3) как вы к себе относитесь;

4) любят ли вас люди;

5) насколько сильный у вас характер;

5) умеете ли вы слушать;

6) уровень вашей общительности;

7) конфликтная ли вы личность;

8) доброжелательны ли вы;

9) насколько вы терпимы;

10) обаятельны ли вы;

11) приятно ли с вами общаться;

12) о чем говорят жесты;

13) неужели вы часть толпы;

14) собственный уровень духовной зрелости;

15) уровень социального интеллекта студента;

16) тест качества общения в системе «учитель-ученик»;

17) диагностика творческой деятельности преподавателя на занятии;

18) оценка стиля коммуникативной деятельности преподавателя;

19) ваш стиль преподавания с позиции универсальных принципов и др.

Ответы каждого из тестов оценивались баллами, при подсчете которых

сами исследуемые выходили на дешифратор и ключ к характеристике их данных или данных их преподавателей. Исходя из позиции педагогической культуры, был разработан свод «Заповедей педагога» и принято решение о публикации основных идей и выводов в университетском сборнике студенческих работ.

В.А. Сухомлинский писал: «...чем больше сил вложил человек в труд, чем ярче выразил в этом труде себя, тем глубже в его душе желание быть лучше, тем чище, благороднее его стремления и порывы. Если учесть, что учеба студентов - это тот же труд, порой тяжелая и изнурительная работа, то становится очевидной явная связь между учебой и нравственным воспитанием. ...Потому что идеи рождаются только в человеческих отношениях взаимоотдачи духовных сил, братства, дружбы, взаимопомощи» [10].

Характер нравственных отношений, в которые включается каждый воспитанник, зависит от общего морального духа коллектива. Создание между воспитанниками тонких эмоциональных взаимоотношений, обучение их созданию радости для других. «Атмосфера общей доброжелательности и взаимного творения добра - эта та неуловимая с первого взгляда черта духовной жизни коллектива, которая определяет характер взаимоотношений, сущность поступков, выражающих отношение одного человека к другому» [9].

Источником такой атмосферы В.А. Сухомлинский считал создание в духовной жизни воспитанников гармонии радостей и осознание своей необходимости людям. На основе гуманного отношения к человеку в коллективе юношества утверждаются коллективные отношения. Создается «дух коллективизма» прежде всего опытом коллективистских взаимоотношений в процессе различных видов деятельности: учении, труде, досуге. Оценкой нравственных взаимоотношений в коллективе является уважительное отношение к общественным интересам. Таким образом, сущность человека не есть лишь сфера поступков и действий, это также есть система общественных отношений.

Образование в университете представляет следующие ступени взаимодействия и общения между студентами и преподавателями, а также внутри студенческого коллектива. Общение - процесс непосредственных взаимоот-

ношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности [8]. Б.Ф. Ломов считает, что общение имеет цель преодоления ограниченности индивида и называет следующие его функции:

- обслуживание предметной деятельности;

- общение ради общения;

- приобщение другого человека к своим воспитывающим ценностям;

- приобщение к ценностям другого человека, т. е. самовоспитание.

Отсюда видно, что общение - сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, их воздействия друг на друга. В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная связана со спецификой контактно-информационного процесса между людьми посредством языка (вербальная форма) и других средств и приемов (невербальная форма - жесты, мимика, пауза в речи, движение и т. п.).

Интерактивная сторона общения - это построение общей стратегии поведения и взаимодействия. Различают два вида интерактивного общения: кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения проявляется в формировании образа другого человека (его восприятия).

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Виды общения: информационное; деловое, эмоциональное (дружеское), фактическое (бессмысленное).

Факторы, влияющие на общение: социальный, классовый, возрастной, религиозный; личностные особенности человека (характер, темперамент, замкнутость, стеснительность, недоверчивость); негативное отношение к человеку; физические недостатки; психологическая совместимость.

Искусство общения - одно из древнейших и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ребенка как природную данность, таким, каков он есть. Предлагаемая схема может стать не только ориентиром в изучении ученика, его характерных особенностей как партнера общения, но и профессионального мастерства преподавателя по оптимизации процессов педагогического общения. Схема опубликована в 1990 г. в книге B.C. Грехнева «Культура педагогического общения», а нами несущественно откорректирована [5].

Тест «Обаятельны ли вы?» (рис. 1) содержал следующие вопросы:

1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

2. Для вас большое значение имеет настроение человека, с которым вы общаетесь?

3. Можете ли вы с улыбкой избежать неприятных вопросов?

4. Вы часто замечаете на себе восхищенные взгляды окружающих?

5. Вам нравиться смотреть на свое отражение в зеркале?

6. Вы всегда ведете себя непринужденно в обществе незнакомых людей?

52,6%

1,6%

В Убеждены, что обаятельны, самоуверенны ■ Считают себя приятными, но хотят измениться □ Не уверены в своей обаятельности

15,8%

Рис. 1. Обаятельны ли Вы?

Тест, определяющий уровень социального интеллекта и духовного интеллекта студентов отражается кривыми на рис. 2. Здесь приводятся некоторые утверждения, оценивающие социальный интеллект:

1. Я не желаю нести ответственность за кого-либо.

2. Я всегда приспосабливаюсь к окружающим.

3. С несимпатичными людьми не обязательно вести себя вежливо.

4. Тунеядцев лучше всего содержать в трудовых лагерях.

5. Школа должна научить детей послушанию.

6. Порой доставляет удовольствие сделать кому- либо неприятность.

7. Из принципа никому не даю в долг, поскольку его никогда не возвращают.

8. Мне трудно выразить свое мнение или мысль.

9. Мнение начальника всегда более весомо, чем подчиненного.

10. Приятельские отношения между родителями и детьми наносят вред воспитанию.

■ Уровень социального интеллекта ■ Уровень духовной зрелости

Рис. 2. Уровень социального интеллекта и духовной зрелости (%)

Тест В.Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности» (рис. 3) показал, что большая часть из исследуемых причисляют себя к весьма общительным и очень общительным людям - 60%.

Лень общительны

Весьма общительны, иногда излишне

Нормальный

3 знакомой обстановке чувствуют себя ^еренно

Замкнутые, неразговорчивые, предпочитают одиночество

Рис. 3. Уровень общительности (%)

Тест на определение уровня индивидуальности представлен на рис, 4.

<'•>!' -»-? • -Ж «-

• • "-.¡и*»*, *

V

.„».а.-г,-. , ,(

. £ (

........;■"•/" V......."I

ШШШ0

■ЗглИ*- -

Упорны и независимы

Обладают индивидуальностью Гораздо лучше себя чувствуют

сливаясь с толпой

Рис. 4. Уровень индивидуальности (%)

Тест содержал 15 вопросов. Вот некоторые из них:

1. Вы предпочитаете носить «смелую» одежду?

2. Люди, придерживающиеся традиционных взглядов, для вас скучны?

3. У вас необычное хобби?

4. Вы настаиваете на своем независимо от того, что говорят другие?

5. Вам нравится есть или готовить необычную еду?

6. Часто ли вы отстаиваете что-то необычное или непопулярное?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Часто ли вы участвуете в спорах и дискуссиях?

В тесте на определение коммуникативности (рис. 5) было выявлено, что большая часть студентов, участвующих в исследовании, - приятные собеседники. Обычно меньше всего преподаватель продумывает, как построить работу на семинарском занятии, чтобы молчаливые, замкнутые студенты смогли обрести уверенность при публичном выступлении, а «сверхактивные» смогли умерить свой пыл, не испытывая чувства унижения своего достоинства.

Непостоянны в общении Приятные собеседники Очень приятхые собеседники

Рис. 5. Коммуникативные способности (%)

Готовясь к занятию или внеклассному мероприятию, педагог должен построить свою работу так, чтобы детям в общении с ним было комфортно, чтобы они могли побороть в себе два самых типичных состояния, тормозящих развитие свободных отношений с преподавателем: страх и неуверенность.

При выяснении вопроса «Насколько вы терпеливы?» (рис. 6) было определено, что 10,6% среди исследуемых студентов трудно поддерживать нормальные отношения с людьми; 84,2% иногда идут на излишнюю резкость, проявляют неуважение к собеседнику, но могут вести диалог, и только 5,2% респондентов способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными и твердость своих убеждений отлично сочетают с уважением к собеседнику.

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

11 Непреклонны и упрямы ■ Твердо отстаивают свои убеждения □ Сочетают твердость и уважение мнения других

Рис. 6. Оценка терпеливости (%)

Искусство общения учителя основывается прежде всего на хорошем знании людей, с которыми он общается, и это знание сопряжено со знанием психологии.

Сам характер профессиональной деятельности - целенаправленный способ активного воспитательного воздействия на сознание и поведение людей - обязывает педагога учитывать различные особенности ситуаций, в которых осуществляется процесс общения. Ведь педагогическое общение всегда направлено на решение конкретной задачи: выслушать, понять, научить, подсказать, проконтролировать, убедить, объяснить, поправить. Само общение выступает в этом случае как отношение, которое складывается как двусторонний процесс активного взаимодействии преподавателя и отдельного студента, преподавателя и группы. В данном случае на рис. 7, 8 представлены коммуникативный стиль и творческие показатели преподавателя по педагогике в оценке студентов.

Нельзя считать реальным педагогическим общением процесс, который всегда имеет лишь монологическую форму: «Сидите и слушайте...» Вряд ли серьезно можно отнестись к общению, в котором диалог носит формальный характер и напоминает разговор глухих.

К успеху приводит только равноправный диалог, где преподаватель и студент - единомышленники, стремящиеся понять друг друга, помочь друг другу реализовать задачи общения и воспитания. Роль преподавателя в таком диалоговом общении не исчезает и не преуменьшается, она просто носит качественно иной, внутренне обоснованный, скрытый характер.

Рис. 7. Оценка коммуникативного стиля преподавателя (%)

Культура педагогического общения складывается на основе очень многих условий, которым должен следовать преподаватель. Ряд таких условий просто необходим, чтобы общение вообще состоялось. Преподаватель соотносит содержание, способ, ритм, характер общения с различными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования

всех вступающих с ним во взаимоотношения обучаемых, родителей, коллег. Речь идет не о «подлаживании» под те или иные вкусы, мнения, настроения, а об умении проникнуть в душевное состояние общающихся с вами людей, понять стимулы и мотивы их поведения. Формирование такого умения происходит по мере накопления опыта педагогической работы. Но отсутствие опыта не может служить учителю оправданием ошибок в общении, особенно конфликтных ситуаций. Преподаватель должен работать компетентно и квалифицированно с самого начала.

Преподаватель должен быть творцом общения. Ведь от его умения выступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными группами людей прежде всего зависит успешное решение педагогических задач. Необычайно сложно строить свои взаимоотношения, если преподаватель не умеет эффективно использовать те или иные необходимые для педагогического общения человеческие качества; спокойствие, уравновешенность, определенную строгость, сосредоточенность, доброжелательность и др.

В системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой. Однако в целенаправленной педагогической и особенно воспитательной деятельности оно становится специальной задачей. Педагог должен знать законы общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой.

Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого являются обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им, т. е. общение становится видом профессиональной деятельности. Педагогическое общение - это не просто социально-психологический, коммуникативный, а прежде всего - профессиональный феномен. Представьте себе, что необходимо организовать какое-то педагогическое воздействие: объяснить новый материал, сделать замечание, выговор, поблагодарить студента за помощь в подготовке лабораторной работы и т. п. Во-первых, мы перебираем возможные варианты реализации идеи, причем делаем это оперативно, в чем состоит специфика педагогической коммуникации. Затем выбираем оптимальный метод или форму, а уже потом организуем воздействие или действие.

Однако педагог должен найти адекватную избранному методу воздействия систему общения, через которую реализуется само педагогическое воздействие. То есть после решения общей педагогической задачи (как целевой) и выбора метода воздействия мы должны поставить коммуникативную задачу как инструментальную. При этом преподаватель должен исходить из:

- педагогических задач;

- сложившегося уровня общения с классом, группой;

- принципов управления общением;

- индивидуальных особенностей учащихся, студентов;

- индивидуальных особенностей своей личности;

- планируемых методов воздействия.

Педагогическое общение - это не просто механический процесс. Необходимо думать об адекватности коммуникативной задачи задаче педагогической, соотнесении коммуникативной задачи и избранной методики воздействия. Их единство обеспечивает продуктивность процесса общения и педагогического воздействия в целом.

Для организации общения учащихся нужно знать характерные ощущения, которые может испытывать оратор:

- незнание, как продолжить разговор;

- волнение, что не сможет рассказать достаточно внятно и понятно;

- неуловимое изменение целей общения;

- ощущение того, что ранее использованные приемы общения требуют изменения;

- понимание того, что необходимо что-то изменить в системе общения, но что именно - не совсем ясно;

- ощущение непривычности публичного выступления;

-скованность жестов, движений, общего поведения, которое раньше

было естественным;

-потребность в изменении выразительно-исполнительских компонентов общения;

- желание наиболее адекватно передать запланированную информацию, чтобы окружающие ее правильно поняли;

- стремление заинтересовать слушателя;

-появление более требовательного личного отношения к отбору, содержанию и форме подачи информации.

В наши дни сложились формы общения одноклассников:

- на уроке (групповые и коллективные формы);

- в клубе по интересам;

- в театре, цирке, кино, на стадионе;

- на дискотеке или студенческом вечере;

- в неформальной группе;

- по телефону;

- в гостях друг у друга;

- эпистолярное общение;

- любовь и дружба.

Если присмотреться в школе, в университете, в общественном транспорте, на улице, как дети, подростки и юношество реализуют эти формы общения, то становится ясной сложность задач, стоящих перед педагогами. Богатейшие традиции национального этикета забыты, общение опустилось до примитивных сленгов независимо от возрастных групп. Отсюда вытекают и наши национальные педагогические задачи в области культуры общения. Ребенок должен четко представлять, как вести себя, если зазвонит телефон, как вести себя в купе поезда, в кафе, в лифте, в компании равных. Особое внимание следует уделить культуре эпистолярного общения: большинство учащихся не могут правильно написать записку, поздравление, заявление, не говоря уже о письмах самым близким друзьям и родственникам.

В любом общении необходимо выдержать следующую технологию:

- моделирование общения;

- непосредственное общение;

- управление общением;

- анализ осуществленного общения и моделирование системы общения в предстоящей деятельности.

М.Ю. Перепелицына рекомендует учитывать возможные барьеры общения, о которых должен знать каждый обучаемый:

- барьер характера и темперамента;

- барьер отрицательных эмоций;

- барьер воспитания.

В процессе педагогической деятельности непосредственно на занятиях возможны следующие формы общения с обучаемыми:

- экскурсии, походы;

- олимпиады, викторины;

- проблемные дискуссии;

- педагогические тренинги;

- уроки-спектакли;

- «литературные гостиные»;

- «круглые столы»;

- «совещания» и другие ролевые игры;

- всякого рода соревнования;

- экспресс-информация;

- коллективное творчество;

-самостоятельное проведение занятий обучаемыми под наблюдением педагога.

В любом из этих случаев необходимо учить детей культуре дискуссии, рецензированию чужих работ, анализу заданий.

Анализ ситуации на филологическом факультете, воплощенный в диаграммах, подтвердил высказывания теоретиков постиндустриального, информационного общества (Д. Белла, Т. Турена, Р. Дарендорфа, Э. Тоффле-ра, И. Масуды, Дж. Нэсбэта и др.). Глобализация и внедрение новых компьютерных и коммуникационных технологий не только изменят показатели экономического, социального, духовного развития общества, но и приведут к формированию качественно нового типа общественного устройства.

Становится все более очевидным, что прежних представлений и теорий недостаточно для понимания происходящего в современном мире и предвидения того, что будет в будущем. Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательной и педагогической действенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань: Наука, 1985.

2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань: Эвристика, 1994.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. -М.: Прамбер, 1992.

4. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.

5. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.

6. Ильин Е.И. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

8. Кукушкин B.C. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2005.

9. Перепелицына М.Ю. Культура личности и нравственность. II ч. - Днепропетровск:

Изд-во ДМИ, 1991.

10. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: В 5-ти т. Т 4,-Киев, 1979.

11. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М., 1980.

12. Уилкинсон Б. Стиль преподавания. - М.: Грааль, 2001.

COMMUNICATION AS COMPONENT OF MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

L.S. ASTAFYEVA

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is addressed to the future teachers, it states the principles of the pedagogical activity in communication, reveals the criteria of the level of the pedagogical culture, generates the concept and the main principles of the pedagogical ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.