УДК 796.011.3
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ КАК МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ В КОЛЛЕКТИВЕ
THE GENERAL CONCEPT OF A SPORTS TEAM AS A SMALL SOCIAL GROUP IN THE TEAM
Подрезов Игорь Николаевич
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова Орел, Россия Podrezov Igor Nikolaevich lecturer
department physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются спортивная команда как часть социума, с соответствующими к ней требованиями спортивного коллектива.
Abstract. The article deals with the sports team as part of society, with the corresponding requirements of the sports team.
Ключевые слова: коллектив, социальная группа, спортивная команда.
Keywords: team, social group, sports team.
Спортивная команда в любом виде спорта является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы. К признакам спортивного коллектива относятся: численность, автономность, коллективизм, общегрупповая цель, дифференцированность и структурность.
Численность. Существует такое правило для спортивного коллектива, что нижней границей численности малой группы является два спортсмена, а верхняя не должна превышать 40 человек. Анализируя советских и современных социальных психологов, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является коллектив из 6 - 7 человек. Эту группу можно считать оптимальной для решения стоящих перед командой задач.
Этим требованиям к численности малой группы соответствуют все спортивные команды. В соответствии с правилами соревнований, задачи осуществляются частью команды. Так, например, в некоторых игровых видах спорта число полевых игроков составляет от 5 до 11человек, что соответствует критериям оптимальной численности подгруппы [1].
Автономность. Сознательная обособленность от окружения является одной из основных особенностей спортивной команды. Которая, в свою очередь, достигается, благодаря существующим ограничениям применительно к членам
команды, наличию специфических целей, внутрикомандной системе ценностей, традициям, правилам, условностям.
Коллективизм. Высшей формой развития спортивной команды, как малой социальной группы, является коллектив. Групповая деятельность в коллективе определяется социально значимыми общественными ценностями. Вследствие чего современный спортивный коллектив отличается не только стремлением к новым спортивным достижениям, но и активным участием в общественной жизни государства.
Наиболее важными особенностями внутриколлективной жизни спортсменов являются:
- действенная групповая эмоциональная идентификация, т.е. взаимное отождествление, когда члены команды эмоционально переживают успехи и неудачи каждого члена коллектива;
- высокий уровень сплоченности, который проявляется в однообразном мышлении всех членов команды по наиболее важным направлениям жизнедеятельности команды;
- коллективное самоопределение, принципиальное отношение членов команды к любым событиям и информации, подчинение своих индивидуальных целей и желаний требованиям коллективной деятельности.
Такое ценностное единение является важным фактором включенности группы в деятельность всей социальной системы, мерой действительной коллективности данной социальной общности. Сплоченность группы может быть реализована только при условии совместных и индивидуальных усилий членов группы, содержанием совместной деятельности. Для развития спортивной команды как коллектива особенно важно, что бы совместные усилия ее членов были направлены на достижение высоких общественных идеалов, целей. Успех в спортивном коллективе будет достигнут только тогда, когда личные и узкогрупповые интересы будут направлены на общественно значимые цели [2].
Общегрупповая цель. Перед спортивной командой стоят конкретные цели и задачи, для решения которых координируются усилия всех ее членов и тренерского состава. Однообразная цель может породить в коллективе противоборство, соперничество, как, например, борьба за победу у участников одного старта, а общность целей порождает взаимодействие, кооперацию, когда сотрудничество служит основой внутригрупповых связей.
В наиболее обобщенной формулировке такой общекомандной целью является достижение наивысших личных и командных спортивных результатов.
Дифференцированность и структурность. Взаимодействие в процессе решения поставленных перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами, как по выполняемым функциям, так и по личным контактам, т.е. в коллективе возникают как официальные, так и дружеские отношения. Однако групповая дифференциация еще не создает структуру. Ее создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды
[3].
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно отметить, что спортивная деятельность носит коллективный характер, подготовительный и соревновательный период которой осуществляется, как правило, при наличии большого количества людей и при их участии. Спортивная команда
представляет собой коллектив с рядом психологических особенностей, в котором складываются межличностные отношения среди спортсменов. В связи с чем, работа в спортивном коллективе (команде) оказывает положительное воздействие на мировоззрение спортсменов не только в рамках тренировочного процесса, но и в повседневной жизнедеятельности в целом.
Литература
1. Баркалов С. Н, Герасимов И. В. Особенности организации и построения физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 27-31.
2. Алдошин А. В., Еремин Р. В. Основные цели педагогического контроля по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях системы/ МВД России // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опы/т и инновационные технологии физического воспитания : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург : УрЮИ МВД России, 2018. С. 3-7.
3. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Иванина Л. И. Механизмы/ развития государственно-частного партнерства в спортивной инфраструктуре // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 245-250.
References
1. Barkalov S. N, Gerasimov i. V. [Features of the organization and construction of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, OrYUi MVD Rossii imeni VV Luk'yanova Pub/., 2016, pp. 2731. (In Russ.).
2. Aldoshin A. V., Eremin R. V. [the Main objectives of pedagogical control on discipline "Physical training" in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme professional'nogo obrazovaniya: opyt i innovacionnye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport in the system of professional education: experience and innovative technologies of physical education: collection of materials of the all-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg, UrYUI MVD Rossii Pub/., 2018, pp. 3-7. (in Russ).
3. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Ivanina L. I. Mekhanizmy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sportivnoj infrastrukture [Mechanisms of development of public-private partnership in sports infrastructure ]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki -Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences, 2015, no. 2, pp. 245-250.