Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ'

ОБЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Евгения Аркадьевна

Согласно ФГОС, содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать общее и речевое развитие дошкольников. В связи с требованием названного документа и данными педагогической науки обоснована необходимость развития связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры устной речи и других аспектов общего и речевого развития детей в период подготовки к школе. Ссылаясь на труды классической и современной методической науки, процесс речевого развития детей дошкольного возраста исследователь соотносит с формированием мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. Названные направления речевого и общего развития детей дошкольного возраста способствуют подготовке их к обучению чтению в начальной школе. Поставлена актуальная проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования в вопросе обучения дошкольников и младших школьников первоначальному чтению. Проанализированы возможности использования различных методов обучения первоначальному чтению в зависимости от системы письма. Выводы по изучаемой проблеме связаны с развитием фонематического слуха, формированием широкой ориентировки детей в языковой действительности, с умениями звукового анализа и синтеза. Новизну исследования составляет идея о возможности специальной подготовки и обучения старших дошкольников первоначальному чтению на основе развития ценностного отношения к языку и речи в период дошкольного детства, на базе психолого-педагогической диагностики. Аргументы в пользу дошкольного обучения чтению связаны с достаточным общим и речевым развитием современных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR TEACHING INITIAL READING

According to the Federal State Educational Standard, the content of the educational program of preschool education should ensure the general and speech development of preschoolers. In connection with the requirement of the named document and the data of pedagogical science, the need for the development of coherent speech, vocabulary, the grammatical side of speech, the education of the sound culture of oral speech and other aspects of the general and speech development of children in the period of preparation for school is substantiated. Referring to the works of classical and modern methodic science, the researcher correlates the process of speech development of preschool children with the development of the motivational, cognitive, emotional-volitional sphere of the personality. The named areas of speech and general development of preschool children contribute to their preparation for learning to read in elementary school. The urgent problem of ensuring the continuity of preschool and primary education in the issue of teaching preschoolers and primary schoolchildren in initial reading is posed. The possibilities of using various methods of teaching initial reading, depending on the writing system, are analyzed. Conclusions on the problem under study are associated with the development of phonemic hearing, the formation of a broad orientation of children in linguistic reality, with the skills of sound analysis and synthesis. The novelty of the research is the idea of the possibility of special training and teaching older preschoolers to initial reading based on the development of a value attitude to language and speech during preschool childhood, on the basis of psychological and pedagogical diagnostics. Arguments in favor of preschool reading teaching are associated with sufficient general and verbal development of modern children.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 193 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF PRESCHOOL AND SCHOOL EDUCATION

Научная статья

УДК 372.41+373.29

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156

Общее и речевое развитие детей предшкольного возраста как основа обучения первоначальному чтению

Евгения Аркадьевна СЕМЕНОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 zhozhka888@mail.ru

Аннотация. Согласно ФГОС, содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать общее и речевое развитие дошкольников. В связи с требованием названного документа и данными педагогической науки обоснована необходимость развития связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры устной речи и других аспектов общего и речевого развития детей в период подготовки к школе. Ссылаясь на труды классической и современной методической науки, процесс речевого развития детей дошкольного возраста исследователь соотносит с формированием мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. Названные направления речевого и общего развития детей дошкольного возраста способствуют подготовке их к обучению чтению в начальной школе. Поставлена актуальная проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования в вопросе обучения дошкольников и младших школьников первоначальному чтению. Проанализированы возможности использования различных методов обучения первоначальному чтению в зависимости от системы письма. Выводы по изучаемой проблеме связаны с развитием фонематического слуха, формированием широкой ориентировки детей в языковой действительности, с умениями звукового анализа и синтеза. Новизну исследования составляет идея о возможности специальной подготовки и обучения старших дошкольников первоначальному чтению на основе развития ценностного отношения к языку и речи в период дошкольного детства, на базе психолого-педагогической диагностики. Аргументы в пользу дошкольного обучения чтению связаны с достаточным общим и речевым развитием современных детей.

Ключевые слова: общее развитие дошкольников, речевое развитие дошкольников, обучение первоначальному чтению, преемственность дошкольного и начального образования, подготовка к школе

Для цитирования: Семенова Е.А. Общее и речевое развитие детей предшкольного возраста как основа обучения первоначальному чтению // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 193. С. 149-156. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2021-26-193-149-156

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156

General and speech development of preschool children as a basis for teaching initial reading

Evgeniya A. SEMENOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation zhozhka888@mail.ru

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Семенова E.A., 2021

H

Abstract. According to the Federal State Educational Standard, the content of the educational program of preschool education should ensure the general and speech development of preschoolers. In connection with the requirement of the named document and the data of pedagogical science, the need for the development of coherent speech, vocabulary, the grammatical side of speech, the education of the sound culture of oral speech and other aspects of the general and speech development of children in the period of preparation for school is substantiated. Referring to the works of classical and modern methodic science, the researcher correlates the process of speech development of preschool children with the development of the motivational, cognitive, emotional-volitional sphere of the personality. The named areas of speech and general development of preschool children contribute to their preparation for learning to read in elementary school. The urgent problem of ensuring the continuity of preschool and primary education in the issue of teaching preschoolers and primary schoolchildren in initial reading is posed. The possibilities of using various methods of teaching initial reading, depending on the writing system, are analyzed. Conclusions on the problem under study are associated with the development of phonemic hearing, the formation of a broad orientation of children in linguistic reality, with the skills of sound analysis and synthesis. The novelty of the research is the idea of the possibility of special training and teaching older preschoolers to initial reading based on the development of a value attitude to language and speech during preschool childhood, on the basis of psychological and pedagogical diagnostics. Arguments in favor of preschool reading teaching are associated with sufficient general and verbal development of modern children.

Keywords: overall development of preschoolers, speech development of preschoolers, teaching initial reading, continuity of preschool and primary education, preparation for school

For citation: Semenova E.A. Obshcheye i rechevoye razvitiye detey predshkol'nogo vozrasta kak osnova obucheniya pervonachal'nomu chteniyu [General and speech development of preschool children as a basis for teaching initial reading]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Guma-nitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 193, pp. 149156. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Проблема раннего общего развития детей и, в частности, развития речи - одна из самых обсуждаемых в среде родителей и педагогической общественности. Она является актуальной на протяжении всей истории дошкольной педагогики и педагогики начального образования. Запросы на подготовку

дошкольников в сфере обучения грамоте важны на том основании, что обеспечивают интеграцию и непрерывность дошкольного и начального образования.

В большой педагогической проблеме реализации преемственной деятельности дошкольных образовательных организаций и

начального обучения объектом нашего исследования является аспект обучения чтению. Понимая роль навыка чтения как универсального учебного умения, родители требуют от ДОО в старших дошкольных группах занятий по обучению чтению, приглашают специалистов по обучению грамоте и заведующих детскими садами. Актуальность объекта нашего исследования, таким образом, вызвана социальными запросами настоящего времени.

В современных программах дошкольных учреждений реализуется раздел воспитания и обучения под названием «Ознакомление с художественной детской литературой». В нем детская книга представлена как одно из главных средств развития детей, как важная форма общения между взрослым и ребенком. Роль чтения детских книг трудно переоценить, как и значение умения читать, так как это жизненно важная ценность, универсально помогающая становлению личности. «Умение читать, как истинно человеческая способность, является инструментом обучения всем школьным предметам, а в дошкольном возрасте - это способ развития мышления и речи, чувств и воли, воображения и памяти» [1, с. 13].

В необходимости общения ребенка с книгой у специалистов нет сомнений, в то же время дискуссионными остаются вопросы, касающиеся обучения дошкольников чтению. В настоящее время нами проведен опрос среди студентов педагогического института, в котором 78 % обучающихся ответили, что научились читать до школы. Конечно, можно предположить, что в педагоги идут абитуриенты, которые любят учиться, поэтому они и преодолели трудности чтения так рано, в 4-6 лет. Однако, по нашим наблюдениям, люди, далекие от педагогики, также заявляют о раннем интересе к самостоятельному чтению, в основном из-за занятости родителей, не успевающих читать ребенку книги регулярно.

Изучение литературы по обучению дошкольников чтению позволило нам определить следующие проблемы: это выбор аналитического либо синтетического метода обу-

чения чтению, совокупность знаний, которые ребенок сможет освоить, а также вопросы усвоения фонетики и графики родного языка. Неоднозначно решаются организационно -педагогические задачи обучения: место обучения, возраст детей, индивидуальное или коллективное обучение. Нет единого подхода в определении содержания и этапов обучения грамоте дошкольников. Не решен вопрос, в каком порядке изучать буквы. Современные методисты ведут споры об исходной языковой единице в обучении грамоте: от звука к букве, а потом к слову или наоборот.

Перечень проблем можно продолжать. Начиная исследование, мы пытаемся понять и определить сущность подготовки дошкольников к обучению чтению, изучить особенности видов речевой деятельности ребенка.

Чтение относится к письменной речи и соотносится со слушанием и говорением. В традиции начальной школы детей одновременно обучают чтению и письму. В частности, К.Д. Ушинский так и называл свой метод в пособии 1864 г. «Родное слово» - «письмо-чтение». Методист ХХ века Б.Г. Ананьев писал: «Чтение - вид речевой деятельности, основой для которого является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее» (цит. по: [2, с. 371]).

Классическое определение чтению находим у профессора М.Р. Львова. В «Словаре-справочнике по методике русского языка»: «Чтение - 1) процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, понимание ее (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы без звукового оформления (при чтении про себя). Чтение - вид речевой деятельности. Опытный чтец воспринимает отрезки текста, равные 3-5 словам, не прибегая к выделению каждой отдельной буквы, делает это лишь в затруднительных случаях, например, когда встретилось незнакомое слово... 2) учебный предмет в начальных классах, часть предмета «Русский язык». Задачи предмета: формирование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; приоб-

щение школьников к чтению художественной литературы, к ее пониманию, правильному восприятию ее образов и идейного содержания, обогащение учащихся новыми знаниями об окружающем мире, о жизни общества, воспитание на лучших образцах литературы; развитие речи учащихся, обогащение их словаря, развитие синтаксического строя их речи, обогащение фразеологии» [3, с. 236].

Выводы М.Р. Львова о том, что основой для успешного обучения является речевое развитие детей, имеет особое значение для нашего исследования. Ученый отмечал, что во многих семьях наблюдаются случаи самообучения чтению, то есть, играя в буквенные игры и рассматривая книжки, ребенок узнает буквы и начинает читать. Написано это было М.Р. Львовым в конце прошлого века, но особенно актуально сейчас. По нашим опросам, до 80 % родителей считают, что дети в названном возрасте уже могут овладеть механизмом чтения и их надо этому обучать.

В дошкольный период развитие познавательной сферы, в частности, мышления, тесно связано с речью. Так, К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», посвященной наблюдениям за детской речью, отмечал, что ребенок дошкольного возраста очень чувствителен к звуковой стороне языка. Воспринимая на слух определенное звукосочетание, он тут же представляет те или иные вещи, в его сознании появляются соответствующие образы предметов [4]. Развитые познавательные процессы в целом и, прежде всего, развитие устной речи в дальнейшем существенно влияют на овладение действиями читателя.

Программы дошкольного образования указывают несколько направлений речевого развития: 1) накопление активного и пассивного словаря; 2) формирование грамматической стороны речи; 3) развитие связной речи; 4) воспитание произносительной культуры.

Уровень речевой готовности ребенка к обучению первоначальному чтению имеет следующие показатели: дошкольник учится размышлять об устной речи; он строит высказывания в диалогах и монологах по зада-

нию воспитателя, то есть произвольно; учится выбирать при этом нужные языковые средства; рефлексирует (осознает) собственные речевые действия и понимает чужую речь; связывает поведение с речью. Можно выработать и другие показатели речевой готовности к обучению первоначальному чтению.

В процессе речевой деятельности у дошкольников появляются личностные новообразования, среди которых соподчинение мотивов, формирование произвольного поведения, усвоение нравственных норм. В формировании нравственных и волевых качеств личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В лице воспитателя ребенок в первую очередь выделяет личность, заинтересованную в его речевых достижениях, занятую общественно полезным делом, в том числе читающую книги, журналы, газеты, электронные источники. И, конечно, ребенка радует обращение взрослых воспитателей к детской литературе.

Как отмечает литературовед и методист детского чтения Г.М. Первова, смысл обращения педагога к источникам детской литературы - очеловечивание растущего ребенка, окультуривание его речи и поведения. Детская книга и произведения устного народного творчества как богатейший источник развития речи дошкольников непременно должны использоваться в детском саду ежедневно. Ученый-методист рекомендует педагогам дошкольных образовательных организаций уделять по пятнадцать-двадцать минут в день для встречи с книгой. В этом случае чтение-рассматривание книг станет желанным методом интеллектуальной жизнедеятельности воспитанников. А при высоком или достаточном уровне общего и речевого развития у ребенка появится желание самому овладеть первоначальным чтением. Формирование умения читать у детей предшкольного возраста (5-7 лет) проходит успешно, если процесс обучения доброволен, интересен и осуществляется методами, соответствующими подготовленности дошкольников [1; 5].

Так как предметом нашего исследования является речевое развитие детей предшколь-

ного возраста, остановимся подробнее на соответствующей содержательной линии, описанной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Содержание образовательной программы ДОО охватывает следующие структурные единицы: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Данные направления должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Речевое развитие включает в себя: формирование внимания к звуковой стороне речи, развитие аналитико-синтетической деятельности; владение речью как средством общения и культуры; обогащение и активизацию словаря; развитие речевого творчества; речевой этикет; развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха. В программах по этому направлению прописывается знакомство с детской литературой, восприятие на слух и понимание различных жанров детской литературы1.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется сформированно-стью у дошкольников элементарного осознания своей и чужой речи, своего речевого поведения, развитием произвольности речи. В процессе речевого развития дошкольников важно выделять две взаимосвязанные стороны - сформированность речевых умений и осознанность языка и речи. То есть здесь подразумевается выработка речевых навыков как условие последующего осознания языка, а также осознанное оперирование языком, что связано с развитием практических умений и навыков. Таким образом, подготовка дошкольников к обучению чтению зависит от элементарных знаний о речи [6].

Механизмы чтения и письма рассматриваются в психологии как процессы кодирования и декодирования устной речи. Чтение -перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, напротив, перекодирование устной

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2013. С. 6.

речи в знаковую систему языка. Д.Б. Элько-нин также доказывал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке [7].

Например, при иероглифической системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Похожую систему письма можно наблюдать в английском языке, где необходимо заучивать слова целиком, так как написание слов и их произношение не совпадает. Этот процесс очень долгий, но при этом он прост: его основными компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание. При такой системе письма используют методику чтения целыми словами (методику глобального чтения), которая возникла в Америке. Последователями данной методики являются японец Шиничи Сузуки (1898-1998) и американец Г. Доман (1919-2013).

Анализ использования метода целых слов в отечественной букваристике можно встретить в статьях М.Р. Львова, Е.Ю. Никитиной, Г.М. Первовой, Л.С. Сильченковой и других ученых-методистов [1; 8-10]. Многие исследователи подчеркивают несоответствие метода структуре русского языка, так как русское письмо звуко-буквенное. Однако профессор М.Р. Львов считал, что не следует умалять значение метода целых слов при обучении чтению.

Во-первых, этот метод дает возможность начать работу с осмысленными словами, важными в воспитательном отношении, что невозможно при буквенном, звуковом и слоговом методах обучения чтению. Во-вторых, при использовании метода целых слов можно избежать скучного для детей периода устного фонетического анализа. В-третьих, метод целых слов пропускает «муки звукослия-ния». Ученый-методист рассматривал возможность совмещения достоинств фонемно-буквенного анализа и синтеза с возможностями раннего чтения значительного объема слов и интересных художественных текстов.

Кроме того, М.Р. Львов, рассматривая вопрос о самообучении чтению, о чем мы писали выше, наиболее перспективным называл способ, на который обратил внимание

Л.Н. Толстой, - это чтение текстов, заученных на слух. Смысл этого чтения в том, что зная слово, ребенок запоминает его графическое изображение и соотносит напечатанные буквы со звуками, тем самым открывая для себя правила их соотношения [11]. Такой метод хорош для индивидуального самообучения детей.

Примеры самообучения чтению в раннем возрасте можно встретить в воспоминаниях других писателей дворянского происхождения, например, у С.Т. Аксакова в книге «Детские годы Багрова-внука», в хрониках семейного воспитания. Самообучение носит стихийный характер, требует основательного изучения и уточнения с теоретической и практической позиций.

В истории методической науки представлен слоговой метод обучения грамоте. В слоговых системах письма слог связан со звуковой формой. В этом случае обучение чтению происходит проще: слоговой анализ слов не вызывает трудностей у ребенка, так как слог и есть естественная произносительная единица. Слияние слогов при чтении также не затруднено.

В обучении чтению можно выделить следующие этапы:

- расчленение слов на слоги; запоминание графического изображения слога;

распознавание звукового значения слога по его графическому знаку;

- соединение звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо передает звуковой состав языка, процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Психологический механизм чтения основан на воссоздании звуковой формы слов по их буквенной модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова у ребенка не получится понять читаемое [7, с. 17].

В отечественной методике обучения чтению известно немало попыток поиска механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. И такой механизм был найден: на

сегодняшний день активно используется путь от изучения звуковых значений к буквам; от анализа звуковой стороны речи и синтеза буквенных знаков в устную речь.

В методике начального обучения принят в качестве ведущего звуковой аналитико-синтетический метод освоения грамоты. В его основе лежат названные выше два метода -это анализ и синтез. В большинстве случаев при обучении используют варианты звукового аналитико-синтетического метода В.Г. Горец-кого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; используется метод развивающего обучения Д.Б. Эльконина и др.

В основу звукового аналитико-синтети-ческого метода положен позиционный принцип чтения: то есть произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Обучаясь чтению, дети должны научиться дифференцировать все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы, усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Таким образом, к школе у детей обязательно должен быть развит фонематический слух, то есть способность воспринимать, различать и характеризовать звуки человеческой речи. Многие исследователи детской речи (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Г.М. Лямина, Н.Х. Щвачкин и др.) доказывали, что фонематический слух начинает развиваться очень рано. В возрасте двух лет дети способны различать звуковые тонкости русской речи, они понимают и рефлектируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. В то же время первичного фонематического слуха, которого хватает для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения.

В обучении первоначальному чтению детей важную роль играет развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умения звукового анализа и син-

теза, речевые умения, а также развитие осознанного отношения к языку и речи. У детей с неразвитым фонематическим слухом возникают сложности в усвоении букв: они допускают ошибки, медленнее читают. А на фоне развитого фонематического слуха, напротив, обучение чтению будет происходить благополучнее.

Большое внимание следует уделять развитию аналитико-синтетической деятельности дошкольников, так как обучение чтению требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Современные ученые, среди которых методисты, психологи, педагоги, дефектологи, особое внимание в теоретическом и практическом плане уделяют проблеме обучения чтению и развитию соответствующего навыка [10; 12-16]. Возможны поиски эффективных технологий обучения чтению и в старшем дошкольном возрасте, на этапе достаточного общего и речевого развития ребенка, мотивированного на изучение собственной «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В этой стратегии развития дошкольника мы видим педагогическую перспективу.

Список литературы

1. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать... // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2014. 400 с.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОСТ: Фирма «СКРИН», 1997. 253 с.

4. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Дет. лит., 1961. 382 с.

5. Первова Г.М. Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой // Практика управления ДОУ. 2017. № 3. С. 22-29.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М., 2002. 224 с.

7. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 187 с.

8. Львов М.Р. Забытые страницы истории методов обучения // Начальная школа. 1992. № 2. С. 80-84.

9. Никитина Е.Ю., Штец А.А. Метод целых слов в отечественной букваристике начала XX века // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 106-113.

10. СильченковаЛ. С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.: АПКиППРО, 2006. 100 с.

11. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.

12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. 468 с.

13. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Методика обучения творческому чтению. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 293 с.

14. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве / авт.-сост. Н.В. Багичева, Л.С. Демышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко. Екатеринбург, 2015. 150 с.

15. Шишкина А.С. Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 560-562.

16. ШумаеваД.Г. Как хорошо уметь читать. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 311 с.

References

1. Pervova G.M. Esli doshkol'niki zakhoteli nauchit'sya chitat'... [If preschoolers wanted to learn to read...]. Praktika upravleniya DOU [Practice of Preschool Educational Institution Management], 2017, no. 4, pp. 1318. (In Russian).

2. Alekseyeva M.M., Yashina V.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomuyazyku doshkol'nikov [Methods for the Development of Speech and Teaching the Native Language of Preschoolers]. Moscow, Aka-demiya Publ., 2014, 400 p. (In Russian).

3. Lvov M.R. Slovar '-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary-Reference Book on the Methods of the Russian Language]. Moscow, ROST: Firm "SKRIN" Publ., 1997, 253 p. (In Russian).

4. Chukovskiy K.I. Ot dvukh do pyati [Two to Five]. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1961, 382 p. (In Russian).

5. Pervova G.M. Razvitiye rechi doshkol'nikov v protsesse znakomstva s khudozhestvennoy detskoy knigoy [The development of speech of preschoolers in the process of acquaintance with a children's art book]. Praktika upravleniya DOU [Practice of Preschool Educational Institution Management], 2017, no. 3, pp. 2229. (In Russian).

6. Sokhin F.A. (ed.). Razvitiye rechi detey doshkol'nogo vozrasta [Development of Preschool Children Speech]. Moscow, 2002, 224 p. (In Russian).

7. Elkonin D.B. Kak uchit' detey chitat' [How to Teach Children to Read]. Moscow, Znaniye Publ., 1976, 187 p. (In Russian).

8. Lvov M.R. Zabytyye stranitsy istorii metodov obucheniya [Forgotten pages of the history of teaching methods]. Nachal'naya shkola [Primary School], 1992, no. 2, pp. 80-84. (In Russian).

9. Nikitina E.Y., Shtets A.A. Metod tselykh slov v otechestvennoy bukvaristike nachala XX veka [The method of whole words in Russian literary literature at the beginning of the 20th century]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2008, no. 9, pp. 106-113. (In Russian).

10. Silchenkova L. S. Obucheniye russkoy gramote: traditsii i novatsii [Teaching Russian Literacy: Traditions and Innovations]. Moscow, Academy for Advanced Studies and Professional Retraining of Image Workers Publ., 2006, 100 p. (In Russian).

11. Lvov M.R. Rebenok sam uchitsya chitat' [The child learns to read by himself]. Nachal'naya shkola [Primary School], 1990, no. 4, pp. 59-62. (In Russian).

12. Zinovyeva T.I. (ed.). Metodika obucheniya russkomu yazyku i literaturnomu chteniyu [Methods of Teaching the Russian Language and Literary Reading]. Moscow, "Urait" Publ., 2016, 468 p. (In Russian).

13. Svetlovskaya N.N., Picheool T.S. Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu [Creative Reading Teaching Method]. Moscow, "Urait" Publ., 2017, 293 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bagicheva N.V., Demysheva L.S., Kusova M.L., Ivanenko D.O. (compilers). Rechevoye razvitiye rebenka v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Speech Development of a Child in the Modern Educational Space]. Ekaterinburg, 2015, 150 p. (In Russian).

15. Shishkina A.S. Rechevaya gotovnost' k shkole detey predshkol'nogo vozrasta [Pre-school speech readiness for school]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2016, no. 24 (128), pp. 560-562. (In Russian).

16. Shumayeva D.G. Kak khorosho umet' chitat' [How Good to be Able to Read]. St. Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2012, 311 p. (In Russian).

Информация об авторе

Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, zhozhka888@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2168-4205

Статья поступила в редакцию 14.10.2020 Одобрена после рецензирования 11.11.2020 Принята к публикации 26.03.2021

Information about the author

Evgeniya A. Semenova, Post-Graduate Student, Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, zhozhka888@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-2168-4205

The article was submitted 14.10.2020 Approved after reviewing 11.11.2020 Accepted for publication 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.