Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА КАК ОПОРЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ'

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА КАК ОПОРЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1610
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / PEDAGOGY / PRESCHOOL CHILDREN / PHONEMIC HEARING / READING INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова Е.А.

В данной статье рассматриваются теоретические знания о фонематическом слухе, которые обязаны иметь бакалавры и магистры профиля «дошкольное образование» и «начальное образование». Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы личности. Их своевременное формирование в дошкольном возрасте есть необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего является ключевой предпосылкой для успешного овладения чтением. Успешность развития речевой деятельности напрямую зависит от развития фонематического слуха. Фонематический слух проходит пять этапов развития, и важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте все их освоил. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, потому что они чётко воспринимают все звуки человеческой речи, напротив, у детей с плохо развитым фонематическим восприятием бывают проблемы не только со звукопроизношением, но и с пониманием речи, что влияет на процесс обучения чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Семенова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PHONEMATIC HEARING FOR PRESCHOOLERS AS SUPPORTS TO TEACHING ORIGINAL READING

This article discusses the theoretical knowledge of phonemic hearing, which must have bachelors and masters in the field of "preschool education" and "primary education". Phonemic processes are an important link in the development of the speech system of the personality. Their timely formation in preschool age is a necessary condition for the child to master both oral and written speech. The ability to hear every single sound in a word and to separate it from a nearby one is a key prerequisite for successful mastery of reading. The success of the development of speech activity directly depends on the development of phonemic hearing. Phonemic hearing goes through five stages of development, and it is important that a child in preschool learn all of them. Children with good phonemic perception begin to speak early, because they clearly perceive all the sounds of human speech, on the contrary, children with poorly developed phonemic perception have problems not only with sound pronunciation, but also with understanding of speech, which affects the process of learning to read.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА КАК ОПОРЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ»

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА КАК ОПОРЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Семенова Е.А.

аспирант кафедры

теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Россия, г. Тамбов

THE DEVELOPMENT OF PHONEMATIC HEARING FOR PRESCHOOLERS AS SUPPORTS TO

TEACHING ORIGINAL READING

Semenova E.

PhD student

theories and methods ofpreschool and primary education Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Russia, Tambov

Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические знания о фонематическом слухе, которые обязаны иметь бакалавры и магистры профиля «дошкольное образование» и «начальное образование». Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы личности. Их своевременное формирование в дошкольном возрасте есть необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего является ключевой предпосылкой для успешного овладения чтением.

Успешность развития речевой деятельности напрямую зависит от развития фонематического слуха. Фонематический слух проходит пять этапов развития, и важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте все их освоил. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, потому что они чётко воспринимают все звуки человеческой речи, напротив, у детей с плохо развитым фонематическим восприятием бывают проблемы не только со звукопроизношением, но и с пониманием речи, что влияет на процесс обучения чтению.

Abstract

This article discusses the theoretical knowledge of phonemic hearing, which must have bachelors and masters in the field of "preschool education" and "primary education". Phonemic processes are an important link in the development of the speech system of the personality. Their timely formation in preschool age is a necessary condition for the child to master both oral and written speech. The ability to hear every single sound in a word and to separate it from a nearby one is a key prerequisite for successful mastery of reading.

The success of the development of speech activity directly depends on the development of phonemic hearing. Phonemic hearing goes through five stages of development, and it is important that a child in preschool learn all of them. Children with good phonemic perception begin to speak early, because they clearly perceive all the sounds of human speech, on the contrary, children with poorly developed phonemic perception have problems not only with sound pronunciation, but also with understanding of speech, which affects the process of learning to read.

Ключевые слова: педагогика, дети дошкольного возраста, фонематический слух, обучение чтению.

Keywords: pedagogy, preschool children, phonemic hearing, reading instruction.

В связи с принятием и вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором прописана необходимость гармоничного, всестороннего развития личности ребенка по различным областям знания. Сюда входит развитие речи ребенка, одним из компонентов которого являются фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие) [8]. Специалисты дошкольного образования должны уделять особое внимание развитию фонематического слуха, благодаря которому ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.

Долгое время считалось, что звуковое воспроизведение речи состоит только из ряда различных элементов, скомбинированных особым образом, по особым правилам. Физиологическая природа речи и артикуляция была основой фонетики. Поступательное развитие речи ребенка рассматривалось посредством развития моторной сферы: крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики. И моторная сфера считалась единственным источником развития звуковой стороны речи. При этом восприятию речи, анализу, синтезу и формированию звукобуквенных представлений не было уделено достаточного внимания.

Психолого-лингвистические исследования установили, что речь - это сложная функциональная система, основанная на использовании знаковой системы языка во время общения. Психофизиологическая основа речи состоит из ряда совместно

работающих анализаторов, среди них выделяются речеслуховой и речедвигательный. Единицей развития детской речи является именно фонема, т. к. детская речь развивается не путем накопления отдельных звуков, а путем развития особой системы -системы фонем [4].

Фонематическая сторона речи - это произношение звуков как результат единой организованной работы всего речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи рассматривается способность различать и дифференцировать звуки речи. Фонематическая сторона речи зависит от работы речеслухового анализатора.

В лингвистической терминологии понятие «фонематический слух» (ФС) включает определенный набор речевых операций: 1) способность слышать определенный звук в слове или определять его отсутствие; 2) способность различать слова, расположенные в многовариантной последовательности с одними и теми же фонемами; 3) способность различать слова близкие по звучанию, но разные по значению [4].

Исследователи речевой деятельности уточняют понятие ФС и его роли для развития языковой личности. В книге Л. С. Волковой говорится, что фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который обладает способностью выделять звуки в речевом потоке [3]. В одной из научных работ Т. Б. Филичевой под фонематическим слухом понимается тонкий систематизированный слух, который обладает способностью выполнять операции дифференциации и узнавания фонем, которые составляют звуковую оболочку слова [9].

М.М. Алексеева рассматривает воспитание звуковой культуры речи как одну из «важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения», выделяя при этом дошкольный возраст, как наиболее благодатный [1]. Основное внимание на этом этапе уделяется развитию фонематического слуха и правильного произношения.

Развитие фонематических процессов происходит постепенно, поэтапно. Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, Т. Б. Филичева) выделяют 4 этапа становления речи [5]: 1. От рождения до 1 года - подготовительный. 2. От 1 года до 3 лет - преддошкольный. 3. От 3 до 7 лет - дошкольный. 4. От 6 до 7 лет - школьный.

Наиболее важный этап в становлении звуковой стороны речи - подготовительный. Изучая работы С. Н. Цейтлин, мы выяснили, что этот этап развития относится к стадии крика, гуления (2 - 3 месяца), лепета (6 месяцев). Переход от невербального к вербальному развитию происходит примерно в 1 год.

Известный советский педагог Р. Е. Левина выделила пять стадий развития фонематического слуха. На первой стадии отмечается полное отсутствие различения звуков. Отсутствует понимание речи. Стадия является дофонематической. На второй стадии акустически близкие звуки не различа-

ются, однако дифференциация акустически далёких фонем представляется возможной. Ребёнок слышит иначе, чем взрослый. Неправильное восприятие обосновывается искажённым произношением. На третьей стадии ребенок слышит звуки со смыслоразличительными признаками. Но с предметом может соотноситься как правильное, так и искажённое слово. На четвертой стадии при восприятии речи у ребенка формируются новые образы. Экспрессивная речь практически в норме, однако дифференциация фонем остаётся нестойкой. На пятой стадии завершается процесс фонематического развития, когда и фонетическая сторона речи, и фонематическая сформированы. На данной стадии ребёнок различает правильное и неправильное произношение [6].

Таким образом, слуховое внимание активно формируется ещё в первые недели жизни ребенка. Он реагирует на звуки. Обращать внимание на звуковую оболочку слова, то есть на входящие в его состав фонемы, ребёнок начинает к концу первого года жизни. К концу второго года жизни ребенок воспринимает на слух все звуки родного языка. На третьем, четвёртом и пятом году жизни фонематическое восприятие совершенствуется. Ребёнок овладевает всеми фонематическими процессами в полной мере.

Фонематический слух - это часть физического слуха, которая позволяет распознавать и отличать звуки родного языка. Фонематический слух обращен на соотнесение и сопоставление слышимых фонем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка. Он формируется у дошкольников в результате речевого развития в первую очередь. Фонематический слух выполняет не только функцию приема и оценки речи окружающих, но и контроль собственной речи.

Развитый фонематический слух позволяет слышать фонемы родного языка. В потоке речи звуки оказываются в разных фонетических условиях. В одних случаях они способны различать звуковые оболочки слов, а, попадая в другие, теряют эту способность. В связи с этим все звуки речи делятся на звуки, выполняющие смыслоразличитель-ную функцию; звуки, не выполняющие смыслораз-личительную функцию. Звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, и есть фонемы.

В лингвистической науке сложилось три представления о фонеме [7]:

- Ленинградская фонологическая школа -ЛФШ (Л. В. Бондарко, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусе-вич, Л. В. Щерба и др.);

- Московская фонологическая школа - МФШ (Р. И. Аванесов, М. В. Панов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров и др.).

- Пражский лингвистический кружок - ПЛК (В. Матезиус, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. И. Карцевский и др.)

Представители ЛФШ и МФШ рассматривают фонему по-разному. ЛФШ признает самостоятельность фонемы, рассматривает ее как существующую независимо от звуковых оболочек слов и морфем. Фонема воплощается в звуках речи, в оттенках

и имеет через них свои фонетические характеристики. МФШ рассматривает фонему только как компонент морфемы и отрицает возможность ее рассмотрения вне морфологии. Следуя убеждениям ПЛК, фонемы представляют собой единицы звуков, которые имеют определенные признаки (звонкий-глухой, мягкий-твердый и прочее). Они необходимы прежде всего для смыслоразличения. К примеру, такие слова, как бей и пей имеют разное лексическое значение. А также отличаются фонемами, в которых целями смыслоразличения выступают признаки звонкости и глухости. Основное место в фонологическом анализе ПЛК занимает анализ оппозиций, служащих целям смыслоразличения. Эта же система оппозиций составляет фонологическую систему языка.

Морфологическая теория, в которой общие для родственных слов морфемы на письме сохраняют единое написание, важна для школьной орфографии. В практике дошкольного образования, где изучается устная речь детей, важнее фонематическая теория, в которой одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она не звучала в том или ином положении.

Фонематический принцип основывается на том, что во всех видоизменения фонемы, независимо от ее звучания или фонематического положения, она обозначается одними и теми же буквами. Получается, что все морфемы, содержащие одни и те же фонемы, будут написаны одинаково. Фонема представляет собой функциональный элемент. Но при этом звуки, которые представляют одну и ту же фонему, могут произноситься по-разному. Помимо этого, разные фонемы могут быть представлены одним звуком.

При фонематическом подходе ориентируемся на фонему (звук) и написание соответствует формуле: звук в слабой позиции ^ фонема в сильной позиции ^ буква, при морфологическом - на морфему и написание соответствует формуле: орфограмма ^ морфема ^ буква. На этапе обучения, пока дети не знакомы с морфемами, ведущим принципом является фонематический, который на основе сопоставления звуков в сильной и слабой позиции помогает усвоить опознавательные признаки орфограмм, находить орфограммы, устанавливать связь между отдельными правилами, усваивать способы самоконтроля. В дальнейшем после изучения морфем ведущим становится морфологический принцип - соотнесение орфограммы с составом слова.

Фонематические функции в процессе онтогенеза проходят определенные стадии своего развития. При нарушении фонематического слуха и фонематического восприятия акустические критерии человеческой речи сталкиваются с качественными изменениями. Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении. В экспрессивной речи наблюдаются не только искажения звуков, но и их пропуски и замены. На уровне словосочетаний и предложений наблюдается слияние двух слов в одно, нарушение последовательности слов в предложении и ряд других проблем.

Таким образом, фонематический слух напрямую связан с успешностью в применении общеучебных умений, таких как письмо, слушание, говорение и чтение. Развитие фонематического слуха - это важный этап в обучении чтению.

Типичные ошибки, возникающие из-за не-сформированности фонематического слуха при обучении чтению: смешение звуков, пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове; недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов [10].

В связи с этим необходимо уделять должное внимание развитию фонематического слуха. Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребенка.

Упражнение «Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук (отдельный или в звукосочетании): К, ЗЛ, Н, Ш, ЗС, П, ШЗ, Щ, Ч, В, З, Ц, Ш. Затем в слогах: ЗА, ША, ДА, ЗА, РА, МА... Затем в словах: ШКОЛА, ЗАЯЦ; НОЖ, НОС; ВАЗА, КАША; ЗАБОР, ЖИРАФ «Что общего?».

Упражнение на сравнение: произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец. «Раз, два, три - быстрей сообрази!»

Упражнение «Придумай слово»: ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например: - Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба». - Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз». - Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).- Подбери слово, в котором первый звук - [с], а последний -

[к].

Упражнение «Поиски нужного звука». Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или просто найти такой предмет в комнате. Конечно, все упражнения, выполняемые дошкольниками, должны носить игровой характер.

Хорошо сформированный фонематический слух является важным компонентом для успешного овладения слоговой структуры слова, дифференциации акустически близких фонем, закономерностям чтения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения чтением. Установлено, что на эффективность обучения детей чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе [2].

Проанализировав механизм чтения, М. М. Алексеева, Б. И. Яшина приходят к выводу, что детям необходима широкая ориентировка в звуковой стороне речи, что обязательно нужно развивать фонематический слух [1].Д. Б. Эльконин считал, что последующее усвоение языка - грамматика и связанная с ней орфография, зависит от того, насколько ребёнок будет ориентироваться в звуковой действительности языка, в строении звуковой формы слова [11].

Таким образом, важным условием освоения навыков чтения и успешного вхождения детей в школьную жизнь будет высокий показатель развития фонематических процессов.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. - 221 с.

3. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Владос, 2011. - 528 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2009. - 352 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2011. -160 с.

6. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2008. -367с.

7. Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.: АП-КиППРО, 2006. -100 с.

8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки №2 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id= 11003

9. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение: учеб. -метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.

10. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи: Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2005. - 240 с.

11. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Развитие собственной активной речи ребенка / Исследование чтения и грамотности в Психологическом институте за сто лет: Хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой. ПИ РАО. - М.: Русская школьная библиографическая ассоциация. 2013. -234-240 с.

СТРУКТУРА CTPATEri4HOÏ КОМПЕТЕНТНОСТ1 В ОФЩ1ЙНОМУ СШЛКУВАНН1

МАЙБУТН1Х ПРОГРАМ1СТ1В

Хомик А.Ю.

Львiвський нацюнальний утверситет iMem 1вана Франка, астрант кафедри початково'1 та дошт-

льно'1 освти

STRUCTURE OF STRATEGIC COMPETENCE IN THE OFFICIAL COMMUNICATION OF

FUTURE PROGRAMMERS

Khomyk A.

Ivan Franko National University of Lviv, Postgraduate Student of the Department of Primary and Preschool Education

Анотащя

У статп висвгтлюються погляди вичизняних та заруб1жних вчених та основш положення стратепчно1 компетентносп як структурного компонента шшомовно1 комушкативно1 компетентности Розкриваеться сутшсть та структура даних понять у контексп тдготовки майбутшх програшспв у закладах вищо1 освгти. Здшснюеться аналiз та порiвняння структури та визначення комушкативно1 компетентносп з-пом1ж вже юнуючих дослвджень вичизняних та заруб1жних дослвднишв. В статп висвплено поняття «комушкативна компетентшсть», а також структура даного поняття. Здшснюеться анал1з та порiвняння понять «компете-нщя» та «компетентшсть». Також здшснено аналiз дослвджень зарубiжних та вичизняних вчених, котрi працювали над дидактичними аспектами формування шшомовно1 комушкативно1 компетентносп та ïï складових беручи за основу рiзноманiтнi думки науковцiв стосовно особливостей структури iншомовноï комунiкативноï компетентности

Abstract

The concept of "communicative competence", as well as the structure of this concept. The concepts and "competence" and "competence" are analyzed and compared. The analysis of foreign and domestic scientists works I done, as the aspect of formation of foreign language communicative competence and its components is also done.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.