Научная статья на тему 'Общее и особенное во взглядах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского по вопросу о воспитании гражданственности у юношества'

Общее и особенное во взглядах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского по вопросу о воспитании гражданственности у юношества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5928
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА / ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / UPBRINGING / CIVIC UPBRINGING / CIVICISM / CONTENT / FORMS / METHODS / MEANS / TECHNIQUES OF UPBRINGING OF CIVIC POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

В статье изложены взгляды известных отечественных педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по вопросам гражданского воспитания юношества в различных социокультурных условиях. В этой связи охарактеризованы содержание, формы, методы, средства, которые использовались каждым автором для становления и развития гражданской позиции у воспитанников исправительного и общеобразовательного учреждения в довоенный период и в семидесятые годы минувшего века в условиях зарождения и расцвета теории и практики коммунистического воспитания, показаны потенциалы отдельных приемов педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and particular in the works of Anton Makarenko and Vasyl Sukhomlynsky about upbringing of youth civicism

The abstract contains the views of famous native pedagogues Anton Makarenko and Vasyl Sukhomlynsky about civic upbringing of the youth in different sociocultural conditions. That is why the characterised content, forms, methods, means were used by each author for formation and development of civic position of students which were foster children at correctional and educational institution during pre-war (World War II) period and the 1970s in the condition of origin and golden age of theory and practice of communistic upbringing. Also, the potentials of particular techniques of pedagogic activity have been shown.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное во взглядах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского по вопросу о воспитании гражданственности у юношества»

УДК 37.013

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Болтыков Олег Вадимович

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова

[email protected]

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ВО ВЗГЛЯДАХ А.С. МАКАРЕНКО И В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПО ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

В статье изложены взгляды известных отечественных педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по вопросам гражданского воспитания юношества в различных социокультурных условиях. В этой связи охарактеризованы содержание, формы, методы, средства, которые использовались каждым автором для становления и развития гражданской позиции у воспитанников исправительного и общеобразовательного учреждения в довоенный период и в семидесятые годы минувшего века в условиях зарождения и расцвета теории и практики коммунистического воспитания, показаны потенциалы отдельных приемов педагогической деятельности.

Ключевые слова: воспитание, гражданское воспитание, гражданственность, содержание, формы, методы, средства, приемы воспитания гражданской позиции.

Проблема успешной социализации российской молодежи в условиях социально-экономических преобразований становится по мнению отечественного педагогического сообщества одной из приоритетных. Для ее решения требуется глубокий анализ возрастных задач развития на всех ступенях взросления, особенностей социокультурной ситуации, в контексте которой происходит становление личности, детального осмысления опыта прошлых десятилетий, позволяющего выделить продуктивные формы и методы достижения целей воспитания.

Изменение внешней среды, этических и эстетических эталонов, наполнение жизненного пространства несовершеннолетних новым ценностным содержанием вносят существенные коррективы в специфику каждого возрастного этапа, социализационные задачи, пути и средства их решения, ставят перед необходимостью их уточнения и конкретизации.

В этом плане несомненный интерес для теоретиков и практиков представляет юношеский возраст, как период интенсивного самоопределения в отношении к себе, значимым другим, сообществу, государству, миру, переориентации в образе жизни, ценностных установках (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, С.Д. Поляков, Х. Рем-шмидт, В.С. Собкин и другие). Поэтому наряду с обеспечением эмоциональной независимости, подготовкой к профессиональной карьере, браку и семейной жизни, важным признается формирование социально-ответственного поведения, готовности к участию в деятельности на пользу общества, приобретение, расширение и обогащение опыта социального партнёрства, выстраивания отношений с государством, властью, политическими структурами [6, с. 148]. Таким образом, одной из важнейших возрастных задач в юношестве является воспитание гражданственности как нравственного качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских

обязанностей и долга перед государством, обществом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [8, с. 63], сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса [7, с. 55].

Большой интерес в этой связи представляет анализ идей и опыта организации педагогической деятельности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинско-го, которые в разных социокультурных условиях создали системы воспитания у детей и молодежи идеалов долга, служения на благо страны и народа, чувства любви к Родине и уважения к ее культурным традициям.

Анализ творческого наследия первого из них позволяет говорить, что идеи гражданского воспитания нашли свое отражение в его художественнопедагогических произведениях разных лет: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года», в статьях и материалах публичных выступлений: «Очерк работы Полтавской колонии им. М. Горького», «О коммунистической этике», «Цель воспитания», «Опыт методики работы детской трудовой колонии», «Методы воспитания», «Педагогика индивидуального действия», «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» и ряде других.

Касаясь современного его периоду общества, А.С. Макаренко писал, что в области воспитания перед всеми стоят две важнейшие задачи: во-первых, «мы обязаны воспитывать такого человека, который нашему обществу нужен», «живого гражданина нашей страны, для которого амплитуда колебаний поступка очень велика: от радостного, сознательного, творческого труда в полном единстве с трудом других людей, с одной стороны, до полнокровного, жизненного счастья, не отравленного никакой обособленностью, никакими муками совести, - с другой». [2, с. 37-38]. Продолжая эту мысль, он подчеркивает, что такой человек в содержании своей личности должен иметь

© Болтыков О.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

187

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

внутреннюю убежденность, должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом [3, с. 56]. «Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебания, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать от других правильного поведения. Наш воспитанник, кто бы он не был, никогда не может выступать в жизни как носитель личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен прежде всего выступать как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» [3, с. 54]. Таким образом, эти идеи советского педагога времени становления системы коммунистического воспитания в новых социокультурных условиях указывают на его четкое понимание сути такого воспитания - воспитание человека - гражданина своей страны, достойного члена общества, дисциплинированного, с уважением и доверием относящегося к окружающим людям, государственной власти, способным выполнять свои обязанности, сочетающим в себе патриотические чувства, национальную гордость.

Как показывают результаты исследований ма-каренковедов (Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова, Р.Г. Гурова, С.С. Невская, А.А. Фролов и другие) реализовать эти идеи (поднять молодого человека, лишенного социального начала до степени гражданственности) ему удалось. Например, проведенное Р.Г. Гуровой в 1992 году анкетирование его воспитанников, показало, что бывших коммунаров отличает ярко выраженная общественная активность, они принимают деятельное участие в жизни своего трудового коллектива, страны в целом [6, с. 21].

Использование в современных условиях биографического метода подтвердило этот вывод. Выброшенные на социальное дно войной и революцией дети, отвергнутые обществом, стали достойными гражданами своей страны, получили профессию, образование, приобрели культурные навыки, создали полноценные семьи, воспитали хороших с гражданской позиции детей, пользовались уважением и признанием в своей профессиональное среде [1, с. 5]. Особенно значимо, что высокие гражданские качества они проявляли не только в мирное время, но и в период социальных потрясений. Так большинство выпускников -участников Великой Отечественной войны - продемонстрировали свои нравственные качества (долг, служение, преданность идеалам, мужество) на полях самых трудных сражений.

Во-вторых, о чем свидетельствует анализ теории и практики воспитательной системы А.С. Макаренко, он прекрасно понимал сам и предупреждал других педагогов о том, что каждому времени

свойственен свой идеал гражданского воспитания. Для этого, с одной стороны, мы должны хорошо понять положение нового человека в новом обществе, с другой стороны - осознавать, что нет ничего вечного и абсолютного. «Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни. Поэтому мы всегда должны быть в высшей степени внимательны и обладать хорошей чуткостью, в особенности еще и потому, что эволюция в требовании общества может совершаться в области малозначительных и малых деталей» [3, с. 50].

Эта установка А.С. Макаренко остается актуальной и в наше время быстрых трансформаций в российском обществе, ориентируя нас на учет динамики приоритетов при создании воспитательных программ, определении их целевой составляющей, актуализации ценностей, выстраивании их иерархии, при трактовке смысла отдельных нравственных качеств, расстановке акцентов при формировании у детей и юношества отношения к миру и явлениям общественной жизни, понимании своей личной ответственности за сохранение экономического, экологического, духовного потенциалов страны. В этом контексте значимыми в современных условиях, наряду с вечными, будут ценности социального партнерства, взаимной ответственности, свободы, толерантности, самодисциплины, способности к самоопределению в социуме, личной инициативности.

В результате размышлений над этими задачами А.С. Макаренко приходит к выводу, что «достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность» [3, с. 51].

Изучение работ А.С. Макаренко позволяет нам предположить, что он в известной мере метод и методику понимал, как способ достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, как совокупность приемов и операций практического основания или преобразования действительности. Поэтому, касаясь конкретных методов воспитания гражданственности, к ним он относил:

1) опыт. Он писал: «Ничто так человека не учит как опыт» [3, с. 54]. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все рано в чем, - в сдержанности, в прямом активном слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» [3, с. 60]. Прежде всего, это в его пред-

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Общее и особенное во взглядах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по вопросу о воспитании...

ставлении должен быть ответ коллективной жизни «... не только опыт соседства с другими людьми, это сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности, согласованности» [3, с. 53].

2) упражнения, которые позволяли научить человека поступать правильно. При этом А.С. Макаренко предлагал логику усложнения: начинать следует с формирования умения делать это в присутствии воспитателя, затем демонстрировать свою позицию, обосновывать и отстаивать ее в присутствии коллектива и делать выбор, претворять его в жизнь наедине с собой.

3) требование, как побуждение, привлечение, проявление доверия и уважения, которые с одной стороны, подкрепляют правильную позицию ребенка, с другой, - открывают перспективы для его личностного роста, реализации устремлений, накопления опыта и разумного расходования различных ресурсов [5].

А.С. Макаренко, признавая дело воспитания достойного гражданина сложным и ответственным в разных статьях обосновывает те педагогические условия, которые, по его мнению, могут обеспечить желаемый результат: достичь того, что каждый выпускник - это «образованный, знающий, умеющий мастер - коммунар, сознательный «хозяин» Советской страны, .организатор и командир, умеющий бороться и строить, умеющий жить и любить жизнь.» [3, с. 78]. К таким условиям он относил: а) «воспитание коммунаров достигается не путем чьей-нибудь проповеди и нравоучений, а исключительно из жизни, работы.» [3, с. 78]; б) воспитание предусматривает не разрозненные дела, а наличие хорошо продуманной системы, в которой есть место многообразию средств и форм воспитания, предполагается их сочетание; в) воспитание учитывает «что все люди в известной степени представляют собой очень разносторонний материал, .общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях, образуют бесконечно замкнутые узлы, которые. требуют осторожности», когда не следует втискивать человека в стандартный шаблон, в узкую серию человеческих типов [2, с. 50-51], а ориентируют на индивидуальный подход.

Таким образом, анализ взглядов и многолетнего педагогического опыта А.С. Макаренко свидетельствует о его актуальности для современной теории и практики воспитания юношества, а кратко охарактеризованная методика, вполне применима в новых условиях, так как ее ценность и жизнеспособность подтверждена временем.

В отличие от А.С. Макаренко В.А. Сухомлин-ский дает свое определение гражданственности -

«это страсть человеческого сердца» [10, с. 33], «высшая человеческая красота и доблесть» [10, с. 34], «моральная ценность нашего народа и всего человечества» [10, с. 32], «чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества» [10, с. 35], на этом основании полагает, что воспитание гражданственности требует, во-первых, сложной, кропотливой многолетней работы, в том числе образовательного учреждения и взрослого сообщества; во - вторых, опоры не только на особые воспитательные мероприятия, но и на простое искреннее слово воспитателя. Исходя из этого, Василий Александрович большое внимание уделяет рассказам о гражданстве. Он пишет: «их я называю беседами - не случайно: хотя и говорит только воспитатель, а воспитанники, затаив дыхание, слушают, но познание гражданской красоты и доблести моими воспитанниками является нашей беседой.; я прошу их задуматься над собственной жизненной судьбой - и они задумываются; я веду их тернистым путем, пройденным героем до вершины подвига, - они идут вместе со мной, удивляются и благоговеют, возмущаются, смотрят впервые на сложные явления жизни широко открытыми глазами. [10, с. 33], благодаря чему «в их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге - долге перед Родиной» [10, с 35].

В его практике в Павлышской средней школе реализовывалась целостная программа воспитания гражданственности на всех школьных ступенях образования через серию бесед, которые имели своей целью развитие в молодом человеке гармонии мысли и поведения, побуждение их к самопознанию и самовыражению, к глубокому проникновению в суть гражданского служения народу.

Придерживаясь точки зрения, что юность - это возраст становления гражданской зрелости, утверждения убеждений и личностных жизненных планов, В.А. Сухомлинский предлагал посвящать разговоры с молодыми людьми в этот период подвигам участников Великой Отечественной войны, трудовой жизни окружающих людей, творцам и наследникам культурных богатств, тем, кто следует своим убеждениям, готов их отстаивать в самых разных ситуациях. В дальнейшем автор приходит к выводу, что воспитание гражданственности «.складывается из множества отдельных маленьких элементов: из слова, действия, бездействия, из отношения к действительности и словам других», что дает каждому юноше возможность «твердо знать, что можно, что нельзя, как нужно поступать.» [9, с. 212-213].

Главными методами воспитания гражданственности на этапе юношеского возраста Василий Александрович называет разговоры, беседы, диспуты и упражнения, обеспечивающие формирова-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

189

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ние опыта гражданского поведения, а проблемами для размышления: человек и общество, свобода и угнетение, счастье и горе, социальный прогресс и сила реакции [9, с. 249], ответственность каждого за то, что происходит вокруг нас. Наряду с ними В.А. Сухомлинский указывал на значимость метода наблюдения за тем, что окружает человека. Он писал, что «...обстановка должна его к чему-то призывать, чему-то учить, .пробуждать у него мысли о самом себе, о товарищах [12, с. 65].

Объектом наблюдения может стать местность, на которой расположено образовательное учреждение, природа, возможность послушать, посмотреть, почувствовать ее красоту, в чем как раз и воплощается образ Родины.

Таким образом, в подходах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, несмотря на отличия в социокультурной ситуации, одинаково признается важность воспитания гражданственности в юношеском возрасте, ценность слова, образа и действия в решении этой сложной задачи, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.

В тоже время, если А.С. Макаренко считал, что главным условием эффективности такого воспитания у детей и юношества являются: коллективистическая этика, превалирование потребности общества над потребностями личности, накопление традиций, формирование привычки правильного (признанного обществом, коллективом) поведения [4, с. 49], то В.А. Сухомлинский, не отрицая роли коллектива в воспитании гражданских качеств у юношей, к условиям его эффективности относит: 1) «восхищение, удивление перед героическим... не только тогда, когда дети и подростки находятся в коллективе, но и тогда, когда каждый из них остается наедине со своей совестью» [10, с. 67]; 2) осторожность в прикосновении, пробуждении, утверждении волевых сил человека, побуждений в вере в себя, в развитии чувства собственного достоинства; 3) устремленность к выработке

у каждого собственных взглядов на жизнь, на свою роль в общественной жизни [10, с. 79] через беседы о героическом, активное участие в преобразованиях окружающей действительности.

Библиографический список

1. Беляев В.И. История социальной педагогики. - Ч. 2. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. - 368 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 197 с.

3. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

5. Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегия, практика. - М.: МГПИ, АПК и ПИРО, 2011. - 438 с.

6. Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006. - 976 с.

7. Поляков С.Д. Опыт психологической характеристики современной юности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 47-49.

8. Ромм Т.А. История социальной педагогики. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 346 с.

9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

10. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. -368 с.

11. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.

12. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

13. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 240 с.

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.