Научная статья на тему 'Объективные причины и предпосылки обращения советской педагогики к идее гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг'

Объективные причины и предпосылки обращения советской педагогики к идее гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ / CIVIC UPBRINGING IDEA / CIVIC UPBRINGING / EDUCATIONAL REFORM / INTERNATIONAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Евгения Юрьевна

В статье представлены основные тенденции развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-е гг. Проведенный ретроспективный анализ на основе аксиологического подхода позволил автору не только выделить объективные причины обращения к идее гражданского воспитания, но и обнаружить предпосылки ее успешного развития в советской педагогике в исследуемом периоде. Кроме того, анализ основных тенденций развития идеи гражданского воспитания свидетельствует о своевременности ее развития в выбранном периоде.Ценностный аспект в изучении идеи гражданского воспитания позволил автору сделать вывод о том, что основной причиной развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг. являлось постепенное формирование социального заказа общества, вызов времени и возросший интерес зарубежных исследователей к содержанию отечественного образования. Свою успешность идея гражданского воспитания приобретает в период смены ведущих парадигм образовательной политики государства в конце 1950-х начале 1960-х гг. и развивается в трех основных направлениях: нормативно-правовом, программно-методическом и альтернативном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective reasons and prerequisites for appealing of Soviet pedagogy to the civic upbringing idea in the period of the 1950s-1960s

The article presents the main trends in civic upbringing ideas development in the period of the 1950s and the 1960s. A retrospective analysis based on an axiological approach allowed the author not only highlighting the objective reasons for appealing to the civic upbringing idea, but also discovering the prerequisites for its successful development in Soviet pedagogy in the period under study. In addition, the analysis of the main trends in the civic upbringing idea development provides evidence of timeliness of its development in the said period. The value aspect in the study of civic upbringing allowed the author concluding that the main reason for civic upbringing ideas development in the period of the 1950s to the 1960s, was the gradual formation of social demand, the challenge of time and also the fact that the the content of Soviet education had increasingly been of interest of foreign researchers. The success of the civic upbringing idea was gained in the period of changing the leading paradigms of the state educational policy in the late 1950s the early 1960s, and there were three main areas of development regulatory; programme and methodical; alternative.

Текст научной работы на тему «Объективные причины и предпосылки обращения советской педагогики к идее гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015

Евдокимова Евгения Юрьевна

Министерство просвещения Российской Федерации

[email protected]

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЩЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИДЕЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД 1950-1960-Х ГГ.

В статье представлены основные тенденции развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-е гг. Проведенный ретроспективный анализ на основе аксиологического подхода позволил автору не только выделить объективные причины обращения к идее гражданского воспитания, но и обнаружить предпосылки ее успешного развития в советской педагогике в исследуемом периоде. Кроме того, анализ основных тенденций развития идеи гражданского воспитания свидетельствует о своевременности ее развития в выбранном периоде.

Ценностный аспект в изучении идеи гражданского воспитания позволил автору сделать вывод о том, что основной причиной развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг. являлось постепенное формирование социального заказа общества, вызов времени и возросший интерес зарубежных исследователей к содержанию отечественного образования. Свою успешность идея гражданского воспитания приобретает в период смены ведущих парадигм образовательной политики государства в конце 1950-х - начале 1960-х гг. и развивается в трех основных направлениях: нормативно-правовом, программно-методическом и альтернативном.

Ключевые слова: идея гражданского воспитания, гражданское воспитание, образовательная реформа, интернациональное воспитание, комплементарность.

В 1950-1960-х гг. в советском обществе большое внимание уделялось идейно-политическому, нравственному, трудовому и правовому воспитанию граждан. Об этом свидетельствуют представленные в Государственном архиве Российской Федерации, а также в архиве Российской Академии образования нормативно-правовые акты, распорядительные документы, учебно-методические программы, протоколы заседаний научно-практических конференций и пр. Такое целенаправленное и масштабное обращение государства к развитию новых концепций в образовании привело к развитию идеи гражданского воспитания, которая получила свое успешное развитие в указанный период.

Опираясь на аксиологический подход (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Н.Я. Данилевский, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, А.С. Хомяков, О. Шпенглер, К. Ясперси др.), под идеей гражданского воспитания мы понимаем совокупность представлений о формах, методах, технологиях, средствах, механизмах формирования гражданственности в ее тесной взаимосвязи с развитием ценностно-мотивационной сферы личности, развитием внутренней потребности индивида быть гражданином своей страны и ее активным созидателем.

Говоря о развитии идеи гражданского воспитания, стоит отметить, что непременным условием объективного ретроспективного анализа данного явления является учет не только социокультурного, но и временного контекста (принцип историзма), способного оказать влияние на изменение содержания идеи.

Опираясь на принцип историзма в выявлении причин и предпосылок развития идеи гражданского воспитания в советской педагогике, особо-

го внимания заслуживают современные работы по истории педагогики образования (В.Г. Безро-гов, М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Т.А. Ромм,

A.Н. Шевелев и др.), в которых данный принцип использован в контексте обращения к истории повседневности.

В центре внимания современных историко-пе-дагогических исследований - комплексное изучение повторяющихся, «нормальных» и привычных явлений, способных конструировать стиль и образ жизни человека. Современными исследователями подчеркнуто, что на развитие того или иного процесса / явления влияют не только макро-, но и микропроцессы, происходящие в процессе социализации личности.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение процесса органической связи идеи гражданского воспитания с порождающими ее условиями, выявление объективных причин и предпосылок поступательного процесса развития идеи гражданского воспитания, взаимосвязь которых определила ее содержание в 50-60-х гг. XX века.

Основным ориентиром для анализа рассматриваемого явления являются теоретические положения А.В. Мудрика и его последователей (Л.В. Ведерникова, Б.В. Куприянов, Д.В. Лифинцев,

B.И. Петрищев, В.В. Полукаров, Т.С. Просветова, Т.А. Ромм, Т.В. Склярова, Т.Т. Щелина и др.) о возможностях социализации и проблемах воспитания, в процессе которых становлению таких качеств как солидарность, нравственность и гражданственность уделяется особое внимание. Воспитание автономизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его

© Евдокимова Е.Ю., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

247

членов выделяется в относительно самостоятельную сферу [15]. Таким образом, мы можем предположить, что и гражданское воспитание как одно из направлений, может стать специальной функцией общества и государства, т.е. оформиться в специфический социальный институт [11].

В достижении поставленной цели целесообразным представляется обращение к архивным материалам 1950-1960-х гг. (стенограммам заседаний, распорядительным документам, текстам выступлений участников научно-практических конференций, нормативно-правовым актам в сфере образования и пр.), а также к работам отечественных педагогов данного периода (Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, Ф.Ф. Королев, Э.И. Моносзон, И.Ф. Свадковский, Н.А. Константинов, Т.Д. Кор-нейчик и пр.). Работы указанных авторов интересны тем, что в них представлен анализ гражданского воспитания как общественного явления, которому был характерен поступательный процесс развития; выделена социальная функция гражданского воспитания и ее связь с другими социальными явлениями. В идейно-политической и идейно-нравственной теориях гражданское воспитание впервые рассматривается не только в системе общественных, но и системе личных ценностей.

Период в отечественной истории 1950-1960-х гг. характеризуется изменением социокультурных реалий, повлиявших на развитие отечественного образования. Обращению к идеи гражданского воспитания предшествовало ряд причин, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами.

К внешним факторам развития идеи гражданского воспитания относится развитие международных отношений, которые стимулировали обращение отечественной педагогики к вопросам гражданского воспитания. Влияние международного взаимодействия на развитие идеи гражданского воспитания нашло свое отражение в таких периодических изданиях по педагогике как журналы «Советская педагогика», «Учительская газета», «Вестник образования» и др., появлении новых форм и методов гражданского воспитания, а также в развитии нтернационального воспитания.

Так, например, в журнале «Советская педагогика» велась отдельная рубрика «За рубежом», в которой активно публиковались статьи о гражданственности отечественных педагогов (А.П. Альбицкая, С.С. Зайцева, В. Казаков, И.А. Каиров, Н.А. Петрова, А.И. Пискунов, М.А. Соколова и др.). Судя по публикациям в отдельной рубрике журнала, авторы стремилась передать основные концепции, образовательные идеи, опыт работы лучших зарубежных школ и учителей [10]. Особого внимания заслуживают работы А. И. Пискунова «Дидактические взгляды Адольфа Дистервега» (№ 1 журнала «Советская педагогика», 1956 г.), М.А Соколовой «Воспитание социалистического патриотизма

у учащихся школ ГДР», В. Казакова «Возрождение милитаризма в ФРГ и школа» (№ 8 журнала «Советская педагогика», 1957 г.), в которых освещались вопросы патриотического и гражданского воспитании школьников в ГДР и ФРГ.

В школах идея гражданского воспитания получила свое развитие в практике интернационального воспитания. Так, советским педагогом Д.И. Полтораком в журнале «Советская педагогика» описана практика написания писем советскими школьниками учащимся 11 союзных республик СССР и зарубежных стран: Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР, Болгарии, Англии, Японии, Китая, Кореи и др. По мнению Д.И. Пол-торака «знакомя зарубежных корреспондентов с успехами нашей Родины, учащиеся проникаются еще более глубоким чувством советского патриотизма и национальной гордости. В этом убеждают ответы учеников на уроках географии и истории. Свободно ориентируясь на карте мира, они уверенно рассказывают о многих зарубежных странах и происходящих там политических событиях, приводя факты из писем друзей» [14, с. 29]. Подобная практика расширяла формы и методы работы с подрастающим поколением, что способствовало, по мнению автора, воспитанию у учащихся советских школ чувства дружбы и солидарности со своими сверстниками в союзных республиках и за рубежом, готовность оказать им свою помощь [14].

Кроме того, особое внимание в советских школах начало уделяться посещению международных выставок, встречам с советскими людьми, побывавшими за рубежом, проведению интернациональных вечеров и пр. [14]. Все это в дальнейшем способствовало формированию представлений об образе советского гражданина за рубежом, что находится в фокусе внимания современных исследователей-историков, изучающих образы советского детства (М.И. Ромашева, К. Келли, М. Майофис, И. Кукулин и др.). Так, британская исследовательница К. Келли отмечает, что за рубежом складывалось представление, что в СССР были созданы все необходимые условия для развития ребенка. В процессе советского воспитания, по мнению исследователя «советских детей учили, что их страна - мировой лидер по спектру и количеству возможностей, которые предоставляются детям... и поощряли думать о детях в других странах как о страдальцах и жертвах» [6].

Так, благодаря сближению России с зарубежными странами в советский педагогический дискурс постепенно начинал проникать гуманистический подход к вопросам гражданского воспитания, получивший свое дальнейшее развитие в альтернативных практиках.

Расширение информации о внешнем мире способствовали изменению социокультурного пространства, появлению новых образовательных

и культурных потребностей. Осознание необходимости их удовлетворения стимулировали стихийное движение к переменам в социально-гуманитарной сфере жизни общества. Появилась еще одна причина обращения к идее гражданского воспитания - вызов времени, который требовал пересмотра содержания отечественного образования.

О своевременности изменения образовательного вектора в направлении развития гражданского воспитания неоднократно отмечал В. А. Сухомлин-ский, по мнению которого средняя школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной» [17, с. 18]. Педагог считал, что государство по-прежнему усиливало свою роль как монопольного заказчика, в том числе в вопросах гражданского воспитания, что приводило к формированию гражданина-общественника, порой насильно вовлеченного в общественно-политическую жизнь. Основная роль отводилась социальной среде, а учеба рассматривалась как выполнение гражданского долга [9].

С аксиологической точки зрения сложившийся в 1950-1960-х гг. подход к решению задач гражданского воспитания, не создающий баланс между внутренней потребностью индивида быть гражданином своей страны и государственными требованиями, постепенно приводил к тому, что выпускники советской школы неохотно шли работать и начали проявлять внутренний протест, создавали группировки, требуя от государственной власти обратить внимание на ценности своей свободы и самовыражения. Кроме того, рядом исследователей данного периода (Ф.Ф. Королев, И.А. Каиров, Э.И. Моносзон, И.Ф. Свадковский и др.) было отмечено отсутствие ответной реакции советской школы на быстрый прогресс науки и технологий, что в свою очередь вступало в противоречие с официальным курсом государства на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал новых рабочих для освоения новых предприятий [5].

Данный факт отмечен и современными исследователями. Так в своих работах Г. А. Будник отмечает, что противоречивость прежних реформ и нежелание руководства страны наладить диалог с молодым поколением, порождали недоверие подрастающего поколения к правящему режиму и способствовали формированию своеобразной «молодежной оппозиции» [1]. По мнению исследователя, только комсомол и пионерия рассматривались государством как действенные инструменты воспитания, а молодежная субкультура и неформальные объединения (в том числе религиозные) мешали выстраивать государственную политику. Это приводило к образованию своеобразной пропасти между словом и делом, оторванности младших поколений от идеалов старших.

Несмотря на развитие внешних, противоречивых факторов обращения к идее гражданского вос-

питания в 1950-1960-х гг. аксиологический подход в изучении природы гражданственности позволяет выделить еще одну, не менее важную причину развития идеи гражданского воспитания - формирование социального заказа общества и проявление внутренней готовности индивида ощущать себя гражданином. О данных процессах свидетельствуют многочисленные печатные издания (научные и детские), тематика диссертационных исследований, практика культурно-массовых мероприятий, развитие сферы культуры и искусства, что еще в большей степени поспособствовало изменению социокультурного пространства во второй половине 1950-х гг.

По мнению советского педагога И.А. Каирова, основным источником проявления вышеуказанных явлений в социокультурных реалиях 1950-1960-х гг. являлось пробуждение в советском обществе истинных патриотических и гражданских чувств [4]. В это время, по мнению И.А. Каирова, окончательно сложилась система патриотического воспитания, которая включала в себя школу, детские и молодежные организации, военные и спортивные общества, средства массовой информации. Данная система охватывала абсолютное большинство учащихся [5].

Из архивных документов старшей пионервожатой школы-интерната г. Серафимовича Р.В. До-влекаевой видно, что большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играли хорошо подготовленные гражданско-патриотические сборы. Особо отмечен проведенный в честь дня Советской Конституции «Костер дружбы», подготовка к которому сопровождалась коллективным переживанием пионеров за организацию общего дела. На «Костре дружбы» впервые прозвучали слова, которые в последующем стали традиционными для пионерских костров: «О, наша Родина, как дорога ты нам, как близок сердцу твой сияющий простор! Свободу, счастье ты дала нам, своим сынам, да зеленеть твоим полям, садам, сиять вершинам гор.» [4, с. 20].

Значительные изменения произошли в периодических печатных изданиях. Так, в середине 1950-х гг. главный редактор журнала «Огонек», поэт А.А. Сурков впервые помещает на обложку своего журнала яркий портрет советского гражданина - передовика производства, космонавта, спортсмена, артиста, активиста, общественника. Постепенно меняется и содержание журнала: появляются новые рубрики гражданской тематики («Поверх барьеров», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой» и др.). Их отличительной особенностью стали личностная позиция автора, выраженное мировоззрение.

В научно-исследовательском дискурсе этого времени наибольший интерес представляют научные статьи и диссертации, в которых рассма-

тривались вопросы и проблемы гражданского воспитания. Например, в кандидатских диссертациях Н.А. Генералова (1954), Г.П. Безъязыкова (1955), А.Н. Максимова (1955) впервые был представлен материал, свидетельствовавший о повышенном внимании государства к проблеме патриотического воспитания молодежи. Особое внимание заслуживает диссертация Е.И. Альтова «Воспитание советского патриотизма у учащихся старшего школьного возраста в системе внеурочной работы» (1958), в которой уделено большое внимание предпосылкам советского патриотизма. Исследователем в комплексе были проанализированы основные аспекты деятельности местных партийных, комсомольских, хозяйственных организаций по развитию патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения. Диссертации Г. М. Ахмедова «Роль примера и пути его использования в воспитании коммунистической нравственности у учащихся начальных школ Баку» (1958) и В.В. Прокошева «Политико-воспитательная работа в летних пионерских лагерях» (1958) позволяют реконструировать социокультурный облик подрастающего поколения, представить динамику и характер изменений внутри ВЛКСМ, а также особенности его массовой работы по гражданскому воспитанию в разных городах России.

Таким образом, международные отношения, вызовы времени, и сформировавшийся социальный заказ общества обратили внимание государства на необходимость смены ведущих образовательных парадигм, в которых особое предпочтение было отдано воспитанию гражданственности, чему предшествовали объективные причины.

Возможность создания необходимых условий для реализации идеи гражданственности последовала после XX съезда КПСС в 1956 году, который не только изменил стратегический курс в сфере образования, но и сформировал, по мнению историков И. Кукулина и М. Майофис, «новую социокультурную модель в обществе» [2]. Выработанная на съезде единая позиция по дальнейшему развитию образовательной политики государства сводилась к поиску эффективных средств и форм гражданского воспитания, что способствовало формированию предпосылок (условий), развития идеи гражданского воспитания в 1950-1960-х гг.

Архивные документы Российской Академии образования свидетельствуют о существенном изменении образовательной политики СССР после принятия в 1958 году закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», который ознаменовал переход на новый этап в развитии отечественного образования с качественными изменениями в вопросах гражданственности. Толь -ко в Законе об образовании 1958 г., состоящего из четырех разделов, словосочетания «обществен-

ный долг», «общественно полезный труд», «общественное богатство» в контексте гражданского воспитания упоминаются более девятнадцати раз [13].

Из протоколов совещаний Академии педагогических наук РСФСР по вопросам воспитательной работы (3-5 июля 1961 г.; докладчики: тов. Скрип-никова, 21 школа г. Кировобада Азербайджанской ССР и тов. Кубовская, школа № 37 ст. Байкал) становится очевидным, что изменение образовательной политики государства активно способствовало развитию гражданственности в альтернативных педагогических практиках. В протоколе совещания отмечено, что «подготовка и проведение революционных праздников в школе вызывают чувство патриотизма за свою Родину и чувство гордости за свою школу...» [19].

Подобные массовые мероприятия и праздники придерживались идеи служения человеку и имели сильный эмоциональный эффект, оказывая влияние на поведенческую сферу личности. Подтверждением этого является закрепившийся в советском обществе лозунг: «Все для человека, все во имя человека». Подобные лозунги постепенно закреплялись в обыденном сознании советского человека, формируя идею гражданского воспитания на эмоциональном уровне.

Анализ архивных документов свидетельствует и о том, что принятие нового законодательства было одной из первых предпосылок (условий) успешного развития идеи гражданского воспитания.

Большую роль в ускорении процесса развития идеи гражданского воспитания сыграл мощный государственный ресурс, который в значительной мере дополнил законодательно-предусмотренный механизм гражданского воспитания.

Так, в докладе Н.С. Хрущева на внеочередном XXI съезде КПСС (1959), наметившим семилетний план развития СССР, гражданское воспитание в России рассматривалось через развитие общественной стороны личности, умение работать в коллективе, развитие командных качеств, необходимых для укрепления единого государства. Высшим руководством было отмечено, что «. жизнь человека немыслима и невозможна вне коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений. Эта общественная сторона жизни человека все больше и полнее раскрывается в ходе коммунистического строительства. Поэтому удовлетворение индивидуальных запросов каждого человека должно происходить вместе с ростом материальных и культурных благ в обществе [18, с. 10].

Подкрепленный мощный государственный ресурс в дальнейшем развитии идеи гражданского воспитания проявил себя в пересмотре и формировании новых учебно-методических программ всех уровней образования; выделении особой роли школы в вопросах гражданского воспитания, раз-

витии детских общественных объединений, лагерей, центров детского творчества по всей России.

О воспитательных функциях государства неоднократно упоминал в своих работах Ф.Ф. Королев, подчеркивая необходимость государства «вести народ всеми способами к тому, чтобы он всегда и неизменно стремился к бесконечному нравственному совершенствованию, создавать для такого совершенствования материальные и духовные условия, побеждать пороки людей и укреплять, защищать добродетель, выяснять народу высшие идеалы и всячески бороться из-за этих идеалов.» [7, с. 88].

Кроме того, поддержка государства в развитии идеи гражданского воспитания способствовала появлению новых альтернативных практик гражданского воспитания, в первую очередь практики коммунарского воспитания, предложенную И.П. Ивановым. О практике гражданского воспитания, получившей свое развитие в воспитательной системе «Орленка» неоднократно упоминает в своих работах профессор, член-корреспондент РАО А.В. Мудрик. По мнению А.В. Мудрика, именно в «Орленке» была создана уникальная воспитательная практика гуманистического характера, создававшая благоприятные условия для развития идеи гражданственности [12].

Проведенный ретроспективной анализ позволяет нам сделать вывод, что для реализации идеи гражданского воспитания в 1950-1960-х гг. сложились все необходимые социокультурные условия: имелась соответствующая нормативно-правовая база и мощная поддержка государственного аппарата. Стоит отметить, что отличительной особенностью указанных предпосылок являлась их взаимодополняемость, комплементарность, которая выразилась во взаимодействии между государством и обществом, в учете необходимых ценностных потребностей современников.

Предшествующие развитию идеи гражданского воспитания в объективные причины, а также создаваемые предпосылки обращения советской педагогики к идее гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг. создали социокультурную ситуацию, в которой рядом с официальными установками возникало реальное общественное мнение и альтернативные точки зрения в решении вопросов гражданского воспитания. Был сделан значительный шаг вперед от авторитарности, когда заказчиком выступал сам гражданин, а также самодеятельные и воспитательные коллективы, способные выражать свою социализирующую функцию не только через требования к своим членам, но и через формирование требований коллектива к государственным и социальным институтам [3, с. 40].

Опираясь на научные положения научной школы Л.И. Новиковой (Н.Л. Селиванова, О.С. Газман, А.В. Караковский, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, П.В. Степанов и др.) [16], в дальнейшем представ-

ляется целесообразным рассмотреть идею гражданского воспитания как некую целостную систему, выполняющую поиск новых путей в решении проблем гражданского воспитания, включающую в себя осознание цели и перспективы дальнейшего развития гражданского воспитания в различных социокультурных практиках.

Библиографический список

1. Будник Г.А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Серия: гуманитарные науки. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 93-99.

2. Веселые человечки: Культурные герои советского детства / сост. и ред. И. Кукулин, М. Ли-повецкий, М. Майофис. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 537 с.

3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 38-44.

4. Довлекаева Р.В. Воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма в пионерской дружине // Воспитание высоких моральных качеств у школьников по материалам методической конференции 22-25 апреля 1957 года. - Сталинград: Сталингр. книж. изд-во. -1958. - С. 18-24.

5. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР 1943-1966. - М.: Педагогика, 1973. - 431 с.

6. Келли К. Маленькие граждане большой страны: интернационализм, дети и советская пропаганда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:// magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (дата обращения: 15.01.2019).

7. Королев Ф.Ф. Ленинский принцип коммунистического воспитания. - М.: Знание, 1970. - 125 с.

8. Королев Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики: Материал для обсуждения. - М., 1969. - 45 с.

9. Лазаренко Л.А. Теоретико-методологические основы патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи. - Краснодар, 2016. - 146 с.

10. Литература по педагогическим наукам / под ред. Н.А. Зиневича и Н.А. Сундукова. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956. - 105 с.

11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

12. Мудрик А.В. Три года, породившие легенду // Педагогический вестник. - 2008. - № 5.

13. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 19171973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. - М.: Педагоги-ка,1974. - 560 с.

14. Полторак Д.И. Интернациональное воспитание школьников // Советская педагогика. -1958. - № 5. - С. 28-39.

15. Ромм Т.А. Развитие социальной педагогики в России // Педагогическое образование и наука. -2016. - № 4. - С. 26-30.

16. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 37-45.

17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

18. Хрущев Н.С. Главные задачи семилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы. Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - С. 3-112.

19. Академия педагогических наук РСФСР. Ф. 31. - Оп. 1. - № 779.

References

1. Budnik G.A. Neformal'noe dvizhenie v vuzah Rossijskoj Federacii v period «ottepeli» // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: gumanitarnye nauki. - 2011. - T. 2. - № 2. - S. 93-99.

2. Veselye chelovechki: Kul'turnye geroi sovetskogo detstva / sost. i red. I. Kukulin, M. Lipoveckij, M. Majofis. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2008. - 537 s.

3. Gazman O.S. Obshchestvennoe grazhdanskoe vospitanie: vzglyad v budushchee // Sovetskaya pedagogika. - 1990. - № 7. - S. 38-44.

4. Dovlekaeva R.V. Vospitanie sovetskogo patriotizma i proletarskogo internacionalizma v pionerskoj druzhine // Vospitanie vysokih moral'nyh kachestv u shkol'nikov po materialam metodicheskoj konferencii 22-25 aprelya 1957 goda. - Stalingrad: Stalingr. knizh. izd-vo. - 1958. - S. 18-24.

5. Kairov I.A. Ocherki deyatel'nosti Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR 1943-1966. - M.: Pedagogika, 1973. - 431 s.

6. Kelli K. Malen'kie grazhdane bol'shoj strany: internacionalizm, deti i sovetskaya propaganda [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://

magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (data obrashcheniya: 15.01.2019).

7. Korolev F.F. Leninskij princip kommunis-ticheskogo vospitaniya. - M.: Znanie, 1970. - 125 s.

8. Korolev F.F. Osnovnye napravleniya metodologicheskih issledovanij v oblasti pedagogiki: Material dlya obsuzhdeniya. - M., 1969. - 45 s.

9. Lazarenko L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy patrioticheskogo i grazhdanskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi. - Krasnodar, 2016. - 146 s.

10. Literatura po pedagogicheskim naukam / pod red. N.A. Zinevicha i N.A. Sundukova. - M.: Akademiya ped. nauk RSFSR, 1956. - 105 s.

11. Mudrik A.V. Obshchenie v processe vospitaniya. - M: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 320 s.

12. Mudrik A.V. Tri goda, porodivshie legendu // Pedagogicheskij vestnik. - 2008. - № 5.

13. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola: sbornik dokumentov, 1917-1973 gg. / sost. A.A. Abakumov i dr. - M.: Pedagogika,1974. - 560 s.

14. Poltorak D.I. Internacional'noe vospitanie shkol'nikov // Sovetskaya pedagogika. - 1958. -№ 5. - S. 28-39.

15. Romm T.A. Razvitie social'noj pedagogiki v Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -2016. - № 4. - S. 26-30.

16. Selivanova N.L., Stepanov P.V., SHakurova M.V. Nauchnaya shkola L.I. Novikovoj: osnovnye idei i perspektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2014. - № 1. - S. 37-45.

17. Suhomlinskij V. A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka: EHtika kommunisticheskogo vospitaniya. -M.: Pedagogika, 1990. - 288 s.

18. Hrushchev N.S. Glavnye zadachi semiletnego plana razvitiya narodnogo hozyajstva SSSR na 1959-1965 gody. Materialy vneocherednogo XXI s"ezda KPSS. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1959. - S. 3-112.

19. Akademiya pedagogicheskih nauk RSFSR. F. 31. - Op. 1. - № 779.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ 2019

252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.