ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015
Евдокимова Евгения Юрьевна
Министерство просвещения Российской Федерации
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЩЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИДЕЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД 1950-1960-Х ГГ.
В статье представлены основные тенденции развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-е гг. Проведенный ретроспективный анализ на основе аксиологического подхода позволил автору не только выделить объективные причины обращения к идее гражданского воспитания, но и обнаружить предпосылки ее успешного развития в советской педагогике в исследуемом периоде. Кроме того, анализ основных тенденций развития идеи гражданского воспитания свидетельствует о своевременности ее развития в выбранном периоде.
Ценностный аспект в изучении идеи гражданского воспитания позволил автору сделать вывод о том, что основной причиной развития идеи гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг. являлось постепенное формирование социального заказа общества, вызов времени и возросший интерес зарубежных исследователей к содержанию отечественного образования. Свою успешность идея гражданского воспитания приобретает в период смены ведущих парадигм образовательной политики государства в конце 1950-х - начале 1960-х гг. и развивается в трех основных направлениях: нормативно-правовом, программно-методическом и альтернативном.
Ключевые слова: идея гражданского воспитания, гражданское воспитание, образовательная реформа, интернациональное воспитание, комплементарность.
В 1950-1960-х гг. в советском обществе большое внимание уделялось идейно-политическому, нравственному, трудовому и правовому воспитанию граждан. Об этом свидетельствуют представленные в Государственном архиве Российской Федерации, а также в архиве Российской Академии образования нормативно-правовые акты, распорядительные документы, учебно-методические программы, протоколы заседаний научно-практических конференций и пр. Такое целенаправленное и масштабное обращение государства к развитию новых концепций в образовании привело к развитию идеи гражданского воспитания, которая получила свое успешное развитие в указанный период.
Опираясь на аксиологический подход (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Н.Я. Данилевский, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, А.С. Хомяков, О. Шпенглер, К. Ясперси др.), под идеей гражданского воспитания мы понимаем совокупность представлений о формах, методах, технологиях, средствах, механизмах формирования гражданственности в ее тесной взаимосвязи с развитием ценностно-мотивационной сферы личности, развитием внутренней потребности индивида быть гражданином своей страны и ее активным созидателем.
Говоря о развитии идеи гражданского воспитания, стоит отметить, что непременным условием объективного ретроспективного анализа данного явления является учет не только социокультурного, но и временного контекста (принцип историзма), способного оказать влияние на изменение содержания идеи.
Опираясь на принцип историзма в выявлении причин и предпосылок развития идеи гражданского воспитания в советской педагогике, особо-
го внимания заслуживают современные работы по истории педагогики образования (В.Г. Безро-гов, М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Т.А. Ромм,
A.Н. Шевелев и др.), в которых данный принцип использован в контексте обращения к истории повседневности.
В центре внимания современных историко-пе-дагогических исследований - комплексное изучение повторяющихся, «нормальных» и привычных явлений, способных конструировать стиль и образ жизни человека. Современными исследователями подчеркнуто, что на развитие того или иного процесса / явления влияют не только макро-, но и микропроцессы, происходящие в процессе социализации личности.
Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение процесса органической связи идеи гражданского воспитания с порождающими ее условиями, выявление объективных причин и предпосылок поступательного процесса развития идеи гражданского воспитания, взаимосвязь которых определила ее содержание в 50-60-х гг. XX века.
Основным ориентиром для анализа рассматриваемого явления являются теоретические положения А.В. Мудрика и его последователей (Л.В. Ведерникова, Б.В. Куприянов, Д.В. Лифинцев,
B.И. Петрищев, В.В. Полукаров, Т.С. Просветова, Т.А. Ромм, Т.В. Склярова, Т.Т. Щелина и др.) о возможностях социализации и проблемах воспитания, в процессе которых становлению таких качеств как солидарность, нравственность и гражданственность уделяется особое внимание. Воспитание автономизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его
© Евдокимова Е.Ю., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
247
членов выделяется в относительно самостоятельную сферу [15]. Таким образом, мы можем предположить, что и гражданское воспитание как одно из направлений, может стать специальной функцией общества и государства, т.е. оформиться в специфический социальный институт [11].
В достижении поставленной цели целесообразным представляется обращение к архивным материалам 1950-1960-х гг. (стенограммам заседаний, распорядительным документам, текстам выступлений участников научно-практических конференций, нормативно-правовым актам в сфере образования и пр.), а также к работам отечественных педагогов данного периода (Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, Ф.Ф. Королев, Э.И. Моносзон, И.Ф. Свадковский, Н.А. Константинов, Т.Д. Кор-нейчик и пр.). Работы указанных авторов интересны тем, что в них представлен анализ гражданского воспитания как общественного явления, которому был характерен поступательный процесс развития; выделена социальная функция гражданского воспитания и ее связь с другими социальными явлениями. В идейно-политической и идейно-нравственной теориях гражданское воспитание впервые рассматривается не только в системе общественных, но и системе личных ценностей.
Период в отечественной истории 1950-1960-х гг. характеризуется изменением социокультурных реалий, повлиявших на развитие отечественного образования. Обращению к идеи гражданского воспитания предшествовало ряд причин, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами.
К внешним факторам развития идеи гражданского воспитания относится развитие международных отношений, которые стимулировали обращение отечественной педагогики к вопросам гражданского воспитания. Влияние международного взаимодействия на развитие идеи гражданского воспитания нашло свое отражение в таких периодических изданиях по педагогике как журналы «Советская педагогика», «Учительская газета», «Вестник образования» и др., появлении новых форм и методов гражданского воспитания, а также в развитии нтернационального воспитания.
Так, например, в журнале «Советская педагогика» велась отдельная рубрика «За рубежом», в которой активно публиковались статьи о гражданственности отечественных педагогов (А.П. Альбицкая, С.С. Зайцева, В. Казаков, И.А. Каиров, Н.А. Петрова, А.И. Пискунов, М.А. Соколова и др.). Судя по публикациям в отдельной рубрике журнала, авторы стремилась передать основные концепции, образовательные идеи, опыт работы лучших зарубежных школ и учителей [10]. Особого внимания заслуживают работы А. И. Пискунова «Дидактические взгляды Адольфа Дистервега» (№ 1 журнала «Советская педагогика», 1956 г.), М.А Соколовой «Воспитание социалистического патриотизма
у учащихся школ ГДР», В. Казакова «Возрождение милитаризма в ФРГ и школа» (№ 8 журнала «Советская педагогика», 1957 г.), в которых освещались вопросы патриотического и гражданского воспитании школьников в ГДР и ФРГ.
В школах идея гражданского воспитания получила свое развитие в практике интернационального воспитания. Так, советским педагогом Д.И. Полтораком в журнале «Советская педагогика» описана практика написания писем советскими школьниками учащимся 11 союзных республик СССР и зарубежных стран: Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР, Болгарии, Англии, Японии, Китая, Кореи и др. По мнению Д.И. Пол-торака «знакомя зарубежных корреспондентов с успехами нашей Родины, учащиеся проникаются еще более глубоким чувством советского патриотизма и национальной гордости. В этом убеждают ответы учеников на уроках географии и истории. Свободно ориентируясь на карте мира, они уверенно рассказывают о многих зарубежных странах и происходящих там политических событиях, приводя факты из писем друзей» [14, с. 29]. Подобная практика расширяла формы и методы работы с подрастающим поколением, что способствовало, по мнению автора, воспитанию у учащихся советских школ чувства дружбы и солидарности со своими сверстниками в союзных республиках и за рубежом, готовность оказать им свою помощь [14].
Кроме того, особое внимание в советских школах начало уделяться посещению международных выставок, встречам с советскими людьми, побывавшими за рубежом, проведению интернациональных вечеров и пр. [14]. Все это в дальнейшем способствовало формированию представлений об образе советского гражданина за рубежом, что находится в фокусе внимания современных исследователей-историков, изучающих образы советского детства (М.И. Ромашева, К. Келли, М. Майофис, И. Кукулин и др.). Так, британская исследовательница К. Келли отмечает, что за рубежом складывалось представление, что в СССР были созданы все необходимые условия для развития ребенка. В процессе советского воспитания, по мнению исследователя «советских детей учили, что их страна - мировой лидер по спектру и количеству возможностей, которые предоставляются детям... и поощряли думать о детях в других странах как о страдальцах и жертвах» [6].
Так, благодаря сближению России с зарубежными странами в советский педагогический дискурс постепенно начинал проникать гуманистический подход к вопросам гражданского воспитания, получивший свое дальнейшее развитие в альтернативных практиках.
Расширение информации о внешнем мире способствовали изменению социокультурного пространства, появлению новых образовательных
и культурных потребностей. Осознание необходимости их удовлетворения стимулировали стихийное движение к переменам в социально-гуманитарной сфере жизни общества. Появилась еще одна причина обращения к идее гражданского воспитания - вызов времени, который требовал пересмотра содержания отечественного образования.
О своевременности изменения образовательного вектора в направлении развития гражданского воспитания неоднократно отмечал В. А. Сухомлин-ский, по мнению которого средняя школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной» [17, с. 18]. Педагог считал, что государство по-прежнему усиливало свою роль как монопольного заказчика, в том числе в вопросах гражданского воспитания, что приводило к формированию гражданина-общественника, порой насильно вовлеченного в общественно-политическую жизнь. Основная роль отводилась социальной среде, а учеба рассматривалась как выполнение гражданского долга [9].
С аксиологической точки зрения сложившийся в 1950-1960-х гг. подход к решению задач гражданского воспитания, не создающий баланс между внутренней потребностью индивида быть гражданином своей страны и государственными требованиями, постепенно приводил к тому, что выпускники советской школы неохотно шли работать и начали проявлять внутренний протест, создавали группировки, требуя от государственной власти обратить внимание на ценности своей свободы и самовыражения. Кроме того, рядом исследователей данного периода (Ф.Ф. Королев, И.А. Каиров, Э.И. Моносзон, И.Ф. Свадковский и др.) было отмечено отсутствие ответной реакции советской школы на быстрый прогресс науки и технологий, что в свою очередь вступало в противоречие с официальным курсом государства на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал новых рабочих для освоения новых предприятий [5].
Данный факт отмечен и современными исследователями. Так в своих работах Г. А. Будник отмечает, что противоречивость прежних реформ и нежелание руководства страны наладить диалог с молодым поколением, порождали недоверие подрастающего поколения к правящему режиму и способствовали формированию своеобразной «молодежной оппозиции» [1]. По мнению исследователя, только комсомол и пионерия рассматривались государством как действенные инструменты воспитания, а молодежная субкультура и неформальные объединения (в том числе религиозные) мешали выстраивать государственную политику. Это приводило к образованию своеобразной пропасти между словом и делом, оторванности младших поколений от идеалов старших.
Несмотря на развитие внешних, противоречивых факторов обращения к идее гражданского вос-
питания в 1950-1960-х гг. аксиологический подход в изучении природы гражданственности позволяет выделить еще одну, не менее важную причину развития идеи гражданского воспитания - формирование социального заказа общества и проявление внутренней готовности индивида ощущать себя гражданином. О данных процессах свидетельствуют многочисленные печатные издания (научные и детские), тематика диссертационных исследований, практика культурно-массовых мероприятий, развитие сферы культуры и искусства, что еще в большей степени поспособствовало изменению социокультурного пространства во второй половине 1950-х гг.
По мнению советского педагога И.А. Каирова, основным источником проявления вышеуказанных явлений в социокультурных реалиях 1950-1960-х гг. являлось пробуждение в советском обществе истинных патриотических и гражданских чувств [4]. В это время, по мнению И.А. Каирова, окончательно сложилась система патриотического воспитания, которая включала в себя школу, детские и молодежные организации, военные и спортивные общества, средства массовой информации. Данная система охватывала абсолютное большинство учащихся [5].
Из архивных документов старшей пионервожатой школы-интерната г. Серафимовича Р.В. До-влекаевой видно, что большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играли хорошо подготовленные гражданско-патриотические сборы. Особо отмечен проведенный в честь дня Советской Конституции «Костер дружбы», подготовка к которому сопровождалась коллективным переживанием пионеров за организацию общего дела. На «Костре дружбы» впервые прозвучали слова, которые в последующем стали традиционными для пионерских костров: «О, наша Родина, как дорога ты нам, как близок сердцу твой сияющий простор! Свободу, счастье ты дала нам, своим сынам, да зеленеть твоим полям, садам, сиять вершинам гор.» [4, с. 20].
Значительные изменения произошли в периодических печатных изданиях. Так, в середине 1950-х гг. главный редактор журнала «Огонек», поэт А.А. Сурков впервые помещает на обложку своего журнала яркий портрет советского гражданина - передовика производства, космонавта, спортсмена, артиста, активиста, общественника. Постепенно меняется и содержание журнала: появляются новые рубрики гражданской тематики («Поверх барьеров», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой» и др.). Их отличительной особенностью стали личностная позиция автора, выраженное мировоззрение.
В научно-исследовательском дискурсе этого времени наибольший интерес представляют научные статьи и диссертации, в которых рассма-
тривались вопросы и проблемы гражданского воспитания. Например, в кандидатских диссертациях Н.А. Генералова (1954), Г.П. Безъязыкова (1955), А.Н. Максимова (1955) впервые был представлен материал, свидетельствовавший о повышенном внимании государства к проблеме патриотического воспитания молодежи. Особое внимание заслуживает диссертация Е.И. Альтова «Воспитание советского патриотизма у учащихся старшего школьного возраста в системе внеурочной работы» (1958), в которой уделено большое внимание предпосылкам советского патриотизма. Исследователем в комплексе были проанализированы основные аспекты деятельности местных партийных, комсомольских, хозяйственных организаций по развитию патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения. Диссертации Г. М. Ахмедова «Роль примера и пути его использования в воспитании коммунистической нравственности у учащихся начальных школ Баку» (1958) и В.В. Прокошева «Политико-воспитательная работа в летних пионерских лагерях» (1958) позволяют реконструировать социокультурный облик подрастающего поколения, представить динамику и характер изменений внутри ВЛКСМ, а также особенности его массовой работы по гражданскому воспитанию в разных городах России.
Таким образом, международные отношения, вызовы времени, и сформировавшийся социальный заказ общества обратили внимание государства на необходимость смены ведущих образовательных парадигм, в которых особое предпочтение было отдано воспитанию гражданственности, чему предшествовали объективные причины.
Возможность создания необходимых условий для реализации идеи гражданственности последовала после XX съезда КПСС в 1956 году, который не только изменил стратегический курс в сфере образования, но и сформировал, по мнению историков И. Кукулина и М. Майофис, «новую социокультурную модель в обществе» [2]. Выработанная на съезде единая позиция по дальнейшему развитию образовательной политики государства сводилась к поиску эффективных средств и форм гражданского воспитания, что способствовало формированию предпосылок (условий), развития идеи гражданского воспитания в 1950-1960-х гг.
Архивные документы Российской Академии образования свидетельствуют о существенном изменении образовательной политики СССР после принятия в 1958 году закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», который ознаменовал переход на новый этап в развитии отечественного образования с качественными изменениями в вопросах гражданственности. Толь -ко в Законе об образовании 1958 г., состоящего из четырех разделов, словосочетания «обществен-
ный долг», «общественно полезный труд», «общественное богатство» в контексте гражданского воспитания упоминаются более девятнадцати раз [13].
Из протоколов совещаний Академии педагогических наук РСФСР по вопросам воспитательной работы (3-5 июля 1961 г.; докладчики: тов. Скрип-никова, 21 школа г. Кировобада Азербайджанской ССР и тов. Кубовская, школа № 37 ст. Байкал) становится очевидным, что изменение образовательной политики государства активно способствовало развитию гражданственности в альтернативных педагогических практиках. В протоколе совещания отмечено, что «подготовка и проведение революционных праздников в школе вызывают чувство патриотизма за свою Родину и чувство гордости за свою школу...» [19].
Подобные массовые мероприятия и праздники придерживались идеи служения человеку и имели сильный эмоциональный эффект, оказывая влияние на поведенческую сферу личности. Подтверждением этого является закрепившийся в советском обществе лозунг: «Все для человека, все во имя человека». Подобные лозунги постепенно закреплялись в обыденном сознании советского человека, формируя идею гражданского воспитания на эмоциональном уровне.
Анализ архивных документов свидетельствует и о том, что принятие нового законодательства было одной из первых предпосылок (условий) успешного развития идеи гражданского воспитания.
Большую роль в ускорении процесса развития идеи гражданского воспитания сыграл мощный государственный ресурс, который в значительной мере дополнил законодательно-предусмотренный механизм гражданского воспитания.
Так, в докладе Н.С. Хрущева на внеочередном XXI съезде КПСС (1959), наметившим семилетний план развития СССР, гражданское воспитание в России рассматривалось через развитие общественной стороны личности, умение работать в коллективе, развитие командных качеств, необходимых для укрепления единого государства. Высшим руководством было отмечено, что «. жизнь человека немыслима и невозможна вне коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений. Эта общественная сторона жизни человека все больше и полнее раскрывается в ходе коммунистического строительства. Поэтому удовлетворение индивидуальных запросов каждого человека должно происходить вместе с ростом материальных и культурных благ в обществе [18, с. 10].
Подкрепленный мощный государственный ресурс в дальнейшем развитии идеи гражданского воспитания проявил себя в пересмотре и формировании новых учебно-методических программ всех уровней образования; выделении особой роли школы в вопросах гражданского воспитания, раз-
витии детских общественных объединений, лагерей, центров детского творчества по всей России.
О воспитательных функциях государства неоднократно упоминал в своих работах Ф.Ф. Королев, подчеркивая необходимость государства «вести народ всеми способами к тому, чтобы он всегда и неизменно стремился к бесконечному нравственному совершенствованию, создавать для такого совершенствования материальные и духовные условия, побеждать пороки людей и укреплять, защищать добродетель, выяснять народу высшие идеалы и всячески бороться из-за этих идеалов.» [7, с. 88].
Кроме того, поддержка государства в развитии идеи гражданского воспитания способствовала появлению новых альтернативных практик гражданского воспитания, в первую очередь практики коммунарского воспитания, предложенную И.П. Ивановым. О практике гражданского воспитания, получившей свое развитие в воспитательной системе «Орленка» неоднократно упоминает в своих работах профессор, член-корреспондент РАО А.В. Мудрик. По мнению А.В. Мудрика, именно в «Орленке» была создана уникальная воспитательная практика гуманистического характера, создававшая благоприятные условия для развития идеи гражданственности [12].
Проведенный ретроспективной анализ позволяет нам сделать вывод, что для реализации идеи гражданского воспитания в 1950-1960-х гг. сложились все необходимые социокультурные условия: имелась соответствующая нормативно-правовая база и мощная поддержка государственного аппарата. Стоит отметить, что отличительной особенностью указанных предпосылок являлась их взаимодополняемость, комплементарность, которая выразилась во взаимодействии между государством и обществом, в учете необходимых ценностных потребностей современников.
Предшествующие развитию идеи гражданского воспитания в объективные причины, а также создаваемые предпосылки обращения советской педагогики к идее гражданского воспитания в период 1950-1960-х гг. создали социокультурную ситуацию, в которой рядом с официальными установками возникало реальное общественное мнение и альтернативные точки зрения в решении вопросов гражданского воспитания. Был сделан значительный шаг вперед от авторитарности, когда заказчиком выступал сам гражданин, а также самодеятельные и воспитательные коллективы, способные выражать свою социализирующую функцию не только через требования к своим членам, но и через формирование требований коллектива к государственным и социальным институтам [3, с. 40].
Опираясь на научные положения научной школы Л.И. Новиковой (Н.Л. Селиванова, О.С. Газман, А.В. Караковский, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, П.В. Степанов и др.) [16], в дальнейшем представ-
ляется целесообразным рассмотреть идею гражданского воспитания как некую целостную систему, выполняющую поиск новых путей в решении проблем гражданского воспитания, включающую в себя осознание цели и перспективы дальнейшего развития гражданского воспитания в различных социокультурных практиках.
Библиографический список
1. Будник Г.А. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия высших учебных заведений. Серия: гуманитарные науки. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 93-99.
2. Веселые человечки: Культурные герои советского детства / сост. и ред. И. Кукулин, М. Ли-повецкий, М. Майофис. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 537 с.
3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 38-44.
4. Довлекаева Р.В. Воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма в пионерской дружине // Воспитание высоких моральных качеств у школьников по материалам методической конференции 22-25 апреля 1957 года. - Сталинград: Сталингр. книж. изд-во. -1958. - С. 18-24.
5. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР 1943-1966. - М.: Педагогика, 1973. - 431 с.
6. Келли К. Маленькие граждане большой страны: интернационализм, дети и советская пропаганда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:// magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (дата обращения: 15.01.2019).
7. Королев Ф.Ф. Ленинский принцип коммунистического воспитания. - М.: Знание, 1970. - 125 с.
8. Королев Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики: Материал для обсуждения. - М., 1969. - 45 с.
9. Лазаренко Л.А. Теоретико-методологические основы патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи. - Краснодар, 2016. - 146 с.
10. Литература по педагогическим наукам / под ред. Н.А. Зиневича и Н.А. Сундукова. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956. - 105 с.
11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
12. Мудрик А.В. Три года, породившие легенду // Педагогический вестник. - 2008. - № 5.
13. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 19171973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. - М.: Педагоги-ка,1974. - 560 с.
14. Полторак Д.И. Интернациональное воспитание школьников // Советская педагогика. -1958. - № 5. - С. 28-39.
15. Ромм Т.А. Развитие социальной педагогики в России // Педагогическое образование и наука. -2016. - № 4. - С. 26-30.
16. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 37-45.
17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
18. Хрущев Н.С. Главные задачи семилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы. Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - С. 3-112.
19. Академия педагогических наук РСФСР. Ф. 31. - Оп. 1. - № 779.
References
1. Budnik G.A. Neformal'noe dvizhenie v vuzah Rossijskoj Federacii v period «ottepeli» // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: gumanitarnye nauki. - 2011. - T. 2. - № 2. - S. 93-99.
2. Veselye chelovechki: Kul'turnye geroi sovetskogo detstva / sost. i red. I. Kukulin, M. Lipoveckij, M. Majofis. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2008. - 537 s.
3. Gazman O.S. Obshchestvennoe grazhdanskoe vospitanie: vzglyad v budushchee // Sovetskaya pedagogika. - 1990. - № 7. - S. 38-44.
4. Dovlekaeva R.V. Vospitanie sovetskogo patriotizma i proletarskogo internacionalizma v pionerskoj druzhine // Vospitanie vysokih moral'nyh kachestv u shkol'nikov po materialam metodicheskoj konferencii 22-25 aprelya 1957 goda. - Stalingrad: Stalingr. knizh. izd-vo. - 1958. - S. 18-24.
5. Kairov I.A. Ocherki deyatel'nosti Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR 1943-1966. - M.: Pedagogika, 1973. - 431 s.
6. Kelli K. Malen'kie grazhdane bol'shoj strany: internacionalizm, deti i sovetskaya propaganda [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://
magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (data obrashcheniya: 15.01.2019).
7. Korolev F.F. Leninskij princip kommunis-ticheskogo vospitaniya. - M.: Znanie, 1970. - 125 s.
8. Korolev F.F. Osnovnye napravleniya metodologicheskih issledovanij v oblasti pedagogiki: Material dlya obsuzhdeniya. - M., 1969. - 45 s.
9. Lazarenko L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy patrioticheskogo i grazhdanskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi. - Krasnodar, 2016. - 146 s.
10. Literatura po pedagogicheskim naukam / pod red. N.A. Zinevicha i N.A. Sundukova. - M.: Akademiya ped. nauk RSFSR, 1956. - 105 s.
11. Mudrik A.V. Obshchenie v processe vospitaniya. - M: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 320 s.
12. Mudrik A.V. Tri goda, porodivshie legendu // Pedagogicheskij vestnik. - 2008. - № 5.
13. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola: sbornik dokumentov, 1917-1973 gg. / sost. A.A. Abakumov i dr. - M.: Pedagogika,1974. - 560 s.
14. Poltorak D.I. Internacional'noe vospitanie shkol'nikov // Sovetskaya pedagogika. - 1958. -№ 5. - S. 28-39.
15. Romm T.A. Razvitie social'noj pedagogiki v Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -2016. - № 4. - S. 26-30.
16. Selivanova N.L., Stepanov P.V., SHakurova M.V. Nauchnaya shkola L.I. Novikovoj: osnovnye idei i perspektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2014. - № 1. - S. 37-45.
17. Suhomlinskij V. A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka: EHtika kommunisticheskogo vospitaniya. -M.: Pedagogika, 1990. - 288 s.
18. Hrushchev N.S. Glavnye zadachi semiletnego plana razvitiya narodnogo hozyajstva SSSR na 1959-1965 gody. Materialy vneocherednogo XXI s"ezda KPSS. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1959. - S. 3-112.
19. Akademiya pedagogicheskih nauk RSFSR. F. 31. - Op. 1. - № 779.
Вестник КГУ 2019
252