_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ_
УДК 37.0+13
Евдокимова Евгения Юрьевна
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. Целью данной статьи являлось уточнение содержания понятия «гражданское воспитание» на разных этапах развития отечественной педагогики и выявление места данной проблемы с позиции сегодняшнего дня. Обращение к анализу данной проблемы позволяет утверждать, что у человека есть объективная потребность осознавать себя частью государства и гражданского общества, а отношение к своему государству формируется через воспитание. В статье представлен анализ становления идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике в онтологическом, эпистемологическом и гносеологическом аспектах. По мнению автора, сегодня сформировалась необходимость уточнить содержание понятия «гражданское воспитание» с учетом новых подходов в педагогике, использования новых форм, методов и технологий.
Ключевые слова: онтология, эпистемология, гносеология, народное воспитание, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданская позиция, гражданская идентичность.
В Российской педагогической энциклопедии понятие «гражданское воспитание» связано с формированием гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным [17, с. 224]. В отечественной педагогике накоплен богатый опыт обращения к данной теме [1; 7; 9]. Однако зачастую задачи гражданского воспитания ограничиваются проведением военно-патриотических мероприятий; происходит подмена понятий «гражданственность» и «патриотизм»; наблюдается дефицит форм гражданского воспитания, адекватных возрасту подрастающего поколения. В изучении проблемы гражданского воспитания важно понимать, как и вследствие чего формировалась данная проблема в педагогике конкретной эпохи, а также использовать новые подходы в педагогике.
Вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека возникает в российской педагогике второй половины XIX - начала XX в. (до 1917 г.) в работах В. Г. Белинского, П. Ф. Каптерева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгу-нова и др.
Содержание гражданского воспитания в дореволюционном периоде оказалось связано с процессами борьбы общества за
непосредственное участие в устройстве народного образования вместе с государственной властью. Создаваемая народная школа должна была служить народным массам, общественным организациям, а не отдельным единицам [14, с. 120]. Обращение к данной теме было чрезвычайно популярно, что подтверждает анализ педагогической публицистики данного периода (Н. А. Добролюбов, Н. В. Шелгунов и др.), которая была представлена в «Современнике» и «Журнале для воспитания». Задачи формирования гражданственности были заключены в содержании таких понятий, как «народное воспитание», «национальное воспитание», «общественное воспитание», «нравственное воспитание». Поступательное развитие парадигмы воспитания активных, деятельных членов гражданского общества осмыслялось через процесс подготовки детей к счастливой, нравственной жизни, привлечение их к участию в общегосударственных делах
[3; 10].
В содержании гражданского воспитания в дореволюционном периоде П. П. Блонский выделяет следующие тенденции [1]:
- разработка новых образовательных программ с учетом воплощения идеи народного образования (так, в программу курса гражданского воспитания П. П. Блонского входили темы: «Связь личной жизни с обще-
ственной», «Необходимость солидарности и взаимопомощи», «Идея справедливости и братства людей», «Благо государства как высшее благо» и др.);
- использование новых методов при проведении учебных курсов по гуманитарным предметам (в первую очередь работа с географическими картами, историческими источниками; синхронизация курсов всеобщей и отечественной истории и пр.), которые способствовали более глубокому изучению предметов гуманитарного цикла; в этой связи исторический источник являлся живым свидетельством и отражал для учащегося связь с тем далеким временем, которое он изучает;
- составление новых учебников и издание учебных пособий в соответствии с гражданскоориентированной образовательной программой (А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей», Д. И. Иловайский «Краткие очерки русской истории», комплексный учебник И. И. Бел-лярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории»; Е. А. Лебедев «Учебная книга географии. Российская империя», Ф. Д. Студитский «Россия для детей» и др.).
В педагогике советского периода (с 1917 г. до конца 1980-х гг. XX в.) складывается несколько иной подход к вопросам гражданского воспитания. По мнению О. С. Газмана, отличительной чертой советской эпохи стала установка на доминанту общественной направленности в формировании личности. На смену «школы знаний» пришла «школа труда», которая среди прочих задач способствовала укреплению общественных инстинктов ребенка, учила радости творческого совместного, коллективного труда, давала возможность ученику почувствовать себя частью общества. В период с начала 1930-х до конца 1950-х гг. под влиянием тотальной государственности в школьной практике утверждалось правило: чтобы ученик вырос гражданином, государство должно предъявлять к нему гражданские требования. И чем больше их будет, тем в большей степени проявится у человека патриотизм и ответственность [7].
В 1950-е - начале 1960-х гг. складывается новая грань гражданственности, связанная с развитием способности отдельного человека, самодеятельных и воспитательных
коллективов выражать свою гражданскую позицию через выработку простых норм нравственности - честности, человечности, трудолюбия [7]. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» В. А. Сухомлин-ский писал, что убеждения могут оставаться ценным, но пассивным багажом человека, если они не приводятся в деятельное состояние нравственными потребностями и такими регуляторами деятельности, как долг, совесть, ответственность, честь и достоинство личности [18]. Этот вывод свидетельствовал о более полном выявлении в педагогической мысли нравственной составляющей гражданственности.
Изменения происходили и в эпистемологическом аспекте, в содержании понятия «гражданское воспитание». Так, в период с 1917 г. до конца 1950-х гг. советская педагогика активно использует следующий терминологический ряд: «коммунистическое воспитание», «гражданская позиция», «гражданское видение», - который тесно связан с идеологическим толкованием данного вопроса (гражданское воспитание как государственно-политическое воспитание). Также с гражданским воспитанием соотносились понятия «многонациональное государство», «политический строй», «право» [11].
В конце 1950-х гг. изменившийся характер социального заказа меняет содержание понятия «гражданское воспитание». Ключевые слова для развития идеи гражданского воспитания оказались связаны с трактовками понятий «общество» и «общественное», а также со словосочетаниями «гражданский долг», «общественная дисциплина», «зако-ноуважение». Под гражданским воспитанием начинает подразумеваться общественное воспитание нравственности.
Работы Л. И. Божович, Т. Е. Коннико-вой, К. Д. Радиной в это время посвящены особенностям нравственного развития личности. Согласно позиции Л. И. Божович и Т. Е. Конниковой нравственное воспитание не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организованных воспитателями от времени до времени [2]. Необходимого слияния нравственных чувств и поступков человека можно добиться лишь тогда, когда задача формирования гуманистических отношений к окружающим людям постоянно находится в центре всего
процесса воспитания, осуществляющегося как в семье, так и в учебных учреждениях. В концепции Т. Е. Конниковой и ее учеников нравственное воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в обществе и объективно представляющих для учащихся соответствующий нравственный образец для становления нравственных ценностей. По ее мнению, необходимо так построить отношения детей с окружающими, чтобы дети постоянно жили в системе отношений, соответствующих нравственным ценностям [15]. В исследованиях К. Д. Радиной впервые выявлены взаимосвязи, возникающие между нравственными чувствами и отношениями учащихся. Автор вводит в теорию воспитания понятие «эмоционально-нравственная установка». Основываясь на исследованиях К. Д. Радиной, мы полагаем возможным считать эмоционально-нравственную установку одним из механизмов воспитания нравственных ценностей старшеклассников и нравственной саморегуляции поведения [5].
Таким образом, получила развитие концепция воспитания гражданственности, когда в единстве идейно-политического, нравственного, трудового и правового воспитания достигается соответствующий уровень для того, чтобы гражданские идеи стали основой мировоззрения и глубоких убеждений [18].
Стоит отметить, что реализация идеи гражданского воспитания в советской педагогике подкреплялась мощным государственным ресурсом. Государство не просто обеспечивало собственную устойчивость, но и руководило процессом воспитания своих граждан: осуществляло пропаганду гуманистических, гражданских идей, контроль над содержанием литературы и кинематографа.
Ярким примером реализации задач гражданского воспитания этого периода стало открытие Всесоюзного пионерско-комсо-мольского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» в 1960 г. На формирование «орлятской педагогики» повлияла демократизация общества в конце 1950-х - начале 1960-х гг. XX в. Так, по мнению Л. С. Ждановой, именно эти факторы стимулировали советскую педагогическую мысль в сторону гуманизации отношений в детском коллективе,
и именно тогда появился спрос на свободную, мыслящую, открытую, демократически настроенную личность [8]. Ответом на такой запрос было появление коммунарско-го движения, зародившегося в Ленинграде в конце 1950-х гг. («Коммуна юных фрунзен-цев»), и именно ЦК ВЛКСМ «Орленок» стал полигоном для обстоятельной проверки не только коммунарской методики, но местом создания ее многочисленных вариантов, модификаций.
В постсоветский период (с конца 1980-х гг. по настоящее время) гражданское воспитание приобретает новое звучание. Во многом это обусловлено социально-политическими изменениями в стране, стало ответом на потребность общества в качественном развитии государственной политики в области патриотического, гражданско-правового, нравственного воспитания.
Совершенствование системы гражданского воспитания в России проводится в соответствии с федеральными программами: «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (1996), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года)», в рамках утвержденной государственной концепции «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и принятыми в соответствии с ней государственными программами («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р была разработана «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Все вышеперечисленные программы
обеспечивают непрерывность процесса патриотического и гражданского воспитания в нашей стране. На данном этапе закрепляется определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
На современном этапе вопросы гражданского воспитания становятся актуальными для публицистов, государственных и общественных деятелей и, к сожалению, недостаточно обсуждаются в научном профессиональном сообществе. Одним из продуктивных исследовательских дискурсов представляется проблема гражданственности в связи с идеей формирования идентичности (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М. В. Шакурова и др.): гражданской, российской, национальной, социокультурной [12; 19]. Очевидно, что обращение к представлениям отечественных педагогов о гражданском воспитании выявило ряд существенных проблем не только в трактовке понимания гражданственности как педагогического феномена, но и в выявлении взаимосвязи педагогического и идеологического подходов к изучению данного вопроса.
Анализ содержания педагогической трактовки гражданского воспитания должен учитывать:
- онтологический аспект проблемы, который позволит осмыслить сущность граж-
данского воспитания в совокупности объективных процессов взаимодействия личности и общества гражданином государства;
- эпистемологический аспект, создающий основу для изучения тезауруса исследуемого вопроса, этимологии и смысловой нагрузки словосочетаний и терминов, используемых в дискурсе гражданского воспитания;
- гносеологический аспект, дающий возможность проследить происходившие в содержательном отношении (функции, задачи, формы, методы воспитания гражданственности) изменения, выявить тенденции в развитии и определить смену приоритетов гражданского воспитания в различные исторические периоды.
Потребность человека осознавать себя частью государства, гражданского общества является объективной, и воспитание как одна из социальных практик способно влиять на отношение человека к своему государству. В современных условиях сформировалась необходимость уточнить содержание понятия «гражданское воспитание» с учетом новых подходов в педагогике, использования новых форм, методов и технологий. В этой связи представляет интерес теория социального воспитания (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм, А. И. Селиванова, Б. В. Куприянов и др.) для современного анализа проблем гражданского воспитания через призму социализации [13].
Библиографический список
1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
2. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1971. - № 1. - С. 81-89.
3. Вахтеров В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. - М.: Т-во И. Д. Сытина, 1917. - 208 с.
4. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М.: Изд-во Тихомирова, 1910. - 111 с.
5. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://pandia. ru/text/78/558/81036-3.php (дата обращения: 25.02.2016).
6. ВырщиковА. Н., КусманцевМ. Б. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования: монография. - Волгоград: Авторское перо, 2004. - 160 с.
7. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 38-44.
8. Жданова Л. С. Педагогическая система «Орлёнка» // Орлёнок приглашает к сотрудничеству...: сб. науч.-метод. матер. Вып. 1. - ВДЦ «Орлёнок», 1999. - С. 4.
9. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - Петроград, 1915. - 412 с.
10. Крупская Н. К. Вопросы народного образования. - М.; Петроград: Коммунист, 1918. - 286 с.
11. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 10-18.
12. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
13. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
14. Обухов А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. - М., 1909. - 208 с.
15. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников: сайт Новые веяния в педагогике [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eduinfluence.ru/ inehs-9-5.html (дата обращения: 28.02.2016).
16. Ромм Т. А. Социальное воспитание в эволюции теоретических образов: монография. -Новосибирск: Наука, 2007. - 370 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
19. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 361 с.
Поступила в редакцию 25.12.2015
Evdokimova Evgenia Yurevna
Graduate of the Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
EXPERIENCE OF CIVIC EDUCATION IN DOMESTIC PEDAGOGICS
Abstract. The purpose of writing of this article was specification of the content of the concept "civil education" at different stages of development of the Soviet pedagogics and identification of a place of this problem from a position of today. The analysis of formation of idea of civil education in domestic pedagogics in ontologic, epistemological and gnoseological aspects is presented in article. The appeal to the analysis of this problem allows to claim that the person has an objective requirement to realize themselves part of the state and civil society, and the relation to the state is formed through education. According to the author, need to specify the content of the concept "civil education" taking into account new approaches of pedagogics, uses of new forms, methods and technologies was created today.
Keywords: ontological aspect, epistemological aspect, epistemological dimension, popular education, civic education, patriotic education, citizenship, civic identity.
References
1. Blonskij, P. P., 1961. Izbrannye pedagogich-eskie proizvedenija [Selected pedagogical works]. Moscow: Publishing house Akkad. ped. sciences of RSFSR, 696 p. (in Russ.).
2. Bozhovich L. I., Konnikova T. E., 1971. O nravstvennom razvitii i vospitanii detej [On the moral development and education of children]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1, pp. 81-89 (in Russ.).
3. Vahterov, V. P., 1917. Vsenarodnoe shkol'noe i vneshkol'noe obrazovanie [National school and out-of-school education]. Moscow, 208 p. (in Russ.).
4. Venttsel, K. N., 1910. Novye puti vospitanija i obrazovanija detej [New ways of education and education of children]. Moscow: Tikhomirov's publishing house, 111 p. (in Russ.).
5. Vospitanie nravstvennyh cennostej u starshek-lassnikov kak napravlenie dejatel'nosti klassnogo ru-kovoditelja v uslovijah celostnogo uchebno-vospita-
tel'nogo processa [Education of moral values among high school students as an area of activity of the class teacher in a holistic educational process] [online]. Available at: http://pandia.ru/text/78/558/81036-3. php (Accessed 25 February 2016) (in Russ.).
6. Vyrshchikov, A. N., Kusmantsev, M. B., 2004. Kontseptualnyie osnovyi patrioticheski orientirovan-nogo obrazovanija [Conceptual bases of patriotically focused education]. Volgograd: Author's feather, 160 p. (in Russ.).
7. Gazman, O. S., 1990. Obschestvennoe grazh-danskoe vospitanie: vzgljad v buduschee [Public civil education: prospection]. Sovetskaja pedagogika [Soviet pedagogics], 7, pp. 38-44 (in Russ.).
8. Zhdanova, L. S., 1999. Pedagogicheskaja sistema «Orljonka» [Educational system of "Orle-nok"]. Orljonok priglashaet k sotrudnichestvu...: sb. nauch.-metod. mater. Vyp. 1 [Eaglet is looking for ... Sat. scientific-method. mat. Vol. 1], VDC
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 I 2016
86
«Orljonok», p. 4 (in Russ.).
9. Kapterev, P. F., 1915. Istorija russkoj ped-agogiki [History of the Russian pedagogics]. Petrograd, 412 p. (in Russ.).
10. Krupskaja, N. K., 1918. Voprosy narodnogo obrazovanija [Questions of national education]. Petrograd: Communist, 286 p. (in Russ.).
11. Kuznecova, L. V., 2006. Razvitie soderzhani-ja ponyatij "grazhdanstvennost'" i "grazhdanskoe vospitanie" v pedagogike XX veka [The development of the concept of "citizenship" and "civic education" in the pedagogy of the XX century]. Pre-podavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole [The teaching of history and social science at school], 9, pp. 10-18 (in Russ.).
12. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja [Methodical Designer: Teacher's Guide]. Moscow: Prosveshhenie, 2010, 223 p. (in Russ.).
13. Mudrik, A. V., 2000. Social'naja pedagogi-ka [Social pedagogy]. Moscow: Publishing Center "Academy", 200 p. (in Russ.).
14. Obuhov, A. M., 1909. Blizhajshie praktich-eskie voprosy narodnogo obrazovanija v Rossii [Nearest practical issues of education in Russia].
Moscow, 208 p.
15. Psihologo-pedagogicheskie osnovy vospi-tanija nravstvennyh cennostej u starsheklassnikov [online]. Available at: http://www.eduinfluence. ru/inehs-9-5.html (Accessed 28 February 2016) (in Russ.).
16. Romm, T. A., 2007. Social'noe vospitanie v jevoljucii teoreticheskih obrazov [Social education in the theoretical evolution of images]. Novosibirsk: Nauka, 370 p. (in Russ.).
17. Rossijskaja pedagogicheskaja enciklopedija [Russian pedagogical encyclopedia]. Moscow, 1993, 608 p. (in Russ.).
18. Suhomlinskij, V. A., 1990. Kak vospitat' nas-tojaschego cheloveka: Etika kommunisticheskogo vospitanija [How to bring up the real person: Ethics of communistic education]. Moscow: Pedagogics, 288 p. (in Russ.).
19. Shakurova M. V., 2007. Pedagogicheskoe so-provozhdenie stanovlenija i razvitija sociokul'turnoj identichnosti shkol'nikov [Pedagogical support of formation and development of socio-cultural identity of schoolchildren]. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 361 p. (in Russ.).
Submitted 25.12.2015