Научная статья на тему 'Общее и особенное в конституционно-правовом статусе судей Российской Федерации и зарубежных стран'

Общее и особенное в конституционно-правовом статусе судей Российской Федерации и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4793
899
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС СУДЬИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / НЕСМЕНЯЕМОСТЬ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СТАТУС / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артёмова Дарья Игоревна, Савельева Татьяна Александровна

Статья посвящена правовому регулированию статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных странах. Особое внимание уделено основам правового положения судьи как носителя судебной власти. Рассмотрены принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи как носителя судебной власти, которые развивают базовую идею самостоятельности судебной власти в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в конституционно-правовом статусе судей Российской Федерации и зарубежных стран»

Д. И. Артёмова, Т. А. Савельева

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных странах. Особое внимание уделено основам правового положения судьи как носителя судебной власти. Рассмотрены принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи как носителя судебной власти, которые развивают базовую идею самостоятельности судебной власти в целом.

Ключевые слова: статус судьи, самостоятельность, независимость, несменяемость, неприкосновенность, судебная система, статус, ответственность, права.

Судебная власть как самостоятельная, полноценная и неотъемлемая ветвь государственной власти осуществляет важную функцию государства по защите права. Именно поэтому судебной власти принадлежит ведущая роль в утверждении принципа верховенства права.

Правовые принципы судебной власти как идеи, лежащие в основе регулирования всех проблем ее организации и деятельности, закреплены в Конституции Российской Федерации и получают развитие в действующем законодательстве. Особое внимание Конституция уделяет принципам правового положения судьи как носителя судебной власти. Эти принципы берут свое начало в основной конституционной идее - самостоятельности и независимости судебной власти в системе российской государственности. Принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи как носителя судебной власти развивают базовую идею самостоятельности этой власти в целом. В их содержании проявляется яркая специфика судебной власти, она имеет свои собственные нормативные источники и перспективы развития. Положения ст. 120-122 Конституции РФ провозглашают названные принципы основополагающими в определении статуса судьи в российской правовой системе [1, с. 27].

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В российской правовой науке под независимостью судей понимается то, что они рассматривают и разрешают дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Независимость судей в РФ обеспечивается политическими, экономическими и правовыми гарантиями.

К политическим гарантиям независимости судей относят такие положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают им быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

К экономическим гарантиям относятся такие положения законодательства, которые предоставляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее их высокому статусу, жилую площадь и другие материальные льготы.

К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку и т.д. [2, с. 152].

Принцип независимости судей имеет международные правовые источники, так как он закреплен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный принцип провозглашен почти всеми конституциями. Наиболее известна формула: «Судьи независимы и подчиняются только закону».

Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо советы и указания, а тем более оказывать прямое давление. Судья не обязан предоставлять кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность этих лиц вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.

Немаловажной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения. Разумеется, сами конституции размеры этого вознаграждения не устанавливают, но симптоматично то, что о самом факте вознаграждения они говорят, подчеркивая тем самым важность данного обстоятельства: «Доходы судей должны соответствовать выполняемым им функциям» (Конституция Греции, ст. 88 (3)). Согласно Конституции США судьи в установленные сроки получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в должности (ст. III). Известно, что судейские должности в тех же США и других странах с развитой демократией одни из наиболее высокооплачиваемых.

Принцип независимости распространяется не только на самого судью, но в определенной степени и на судебные органы как таковые. Это обстоятельство отражено в документе ООН «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов»: недопустимо вмешательство в рассмотрение судьей конкретного дела, давление на него, но также недопустимо в силу принципа независимости вмешательство в деятельность конкретного судебного органа. «Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов», - сказано в названном документе; в нем же говорится и о материальной гарантии независимости судебного органа: «Каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции» [3, с. 223].

По ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы, а их полномочия могут быть приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 12 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает: «Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим законом» [4].

Несменяемость - важнейший фактор, обеспечивающий независимость судьи. Характерно, что Конституция Франции 1958 г., раздел которой о судебной власти более лаконичен, чем соответствующие разделы конституций других стран, не сказав практически ничего об основах правосудия, тем не менее отметила этот принцип краткой формулой: «Судьи несменяемы» [5].

Таким образом, назначенного на должность судью нельзя без его согласия не только уволить или отстранить (кроме как по особым основаниям, оговоренным законом), но и перевести на другую должность - ни на более низкую, ни на более высокую. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку.

Особенно четко и последовательно принцип несменяемости закреплен в Основном законе ФРГ, ст. 97 которого устанавливает, что судьи «могут быть против их желания до

истечения срока полномочий уволены, временно или окончательно отстранены от должности, или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основаниям и в форме, которые предусмотрены законом». Единственное исключение из названного правила - изменение судебной организации или судебных округов: в этих случаях судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания. В отличие от ФРГ, где вопросы несменяемости решаются судом (кроме приведенного исключения), в тех странах, где действуют высшие советы судебной власти, эти вопросы отнесены к их компетенции [6].

В современном конституционном праве преобладает пожизненное назначение судей. Статья 179 Конституции Польши гласит: «Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Общепольского Совета Юстиции на неопределенное время» [7]. Многие конституции как бы презюмируют пожизненность назначения, указывая лишь на обстоятельства, способные прервать карьеру судьи.

Однако пожизненность не следует понимать буквально. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела (та же польская Конституция оговаривает, что закон определяет возраст, по достижении которого судья уходит в отставку, ст. 180). Карьера судьи может быть прервана из-за его физического состояния, не позволяющего нормально осуществлять судебную деятельность, а также в связи с совершением преступления или серьезного дисциплинарного проступка либо грубым нарушением этических и моральных норм.

Известна формула Конституции США, согласно которой судьи как Верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение безупречно [8]. Основной закон ФРГ в качестве одного из оснований для увольнения судьи в отставку называет нарушение главных конституционных положений федерации или земли, и в этом случае вопрос решает Федеральный конституционный суд по предложению бундестага [6]. Многие конституции ограничиваются общим положением о том, что судьи не могут быть отстранены от должности, уволены в отставку или на пенсию, кроме как в случаях и при соблюдении гарантий, предусмотренных законом (например, ст. 117 Конституции Испанского королевства [9]).

Назначение судей на определенный срок встречается редко. Так, в Японии судьи низших судов назначаются Правительством на срок десять лет, но могут быть назначены на второй срок (Конституция, ст. 80). Значительно чаще конституциями устанавливается первичный срок пребывания в должности (своего рода испытательный срок), после чего судья назначается пожизненно.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Мировой судья в первый раз, а также при повторном и последующих назначениях (избраниях) назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Положения ст. 122 Конституции РФ устанавливают принцип неприкосновенности судей, а также то, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. В ряде зарубежных государств

принцип неприкосновенности распространяется на уголовную и административную ответственность судей. Что касается дисциплинарной ответственности судей, то вопрос о ней решается органами самой судебной власти, главным образом высшими советами судебной власти. Однако судья не может быть привлечен к дисциплинарной (и тем более уголовной и административной) ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций: «Ущерб, причиненный судебной ошибкой, а также тот, который является следствием неправильных действий при отправлении правосудия, дает право на возмещение убытков за счет государства согласно закону» (Конституция Испании, ст. 121) [9].

В судебной системе ряда зарубежных стран правовой статус судьи характеризуется также принципом несовместимости, т.е. запретом судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов, занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях содержат специальные разделы или группы статей, раскрывающие принцип несовместимости.

Конституция Португальской республики (ст. 222) устанавливает, что судьи, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, не могут одновременно выполнять за вознаграждение какие-либо другие функции в государственных или частных организациях, а также назначаться без разрешения Высшего совета магистратуры в какие-либо комиссии, не имеющие отношения к судебной деятельности [10].

Конституция Греции (ст. 89) предусмотрела двойной запрет: запрещается предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность, а самим судьям - заниматься иной деятельностью (кроме преподавания в высших учебных заведениях). Данное положение существует и в российском законодательстве [11].

Законом «О статусе судей в РФ» аналогичные запреты также предусматриваются (ст. 3).

Вопросы правового статуса судей остаются одними из широко обсуждаемых как в российской, так и зарубежной юридической науке.

Сравнивая конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации и в зарубежных странах, следует отметить, что положения конституций существенно не различаются. Законодательство РФ четко прописывает и раскрывает положения Конституции, касающиеся статуса судьи. Как в РФ, так и в ряде зарубежных стран к кандидатам на должность судей предъявляются определенные требования: обязательные профессиональные качества, наличие высшего юридического образования, определенный стаж работы на других должностях в сфере юридической деятельности, высокие моральные качества, отсутствие судимости и т.д.

Правовой статус судей предусматривает четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия. Именно осуществление правосудия является исключительной функцией судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит, например, впервые избранный на эту должность судья в Латвии есть такие слова: «Я, принимая на себя обязанности судьи, осознаю возложенную на меня ответственность и торжественно клянусь быть честным и справедливым, преданным Латвийской Республике, всегда стремиться устанавливать истину, никогда не предавать ее, осуществлять правосудие в строгом соответствии с Конституцией и законами Латвийской Республики» [12]; или в России: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Список литературы

1. Даниелян, А. А. Основные правовые принципы статуса судьи как носителя судебной власти / А. А. Даниелян // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2010. -№ 4 (19). - С. 26-30.

2. Домнина, О. В. Принцип независимости судей как элемент метода механизма правового регулирования гражданского процессуального права / О. В. Домнина // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 18. - С. 150-154.

3. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. -14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2009. - 560 с.

4. Федеральный закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - 30 июля. - № 30. - Ст. 1792.

5. Конституция Франции 1958 г. - ИЯЬ: http://dic.academic.ru/

6. Основной закон Федеративной Республики Германии. - ИЯЬ: http://lawers-ssu.narod.ru

7. Конституция Польши 1997 г. - иЯЬ: http://ru.wikipedia.org

8. Конституция США. - ИЯЬ: http://ru.wikipedia.org

9. Конституции государств (стран) мира. Конституция Испанского королевства 1978 г. - ИЯЬ: http://worldconstitutions.ru

10. Конституции государств (стран) мира. Конституция Португальской республики 1976 г. - ИЯЬ: http://worldconstitutions.ru/

11. Конституции государств (стран) мира. Конституция Греции 1975 г. - ИЯЬ:

http://worldconstitutions.ru/

12. Законы Латвии по-русски. - ИЯЬ: http://pravo.lv/likumi/11_zon.html.

Артёмова Дарья Игоревна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра правосудия,

Пензенский государственный университет E-mail: artdarya@yandex.ru

Савельева Татьяна Александровна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: pravosudiepenza@mail.ru

УДК 347.97.99

Артёмова, Д. И.

Общее и особенное в конституционно-правовом статусе судей Российской Федерации и зарубежных стран / Д. И. Артёмова, Т. А. Савельева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. -№ 2 (6). - C. 35-39.

Artemova Dar'ya Igorevna

candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of justice,

Penza State University

Savel'eva Tat'yana Aleksandrovna

student,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.