Научная статья на тему 'Нормативное регулирование конституционного принципа несменяемости судей'

Нормативное регулирование конституционного принципа несменяемости судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИП НЕСМЕНЯЕМОСТИ СУДЕЙ / ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербакова И.А.

Статья посвящена рассмотрению такого конституционного принципа, обеспечивающего правовой статус судей, как несменяемость. Подвергаются анализу и критической оценке подходы ученых к определению его структурных элементов, показывается их неоднозначность. Затрагиваются некоторые проблемы реализации конституционного принципа несменяемости судей. Особое внимание уделено такому элементу данного принципа, как срок судейских полномочий (предельный возраст). Отмечается, что неоднократно изменяющаяся позиция законодателя относительно определения сроков полномочий судей не позволяет наделить принцип несменяемости судей свойством стабильности. Приводится анализ взглядов исследователей на специфику реализации принципа несменяемости в отношении мировых судей. Поддерживается точка зрения ученых о необходимости приведения законодательства о мировых судьях в соответствие с конституционным принципом несменяемости судей с целью его единообразной реализации. Делается вывод о значении принципа несменяемости судей как гарантии конституционно значимого обеспечения прав человека и гражданина в судебной защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE REGULATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF THE IRREMOVABILITY OF JUDGES

The article is devoted to the consideration of the constitutional principle providing the legal status of judges as irremovability. Subjected to analysis and critical evaluation of approaches of scientists to the definition of the structure elements, shown together with their ambiguity. Some problems of realization of the constitutional principle of irremovability of judges are touched upon. Special attention is paid to such element of this principle as the term of judicial powers (age limit). It is noted that the repeatedly changing position of the legislator on the determination of the terms of office of judges does not allow to give the principle of irremovability of judges the property of stability. The analysis of the researchers ‘ views on the specifics of the implementation of the principle of irremovability in respect of magistrates is carried out. The view of scientists on the need to bring the legislation on magistrates in line with the constitutional principle of irremovability of judges with a view to its uniform implementation is supported. The conclusion about the importance of the principle of the irremovability of judges as constitutional guarantees significant rights of man and of the citizen in judicial protection is made.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование конституционного принципа несменяемости судей»

DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-4-62-69 УДК 342.565.5

Дата поступления статьи: 21/Ш/2018 Дата принятия статьи: 5/VII/2018

И. А. Щербакова

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА НЕСМЕНЯЕМОСТИ СУДЕЙ

© Щербакова Ирина Александровна (law-ira@mail.ru), заместитель прокурора, Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска, 664047, г. Иркутск, ул. Депутатская, 24.

Автор 4 научных публикаций, в т. ч. научных статей: «Правовой статус судей: терминологические проблемы определения содержания понятия», «Гарантии независимости, обеспечивающие статус судьи в Российской Федерации».

Область научных интересов: конституционно-правовой статус судей.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению такого конституционного принципа, обеспечивающего правовой статус судей, как несменяемость. Подвергаются анализу и критической оценке подходы ученых к определению его структурных элементов, показывается их неоднозначность. Затрагиваются некоторые проблемы реализации конституционного принципа несменяемости судей. Особое внимание уделено такому элементу данного принципа, как срок судейских полномочий (предельный возраст). Отмечается, что неоднократно изменяющаяся позиция законодателя относительно определения сроков полномочий судей не позволяет наделить принцип несменяемости судей свойством стабильности. Приводится анализ взглядов исследователей на специфику реализации принципа несменяемости в отношении мировых судей. Поддерживается точка зрения ученых о необходимости приведения законодательства о мировых судьях в соответствие с конституционным принципом несменяемости судей с целью его единообразной реализации. Делается вывод о значении принципа несменяемости судей как гарантии конституционно значимого обеспечения прав человека и гражданина в судебной защите.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус судьи, конституционные принципы, принцип несменяемости судей, единство статуса судей.

Цитирование. Щербакова И. А. Нормативное регулирование конституционного принципа несменяемости судей // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4. № 4. С. 62-69. БОТ: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-4-62-69.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-4-62-69 Submitted: 21/Ш/2018

UDC 342.565.5 Accessed: 5/VII/2018

I. A. Shcherbakova

NORMATIVE REGULATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF THE IRREMOVABILITY OF JUDGES

© Shcherbakova Irina Aleksandrovna (law-ira@mail.ru), Deputy Prosecutor, Prosecutor's office of Oktyabrsky district of Irkutsk, 24, Deputatskaya Street, Irkutsk, 664047, Russian Federation.

Author of 4 scientific works, including research articles: «Legal status of judges: terminological problems of defining the content of concepts», «Guarantees of independence ensuring the status of a judge in the Russian Federation». Research interests: constitutional and legal status of judges.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the constitutional principle providing the legal status of judges as irremovability. Subjected to analysis and critical evaluation of approaches of scientists to the definition of the structure elements, shown together with their ambiguity. Some problems of realization of the constitutional principle of irremovability of judges are touched upon. Special attention is paid to such element of this principle as the term of judicial powers (age limit). It is noted that the repeatedly changing position of the legislator on the determination of the terms of office of judges does not allow to give the principle of irremovability of judges the property of stability. The analysis of the researchers ' views on the specifics of the implementation of the principle of irremovability in respect of magistrates is carried out. The view of scientists on the need to bring the legislation on magistrates in line with the constitutional principle of irremovability of judges with a view to its uniform implementation is supported. The conclusion about the importance of the principle of the irremovability of judges as constitutional guarantees significant rights of man and of the citizen in judicial protection is made.

Key words: constitutional and legal status of ajudge, constitutional principles, principle of irremovability of judges, unity of the status of judges.

Citation. Shcherbakova I. A. Normativnoe regulirovanie konstitutsionnogoprintsipa nesmeniaemosti sudei [Normative regulation of the constitutional principle of the irremovability of judges]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2018, Vol. 4, no. 4, pp. 62-69. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-4-62-69 [in Russian].

Особое место в российской правовой системе, определяемое наивысшей юридической силой Конституции РФ, занимают закрепленные в ней принципы, прописывающие статус судей, одним из которых является принцип их несменяемости. Конституционная значимость данного принципа впервые была отражена в Конституции РСФСР в 1992 году в связи с внесенными в Основной закон изменениями, благодаря которым ст. 164 стала звучать следующим образом: полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет [1].

В настоящее время принцип несменяемости судей Российской Федерации нашел свое закрепление в ст. 121 Конституции Российской Федерации, а также в развивающем ее нормы федеральном законодательстве. Суть указанного принципа в самой Конституции не раскрывается, поскольку предполагается, что данный термин имеет устойчивое правовое восприятие.

Согласно предписаниям законодательства, судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Из приведенной формулировки следует, что принцип несменяемости судей, отнесенный законодателем к одному из значимых конституционных принципов, определяющих судейский статус, означает в первую очередь невозможность при отсутствии согласия судьи произвольного изменения его статуса в период установленного законом срока действия его полномочий. Судья без свободного волеизъявления не может быть ни переведен в другой суд, ни назначен на другую должность, при этом основания и процедура приостановления и прекращения полномочий судьи должны устанавливаться законом.

Правовая природа принципа несменяемости судей довольно подробно исследована учеными. В частности, Ю. К. Макеевой выявлена специфика принципа несменяемости судей, с учетом функций данного правового явления определено его место

в системе конституционных принципов, обеспечивающих правовой статус судей. Указанный автор, отмечая высокую степень абстрактности закрепленного в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ положения «судьи несменяемы», делает вывод, что указанный принцип следует рассматривать в качестве не основания судопроизводства (процесса организации судебной системы и отправления правосудия), а такого конституционно-правового института, как статус судьи. Следует признать справедливым суждение указанного автора об ошибочности отнесения несменяемости судей к принципам, определяющим судоустройственные начала, а также о необходимости разграничения принципов судоустройства и конституционно-правового статуса судей [2, с. 66].

Следует отметить различие точек зрения ученых на совокупность элементов, составляющих содержание принципа несменяемости судей. Так, согласно позиции первой группы ученых, в содержание рассматриваемого принципа входит: 1) недопустимость смещения судьи с должности в течение установленного законом срока его полномочий; 2) прекращение или приостановление предоставленных судье полномочий исключительно в порядке и по основаниям, предусмотренным законом [3, с. 382]. Такой подход является наиболее распространенным, поскольку именно такое правовое восприятие предполагает ст. 121 Конституции РФ.

Другие ученые, кроме перечисленного, включают в содержание принципа и порядок наделения полномочиями [4, с. 165]. В частности, А. С. Шибанов рассматривает данный принцип как систему, элементами которой является не только соответствующий порядок назначения судей, но и оставление их за штатом, повышение по должности, вознаграждение и привлечение к ответственности [5, с. 158].

Представляется, что в вышеперечисленных подходах нарушено логическое правило соразмерности определения понятия, проявляющееся в ошибке либо слишком узкого, либо слишком широкого содержания [6, с. 25]. Во-первых, на наш взгляд, необоснованно в содержание рассматриваемого понятия включены повышение по должности и вознаграждение судей, поскольку очевидно, что вознаграждение судей никоим образом не влияет на неизменность их статуса. В свою очередь, на случаи должностного повышения судьи распространяется правило о невозможности его направления (назначения) на другую работу (должность) без свободно выраженного на то согласия.

Во-вторых, такой элемент, как привлечение судей к ответственности, полностью поглощается законно установленным порядком досрочного прекращения полномочий судей как одного из его оснований.

Вместе с тем по поводу такого выделяемого учеными элемента, как наделение полномочиями, Ю. К. Макеева верно указывает, что действие принципа несменяемости судей начинается только

после прохождения процедуры назначения судьи на должность, но не «до» этой процедуры и не «во время» таковой [2, с. 74].

В то же время указанный автор не вполне последователен в своих рассуждениях. Так, раскрывая правовую природу конституционного принципа несменяемости судей, ученый определяет его как самостоятельный конституционно-правовой регулятор не только функционирования, но и формирования судейского корпуса [2, с. 66-67]. С приведенным утверждением, на наш взгляд, можно согласиться лишь отчасти, поскольку вряд ли к сфере регулирования указанного принципа относится процесс формирования судейского корпуса. Под судейским корпусом традиционно понимается совокупность лиц (государственных служащих), занимающих судейские должности, а процесс формирования судейского корпуса - это процесс наделения судейскими полномочиями (ст. 128 Конституции РФ). Регулируемый же принципом несменяемости судей процесс перевода судьи на другую должность или в другой суд не только не формирует, но и не влияет, по крайней мере, на количественное изменение судейского корпуса. Таким образом, цитируемый автор, критикуя ученых, включающих в содержание принципа несменяемости судей порядок их наделения полномочиями, неявно подразумевает его, считая данный принцип регулятором формирования судейского корпуса.

Тем не менее заслуживает внимания позиция Ю. К. Макеевой, выделяющей в содержании принципа несменяемости судей три ключевых элемента: 1) срок полномочий судьи; 2) отсутствие возможности без согласия судьи его перемещения как «по горизонтали», так и «по вертикали»; 3) особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи [2, с. 13].

Хотелось бы остановиться на первом из перечисленных элементов принципа несменяемости - сроке полномочий судей. Конкретизирующее данный элемент законодательство подвергалось неоднократным изменениям, что являлось предметом критики ученых. Так, в отличие от всех других судей, для судей Конституционного Суда, согласно первоначальной редакции Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», наделение полномочиями осуществлялось на 12 лет, и они не могли быть назначены на новый срок, 70-летний возраст являлся предельным для нахождения в должности судьи.

Срок полномочий судей был увеличен в 2001 году в связи с внесенными Федеральным конституционным законом от 08.02.2001 № 1-ФКЗ [7] с 12 до 15 лет. Этим же законом отменен предельный возраст пребывания в должности, исключено положение о недопущении назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на новый срок. Однако в том же году благодаря изменениям, внесенным Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ от 15.12.2001 [8],

для судей Конституционного Суда Российской Федерации вновь установлен 70-летний предельный возраст пребывания в должности. Через четыре года Федеральным конституционным законом № 2-ФКЗ от 05.04.2005 в ст. 12 ФКЗ о КС РФ вновь вносятся изменения, и в очередной раз она излагается в новой редакции, действующей и в настоящее время:

«...полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет» [9]. Как констатирует в этой связи Н. В. Витрук, «подобного рода манипуляции законодателя со сроком полномочий действующих судей, назначенных Советом Федерации, были негативно восприняты общественностью и судейским сообществом как некорректные в правовом отношении» [10, с. 120]. Представляется, что с приведенным утверждением трудно не согласиться.

Что касается иных судей федеральных судов, то если первоначальная редакция Закона о статусе судей не содержала ограничения полномочий судей определенным сроком (ст. 11), однако коррективами, внесенными Законом РФ № 4791-1 от 14.04.1993 [11], было ограничено действие принципа несменяемости судей. В частности, судьи самого массового звена судебной системы - судьи районных (городских) народных и военных судов - стали назначаться на пятилетний срок, причем только по его прошествии - уже без ограничения срока их полномочий. Позднее Федеральным законом № 169-ФЗ от 15.12.2001 [12] срок полномочий всех судей федеральных судов, исключая судей Конституционного и Верховного Суда РФ и действовавшего в этот период Верховного Арбитражного Суда РФ, был уменьшен с пяти до трех лет, то есть для судей, которые наделялись полномочиями впервые, после трех лет работы законом предусматривалось повторное прохождение процедуры назначения на должность.

Поскольку, согласно положениям ст. 14 Закона о судебной системе, полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом, а Закон о статусе судей таковым не является, утратила силу ч. 3 ст. 11 этого закона в части установления ограничений для впервые избранных судей федеральных судов срока их полномочий [13]. Позднее Федеральным законом от № 157-ФЗ 17.07.2009 [14] была восстановлена изначальная редакция ст. 11 Закона о статусе судей.

В свою очередь, в ст. 2. ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации» от 17.12.1998 № 118-ФЗ сказано: «...на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами», т. е. в указанном законе конституционный принцип несменяемости судей

не нашел отражения и не упоминается. Тем не менее, как подчеркивается учеными, Конституция РФ является актом прямого действия и потому не требуются разработка и принятие каких-либо дополнительных документов, включая федеральные конституционные и федеральные законы. Поэтому положения Конституции должны не дублироваться, а конкретизироваться и уточняться с точки зрения практической реализации ее норм иными законодательными актами, между тем в большинстве своем законотворческая практика свидетельствует об обратном [15, с. 5]. В частности, Закон о статусе судей, являющийся законодательным актом, распространяющимся на всех российских судей, в ст. 12 закрепляет принцип несменяемости судей. Безусловно, специальное законодательство базируется на общем и зависимо от него. Тем не менее в процессе правоприменения предпочтение отдается специальным актам перед общими, именно в этом заключаются практическое значение и необходимость деления нормативных актов на общие и специальные. Потребность обращения к теоретическим нормам наиболее общих актов возникает лишь в случае, когда подлежащее правовой оценке отношение либо не урегулировано нормами специального акта, либо урегулировано, но не в полной мере. В этой связи действительно прямое закрепление в Законе о мировых судьях принципа несменяемости судей было бы явным противоречием содержанию ст. 7 «Срок полномочий мирового судьи», по сути, повторяющей положения, закрепленные в п. 3. ст. 11 Закона о статуе судей. Из указанной нормы следует, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

Считаем, заслуживает поддержки позиция ученых, которые, оценивая подобный подход к реализации принципа несменяемости судей, считают его не в полной мере соответствующим идее самостоятельности судебной власти. В теории конституционного права процедура назначения (избрания) органов власти и должностных лиц на строго определенный срок как раз и является сменяемостью. Такое положение, по мнению В. И. Аниши-ной, является существенным отступлением от конституционных принципов, поскольку в отношении мировых судей на практике фактически действует принцип сменяемости [16, с. 15].

Учеными также отмечается, что наличие ограничения конкретным сроком полномочий мирового судьи не исключает использования определенных рычагов воздействия на «неугодного» судью со стороны органов законодательной власти и исполнительной власти субъектов федерации [18, с. 3-5]. Более того, с точки зрения многих авторов, затруднительным представляется обоснование целесообразности установления сменяемости судей через каждые пять лет. Если цель закрепления сменяемости законодательной власти очевидна - это новые идеи, свежие мысли, подходы, ре-

шения, то власть судебная должна базироваться на принципиально иных подходах к функционированию судебного корпуса, в числе которых профессионализм и наличие опыта [16, с. 11; 2, с. 188189], когда у судьи уже начинает работать «шестое чувство», «внутренний взор».

Как показывает анализ научных исследований, учеными неоднократно обосновывалась необходимость исключения из ст. 11 Закона о статусе судей такого аспекта, как периодичность назначения мировых судей на конкретный срок, а в 2012 году депутатом Государственной Думы Т. К. Агузаровым на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был представлен законопроект, в котором предполагалось изменение содержания п. 3 Закона о статусе судей. Была предложена следующая формулировка: «...мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается без указания срока. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет» [18].

Представляется, что отказ от назначения мировых судей на определенных срок, предполагающий их последующее, причем неоднократное, переназначение, и закрепление в законе указанного положения в большей мере соответствовало бы принципу единства статуса и несменяемости судей Российской Федерации. По мнению же В. А. Телегиной, для наибольшего соответствия конституционным принципам единства статуса судей, их независимости и несменяемости необходимо, чтобы все звенья системы судов общей юрисдикции имели статус федеральных судов, в том числе и судьи мировых судов, срок пребывания в должности которых должен быть аналогичным срокам, предусмотренным для судей федеральных судов [19, с. 252].

Как отмечал И. Л. Петрухин, в Российской Федерации принцип бессрочности судейских полномочий воспринимается многими учеными и практическими работниками в качестве главной составляющей принципа несменяемости [20, с. 234-236]. Более логичной, по мнению Н. М. Селезневой, является трактовка рассматриваемого принципа как пожизненного назначения на судейскую должность. При этом отход от именно тако -го понимания недопустим, поскольку стремление представителей силовых структур, политики или бизнеса повлиять на решения судей в современных реалиях нельзя назвать редкостью. Говорить о защищенности судей и ожидать от них необходимой силы, уверенности и независимости можно лишь при условии их несменяемости [21, с. 11]. Тем не менее Конституционный Суд Российской Федерации придерживается позиции, что несменяемость судьи не тождественна бессрочности их пребывания в должности [22].

Исходя из этого, следует признать обоснованной позицию авторов комментария к Конституции

РФ, которые, поддерживая введение для судей неограниченного срока их полномочий, тем не менее обращали внимание на нежелательность того, чтобы эти сроки не имели иных границ, кроме естественных (смерти судьи). Наиболее оптимальным, хотя и формализующим решением является установление предельного возраста, достижение которого предполагает выход судьи в отставку. Такое решение, по мнению указанных авторов, существенно упрощает деликатную проблему, связанную с удалением в отставку судьи, уже не способного в силу своего преклонного возраста работать с полной отдачей, и позволяет, кроме этого, использовать этот механизм с целью обеспечения высокого рабочего потенциала судейского корпуса [23, с. 485-486]. Поэтому обоснованным является определение в настоящее время единого 70-летнего предельного возраста для судей всех федеральных судов, в том числе высших российских судов, и для мировых судей.

Относительно полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации следует отметить, что, согласно, п. 4 ст. 11 Закона о статусе судей, «срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации». По этому поводу Конституционным Судом РФ в Определении № 491-О от 27.12.2005 указано: положения п. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» допускает установление законами субъектов Российской Федерации срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Таким образом, срок полномочий и предельный возраст судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации могут отличаться от установленных для судей федеральных судов, из-за наличия права субъекта Российской Федерации самостоятельно решать эти вопросы, а также в связи с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов. При этом у субъекта Российской Федерации существует обязанность вводить такой срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи, которые гарантировали бы эффективное осуществление правосудия, соблюдение конституционных принципов независимости и несменяемости судей [24].

Несменяемость судьи выступает одной из форм реализации положений ст. 14 Закона о судебной системе, предполагая возможность осуществления судейских полномочий в течение неопределенного периода времени до достижения максимально допустимого возраста. Принцип несменяемости судей не ограничивается действием одних лишь возрастных критериев, такие критерии значительно шире. Несменяемость судей предполагает, кроме этого, что гражданин Российской Федерации, однажды назначенный (избранный) на должность

судьи, осуществляет профессиональную деятельность до момента, указанного в законе, и не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Нормативное отражение данного положения содержится в ст. 15 Закона о судебной системе, а также в ст. 12 Закона о статусе судей.

Требование о возможности перевода только с согласия судьи является общим для всех судей, однако в отношении мировых судей законодательством допускаются ситуации, при которых такое перемещение становится возможным. В частности, п. 3 ст. 8 Закона о мировых судьях не предусмотрено получения согласия мирового судьи на его перевод в определенных указанной нормой ситуациях, что, на наш взгляд, не соответствует принципу единства статуса судей.

Таким образом, на основании проведенного ретроспективного анализа правового регулирования института несменяемости судей можно сделать вывод, что реальность и исполнимость конституционных предписаний во многом зависят от развивающего нормы Конституции РФ законодательства. Правовая регламентация несменяемости судей во временном аспекте не позволяет наделить конституционный принцип несменяемости судей свойством стабильности. В этой связи следует согласиться с позицией ученых, считающих необходимым обеспечение принципа несменяемости судей механизмом, при котором срок полномочий судей не будет изменяться под воздействием изменяющихся взглядов законодателя [2, с. 101]. Несменяемость судей служит средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, и не только не исключают, но, напротив, предполагает повышенную ответственность судьи за выполнение своих профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики [26, с. 67]. Изменения положения судьи возможны исключительно с его согласия или по основаниям, предусмотренным законом. Реализация принципа несменяемости должна быть единой для всех российских судей, что в большей степени соответствовало бы принципу единства их статуса.

Библиографический список

1. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации -России: Закон Российской Федерации от 09.121992 № 4061-1 // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 55.

2. Макеева Ю. К. Конституционный принцип несменяемости судей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2017. 235 с.

3. Гуценко К. Ф. Несменяемость судьи // Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Норма, 2001. 688 с.

4. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристъ, 1998. 216 с.

5. Шибанов А. С. Несменяемость судей в России,

1864-1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2001. 181 с.

6. Корнакова С. В. Логика для юристов: учебник. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. 122 с.

7. О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 08.02.2001 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 607.

8. О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4824.

9. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 05.04.2005 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1273.

10. Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 119-133.

11. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: закон РФ от 14.04.1993 № 4791-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. № 17. Ст. 606.

12. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: федеральный закон от 2001 № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4834.

13. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"»: федеральный закон от 05.04.2005 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1278.

14. О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: федеральный закон от 17.07.2009 № 157-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3594.

15. Григорьева Е. А., Беляев М. А., Бочкарева Н. А., Кожевников О. А. Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. В. А. Дмитриева. Саратов: Изд-во: Ай Пи Эр Медиа, 2016. 105 с.

16. Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. 2006. № 10. С. 9-14.

17. Казина Т. Некоторые проблемы мировой юстиции в России // Мировой судья. 2007. № 8. С. 3-5.

18. О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», статью 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: проект федерального закона № 152464-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.10.2012). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19. Телегина В. А. Тенденции развития мировой юстиции в России: вопросы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 4. С. 249-258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23602766.

20. Судебная власть / Т. Е. Абова, Е. Б. Абросимова, М. В. Боровский, С. В. Булаковский [и др.]; отв. ред. И. Л. Петрухин. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 720 с.

21. Селезнева Н. М. Статус суда в Российской Федерации: Конституционно-правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2004. 29 с.

22. По жалобе граждан Гришина Михаила Ивановича, Грошевой Галины Ивановны, Мустафенкова Владимира Трофимовича и Назарова Валентина Васильевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части третьей статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации ''О статусе судей в Российской Федерации''»: определение Конституционного Суда РФ от 11.03.2005 № 148-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 5.

23. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / А. С. Автономов, Н. С. Бондарь, А. М. Ковалев, А. П. Любимов [и др.]; отв. ред. В. А. Четвернин. М.: Центр конст. исследования Моск. обществ. науч. фонда, 1997.702 с.

24. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 491-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2.

25. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 26. Ст. 3119.

26. Корнакова С. В. Основания профессиональной этики судьи // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2013. № 1 (4). С. 64-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23300543.

References

1. Ob izmeneniiakh i dopolneniiakh Konstitutsii (Osnovnogo zakona) Rossiiskoi Federatsii - Rossii: zakon Rossiiskoi Federatsii ot 09.121992 № 4061-1 [About changes and additions of the Constitution (Basic law) of the Russian Federation - Russia: Law of the Russian Federation dated 09.12.1992 №4061-1]. VedomostiSNDi VSRossiiskoi Federatsii [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1993, no. 2, Article 55 [in Russian].

2. Makeeva Yu. K. Konstitutsionnyi printsip nesmeniaemosti sudei v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02 [Constitutional principle of the irremovability of judges in the Russian Federation: author's abstract of Candidate's of Legal Sciences thesis: 12.00.02]. M., 2017, 235 p. [in Russian].

3. Gutsenko K. F. Nesmeniaemost' sud'i [Irremovability of a judge]. In: Konstitutsionnoe pravo: entsiklopedicheskii slovar'. Otv. red. S. A. Avak'ian

[Constitutional law: encyclopedic dictionary. S. A. Avakian (Ed.)]. M.: Norma, 2001, 688 p. [in Russian].

4. Rzhevskii V. A., Chepurnova N. M. Sudebnaia vlast' v Rossiiskoi Federatsii: konstitutsionnye osnovy organizatsii i deiatel'nosti [Judicial power in the Russian Federation: constitutional foundations of organization and activity]. M.: Iurist", 1998, 216 р. [in Russian].

5. Shibanov A. S. Nesmeniaemost' sudei v Rossii, 1864-1917 gg.: dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.01 [Irremovability of judges in Russia, 1864-1917: Candidate's of Legal Sciences thesis: 12.00.01]. Saratov, 2001, 181 p. [in Russian].

6. Kornakova S. V. Logika dlia iuristov: uchebnik [Logic for lawyers: textbook]. Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2015, 122 p. [in Russian].

7. O vnesenii izmenenii i dopolneniia v Federal 'nyi konstitutsionnyi zakon «O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii»: federal 'nyi konstitutsionnyi zakon ot 08.02.2001 № 1-FKZ [Concerning the Introduction of Amendments and Additions to the Federal Constitutional Law «On the Constitutional Court of the Russian Federation»: Federal Constitutional Law dated 08.02.2001 № 1-FKZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2001, no. 7, Article 607 [in Russian].

8. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Federal'nyi konstitutsionnyi zakon «O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii»: federal 'nyi konstitutsionnyi zakon ot 15.12.2001 № 4-FKZ [Concerning the Introduction of Amendments and Additions to the Federal Constitutional Law «On the Constitutional Court of the Russian Federation»: Federal Constitutional Law dated 15.12.2001 № 4-FKZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2001, no. 51, Article 4824 [in Russian].

9. O vnesenii izmenenii v Federal 'nyi konstitutsionnyi zakon «O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii»: Federal 'nyi konstitutsionnyi zakon ot 05.04.2005 № 2-FKZ [On Amendments Being Made to the Federal Constitutional Law «On the Constitutional Court of the Russian Federation»: federal Constitutional Law dated 05.04.2005 № 2-FKZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2005, no. 15, Article 1273 [in Russian].

10. Vitmk N. V. Aktual'nye problemy modernizatsii konstitutsionnogo pravosudiia v Rossii [Pressing Issues of Modernization of Constitutional Justice in Russia]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2011, no. 10, pp. 119-133. Available at: http://jrpnorma.ru/issue/2011/10 [in Russian].

11. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii»: zakon RF ot 14.04.1993№ 4791-1 [Concerning the Introduction of Amendments and Additions to the Law of the Russian Federation «^n the status of judges in the Russian Federation»: Law of the Russian Federation dated 14.04.1993 № 4791-1]. Vedomosti SND i VS Rossiiskoi Federatsii [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1993, no. 17, Article 606 [in Russian].

12. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii»: federal 'nyi zakon ot 15.12.2001 № 169-FZ [Concerning the Introduction of Amendments and Additions to the Law of the Russian Federation «About the status of judges in the Russian Federation»: federal law dated 15.12.2001 № 169-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2001, no. 51, Article 4834 [in Russian].

13. O vnesenii izmenenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii « O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii», Federal 'nyi zakon

«O mirovykh sud'iakh vRossiiskoi Federatsii», Federal'nyi zakon «O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii "O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii" i federal 'nyi zakon "Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii"»: federal'nyi zakon ot 05.04.2005 № 33-FZ [On Amendments Being Made to the Law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federation», Federal Law «About world judges in the Russian Federation», Federal Law «About modification and additions in the law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federation» and the Federal Law ''About bodies of judicial community in the Russian Federation''»: Federal Law dated 05.04.2005 № 33-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2005, no. 15, Article 1278 [in Russian].

14. O vnesenii izmenenii v stat'i 6 i 11 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii» i v stat 'i 17 i 19 Federal 'nogo zakona « Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii»: federal 'nyi zakon ot 17.07.2009 № 157-FZ [On amendmends being made to the Articles 6 and 11 of the Law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federation» and Articles 17 and 19 of the Federal Law «On bodies of judicial community in the Russian Federation»: Federal law dated 17.07.2009 № 15 7-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2009, no. 29, Article 3594 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Grigorieva E. A., Beliaev M. A., Bochkareva N. A., Kozhevnikov O. A. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu konstitutsionnomu zakonu ot 31 dekabria 1996g. № 1-FKZ «O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii» (postateinyi). Pod red. V. A. Dmitrieva [Scientific practical commentary on the Federal Constitutional Law dated 31 December 1996 № 1-FKZ «About judicial system of the Russian Federation» (itemized). V. A. Dmitriev (Ed.)]. Saratov: Izd-vo: Ai Pi Er Media, 2016, 105 p. [in Russian].

16. Anishina V I. Osnovnye printsipy statusa sud'i kak nositelia sudebnoi vlasti: konstitutsionno-pravovoe soderzhanie i problemy realizatsii [Basic principles of the status of judges as bearers of judicial power: constitutional and legal content and problems of implementation]. Mirovoi sud'ia [Magistrate judge], 2006, no. 10, pp. 9-14 [in Russian].

17. Cazina T. Nekotorye problemy mirovoi iustitsii v Rossii [Some problems of global justice in Russia]. Mirovoi sud'ia [Magistrate judge], 2007, no. 8, pp. 3-5 [in Russian].

18. O vnesenii izmenenii v stat'iu 7 Federal'nogo zakona «O mirovykh sud'iakh v Rossiiskoi Federatsii», stat'iu 11 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii»: proekt federal'nogo zakona № 152464-6 (red., vnesennaia v GD FS RF, tekst po sostoianiiu na 15.10.2012) [On amendments being made to Article 7 of the Federal Law «About world judges in the Russian Federation», Article 11 of the Law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federatio»: project of the Federal Law № 152464-6 (ed., introduced in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as at 15.10.2012)]. Available at legal reference system ConsultantPlus [in Russian].

19. Telegina V. A. Tendentsii razvitiia mirovoi iustitsii v Rossii: voprosy teorii ipraktiki [Trends in the global justice in Russia: theory and practice]. Leningradskii iuridicheskii zhurnal [Leningrad Law Journal], 2014, no. 4, pp. 249258. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23602766 [in Russian].

20. Sudebnaia vlast'. Nauchnoe izdanie. T. E. Abova, E. B. Abrosimova, M. V. Borovskii, S.V. Bulakovskii i dr.; otv. red. I. L. Petrukhin [Judiciary. Scientific publication. T. E. Abova, E. B. Abrosimova, V. M. Borovskiy, S. V Bulakowski et al.;I. L. Petrukhin (Ed.)]. M.: OOO «TK Velbi», 2003, pp. 234-236, 720 p. [in Russian].

21. Selezneva N. M. Status suda v Rossiiskoi Federatsii: Konstitutsionno-pravovye voprosy: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02 [Status of the court in the Russian Federation: Constitutional and legal issues: author's abstract of the Candidate's of Legals Sciences thesis: 12.00.02]. Saratov, 2004, 29 p. [in Russian].

22. Po zhalobe grazhdan Grishina Mikhaila Ivanovicha, Groshevoi Galiny Ivanovny, Mustafenkova Vladimira Trofimovicha i Nazarova Valentina Vasil 'evicha na narushenie ikh konstitutsionnykh prav polozheniiami stat'i 6.1 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii», chasti tret'ei stat'i 2 i stat'i 3 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii "O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii"»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 11.03.2005 № 148-O [On the complaint of the citizens Grishin Mikhail Ivanovich, Grosheva Galina Ivanovna, Mustafenkov Vladimir Trofimovich and Nazarov Valentin Vasilievich, for a violation of their constitutional rights by the provisions of the Article 6.1 of the Law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federation», the third part of Article 2 and Article 3 of the Federal Law «Concerning the Introduction of Amendments and Additions to the Law of the Russian Federation "On the status of judges in the Russian Federation"»: Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 11.03.2005 No. 148-0]. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF [Vestnik of the Constitutional Court of the Russian Federation], 2005, no. 5 [in Russian].

23. Avtonomov A. S., Bondar' N. S., Kovalev A. M., Liubimov A. P. i dr. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Problemnyi kommentarii. Otv. red.: V. A. Chetvernin [Russian Constitution. Problem review. Avtonomov A. S., Bondar N. S., Kovalev A. M., Lyubimov A. P. et al.; V. A. Chetvernin (Ed.)]. M.: Tsentr konst. issledovaniia Mosk. obshchestv. nauch. fonda, 1997, 702 p. [in Russian].

24. Po zaprosu Sankt-Peterburgskogo gorodskogo suda o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozhenii Federal'nogo konstitutsionnogo zakona «O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii», Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii» i Federal'nogo zakona «Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 27.12.2005 № 491-O [Upon the request of the St. Petersburg City Court on checking the constitutionality of certain provisions of the Federal Constitutional Law «On the judicial system of the Russian Federation», Law of the Russian Federation «On the status of judges in the Russian Federation» and the Federal Law «On bodies of the judicial community in the Russian Federation»: Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 27.12.2005 № 491-O]. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF [Vestnik of the Constitutional Court of the Russian Federation], 2006, no. 2 [in Russian].

25. O vnesenii izmenenii v Federal 'nyi konstitutsionnyi zakon «O voennykh sudakh Rossiiskoi Federatsii»: Federal 'nyi konstitutsionnyi zakon ot 29.06.2009 № 3-FKZ [On Amendments Being Made to the Federal Constitutional Law «On military courts of the Russian Federation»: Federal Constitutional Law dated 29.06.2009 № 3-FKZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2009, no. 26, Article 3119 [in Russian].

26. Kornakova S. V. Osnovaniia professional'noi etiki sud'i [Basics of professional judge's ethics]. Sibirskie ugolovno-protsessual 'nye i kriminalisticheskie chteniia [Siberian Criminal Process and Criminalistic Readings], 2013, no. 1 (4), pp. 64-68. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23300543 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.