Научная статья на тему 'Общее физкультурное образование и культура здоровья'

Общее физкультурное образование и культура здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее физкультурное образование и культура здоровья»

мышц живота (89,0%). На второй рейтинговой позиции упражнения для мышц пресса (48,0%) и наименьший прирост силы на мышцы спины составил 28,0%. Тогда как в контрольной группе результаты выполнения тех же тестовых заданий - незначительны (22,0%; 5,0% и 9,0% соответственно).

Таким образом, можно предположить, что даже незначительные по временному показателю, изменения содержания традиционного урока по физической культуре в школе могут повлиять на качественные изменения уровня проявления отдельных физических качеств (статическая сила) у старшеклассниц, и привнести элемент новизны, что благоприятно скажется на процесс формирования мотивации к занятиям.

В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Д.Н. Давиденко

ОБЩЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Анализ литературы показывает, что вклад общего (неспециального, непрофессионального) физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов важными аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Только такое гуманитарное направление физической культуры в вузе может служить основой существенного повышения её культурообразующих функций. С помощью знаний, полученных по дисциплине «Физическая культура», студенты могут создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, могут составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формированию навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Показано, что такой подход к общему физкультурному образованию студентов влечет за собой отказ от традиционных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций на современном этапе.

Очевидно, преодолеть отчуждение физкультурного образования от личности

можно только путём дальнейшей гуманизации, поворота всей системы воспитания к человеку, к уважению к его личности, достоинства и доверия к нему, принятию и пониманию его интересов, личностных целей и мотивов его деятельности.

Сложившаяся десятилетиями система государственного устройства нашего общества сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, к активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно-важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Обязательные занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны составлять основу в формировании не только физической культуры личности студента, но и культуру здоровья. Особое внимание при этом должно быть уделено значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении — саморазрушающему поведению (наркомании, алкоголизма, курения и т. д.). Самоопределение себя в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья через практическую реализацию личностно ориентированной, индивидуальной системы оздоровления, позволяет эффективно повышать потенциал здоровья студентов, причем не только здоровых, но и имеющих отклонения в состоянии здоровья. Общее понятие здоровья как оптимума жизнедеятельности, требует формировать, сохранять и укреплять этот оптимум у всех категорий студентов. Актуальность данного подхода связана с катастрофическим ухудшением здоровья населения нашей страны, что угрожает генофонду нации, будущему страны, благополучию населяющих её народов. Таким образом, знания науки о здоровье, изучаемой в рамках курса «Физическая культура», необходимы не только студентам, имеющим проблемы со здоровьем, но и всем студентам.

Здоровье мы рассматриваем как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека, включающего, по В.А. Ананьеву (2006): 1) потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья); 2) потенциал воли (личностный аспект здоровья); 3) потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья); потенциал тела; 4) общественный потенциал (социальный аспект здоровья); 5) креативный потенциал (творческий аспект здоровья); 6) духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Только в результате глубокого осознания студентами современных представлений о сущности здоровья, можно рассчитывать на формирование у них мировоззрения по вопросам здоровья, превращающееся в убеждение, которое при достаточной мотивационной активности и создает тот образ жизни, который мы называем здоровым.

Важнейшей составляющей общего (неспециального, непрофессионального) физкультурного образования студентов должна стать культура здоровья человека. При этом под культурой здоровья следует понимать созданные человеком ценности, формирующие такой способ жизнедеятельности человека, в котором

соблюдаются научно обоснованные социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Уровень культуры здоровья личности, по нашему мнению, определяется степенью сформированностью универсальных и специально направленных компетенций, связанных с овладением средств самостоятельного использования средств и методов физической культуры для повышения адаптационных резервов организма, работоспособности и укрепления здоровья.

Нами разработан элективный курс «Оздоровительная физическая культура». При его разработке мы исходили из того, что элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Курс по выбору развивает как содержание базисного курса, так и позволяет интересующимся студентам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительное образование, в частности, в сфере культуры здоровья.

Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА И СОЗДАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Одной из основных задач физической культуры является сохранение и укрепление здоровья человека, повышение его физической подготовленности. Сокращение сети физкультурно-оздоровительных организаций привели к снижению двигательной активности различных групп населения, особенно детей, подростков, студенческой молодежи. В настоящее время численность студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, а также студентов-инвалидов очень высока.

Нами проанализированы результаты медицинского осмотра более 10 тыс. студентов, поступивших в СПбГПУ в период с 2000 по 2008 гг. Исследования показали, что численность студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), постоянно растет. Например, если в 2000 году число студентов СМГ составляло 10% от всего контингента 1-го курса, то к 2004 году оно выросло до 18%, а в 2008 году составило уже 26%. В настоящее время в Санкт-Петербургском политехническом университете на специальном отделении занимается более 900 студентов (преимущественно студенты 1-2-х курсов), у каждого студента в среднем обнаружено 2 серьезных заболевания, на отделении работает 16 преподавателей, ведущих занятия по современным оздоровительным направлениям.

Проведенный анализ состояния здоровья студентов СМГ в 2009 году свидетельствует, что в настоящее время на ведущее место выходят не заболевания органов зрения и заболевания опорно-двигательного аппарата, как ранее, а бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.