Научная статья на тему 'Физические упражнения силовой направленности для девушек 16-17 лет'

Физические упражнения силовой направленности для девушек 16-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физические упражнения силовой направленности для девушек 16-17 лет»

динамика в развитии навыков межличностного взаимодействия детей. Таким образом, танцевально-двигательный тренинг может быть рекомендован к использованию как метод психологической работы с детьми, как в школах, так и в других детских организациях - секциях, кружках, лагерях отдыха и т.д.

Н.Н. Венгерова

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта)

Санкт-Петербург

Здоровье - важнейшее составляющее человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. Проблема состояния здоровья членов общества выходит за рамки частного вопроса, а переходит в ранг общегосударственного. Активную позицию в поддержании, укреплении и улучшении физического, психологического и других компонентов объёмного понятия «здоровья» необходимо формировать не только у взрослого населения страны, но и у подрастающего поколения. Изменение содержательной стороны обязательных занятий по физической культуре как в школе, так и в высшей школе непременно отразится в отношении к данному виду занятий, вообще, и в понимании актуальности поддержания собственного здоровья, в частности.

Современные физкультурно-оздоровительные технологии предлагают большой спектр направлений, используемые на занятиях с различными группами населения в условиях фитнес клубов. Интеграция в учебный процесс по физической культуре образовательных учреждений (школа, вуз) определённых фитнес-технологий, двигательных программ позволит преподавателям повысит методический уровень собственных занятий и интерес у занимающихся. Материально-техническое обеспечение занятий не является максимально затратным, и ограничивается приобретением минимального количества инвентаря (гимнастических ковриков, магнитофона и т.д.). Проблема продвижения авторских двигательных программ, в большинстве случаев, определяется профессиональной компетенцией преподавателей.

При недостатках информационного поля, ограниченного теорией физической культуры и воспитания, существует необходимость в дополнении понятия «здоровый образ жизни». Расширение информации об аспектах комплексно-адаптационных способностей организма человека, методологии активного отдыха, проблемах функционального развития организма, геронтологии, энергетики биологической активности, физкультурно-оздоровительных педагогиче-

ских технологиях, закаливания и соблюдения гигиенических правил, создадут благоприятные предпосылки углубления теоретических знаний и формирования навыков проявления заботы о собственном соматическом здоровье у молодёжи.

Среда обитания человека влияет, с одной стороны, на уровень здоровья юношей и девушек, возникновение и распределение в её среде различных заболеваний и, с другой, - на возможности их профилактики и лечение. Таким образом, объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышает уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья. Современное развитие общества для решения задач по оздоравливанию населения страны предлагает новые системы физических упражнений, которые способствуют приобретению навыков здорового образа жизни - фитнес, имеющие определённые характерные черты. Занятия фитнес-технологиями подразумевает решение задач разностороннего развития физических способностей занимающихся при улучшении их самочувствия.

Исторические корни возникновения фитнеса, как добровольных систематических занятий физическими упражнениями, осуществляемые по разработанным программам под руководством профессиональных специалистов по физической культуре, направленные на поддержание и повышение уровня физической подготовленности и здоровья занимающихся с целью улучшения качества жизни (личной успешности на основе физического благополучия), находятся в тесной связи с физкультурно-массовой работой с населением российского общества прежней социально-экономической формации. Понятие «фитнес» включает в себя не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное начало. Фитнес в целом определяется как система физических упражнений оздоровительной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определённости и личностной заинтересованностью, осуществляемые, как правило, вне рамок государственных образовательных учреждениях. Основными средствами фитнеса являются физические упражнения. При опросе 70 старшеклассниц (10-11 классов) выявлено:

- 100% респондентов считают, что занятия физическими упражнениями является залогом должного уровня здоровья;

- одним из основных мотивов для регулярных занятий является стремление избавиться от лишнего веса, улучшить форму тела (71,4%), тогда как расчёт индекса массы тела свидетельствует о том, что ни одна девушка не страдает избыточным весом. Определено несоответствие субъективного представления и объективного показателя нормы веса;

- активный образ жизни ведут чуть больше половины девушек - старшеклассниц (60,7%);

- 67,8% девушкам старшего школьного возраста нравятся уроки физической

культуры;

- 89,2% респондентов высказались за привнесение в содержания обязательного урока элементов фитнес-программ.

Сенситивным периодом для развития собственно силовых качеств у девушек, является возраст 16 -17 лет. Использование силовых упражнений во второй части основной части занятия, выполняемых под музыкальное сопровождение, позволит повысить интерес и уровень физической подготовленности девушек. Как известно, работа, проводимая в процессе занятий способствует развитию не только двигательных качеств, но и познавательных способностей. Включение комплекса силовых упражнений по системе Пилатес в формат учебного занятия со школьниками возможен при условии выполнения основных задач (образовательных, воспитательных и оздоровительных) присущих школьному уроку. Методической особенностью данного направления является выполнение физических упражнений в медленном темпе, без пауз между движениями (поточным способом) при высокой концентрации внимания и осознания процесса мышечного действия. Соблюдение основных правил выполнения движений является условием низкой травматичности занятия. Помимо статической силы у занимающихся развивается гибкость, т.к. соблюдения правила «после силового упражнения необходимо растянуть работающую мышцу» обуславливает увеличение длины мышечного волокна. Вовлечение при работе значительного количества мышц способствует улучшению кровоснабжению, питанию тканей, удалении токсинов, повышению уровня функционирования сердечно-сосудистой и лимфатической систем организма человека. Технически правильное выполнение двигательного действия возможно при формировании образного представления о включённых в работу мышечных групп.

Определенный уровень развития и проявления силы является фактором, предупреждающим развитие заболеваний и обеспечивающим локомоторную и энергообразующую функцию организма. Силовые упражнения, как динамические, так и статические, выполняемые с полной амплитудой движений в суставах, способствуют также развитию гибкости.

В связи с тем, что продолжительность школьного урока составляет 45 минут, нами разработан комплекс упражнений силовой направленности - 16 упражнений. Комплекс представлял собой блок из 5-6 упражнений и варьировался в двух месячном цикле уроков. Упражнений из этого комплекса выполнялись с таким расчетом, чтобы работу совершали поочередно различными группами мышц. Эффективность включения комплексов силовых упражнений в формат школьного урока определялась результативностью выполнения тестовых заданий в контрольной и экспериментальной группе. Показатели выполнения тестовых заданий в экспериментальной группы значительно отличались от аналогичных в контрольной группе. Наиболее значительными величинами прироста показателей проявления статической силы отмечены в упражнениях для косых

мышц живота (89,0%). На второй рейтинговой позиции упражнения для мышц пресса (48,0%) и наименьший прирост силы на мышцы спины составил 28,0%. Тогда как в контрольной группе результаты выполнения тех же тестовых заданий - незначительны (22,0%; 5,0% и 9,0% соответственно).

Таким образом, можно предположить, что даже незначительные по временному показателю, изменения содержания традиционного урока по физической культуре в школе могут повлиять на качественные изменения уровня проявления отдельных физических качеств (статическая сила) у старшеклассниц, и привнести элемент новизны, что благоприятно скажется на процесс формирования мотивации к занятиям.

В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Д.Н. Давиденко

ОБЩЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Анализ литературы показывает, что вклад общего (неспециального, непрофессионального) физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов важными аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Только такое гуманитарное направление физической культуры в вузе может служить основой существенного повышения её культурообразующих функций. С помощью знаний, полученных по дисциплине «Физическая культура», студенты могут создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, могут составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формированию навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Показано, что такой подход к общему физкультурному образованию студентов влечет за собой отказ от традиционных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций на современном этапе.

Очевидно, преодолеть отчуждение физкультурного образования от личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.