УДК 796.035
Н. Н. Венгерова
Интегративный подход в организации физической подготовки
школьниц 12-14 лет
Повышение эффективности процесса физической подготовки школьниц 12-14 лет при сохранении стандартных условий возможно при использовании интегративного подхода в вопросе выбора средств и технологических приёмов, заимствованных из арсенала физкультурно-оздоровительных технологий.
Increase of efficiency of process of physical training of Schoolgirls 12-14 years, while maintaining the standard conditions is possible using an integrative approach in the choice of means and techniques borrowed from the Arsenal of sports and health improving technologies.
Ключевые слова: интегративный подход, физкультурно-оздоровительные технологии, физическая подготовленность, координационные способности, гибкость.
Keywords: integrative approach, sports and health-improving technologies, physical training, coordination abilities, flexibility.
Введение. Проблемы повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения являются актуальными в теоретическом и практическом плане, поскольку рассматриваются в связи с вопросами здоровья: гармонизацией физического развития, совершенствованием резервных возможностей организма, закалённостью, формированием мотивации к реализации основ здорового образа жизни. Решение противоречий между целями современной системы образования и состоянием социально-педагогической сферой возможно при модернизации российского образования [1] за счёт обновления его содержания вообще и физкультурного образования учащихся средней и высшей школ в частности [2]. Объективные предпосылки модернизации школьных программ вообще и по физической культуре в частности определяют необходимость пересмотра содержательной части и методического обеспечения учебного процесса.
Определена необходимость использования многообразных подходов к построению учебного процесса на основе программ и физкультурно-оздоровительных методик [3], ориентированных на решение задач повышения оздоровительного эффекта физического воспитания и формирования «здорового образа жизни».
В результате собственного опроса [4], проведённого на базе школы № 373 г. Санкт-Петербурга среди 70 школьниц, определено, что:
- 100% респондентов считают, что занятия физическими упражнениями являются залогом должного уровня здоровья;
- активный образ жизни ведут чуть больше половины девушек (60,7%);
- за привнесение в содержание обязательного урока элементов фитнес-программ высказались 89,2% респондентов.
Таким образом, предполагается, что технология совершенствования содержания и организации педагогического процесса по физической культуре должна базироваться на использовании интегративного подхода как возможности когнитивного процесса развития личности, при учёте данных тестирования физической подготовленности.
Методика. Использование средств физкультурно-оздоровительных технологий, заимствованных из арсенала фитнес-индустрии, выполняемые под музыкальное сопровождение и включённые в различные части урока по физической культуре для школьниц, привносит элемент новизны и повышает интерес к занятиям, так как является нетрадиционным средством физической культуры.
Представляет особый интерес определение степени влияния включенных в основную часть традиционного урока комплексов средств физкультурно-оздоровительных техноло-
© Венгерова Н. Н., 2014 126
гий, на процесс изменения показателей физической подготовленности (координационные способности и гибкость) девочек среднего школьного возраста (12-14 лет):
- аэробика танцевальной направленности (общеобразовательная школа № 453 Выборгского района г. Санкт-Петербурга) - Гэ1 (п = 22), Гк1 (п = 20);
- адаптированной йоги (общеобразовательная школа № 641 Невского района г. Санкт-Петербурга) - Гэ2 (п = 20), Гк2 (п = 19). В основной части выполнялись дыхательные упражнения, упражнения на развитие подвижности суставов, растягивание и укрепление различных мышечных групп, на скручивание и перевернутые позы. В заключительной части - упражнения на расслабление с использованием элементов аутогенной тренировки.
Комплексы средств физкультурно-оздоровительных технологий (адаптированной йоги, силовые упражнения по системе Пилатес) включались в традиционный урок по физической культуре экспериментальной группы в основную часть с продолжительностью -30 минут, частотой два раза в неделю. В контрольных группах (Гк1; Гк2) занятия проводились в соответствии со школьной программой по разделу «Гимнастика». Показатели проявления координационных способностей и гибкости у школьниц до начала эксперимента определены как однородные.
Включение комплекса силовых упражнений по системе Пилатес в формат учебного занятия со школьницами возможно при условии выполнения основных задач (образовательных, воспитательных и оздоровительных), присущих школьному уроку. Методической особенностью данного направления является выполнение физических упражнений в медленном темпе [5], при высокой концентрации внимания и осознания процесса мышечного действия.
Целью исследования являлось выявление уровня эффективности использования силовых упражнений по системе Пилатес, определяемого по динамике изменения показателей проявления силовых качеств, формирования навыка правильной осанки на занятиях физической культурой с девушками школьного возраста. В экспериментальной группе (Гэ3) участвовали 29 девушек. Уроки по физической культуре в контрольной группе (Гк3 п = 18) проходили без изменения структуры урока и в соответствии со школьной программой.
В экспериментальной группе в заключительной части урока девушки выполняли комплекс упражнений силового статического характера (16 упражнений) с продолжительностью 10 минут, что составляет 22,0% от общего времени урока. Упражнения, связанные с включением в работу небольших групп мышц, выполнялись с максимальным напряжением в течение 30 секунд. При работе больших мышечных групп время увеличивалось до минуты.
Эффективность использования силовых упражнений по системе Пилатес для развития физических качеств у девушек определялась по динамике результатов выполнения тестовых заданий для мышц пресса, спины и косых мышц живота.
Результаты. С целью оценки эффективности использования физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях со школьницами среднего возраста (12-14 лет) на уроках физической культуры использовались двигательные тестовые задания на проявление уровня развития координационных способностей (челночный бег, балансирование -проба Ромберга) и гибкости (наклон вниз, шпагат) (табл. 1).
Таблица 1
Изменение показателей проявления координационных способностей __девочек среднего школьного возраста_
Показатели Контрольная группа [Гк1) Экспериментальная группа (Гэ1)
Х1 % р Х1 % р
Челночный бег, с 10,2±0,08 4,9 > 0,05 10,4±0,07 23,1 < 0,05
Балансирование, с (проба Ромберга) 10,3±0,18 9,8 < 0,5 10,14±0,14 42,9
Показатели проявления способности к балансированию и проявлению ловкости у девочек контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента соответствовали низкому уровню («удовлетворительный»). Итоговые показатели балансирования девочек экспериментальной группы значительно выше (14,5 с), чем в контрольной группе, и соответствуют «хорошему» уровню. Изменение значений бегового теста (челночный бег) в группе отмечено до «среднего» уровня, а в экспериментальной - до значения «отличного» уровня.
Использование средств адаптированной йоги в сочетании с дыхательными упражнениями направлено на развитие гибкости, статической и динамической силы. Однородность групп была выявлена по результатам первичного тестирования для определения уровня развития физического качества, которые соответствовали оценке «удовлетворительно», но не возрастно-половой норме (ВПН) (табл. 2).
Таблица 2
Проявление гибкости у девочек среднего школьного возраста_
Группа Тесты Х1±т Х2±т р Соответствие ВПН по окончанию эксперимента
Гк2 Наклон, см 2,0±1,4 5,6±1,3 < 0,05 -96,4%
Шпагат, е 161±2,7 167±2,7 > 0,05 -2,0%
Гэ2 Наклон, см 2,5±1,4 12,0±1,4 < 0,05 8,3
Шпагат, е 161±2,6 168±2,2 > 0,5 -1,2
Изменения абсолютных величин проявления гибкости в позвоночнике отмечены в обеих группах, но у девочек экспериментальной группы они в 2,1 раза выше, чем контрольной. Итоговые показатели выполнения «наклона» школьницами экспериментальной группы свидетельствуют о достижении уровня развития гибкости позвоночника, соответствующей возрастно-половой норме. Но изменение подвижности суставов нижних конечностей при выполнении упражнения «шпагат» определяется величинами прироста, которые не являются достоверными. Данные результаты можно объяснить использованием недостаточного количества упражнений, направленных на развитие подвижности в тазобедренном суставе.
Изменения показателей проявления силовых качеств у девушек в результате целенаправленного использования силовых упражнений по системе Пилатес определены на 95% уровне значимости и представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели проявления статической силы (с) у девушек,
_обучающихся в общеобразовательной школе_
Группы Пресс Спина Боковые мышцы
Х1 % р Х1 % р Х1 % р
Гэ3 32±2 53,1 < 0,5 52±2 26,9 < 0,05 14±3 85,7 < 0,5
Гк3 32±3 15,6 > 0,5 52±4 9,6 > 0,05 15±2 20,0 > 0,5
В экспериментальной группе средние показатели проявления статической силы различных мышечных групп являются достоверными, и величина относительного прироста значительно выше, чем в контрольной группе: в три раза - мышцы пресса, в три раза - спины, в четыре раза - боковые мышцы.
Выводы. Определено положительное влияние занятий физической культурой с применением средств аэробики танцевальной направленности на развитие координационных способностей школьниц среднего возраста. Использование в учебном процессе по физической культуре комплекса упражнений по системе «Йога» повышает эффективность занятий по развитию гибкости позвоночника у девочек 12-14 лет. Использование силовых упражнений по системе Пилатес в основной части урока с девочками среднего школьного возраста способствует процессу развития их силовых качеств и рекомендуется для использования в разделе общей физической подготовки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что использование интегративного подхода при реализации учебной программы по физической культуре со школьницами 12-14 лет основано на включении средств физкультурно-оздоровительных технологий в традиционный урок по физической культуре. Данное положение позволяет оптимизировать педагогический процесс и удовлетворить интерес учащихся в вопросе привнесения новых и доступных средств фитнес-программ в обязательный школьный урок.
Исходя из полученных данных педагогического эксперимента, можно заключить, что занятия по традиционной школьной программе по физической культуре оказывает положительное влияние на процесс развития физических качеств, но в меньшей мере, чем занятия с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий при регламентации интенсивности выполняемой физической нагрузки.
Примечания
1. Пасюков П. Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
2. Лукъяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. М.: Сов. спорт, 2007.
3. Ломакина Е. Д. Инновационные программы, используемые в системе образования российских школ // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы 1-го Междунар. конгресса. Ч. 1. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2009. С. 125-127.
4. Венгерова Н. Н. Педагогические фитнес-технологии для учебного процесса по физической культуре // Физическая культура, спорт и здоровье: материалы Всерос. науч.-прак. конф. Виртуаль 16. Йошкар-Ола: Изд-во Марий. гос. пед. ун-та, 2010. С. 39-43.
5. Люйк Л. В. Развитие физических качеств у женщин 20-45 лет (коррекция осанки) // Современная гимнастика. Проблемы, тенденции, перспективы. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 172-177.
Notes
1. Pasyukov P.N. Regional'naya obrazovatel'naya sistema kak faktor ustojchivogo razvitiya nepreryvnogo fizkul'turno pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d ra ped. nauk [Regional educational system as a factor of sustainable development of continuous physical training teacher education: autoref. dis. Dr. ped. sci]. Chelyabinsk. 2000.
2. Lukyanenko V.P. Kontseptsiya modernizatsii sistemy obshchego srednego fizkul'turnogo obrazovaniya v Rossii [Modernization concept of general secondary sports education in Russia]. Moscow: Sov. Sport. 2007.
3. Lomakina E.D. Innovatsionnye programmy, ispol'zuemye v sisteme obrazovaniya rossijskikh shkol [Innovative programs used in the system of education in Russian schools] // Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya: materialy 1 go Mezhdunar. kongressa. CH. 1- Problems of sports education: content, focus, methodology, organization: Proceedings of the 1st Internat. Kongress. Part 1. Belgorod: Publ. of Belgorod. State. University. 2009. Pp. 125-127.
4. Vengerova N.N. Pedagogicheskie fitnes tekhnologii dlya uchebnogo protsessa po fizicheskoj kul'ture [Pedagogical fitness technologies for the learning process of physical culture] // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e: materialy Vseros. nauch. prak. konf. Virtual' 16 - Physical Culture, Sport and Health: Proceedings of All-Russia scientific pract. conf. Virtual' 16. Yoshkar-Ola: Marij Publ. of State. ped. university. 2010. Pp. 39-43.
5. Lyuyk L.V. Razvitie fizicheskikh kachestv u zhenshchin 20-45 let (korrektsiya osanki) [Development of physical qualities of women 20-45 years (posture correction)] // Sovremennaya gimnastika. Problemy, tendentsii, perspektivy - Modern Gymnastics. Issues, trends and prospects. St. Petersburg: Herzen RSPU. 2011. Pp. 172-177.
УДК 159.9.072.422
Е. В. Сараева, С. Г. Николаев
Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения
В статье описывается актуальность исследований толерантности к неопределенности как одного из наиболее эффективных механизмов функционирования человека в условиях неопределенности. Представлены результаты исследования связи толерантности - интолерантности к неопределенности и мотивации достижения, дается ее обоснование. Выдвигается предположение об интернальном локусе контроля как связующем звене толерантности к неопределенности и мотивации достижения, приведены результаты корреляционного анализа. Дано краткое описание и обоснование результатов исследования.
In the article topicality of researches of tolerance to ambiguity is being described as one of the most effective mechanisms of human functioning in situations of ambiguity. Results of the research of relationship between tolerance - intolerance to ambiguity and achievement motivation are presented, and its explanation is given. The conjecture about internal locus of control as one of connecting links between tolerance to ambiguity and achievement motivation is proposed, the results of the correlation analysis are presented. A brief description and explanation of the results of the research are given as well.
© Николаев С. Г., Сараева Е. В., 2014