Научная статья на тему 'ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА "КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ" И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА "КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ" И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
439
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байтокова Айнура Сыйлашовна

Статья раскрывает одну из актуальных проблем обучения и формирования нынешнее молодое поколение в правильном направлении. В частности, в статье поднимается вопрос о романе Ч. Айтматова «Когда падают горы», в котором отмечается значение ценностей и их месте в жизни человека в условиях глобализации. В романе великого мыслителя подробно описаны изменения ценностей в жизни людей с появлением рыночной экономики. По мере развития общества меняется и характер и сознание людей, и вместе с тем отодвигаются духовные ценности. Этот вопрос не ограничивается рассмотрением литературы, но предлагается педагогический анализ ценностей в романе с использованием метода контент-анализа в рамках научной педагогики. Актуальность заключается в том, что, особенно в настоящее время, необходимо бережно и внимательно относиться к вопросам воспитания и образования молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL HUMAN VALUES IN WHEN THE MOUNTAINS FALL NOVEL BY CHINGHIZ AITMATOV AND THEIR PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article reveals one of the urgent problems of teaching and shaping the current young generation in the right direction. In particular, the article considers the issue of When Mountains Fall novel by Ch. Aitmatov, which notes the importance of values and their place in human life in the context of globalization. The great thinker’s novel describes in detail the changes in values in people's lives with the advent of a market economy. As society develops, the character and consciousness of people change, and at the same time spiritual values are pushed aside. This issue is not limited to the review of literature, but a pedagogical analysis of the values in the novel is proposed using the method of content analysis within the framework of scientific pedagogy. The relevance lies in the fact that, especially at the present time, it is necessary to carefully and attentively address the issues of upbringing and education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА "КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ" И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

УДК 37.013.41 https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/57

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ» И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

©Байтокова А. С., канд. пед. наук, Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан

UNIVERSAL HUMAN VALUES IN WHEN THE MOUNTAINS FALL NOVEL BY CHINGHIZ AITMATOV AND THEIR PEDAGOGICAL ANALYSIS

©Baitokova A., Ph.D., Kyrgyz National University, named after Zhusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Статья раскрывает одну из актуальных проблем обучения и формирования нынешнее молодое поколение в правильном направлении. В частности, в статье поднимается вопрос о романе Ч. Айтматова «Когда падают горы», в котором отмечается значение ценностей и их месте в жизни человека в условиях глобализации. В романе великого мыслителя подробно описаны изменения ценностей в жизни людей с появлением рыночной экономики. По мере развития общества меняется и характер и сознание людей, и вместе с тем отодвигаются духовные ценности. Этот вопрос не ограничивается рассмотрением литературы, но предлагается педагогический анализ ценностей в романе с использованием метода контент-анализа в рамках научной педагогики. Актуальность заключается в том, что, особенно в настоящее время, необходимо бережно и внимательно относиться к вопросам воспитания и образования молодого поколения.

Abstract. The article reveals one of the urgent problems of teaching and shaping the current young generation in the right direction. In particular, the article considers the issue of When Mountains Fall novel by Ch. Aitmatov, which notes the importance of values and their place in human life in the context of globalization. The great thinker's novel describes in detail the changes in values in people's lives with the advent of a market economy. As society develops, the character and consciousness of people change, and at the same time spiritual values are pushed aside. This issue is not limited to the review of literature, but a pedagogical analysis of the values in the novel is proposed using the method of content analysis within the framework of scientific pedagogy. The relevance lies in the fact that, especially at the present time, it is necessary to carefully and attentively address the issues of upbringing and education of the younger generation.

Ключевые слова: глобализация, рыночная экономика, ценности, экология, контент-анализ, педагогика, человеческая трагедия.

Keywords: globalization, market economy, values, ecology, content analysis, pedagogy, human tragedy.

В любые времена для всех людей очень важны общечеловеческие ценности. Ибо само это понятие оказывает значительное влияние на взаимоотношения людей, показывая их приоритеты, помогая различать, что хорошо, что плохо, а что может быть примером в жизни. Не будет преувеличением утверждать, что общечеловеческие ценности являются одним из источников мирового развития.

Сейчас можно услышать мнения о том, постепенно мы теряем духовные, в том числе и личные ценности. В деле восстановления духовных ценностей, воспитания подрастающего поколения огромная роль принадлежит учителям-воспитателям и всему педагогическому сообществу. Если в душе каждого человека не угнездятся такие духовные ценности как совесть, жалость, гуманизм, доброта, правдивость, если в нас станут превалировать равнодушие, жестокость, бессовестность, лицемерие и безнравственность, в будущем это приведет к духовному кризису, а в конечном счете и вырождению людей как биологическому виду.

К сожалению, роман великого мыслителя «Когда падают горы» оказался последним его произведением. Наступление рыночной экономики, являющейся определенной ступенью развития человеческого общества, которое вызвало изменение духовных ценностей всего человечества, глубоко изображает Ч. Айтматов этом романе. С развитием общества изменяются характеры, сознание людей, духовные ценности отодвигаются на задний план, о чем и размышляет писатель с помощью изображения своих героев. Все продается и все покупается, рыночная экономика захватила в свою орбиту не только людей, но и животных, обитающих высоко в горах. Это говорит о негативных изменениях в человеческом сообществе.

Как отмечал писатель-мыслитель, именно учителям, которым доверено обучение и воспитание подрастающих поколений, подвластна возможность остановить падение духовных основ человечества в рамках глобализации. В период кардинальных перемен в жизни общества, когда в отношениях людей начинают главенствовать принципы «ты мне, я тебе», устанавливаются новые экономические отношения, много негатива школьники воспринимают из интернет-источников, школьное воспитание, начиная с уровня начальных классов, обретают особую важность.

Писатель в романе буквально бьет в набат, изображая падение духовно-нравственных основ многих жителей отдаленного, расположенного в самом сердце великих гор села, готовых продавать арабским шейхам символ своих гор — снежных барсов, — дарить им в знак своего гостеприимства беркутов.

Есть нравственные законы и запреты, обычаи и традиции у каждого народа, которые издревле свято соблюдаются. Среди них и защита редких в горах Узенги снежных барсов, которые у отдельных племен считались покровителями рода. Кстати, в 80-е годы прежнего века был снят в Кыргызстане прекрасный художественный фильм «Потомок белого барса» о легендарном охотнике Кожожаше. Вот, что пишет Ч. Айтматов о рыночной экономике: «Такой куш обещает привалить от арабских охотников, вернее, от снежных барсов, потому как — тоже небывалое дело — и звери попали теперь в рыночный оборот: не существуй здесь барсов, зачем было бы этим гостям деньги такие выкладывать» [2, с. 357].

Следовательно, именно рыночная экономика повлияла на то, что известной фирмой организуется охота на снежных барсов, почитавшихся предками за священных животных. К этой охоте готовятся не только руководитель охотничьей фирмы Бектур вместе со своим племянником Арсеном Саманчиным, но и все жители небольшого предгорного аила, старающиеся получить хоть небольшие деньги. Автор романа пишет о том, что именно рыночная экономика разрушила любовь и мечты прекрасного журналиста Арсена Саманчина и талантливой оперной певицы Айданы, что именно она повинна в том, что отдельные жители села готовы пойти на преступление ради наживы.

Все покупается и продается ныне, в том числе и любовь, и люди, общечеловеческие ценности стремительно обесцениваются. Эта мысль передается автором произведения словами Элес, одной из главных героинь романа: «Я очень переживаю, Арсен, но сказать об

этом никому не смею. Даже, знаешь, хотела выйти к приезду арабских охотников с плакатами: «Руки прочь от наших снежных барсов! Оставьте барсов в покое! Барсы живут сами по себе, не трогайте наших зверей!» Но и думать об этом нельзя — свои же всем аилом забросают камнями, не позволят срывать такой бизнес!..» [2, с. 425-426].Кстати, имя героини Элес означает, образ, представление о прекрасном, нечто эфемерное, ее судьба словно бы повторяет судьбу Вечной невесты...Именно этот образ молодой, умной и предприимчивой женщины дает читателям надежду, что не все еще потеряно...

К сожалению, погоня за наживой, готовность ради денег пойти и на убийство ни в чем не повинных людей начинает превалировать в отдельных жителях аила. В нравственных постулатах кыргызов-кочевников издревле была заложена идея о гармоничном сосуществовании с окружающей средой, бережном отношении к животным. Однако эти общечеловеческие ценности начинают пропадать в людях в эпоху глобализации.

Главный герой романа, независимый журналист, свободно владеющий английским языком Арсен Саманчин вначале принимает предложение своего дяди, владельца охотничьей фирмы «Мерген» Бектура помочь тому с организацией и приемом арабских шейхов, прилетающих для охоты на снежных барсов, считая, что этим поможет семье своей старшей сестры с деньгами. Однако встреча со своим одноклассником Таштан-афганом и его подручными по загону снежных барсов, замысливших взять арабских шейхов в заложники для получения выкупа, и готовых убить их, если не получат денег. Знакомство с Элес и ее готовностью выйти с плакатом в защиту снежных барсов коренным образом меняют взгляды и планы Арсена. Чтобы помешать коварным планам Таштан-афгана, уже в начале охоты он кричит в мегафон: «.Руки прочь от наших снежных барсов! Немедленно убирайтесь вон отсюда! Я не дам вам уничтожить наших зверей! Мотайте в свои дубаи и кувейты, прочь с наших священных гор! Чтоб ноги вашей больше здесь не было!..»

Писатель своим романом призывает людей не губить свою землю и животный мир, поскольку это в дальнейшем приведет нас к страшным, необратимым последствиям. Совесть и человечность людей не могут и не должны измеряться деньгами. Значительную художественную роль в романе «Когда падают горы» играет рассказ «Убить или не убить?», найденный среди бумаг Арсена Саманчина, после его гибели. Этот рассказ - духовная основа, концептуальный символ того «как человеку человеком быть».

В письме Арсена Саманчина речь идет о том, как осуществить в людях переход от жестокости к гуманизму, от злобы к терпимости. Какие бы тяжелейшие испытания не сопровождали человечество на протяжении многих эпох, нравственные ценности бережно сохранялись и передавались от поколения к поколению. Следовательно, писатель своей книгой показывает читателям, как общечеловеческие ценности служат изменениям духовного мира людей. Именно в этом причина того, что мы попытались проанализировать содержание последнего романа великого писателя-мыслителя Ч. Айтматова «Когда падают горы» с педагогических позиций. В современном образовании и особенно при исследованиях в сфере гуманитарных наук одним из эффективных методов разысканий является контент-анализ.

Слово «контент» — в прямом переводе с английского языка означает содержание. Метод контент-анализа при анализе содержания идей, описываемых в тексте, дает возможность получить объективные результаты. В последнее десятилетие метод контент-анализа особенно активно используется представителями социально-гуманитарных наук (историки, психологи, педагоги, художники, языковеды). Следует отметить, что по данному роману Ч. Айтматова было проведено значительное количество литературоведческих научных разысканий, однако в рамках педагогической науки до сей поры не проводился

контент-анализ общечеловеческих ценностей, содержащихся в этом произведении. В приведенной ниже диаграмме показаны общечеловеческие ценности, содержащиеся в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы», частоту их использования писателем в тексте, иначе говоря, — их ранжир, определенный методом контент-анализа (Рисунок).

■ Жизнь человека

■ Любовь

■ Религиозные верования

■ Душевность, милосердие

■ Совесть, стыд, правдивость

■ Свобода

24 ■ Справедливость

12

12

26

Рисунок. Частота повторений общечеловеческих ценностей в романе «Когда падают горы»

В результате контент-анализа содержания текста романа можно увидеть по частотности упоминаний, уровень общечеловеческих ценностей, на которые нас ориентирует писатель. При анализе произведений великого писателя, понятно, все произведения нам не удалось охватить, но из тех, что нам удалось изучить можно сделать вывод о том, что Ч. Айтматова, в первую очередь, заботит проблема человека и его существования. Социальные, педагогические, политические, экологические, экономические проблемы, которые вызывают духовный кризис, составляют основу произведений писателя. Ядерное оружие, угрожающее самому существованию человечества, экологические нарушения, алкоголизм, наркомания охватывают планету, заставляя нас думать о мирной, совместной жизни, руководствуясь общечеловеческими ценностями. Произведения Ч. Т. Айтматова, особенно последнего времени обществом и литературными критиками воспринимаются как романы-предупреждения, которые оставлены нам, ныне живущим, как наставления помнить общечеловеческие ценности.

Доктор педагогических наук А. Алимбеков отмечает, что в период глобализации особенно важно при формировании педагогических знаний будущих учителей обращаться к произведениям нашего великого писателя ибо «Айтматов в каждом своем произведении емко и мастерски отражает равновесие национальных и общечеловеческих ценностей, стараясь этим сделать их духовным богатством подрастающего поколения. Сегодня недостаточно просто читать и анализировать эти произведения, их следует обратить в компонент профессиональных педагогических ценностей учителей, являющихся самым главным субъектом учебно-воспитательного процесса»[1, с. 30].

Образы учителей, которые присутствуют практически в каждом произведении Чингиза Айтматова, должны стать образцами для подражания юного поколения и будущих учителей. По нашему твердому убеждению, каждый молодой человек может извлечь из произведений писателя бесценный жизненный опыт гуманности, душевности, правдивости, справедливости, трудолюбия, любви к своей родине и детям, совестливости, гражданской толерантности. Ч. Айтматов каждым своим произведением призывает своих читателей даже в самые тягостные дни своей жизни сохранять в себе общечеловеческие ценности, достойно выдерживать в условиях рыночной экономики перманентное давление власти денег, ибо самое трудное для человека, каждый день оставаться человеком.

В результате анализа произведений Ч. Айтматова мы сделали выборку самых важных,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

на наш взгляд, советов-наставлений писателя своим читателям: 1. Каждый день оставаться человеком, не терять в себе человечности; 2. Учиться жить в единении со всем человечеством; 3. Существовать в гармонии с природой, людьми и животным миром. Вырабатывать в себе экологичность сознания; 4. Сохраняй в себе совестливость, не поддавайся соблазнам; 5. Вноси свой вклад в сохранение мира во всем мире; 6. Воспитывай в себе трудолюбие и терпимость; 7. Сохраняй в себе национальную культуру и общечеловеческие ценности. [3, с. 111].

Общечеловеческие ценности — самое могущественное и влиятельное средство объединения народов всей планеты и сохранения мира на земле. Следовательно, формирование общечеловеческих ценностей в подрастающем поколении средствами педагогической науки - веление времени.

Список литературы:

1. Алимбеков А. Айтматовдун чыгармаларынын керкем педагогикалык концепциясы // Коомдук илимдер журналы. 2009. №22. С. 30.

2. Айтматов Ч. Т. Когда падают горы (Вечная невеста). Т. 5. Улуу тоолор. Бишкек,

2018. С. 262.

3. Байтокова А. С. Формирование общечеловеческих ценностейу будущих учителей(на примере произведений Ч. Айтматова): Дисс. ... канд. филол. наук. Бишкек, 2020.

4. Байтокова А. С. Изучение произведений Ч. Айтматова как условие формирования общечеловеческих ценностей у будущих педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.

2019. №2 (48). С. 77-80.

References:

1. Alimbekov, A. (2009). Aitmatovdun chygarmalarynyn kerkem pedagogikalyk kontseptsiyasy. Koomduk ilimder zhurnaly, (22), 30. (in Kyrgyz).

2. Aitmatov, Ch. T. (2018). Kogda padayut gory (Vechnaya nevesta). 5. Uluu tool or. Bishkek. (in Russian).

3. Baitokova, A. S. (2020). Formirovanie obshchechelovecheskikh tsennosteiu budushchikh uchitelei(na primere proizvedenii Ch. Aitmatova): Diss. ... kand. filol. nauk. Bishkek. (in Kyrgyz).

4. Baitokova, A. S. (2019). Izuchenie proizvedenii Ch. Aitmatova kak uslovie formirovaniya obshchechelovecheskikh tsennostei u budushchikh pedagogov. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva, (2 (48)), 77-80. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.03.2023 г. 11.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Байтокова А. С. Общечеловеческие ценности в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы» и их педагогический анализ // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №4. С. 468-472. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/57

Cite as (APA):

Baitokova, A. (2023). Universal Human Values in When the Mountains Fall Novel by Chinghiz Aitmatov and Their Pedagogical Analysis. Bulletin of Science and Practice, 9(4), 468472. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.