Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА: РОМАН Ч.Т. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ: (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)»'

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА: РОМАН Ч.Т. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ: (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1231
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ч.Т. АЙТМАТОВ / РОМАН "КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ: (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)" / ГУМАНИЗМ / ДОБРО И ЗЛО / ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жулькова Карина Алеговна

Безапелляционное неприятие пороков современности - писательское кредо Ч.Т. Айтматова, которое ярко проявилось в романе «Когда падают горы: (Вечная невеста)». Взгляд классика киргизской литературы устремлен на человека, оказавшегося в новых исторических условиях. На антитезах: «добро» и «зло», «высокое» и «низкое», горы и город как природное и социальное - в последнем романе Айтматова утверждаются идеи гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF HUMANE VALUES: A NOVEL BY C.T. AITMATOV «WHEN THE MOUNTAINS FALL (THE ETERNAL BRIDE)»

The definite rejection of the contemporary vices, which is the writerly credo of C.T. Aitmatov, is clearly evident in his novel When the Mountains Fall (The Eternal Bride) . The view of the Kyrgyz writer is focused on an individual that has found himself in a new historical condition. The humanistic ideas are affirmed in the last novel of C.T. Aitmatov through a series of antitheses - good and evil, high and low, mountains and city, natural and social.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА: РОМАН Ч.Т. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ: (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)»»

УДК 821.161.1

ЖУЛЬКОВА К.А.1 ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА: РОМАН Ч.Т. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ: (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)». (Обзор). DOI: 10.31249/lit/2021.01.16

Аннотация. Безапелляционное неприятие пороков современности - писательское кредо Ч.Т. Айтматова, которое ярко проявилось в романе «Когда падают горы: (Вечная невеста)». Взгляд классика киргизской литературы устремлен на человека, оказавшегося в новых исторических условиях. На антитезах: «добро» и «зло», «высокое» и «низкое», горы и город как природное и социальное - в последнем романе Айтматова утверждаются идеи гуманизма.

Ключевые слова: Ч.Т. Айтматов; роман «Когда падают горы: (Вечная невеста)»; гуманизм; добро и зло; проблематика романа.

ZHULKOVA K.A. The issue of humane values: a novel by C.T. Aitmatov «When the Mountains Fall (The Eternal Bride)». (Review).

Abstract. The definite rejection of the contemporary vices, which is the writerly credo of C.T. Aitmatov, is clearly evident in his novel When the Mountains Fall (The Eternal Bride). The view of the Kyrgyz writer is focused on an individual that has found himself in a new historical condition. The humanistic ideas are affirmed in the last novel of C.T. Aitmatov through a series of antitheses - good and evil, high and low, mountains and city, natural and social.

1 Жулькова Карина Алеговна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института научной информации по общественным наукам РАН.

Keywords: C.T. Aitmatov; the novel When the Mountains Fall (The Eternal Bride); humanistic ideas; good and evil; the issue of the novel.

Для цитирования: Жулькова К.А. Проблема гуманизма: Роман Ч.Т. Айтматова «Когда падают горы: (Вечная невеста)». (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7 : Литературоведение. - 2021. - № 1. - С. 161-169. -DOI: 10.31249/lit/2021.01.16

«Человек должен понять, какие именно культурные коды ему помогут в мире современного постмодернизма, с помощью каких он может выйти из состояния манкуртистского забытья и в то же время не утонуть в пучине доисторических вымыслов, еще более осложняющих и без того непростую жизнь, - убеждает д-ра филос. наук Ж.К. Урманбетова. - Это и есть некая проверка на прочность, на способность выживать в новых исторических условиях». Именно в этом, по мнению исследовательницы, заключается главный посыл романа Чингиза Айтматова (1928-2008) «Когда падают горы: (Вечная невеста)» (2006): «Как жить человеку в новой реальности, когда "падают горы", символизирующие высоту, мудрость, благородство? Спасение - в сохранении ценностей... И вновь художник восходит к философским мыслям о предназначении человека в этом мире» [5, с. 138].

Определяет ключевую идею последнего изданного при жизни автора произведения, анализируя его художественную структуру, и канд. филол. наук М.С. Савина [3]. Исследовательница полагает, что сюжетно-событийная канва романа, воспринятого читателями как «гражданское завещание» классика киргизской литературы, близка к репортажу.

М.С. Савина отмечает, что злободневность, стирающая грань между художественным текстом и публицистикой, открывающей болевые точки современности, прослеживалась и в более ранних текстах Айтматова: «Каждая новая повесть, новый роман Ч. Айтматова были подобны откровению, шли вразрез с устоявшимися стереотипами: "Джамиля" - любовь сильнее патриархальных обычаев; "Прощай, Гульсары!" - человеческое, личное, сокровенное важнее коллективного; "И дольше века длится день..." -никакое государство не вправе убивать личность; "Плаха" - люди

должны отказаться от насилия и жестокости, в них - надежда цивилизации. В художественно-публицистическом романе "Тавро Кассандры" - целый ряд откровений, истинность которых "запечатана" смертью космического монаха Филофея, человечество на грани катастрофы, необходимо остановить войны, жестокость, торговлю людьми, загрязнение экосистемы, массовый обман народов во имя интересов циничной власти» [3, с. 63].

Писательское кредо Айтматова - безапелляционное неприятие пороков современности. Основная задача - вступить в диалог с читателем, привлечь его на свою сторону, «отсюда и "учительство", "проповедническая" интонация, и морализаторство, наглядность» [3, с. 63].

По мнению исследовательницы, в контексте всего корпуса художественных произведений Айтматова роман «Когда падают горы: (Вечная невеста)» в обостренном гиперболизированном виде содержит все константы его творчества.

Например, анималистические образы, без которых невозможно представить мир Айтматова, в романе перерастают в прием художественного параллелизма. Когнитивно-психологическое совпадение трех образов выстраивается в идейную последовательность: автор - герой - животное (Жаабарс) - герой - человек (Арсен Саманчин).

Несмотря на то что впервые за свою творческую практику классик киргизской литературы использует в художественном тексте сниженную лексику: «...знай свою мусорку. Журналисты теперь что свиньи в стойле: как накормишь, так и хрюкают. Если ты через пять минут не провалишь отсюда, пеняй, гад, на себя»1 -финал романа он выстраивает по законам высокого жанра трагедии. Таким образом, финал выполняет самую важную миссию искусства - катарсис, самоочищение через сопереживание и раскаяние.

Основная идея романа заключается в необходимости устремления к добру: «Должно быть, раскаяние приходит не сразу, труден его путь через вечное преодоление зла в себе, нелегко

1 Айтматов Ч. Когда падают горы : (Вечная невеста) - Санкт-Петербург Азбука-классика, 2006. - С. 39.

услышать несовершенному человеку вселенский призыв всех времен к добру»1.

По мнению канд. филол. наук Н.Ж. Чонмуруновой [6], «Добро» в романе «Когда падают горы» реализуется в виде следующих субконцептов: «Зверь-ангел», «Любовь», «Музыка», «Современный батыр».

В основе субконцепта «Зверь-ангел» лежит образ одного из главных персонажей - горного леопарда по кличке Жаабарс. Жаа-барс - это типичный для айтматовской картины мира герой -«зверь с человеческим сердцем», который живет по незыблемым законам природы, в гармонии с окружающим миром. Жаабарс описан сказочно и, как упоминалось выше, является главным героем наряду с человеком Арсеном Саманчиным. Оба героя - и человек, и зверь переживают сильные искренние чувства, оба испытывают предательство любимых, оба не могут смириться с новыми чуждыми для них правилами жизни, и оба, разочаровавшись, хотят отдалиться от неприемлемых для них реалий и ищут уединения.

Н.Ж. Чонмурунова выделяет когнитивные признаки, формирующие субконцепт «Зверь-ангел»: 1. Добро - царь высокогорья; 2. Добро - зверь-ангел; 3. Добро - это украшение гор; 4. Добро -это сила природы; 5. Добро - это благородство [6, с. 109].

Исследовательница полагает, что Айтматов специально обрекает своих главных героев на смерть, этим он хочет сказать, что добро не может смириться со злом.

Ключевым в языковой картине мира, представленной в этом романе, является субконцепт «Любовь». Он формируется на основе нескольких сюжетных линий: легенда о Вечной невесте, история любви Арсена к Айдане, встреча с девушкой Элес. «Айтматов относится к любви, как к наивысшему смыслу жизни. Любовь - как высшее благо и наслаждение. Любовь бескорыстна» [6, с. 109], -констатирует Н.Ж. Чонмурунова, подчеркивая, что главная концептуальная линия Айтматова сосредоточена в авторском умозаключении: «Добро - любовь, как высший смысл жизни». Когнитивные признаки, формирующие субконцепт «Любовь»: 1. Добро - это

1 Айтматов Ч. Когда падают горы : (Вечная невеста) - Санкт-Петербург Азбука-классика, 2006. - С. 239.

счастье; 2. Добро - это эйфория; 3. Добро - это бессмертие; 4. Добро - это энергия созидания [6, с. 110].

«Айтматов в романе проповедует активное добро через судьбу главного героя» [4, с. 43], - утверждает и канд. филол. наук Н. Сардарбек кызы.

Важным для понимания философской сути романа, по мнению исследователя, является вопрос судьбы. В отличие от прежних произведений Айтматова в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» наблюдается мотив примирения человека с судьбой. Рок и судьба помогают в создании целостности, гармоничности изображаемого: «Человек сам творит свою судьбу - вот исходная позиция автора, которая наполняет смыслом человеческое существование, его действие, содержание и цель. Однако способность человека совершать, мыслить, бороться и т.д. является следствием того же предопределения, той же судьбы, которая уготована была божественным промыслом» [4, с. 45].

Пользуясь сегодняшним миром как предметом изображения и познания, Айтматов рисует реалистическую картину современности, выполненную на уровне философского анализа.

В образах романтика-идеалиста Арсена, не умеющего и не желающего «пристроиться» к современной жизни, и Айданы Са-маровой - женщины, предавшей любовь, желающей сделать карьеру звезды шоу-бизнеса, а не исполнять арии Вечной невесты -воплощены беспокоящие автора жизненные обстоятельства. Для Айтматова сознание бесцельности жизни - самое страшное в судьбе человека. Писатель создает образы цельные, действующие, растущие: «Раскрывая образ Арсена Саманчина как цельного характера на протяжении повествования, автор показывает, как идет процесс его духовного развития. Цель Арсена Саманчина в начале романа была - добыть оружие и убить своего обидчика, Эрташа Курчала. Однако к финалу романа он подходит как человек, который не хочет допустить никакого убийства, ему становится враждебна мысль об убийстве всего живого вообще, и поэтому, спасая снежных барсов, он срывает охоту арабским принцам, тем самым, оставив своих земляков без ожидаемого дохода от этого "бизнес-проекта"» [4, с. 47].

«Интересно сопоставить героев повести "Белый пароход", написанной в 1970 г., и последнего романа писателя "Когда пада-

ют горы", - полагает докт. филол. наук. Б.С.Г. Мусаева. - Казалось бы, что общего между семилетним мальчишкой, затерянным в далеком заповеднике, и умудренным опытом журналистом Арсеном Саманчиным?» [2, с. 106]. Отвечая на этот вопрос, исследовательница утверждает, что общее обусловлено уже самим трагическим пафосом, которым проникнуты оба произведения, а сходство двух героев - в активном неприятии Зла: «Если у Мальчика оно еще выражено неосознанно, и он ушел из жизни, не думая о смерти и веря, что уплывает из мира Зла в мир Добра, связанного в его представлении с Белым пароходом, то Арсен твердо знал, что его ждет неминуемая гибель, причем от руки близких людей, односельчан, которые не смогли бы простить ему то, что он оставил их без прибыли, нанес урон их благосостоянию» [2, с. 106]. Таким образом, смерть и Мальчика, и Арсена Саманчина - это вызов человеческой сущности, свидетельство их морального превосходства. По мнению Б.С.Г. Мусаевой, можно сказать, что во взрослом Арсене продолжились и развились качества, заложенные в Мальчике, проросли зерна совести, делающие человека Человеком.

Канд. филол. наук Ж.А. Арстанбекова и Ч.А. Джолбулакова [1], исследуя пространственную организацию романа «Когда падают горы (Вечная невеста)», отмечают, что топосы выполняют в нем важную художественную функцию. Основными являются то-пос гор и топос города. Для Айтматова - это возможность характеризовать своего литературного персонажа через соответствующий ему тип художественного пространства.

Если пространство обитания Жаабарса - горы, то пространство Арсена - город. Художественный образ мегаполиса чрезвычайно важен для понимания внутреннего состояния Арсена. Город ему чужд, будь то ресторан «Евразия», откуда его выгнали, или его собственная квартира с окном, «выходящим во двор повально спящих пятиэтажек, он в полном одиночестве томился, грустил он, учинял себе самосуд, пытаясь убедить себя не прибегать к убийству и неизбежному самоубийству. Вот и маялся...»1. По мнению авторов статьи, Айтматов показывает город дегуманизированным, отчужденным, таким, для которого характерна самоизоляция,

1 Айтматов Ч.Т. Когда падают горы (Вечная невеста). -2012. - С. 68.

Бишкек : Турар,

мрачное уныние, одиночество. Горы же - это целый мир, настоящий дом для Жаабарса и для Арсена Саманчина. Это место, где переплетаются их судьбы, и где они вместе встречают смерть. То-пос гор имеет символическое значение в раскрытии писателем одной из главных философских идей романа - идеи катастрофы современного мира, когда человек готов продать свою землю. Для Айтматова горные вершины - символ вечности, незыблемости и святости народа. С этим образом связано и название романа, взятое из песни шамана.

В романе также присутствует топос дороги, являя собой один из ключевых моментов раскрытия авторского замысла. Дорога становится метафорой жизненного пути и любви героя.

В конце романа показан топос пещеры как место смерти Арсена и Жаабарса. Этот топос многофункционален: пещера - природное создание, изначально служившее людям и временным прибежищем от непогоды, и местом постоянного жительства, местом захоронения умерших и отправления религиозных обрядов, а также местом сокрытия земных тайн.

Ж.А. Арстанбекова и Ч.А. Джолбулакова замечают, что Айтматов в своем творчестве выражал концепцию художественной ноосферы. Начиная свой путь с «Повестей гор и степей» -национальной картины мира в период кардинальных изменений общественного сознания, писатель через те же топосы гор и дороги показывал, тогда еще с романтическим пафосом, пути развития киргизского народа. Эволюция художественного и мировоззренческого характера способствовала расширению жанрово-тематичес-кого и творческого диапазона писателя. «Пегий пес, бегущий краем мира» - повествование о мальчике, впервые выехавшем на охоту, превращается, благодаря жанровой форме, пространственным координатам в притчу о преемственности поколений и силе человеческого духа, способного одушевлять саму природу. Мировое пространство и космические дали - контуры романа «Тавро Кассандры». Таким образом, Айтматов от произведения к произведению стремится к расширению хронотопа, осмысляемого сквозь призму философско-художественного синтеза. Однако «в последнем романе-завещании Айтматов возвращается к изначальным точкам отсчета - миру природному и социальному, к родным горным вершинам, в котором пространство жизни осмысляется

как извечный зов "вечной невесты" - "мученический клик вселенской любви"» [1, с. 126].

Оценивая критические отзывы на роман «Когда падают горы: (Вечная невеста)», Б.С.Г. Мусаева [2] выражает категорическое несогласие с теми, кто упрекал Айтматова в снижении художественности, в чрезмерной назидательности и публицистичности, в слишком пространных рассуждениях. По мнению исследовательницы, этот роман - крик души писателя, не смирившегося с отрицательными сторонами новой жизни, с падением нравов, в котором Айтматов нисколько «не снизил планку», художественное мастерство писателя позволило ему провести необыкновенно сильные, впечатляющие параллели. Приводя слова М. Горького: «Любовь к людям есть крылья, на которых человек поднимается выше всего»1, - Б.С.Г. Мусаева отмечает, что этой любовью дышит каждое произведение писателя, который уже при жизни заслужил право называться классиком.

Список литературы

1. Арстанбекова Ж.А., Джолбулакова Ч.А. Пространственная организация романов Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы: (Вечная невеста)» // Актуальные вопросы образования и науки. - 2019. - № 2 (68). -С. 120-126.

2. Мусаева Б.С.Г. «Как человеку человеком быть?» : проблема гуманизма в творчестве Чингиза Айтматова // Чингиз Айтматов. Личность. Эпоха : материалы международной научно-практической конференции. Москва, 10-11 декабря 2018 г. / ред. кол. : К.М. Алиева, Ж.С. Хулхачиева, А.А. Овсянникова. -Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020. - С. 101-108.

3. Савина М.С. Антитеза «высокого» и «низкого» в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы : (Вечная невеста)» // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2019. - Т. 19, № 10. - С. 62-66.

4. Сардарбек кызы Н. Художественный мир и реальность в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы : (Вечная невеста)» // Научные исследования в Кыргызской Республике. - 2019. - № 3. - С. 43-48.

5. Урманбетова Ж.К. Вызовы техногенной цивилизациии духовное наследие Айтматова // Чингиз Айтматов. Личность. Эпоха : материалы международной научно-практической конференции. Москва, 10-11 декабря 2018 г. / ред. кол. :

1 Айтматов Ч.Т. Соч. : в 4 т. - Москва : Центр книги Рудомино, 2014. -

С. 56.

К.М. Алиева, Ж.С. Хулхачиева, А.А. Овсянникова. - Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020. - С. 133-141.

6. Чонмурунова Н.Ж. Субконцепт «Добро» в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы» // Язык и культура XXI в. : сборник научных статей XXXII Международной научной конференции, посвященной 60-летию доктора педагогических наук, профессора Нурлан Алымкуловны Ахметовой. - Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2019. - С. 106-110. - («Концептуальный и лингвальный миры»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.