УДК 82-31
КОНЦЕПТ «МУЗЫКА» В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)»
Н. Л. Зыховская, В. В. Матвейчук
Южно-Уралъскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск
В данной статье представлен анализ музыкального 'художественного концепта, реализованного в итоговом романе Ч. Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)». Статья состоит из трех частей.
Первая часть посвящена теории концепта. Автор изучает основные научные труды о теории концепта, уделяет внимание базовым понятиям концептологии, рассматривает основные характеристики концепта. Сопоставляются культурный и 'художественный концепты, выделяются их главныеразличия.
Вторая часть посвящена анализу семантического поля музыкального концепта. Автор выделяет пять групп лексем, вербализирующих музыкальный концепт. Анализ этих групп приводит к выводу о том, что музыкальное семантическое поле выполняет функцию изображения внутреннего мира главных героев. В музыкальном концепте соединены и в то же время противопоставлены два типа мировосприятия: 'художественное и массовое, принадлежащее человеку «рыночной эпохи».
В третьей части статьи рассматривается структура музыкального концепта. Автор обращает внимание на особенности художественного восприятия концепта «музыка». Анализ концептуальной структуры позволяет ответить на вопрос о том, какаяроль отводится концепту «музыка» в итоговомромане киргизского писателя.
Ключевые слова: Ч. Айтматов, художественный концепт, музыка, сема, индивидуально-авторская картина мира, семантическое поле.
Понятие концепта, его основные характеристики. Художественный концепт и его
отличительные признаки
Синкретическое восприятие мира, гуманизм и необычайная вера в человеческий дух сделали Ч. Айтматова автором с мировым именем. Но интересен не только идейно-нравственный мир его произведений: для читателя привлекательны образность и поэтичность языка, стремление художника к контрастам в изображении действительности и философичность. Все это в настоящее время приковывает внимание к произведениям киргизского писателя.
Тема музыки лейтмотивом пронизывает все творчество Айтматова, является одной из главных тем в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)». Определение особенностей концепта «музыка» в контексте данного произведения позволяет нам ответить на вопрос о том, в чем заключается своеобразие авторского художественного мышления. Но прежде необходимо ознакомиться с самой теорией концепта и положениями фундаментальных работ, посвященных данной теме.
Концептология - это «наука о концептах, их содержании и отношениях концептов внутри концептосферы» [3. С. 4]. В России лингвистическая концептология как отдельная научная дисциплина получила развитие после публикации статьи философа С. А. Аскольдова «Концепт и слово» (1928 г.) [4]. У самого термина «концепт» до сих пор нет единого определения. Расхождения ученых в толковании этого понятия связаны с его принадлежностью различным областям научного знания.
Аскольдов называл концептом «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [4. С. 267].
По мнению Ю. С. Степанова, «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, а человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [10].
Лихачев считал, что концепт «не только подменяет собой значение слова и тем самым снимает разногласия, различия в понимании значения слова (чем облегчается общение), но в известной мере и расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова» [7. С. 152].
Многими исследователями подчеркивается, что концепт, являясь ментальной единицей, сложен по своей природе. В связи с этим возникает необходимость ответить на вопрос, каковы его основополагающие характеристики. Одним из основных признаков концепта является его двойственная структура: он состоит из общей и индивидуальной частей. Общее является концептуальным ядром, тем, что было привнесено культурой, пришло к человеку извне. Индивидуальное является результатом личного опыта. Можно сказать, что это ассоциативное поле, за счет которого расширяется концепт. Таким образом, происходит взаимовлияние человека и культуры. Именно об этом говорил Ю.С. Степанов [10].
Рядом ученых выделяется такое свойство концепта, как динамичность (Аскольдов, Степанов и др.). С течением времени концепт может приобретать новые компоненты и утрачивать их. Г. В. Токарев в одной из своих работ говорит о том, что каждая культурная эпоха по-своему влияет на восприятие концепта. Динамическая природа концепта заключается в том, что «каждый концепт имеет собственную историю: становление, отмирание, «переплавку», возрождение в новом качестве» [12. С. 47].
Еще одной характерной особенностью концепта является многокомпонентность. Концепт не может состоять только из одной структурной единицы, так как это противоречит его двойственной природе (то, что привнесено культурой и то, что является результатом частного опыта). В то же время количество компонентов ограничено, так как «объемный» концепт не способен сохранить свою гармоничную форму. Он будет восприниматься сознанием не как ряд представлений и ассоциаций, связанных с определенным явлением, а как нечто беспорядочное, не позволяющее сознанию «охватить» себя.
Лихачев и его последователи говорили о способности концепта взаимодействовать с другими концептами в границах одной концептосферы. Представляя собой «пучок» ассоциаций, знаний и значений, концепт вступает в диалогические отношения с другими концептами, что позволяет нам глубже понимать его символическую природу, воспринимать его не только логически, но и эмпирически.
Последняя, ключевая, характеристика концепта связана с его способностью расширяться за счет ассоциаций, образов, возникающих в сознании человека. Аскольдов в своей статье подчеркивает концептуальную «неопределенность возможностей». Вариативность интерпретаций концепта происходит от его принадлежности к коллективному и индивидуальному сознаниям одновременно. Этим свойством в полной мере обладает художественный концепт.
Таким образом, нами был рассмотрен основной перечень характеристик, выделенных авторами фундаментальных работ о теории концепта. Необходимо также обратить внимание на то, что существует несколько различных классификаций концепта. Для нас важна классификация, предложенная Аскольдовым. Философ различает познавательные (культурные) и художественные концепты. Познавательные концепты, по его словам, даны без эмоционального компонента, без всего «иррационального», в то время как художественные концепты включают в себя совокупность всех характеристик. Аскольдов говорит также о «психологической сложности» художественного концепта [4. С. 274].
Он характеризуется как «расплывчатый», «нечеткий», «бесформенный». «Художественный концепт чаще всего есть... сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений».
Сам художественный концепт вбирает в себя образ национальных духовных ценностей, который существует, как правило, в литературном пространстве. В то время культурный концепт является суммой идей, норм этикета, представлений о нравственных ценностях - всего того, что формируется и трансформируется в результате отношений человека и общества.
Существуют и другие отличительные признаки художественного концепта. Так, для него характерно вербальное выражение в тексте или выражение с помощью сю-жетно-композиционной текстовой организации. Культурный концепт часто выражается невербально (с помощью звука - в музыке, цвета - в живописи и т. д.).
Художественный концепт также отличает его сложная структура. Можно представить, что он состоит из центральной («ядра») и периферийной частей, где «ядром» является объективное, устойчивое представление о предмете или явлении, а периферийной частью, «оболочкой» - совокупность представлений и ассоциаций. Центром художественного концепта является культурный концепт. Субъективное начало подвергает концепт трансформации, в результате чего он расширяется, становится художественным концептом. Другими словами, в нем «сливаются воедино индивидуально-авторское понимание и традиция национального употребления данного концепта» [6. С. 22].
Если ядро художественного концепта остается постоянным, то ассоциации и образы как результат индивидуального опыта способны изменяться с течением времени. Поэтому культурные концепты почти неизменны, статичны, в то время как художественные концепты часто «бесформенны».
Таким образом, отличительными характеристиками художественного концепта являются: вербальная выраженность; принадлежность индивидуальной-авторской картине мира; наличие в структуре изменчивого «ассоциативного» уровня. Последняя характеристика сближает художественный концепт с образом, но эти понятия вовсе не синонимичны. «Включенность в ассоциативную сеть культуры делает литературный образ концептом» [11. С. 743].
Говоря о вербальной выраженности художественного концепта, необходимо также уделить внимание понятию «лексико-семантическое поле». Оно представляет собой совокупность лексических единиц, объединенных общим семантическим компонентом. Языковые единицы внутри семантического поля художественного произведения иногда объединяются автором механически, без условия очевидности общего семантического компонента. Такие лексические единицы обретают общую сему в контексте художественного произведения. Тогда семантическое поле становится отражением субъективного художественного мировосприятия. В отношениях «семантическое поле - концепт» лексико-семантическое поле является средством вербализации концепта.
Семантическое поле художественного концепта «музыка»
Приступая к анализу музыкального концепта, реализованного в итоговом романе Ч. Айтматова, мы в первую очередь должны ознакомиться со словарным значением ключевого слова-репрезентанта. В данном тексте слово-репрезентант совпадает со словом, номинирующим исследуемый концепт. Музыка - это «художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организованный в высотном, временном, громкостном, тембровом и др. отношениях с целью воплощения образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями» [8].
Концепт «музыка» в контексте художественного произведения становится более сложным по своей структуре. Его своеобразной особенностью является двойственность. Но
здесь речь идет не о делении художественного концепта на общекультурную и индивидуально-авторскую части: раздваивается сама авторская часть. Концепт «музыка» отражает, с одной стороны, особенности восприятия мира художником Айтматовым, и, с другой стороны, представления о действительности современного общества, изображенного автором. Эта «биполярность» музыкального явления выражается в тексте уже на уровне музыкального семантического поля, в котором реализуется данный концепт.
Все лексемы, вербализирующие концепт «музыка», можно разделить на несколько групп:
1) действие, производящее музыку;
2) действие, производимое музыкой;
3) слова-репрезентанты музыкального концепта, а также слова, номинирующие музыкальные жанры, направления;
4) субъект, создающий или воспроизводящий музыку;
5) музыкальный инструмент.
К первой группе относятся глаголы, которые обозначают действие, производящее музыку: петь, звучать, наигрывать, играть, сочинять, курлыкать, промурлыкать, исполнить, включить и др.
Автор использует, в основном, стилистически нейтральные лексемы. В то же время глаголы, не содержащие отрицательной коннотации, в зависимости от контекста выступают то как нейтральные, то как негативно окрашенные. Так, отрицательную коннотацию приобретает глагол «включить». Он связан с такими чертами эстрадной музыки, как «электронность», искусственность. Современная музыка, по его мнению, - это «рыночный продукт», находящийся в подчиненном положении по отношению к человеку. Она включается и выключается по его желанию, не обладает самоценностью.
Ко второй группе относятся глаголы, обозначающие действие, субъектом которого выступает музыка. Это глаголы: греметь, насыщать, исходить, хрипеть, раскочегариваться, изливаться, оглушать, завораживать, низвергаться, литься и др.
Эстрадная музыка характеризуется такими глаголами, как «греметь», «оглушать», «хрипеть», содержащими семы «шум», «беспорядочность», «агрессивность», «эмоциональность». Лексемы данной группы, в основном, обладают отрицательной коннотацией, становятся средством изображения «массовой» музыки. Ярким примером является глагол «завораживать». На первый взгляд, лексема используется автором при вербализации музыкального концепта в собственном его понимании. Но здесь важно обратить внимание на контекст, в котором употребляется глагол: «Восточно-модернистская музыка завораживала толпу знакомыми мотивами, и в такт электронному звукоизвержению над стадионом порхали клиповые слова...» [1. С. 66]. Здесь глагол «завораживать» обладает отрицательной коннотацией, содержит сему «транс». Некоторые глаголы («изливаться», «исходить» и др.), характеризующие художественное восприятие музыкального концепта. имеют оттенок возвышенности.
В следующей группе объединены ключевые слова, вербализирующие концепт «музыка», и номинативы музыкальных жанров и направлений. Сюда входят лексемы: звук, увертюра, либретто, классическая опера, песня, рок-музыка, попса, бизнес-электронный шаманизм, попурри, мелодия, симфония, голос, шлягер, песнопение, ария, эстрадный балдеж, рэп и др. Данная группа является наиболее объемной в структуре музыкального семантического поля. Мы рассмотрим ее совместно с четвертой группой, содержащей номинативы субъекта, создающего или исполняющего музыку.
В четвертую группу входят лексемы: композитор, акын, шаман, солистка, певица, маэстро, хор, оркестр, меломан, шлягерная королева, певица-вокалица, эстрадка-плакатка, оперная богиня, дух и др.
Все языковые единицы семантического поля можно условно разделить на две группы, каждая из которых вербализирует музыкальный концепт либо с позиции художни-
ка, либо с позиции современного человека. Так, Айдана Самарова («певица-вокалица», «эстрадка-плакатка») принадлежит миру эстрадной музыки. Музыка этого мира определяется главным героем как «дерганый рэп», «попса», «бизнес-электронный шаманизм».
Эстрадной музыке противопоставляется классическое музыкальное искусство, почитателем которого является Арсен Саманчин. Арсена Саманчина «окружает» индивидуальное семантическое поле, в котором доминантными являются такие музыкальные лексемы, как классическая опера, ария, песнопение, симфония и др. Классическая и эстрадная музыка противопоставлены друг другу как высокое и низкое, гармоничное и хаотичное. Аналогично противопоставлены две части семантического поля, вербализи-рующего концепт «музыка».
Последняя группа представлена наименьшим числом лексем. В нее входят слова, номинирующие музыкальные инструменты: фортепиано, пианино, гитара, орган, дудочка, барабан.
Лексемы «орган», «дудочка», «барабан» имеют незначительное число словоупотреблений. Ключевые в данной группе лексемы - «пианино» и «гитара». Пианино является частью образа героини Айданы Самаровой, символом ее прошлой жизни. От рук Айданы, паривших над клавишами пианино, «исходила музыка, как и от светящихся глаз» [1. С. 102]. Но Айдана бросает карьеру оперной певицы и становится эстрадной артисткой. Пианино с его живой музыкой становится ей не нужно; оно также стоит забытым в квартире Арсена Саманчина. Этот музыкальный инструмент уже не имеет отношения к образу изменившейся героини - поэтому данная лексема перестает встречаться в художественном тексте.
Лексема «гитара» связана с образом Элес, последней возлюбленной Арсена Саманчина. Как и музыкальный инструмент, героиня изящна, проста в своей привлекательности. Являясь полной противоположностью Айданы, Элес не способна «предать» искусство. Поэтому гитара становится постоянным элементом ее образа.
Можно сказать, что музыкальное семантическое поле выполняет функцию изображения внутреннего мира главных героев. Анализ семантического поля позволяет нам определить главную особенность концепта «музыка», реализованного в романе Айтматова «Когда падают горы». Периферийная часть исследуемого концепта «раздваивается» в соответствии со стремлением автора противопоставить художественное мировосприятие и мировосприятие массовое, принадлежащее человеку «рыночной эпохи». Чтобы ответить на вопрос о том, с какой целью писатель создает это противопоставление, необходимо сосредоточить внимание на второй части концепта, вербализирующей сознание современного человека.
Концепт «музыка» в сознании человека «рыночной эпохи»
Музыка в романе «Когда падают горы» мыслится не только как гармоничная часть мироздания. Отделяясь от искусства, она становится бессодержательной и шаблонной; создается уже не как художественное произведение, а как продукт, который продается и покупается. Айтматов изображает деформированное восприятие человеком искусства, процесс замены духовных ценностей материальными.
Таким образом, концепт «музыка» включает в себя отрицательные семантические компоненты. В данном романе музыка мыслится как «фон», приятный на слух, но не представляющий сам по себе никакой ценности. Так, слово-репрезентант сочетается с эпитетами «дежурный», «мотыльковый». Наиболее ярко музыкальная сема «фон» проявляется в словосочетании «клозетное унижение музыки» [1. С. 34]. Оно возникает в мыслях главного героя Арсена Саманчина в связи с одним из его воспоминаний: «...он был потрясен и крайне возмущен тем, что в одном из фешенебельных лондонских отелей, где проходила их конференция, в туалете... в тиши над писсуарами откуда-то с потолка лилась волшебная музыка» [1. С. 33]. В данном фрагменте изображен цинизм человека по отношению к высокому искусству.
«Массовая» музыка (массовая культура в целом) мыслится главным героем как могущественная сила, подчинившая себе весь мир: «Попса торжествует. У нас эпоха попсы. А ты или смирись покорно, или исчезни не прощаясь» [1. С. 55]. Эта сила принадлежит находчивым шоуменам, знающим, что «необходимо» современному человеку. «Эрташ Курчалов оказался предприимчив и ловок и сделался доминирующей силой в овладении эстрадными пространствами. Вот туда-то, в эту пагубную эрташ-курчаловскую стихию, и засосало Ай-дану Самарову мощной тягой» [1. С. 64]. Эстрадная музыка не принадлежит высокому искусству: она стала продуктом «массового» потребления, «стихией» или силой, подчиняющей себе человека и управляемой им. Вместе с тем это сила искусственная, «электронная».
Эстрадная музыка противопоставляется классической музыке так же, как хаос противопоставляется гармонии. Концепт «музыка» включает в себя сему «хаос»: «Несмолкаемый, полусумасшедший, дерганый рэп эпохи хрипит повсюду, потому что сегодня, как и извечно, что-то не складывается, рвется в мироустройстве между небом и землей, дисгармония царит...» [2]. Таким образом, мировая дисгармония мыслится как первопричина искажения образа мира, следствием которой стало обесценивание прежних жизненных ценностей. Хаотичность становится основой современной культуры и «массовой» музыки в частности.
Данный концепт также содержит сему «сумасшествие». Автор называет современную музыку «полусумасшедшим, дерганым рэпом». В экзальтированном состоянии находится публика на стадионах: «Сотни тысяч рук, воздетых в экстазе, глаза, полыхающие безумием, гремящая, вулканическая музыка и небо, качающееся, как лес под бурей...» [2]. Эстрадная музыка - это беспорядочное «звукоизвержение». Она «гремит» и «оглушает», сопровождается таким же безумным исступленным танцем, приводит в это состояние толпу.
В концептную структуру входит также семантический компонент «возбуждение»: «Оглушающая музыка изливалась над стадионом флиртующим зовом...» [1. С. 66]. Постепенно человек перестает нуждаться в искусстве как в том, что способно доставить эстетическое удовольствие. То общество, которое изображает автор, стремится удовлетворить свои материальные потребности: преодолеть бедность, окружить себя уютом, стать состоятельным и т. п. Эстрадная музыка же приобрела способность удовлетворить физическую потребность человека в удовольствии. Поэтому она оглушает, вводит в состояние экстаза, «карнавального возбуждения», насыщает «толпу» этими чувствами. Особо значим в данном контексте эпитет «карнавальный». Бахтин определяет карнавал как событие, в котором участвует каждый; высокое сочетается с низким, все представлено в «перевернутом» виде [5]. Именно такое понимание этого слова мы можем предположить и у Айтматова. Главный герой дает следующее определение эстрадной музыке: «Синтез, компот божественного и секс-базарного» [2]. Таким образом, музыка становится «смешением» высокого и низкого, а значит, она уже не способна воздействовать на этико-эсте-тические идеалы человека. Она «спускается» до уровня психофизического воздействия.
Последние два семантических компонента объединены в общей семе «транс». Эстрадная музыка воспринимается главным героем как сила, подчиняющая себе не только все сферы общественной жизни, но и человеческое сознание. Она массово гипнотизирует: «.. .и танцуем, и поем, и ликуем, и сексуем в гипертрансе мировом...» [2]. Всеобщее сумасшествие и возбуждение являются признаками массового гипнотического состояния. «Транс» является доминантной семой.
Таким образом, концепт «музыка» в контексте данного произведения содержит в себе следующие семантические компоненты: «фон», «сила», «хаос», «сумасшествие», «возбуждение», «транс». Они принадлежат сознанию современного человека, изображенного автором.
Также необходимо сказать о том, как музыка мыслится самим художником. Айтматовский концепт «музыка» включает в себя следующие семы: «Вселенная», «божественный дар», «стихия», «страсть», «любовь», «путь», «пространство», «зеркало души», «голос души».
Музыкальный концепт в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» становится отражением индивидуально-авторской картины мира. Музыка и чувство мыслятся художником как нечто единое: одно не может быть выражено без другого. Эту идею мы можем встретить не только у Айтматова. Так, Ф. Ницше говорил следующее о взаимосвязи чувства и музыки: «Все возможные стремления, возбуждения и выражения воли, все те происходящие в человеке процессы, которые разум объединяет обширным отрицательным понятием чувство, могут быть выражены путём бесконечного множества возможных мелодий... представляя как бы сокровеннейшую душу их, без тела» [9]. Но если в большинстве случаев чувство мыслится первичным по отношению к музыке, то Айтматов говорит о их равноправии, тождественности. В концепте воплощена художественная идея о том, что нет искусства без любви и нет любви без искусства. Поэтому влюбленный и музыкант у писателя - один и тот же герой. Арсен Саманчин, потеряв возлюбленную, уже не может поставить оперу «Вечная невеста», а Айдана, предавая искусство, не способна любить. Для художника Айтматова искусство и любовь - это две стороны высоты, покоренной человеческим духом.
В данном романе музыка принадлежит не только чувству - она также является органической частью человека, природы, Вселенной. Все вокруг - элементы единой системы, имеющие свое предназначение и функции. Основой этой системы являются красота и гармония. Поэтому музыка, отражая в себе черты того мира, частью которого является, становится своеобразным подобием Вселенной, которая сочетает в себе упорядоченность и хаотичность. Хаос и гармония объединены и в музыкальном концепте.
Если сопоставить все семантические компоненты музыкального концепта, то можно увидеть, что они вступают в антонимические отношения. Так, противопоставлены «фон» и «божественный дар», «хаос» и «Вселенная», грубая, подавляющая «сила» окружающей действительности и могущественная «стихия», являющаяся органической частью Природы.
Художественный концепт всегда неоднороден и «расплывчат». Айтматовский концепт «музыка» уникален тем, что не имеет единого ассоциативного «ядра». Он разделяется на два «полюса», один из которых представляет собой отражение индивидуально-авторской художественной картины мира, другой же являет собой мировосприятие современного человека. Конечно, второй «полюс» является частью художественного произведения, и мы не можем говорить, что в романе противопоставляются понимания мира самого художника и его современника. Но картина мира этого общества является художественным отражением действительного мышления о мире человека.
Таким образом, музыкальному художественному концепту в данном произведении отводится особая роль: в нем противопоставлены два типа восприятия мира. Художественный взгляд воспринимает действительность через призму духовных ценностей. Общечеловеческий взгляд на мир, воссозданный художником, направлен на материальную сторону жизни. В сознании художника всегда присутствует мысль о единстве человека с миром и Вселенной. Музыка становится универсальной единицей художественного сознания, объединяющей в себе ключевые художественные идеи о духовной жизни человека, неотделимой от окружающего мира.
Список литературы
1. Айтматов, Ч. Т. Когда падают горы (Вечная невеста) [Текст] / Ч. Т. Айтматов; пре-дисл. Г. Гачева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 480 с.
2. Айтматов, Ч. Т. Когда падают горы (Вечная невеста) [Электронный ресурс] / Ч. Т. Айтматов // Дружба народов. - 2006. - № 7. - С. 9-99. - URL: http://magazines.russ. ru/druzhba/2006/7/ait3.html.
3. Антология концептов : в2т. [Текст] / Под ред. В. П. Карасика, П. А. Стернина. -Волгоград : Парадигма, 2005. - Т. 1.-352 с.
4. Аскольдов, С. А. Концепт и слово [Текст] / С. А. Аскольдов; под общ. ред. В. П. Нерознака // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. - М. : Academia, 1997. - С. 267-279.
5. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Электронный ресурс] /М. М. Бахтин // Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Literat/BahtPrPoet/.
6. Красовская, Н. В. Художественный концепт: методы и приемы исследования [Текст] / Н. В. Красовская II Известия Саратовского университета. - Саратов : СГУ, 2009. - Т. 9. -№4.-С. 21-25.
7. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев II Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: Блиц, 1999. - С. 147-165.
8. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] /Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабель-никова; под ред. М. Г. Арановского. - М. : Советская энциклопедия, 1990. -671 с.
9. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм [Электронный ресурс] / Ф. Ницше; пер. с нем. Г. А. Рачинского II Фридрих Ницше. - URL: http://www.nietzsche. ru/works/main-works/tragoedie/births-tragedies/.
10. Степанов, Ю. С. Концепт [Электронный ресурс] / Ю. С. Степанов II Poética. -URL: http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm.
11. Тарасова, И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения [Текст] / И. А. Тарасова II Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - Ниж. Новгород : ННГУ, 2010.-№4 (2). - С. 743-745.
12. Черникова, В. Е. Теория концепта в контексте гуманитарного знания [Текст] / В. Е. Черникова//Гуманитарные исследования. - Астрахань: АГХ 2012. -№ 1 (41). - С. 46-52.
THE CONCEPT "MUSIC" IN THE NOVEL "WHEN THE MOUNTAINS FALL (THE ETERNAL BRIDE)" BY CH. AITMATOV
N. L. Zykhovskaya
South UralState University, Chelyabinsk, [email protected]
V. V. Matveychuk
South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
This paper analyses the artistic concept "Music" in thefinal novel by Ch. Aitmatov "When theMountains Fall (The Eternal Bride)". This article consists of threeparts.
Thefirst part is devoted to the theory of concept. The author studies the fundamental scientific works about the theory of the concept; pays attention to basic terms of conceptology; makes the review of the concept's characteristics; compares the cultural and artistic concepts and emphasizes their main differences.
The second part is devoted to analysis of the semanticfield of musical concerts. The author identifiesfive groups of lexemes that are verbalized musical concept. Analysis of these groups leads to the conclusion that the semanticfield allows to portray the inner world of the main characters. The artistic perception of the world and the worldview of human of "market era" are connected and opposed in the musical concept.
The third part of this article examines the structure of the musical concept. The author pays attention to the features of musical concept's artistic perception. The conceptual analysis allows to answer the question of what role belongs the concept "music" in the final novel of Kyrgyz writer.
Keywords: Aitmatov, artistic concept, music, seme, author's individual worldview, semantic field.
References
1. Aytmatov, Ch. T. (2007) Kogdapadayut gory (Vechnaya nevesta) [=When the Mountains Fall (The Eternal Bride)], 480 p. (In Russ.).
2. Aytmatov, Ch. T. (2006) Kogda padayut gory (Vechnaya nevesta) [=When the Mountains Fall (The Eternal Bride)], in: Druzhba narodov [=Peoples' Friendship], Issue 7, pp. 9-99, available at: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/7/ait3.html, accessed 23.09.2016. (InRuss.).
3. Antologiya kontseptov [=The Anthology of Concepts], edited by V. I. Karasika, I. A. Sternina, Volgograd, 352 p. (In Russ.).
4. Askol'dov, S. A. (1997) Kontsept i slovo [=The Concept and the Word], in: Russkaya slovesnost'. Ot teorii slovesnosti к strukture teksta: Antologiya [=Russian literature. From Theory of Literature to the Structure of the Text: an Anthology], Moscow, Academia, pp. 267-279. (In Russ.).
5. Bakhtin, M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo [=Problems of Dostoevsky's Poetics], in: Biblioteka Gumer - gumanitarnyy nauki [=Gumer Library - Humanitarian Sciences], available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_PrPoet/, accessed 05.08.2016. (In Russ.).
6. Krasovskaya, N. V. (2009) Khudozhestvennyy kontsept: metody i priemy issledovaniya [=The Artistic Concept: Methods and Techniques of Research], in: Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta [=Proceedings of Saratov University], Saratov, SGU, Volume 9, Issue 4, pp. 21-25. (In Russ.).
7. Likhachev, D. S. (1999) Kontseptosfera russkogo yazyka [=Concept's Sphere of Russian Language], in: Ocherkipofilosofii khudozhestvennogo tvorchestva [=Essays on the Philosophy of Art], St. Petersburg, Blits, pp. 147-165. (InRuss.).
8. Keldysh, Yu. V. and Korabel'nikova, L. Z. (1990) Muzykal'nyy entsiklopedicheskiy sl-ovar' [=Encyclopedic Dictionary of Music], Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 671 p. (In Russ.).
9. Nitsshe, F. Rozhdenie tragedii, ili Ellinstvo i pessimizm [=The Birth of Tragedy, Or Hellenism and Pessimism], in: Fridrikh Nitsshe [=Friedrich Nietzsche], available at: http://www. nietzsche.ru/works/main-works/tragoedie/births-tragedies/, accessed 05.08.2016. (In German).
10. Stepanov, Yu. S. Kontsept [=The Concept], in: Poetica [=Poetics], available at: http:// philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm, accessed 07.08.2016. (InRuss.).
11. Tarasova, I. A. (2010) Khudozhestvennyy kontsept: dialog lingvistiki i literaturovedeni-ya [=The Artistic Concept: Dialogue of Linguistics and Literary Studies], in: Vestnik NNGU [=Bulletin ofNNSU], Nizhniy Novgorod, NNGU, Issue 4 (2), pp. 743-745. (In Russ.).
12. Chernikova, V. E. (2012) Teoriya kontsepta v kontekste gumanitarnogo znaniya [=The Theory of Concept in the Context of Humanitarian Knowledge], in: Gumanitarnye issledovaniya [=Humanities Researches], Astrakhan', AGU, Issue 1 (41), pp. 46-52. (In Russ.).
Зыховская Наталья Львовна - доктор филологических наук, доцент кафедры филологии института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет.
Матвейчук Виктория Витальевна - студент кафедры филологии института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет.