Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2017-2019 ГГ.: РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ'

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2017-2019 ГГ.: РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / БЮДЖЕТ / ДОХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАСХОД / PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY / BUDGET / REVENUE / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / EXPENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданкина Ю.С.

Статья посвящена изучению федерального бюджета на 2017-2019 год, в частности расходы государства на социально-экономическое развитие. На сегодняшний день бюджетная политика государства держит ориентир на перелом модели «управление затратами» к модели «управление результатами», что дает шанс к более эффективному использования бюджетных средств, благодаря внедрению системы программно-целевого бюджетирования. Очень важно помнить, что развитие общественного сектора во многом зависит от обеспечения наиболее эффективного использования средств. По тому насколько эффективно государство осуществляет программы социального развития, можно судить об изменении процентных долей слоев населения, которые относятся к наименее обеспеченным в общем объеме численности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ESTIMATION OF THE FEDERAL BUDGET FOR 2017-2019: STATE EXPENDITURE FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

To date, the state's budget policy is oriented towards the transition from the «cost management» model to the «results management» model, which allows for more effective use of budgetary funds through the introduction of a program-targeted budgeting system. It is very important to remember that the development of the public sector largely depends on ensuring the most effective use of funds. By the extent to which the state effectively implements social development programs, it is possible to judge the change in the percentage of the population that belongs to the least well-off in the total population of the country.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2017-2019 ГГ.: РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112593 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

6. РИА Новости: ВЦИОМ: 71 процент старшеклассников РФ стремятся поступить в ВУЗы. Аналитика экспертов ВЦИОМ от 17.04.2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9052 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

7. Константиновский, Д.Л. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. 2-е изд. [Текст] / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. - М.: ЦСП и М, 2013. -224 с.

УДК 338.1

Жданкина Ю.С. студент магистратуры факультет менеджмента научный руководитель: Кочубей Е.И., к.филос.н.

доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

Россия, г. Краснодар ОБЩАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2017-2019 ГГ.: РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

Аннотация: Статья посвящена изучению федерального бюджета на 2017-2019 год, в частности расходы государства на социально-экономическое развитие. На сегодняшний день бюджетная политика государства держит ориентир на перелом модели «управление затратами» к модели «управление результатами», что дает шанс к более эффективному использования бюджетных средств, благодаря внедрению системы программно-целевого бюджетирования. Очень важно помнить, что развитие общественного сектора во многом зависит от обеспечения наиболее эффективного использования средств. По тому насколько эффективно государство осуществляет программы социального развития, можно судить об изменении процентных долей слоев населения, которые относятся к наименее обеспеченным в общем объеме численности страны.

Ключевые слова: общественный сектор экономики, бюджет, доход, социально-экономическое развитие, расход.

Zhdankina Y.S.

Graduate student Academy of Marketing and Social Technologies

Krasnodar, Russia Academic Advisor: Kochubey E.I.

PhD in Philosophical Academy of Marketing and Social Technologies

Krasnodar, Russia

GENERAL ESTIMATION OF THE FEDERAL BUDGET FOR 20172019: STATE EXPENDITURE FOR SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT

Annotation: To date, the state's budget policy is oriented towards the transition from the «cost management» model to the «results management» model, which allows for more effective use of budgetary funds through the introduction of a program-targeted budgeting system. It is very important to remember that the development of the public sector largely depends on ensuring the most effective use of funds. By the extent to which the state effectively implements social development programs, it is possible to judge the change in the percentage of the population that belongs to the least well-off in the total population of the country.

Key words: public sector of the economy, budget, revenue, social and economic development, expense.

Изучение структуры и объема государственных доходов и расходов необходимо для определения степени развитости общественного сектора экономики. Используя данный анализ, стабильное развитие экономики страны станет более возможным, а также позволит определить причины, которые препятствуют выполнению данной задачи.

Глядя на итоги социально-экономического развития страны в 2016 г. можно сделать вывод о серьезном пересмотре бюджетно-финансовой политики государства. При разработке государственного бюджета на три года — это крайне важно, так как сохранение действующей инерционной денежно-финансовой политики за выше указанные временные рамки небезопасно. В данной ситуации необходимо выявить стимулы, как экономические, так и регулятивные, которые могли бы ускорить рост экономики, а в последующем дать толчок к ее развитию.

В рамках проекта бюджета Правительством ставятся две установки к исполнению государственной экономической политики, которые имеют четкую взаимосвязь:

- обеспечить положительное развитие страны и рост потенциала российской экономики при затруднительных условиях жесткой неопределенности при изменении внешних условий;

- обеспечить макроэкономический баланс, который был бы слабо зависим от внешнеэкономической конъюнктуры, внутренние экономические показатели которого были стабильны и прогнозируемы, а также устойчиво низкий уровень инфляции и невысокие долгосрочные процентные ставки, стабильные налоговые условия. [4]

При каких условиях возможно решение этих задач? Какая из них выступает в рамках проекта бюджета как приоритетная?

Во-первых, в прогнозируемом периоде 2017 - 2019 гг., экономика

Российской Федерации будет находиться в условиях сохраняющейся неблагоприятной геополитической конъюнктуры - антироссийские санкции и другие меры изоляции России, низкие темпы роста мировой торговли и др.

Во-вторых, в бюджетной политике помимо социальных имеются также структурные и внешнеполитические приоритеты, которые в любых условиях требуют финансирования.

В-третьих, основная задача Министерства финансов Российской Федерации декларируется как удержание дефицита федерального бюджета на невысоком уровне. Предполагается реализация программы бюджетной консолидации с целевой траекторией дефицита федерального бюджета на уровне 3, 2 и 1% ВВП в 2017, 2018 и 2019 гг., соответственно.

Исполнение такой установки возможна за счет:

- роста доходов бюджетов на всех уровнях (в приоритете -федеральный);

- снизать объемы расхода федерального бюджета;

- выкроить возможность увеличения уровня как доходов бюджета муниципальных образований, так и бюджетов субъектов РФ, при одновременном урезании расходов в федеральном бюджете.

При учете кризисной ситуации в отечественной экономике и непростой геополитической обстановки, Министерство финансов РФ выбрало второй вариант, то есть использование традиционного наполнения федерального бюджета благодаря перераспределению части доходов бюджетов нижестоящих уровней [1].

Изучая раздел бюджета «Доходы федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» можно говорить о том, что доля доходов федерального бюджета в 2017-2019 гг. по отношению к ВВП уменьшается на 1,1% - с 16,1% в 2016 г. до 15% в 2019 г., что является следствием несовершенства налоговой системы страны, которая не в силах охватить так называемую «теневую» экономику и не может обеспечить вовлечение в доходы федерального и региональных бюджетов потенциала доходов. На наш взгляд, это - упущенные возможности, которые могли бы сделать профицитным Консолидированный бюджет Российской Федерации. [1]

В общем, бюджет обоснованно ориентирован на основные приоритеты социально-экономического развития РФ [1]. (Рисунок 1)

Структура распадов бюджета 2017

I I I Г"-Л|Ш ГМАаТШа

Итерчг^кИы! па Миифннл

Рисунок 1 - Структура расходов бюджета Российской Федерации 2017

г.

Необходимо помнить, что развитие общественного сектора напрямую зависит от обеспечения более эффективного и целевого использования средств. Несмотря на значительный удельный вес расходов в объеме ВВП, направляемых на социальную политику, все же необходимо принимать во внимание количество нерешенных задач в этой области. К ним можно отнести повышение качества услуг, предоставляемых населению, обеспечение реальной доступности медицинских услуг, защита прав инвалидов и т.д. По тому насколько эффективно государство осуществляет программы социального развития, можно судить об изменении доли слоев населения, которые относятся к наименее обеспеченным в общем населении страны.

По данным Росстат в 2017 году доля населения с доходом ниже прожиточного минимума составила 13,2% (19,3 млн. чел.) [2]. По результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), касательно вопроса уровня бедности (12.04.2017г.), около 80% граждан считают бедными тех, кому едва хватает средств на одежду или еду. Эта группа в марте 2017 г. составила примерно 35%: в т.ч. 6% респондентов отметили, что для них составляет сложность покупка продуктов, 29% - жалуются на нехватку денежных средств на одежду. За последние пять лет максимальной эта суммарная доля была в марте 2016 г. (42%), минимальной - в марте 2014 г. (20%) [3]. Это дает основание полагать, что официальные статистические данные не отражают реального положения дел, ведь, чтобы справиться с длительными поисками приемлемого места работы или же поправить состояние здоровья, часто приходится жертвовать всем своим состоянием. А это значит, что государству не удается справиться с данной проблемой.

Основываясь на вышеизложенном, можно полагать, что обеспечение высоких темпов социально-экономического развития страны декларируется в качестве приоритета, но в финансовой мере не обеспечивается.

Тем не менее, созданные в соответствии с нормами прогноза

социально-экономического развития и законодательно установленными «бюджетными правилами» базовые характеристики бюджета в области социального обеспечения не дают необходимых объемов финансирования для выполнения действующих и принимаемых расходных обязательств, подводя под опасность устойчивость федерального бюджета по отношению к основным бюджетным рискам.

Научный подход к прогнозированию грядущего состояния отечественной экономики, касательно расходов в социальной сфере, связан с «версионностью», так как в бюджете же напрашивается одна модель (схема)

- связанная с небольшими отклонениями от принятых правил. Важным является изучение вопроса: не нужно ли организовать меры стабилизации экономики, которые автоматически бы срабатывали. Например, при увеличении уровня безработицы автоматически понижать налог на фонд зарплаты - страховые взносы.

По нашему мнению, правительство допускает стратегическую ошибку

- вместо того, чтобы повышать налогооблагаемую базу за счет развития производств и таким образом наполнять бюджет, оно избирает метод наименьшего сопротивления, то есть продолжает повышать налоги на потребление. Последствием данного метода может стать сокращение реальной производственной базы и социальный тупик, поскольку чем больше фискальное бремя, тем меньше будет налогооблагаемая база, а, следовательно, и отчисления в бюджет.

«Модель экономики», базирующаяся на сырьевой ренте, оказывается неконкурентоспособной - Россию опережают страны, которые динамично вкладывают в науку, образование, переманивают в данные сферы высокопрофессиональных специалистов. Без либерализации законодательства в сфере малого и среднего бизнеса страну ждет слабый экономический рост, убывание финансового и человеческого капитала.

В нынешних условиях жестких ограничений и неблагоприятной политической и экономической ситуации стоит направить потоки финансовых ресурсов на те направления отечественной экономики, которые являются наиболее важными для страны и ее граждан. Не стоит отрицать, что в бюджете 2017-2019 гг. сделана явная попытка решения этих проблем, тем не менее, за эти годы не намечается ни выход из замедленной динамики экономического роста, ни актуальная в нынешний период реструктуризация «модели развития» экономики страны, которая отвечает требованиям глобализируемой мировой экономической системы.

Использованные источники:

1. Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации / Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. Режим доступа URL: https://www.minfin.ru/ru/search (дата обращения 01.07.2018);

2. Федеральная служба государственной статистики: уровень бедности. Режим доступа URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics (дата

обращения 01.07.2018);

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения / Бедность: где грань? Режим доступа URL: https: //wciom.ru/index (дата обращения 01.07.2018);

4. Министерство финансов России. Режим доступа URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 01.07.2018).

УДК 37.09

Заочинский М. С. студент

кафедра «Технология и безопасность жизнедеятельности» Северный Арктический федеральный университет научный руководитель: Чернова Н.В.

доцент Россия, г. Архангельск Я КАК СУБЪЕКТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Аннотация:

В данной статье рассматривается вопрос о субъекте правового образовательного пространства, его правах, обязанностях. Подробно рассмотрены права и обязанности учащихся.

Ключевые слова: образовательное пространство, право, субъект, обязанности.

Zaochinsky M.S.

student of the Department " Technology and life safety»

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Supervisor: Chernova N.B.

professor

I LIKE THE SUBJECT OF THE LEGAL EDUCATION SPACE

Annotation:

This article deals with the issue of the subject of legal educational space, its rights and obligations. The rights and duties of students are considered in detail.

Key words: educational space, law, subject, responsibilities.

Образовательное пространство - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Под пространством подразумевается вся образовательная сфера, а также всё влияние на неё. Образовательное пространство организовано как скопление, совокупность, множество образовательных систем[1].

Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.