экономические науки
Тилиндис Татьяна Витальевна, Рудич Виолетта Денисовна ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ...
УДК 338.24
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0074
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
© 2019
Тилиндис Татьяна Витальевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Рудич Виолетта Денисовна, менеджер по продажам ООО «Фреш 25»
(690069, Россия, Владивосток, улица Давыдова, 18, e-mail: [email protected])
Аннотация. Предпринимательская деятельность играет важную роль в экономике государства. Активное участие населения в предпринимательстве положительно сказывается на росте благосостояния самого населения, помогает решить социально-экономические проблемы, а также способствует экономическому росту всей страны. Налоговые отчисления от экономической деятельности населения формируют основную часть государственного бюджета. Поэтому государство должно быть заинтересовано в стимулировании предпринимательской активности населения. На данный момент существует много различных государственных программ по развитию малого и среднего бизнеса, но, к сожалению, не все из них достаточно эффективны. Предприятия малого и среднего бизнеса продолжают сталкиваться с множеством препятствий на пути осуществления экономической деятельности. В ходе данного исследования был проведён анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса. Эта сфера коммерческой деятельности является прибыльной не только для её организаторов, но и для государства. В России такой вид бизнеса облагается самыми высокими налогами. Поскольку государство заинтересовано в пополнении бюджета, оно должно поддерживать данный сектор предпринимательства, формируя эффективную законодательную систему регулирования. Однако, были выявлены различны преграды, создаваемые государством на пути осуществления развития игорного бизнеса. Наличие этих препятствий было подтверждено исследованием ВЦИОМ. В конце статьи предлагаются рекомендации по устранению обнаруженных проблем.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, игорный бизнес, малый и средний бизнес, государственное регулирование игорного бизнеса, азартные игры, проблемы игорного бизнеса.
PROBLEMS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES REGULATION, INCLUDING GAMBLING BUSINESS
© 2019
Tilindis Tatiana Vitalievna, Candidate of Technical Science, associate Professor of the Department of International Marketing and Trade
Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok Street, Gogol, 41, e-mail: [email protected]) Rudich Violetta Denisovna, manager of sales
LLC «Fresh 25»
(690069, Russia, Vladivostok, Davydov street, 18, e-mail: [email protected])
Abstract. Entrepreneurial activity plays an important role in the economy of the state. The active public participation in entrepreneurship has a positive effect on the growth of the well-being of the population, helps to solve social and economic problems, and also contributes to the economic growth of the whole country. Tax deductions from the economic activity of the population form the main part of the state budget. Therefore, the state should be interested in stimulating public entrepreneurial activity. At the moment there are many different government programs for the development of small and medium-sized businesses, but, unfortunately, not all of them are effective enough. Small and medium-sized businesses continue to face many obstacles to economic activity. In the study, an analysis of gambling business regulation was conducted. This area of commercial activity is profitable not only for its organizers, but also for the state. In Russia, this type of business is subject to the highest taxes. Since the state is interested in replenishing the budget, it should support this business sector, creating an effective legislative system of regulation. However, various barriers created by the state in the way of gambling business were revealed. The presence of obstacles was also confirmed by a VTslOM study. At the end of the article, we offer recommendations for addressing these problems.
Keywords: entrepreneurial activity, government regulation, gambling, small and medium businesses, government regulation of gambling, gambling, gambling business problems
Предпринимательство можно назвать платформой, на которой государство развивается и растет в условиях рыночной экономики. На сегодняшний день оно является одним из важнейших элементов экономики [1], определяющий темпы ее роста, способствующий поддержанию и развитию конкуренции и формирующий новый социальный слой общества. Также предпринимательство является ключевым фактором, обеспечивающий инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом [2]. Следовательно, от того, насколько совершенно предпринимательство в той или иной сфере, напрямую зависит уровень развития и самой страны. Поэтому государство уделяет должное внимание регулированию предпринимательской деятельности в части формирования его законодательных требований, однако отмечается тенденция их недостаточного практического применения предприятиями, что связывают с системой налогообложения, финансово-кредитными механизма-
ми, административными барьерами [2].
Данные проблемы характерны и для игорного бизнеса. На сегодняшний момент установлено, что государство сформировало пакет требований к данному виду деятельности, но они являются достаточно жесткими и предназначены только для крупных игроков, соответственно малый и средний бизнес имеет преграды к организации и осуществлению этого вида предпринимательства, что становится сдерживающим фактором для развития игорного сектора бизнеса.
Вследствие вышеизложенного целью исследования является выявление и анализ проблем предпринимательской деятельности, в том числе игорного бизнеса, с точки зрения государственного регулирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации
Tilindis Tatiana Vitalievna, Rudich Violetta Denisovna
PROBLEMS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES REGULATION .
economic sceinces
и ведении предпринимательской деятельности;
- рассмотреть государственное законодательство в области игорного бизнеса;
- подтвердить и обосновать выявленные проблемы, опираясь на результаты социологического исследования всероссийского центра изучения общественного мнения.
Практическую значимость работе придает запрос бизнеса.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в трех областях: экономической, административной и технической. Основой этого регулирования являются правовые нормы. На первом этапе исследования важно было понять, в какой сфере правового регулирования существуют проблемы. Для того, чтобы выявить их, нам необходимо провести анализ законодательных требований.
На уровне государственного регулирования существуют законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности; регулирующие правовые положения участников предпринимательской деятельности, материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации; законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства; законы, направленные на защиту права и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; и законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. При анализе законодательной базы предпринимательской деятельности установлено, что государственное регулирование обеспечено всеми необходимыми законодательными актами.
Но, несмотря на то, что государство обеспечивает предпринимательскую деятельность всеми необходимыми законами, возникают проблемы в регулировании малого и среднего бизнеса, а именно: наличие недостатков в нормативно-правовой базе, отсутствие эффективных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития предпринимательства, необходимость преодоления излишних административных барьеров на всех этапах деятельности торгового предприятия, непродуктивная государственная система поддержки малого и среднего бизнеса [3]. Крупные предприятия чаще всего с данными проблемами не сталкиваются.
Больше всего вопросов у предпринимателей в целом возникает как раз в области экономического регулирования [4], по той причине, что налоги, пошлины и т.п. являются достаточно затратной статьей расходов организации. Так, например, повышение НДС в 2019 году определенно не стало стимулом для увеличения предпринимательской активности.
Что касается игорного бизнеса, то подробно изучим требования, предъявляемые законодательством к организаторам данного вида деятельности. Как известно, данный сектор бизнеса связан с «наличными» денежными средствами, что приводит к усложнению функции государства в части контроля над деятельностью игорных заведений [5]. Из-за существования большого количества подпольных казино в 2000-х, по причине которых государственный бюджет терял колоссальные денежные поступления, государство решило пойти по пути жесткого регулирования данного вида деятельности и в декабре 2006 г. вступил в силу ФЗ .№244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №244) [6]. Данный законопроект предъявляет ряд жестких требований и диктует условия желающим организовать деятельность в игорной сфере.
С вступлением ФЗ №244 ситуация не стала лучше, так из-за отсутствия опыта в регулировании данного вида деятельности государству до сих пор сложно его контролировать [7]. В подтверждение этому служит
рост числа осужденных за организацию подпольных казино [8].
Самым главным нововведением, вступившим в силу с 1 июля 2009 [9] в ФЗ №244 стало то, что осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (казино и залы с игровыми автоматами) на территории Российской Федерации разрешено исключительно в игорных зонах. На 2019 год данных зон пять, а именно: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградский край [10]. Данное ужесточение законодательства поспособствовало тому, что еще большее число организаций перешло в теневой бизнес.
Также ФЗ №244 устанавливает требования к стоимости чистых активов, которые в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не могут быть менее 600 миллионов рублей [10]. Тем самым государство исключает из данного сектора малый и средний бизнес [5]. Но ведь во всех развитых странах мира на долю малого и среднего бизнеса приходится около 60-70% ВВП [11]. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом любой макроэкономической системы [12]. Следовательно, нецелесообразно «отрезать» его от возможности организации такого прибыльного сектора для государства как игорный бизнес.
Следующий критерий, который является препятствием для организаторов игорного бизнеса - это налогообложение. Из всех видов предпринимательства в России игорный бизнес облагается самыми большими налогами. Налоговый кодекс устанавливает ставки, которые определяются законами субъектов РФ в следующих пределах: за один игровой стол от 50000 до 250000 рублей, за один игровой автомат от 3000 до 15000 рублей. И при этом налоговым периодом признается календарный месяц [13]. Из-за таких больших налогов данный сегмент является для государства весьма прибыльным [14], что должно порождать заинтересованность государства в развитии данной сферы.
Для того, чтобы открыть казино или зал с игровыми автоматами на территории РФ необходимо получить лицензию. Выдачей данных лицензий на организацию игорного бизнеса в России занимается Федеральная налоговая служба (ФНС). Данная процедура сопровождается рядом требований к организатору, о которых говорилось выше (стоимость чистых активов, территориальное расположение) [15].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что существует достаточное количество преград для развития предпринимательства в области игорного бизнеса. С точки зрения экономического регулирования и территориального ограничения игорного бизнеса законодательство является достаточно жестким. Не все выбранные государством игорные зоны оказываются привлекательными для туристов и оправдывают себя, так как игорный бизнес может развиваться только при наличии хорошей транспортной инфраструктуры, постоянного туристического потока и города-миллионника поблизости [6]. Несмотря на то, что на территории РФ онлайн казино запрещены на законодательном уровне, это не мешает им спокойно существовать в интернет пространстве.
Жесткое законодательное регулирование является основной причиной, по которой падает предпринимательская активность в РФ. Проблемы подтверждаются соответствующими исследованиями.
В целях анализа предпринимательской деятельности, в том числе игорного бизнеса, необходимо изучить отношение населения России к предпринимательству в целом.
Для исследования также было необходимо выяснить: какие существующие барьеры препятствуют успешному предпринимательству и какие факторы, по мнению населения, влияют на успех в данной деятельности. По данным Всероссийского центра изучения общественно-
экономические науки
Тилиндис Татьяна Витальевна, Рудич Виолетта Денисовна ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ...
го мнения [16] (далее - ВЦИОМ) установлено, что отношение к бизнесу в РФ дифференцируется в зависимости от его масштабов: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше (90% положительно), чем к крупному (67% положительно). При анализе подобного исследования во ВЦИОМ за 2009 год наблюдается тенденция к улучшению отношения к малому и среднему бизнесу, 79% респондентов сообщили о положительном отношении. К крупному бизнесу относятся не так положительно, возможно, часть населения не считает доход крупного бизнеса честным, что и вызывает негативную реакцию. Значит, есть смысл направлять силы на развитие малого и среднего предпринимательства.
Уровень предпринимательской активности за 2008 и 2017 года, по данным исследования [16], изменился. Результаты представлены на рисунке 1.
40% 30% 20% 10% 0%
32%
22%
2008 год
2017 год
40% 20% 0%
53%
34%
24%
Наличие стартового капитала
Значимость команды
Значимость личных качеств
фактор административного давления на бизнес остался почти неизменным (27% в 2009 году и 26% в 2017 году).
По результатам проведенных исследований [19] большинство предпринимателей считают, что главные трудности заключаются в подборе сотрудников и нехватке опыта и знаний у самого предпринимателя. На рисунке 3 приведены полученные данные.
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%
31% 31%
26%
Рисунок 1 - Доля желающих открыть свой бизнес
Как видно из рисунка 1, за 9 лет доля желающих открыть свой бизнес упала на 10%. Если относить данные результаты к игорному бизнесу, то такой спад желающих открыть свой бизнес связан со вступившим в силу с декабря 2006 года ФЗ №244, который на сегодняшний день запрещает организацию игорного бизнеса по всей России, кроме специальных 4 зон, на 2019 год данных зон 5 [17]. После введения данного закона часть казино закрылось, а некоторые ушли в подполье. С каждым годом количество судебных дел в отношении незаконной организации игорного бизнеса растет, а наказания ужесточаются [18]. Жесткие требования к организаторам игорного бизнеса при получении лицензии также не способствуют повышению интереса.
По данным информационного источника [16], большинство респондентов (53%) считают наличие стартового капитала главным для успешного бизнеса. Результаты опроса представлены на рисунке 2.
60%
Рисунок 2 - Главные факторы успеха в бизнесе
Из рисунка 2 видно, что второе место занимает такой фактор как команда (34%), а на третьем - значимость личных качеств предпринимателя (24%). Начать собственное дело, по словам респондентов, в первую очередь помогло бы улучшение материального благосостояния. Не зря большинство респондентов наличие стартового капитала считают одним из самых главных факторов, ведь строительство, закупка профессионального оборудования, наем кадров и т.п. действительно требуют немалых вложений. Все это можно отнести и к игорному бизнесу, деятельность которого невозможно осуществлять без закупки соответствующего дорогостоящего оборудования (игровые автоматы, столы и др.).
Касательно существующих барьеров, по данным исследования [16], большинство респондентов считают бюрократию и административное давление основными и неизменными препятствиями для открытия бизнеса в России, в том числе игорного. За 8 лет исследований
0%
Трудности в Нехватка опыта и Личные барьеры подборе знании у предпринимателя
сотрудников предпринимателя
Рисунок 3 - Основные препятствия в бизнесе, по мнению предпринимателей
Из рисунка 3 видно, что на первое место среди препятствий предприниматели ставят трудность в подборе сотрудников (31%) и нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%), а также личные барьеры (неуверенность в себе, страх) предпринимателя (26%). Как мы видим, в целом, сами предприниматели не сталкиваются с трудностями государственного регулирования или барьерами, связанными с этим, но, однако, так как наш объект исследования - предпринимательская деятельность в области игорного бизнеса, то выше уже установлено, что законодательные барьеры всё-таки существуют.
Стоит отметить, раз большинство респондентов считает, что при создании бизнеса возникают трудности в подборе сотрудников, это можно считать одной из причин упадка предпринимательской активности (рисунок 1). Исходя из данных, можно сделать вывод, что большинство предпринимателей сомневаются в возможности подобрать достаточно квалифицированный персонал в данной области. Отсюда возникает проблема дефицита квалифицированных кадров. Подбор обслуживающего персонала является одним из важнейших вопросов при организации работы игорного заведения. Работа в сфере игорного бизнеса специфична, поэтому набрать штат для такого рода деятельности достаточно сложно.
Также, по данным исследования [19] установлено, что 36% предпринимателей считают снижение налогов или введение налоговых каникул для новых бизнесменов необходимым нововведением со стороны государственного регулирования бизнеса. Выше уже было сказано, что игорный бизнес облагается большими налогами. Снижение налоговых ставок способствовало бы повышению интереса предпринимателей к данной области бизнеса.
По данным исследования [16] роль бизнеса населением России оценивается положительно. Большинство респондентов видят основную пользу от бизнеса в создании рабочих мест (28%), а также пополнении государственного бюджета (13%), повышении доступности (12%) и ассортимента товаров и услуг (10%). Игорный бизнес в частности предоставляет много рабочих мест, и за счёт его существования бюджет государства пополняется большими налоговыми поступлениями. По этим причинам игорный бизнес можно считать важным в формировании экономики страны.
По данным исследования [19] был сформирован перечень предложений от предпринимателей к российским властям. Он включает в себя следующее:
- снижение налогов (36%),
- снижение ставок по кредитам (12%),
- упрощение отчетности/бюрократии (10%),
- поддержка и субсидии (7%),
Tilindis Tatiana Vitalievna, Rudich Violetta Denisovna
PROBLEMS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES REGULATION .
economic sceinces
- независимый суд (7%),
- сокращение проверок (5%),
- введение предмета «Предпринимательство» в школах и вузах (5%),
- прочее (18%).
По этим данным видим, что большинство предпринимателей не устраивают высокие налоги, поэтому данный критерий можно считать одним из главных препятствий в ведении успешного бизнеса и в желании заниматься данным видом деятельности. Не оставим без внимания такой критерий, как введение предмета «предпринимательство» в школах и вузах, так как по рисунку 3 был сделан вывод, что предприниматели сомневаются в наличии квалифицированных специалистов. Однако, решить эту проблему можно с помощью внедрения обязательных образовательных программ, которые поспособствуют осведомлению населения о ведении предпринимательской деятельности. При таком изменении процент озадаченности в подборе сотрудников гарантированно снизится, а уровень предпринимательской активности вырастет.
Таким образом, в государственном регулировании предпринимательской деятельности, в том числе сфере игорного бизнеса, существуют проблемы. Для успешного развития предпринимательской деятельности, а, следовательно, экономики страны в целом, необходима продуктивная система поддержки бизнеса, которая будет стимулировать предпринимательскую активность. Что касается игорного бизнеса, то организаторы часто сталкиваются с проблемами, которые затрудняют деятельность в данной сфере. Инфраструктура азартных игр в Российской Федерации развивается в пользу крупного бизнеса и во вред среднему и малому, что вряд ли является рациональным со стороны поступления налогов, а также со стороны создания рабочих мест в индустрии отдыха небольших городов с низким уровнем дохода [20].
Игорный бизнес может быть прибыльным как для организаторов, так и для государства, необходимо развивать данный сектор, а не ограничивать его. Данные проблему можно решить путем внесения изменений в законодательство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. БирюковВ.В., СоловьеваЕ.А.Структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики // Омский научный вестник №4 (131) 2014. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/strukturnye-izmeneniya-v-sektore-malogo-i-srednego-predprinima-telstva-v-usloviyah-formirovaniya-innovatsionnoy-ekonomiki
2. Сулейманова К.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции //Российское предпринимательство 16(16) 2015. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-problemy-i-tendentsii
3. Данилюк Ю.В., Шульцев В.А., Цой Л.А. Развитие системы инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого №86 2015. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-infrastrukturnogo-obespecheniya-funktsionirovaniya-malogo-predprinimatelstva
4. Исследование НАФИ и платформы для предпринимателей «Деловая среда»: проблемы бизнеса в России сегодня //Аналитический центр НАФИ — 05.03.2018. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-problemy-biznesa-v-rossii-segodnya/
5. Степасюк С.А. Государственное регулирование игорного бизнеса //Интерактивная наука 2017. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-igornogo-biznesa
6. Почему российские игорные зоны так и не заработали за 10 лет // Ведомости 14.01.2019. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/01/14/791383-igornie-zoni
7. Козлова А.Л. Проблемы регулирования игорного бизнеса в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий №4 2014. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// ekonomika.snauka.ru/2014/04/5015
8. За казино ответит арендодатель. Правительство предложило новый способ борьбы с азартными играми //РБК 07.06.2016. [Электронный ресурс]/ Режим доступа https://www.rbc.ru/newspaper /2016/06/08/5756ee839a79470e73860be2
9. Регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации //Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/10/main/ broshura_AI_19102017.pdf
10. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ // Консультант плюс. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64924/
11. Доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Министерство экономического развития России 12.01.2016. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ smallbusiness/201601128507
12. Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства // Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск 3(185) 2016. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-opyt-nalogovogo-stimulirovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva
13. «Налоговый кодекс Российской Федерации» часть 2 от 05.08.2000 № 117 ФЗ // Консультант плюс. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/
14. Сколько денег приносит игорный бизнес другим государствам // НЭП финансовый журнал [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://nep.co.il/skolko-deneg-igornyj-biznes-prinosit-drugim-gosudarstvam/
15. Как получить лицензию для открытия своего казино в России // GRW 18.05.2018. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https:// rgweek.com/ru/article/kak-poluchit-litsenziyu-dlya-otkritiya-svoego-kazino-v-rossii-88834
16. Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха //ВЦИОМ 09.10.2017. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116444
17. Малая Т. Н., Шарипкова Д.С. О требованиях к юридическим лицам — организаторам игорного бизнеса // Universum: экономика и юриспруденция 2015. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-trebovaniyah-k-yuridicheskim-litsam-organizatoram-igornogo-biznesa
18. Наказание за подпольные казино будет ужесточено // Российская газета 18.07.2018. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://rg.ru/2018/07/18/nakazanie-za-podpolnye-kazino-budet-uzhestocheno.html
19. Бизнес-школа Сколково и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям // Сколково. Московская школа экономики 09.10.2017. [Электронный ресурс]/Режим доступа:http:// www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/item/4647-2017-10-09-wciom/
20. Степасюк С.А. Проблемы государственного регулирования игорного бизнеса // Интерактивная наука 2017. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-igornogo-biznesa
Статья поступила в редакцию 16.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019