Научная статья на тему 'Общая характеристика современных форм объединения капиталов, применяемых в Европейском Союзе'

Общая характеристика современных форм объединения капиталов, применяемых в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОМПАНИЯХ / ЕДИНЫЙ (ОБЩИЙ) РЫНОК ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / UNITED (OVERALL) MARKET OF THE EUROPEAN UNION / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ / TRANSNATIONAL ACTIVITIES OF FIRMS / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИЙ / COMPETITIVENESS OF COMPANIES / LEGISLATION ABOUT COMPANIES / CORPORATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев А. А.

В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты унификации правовых условий, связанных как с образованием, так и с деятельностью компаний в рамках европейского правового поля. Изучаются наиболее актуальные проблемы гармонизации механизма предпринимательской деятельности в государствах-членах Европейского Союза. Рассматриваются директивы, связанные с оптимизацией национального права компаний, приводится общая экономико-правовая характеристика деятельности Европейского объединения по экономическим интересам, Европейской компании, а также Европейской ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF NOWADAYS FORMS OF CONSOLIDATION OF CAPITAL, USED IN THE EUROPEAN UNION

In this article some aspects of unification of juridical conditions, combined with formation and activities of companies in limits of European legal field, are considered. The most actual problems of harmonization of mechanism of business activities in states of the European Union are investigated. Directives, connected with optimization of national law of companies, are considered, general economic and juridical characteristics of activities of the European Economic Interest Grouping, a European company and a European association is taken.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика современных форм объединения капиталов, применяемых в Европейском Союзе»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАПИТАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЕВРОПЕЙСКОМ

СОЮЗЕ

А.А. Яковлев,

кандидат экономических наук, доцент Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление

народным хозяйством Рецензент: доктор экономических наук, профессор, Н.Д. Эриашвили E-mail: [email protected]

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты унификации правовых условий, связанных как с образованием, так и с деятельностью компаний в рамках европейского правового поля. Изучаются наиболее актуальные проблемы гармонизации механизма предпринимательской деятельности в государствах-членах Европейского Союза. Рассматриваются директивы, связанные с оптимизацией национального права компаний, приводится общая экономико-правовая характеристика деятельности Европейского объединения по экономическим интересам, Европейской компании, а также Европейской ассоциации.

Ключевые слова: регулирование предпринимательской деятельности; законодательство о компаниях; единый (общий) рынок Европейского Союза; транснациональная деятельность фирм; интеграционные процессы; корпоративное управление; конкурентоспособность компаний.

GENERAL CHARACTERISTICS OF NOWADAYS FORMS OF CONSOLIDATION OF CAPITAL, USED IN THE EUROPEAN UNION

A.A. Yakovlev,

candidate of economics science, assistant professor Moscow university of Ministry of internal affairs, Russia

Annotation: in this article some aspects of unification of juridical conditions, combined with formation and activities of companies in limits of European legal field, are considered. The most actual problems of harmonization of mechanism of business activities in states of the European Union are investigated. Directives, connected with optimization of national law of companies, are considered, general economic and juridical characteristics of activities of the European Economic Interest Grouping, a European company and a European association is taken.

Keywords: regulation of business activities; legislation about companies; united (overall) market of the European Union; transnational activities of firms; integration processes; corporative management; competitiveness of companies.

Можно сказать, что объективная необходимость приведения к единообразию правовых условий как образования, так и функционирования компаний в государствах-членах Евросоюза является одним из ключевых требований в комплексе регулирования

предпринимательской деятельности. Она в основном направлена на образование однородной правовой среды для предприятий (организаций) путем унификации национального законодательства о компаниях в указанных государствах.

Осуществляемая в настоящее время в пределах Европейского Союза оптимизация условий предпринимательства в своей сущности базируется на нормах Римского договора 1957 г. об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Деятельность организаций (компаний) регулируется, главным образом, в главе 2 «О праве на поселение», согласно которой отдельным лицам (структурам) государств-участников ЕЭС предоставляется право заниматься любым видом постоянного бизнеса и организовывать отделения, филиалы (агентства) в иных государствах-участниках с учетом действия общего принципа национального режима. В соответствии с нормами указанного договора Советом Европейского Союза была разработана Генеральная программа по устранению ограничений на свободу учреждения внутри Евросоюза компаний государств-участников. При этом Совет и Комиссия ЕС координируют (в случаях необходимости) систему общих мер по защите интересов отдельных организаций в странах ЕС. В соответствии с положениями Римского договора, под обществами можно рассматривать как таковые с точки зрения гражданского (торгового) права, включая как кооперативные объединения, так и другие юридические лица, имеющие публично-правовой (частноправовой) статус, кроме системы обществ, не преследующих коммерческих целей. Также согласно Римскому договору государства-члены ЕС имеют право вступать в абсолютно любые переговорные процессы друг с другом в целях взаимного признания обществ (организаций), сохранения ими правосубъектности при перенесении места деятельности из одного государства в другое и создания определенных возможностей для слияния компаний, подчиненных законодательству различных национальных государств.

Римский договор 1957 г. однозначно закрепил действие принципа недискриминации по отношению к деятельности как физических, так и юридических лиц государств-членов Евросоюза на территории друг друга и явился основой для требуемого сближения национального права о компаниях данных государств.

Вопросы, касающиеся соотношения национального права отдельных государств-членов ЕС с общим (рамочным) законодательством ЕС, требуют постоянного согласования и уточнения, какие общеевропейские правила являются действующими в конкретной сфере регулирования, какие существенные изменения или дополнения они вносят в национальное законодательство относительно конкретных вопросов.

Правовое положение компаний в государствах-членах ЕС ранее регулировалось в основном национальным законодательством, которое в отдельных

государствах имело довольно серьезные различия. Оно, главным образом, затрагивало вопросы классификации фирм по правовому положению, порядка создания и ликвидации организаций, состава акционерного капитала, структуры управления компанией, общих правил ведения хозяйственной деятельности и подготовки общей отчетности.

После образования единого рынка в рамках Евросоюза появилась необходимость гармонизации (унификации) правовых оснований деятельности фирм в государствах-членах. Для этого еще в середине ХХ в. была разработана и принята Генеральная программа, предусматривавшая устранение абсолютно всех ограничений, касающихся вопросов свободы создания компаний в государствах-членах ЕС. На основе материалов данной программы Комиссия ЕС начала работу по гармонизации общих условий осуществления предпринимательства для юридических лиц и обеспечению равных гарантий для акционеров и кредиторов (находящихся в государствах-членах ЕС).

На первоначальном этапе Комиссия ЕС ставила перед собой в качестве задач устранение национальных границ, оказание содействия развитию малого (среднего) бизнеса, поощрение транснациональной деятельности в рамках ЕС и образование крупных трансъевропейских компаний, поощрение кооперации между фирмами (предприятиями) государств-членов в целях повышения конкурентоспособности (особенно между малыми и средними компаниями), образование единого (общего) внутреннего рынка.

Таким образом, в основу гармонизации национального права компаний были положены подготовленные Комиссией ЕС директивы, которые впоследствии были приняты Советом ЕС. Директивы устанавливают единые нормы, регулирующие работу фирм, имеющих место деятельности на территории Евросоюза.

Директива первая — о регистрации компаний (1968 г.) — устанавливает определенные меры предосторожности, которые должны соблюдаться в целях защиты интересов организаций государств-членов ЕС и других фирм по требованию фирмы государства-участника ЕС. Она также определяет общий порядок ведения реестров и некоторые случаи обжалования признания компании недействительной, обязывая при этом все компании публиковать данные об акционерном капитале, а также годовую бухгалтерскую отчетность. Директива вторая — о минимальном капитале (принята в 1976 г.) — устанавливает унифицированные условия образования и формирования капитала публичных компаний в целях протекции интересов акционеров (кредиторов). Директива третья — о слияниях (1978 г.) — направлена на содействие слияниям фирм, которые

образованы на базе национального законодательства государств-членов ЕС, а также защиту интересов акционеров (кредиторов), работников и держателей облигаций в случаях слияний. Директива четвертая — о бухгалтерской отчетности (принята в 1978 г.) — гармонизирует содержание, порядок, а также основные методы подсчета, применяемые в ежегодной бухгалтерской отчетности публичных компаний (кроме кредитных организаций и компаний в сфере страхования). Директива пятая — о структуре компании, участии работников (разработана в 1972 г., с изменениями 1983 и 1991 гг.) — относится к общей структуре компаний публичного права. Директива шестая — о разделении компаний (принята в 1982 г.) — унифицирует правила, которые регулируют процессы разделения публичной компании с ограниченной ответственностью. Директива седьмая — о консолидированной бухгалтерской отчетности (1983 г.) — устанавливает единые (рамочные) требования относительно подготовки консолидированной годовой бухгалтерской отчетности, включающей как минимум одну публичную (частную) компанию. Директива восьмая касается вопросов квалификации аудиторов (разработана в 1984 г.). Директива девятая регулирует отношения между материнской и дочерними компаниями (1984 г.). Директива десятая — о международных слияниях (разработана в 1985 г.) — связана в целом со слияниями международных компаний с ограниченной ответственностью, находящихся в одном государстве. Директива одиннадцатая — о правилах представления сведений о филиалах (разработана в 1989 г.) — устанавливает общие требования к филиалам, находящимся в других государствах-членах ЕС, по отношению к материнской компании. Директива двенадцатая — о единоличных компаниях (разработана в 1989 г.) — регулируетет порядок создания компании одним лицом в форме общества с ограниченной ответственностью. Директива тринадцатая — о процедуре передачи акций (1988 г.) — касается регулирования биржевых сделок по скупке контрольного пакета акций европейской компании с целью ее поглощения, при этом она направлена на создание в рамках ЕС унифицированного правового механизма сделок, способствующих концентрации капитала в целом.

Из указанных директив, разработанных Комиссией и направленных в Совет ЕС, были одобрены и приняты только девять: первая, вторая, третья, четвертая, шестая, седьмая, восьмая, одиннадцатая, двенадцатая. Большинство директив направлено на унификацию условий как деятельности, так и отчетности организаций, а также на защиту прав акционеров (кредиторов), обеспечение им максимально равных гарантий. Так, например, третьи лица, связанные с деятельностью акционерных компаний, имеют право анализа информации относительно их финансового положения и о полномочиях тех лиц,

которые действуют от их имени. Указанное стало возможным благодаря принятию комплекса унифицированных правил по публикации данных о компаниях и положений о ведении регистров.

При этом следует отметить, что государства далеко не всегда соблюдают сроки реализации директив Комиссии ЕС в национальном законодательстве в связи со сложностью проведения унификации нормативов в сфере налогообложения, участия персонала в деятельности компаний, условий функционирования компаний в целом.

Необходимо обратить внимание на то, что в изданной в 1985 г. «Белой книге» по вопросам завершения образования единого (общего) внутреннего рынка в рамках ЕС предусматривались дальнейшая гармонизация права компаний и создание оптимальных условий сближения национального законодательства государств-членов как юридической основы сотрудничества между организациями.

В соответствии с положениями данного документа был принят ряд директив относительно дальнейшего сотрудничества компаний в государствах-членах ЕС, главным образом, действующих в виде акционерных обществ (в целях как производственной, так и сбытовой кооперации внутри единого рынка).

При этом было установлено, что абсолютно все организации подобного типа обязаны подчиняться ряду императивных предписаний:

а) осуществлять публикацию в государственном торговом реестре или в специализированных национальных изданиях свои учредительные документы;

б) осуществлять публикацию информации относительно своей деятельности;

в) осуществлять соблюдение установленного уровня уставного капитала, а также активов, подпадающих под экономическую оценку;

г) реализовывать соблюдение требований, относящихся к составлению и опубликованию годовой финансовой отчетности.

Невыполнение указанных требований, а также явное несоответствие предмета деятельности организации учредительным документам следует рассматривать как основание для признания ее недействительной.

В соответствии с положениями «Белой книги» правила транснациональной деятельности компаний в рамках ЕС были унифицированы в принятом в 1989 г. Советом ЕС Регламенте о Европейском объединении по экономическим интересам (ЕОЭИ). Регламент является основой общего права компаний ЕС, поскольку исключил подчинение фирм — членов ЕОЭИ национальному законодательству и подвел их под единые правила ЕС, создавая тем самым оптимальные условия для развития как общехозяйственных, так и научно-технических связей между компаниями государств-членов ЕС. Согласно Регламенту, ЕОЭИ образуется методом заключения соот-

ветствующего соглашения между двумя (несколькими) участниками двух государств-членов ЕС. ЕОЭИ не может осуществлять самостоятельную производственную деятельность, отличающуюся от деятельности его участников, предметом же его деловой активности можно считать предоставление ряда услуг своим ассоциированным членам, которые сохраняют экономическую самостоятельность, главным образом, мелким (средним) организациям. ЕОЭИ в целом стимулирует и координирует деятельность своих членов, облегчает им получение заказов, содействует оптимизации сферы их деятельности, осуществляет субсидирование расходов.

Первоначально предполагалось, что требуемым инструментом гармонизации права компаний станет система многосторонних конвенций, заключаемых между государствами-членами ЕС (на основе Учредительных договоров). Но в связи с установленной процедурой вступления конвенций в силу лишь после их соответствующей ратификации появился ряд затруднений — из-за возникновения разногласий ни одна из разработанных конвенций в области права компаний не была принята до сегодняшнего дня.

В ЕС в настоящее время ведется активная деятельность по формированию однородной правовой среды в сфере предпринимательства. Главная цель политики в указанной сфере — усиление интеграционных процессов и экономической основы ЕС, она направлена на максимальное сближение национального законодательства государств-членов, выработку общих требований в области права компаний. Создание в 90-е гг. ХХ в. единого внутреннего рынка, предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан в странах ЕС (система «четырех свобод»), явилось одним из стратегических средств усиления международных позиций государств-членов ЕС.

Законодательство о компаниях, принятое в Евросоюзе, отражает в целом результаты осуществляемой в рамках ЕС работы по унификации нормативного регулирования деятельности компаний с ограниченной ответственностью. Унификация осуществлялась, главным образом, путем принятия Советом ЕС документов в форме директив, обязывающих государства-члены к изменению национального законодательства о компаниях при сохранении за ними свободы в выборе как форм, так и методов регулирования деятельности организаций.

Законодательство о компаниях в государствах Евросоюза формировалось поэтапно на основе Учредительных договоров и по мере подготовки Директив ЕС. Оно оформлялось принятием законов или подзаконных актов.

Так, например, в Великобритании основным законом о компаниях является Акт о компаниях, принятый в 1985 г., объединивший акты о компаниях, изданные в 1967, 1972, 1980 и 1981 гг. Акты 1972 и 1980 гг. предусматривали применение положений

Директив первой и второй и касались вопросов распределения полномочий, классификации компаний, образования акционерного капитала и распределения прибыли. Акт 1980 г. включал некоторые национальные требования, относящиеся в основном к деятельности директоров и осуществлению внутрифирменных сделок. Акт о компаниях 1981 г. ввел новое понятие «малая компания», которая представляет ограниченную отчетность и не должна соответствовать определенным уставным условиям. В законе о компаниях от 1985 г. содержатся основные принципы образования и деятельности фирм, причем предусматривается, что крупные публичные компании подлежат дополнительно правовому регулированию фондовой биржей. В законе устанавливается порядок регистрации компаний с ограниченной ответственностью, которые могут быть публичными или частными. Публичная компания определяется как компания, ограниченная долей участия или гарантией наличия акционерного капитала, чей меморандум утверждает, что компания является публичной и соответствует условиям регистрации такой компании. Частной считается компания, которая не является публичной. В законе 1985 г. учтены рекомендации Директивы четвертой ЕС, а также большинство положений Директив седьмой и восьмой.1

Следует особо отметить, что гармонизация юридических требований к образованию и деятельности компаний органами ЕС осуществляется только в том объеме, в котором это необходимо для оптимального функционирования единого рынка. В ряде вопросов было решено создать комплекс общих правил (например, была принята классификация фирм по правовому положению). При этом за государствами-членами ЕС сохраняется свобода в выборе форм и методов деятельности компаний. Органы ЕС вводят единообразные правила только в тех сферах, где это необходимо для ликвидации препятствий на пути свободного движения факторов производства и товаров (либо для минимизации воздействия факторов, нарушающих конкуренцию).

Инструментом стимулирования крупного трансъевропейского бизнеса можно считать Устав Европейской компании (ЕК), который довольно подробно регламентирует вопросы, связанные с юридическим статусом, а также является некой основой унифицированного права компаний Европейского Союза. Устав призван способствовать объединению в единое целое экономических и юридических условий для эффективной деятельности европейских предприятий (организаций). Цель создания ЕК — это активизация межгосударственных хозяйственных связей в рамках ЕС, а также увеличение уровня конкурентоспособности компаний государств-членов ЕС. Следует отметить, что ЕК, учреждаемая на основе унифицированного правопорядка, применяемого в Европейском Союзе, в определенной степени

все же способствует облегчению транснациональных слияний компаний и оказывает значительное содействие образованию в рамках ЕС масштабных транснациональных компаний в аспекте европейского правового поля, способных конкурировать с корпорациями Японии и США. Устав ограничивает участие в ЕК фирм третьих государств, хотя и предполагает, что в их состав имеют право входить дочерние компании организаций третьих государств, расположенные в пределах ЕС. Независимо от характера деятельности ЕК должна иметь цели, направленные на получение прибыли. ЕК создается, как правило, в форме публичного акционерного общества и может быть зарегистрирована в любом государстве-члене ЕС.

Указанный порядок образования ЕК содействует созданию групп компаний, между которыми устанавливаются отношения в рамках системы «контроль — подчинение», причем когда ЕК является дочерней компанией, то ее деятельность будет подчиняться правопорядку государства, в котором зарегистрирован ее административный центр.

Также одной из новых форм объединения капиталов в рамках ЕС можно считать и Европейскую ассоциацию (Регламент об уставе Европейской ассоциации, а также дополняющая его Директива об участии работников в управлении были разработаны в 1993 г.).

Основной целью создания данной правовой формы было предоставление возможности ассоциациям и фондам различных государств-членов беспрепятственно осуществлять свою деятельность в рамках ЕС. Согласно Регламенту, Европейская ассоциация представляет собой организацию (объединение физических или юридических лиц), участники которой объединяют свои знания и усилия для достижения общей цели или же для того, чтобы представлять интересы определенных профессий или групп. Европейская ассоциация является некоммерческой и наделяется статусом юридического лица с момента ее регистрации в одном из государств-членов ЕС. Наднациональный характер Европейской ассоциации...обеспечивается требованием о том, что ее участниками могут быть исключительно юридические или физические лица, имеющие свое зарегистрированное местонахождение на территории одного из государств-членов ЕС, являющиеся гражданами по меньшей мере двух различных госу-дарств-членов.2

Главными органами Европейской ассоциации являются общее собрание и исполнительный комитет. К исключительной компетенции общего собрания относится принятие решения о внесении изменений в устав Европейской ассоциации (указанное решение может быть принято квалифицированным большинством от общего числа членов Европейской ассоциации). Члены исполнительного комитета являются представителями Европейской ассо-

циации в бизнес-отношениях с третьими лицами, а также в процессуальных действиях (вопросах). Они избираются на свою должность и освобождаются от нее только общим собранием.

Деятельность Европейской ассоциации может быть прекращена по решению общего собрания; в случае, если истек срок, на который она создавалась, или не была представлена информация о ее финансовой деятельности за последние три года, — то по решению суда (например, когда зарегистрированное местонахождение Европейской ассоциации переносится за пределы ЕС). Вопросы, связанные с ликвидацией Европейской ассоциации, ее несостоятельностью и банкротством, решаются на основании требований национального законодательства государства регистрации.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что сегодня в рамках ЕС имеет место довольно целенаправленная модернизация комплекса законодательства о компаниях, при этом общей задачей является выработка некоего рамочного законодательства, которое было бы одновременно достаточно гибким, отвечающим потребностям компаний и учитывающим влияние научно-технического прогресса. В частности, в настоящее время рассматриваются вопросы корпоративного управления, а также потенциальные возможности новелл в правовых формах компаний. С учетом того, что Европейский Союз является одним из интеграционных полюсов в современном мире, указанный опыт представляет несомненный интерес для экономически развивающейся России.

Литература

1. Анилионис Г.П., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. — М.: Междунар. отношения, 2005.

2. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. — М.: Издательство «Кон-салтбанкир», 2002.

3. Калашников Г. О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза. — М.: Международные отношения, 2007.

4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. — М.: Междунар. отношения, 2003.

5. Экономика Европейского Союза: Учебник / Г.Ю. Гагарина, В.В. Громыко, З.М. Окрут, О.В. Са-гинова. — М.: Экономистъ, 2003.

1 НГ-Политэкономия. 1999. № 6. Апр. С. 9.

2 Мирошниченко А.А. Public Relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика. М., 1998. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.