Научная статья на тему 'К вопросу об использовании опыта ЕС при гармонизации корпоративного законодательства стран ЕАЭС'

К вопросу об использовании опыта ЕС при гармонизации корпоративного законодательства стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / КОРПОРАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Леонид Петрович, Малая Татьяна Николаевна

В представленной статье рассматриваются проблемы унификации и гармонизации корпоративного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе сравнения с аналогичными процессами в Европейском Союзе (ЕС). Особое внимание уделяется вопросам развития евразийских транснациональных корпораций и общим тенденциям корпоративного права в интеграционных региональных образованиях. Сформулированы выводы о перспективах правового регулирования корпораций как в отдельных странах-членах ЕАЭС, так и всей организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков Леонид Петрович, Малая Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF USE OF EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION FOR HARMONIZATION OF CORPORATE LEGISLATION OF THE EAEU COUNTRIES

The article considers the problems of unification and harmonization of corporate legislation of the member States of the Eurasian Economic Union (EAEU) on the basis of comparison with similar processes in the European Union (EU). Particular attention is paid to the development of Eurasian transnational corporations and general trends of corporate law in the integration of regional entities. The conclusions about the prospects of legal regulation of corporations in individual member states of the EAEU and the organization as a whole are formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании опыта ЕС при гармонизации корпоративного законодательства стран ЕАЭС»

Волков Л. П., Малая Т. Н.

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА ЕС ПРИ ГАРМОНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

13.2. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА ЕС ПРИ ГАРМОНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

Волков Леонид Петрович, магистрант юридического факультета

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

leon1441@gmail.com

Малая Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

tmalaya@mail.ru

Аннотация: в представленной статье рассматриваются проблемы унификации и гармонизации корпоративного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе сравнения с аналогичными процессами в Европейском Союзе (ЕС). Особое внимание уделяется вопросам развития евразийских транснациональных корпораций и общим тенденциям корпоративного права в интеграционных региональных образованиях. Сформулированы выводы о перспективах правового регулирования корпораций как в отдельных странах-членах ЕАЭС, так и всей организации в целом. Ключевые слова: юридическое лицо, корпорация, унификация, гармонизация, интеграционное право, евразийская транснациональная корпорация.

THE QUESTION OF USE OF EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION FOR HARMONIZATION OF CORPORATE LEGISLATION OF THE EAEU COUNTRIES

Volkov Leonid P., master's student of the Faculty of Law Study place: FGBOU VO «Ogaryov Mordovian state university»

leon1441@gmail.com

Malaya Tatiana N., PhD in law, associate professor; the associate professor of civil law and process Work place: FGBOU VO «Ogaryov Mordovian state university»

tmalaya@mail.ru

Annotation: the article considers the problems of unification and harmonization of corporate legislation of the member States of the Eurasian Economic Union (EAEU) on the basis of comparison with similar processes in the European Union (EU). Particular attention is paid to the development of Eurasian transnational corporations and general trends of corporate law in the integration of regional entities. The conclusions about the prospects of legal regulation of corporations in individual member states of the EAEU and the organization as a whole are formulated.

Keywords: legal entity, œrporation, unification, harmonization, integration law, Eurasian Transnational Corporation.

В условиях развития интеграционных процессов в мире, основной целью которых является углубление экономической кооперации и сотрудничества между странами, вопрос о сближении корпоративного законодательства стран, входящих в межгосударственные объединения приобретает все большее значение. В значительной степени это связано с необходимостью тождественного понимания сущности юридических лиц, существующих в одноименных организационно-правовых формах на территории разных стран, а также для определения правового статуса создаваемых и функционирующих наднациональных юридических лиц. В этой части опыт Европейского Союза (ЕС) для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) бесценен. В то же время нельзя не отметить, что единого подхода к определению понятия корпоративного законодательства сегодня нет, равно как и определения корпорации.

В классическом понимании «корпорация» представляет собой юридическое лицо, основанное на членстве, образованное за счет объединения вкладов его участников, при этом

доля (акция, пай) каждого участника пропорциональна его вкладу, а управление осуществляется как всеми участниками, так и специально созданными органами. Именно такой подход сегодня содержится в статье 65.1 ГК РФ.

В большинстве стран-членов ЕС (независимо от принадлежности правовой системы к англосаксонской или романо-германской семье) отсутствует законодательное определение не только корпорации, но и юридического лица. Кроме того, на практике и в доктрине в зависимости от исторической традиции и правовой системы отдельных стран под «корпорацией» может пониматься и объединение, не являющееся юридическим лицом. Например, в соответствии с законодательством Англии, Германии и ряда других государств к корпорациям относятся и некоторые «неправосубъектные» объединения, каковыми, к примеру, являются полные товарищества (именуемые в германском праве - открытыми торговыми товариществами, в Англии - фирмами).

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

Что касается современной классификации корпораций, то в государствах-членах ЕС она напрямую зависит от монистического или дуалистического регулирования гражданского и торгового оборота. При этом корпоративное право большинства стран, входящих в Европейский Союз, подразделяет корпорации на частные и публичные, коммерческие и некоммерческие. Государства-члены ЕС, в целом, имеют сходные виды корпораций. Чаще всего таковыми являются акционерное общество, акционерная коммандита, общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, кооператив и некоммерческое объединение (союз), а также неправосубъектные объединения. Создание и существование различных форм корпораций обусловлено целями и задачами, стоящими перед его учредителями (участниками).

В государствах, входящих в состав Евразийского экономического союза, доктринальное понимание категорий «юридическое лицо» и «корпорация» во многом базируется на теориях юридического лица и корпорации, основы которых были изложены в трудах еще советских ученых. Понятие юридического лица во всех странах ЕАЭС закреплено законодательно, в отличие от категории «корпорация», определение которой есть лишь в Гражданском кодексе России. В то же время отсутствие понятия «корпорация» в законодательстве других государств-членов ЕАЭС не означает, что корпоративные отношения и корпорации отсутствуют в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии, но суть этого термина законодателями этих стран понимается по-разному.

Так, например, Земельным кодексом Республики Казахстан закреплено, что земельный участок может быть предоставлен в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательских корпораций по цене, исчисляемой по кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка; при этом оформление земельного участка в собственность социально-предпринимательских корпораций осуществляется только после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ч. 8 ст. 9)1. Следовательно, в данном случае под корпорацией понимается только акционерное общество.

В то же время в ст. 222 Налогового кодекса Республики Казахстан, говоря о корпоративном подоходном налоге, указывается, что его плательщиками «являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казах-стан»2. Требования к постоянному учреждению нерезидента установлены в ст.220 этого же кодекса. Указанный налог упоминается и в п. 1) ч. 1 ст. 49 Бюджетного кодекса Республики Казахстан3. В данном случае понятия «корпорация» и «юридическое лицо», по сути, отождествляются.

1 Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II (с изм. и доп.). URL : http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

2 О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) [Электронный ресурс] : кодекс Республики Казахстан от 25 дек. 2017 г. № 120-VI (с изм. и доп.). URL :http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

3 Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 дек. 2008 г. № 95-IV (с

изм. и доп.). URL : http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

В целом, законодательство о юридических лицах государств-членов ЕАЭС, построено по принципу: кодифицированный акт, содержащий понятие юридического лица, общие положения, касающиеся всех юридических лиц, и специальные законы. Кстати, подобный подход характерен и для некоторых государств-членов ЕС. В частности, таким же образом построено корпоративное законодательство бывших союзных республик, входящих ныне в Европейский Союз (Латвии, Литвы, Эстонии), а также Чехии.

Для любого государства, равно как и для созданных на их территории коммерческих корпораций, важное значение имеют режим налогообложения, степень прозрачности информации о бенефициарах («лиц с существенным контролем»), основания и размер ответственности участников (партнеров) корпорации по обязательствам корпорации, защита прав третьих лиц, в том числе кредиторов. Поэтому правовое регулирование по этим вопросам требует большего согласования на надгосударственном уровне, чтобы нормативные правовые акты, определяющие правовое положение конкретных видов юридических лиц, функционирующих на территории единого экономического пространства всех государств - участников межгосударственного объединения, были одинаково понимаемы.

Законодательство большинства государств-членов ЕАЭС, закрепляющее организационно-правовые формы корпораций фактически повторяет старую версию ГК РФ до внесения изменений в положения о юридических лицах. Так, до настоящего времени сохранена форма общества с дополнительной ответственностью практически во всех государствах-членах ЕАЭС, кроме РФ. Что касается такой организационно-правовой формы, как акционерное общество, то в отличие от законодательства большинства стран ЕАЭС, использующих ее лишь для коммерческих корпораций, в Республике Казахстан такая форма применима и для некоммерческих юридических лиц. По-разному определяются требования к имущественному капиталу.

Изучение опыта ЕС в гармонизации корпоративного законодательства дает возможность ускорить процесс формирования единых общих требований к нормативным правовым актам, устанавливающим требования к законам государств-членов ЕАЭС, определяющим правовое положение юридических лиц с ограниченной ответственностью, основания ответственности лиц, оказывающих существенное влияние на принятие решений от имени таких организаций.

Принятые директивы ЕС сблизили национальное законодательство государств - членов ЕС по целому ряду вопросов, касающихся регулирования правоотношений, связанных с:

- опубликованием корпорациями информации определенного вида;

- с регламентацией процесса подготовки и предоставления годовой финансовой отчетности;

- с раскрытием информации представительствами и филиалами корпораций (созданными на территории ЕС);

- с инициацией процесса поглощения компаний и трансграничных слияний юридических лиц4.

Это лишь часть направлений, по которым деятельность коммерческих корпораций в странах ЕС сегодня регламентируется на основе норм согласованного (гармонизированного) права.

4 Малая Т. Н. Некоторые проблемы унификации законодательства в межгосударственном объединении // Европейский Союз и Евразийский экономический союз: на пути к «большой Европе» от Лиссабона до Владивостока. Материалы международной научно-практической конференции. Саранск, 2016. С. 176.

Волков Л. П., Малая Т. Н.

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА ЕС ПРИ ГАРМОНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

Подобные акты, принятые на надгосударственном уровне помогли бы сблизить национальное корпоративное законодательство стран ЕАЭС,

Опыт ЕС в части развития корпоративного наднационального права, необходимо использовать для становления и развития корпоративного права ЕАЭС, в частности, для разработки основ правового регулирования евразийских юридических лиц и евразийских транснациональных корпораций. В настоящее время интеграционное право ЕАЭС не знает понятия «евразийских» юридических лиц, в то время как основными субъектами корпоративного права ЕС являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств-членов; европейские юридические лица (организации, учреждаемые согласно законодательству ЕС); иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность в пределах ЕС5.

К европейским юридическим лицам относятся, например, Европейское публичное общество с ограниченной ответственностью (Societas Europaea) на условиях и в порядке, установленных Регламентом ЕС № 2157/2001 «О статуте Европейской компании» от 8 октября 2001 г.6, Европейский кооператив (Societas Cooperativa Europaea) на условиях и в порядке, установленных Регламентом ЕС № 1435/2003 «О статуте Европейского кооператива» от 22 июля 2003 г.7Аналогов подобных юридических лиц в ЕАЭС пока нет.

Анализ национального и наднационального законодательства ЕС и ЕАЭС, дает основание констатировать отсутствие в законах большинства государств, входящих в их состав, определения корпорации, а в странах ЕС и определения категории «юридическое лицо», что позволяет четко показать соотношение понятий «юридическое лицо» и «корпорация». Видимо поэтому, в доктрине и на практике под корпоративным законодательством, как правило, понимается вся совокупность нормативных правовых актов, определяющих деятельность юридических лиц, в том числе, устанавливающих порядок их создания, а также основания и способы реорганизации и ликвидации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,02%.

Список литературы:

1. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II (с изм. и доп.). URL : http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

2. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) [Электронный ресурс] : кодекс Республики Казахстан от 25 дек. 2017 г. № 120-VI (с изм. и доп.). URL :http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

5 Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В. А. Жбанков, П. А. Калиниченко, С. Ю. Кашкин и др. ; отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М. : Проспект, 2015. - 416 с.

6 О Статуте Европейской компании рЕ) [Электронный ресурс] : Регламент № 2157/2001 Совета Европейского Союза (Вместе с <Публичными и частными компаниями с ограниченной ответственностью^ : принят в г. Люксембурге 08 окт. 2001 г. (с изм. и доп.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Об Уставе Европейского кооперативного общества рСЕ) [Электронный ресурс] : Регламент № 1435/2003 Совета Европейского Союза : принят в г. Брюсселе 22 июля 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 дек. 2008 г. № 95-IV (с изм. и доп.). URL : http://online.zakon.kz (дата обращения : 12.06.2018).

4. Малая Т. Н. Некоторые проблемы унификации законодательства в межгосударственном объединении // Европейский Союз и Евразийский экономический союз: на пути к «большой Европе» от Лиссабона до Владивостока. Материалы международной научно-практической конференции. Саранск, 2016. С. 176.

5. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В. А. Жбанков, П. А. Калиниченко, С. Ю. Кашкин и др. ; отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М. : Проспект, 2015. - 416 с.

6. О Статуте Европейской компании (SE) [Электронный ресурс] : Регламент № 2157/2001 Совета Европейского Союза (Вместе с публичными и частными компаниями с ограниченной ответственностью>) : принят в г. Люксембурге 08 окт. 2001 г. (с изм. и доп.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об Уставе Европейского кооперативного общества (SCE) [Электронный ресурс] : Регламент № 1435/2003 Совета Европейского Союза : принят в г. Брюсселе 22 июля 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Волкова Л.П. и Малой Т.Н.

«К вопросу об использовании опыта ЕС при гармонизации корпоративного законодательства стран ЕАЭС» Актуальность темы статьи, подготовленной Волковым Л.П. и Малой Т.Н подтверждается значимостью изучения проблем, связанных правовым регулированием предпринимательских отношений на территории межгосударственных объединений, целью создания которых является формирование единого экономического пространства.

Должный уровень регулирования отношений, возникающих по поводу создания и функционирования корпораций различных организационно-правовых форм необходим для углубления их сотрудничества, а значит, и для развития межгосударственных экономических отношений.

Практические и теоретические вопросы, связанные с закреплением и обеспечением свободы перемещения лиц, под которой, как на территории ЕС, так и в ЕАЭС, понимается и свобода учреждения, включающая в себя свободу создания и деятельности юридических лиц.

К числу важных проблем, нуждающихся в анализе и разрешении, следует, в частности, отнести определение и подходы к выработке такого понятия, как «корпоративное законодательство», определить проблемы и пути их преодоления при формировании единых подходов к регулированию отношений с участием корпораций

Сформулированные в статье положения развивают представления о понимании корпоративного законодательства, определения сути корпорации и юридического лица законодателями разных государств позволяют разрешить ряд теоретических и практических проблем, возникающих при гармонизации национальных правовых норм, обеспечивающих свобод учреждения.

Изложенный в работе материал ранее авторами не публиковался, его оригинальность по системе «Антиплагиатти» составляет более 80 %.

С учетом отмеченного, считаю возможным рекомендовать статью Волкова Л.П. и Малой Т.Н. «К вопросу об использовании опыта ЕС при гармонизации корпоративного законодательства стран ЕАЭС» к печати в рецензируемом научном журнале.

Рецензент,

д-р юрид. наук проф., зав. каф. «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета

Романовская О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.