УДК 346.2(477+4)
Д. В. Пономаренко,
кандидат экономических наук, ЗАО «Донецксталъ-металлургический завод»
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНСКИХ КОМПАНИЙ С УЧЕТОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В период финансового кризиса в Украине наблюдается острый дефицит финансовых ресурсов. Внутренние рынки капитала не могут обеспечить в достаточных объемах потребности украинских предприятий в оборотных средствах. В связи с этим необходимо искать как выход на альтернативные зарубежные рынки капитала, например, рынки капитала США и Европы, так и способы привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины.
Для размещения акций украинских предприятий на зарубежных фондовых биржах и привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины необходимо доскональное знание правил создания и деятельности компаний в странах Европейского Союза (далее ЕС), раскрытия информации в соответствии с требованиями законодательства государств-членов ЕС.
Именно поэтому заслуживают внимания как исследования в сфере экономики, так и права, посвященные анализу и гармонизации законодательства Украины о компаниях с право ЕС.
По мнению академика HAH Украины В.К. Мамутова, при решении вопроса об адаптации едва ли можно исходить из презумпции идеальности законодательства ЕС, в котором сформировался большой массив норм, громоздкость которого затрудняет его изучение и применение [1, с. 8].
Заслуживают внимания предложения H.H. Дятлен-ко по дальнейшему развитию и совершенствованию хозяйственного законодательства Украины с учетом правового опыта Австрии в части закрепления в Хозяйственном кодексе Украины норм, определяющих правовой статус публичных компаний в Украине [2, с. 119 — 130].
O.A. Ашурков и E.H. Каптуренко считают, что, несмотря на то, что вопросам адаптации национального права с правом ЕС отечественными авторами уделяется немало внимания, проблемы реформирования самого права ЕС, с учетом адаптации к нему законодательства Украины, пока остаются практически не исследованными. По мнению авторов, исключение составляют отдельные работы Е.Р. Кибенко, посвященные реформированию корпоративного права ЕС [3, с. 12].
Основным предметом исследования Е.Р. Кибенко выступило право ЕС, включая современный период реформ, а также законодательный опыт других европейских стран, США, Канады, Австралии. Особый интерес представляет сравнительный анализ регулирования отдельных групп корпоративных отношений в праве ЕС, Великобритании и Украины. С привлечением первоисточников автором исследуются вопросы создания обществ и раскрытия ими информации, формирования и поддержки размера капитала обществ, поглощения и ре-
организации. Важно то, что автором даны конкретные рекомендации по совершенствованию действующего корпоративного законодательства Украины с учетом современных тенденций развития европейского права [4, с. 11,145,229,345,370].
На сегодняшний день, по мнению ученых юристов, Украина все еще находится на начальном этапе процесса интеграции законодательства Украины с законодательством ЕС [5; 6].
В настоящее время общемировые процессы интеграции и глобализации требуют эффективного экономического взаимодействия между странами. Путь к экономической интеграции государств лежит через унификацию и гармонизацию их законодательства, в том числе и в экономической сфере [6]. Создание единых правовых правил регулирования экономических отношений позволит обеспечить свободу движения товаров, работ, услуг и капиталов между странами.
Анализ публикаций украинских ученых показывает, что различия и недостатки украинского законодательства в сфере создания и деятельности акционерных компаний по сравнению с законодательством ЕС требуют дальнейшего исследования. Это особенно актуально в условиях глубокого кризиса в экономике Украины.
Целью настоящей статьи является сравнительный анализ украинского законодательства и законодательства ЕС о компаниях, определение направлений гармонизации законодательства Украины с правом ЕС для ускорения процесса интеграции Украины в ЕС и разработка предложений по организации поддержки и стимулированию выхода украинских предприятий-эмитентов на мировые фондовые рынки, привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины.
Законодательство ЕС состоит из первичного и вторичного законодательства. Первичное законодательство включает в себя учредительные договоры ЕС, Договор о ЕС, Акты о присоединении новых государств-членов. Вторичное законодательство включает в себя Директивы, Регламенты, Решения и другие законодательные акты. Официальными изданиями ЕС являются официальный Вестник европейских сообществ и Вестник Европейского Суда.
В соответствии с договором «О создании Европейского союза», Европейский Совет, по предложению Европейской комиссии и после консультаций с Европейским парламентом, обязан издавать такие нормативные акты, как Регламенты и Директивы1. В ЕС Директивы исполняют роль законов, адресованы государствам-членам ЕС и обязательны к применению и исполнению. Директивы издаются с целью гармонизации законодательств государств-членов ЕС,
1 Директива ЕС (англ. Directive) — тип законодательного акта ЕС.
бухгалтерского учета и ликвидации различий между их национальными законодательствами. Директива обязывает государство-член ЕС принять меры, направленные на достижение поставленных в ней целей и привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Директивы. Директивы в области корпоративного права имеют форму прямого действия. В случае невыполнения государством-членом требований Директивы, данное нарушение может быть обжаловано в Европейском суде.
В ЕС в сфере регулирования создания и деятельности компаний было принято девять Директив, которые в большей степени регулируют деятельность компаний, созданных в форме акционерных обществ [7].
Первая Директива № 68/151/ЕЕС от 9.03.1968 г «О координации гарантий, которые требуются в государствах-членах от хозяйственных обществ в значении второго абзаца статьи 58 Договора для защиты интересов их участников и третьих лиц, с целью сделать эти гарантии эквивалентными» определяет перечень обязательных документов, которые компании обязаны обнародовать2. Первая Директива содержит также перечень нарушений, совершение которых может привести к признанию судом компании недееспособной. В табл. 1 представлен сравнительный анализ законодательства Украины и законодательства ЕС в части требований к раскрытию информации.
Как следует из сравнительного анализа, представленного в табл. 1, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по основным своим позициям, касающихся раскрытия информации, соответствует требованиям первой Директивы [8]. В то же время перечень нарушений, содержащихся в названном Законе, не в полной мере отвечает требованиям первой Директивы ЕС.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время параллельно временно действуют два законодательных акта, регламентирующих раскрытие информации. Речь идет о Законе Украины «О хозяйственных обществах», действие которого утратит силу в части, касающейся акционерных обществ, через два года после вступления в силу Закона Украины «Об акционерных обществах», то есть 30 апреля 2011 г [9, 10]. В Законе Украины «О хозяйственных обществах» перечень информации обязательной к предоставлению акционерам является ограниченным [9]. В соответствии с названным Законом, акционеры украинских предприятий не имеют возможности ознакомиться со всей информацией, подлежащей обнародованию в соответствии с требованиями первой Директивы. Такая недоработка устранена Законом Украины «Об акционерных обществах», который соответствует требованиям ознакомления акционеров со всей информацией, предусмотренной первой Директивой [10]. Кроме этого, Закон Украины «Об акционерных обществах» регламентирует размещение учредительных документов в электронном виде, что соответствует требованиям Директивы 2003/58/ЕС от 15.07.2003 г Указанной Директивой внесены изменения в первую Директиву относительно требований к публикации финансовой отчетности акционерной компании.
В то же время, Закон Украины «Об акционерных обществах» не предусматривает необходимости подтверждения документов, представленных в электронном виде, электронной подписью, что не соответствует требованиям Директивы 1999/93/ЕС от 13.12.1999 г. Европейского парламента и Совета Европейского Союза о политике ЕС относительно электронных подписей.
Именно благодаря принятию первой Директивы во всех странах ЕС действует единая система раскрытия информации о деятельности компаний.
Вторая Директива №77/91/ЕЕС от 13.12.1976 г «О координации гарантий, которые требуют государства-члены от хозяйственных обществ в значении части второй статьи 58 Договора, с целью защиты интересов их участников и третьих лиц, с учетом учреждения акционерных обществ, сохранения и изменения капитала, с целью обеспечить равноправие в применении этих гарантий» устанавливает перечень сведений, включаемых в учредительные документы общества, правила создания публичных акционерных обществ. Вторая Директива регулирует следующие вопросы:
— сумму разрешенного к выпуску подписного капитала и сумму оплаченного капитала на момент регистрации общества;
— порядок оплаты подписного капитала;
— номинальную стоимость и количество акций, на которые произведена подписка, условия конвертации акций;
— распределение прибыли (выплата дивидендов и процентов) в пользу акционеров;
— меры на случай значительных потерь подписного капитала;
— условия приобретения акционерным обществом своих собственных акций;
— порядок увеличения и уменьшения подписного капитала и иные действия, которые способны сократить его размер: погашение, принудительное изъятие и выкуп акций;
— минимальное количество голосов на общем собрании акционеров, которое требуется для принятия решений, влекущих ограничение имущественных прав владельцев акций при увеличении или уменьшении размера подписного капитала;
— возможные исключения из общих правил в интересах наемных работников акционерных обществ.
Вторая Директива обеспечивает защиту прав акционеров и кредиторов акционерного общества и дает им возможность иметь достоверную информацию о размере основного капитала общества, предоставляет преимущественное право купли-продажи акций пропорционально доле акционеров в общем объеме капитала компании. Директива устанавливает ограничения и запреты на выплату дивидендов, приобретение компанией собственных акций.
В Украине порядок и условия приобретения акционерным обществом собственных акций регулируется ст. 66 — ст. 69 Закона Украины «Об акционерных обществах». Следует отметить, что этот Закон учитывает практически все требования второй Директивы, касающиеся порядка и условий приобретения акционерным обществом собственных акций.
2 В соответствии со вторым абзацем статьи 58 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (в настоящее время второй абзац статьи 48 Договора об учреждении Европейского сообщества).
Таблица 1
Раскрытие информации хозяйственными обществами в соответствии с законодательством Украины и ЕС
№ Директивы Требования законодательства ЕС № украинского закона Требования украинского законодательства
68/151/ ЕЕ С Перечень обязательных документов, подлежащих обнародованию хозяйственными обществами в странах ЕС: - учредительные документы компании; - информация о лицах, которые уполномочены представлять компанию во взаимоотношениях с внешней средой, принимают участие в управлении, наблюдении и контроле компании; - информация об объеме подписного капитала, документы годовой финансовой отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к отчетности); - информация об изменении местонахождения компании; - информация о прекращении деятельности компании; - решение суда о недействительности ком- 1 пании ; - информация о назначенных ликвидаторах и их полномочиях; - информация об окончании ликвидации компании. 755-1У [8] Перечень обязательных документов, подлежащих передаче хозяйственными обществами государственному регистратору в Украине: - учредительные документы компании и изменения к ним; - перечень учредителей (участников); - информация о физических лицах избранных (назначенных) в органы управления общества и уполномоченных представлять общество во взаимоотношениях с третьими лицами, совершать действия от имени общества без доверенности; - данные о размере уставного фонда и доли каждого из учредителей общества; - данные об обособленных подразделениях; - информация о местонахождении общества; - данные о нахождении общества в процессе прекращения деятельности; - данные о юридических лиц ах- прав опре ем ни ках; - решение суда о прекращении деятельности общества.
1576-XII [9] Участники общества имеют право получить с целью ознакомления следующие документы: - годовые балансы; - отчеты общества о его деятельности; - протоколы собраний.
2003/5 8/ЕС Публикация учредительных документов компаний и других сведений о них должна быть дополнительно произведена в электронном виде. 514-У1 [10] Публичное акционерное общество обязано размещать на собственной вебстранице в среде Интернет учредительные документы компании.
1999/93/ЕС Документы о компании, представленные в электронном виде, с целью гарантии их подлинности, должны быть подтверждены электронной подписью. - -
68/151/ЕС Перечень нарушений, в случае совершения которых компания признается судом недееспособной: - ни один документ об основании не бьи выполнен; - цели деятельности компании являются незаконными; - в документе об учреждении или уставе не указывается название компании, количество индивидуальных подписных капиталов, общая сумма подписного капитала или цели компании; - не соблюдение положений нацшнального законодательства относительно минимального размера капитала, который должен бьпь оплачен; - ограниченная дееспособность всех учредителей; - нарушения национального законодательства, которое регулирует деятельность данной компании, в случае, когда количество учредителей меньше двух. 755-1У [8] Основания для принятия судебного решения о прекращении деятельности компании: - признание недействительной записи о проведенной государственной регистрации в связи с нарушением закона, допущенным при создании юридического лица; - осуществление деятельности, которая противоречит учредительным документам или запрещена законом; - несоответствие минимального размера уставного фондатребованиям закона; - непредоставление в течение года в налоговую службу налоговых деклараций, документов финансовой отчетности; - наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному адресу.
3 Недействительность, как и закрытие, приводит к ликвидации компании.
Таблица 2
Сравнительный анализ требований к процедуре уменьшения размера уставного фонда в соответствии
с законодательством Украины и ЕС
№ Директивы Требования законодательства ЕС № украинского закона Требования украинского законодательства
77/91/ЕС 1. Подписной капитал общества может быть уменьшен путем погашения акций, выкупа акций, принудительного изъятия акций, изъятия акций, приобретенных самим обществом. 2. В случае наличия нескольких категорий акций на общем собрании акционеров производится отдельное голосование по каждой категории акционеров, имущественным правам которых наносится ущерб. 3. Кредиторы имеют право получить обеспечение в отношении обязательств, срок исполнения которых еще не наступил на момент обнародования решения об уменьшении подписного капитала. Уменьшение подписного капитала не будет иметь силы и никакой платеж не сможет быть проведен в пользу акционеров до тех пор, пока требования кредиторов не будут удовлетворены. 4. Подписной капитал не может быть уменьшен до размера ниже минимального капитала, установленного в соответствии со статьей 6. Тем не менее, решение об уменьшении подписного капитала ниже минимального может быть принято в случае его вступления в силу только тогда, когда будет проведено увеличение подписного капитала в целях довести его до уровня не ниже предписанного минимума. 514-VI [10] 1. Уставный фонд акционерного общества уменьшается путем снижения номинальной стоимости акций или путем аннулирования ранее выкупленных обществом акций и уменьшения их общей численности. 2. Кредиторы, требования которых к акционерному обществу не обеспечены договорами залога или поручения, имеют право требовать от общества составления данных договоров или досрочного выполнения перед ними обязательств. 3. Уменьшение акционерным обществом уставного фонда ниже установленного законом размера приводит к ликвидации общества.
Нормы законодательства Украины, регламентирующие процедуру увеличения уставного фонда акционерного общества, удовлетворяют требованиям второй Директивы
Закон Украины «Об акционерных обществах» обеспечивает защиту прав акционеров на приобретение дополнительно выпущенных акций в соответствии с требованиями второй Директивы.
Сравнение норм Закона Украины «Об акционерных обществах» и второй Директивы в части требований к процедуре уменьшения размера уставного фонда представлено в табл. 2.
Как следует из таблицы, во второй Директиве предусмотрен более гибкий и совершенный механизм уменьшения размера уставного фонда акционерного общества, гарантирующий защиту интересов кредиторов, по сравнению с Законом Украины «Об акционерных обществах».
Речь идет о том, что в отличие от Закона Украины «Об акционерных обществах», уменьшение подписного капитала не будет иметь силы и никакие платежи не смогут быть проведены в пользу акционеров до тех пор, пока требования кредиторов не будут удовлетворены. Именно поэтому вторая Директива обеспечивает большую защиту прав кредиторов.
Третья Директива № 78/855/ЕЕС от 9.10.1978 г «О слиянии акционерных обществ, которое основывается на пункте части 3 статьи 54 Договора» и шестая Директива от № 82/891/ЕЕС от 17.12.1982 г «О разделе акционер-
ных обществ, которое основывается на пункте части 3 статьи 54 Договора» регулируют вопросы реорганизации акционерных обществ.
Основными законодательными актами, регулирующими процессы реорганизации в Украине, являются Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, Закон Украины «О хозяйственных обществах», Закон Украины «Об акционерных обществах» [11; 12; 9; 10]. Требования Директив в части защиты прав акционеров и кредиторов компании при ее реорганизации нашли отражение в Законе Украины «Об акционерных обществах» [10].
Сравнительный анализ требований законодательства Украины и третьей Директивы к процедуре слияния акционерных обществ представлен в табл. 3.
Результаты сравнительного анализа, представленные в табл. 3, показывают, что действующий в украинском законодательстве порядок слияний компаний в целом удовлетворяет требованиям третьей Директивы. Однако в третьей Директиве и Директиве № 2001/23/ЕС от 12 марта 2001 г. «О сближении законодательства государств-членов относительно защиты прав работников в случаях передачи предприятий, бизнеса или части предприятия или бизнеса» более совершенный механизм защиты прав акционеров компаний, принимающих участие в слиянии (присоединении). Так, согласно третьей Директиве решение о слиянии должно быть принято на общем собрании каждой компанией не менее чем 2/3 голосов, а в соответ-
Таблица 3
Требования к процедуре слияния акционерных обществ в соответствии с законодательством Украины и ЕС
№ Директивы Требования законодательства ЕС № украинского закона Требования украинского законодательства
78/855/ ЕЕС Директива определяет два способа слияния: путем приобретения компанией других компаний и путем создания новой компании. 436-1V [12] Хозяйственный кодекс к способам реорганизации относит в том числе слияние, присоединение.
78/855/ ЕЕС 1. Органы управления компании, которые принимают участие в слиянии, обязаны составить проект условий слияния и отразить в нем любые собственные преимущества, которые они получат в процессе слияния. 2. Проект условий слияния должен быть опубликован за один месяц до даты проведения общего собрания акционеров всех компаний, участвующих в слиянии, на котором должно быть принято решение о слиянии компании. 3. Решение о слиянии должно быть принято на общем собрании каждой компании не меньше, чем в 2/3 голосов. 4. Руководство компании, которая принимает участие в слиянии (присоединении), должно предоставить акционерам возможность заблаговременно ознакомиться с условиями сделки, письменным отчетом (содержащим пояснения условий сделки, ее юридическое и экономическое обоснование, в частности обоснование коэффициента обмена акций), годовыми финансовыми отчетами компании. 5. С целью защиты акционеров независимые эксперты обязаны проверить договор о слиянии, составить отчет в письменном виде для акционеров и высказать свое мнение относительно обоснованности коэффициента обмена акций. 514-У1 [10] 435-1V [11] 1. Слияние акционерного общества осуществляется по решению общего собрания акционеров. 2. Наблюдательный совет каждого акционерного общества, которое берет участие в слиянии, разрабатывает условия договора о слиянии и подготавливает для акционеров пояснения условий договора о слиянии. 3. Пояснение условий договора о слиянии должно содержать экономическое обоснование целесообразности слияния и перечень методов, которые применялись для оценки стоимости имущества общества и расчета коэффициента конвертации акций и других ценных бумаг общества. 4. Наблюдательный совет акционерного общества с количеством акционеров-собственников простых акций больше 100 лиц, должен получить вывод независимого эксперта (аудитора, оценщика) относительно условий слияния. Такой вывод должен включать оценку обоснованности и адекватности методов, использованных для оценки стоимости имущества каждого из акционерных обществ и расчета коэффициентов конвертации акций и других ценных бумаг. 5. Общее собрание каждого акционерного общества решает вопрос слияния и утверждает условия договора о слиянии.
2001/23/ ЕЕС 1. Компании обязаны информировать работников о дате проведения слияния, причинах и мотивах слияния, юридических, экономических и социальных последствиях слияния для работников, о любых других мерах, принятых в отношении работников. -
ствии с Законом Украины «Об акционерных обществах» простым большинством. Согласно третьей Директиве проект условий о слиянии должен быть опубликован за один месяц до даты проведения общего собрания акционеров компаний, участвующих в слиянии, что позволит заблаговременно познакомиться с условиями слияния. В Законе Украины «Об акционерных обществах» не оговорен срок опубликования проекта договора о слиянии. В то же время Законом предусмотрена норма, согласно которой наблюдательный совет акционерного общества с количеством акционеров-собственников простых акций более 100 лиц, принимающих участие в слиянии, должен получить заключение независимого эксперта относитель-
но условий слияния [10]. В третьей Директиве нет ограничений относительно количества акционеров.
Шестая Директива, посвященная вопросам разделения компаний, опирается на часть положений третьей Директивы. Сравнительный анализ требований законодательства Украины и шестой Директивы к процедуре разделения акционерных обществ, представлен в табл. 4.
Из таблицы следует, что шестая Директива не только обеспечивает защиту прав акционеров и кредиторов компании при ее разделении, но и не усложняет саму процедуру разделения. Действующий в украинском законодательстве порядок разделения компаний в целом удовлетворяет требованиям шестой Директивы. В то же время Закон Укра-
Таблица 4
Требования к процедуре разделения акционерных обществ в соответствии с законодательством Украины и ЕС
№ Директивы Требования законодательства ЕС № украинского закона Требования украинского законодательства
82/891/ ЕЕС Директива определяет два способа разделения: путем приобретения и путем создания новой компании. 436-1У [12] Хозяйственный кодекс устанавливает, в том числе следующие способы реорганизации: разделение, преобразование.
82/891/ ЕЕС 1. Руководством компаний, которые принимают участие в разделении, составляется проект условий разделения в письменном виде. Данный проект в обязательном порядке должен содержать информацию о коэффициенте обмена акций и сумму всех денежных выплат, условиях размещения акций компаний-правопреемников; специальном вознаграждении экспертов и руководства компании, которые принимают участие в разделении; данные об активах и пассивах, которые подоежат зачислению каждой компании-правопреемнику; подробные сведения о размещении акций акционеров компании, подлежащей разделению в компаниях-правопреемниках, и критерии, на которых основывается такое размещение. 2. В случае, если размещение акций в комп ан иях-п равоп реемн иках п роводится в соотношении частей акционеров, которое не учитывает пропорциональность их прав в капитале новой компании, акционеры имеют право продать свои акции компании по справедливой цене. 3. Пока кредитор компании, к которой перешло обязательство, в соответствии с условиями разделения, не получил возме щени е, компан ии- правопр еем ни цы несут солидарную ответственность по этому обязательству. 514-VI [10] 435-1У [11] 1. Наблюдательный совет каждого акционерного общества, которое берет участие в разделении, разрабатывает условия договора о разделении или план разделения и подготавливает для акционеров пояснения условий договора о разделении. 2. Пояснение условий договора о разделении должно содержать экономическое обоснование целесообразности разделения и перечень методов, которые применялись для оценки стоимости имущества общества и расчета коэффициента конвертации акций и других ценных бумаг общества. 3. Наблюдательный совет акционерного общества с количеством акционеров-собственников простых акций больше 100 лиц должен получить вывод независимого эксперта (аудитора, оценщика) относительно условий разделения. Такой вывод должен включать оценку обоснованности и адекватности методов использованных для оценки стоимости имущества каждого из акционерных обществ и расчета коэффициентов конвертации акций и других ценных бумаг. 4. Общее собрание каждого акционерного общества решает вопрос разделения и утверждает условия договора о разделении.
ины «Об акционерных обществах» содержит норму, согласно которой разделение не может быть завершено до удовлетворения требований, заявленных кредиторами.
Четвертая Директива № 78/660/ЕЕС от 25.07.1978 г «О годовой отчетности некоторых типов хозяйственных обществ» и седьмая Директива от № 83/349/ЕЕС от 13.06.1983 г «О консолидированной отчетности компаний с ограниченной ответственностью» регулируют вопросы раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
В частности, четвертая Директива определяет перечень и содержание годовой отчетности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. К годовой отчетности относятся баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к отчетности. Директива подробно регламентирует состав счетов активов и обязательств, состав статей отчета о прибылях и убытках компании. Вместе с тем, при определенных условиях Директива разрешает компаниям составлять сокращенные балансовые отчеты. К таким условиям относятся размер валюты баланса, размер чистого оборота, опре-
деленное среднесписочное количество сотрудников в отчетном гаду. Если компания удовлетворяет двум из трех условий, она имеет право составлять сокращенные балансовые отчеты. Директива также определяет методы оценки активов и обязательств, порядок проведения аудита и публикации отчетности и аудиторского заключения.
В Украине, в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», только для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность, включающая в себя баланс и отчет о финансовых результатах [13].
Под субъектом малого предпринимательства в Украине понимается юридическое лицо любой организационно-правой формы и формы собственности, которое удовлетворяет двум условиям. К таким условиям относятся средне-учетная численность работников и объем годового валового дохода. В то же время Законом Украины «О государственной
поддержке малого предпринимательства» перечень субъектов малого предпринимательства ограничивается [14]. В частности, к субъектам малого предпринимательства не относятся доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды и другие, а также субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля вкладов, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышает 25%.
Таким образом, в Украине по сравнению с законодательством ЕС перечень компаний, которым может быть разрешено составление сокращенной финансовой отчетности, ограничен.
Седьмая Директива регулирует порядок составления консолидированной отчетности группы компаний. Под группой компаний понимаются общества, имеющие дочерние предприятия. Директива обязывает группы компаний публиковать такую консолидированную отчетность, которая обеспечила бы инвесторам возможность оценки реального финансового состояния всей группы. В Украине также предусмотрено составление и подача консолидированной финансовой отчетности предприятиями, имеющими дочерние предприятия и объединениями предприятий [14].
Директивой № 2006/43/ЕС «Об обязательном аудите годовой и консолидированной отчетности» были внесены изменения в четвертую и седьмую Директивы, обязывающие компании публиковать информацию о вознаграждении за аудит и вознаграждении, выплаченном за неаудиторские услуги в примечаниях к годовой и консолидированной отчетности. В украинском законодательстве такого требования нет.
Восьмая Директива № 84/253/ЕЕС от 10.04.1984 г «О назначении лиц, ответственных за осуществление обязательного аудита бухгалтерских документов» была отменена Директивой № 2006/43/ЕС «Об обязательном гудите годовой и консолидированной отчетности». Причина отмены была связана с тем, что в ней отсутствовал комплексный набор правил, направленных на формирование соответствующей инфраструктуры аудита. Под инфраструктурой аудита понимается общественный надзор, дисциплинарные системы и системы обеспечения качества, положение о совместной работе государств-членов с третьими странами.
Директива № 2006/43/ЕС устанавливает правила проведения обязательного аудита годовой и консолидированной отчетности, требования к образованию, квалификации, профессиональной этике, независимости, объективности, конфиденциальности и ответственности аудиторов и аудиторских фирм, включенных в доступный для публики реестр. Директива устанавливает высокие этические стандарты аудита и требует от аудиторов неукоснительного выполнения международных стандартов аудита. Положения Директивы позволяют полностью сформировать надлежащую инфраструктуру аудита.
В ст. 40 Директивы № 2006/43/ЕС содержится требование к аудиторским фирмам публиковать отчет о прозрачности. Директива подробно регламентирует перечень сведений, подлежащих включению в такой отчет. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» не содержит требований к аудиторским фирмам в части публикации отчета о прозрачности.
Директивой № 2006/43/ЕС предусмотрен механизм привлечения аудиторов из стран, не являющихся государствами-членами ЕС, в случае если ценные бумаги эмитентов из третьих стран допущены на регулируемый фондовый рынок стран ЕС. В украинском законодательстве не предусмотрен механизм регистрации украинских аудиторов в государствах-членах ЕС.
Одиннадцатая Директива № 89/666/ЕЕС от21.12.1989г «О требованиях к раскрытию информации относительно филиалов, открытых на территории государства-члена определенными типами компаний, действующих по законодательству другого государства» определяет требования по раскрытию информации филиалами (обособленными подразделениями) открытых акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью на территории государств-членов ЕС. Директива определяет требования по раскрытию информации филиалами, материнские компании которых зарегистрированы как в других государствах-членах ЕС, так и в государствах, не являющихся членами ЕС. Директива устанавливает перечень необходимой информации, раскрытие которой является обязательным. Необходимость принятия этой Директивы была обусловлена тем, что действие рассмотренных выше Директив ЕС (первая, четвертая, седьмая) распространяется на компании государств-членов ЕС, но не распространяется на их филиалы (обособленные подразделения) и филиалы компаний третьих стран, открытых в государствах-членах ЕС.
В украинском законодательстве порядок раскрытия информации о филиалах компаний регламентируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей» [8]. Вместе с тем, данный закон не регламентирует порядок включения в единый государственный реестр информации о филиалах иностранных юридических лиц, открытых на территории Украины.
Двенадцатая Директива № 89/667/ЕЕС от21.12.1989г «О частных компаниях с ограниченной ответственностью с одним участником» разрешает учреждение и функционирование в странах-членах ЕС компаний (ООО, АО), имеющих одного участника (акционера). Данная Директива стимулирует учреждение новых компаний, а также обеспечивает стабильность в деятельности компаний в случае изменения собственника или выхода части собственников из состава учредителей или акционеров компании. В соответствии с Директивой, государства-члены ЕС имеют право применять штрафы в случае, если физическое или юридическое лицо с одним участником является также единственным участником нескольких предприятий. Полномочия и обязанности общего собрания акционеров автоматически переходят к единственному участнику.
В настоящее время в Украине актуальны вопросы функционирования как частных компаний, так и государственных акционерных обществ, имеющих одного акционера. Закон Украины «Об акционерных обществах» предусматривает возможность создания и функционирования акционерного общества с одним участником. В то же время на сегодняшний день в Украине отсутствуют законодательные и нормативные акты, регламентирующие механизм функционирования государственного акционерного общества с одним участником.
Таблица 5
Анализ мероприятий по приведению украинского законодательства о компаниях к требованиям законодательства ЕС
Номер Директивы ЕС План действий Срок исполнения Информация о выполнении Примечания
68/151/ЕЕС, 89/666/ЕЕС Внесение изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» №755-1У Июнь 2005 г. В сентябре 2005 г. законопроект бьи направлен в ВР, а в феврале 2006 г. бьи принят ВР. Соответственно бьии внесены изменения в Закон Украины №755-1У в части обязательной подачи украинскими предприятиями в Единый государственный реестр юридических и физических лиц псиных сведений о лицах, которые уполномочены представлять предприятие во взаимоотношениях с третьими лицами и лицах, которые имеют право действовать от имени предприятия без доверенности, в том числе подписывать договора. Украинские предприятия обязаны ежегодно подавать государственному регистратору финансовую отчетность в виде баланса и годового отчета о финансовых результатах. Внесенные изменения в законодательство Украины соответствуют требованиям ст. 2 Директивы № 68/151/ЕЕС в части представления компаниями информации.
77/91/ЕЕС Внесение изменений в Положение о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного фонда акционерного общества. 2005 г. 2006 г. В стадии разработки. В действующем Положении о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного фонда акционерного общества не учтены требования Директивы в части установления механизма раскрытия информации об увеличении уставного капитала.
78/855/ЕЕС, 82/891/ЕЕС Внесение изменений в Положение о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ 2005 г. В стадии разработки. В Положении о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ не учтены требования Директив в части содержания информации, которая должна быть отображена в проекте договора о с лияни и или разделен ии.
68/151/ЕЕС, 78/660/ЕЕС, 83/349/ЕЕС, 89/666/ЕЕС, 89/667/ЕЕС Подготовка проекта Закона Украины «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Не выполнено В украинском законодательстве не учтены требования Директив относительно регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью, их годовой отчетности, порядка раскрытия информации о филиалах открытых в государствах-членах ЕС, регулирования деятельности общества, имеющего одного участника.
68/151/ЕЕС, 77/91/ЕЕС, 78/855/ЕЕС, 8/660/ЕЕС, 82/891/ЕЕС, 83/349/ЕЕС, 89/666/ЕЕС, 89/667/ЕЕС Подготовка проектов законов Украины о государственном регулировании хозяйственной деятельности. 2006 г. Не выполнено В украинском законодательстве не учтены требования Директив относительно регулирования деятельности хозяйственных обществ, их годовой отчетности, порядка раскрытия информации о филиалах открытых в государствах-членах ЕС, правового режима уставного капитала акционерных обществ, реорганизации акционерных обществ.
2006/43/ЕС Принятие Аудиторской палатой соответствующего регламента (положения) об обеспечении исполнения требований относительно независимости и объективности аудитора во время проведения обязательного аудита. Декабрь 2009 г. В 2009 г. Аудиторской палатой Украины запланировано принятие положения относительно обеспечения исполнения требований независимости и объективности аудитора во время проведения обязательного аудита в соответствии с требованиями статей 22, 24, 42 Директивы № 2006/43/ЕС [22]. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» не учитывает требования Директивы [23].
В марте 2004 г в Украине был принят Закон Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» [15]. Целью данного Закона является достижение Украиной членства в ЕС. В настоящее время адаптация законодательства Украины является приоритетным направлением украинской внешней политики. В Законе определены приоритетные сферы адаптации, от сближения которых зависит укрепление экономических связей Украины с государствами-членами ЕС. Такие сферы, в частности, регулируют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, защитой конкуренции, банкротством, защитой прав интеллектуальной собственности, таможенным регулированием, транспортом и связью, стандартами и сертификацией. В октябре 2004 г. Постановлением Кабинета Министров в Украине был создан Координационный совет по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС [16]. В состав совета вошли члены правительства, председатели комитетов и ведомств. Совет действует в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров положением.
На протяжении 2005 — 2009 гг Кабинетом Министров Украины ежегодно принимались распоряжения об утверждении плана действий по выполнению Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС [17 — 21].
С целью приведения украинского законодательства о компаниях к требованиям законодательства ЕС в сфере регулирования создания и деятельности компаний, в планах действий предусматривались определенные мероприятия (табл. 5).
Анализ мероприятий по приведению украинского законодательства о компаниях к требованиям законодательства ЕС показал, что в 2005 — 2009 гг. с целью выполнения требований Директив № 68/151/ЕЕС и № 89/666/ ЕЕС были внесены изменения только в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» и принят Закон «Об акционерных обществах». Таким образом, в Украине на протяжении 2005 — 2009 гг. не в полной мере был выполнен план действий по адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС.
Выводы
В настоящее время законодательство Украины не в полной мере удовлетворяет требованиям законодательства о компаниях государств-членов ЕС. В научных работах и на законодательном уровне недостаточно представлено информации по регулированию процесса создания и деятельности компаний в странах Европейского Союза и раскрытию информации в соответствии с требованиями законодательства государств-членов ЕС. Данное обстоятельство не способствует привлечению иностранных инвестиций в Украину, привлекательности акций украинских предприятий-эмитентов на международных фондовых рынках и процессу интеграции Украины в ЕС.
В Украине закрепленный на законодательном уровне объем предоставления обязательной информации акционерам украинских компаний в целом удовлетворяет требованиям законодательства ЕС. Тем не менее, в ЕС, по сравнению с Украиной, предусмотрен больший перечень
нарушений, в случае совершения которых компания признается недееспособной.
Законодательство Украины не регламентирует вопросы ограничения преимущественных прав акционеров на приобретение дополнительно выпущенных акций, вопросы распределения акций, выпущенных в связи с индексацией основных фондов и реинвестицией дивидендов, в сравнении с законодательством ЕС.
В законодательстве ЕС предусмотрен более гибкий механизм уменьшения размера уставного фонда акционерного общества по сравнению с украинским законодательством в части защиты прав кредиторов.
Действующий в Украине порядок реорганизации компаний удовлетворяет требованиям законодательства ЕС. В то же время в законодательстве ЕС принят более совершенный механизм защиты прав акционеров и кредиторов компаний, принимающих участие в реорганизации, поскольку он не сдерживает сам процесс реорганизации. В законодательстве ЕС предусмотрен более гибкий и усовершенствованный механизм уменьшения размера уставного фонда акционерного общества, обеспечивающий большую защиту его кредиторов, по сравнению с законодательством Украины.
В Украине перечень компаний, которым может быть разрешено составление сокращенной финансовой отчетности, является ограниченным по сравнению с законодательством ЕС.
В законодательстве Украины не предусмотрен механизм регистрации украинских аудиторов в государствах-членах ЕС.
В Украине на протяжении 2005 — 2009 гг. не в полной мере выполнен план действий по адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС.
С целью гармонизации законодательства Украины с правом ЕС и ускорения процесса интеграции Украины в ЕС необходимо принять меры к приведению национального законодательства о компаниях к требованиям законодательства о компаниях государств-членов ЕС. Это позволит повысить привлекательность акций украинских предприятий-эмитентов на международных фондовых рынках и привлечь иностранные инвестиции в экономику Украины.
Литература
1. Мамутов В.К. Гармонизация с хозяйственным правом ЕС законодательства отдельных стран / В. К. Мамутов // Гармонизация законодательства Украины и международная интеграция: внешнеэкономический аспект : сб. науч. тр. / HAH Украины. Ин-т экономию-правовых исследований; редкол.: В.К. Мамутов (отв. ред.) и др. — Донецк, 2006. — С. 5 — 11.2. Ашурков O.A. Модификаци-онные процессы в праве ЕС: ориентиры для Украины / О. А. Ашурков, Е. Н. Каптуренко // Гармонизация законодательства Украины и международная интеграция: внешнеэкономический аспект : сб. науч. тр. / HAH Украины. Ин-т экономико-правовых исследований; редкол.:
B.К. Мамутов (отв. ред.) и др. — Донецк, 2006. —
C. 11 — 24. 3. Дятленко H.H. «Исключительные» и «особые» права в деятельности публичных предприятий в ЕС (на примере Австрии) / Н. Н. Дятленко // Гармонизация законодательства Украины и международная интеграция:
внешнеэкономический аспект: сб. науч. тр. / НАН Украины. Ин-т экономике-правовых исследований; редкол.: В.К. Мамутов (отв. ред.) и др. —Донецк, 2007. — С. 119— 131. 4. Клбенко O.P. Свропейське корпоративное право на етат фундаментально! реформи: перспективи вико-ристання европейського законодавчош досв1ду у правовому ncuii Украши / О. Р. Юбенко. — Cepia: «Юридичний радник». — X. : Страйк. — 2005. — 432 с. 5. Лаба О.В. Правова система Украши: мехашзми взаемодп з правово! системою Ради Свропи / О. В. Лаба // Часопис Кшвського ушверситету права. —2004. —№1. —С. 100 — 105. 6. Тур-ченко О.Г. Гармонизация законодательства в праве ЕС / О. Г. Турченко // Проблеми гармошзацп законодавства KpaÏH СНД та Свропейськош Союзу : матер1али м1жнар. наук.-практ. конф. — 1ршнь : Нац. академ1я ДПС Украши, 2004. — С. 425 —427. 7. Официальный сайт Европейского Союза // [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/. — Заголовок с экрана. 8. Закон Украши «Про державну реестращю юридичних oci6 та ф1зичних oci6 — шдприемщв» вщ 15.05.2003 p. №755-IV // Ввдомосп Верховно! Ради Украши. — 2003. —№ 31 — 32.
— Ст. 268. 9. Закон Украши «Про господарсью товари-ства» вщ 19.09.1991 р. №1576-ХП // Вщомосп Верховно! Ради Украши. — 1991. —№49. —Ст. 682. 10. Закон Укра!-ни«Про акцюнерш товариства» вщ 17.09.2008 р. № 514-VI // Вщомоста Верховно! Ради Украши. — 2008. — № 50 — 51. — Ст. 384. 11. Цившьний кодекс Украши в1д 16.01.2003 р. №435-IV//ОфщйнийвюникУкраши. —2003.
— № 11. — Ст. 461. 12. Господарський кодекс Украши вщ 16.01.2003 р. №436-IV//ОфщйнийвюникУкраши. —2003.
— № 11. — Ст. 462. 13. Закон Украши «Про бухгалтерский облпс та фшансову звггшсть в Украшг» вщ 16.07.1999 р. № 996-XIV // Офщшний вюник Украши. — 1999. — № 33.
— Ст. 1706. 14. Закон Украши «Про державну шдтримку малого шдприемництва» вщ 19.10.2000 р. № 2063-III //Офщшний вюник Украши. —2000. —№46. —Ст. 1977. 15. Закон Украши «Про Загальнодержавну програму адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу» вщ 18.03.2004 р. № 1629-1У//Вщомосп Верховно! Ради Украши. —2004. —№29. —Ст. 367. 16. Деяка питания адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу: Постанова Кабшету MimcTpiB Украши вщ 15.10.2004 р. № 1365 // Офщшний вюник Украши. — 2004. — № 42. — Ст. 2763. 17. Про затвердження плану заход1в щодо виконання у 2005 рощ Загальнодержавно! програми адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу : Розпорядження Кабшету MimcTpiB Украши вщ 16.06.2005 р. № 201-р. — Режим доступу : http://zakonl .rada.gov.ua. 18. Про затвердження плану заход1в щодо виконання у 2006 рощ Загальнодержавно! програми адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу: Розпорядження Кабшету MimcTpiB Украши вщ 15.03.2006 р. № 151 -р. — Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua. 19. Про затвердження плану заход1в щодо виконання у 2007 рощ Загальнодержавно! програми адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу : Розпорядження Кабшету MimcTpiB Украши вщ 7.03.2007 р. № 90-р. — Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua. 20. Про затвердження плану заход1в щодо виконання у 2008 рощ Загаль-
нодержавно! програми адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу: Розпорядження Кабшету MimcrpiB Украши вщ 11.06.2008 р. № 821-р. — Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua. 21. Про затвердження плану заходав щодо виконання у 2009 рощ Загально-державно! програми адаптацп законодавства Укра1ни до законодавства Свропейськош Союзу : Розпорядження Ka6i-нету MimcTpiB Укра1нивщ 15.04.2009р. № 408-р //Урядовий кур'ер. — 2009. — № 42. 22. План заход1в АПУ щодо виконання у 2009 рощ Загальнодержавно! програми адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейськош Союзу: PinieHM Аудиторсько! палати Украши в1д 18.12.2008 р. №197. — Режим доступу : http:// www.ligazakon.ua. 23. Закон Украши «Про аудиторську д1яльшсть» В1Д 22.04.1993 р. № 3125-XII//Ведомости Верховной Рады Украины. — 1993. — № 23. — Ст. 243.
Пономаренко Д. В. Перспективы создания и деятельности украинских компаний с учетом законодательства Европейского Союза
В статье проводится сравнительный анализ действующего законодательства в сфере создания и функционирования акционерных обществ в Украине и законодательства Европейского Союза (ЕС). По результатам проведенного исследования сделаны выводы о направлениях гармонизации законодательства Украины с правом ЕС с целью ускорения процесса интеграции Украины в ЕС.
Ключевые слова: интеграция, Европейский Союз, гармонизация, Директива, европейское право, акционерные компании, акционеры, кредиторы, реорганизация.
Пономаренко Д. В. Перспективи створення та lisi.iMiocii украшських компанш з урахуванням законодавства Свропейського Союзу
У стати здшснюеться пор1вняльний анал1з чинного законодавства в сфер1 створення та функцюнування ак-щонерних товариств в Укра!ш й законодавства Свропейського Союзу (СС). За результатами проведеного досл1-дження зроблеш висновки щодо напрямюв гармошзацп законодавства Украши з правом СС з метою прискорен-ня процесу штеграцп Украши до СС.
Ключов1 слова: штегращя, Свропейський Союз, гар-мошзащя, Директива, европейське право, акцюнерш ком-паш!, акцюнери, кредитори, реоргашзащя.
Ponomarenko D. V. Prospects for creation and activity of the Ukrainian companies with regard to the European Union legislation
The article presents a comparative analysis of current legislation of Ukraine and European Union (EU) in the field of creation and functioning of joint-stock companies. Based on results of the research, the conclusions on directions for harmonization of the legislation of Ukraine and EU are made in order to accelerate the process of Ukraine's integration into EU.
Key words: integration, European Union, harmonization, Directive, European law, joint-stock company, shareholders, creditors, reorganization.
Стаття надшшла до редакцп 09.11.2009 p.
Прийнято до друку 27.11.2009 р.