Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остапец Н.Е., Горбунова И.В.

В статье рассмотрена нормативно-правовая база противодействия коррупции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

профессиональные интересы и склонности гражданина;

• выдавали рекомендации о возможностях трудоустройства или профессионального обучения;

• оказывали помощь в активизации познавательных процессов и формировании мотивации к обучению; в овладении навыками поведения на современном рынке труда с целью эффективного трудоустройства после профессионального обучения.

Студенты выполняли работу по оказанию услуг в профессиональной ориентации населения. Практика была организована на рабочих местах профконсультантов мобильного центра непосредственно в г.Казани и районах республики: выполнено более 30 выездов, около 800 граждан получили профориентационные и консультационные услуги.

Старательность и ответственность были проявлены студентами -практикантами на традиционных специализированных ярмарках вакансий и рабочих мест для молодежи, проводимых в выставочном центре, при консультацтонно-диагностической работе в школах, лицеях и гимназиях г.Казани и некоторых муниципальных образований РТ.

Необходимо особо отметить работу студентов при оказании профориентационных услуг социально - незащищенным категориям граждан специализированных организаций региона:

• готовящимся к освобождению осужденным исправительных колоний ФКУ ИУ № 18 ГУФСИН по РТ;

• пациентам Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В работе студентов основной акцент делался на предоставление гражданам рекомендаций о выборе возможных направлений профессиональной деятельности, наиболее соответствующих психологическим особенностям на основе результатов психологической и профориентационной диагностики. Сотрудничество и совместная работа рядом с опытными специалистами и руководителями службы занятости во время практики помогает студентам в профессиональном становлении, освоении навыков самостоятельной работы в профессии.

Остапец Н.Е. магистрант Горбунова И.В., к.ю.н. научный руководитель, доцент кафедра государственного права Институт истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрена нормативно-правовая база

противодействия коррупции в России.

Ключевые слова: коррупция, государственная служба, противодействие коррупции, нормативно- правовые акты.

Исторически противодействие коррупции всегда было сопряжено с централизацией власти и усилении бюрократических тенденций. Стремление создать препятствия для разрастания организованной преступности и возможности её влияния на различные эшелоны власти в российской истории отмечались всегда, другой вопрос о наличии ресурсов, системности и законодательном урегулировании этих вопросов решались в разные исторические эпохи по - разному. И для современного законодательства урегулирование проблем противодействия коррупции не явилось стихийным, спонтанно возникшем в политической элите явлением. Сегодня можно констатировать, что российское антикоррупционное законодательство формировалось постепенно на протяжении нескольких десятилетий, и этот процесс ещё не закончен. К моменту провозглашения приоритетных мер по противодействию коррупции, правовая основа была уже с формирована (2008 год). Весь последующий период шла конкретизация организационных, правовых и специальных мер противодействия коррупции.

До момента принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и последующих федеральных актов правовая база характеризовалась наличием ограничительных механизмов противодействия коррупции прежде всего в охранительных отраслях законодательства: УПК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», соответствующие положения ныне утративших силу Законов РФ «О милиции» и «О федеральной службе безопасности», а также иных нормативных правовых актов. Существующие нормы не представляли собой адекватную базу предупреждения и борьбы с коррупцией и носили лишь фрагментарный характер, осуществляя противодействие не массовой, а лишь розничной коррупции.

Определенным этапом усиления существующей правовой базы стало принятие 2008 году соответствующих федеральных законов, позволивших выйти на уровень не только борьбы, но и профилактики коррупционных правонарушений. Следует, отметить, что инициатива расширения антикоррупционного законодательства шла сверху с учетом обширного опыта зарубежных стран и могла осуществляться тремя наиболее приемлемыми способами:

- закреплением общих подходов к противодействию коррупции в ФЗ;

- систематизацией действующих антикоррупционных норм в специальном законе;

- введение новых правовых норм или модификация уже действующих в целях противодействия коррупции.

Необходимость принятия специального закона объяснялась рядом факторов, том числе систематизацией терминологических определений, определением сфер общественной жизни, подверженной коррупционным рискам и так далее. Практически значимым явилось возможность сочетания правовых и иных мер нейтрализации коррупционных проявлений. Значительное повышение потенциала правовых актов в данной сфере связано с координальными изменениями в кадровой работе государственного аппарата, применение принципа личной ответственности за реализацию порученных полномочий, требования безупречному и эффективному исполнению государственными или муниципальными служащими своих должностных обязанностей как основание для продвижения по службе.

Если давать характеристику второму способу, то следует отметить, что российское антикоррупционное законодательство существует как межотраслевой правовой институт. Ядром антикоррупционного законодательства в специальной юридической литературе принято считать Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»и ряд Указов Президента РФ, а его системообразующими факторами - нормы различных отраслей права.

Правовая основа противодействия коррупции представлена системой нормативных правовых актов различных уровней. Системно образующим документом в данной сфере выступает Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является не столько актом прямого действия, сколько программным документом. Данный закон:

1) раскрывает основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе;

2) определяет правовые основы противодействия коррупции;

3) провозглашает основные принципы противодействия коррупции;

4) устанавливает основы международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции;

5) определяет организационные основы противодействия коррупции (полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции);

6) перечисляет основные меры по профилактике коррупции и в определенной степени раскрывает содержание некоторых из указанных мер [1].

Однако, существующая юридическая практика позволяет прийти к выводу, что такая конструкция имеет ряд недостатков:

1. созданные межотраслевые институты не являются

«самодостаточными», так как в своей основе не содержат альтернативную отраслевую технологию реализации антикоррупционных норм;

В правоприменительной практике существует четкая градация антикоррупционных норм по конкретным отраслям права. Такая юридическая конструкция означает, что при анализе условий коррупционного деяния в сфере действия уголовного права, придется рассматривать в рамках иной отрасли (административного права), а при анализе действия сторон (помощников, не претендующих на роль соучастников) - в рамках гражданского права. Всё это делает механизм противодействия коррупции слишком громоздким, а само доказывание по данной категории дел труднореализуемым.

2. Определенный блок антикоррупционных норм введен в действие подзаконными актами, то есть является решением органов исполнительной власти. Хотя сильной стороной данных актов является их оператимность, но тем не менее встает серьезный вопрос о юридической силе и приоритетности применения правовых предписаний.

3. В ряде случаев на первом этапе создания антикоррупционного законодательства отмечалось противоречие между законодательством о противодействии коррупции и Конституцией. Эти противоречия уже широко обсуждены в научной и популярной литературе. Например, неконституционно требовать от лица свидетельствовать против себя, а именно так предлагает поступать антикоррупционное законодательство в случае, если в отношении лица или его коллег совершаются похожие на коррупцию действия[3].

По мнению Л. Ю. Грудциной: «коррупция представляет собой не что иное, как торговлю властными полномочиями в государственном и негосударственном секторах» [2, С.87-96]. Её мнение о сущности коррупции сводится к пониманию её как продажи распорядительных актов как неэквивалентного обмена власти на деньги в ущерб принципу социальной справедливости. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке.

Периодическое внесение изменений в антикоррупционное законодательства связано с динамично развивающимися экономическими отношениями, административной реформой и рядом других объективных факторов, что позволяет надеяться на эффективную работу законодателя в части совершенствования антикоррупционного законодательства.

Использованные источники: 1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.; в ред. Федер. закона от 22 дек. 2014 г. № 431-Ф3 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228; 2014. № 52 (часть I), ст. 7542.

2. Грудцына Л. Развитие личной свободы индивида как основа формирования гражданского общества // Право и жизнь. 2011, № 151(1). С.87-96.

3. Рагулин, А. В. Адвокат в уголовном процессе: учебно-практич. пособие / А. В. Рагулин; под общ. ред. И. Л. Шерстневой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 480 с.

Островских Т. И., к. э.н.

доцент Неница Л. А. студент 4-го курса Старухина Я. А. студент 5-го курса Хакасский технический институт - филиал Сибирский федеральный университет

Россия, г. Абакан ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Конкурсный отбор прошли инвестиционные проекты, получившие в соответствии с Положением о конкурсном отборе утвержденное значение интегральной оценки. В нем участвовали 25 субъектов Российской Федерации, в том числе Хабаровский, Алтайский, Забайкальский края, Новосибирская, Орловская, Ивановская области, Республики Калмыкия, Ингушетия, Дагестан и другие. По итогам Координационного совета Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», представленные Республикой Тыва инвестиционные проекты вошли в перечень мероприятий второго этапа Программы на 2015-2018 гг. с финансированием из федерального бюджета в запрашиваемом объеме. В первый этап реализации программы вошли такие объекты, как инженерная и транспортная инфраструктура туристских объектов [1]. Реализация этой программы началась в 2014 г. с началом строительства обеспечивающей инфраструктуры гостиничного торгово-развлекательного комплекса в столице республике городе Кызыле.

Республика Тыва расположена в центре Азии на юге Восточной Сибири, граничит с Монголией, Иркутской областью, Республикой Хакасия, Республикой Бурятия, Республикой Алтай и Красноярским краем. Общая площадь территории 168,6 тыс. кв. километров. Тыва представляет собой гористый регион с чередованием горных хребтов и межгорных котловин. Около 80% территории занимают горы, и лишь оставшаяся ее часть - равнинные участки. Горы играют роль стены, изолирующей от внешних климатических изменений, определяя климат республики как резко континентальный. Лето умеренно тёплое в горах и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.