Научная статья на тему 'Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции'

Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
729
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Норец Алина Михайловна

В статье рассматриваются правовые основы деятельности органов прокуратуры России в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of the activities of prosecution bodies against corruption

The article examines the legal basis of the activities of prosecution bodies of Russia in the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции»

УДК 343.352

ББК67.99(2)91

Н-82

Норец Алина Михайловна, старший лейтенант полиции, адъюнкт очной формы обучения кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

(рецензирована)

В статье рассматриваются правовые основы деятельности органов прокуратуры России в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, национальный план противодействия коррупции.

Norets Alina Michailovna, senior lieutenant of police, adjunct of the Department of Criminal Procedure of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry.

SOME ISSUES OF THE ACTIVITIES OF PROSECUTION BODIES AGAINST CORRUPTION

(reviewed)

The article examines the legal basis of the activities of prosecution bodies of Russia in the fight against corruption.

Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption legislation, the national anticorruption plan.

По версии международной организации Transparency International [8] Россия занимает 127-е место (из 177 стран) в индексе восприятия коррупции, сравнявшись с Азербайджаном, Коморы, Гамбией, Ливаном, Мадагаскаром, Мали, Никарагуа и Пакистаном. Как верно заметили Д.Н. Лозовский, Д.Д. Стронский на сегодняшний день коррупция является одной из самых существенных проблем нашего государства. Основная опасность заключается в ее негативном влиянии на основы государственного устройства, реализации прав и свобод человека и гражданина, развитие демократических институтов общества, формирование отрицательного имиджа Российской Федерации на международной арене [1].

Российская государственная политика в настоящее время направлена на искоренение причин и факторов, которые способствуют распространению коррупции в современном обществе. В течение нескольких лет подряд на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления реализуются инициативы, направленные на противодействие коррупции. Данные работы ведутся практически всеми органами власти: Президентом РФ, Советом при Президенте РФ по борьбе с коррупцией; Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти в составе Правительства РФ; палатами Федерального Собрания РФ; судами; органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; органами прокуратуры; а так же всеми иными без исключения правоохранительными органами.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы [4] на прокуратуру возложено исполнение большого количества антикоррупционных мероприятий. Так, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено:

- при ежегодном представлении в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О

прокуратуре Российской Федерации" [2] палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

- информировать один раз в полгода президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями;

- принять меры по повышению эффективности деятельности прокуроров по защите имущественных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с требованиями уголовно- процессуального и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации. О результатах доложить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

- проанализировать практику организации надзора за исполнением органами следствия и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, законодательства Российской Федерации в части, касающейся принятия обеспечительных мер по защите имущественных прав граждан, организаций и государства в случае совершения коррупционных преступлений. О результатах доложить в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Реализуя положения Национального плана противодействия коррупции на 20122013 годы [4] и руководствуясь положениями российского законодательства, в органах прокуратуры РФ принят Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2012 №186 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы» [7] с утверждением прилагаемого Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2012-2014 годы.

В порядке реализации данного плана органы прокуратуры:

- проводят мониторинг содержащихся в средствах массовой информации сведений о правонарушениях коррупционной направленности;

- при проведении проверок исполнения федерального законодательства в сферах земельных отношений, ценообразования и установления тарифов, образования, здравоохранения, жилищных отношений особое внимание обращается на выявление коррупционных проявлений;

- анализируют практику рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности;

- укрепляют международное сотрудничество по вопросам возвращения активов, полученных от коррупционных преступлений.

- усиливают взаимодействие с институтами гражданского общества и средствами массовой информации с целью информирования населения о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией;

- на постоянной основе проверяют исполнение законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

- проводят проверки соблюдения законности в деятельности служб собственной безопасности МВД России, ФСКН России, ФТС России, ФСБ России, ФСИН России, ФСО России, СВР России, а также МЧС России и ФССП России при рассмотрении заявлений и сообщений о злоупотреблении сотрудниками должностными полномочиями,

фактах коррупционных проявлений;

- регулярно проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры субъектов Российской Федерации по использованию средств федерального бюджета и в сфере осуществления закупок для государственных нужд;

- принимают меры по повышению эффективности международного сотрудничества в антикоррупционной сфере; принимают участие в разработке организационных основ регионального антикоррупционного форума; оказывают поддержку правоохранительным органам других государств в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции;

- систематически проверяют организацию и проведение призыва граждан на военную службу, обращая особое внимание на выявление коррупционных проявлений;

- анализируют деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и аттестационных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов;

- организовывают проведение проверок в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы соблюдения требований закона при использовании труда осужденных на оплачиваемых работах, проведении ими работ на контрагентской основе.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы явился логическим продолжением мер, вызванных к жизни Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] и Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». [5] Так же важным нормативным правовым актом, регулирующим организацию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции является Приказ Генерального прокурора РФ от 15 мая 2010 г. №209 [6], принятый в порядке реализации Национального плана и Национальной стратегии противодействия коррупции. В соответствии с данным приказом коррупция признается одной из главных угроз безопасности Российской Федерации. В свете этого важнейшей задачей надзорной деятельности органов прокуратуры стало своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

Оценивая вышеперечисленные мероприятия, необходимо отметить, что в последние годы был сделан существенный прорыв, в реализации тех инициатив по противодействию коррупции, которые были закреплены в действующих законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Органам прокуратуры необходимо активизировать работу по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции должно обеспечиваться в общем формате их основной деятельности. Принцип законности в противодействии коррупции предполагает неуклонное соблюдение требований

Конституции РФ и других нормативно-правовых актов, так как только законная деятельность является гарантией обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Именно в законах фиксируется политика государства, ее социальные и материальные возможности по реализации тех или иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, закрепляются основания и определяется процедура их обеспечения и защиты. Тем самым закон утверждает четко очерченные, приемлемые и справедливые варианты поведения публичных (официальных) и частных лиц в решении социально значимых вопросов. Поэтому отступление от закона всегда ведет к деморализации отношений, дискредитации закона, власти, ущемлению интересов третьих лиц, а следовательно, препятствует поступательному развитию общественных отношений и их правовых форм, что, безусловно, вредит всей социальной сфере. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления действительно должен быть реализован в комплексе правовых и организационных мер, направленных на совершенствование взаимодействия органов власти и управления, предупреждения коррупционных проявлений, учета оценок, предложений и общественного мнения в принятии социально значимых решений.

Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации прокуратура в настоящее время - это основной орган государственной власти, на который возложены полномочия по противодействию коррупции. Важнейшей задачей прокуратуры была и остается координация деятельности по борьбе с преступностью и правонарушениями. При осуществлении надзора за исполнением законодательства по противодействию коррупции органам прокуратуры необходимо выявлять факторы, которые способствуют нарушениям законодательства, устранять выявленные нарушения и пресекать их негативные последствия.

Сегодня, весь нормативный, организационный и информационный потенциал важно реализовать органам прокуратуры в правовом механизме противодействия коррупции. Комплексное использование всех средств борьбы с коррупцией может привести к определенным успехам и позволит свести коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для государства, общества и личности.

Литература:

1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. №22021. М.: Омега-Л, 2012.

2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г №273-ФЗ // Рос. газета. 2008. 30 дек.

3. Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2012 №186 //URL: http://genproc.gov.ru/anticor/npa/

4. Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 №209 // URL: http://genproc.gov.ru/anticor/npa/.

5. Исследования- Индекс Восприятия Коррупции

URL://http://www.transparency.org.ru/index-vospriiatia-korruptcii

6. Лозовский Д.Н., Стронский Д.Д. К вопросу о роли и значении органов прокуратуры в антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов // Вестник Академии знаний. 2013. №1. С. 199-202.

7. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы (утв. Президентом РФ 13 марта 2012 года №297 // URL: http://kremlin.ru/ref_notes/1172.

8. Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2010. №16. Ст. 1875. С. 4146-4151.

References:

1. On the Public Prosecutor Office of the Russian Federation: federal law of January 17, 1992 №2202-1. M.: Omega-L, 2012.

2. On Combating Corruption: federal law of December 25, 2008. №273-FL // Rus. newspaper. 2008. December 30.

3. On the Organization of the Realization of the National Anti-Corruption Plan for 20122013: the order of the General Prosecutor of the Russian Federation dated 28.04.2012 №186 / / URL: http://genproc.gov.ru/anticor/npa/

4. On strengthening the prosecutorial supervision in terms of the implementation of the national anti-corruption strategy: the order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated 15.05.2010 №209 // URL: http://genproc.gov.ru/anticor/npa/.

5. Research-Corruption Perceptions Index URL :/ / http://

www. transparency. org.ru/index-vospriiatia-korruptcii

6. Lozovskiy D.N., Stronsky D.D. The role and significance of the prosecution bodies in the anti-corruption expertise of legal acts // Bulletin of the Academy of knowledge. 2013. №1. P 199-202.

7. The National Anti-Corruption Plan for 2012-2013 (approved by the President of Russia on March 13, 2012 №297 // URL: http://kremlin. ru ref_notes/1172.

8. The National Anti-Corruption Strategy (approved by the Presidential Decree of April 13,

2010 №460) // Coll. of Russian legislation. 2010. №16. Art. 1875. P. 4146-4151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.