Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / защита прав и свобод / принципы / обеспечение / проверочные действия / entrepreneurial activity / protection of rights and freedoms / principles / provision / verification actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кигеян Кирилл Эдуардович

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с проведением государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля предусмотрены положениями ст. 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Принципы защиты прав указанных лиц представляют собой основные начала, которые обязательны к соблюдению субъектами, проводящими мероприятия по контролю и надзору. Кроме того, значение принципов, рассмотренных в настоящей работе, заключается также в том, что данные положения необходимо принимать во внимание при осуществлении разработки нормативно-правовых актов. Законодатель, выделяя принципы проведения проверочных действий субъектов предпринимательской деятельности в отдельную статью, придерживался цели, связанной с реализацией конституционных начал и положений о свободе перемещения товаров, услуг, финансовых средств, а также руководствовался положениями о поддержании конкуренции, обеспечении свободы экономической деятельности. Опираясь на данные положения Основного закона, законодатель продолжил нормативное обеспечение указанных положений, что позволило обеспечить соблюдение свободы предпринимательской и экономической деятельности. В рамках данной статьи принципы соблюдения и обеспечения прав и свобод индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении в отношении них проверочных действий органами государственной власти и местного самоуправления, буду рассмотрены подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кигеян Кирилл Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE PRINCIPLES OF PROTECTING THE RIGHTS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE EXERCISE OF STATE CONTROL (SUPERVISION), MUNICIPAL CONTROL

The principles of protecting the rights of legal entities, individual entrepreneurs related to the conduct of state control (supervision), as well as municipal control, are provided for by the provisions of Art. 3 of the Federal Law "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control". The principles of protection of the rights of these persons are the main principles that are mandatory for compliance by entities carrying out control and supervision measures. In addition, the importance of the principles discussed in this paper also lies in the fact that these provisions must be taken into account when developing regulatory legal acts. The legislator, highlighting the principles of carrying out verification actions of business entities in a separate article, adhered to the goal related to the implementation of constitutional principles and provisions on the freedom of movement of goods, services, financial resources, and was also guided by the provisions on maintaining competition, ensuring freedom of economic activity. Based on these provisions of the Basic Law, the legislator continued the normative support of these provisions, which made it possible to ensure the observance of freedom of entrepreneurial and economic activity. Within the framework of this article, the principles of observance and ensuring the rights and freedoms of individual entrepreneurs and legal entities during verification actions against them by state authorities and local self-government will be considered in detail.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 346.9

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Кигеян Кирилл Эдуардович

Бакалавр, Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный

Университет имени И. Т. Трубилина

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с проведением государственного контроля (надзора], а также муниципального контроля предусмотрены положениями ст. 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля». Принципы защиты прав указанных лиц представляют собой основные начала, которые обязательны к соблюдению субъектами, проводящими мероприятия по контролю и надзору. Кроме того, значение принципов, рассмотренных в настоящей работе, заключается также в том, что данные положения необходимо принимать во внимание при осуществлении разработки нормативно-правовых актов. Законодатель, выделяя принципы проведения проверочных действий субъектов предпринимательской деятельности в отдельную статью, придерживался цели, связанной с реализацией конституционных начал и положений о свободе перемещения товаров, услуг, финансовых средств, а также руководствовался положениями о поддержании конкуренции, обеспечении свободы экономической деятельности. Опираясь на данные положения Основного закона, законодатель продолжил нормативное обеспечение указанных положений, что позволило обеспечить соблюдение свободы предпринимательской и экономической деятельности. В рамках данной статьи принципы соблюдения и обеспечения прав и свобод индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении в отношении них проверочных действий органами государственной власти и местного самоуправления, буду рассмотрены подробно.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, защита прав и свобод, принципы, обеспечение, проверочные действия.

Государственный контроль (надзор] является одним из направлений деятельности уполномоченных органов. Ее цель связана с предупреждением, выявлением, а также пресечением нарушений. Речь идет о проведении оценки соблюдения предписания действующего законодательства. Вместе с тем, главная цель рассматриваемой деятельности заключается в предупреждении нарушений, их выявлении и пресечении. Во исполнение данной цели проводятся мероприятия для оптимизации рисков, которые сопутствуют предпринимательской деятельности. Это предусматривает применение, в первую очередь, не меры наказания, а профилактики.[1]

Анализ законодательных норм говорит о том, что понятия «надзор» и «контроль» по своему содержанию идентичны. Говоря о разнице в использовании понятий «контроль» и «надзор», следует указать, что такие различия связаны с исторической традицией, согласно которой изначально за государственными органами, деятельность которых полностью отвечала содержанию понятия «надзор», соответственно, на муниципальном уровне может осуществляться только контроль.

Требования, которые являются обязательными к соблюдению субъектами предпринимательской деятельности, содержатся в нормах федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Уполномоченные органы, обладающие властными полномочиями, вправе устанавливать обязательные требования только в рамках своей компетенции. Иные органы и организации не могут осуществлять полномочия, связанные с установлением правил, обязательных к соблюдению. Предусмотренный порядок действует в процессе признания недействительными обязательных требований, которые приняты при нарушении пределов установленных полномочий.[2]

При введении в действие нормативно-правовых актов, которые содержат положения, связанные с установлением требований обязательных к соблюдению субъектами предпринимательской деятельности, необходимо проводить обсуждение, давая оценку регулирующего воздействия. Для защиты прав предпринимателей особое значение имеет положение законодательства, согласно которому, при одновременном установлении нескольких требований, которые различаются по своему содержанию, в отношении каждого объекта действует презумпция добросовестности субъекта предпринимательской деятельности. Считается, что он не нарушил законодательных положений, если его действия, направлены на соблюдение требований.

При допущении наличия двух требований, которые по своему содержанию противоречат друг другу, если такие противоречия допущены органами законодательной власти, нельзя говорить о наличии оснований для привлечения к ответственности лица, которое своими действиями обеспечило соблюдение одного из установленных требований.

Положения Конституции РФ, в ст. 8, предусматривают гарантии свободы предпринимательской и экономической деятельности. В качестве механизмов реализации устанавливается создание максимально благоприятных условий, позволяющих обеспечить свободу функционирования экономической системы в целом.

[3]

Реализация данных положений предусматривает стимулирование хозяйственной деятельности путем установления принципов самоорганизации предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют собой основных субъектов рыночной экономики. Это предусматривает необходимость разработки и внедрения специальных мер, связанных с обеспечением и защитой их прав и законных интересов при проведении государственного регулирования данной деятельности. Введение данных мер позволят оптимизировать экономические процессы, обозначив пределы вмешательства государства при осуществлении регулирования экономических отношений.

Изложенные цели ставил перед собой федеральный законодатель, когда осуществлял разработку основных принципов соблюдения прав и свобод предпринимателей при проведении проверочных действий и мероприятий. Основные принципы защиты предпринимателей, отраженные в законе, являются исчерпывающими, однако это не говорит о том, что иные принципы можно не соблюдать. [4]

Перечень указанных принципов начинается с положений о преимущественно уведомительном характере проведения проверочных мероприятий в отношении предпринимателей. Согласно данному положению, уведомление необходимо в обязательном порядке представить юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям до начала осуществления проверочных действий. При получении уведомления о проведении проверочных действий и до момента их окончания исключается необходимость получения документов и разрешений.

Далее следует принцип презумпции добросовестности, который сформулирован по аналогии с принципом налогового законодательства, в соответствии с которым предусмотрены презумпция действий налогоплательщиков. Открытость и доступность нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня для предпринимателей предусматривает доступ к нормам права, на основании которых проводятся проверки. Речь идет об информации, связанной с организацией доступа к

соответствующим сведениям, а также о правах и обязанностях органов, которые уполномочены проводить контрольные мероприятия. [5]

Для предпринимателей также должны быть открыты и доступны сведения, связанные с требованиями, проведения проверок. Они представляют собой продолжение конституционной нормы об обеспечении доступа к официально опубликованным законам.

Открытыми к доступу должны быть сведения о планировании проверок, их результатах и принятых мерах, в том числе, сведения о привлечении к ответственности. При наличии соответствующего ходатайства уполномоченные органы обязаны провести ознакомление лица и представить сведения, подлежащие проверке на основании административных регламентов, а также предоставить информацию о порядке проведения мероприятий по контролю и надзору.

Действующее законодательство во исполнение указанного принципа предусматривает создание единого реестра проверок для обеспечения надлежащего учета проверочных мероприятий, а также для обеспечения доступа к их результатам. Вместе с тем, важно указать, что рассматриваемый принцип не распространяется на информацию ограниченного доступа, распространение которой запрещено на основании положений законодательства.

Далее необходимо указать принцип, согласно которому, проверки осуществляются только должностными лицами уполномоченных органов власти. Важным законодательным положением, позволяющим обеспечить соблюдение данного принципа является указание о том, что должностные лица органов проверяют соблюдение требований и запретов, установленных нормативно-правовыми актами соответствующих органов. Проверочные действия проводятся на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего органа. Полномочия на проведение проверки соблюдения требований, разработанных данными органами установлены в соответствующих нормативно-правовых актах.

В отношении одного предпринимателя не могут проводиться проверочные действия одновременно несколькими органами. Данный принцип рассматривается как новелла законодательства о предпринимательской деятельности. Согласно ему, положения законодательства предусматривают запрет дублирующего контроля разными уполномоченными органами власти в отношении одного проверяемого субъекта.[6]

Данный принцип дополнен положением о том, согласно которому установлено разграничение полномочий в различных сферах деятельности. Требование о получении разрешений связанных с проведением отдельных видов работ, услуг является недопустимым, если предприниматели в надлежащем порядке представили уведомления о регистрации. Содержание данного принципа дополняют положения об уведомительном порядке проведения проверочных действий. Помимо этого, самостоятельным принципом является ответственность уполномоченных органов за допущенные нарушения законодательства.

Таким образом, предпринимателям устанавливается возможность обжаловать действия должностных лиц. Закон предусматривает определенный порядок проведения проверок, устанавливает требования для должностных лиц соответствующих органов. Допущенные нарушения могут быть отражены в жалобах предпринимателей. Помимо обжалования предприниматели вправе оспорить в судебном порядке правовые нормы, а также обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного в результате проверочных действий.

Далее следует принцип, согласно которому, не допустимо взимать с предпринимателей плату за проведение проверок, например, за проведение исследований и экспертиз, которые проведены в рамках проверочных действий. Указанный принцип также находит свое отражение в установлении запрета на направление предложений или предписаний за счет предпринимателей. Рассматриваемые действия финансируются за счет средств федерального или муниципального бюджета. Нововведением является принцип разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах

деятельности, связанных с проведением проверок. Данное положение дополняет принцип о недопустимости проведения проверок одновременно несколькими субъектами. Реализация данного принципа проявляется в подробной регламентации соответствующих полномочий соответствующих органов.

Таким образом, рассмотренные принципы образовали собой основные начала для обеспечения соблюдения прав и интересов предпринимателей в процессе осуществления проверочных действий. Вместе с тем, для обеспечения законности предпринимательской деятельности необходимо обратить внимание на укрепление взаимодействия органов, осуществляющих проверки и правоохранительных органов, предусмотрев в положениях ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля» необходимость проведения обязательного согласования плана проверочных мероприятий с органами прокуратуры.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022] // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1], ст. 6249.

3. Коваленко Е.Н. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля // Законность. 2019. № 4. С. 20 - 22.

4. Мурзакова Р.Ф., Миннигулова Д.Б. Юрисдикция Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля": анализ судебной практики // Администратор суда. 2019. № 1. С. 18 - 23.

5. Вощинский М.В. Осуществление государственного и муниципального контроля: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Москва: Редакция "Российской газеты", 2020. Вып. 5. 144 с.

6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора] и муниципального контроля" (постатейный]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2020. 548 с.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE PRINCIPLES OF PROTECTING

THE RIGHTS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE EXERCISE _OF STATE CONTROL (SUPERVISION), MUNICIPAL CONTROL_

Kigeyan K. E.

The principles of protecting the rights of legal entities, individual entrepreneurs related to the conduct of state control (supervision), as well as municipal control, are provided for by the provisions of Art. 3 of the Federal Law "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control". The principles of protection of the rights of these persons are the main principles that are mandatory for compliance by entities carrying out control and supervision measures. In addition, the importance of the principles discussed in this paper also lies in the fact that these provisions must be taken into account when developing regulatory legal acts. The legislator, highlighting the principles of carrying out verification actions of business entities in a separate article, adhered to the goal related to the implementation of constitutional principles and provisions on the freedom of movement of goods, services, financial resources, and was also guided by the provisions on maintaining competition, ensuring freedom of economic activity.

Based on these provisions of the Basic Law, the legislator continued the normative support of these provisions, which made it possible to ensure the observance of freedom of entrepreneurial and economic activity. Within the framework of this article, the principles of observance and ensuring the rights and freedoms of individual entrepreneurs and legal entities during verification actions against them by state authorities and local self-government will be considered in detail.

Keywords: entrepreneurial activity, protection of rights and freedoms, principles, provision, verification actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.