Научная статья на тему 'Федеральный закон от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: применение и значение для социально-экономического развития России'

Федеральный закон от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: применение и значение для социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ким Е. В.

Статья посвящена новым положениях в законодательстве о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Определено место и значение Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в системе нормативных правовых актов, имеющих целью сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ким Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: применение и значение для социально-экономического развития России»

2. Арнольд В. Теория катастроф. - М., 2008.

3. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1. - М., 2009. - С. 161.

4. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2008. - С. 28.

5. Гумелев A.A. От Руси к России. - М., 1992.

6. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // МЭ и МО. - 2009. - № 5. - С. 3.

7. Загашвили B.C. Экономическая безопасность России. - М.: Гарда-рика, 2008. - С. 114.

8. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - 2008. - № 10.

9. Мартин Г.П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2009. - С. 82.

10. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // МЭ и МО. - 2008. - № 6. - С. 56-57.

11. Некипелов А. Д. Последствия глобализации в финансовой сфере. В сб.: Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и российская действительность. Материалы ситуационного анализа. - М.: ИМЭПИ РАН «ЭПИКОН», 2008. - С. 77.

12. Reddaway P., Glinsky D. The tragedy of Russia's Reforms. Market Bolshevism Against Democracy. - Wash.: United States Institutes of Peace, 2001.

13. Орггинг P. РАО ЕЭС Калифорнии // Н.Г. - 20.01.2001.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.2008 № 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»: ПРИМЕНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

© Ким Е.В.*

Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск

Статья посвящена новым положениях в законодательстве о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове-

* Доцент кафедры Права, кандидат юридических наук, доцент.

дении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Определено место и значение Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в системе нормативных правовых актов, имеющих целью сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Стратегические направления проводимых в России реформ неизменно связаны с сокращением избыточных административных ограничений предпринимательской деятельности, что предусмотрено целым рядом нормативных правовых актов [2, 3]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [4] в подразделе I «Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности» раздела IV предусматривает совершенствование системы контроля и надзора, предполагающее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) посредством применения следующих мер:

- ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок;

- признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении;

- значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

В целях реализации положений, закрепленных в названных нормативных правовых актах, стало принятие 26 декабря 2008 г. Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Закон № 294-ФЗ) [1], вступивший в силу с 1 мая 2009 г., за исключением отдельных положений: п. 6 ст. 3, ст. 8, п. 3 ч. 8 ст. 9, п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2009 г., ач. 6 и 7 ст. 9 -с 1 января 2010 года. В соответствии с ч.4 и ч.5 ст. 27 Закона № 294-ФЗ с 1 января 2011 года юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа,

подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а до 1 января 2011 г. положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного вч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ. С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное дополнение установлено п. «в» ч. 12 ст. 15 Закона № 365-ФЗ.

«Основной идеей Закона является совершенствование действующей системы контроля (надзора), направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве» [6].

Основные новеллы Закона № 294-ФЗ:

а) введение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в некоторых сферах, в том числе в предоставлении услуг общественного питания организациями общественного питания и розничной торговли (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

б) проведение внеплановых проверок субъектов малого бизнеса только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации;

в) существенное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок, которые могут проводиться только в случаях по -ступления информации от граждан, юридических лиц и предпринимателей, органов власти или СМИ о возникновении угрозы жизни или по факту причинения вреда здоровью граждан, загрязнении окружающей среды, аварийных ситуациях, а также в случаях нарушения прав потребителей (чьи права нарушены).

г) установление максимально допустимого времени для проведения проверок в отношении одного малого предприятия органами контроля. Для проведения контрольных мероприятий в отношении микропредприятия срок проведения всех проверок составляет 15 часов в год, а для малых - 70. В соответствии с изменениями, установленными ч. 10 ст. 15 Закона № 365-ФЗ, с 1 января 2010 года в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной редакции ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки).

Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий» [5].

Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Согласно ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных ч. 6 и 7 данной статьи, в органы прокуратуры в течение 24 ч. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Анализ Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ст. 18) позволяет делать выводы, что круг обязанностей должностных лиц контролирующих органов существенно увеличивается, как и объем прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (глава 3).

В связи с принятием Закона № 294-ФЗ необходимым является внесение изменений в законодательство об административных правонарушениях. Приоритетным направлением при внесении таких изменений должно стать установление административной ответственности в отношении должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, что позволит снизить многочисленные нарушения, допускаемые контролирующими субъектами при проведении проверок разного рода, усилить правовую защищенность

субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении проверок, повысить риски от коррупционного поведения должностных лиц органов контроля, а также будет способствовать эффективной реализации Закона № 294-ФЗ [9].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 26.04.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249; 2009. - № 18 (ч. 1). - Ст. 2140; № 29. - Ст. 3601; № 48. -Ст. 5711; № 52 (ч. 1). - Ст. 6441; 2010. - № 18. - Ст. 2142.

2. Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2293.

3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 46. -Ст. 4720.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля».

6. Письмо Минэкономразвития РФ от 6 мая 2009 г. № Д05-2260.

7. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2009.

8. Тихомирова Л.А. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Подготовлен для системы КонсультантПлюс.

9. Цирин A.M.. Совершенствование административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.