Научная статья на тему 'Общая характеристика качества информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях'

Общая характеристика качества информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАЧЕСТВО / ПОКАЗАТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION INTERACTION / QUALITY / AN INDICATOR / EFFICIENCY / A UNIFORM INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелыганова Э. Е.

Рассматривается комплекс вопросов, связанных с качеством информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях. Раскрывается общая характеристика качества информационного взаимодействия в компаниях с развитой информационной инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF QUALITY OF INFORMATION INTERACTION IN THE TERRITORIALLY-DISTRIBUTED COMPANIES

The complex of the questions connected with quality of information interaction in the territorially-distributed companies is considered. The general characteristic of quality of information interaction in the companies with the developed information infrastructure reveals.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика качества информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях»

жению населения внутри региона (табл.9).

Отрицательный миграционный баланс сложился как со всеми федеральными округами России, так и со странами дальнего зарубежья.

Положительное сальдо миграции формируется со странами СНГ и Балтии за счет иммигрантов, прибывших из государств Средней Азии.

В 2007 году основная миграционная убыль сложилась за счет оттока населения трудоспособных возрастов. Как правило, уровень образования выбывающих из края значительно выше, чем прибывающих (табл. 10).

Половозрастная структура населения. Сокращение рождаемости повлияло на возрастную структуру населения в крае, особенно на соотношение удельного веса молодежи и пенсионеров. В 1959 году доля молодежи (0 - 15 лет) составляла 32,6% при доле пенсионеров 5,2%. Постепенное сокращение количества рожденных детей приводило к снижению доли молодежи в возрастной структуре населения. В 2007 году доля молодежи составила 16,6% против доли пенсионеров 18,3% в возрастной структуре населения.

В регрессивном типе возрастной структуры преобладание мужского населения над женским сгладилось уже в силу большей смертности мужского населения, меньшей продолжительности жизни мужчин и миграционного оттока. Длительный рост доли старших возрастов свидетельствует о старении населения. Средний возраст постоянно проживающих жителей в Приморском крае по состоянию на конец 2005 года составлял 37,2 года (в 1979 году - 30,7 года, в 1989 году - 31,8 года, в 1999 году - 35 лет), что явно указывает на общее старение населения.

По расчетам Росстата, при сложившейся динамике к 2012 году население Приморского края сократится до 1922,8 тыс. человек. Темпы снижения прогнозируются практически постоянными в течение всего прогнозного периода и составят в среднем 0,7% за год.

Существенные изменения произойдут в структуре населения. Дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения. Уже к началу 2004 года численность людей пенсионного возраста превысила долю детей и подростков 0 - 15 лет, а к концу 2012 года численный перевес может увеличиться в 1,3 раза. Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении края к 2012 году составит 21,4% против 17,3% в 2002 году. В то же время удельный вес детей и подростков сократиться с 18,3% в 2002 году до 16,1% к концу периода.

Доля трудоспособных возрастов увеличивалась и достигла мак-

симума к 2006 году. Затем в эту возрастную группу начнут входить поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить - более многочисленное поколение родившихся в послевоенный период. Это приведет к заметному снижению удельного веса рабочих возрастов, т.е. трудовых ресурсов.

Альтернативой снижению численности трудоспособных возрастов в ближайшей перспективе должно стать внедрение трудозамещающих технологий с использованием механизмов миграционной политики.

Демографическая нагрузка. Одним из экономических последствий длительного процесса старения является увеличение доли пожилых людей в коэффициенте демографической нагрузки. Если в 1998 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 334,11 человека, нетрудоспособных по возрасту (детей 0 - 15 лет и людей пенсионного возраста), то к началу 2007 года суммарная демографическая нагрузка увеличилась до 534,92 человека.

Доля лиц в возрасте 45 лет и старше в общем балансе трудоспособного населения увеличится к 2012 году до 31,3 процента (в настоящее время - 27,8 процента), что может отразиться на способности рабочей силы воспринимать новейшие достижения высоких технологий и обеспечить инновационный рост экономике края.

В силу текущих тенденций демографический потенциал Приморского края в долгосрочном периоде будет ухудшаться как по количественным, так и по качественным параметрам. Таким образом, существуют значительные риски и угрозы, связанные с экономической и геостратегической конкурентоспособностью территории относительно приграничных регионов Юго-Восточной Азии. При этом, учитывая текущее состояние демографического потенциала, решение проблемы за счет естественного воспроизводства маловероятно. Основной возможностью исправить ситуацию является миграционное увеличение численности населения, в первую очередь за счет содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Анализ демографической ситуации Приморского края и, в первую очередь, города Владивостока показывает, что количество выпускников общеобразовательных школ монотонно уменьшается, а, следовательно, уменьшаются и потоки поступающих в профессиональные учебные заведения. При переходе края к инновационной экономике наиболее проблемным становится вопрос о подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием по всем специальностям, связанным с этим переходом. При этом следует учитывать, что необходима подготовка специалистов для всего хозяйства Приморского края во всей профессионально-квалификационной структуре.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

Шелыганова Э.Е., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Ключевые слова: информационное взаимодействие, качество, показатель, эффективность, единое информационное пространство.

Рассматривается комплекс вопросов, связанных с качеством информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях. Раскрывается общая характеристика качества информационного взаимодействия в компаниях с развитой информационной инфраструктурой.

GENERAL CHARACTERISTIC OF QUALITY OF INFORMATION INTERACTION IN THE TERRITORIALLY-DISTRIBUTED COMPANIES

Sheliganova У., «Standartinvorm», FSOU, the competitor

The complex of the questions connected with quality of information interaction in the territorially-distributed companies is considered. The general characteristic of quality of information interaction in the companies with the developed information infrastructure reveals.

Keywords: information interaction, quality, an indicator, efficiency, a uniform information fie

Эффективная деятельность современных компаний во многом руется на том, что качество продукции формируется в процессе ее

определяется качеством основных процессов его функционирова- проектирования и производства, а реализуется в процессе непос-

ния. В равной мере это относится и к качеству информационного редственного использования (потребления, применения, эксплуа-

взаимодействия. Проблема качества является в определенном смыс- тации, функционирования).

ле всеохватывающей, она имеет много аспектов и сторон. Эконо- Качество продукции выражает меру учета совокупных требо-

мический аспект качества является основным; он формирует базо- ваний к продукции как к средству производства или предмету по-

вую основу качества продукции; не может быть качества вообще, требления в отношениях изготовителей и потребителей при ее раз-

оно всегда конкретно и определяется потребностями общества. работке, производстве и использовании в соответствии с потребноЭкономическое содержание понятия «качество продукции» бази- стями каждого конкретного общества.

Любая продукция создается для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. Поэтому качество продукции следует определять как меру ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней как средству удовлетворения определенных потребностей. Качество продукции определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами1.

Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: «Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»2.

В настоящее время в зарубежной литературе качество рассматривают как степень соответствия продукции требованиям потре-бителя3.

Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом.

Для того чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Стоимость}

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям.

Качество продукции выражает меру учета совокупных требований к продукции как к объекту производства или потребления соответственно со стороны изготовителей или потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует определять как меру конструктивного и эксплуатационного ее совершенства, проявляющееся в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают требования общества сложившиеся на данном этапе его развития.

Взгляды общества на качество постоянно изменяется. На каждой ступени развития общества требования к качеству - результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые обнаруживаются в уровне развития производительных сил, прежде всего, науки и техники, вторые - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции. Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат непрерывного роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадиях разработки, производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат4.

Согласно стандарту Международной организации по стандартизации (стандарт ИСО 8402:1994, далее КО 9000:2000, ныне действует стандарт КО 9000:20055), качество представляет собой -совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Под объектом качества понимают: деятельность или процесс;

продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (вещи, товары, изделия и т.п.), или нематериальной (информация, понятия и др.), или комбинацией из них; организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них.

Таким образом, источник некачественной продукции в современном понимании качества может заключаться не только в плохом оборудовании, непригодном сырье или неквалифицированных работниках, но в низком качестве бизнес-процессов. С другой стороны, требуемый уровень качества бизнес-процесса невозможно достигнуть без обеспечения соответствующего качества входов (сырье, информация, и т.п.) и всех этапов выполнения (работники, оборудование, организация работ и система управления, и т.п.) бизнес-процесса. Лишь комплексное управление всеми этими факторами в контексте бизнес-процесса может обеспечить требуемый уровень качества на выходе процесса.

В условиях глобализации мировой экономики центр обеспечения качества продукции находится на предприятии, ориентированном на рынок потребителей. Это, в свою очередь, обусловливает особую актуальность процессно-ориентированного управления предприятием, которое существенно улучшает соотношение «качество-цена», повышая тем самым конкурентоспособность предприятия и его продукции6.

Процессно-ориентированное управление качеством сводится для производителей продукции и услуг к ориентации на определенный класс качества и обеспечению этого качества адекватным комплексом соответствующих процессов, осуществляемых структурами производителей по критерию наилучшего соотношения эффекта к затратам. Но, чтобы каждый раз отыскивать оптимальное или близкое к нему соотношение эффекта (доходности) к затратам на качество, необходимо сначала установить характер и меру влияния различных процессов на качество продукции, а затем и величину соответствующих затрат, связанных с организацией и осуществлением этих процессов, а также с соблюдением требуемых параметров качества самих процессов.

Таким образом, методология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием - понятия менеджмента качества и общего менеджмента сливаются в одно целое. Прежде всего, это связано с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств и характеристик продукции, а рассматривается как степень соответствия отличительных свойств товара, обеспечивающих их процессов и систем управления установленным (государством, самой фирмой, договорами и контрактами и др.) или реально прогнозируемым для ожидаемой рыночной конъюнктуры требованиям потребителей и других заинтересованных лиц.

Этому способствуют, с одной стороны, новые информационные технологии с использованием современных информационных продуктов, позволяющих своевременно отслеживать весьма динамичную зависимость качества и цены предлагаемых товаров от всех процессов деятельности хозяйственных и других структур, а также связанных с этими базовыми процессами затрат. С другой стороны, этому способствует четкое определение упомянутых требований как к продукции и услугам определенного класса качества, так и к обеспечивающим это качество процессам.

Такой подход реализован и в стандартах серии ИСО 9000, где любые имеющиеся на предприятии отклонения отнесены в компетенцию менеджмента качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности превратился в управление предприятием в целом. Поэтому процессно-ориентированное управление качеством,

а, следовательно, и предприятием состоит из ряда основных функций и объективных задач.

Можно выделить две группы основных функций и задач предприятия в области управления качеством7:

1 Панкина Г.В. Подтверждение соответствия продукции установленным требованиям: возможности и перспективы. - М.: МАТИ-РГТУ, 2001.

2 ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции. Основные термины и определения». Межгосударственный стандарт. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1979.

3 Все о качестве. Зарубежный опыт. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - Вып.1-15; 2000. - Вып.16-20.

4 Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5 КО 9000:2005. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

6 Швандар В.А., Панов В.П. Стандартизация и управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7 Варакута С.А. Управление качеством продукции. - М.: ИНФРА-М, 2001.

1) разработка стратегической программы действий, предусматривающей ориентацию производства продукции и ее реализацию на определенный класс качества, исходя из возможностей фирмы достичь определенной конкурентоспособности, прибыльности, увеличения объема продаж, утверждения позиций на новых рынках;

2) разработка и реализация программы продуктовой и соответственно процессной ориентации фирмы на уже заданный класс качества продукции с помощью системы мероприятий, направленных не только на предупреждение нарушения базовых процессов, но и на их восстановление до нормативного уровня путем устранения или уменьшения этих нарушений и ликвидации их последствий.

Первая группа функций и задач фирмы относится преимущественно к стратегическому процессно-ориентированному управлению, направленному на отдаленную перспективу. Ориентация на продукцию определенного класса качества и тем более повышение ее класса требует серьезных, долговременных и дорогостоящих преобразований в деятельности фирмы-производителя продукции и услуг. Эти преобразования реализуются за счет мобилизации потенциала конкурентоспособности и его составляющих, таких как совершенствование маркетинговой службы, инвестиционной, инновационной и кадровой политики, реструктуризация фирмы, повышение производственного, организационно-технического и научного потенциалов и т.д.

Вторая группа функций и задач связана с оперативным (тактическим) процессно-ориентированным управлением, когда основные цели фирмы и условия их достижения (ориентация на выпуск продукции заданного класса качества, обеспечивающие это качество базовые процессы, спрос на продукцию, ресурсный потенциал фирмы и другие ограничения) более или менее определены в процессе разработки и реализации стратегических решений фирмы.

Информационное взаимодействие в компании относится именно ко второй группе функций и задач в области управления качеством, а само информационное взаимодействие в рамках единого информационного пространства (ЕИП) следует отнести к базовому бизнес-процессу.

Таким образом, качество информационного взаимодействия в рамках ЕИП будет определяться как качество базового бизнес-процесса. Под информационным взаимодействием в рамках ЕИП компании понимается процесс опосредованного воздействия субъектов информационных отношений компании друг на друга на основе высокоскоростной передачи по каналам связи унифицированных информационных потоков, порождающих их информационную обусловленность. Тогда под качеством информационного взаимодействия в рамках ЕИП будем понимать совокупность его характеристик, определяющих возможности опосредованного электронного воздействия субъектов информационных отношений компании друг на друга.

ЕИП предприятия, в особенности территориально-распределенного, строится на основе автоматизированной информационной системы с рас-пределенной обработкой данных (СРОД). Ее функционирование может быть представлено в виде совокупнос-ти взаимодействий пользователей (должностных лиц) с системой. С формальной точки зрения любое такое взаимодействие можно отобразить в виде последовательности этапов передачи и обработки информации. Передача информации осуществляется по каналам передачи данных, связывающим отдельные узлы СРОД, а также по каналам обмена данными, размещаемых в узлах системы. Обработка информации осуществляет-ся процессорами в узлах СРОД.

Будем называть последовательность этапов передачи и обр-а-ботки информации на средствах СРОД, инициируемую при реализации информационного взаимодействия (т.е. инициируемую при реализации заявки пользователя на выполнение запрашиваемых от СРОД информационно-вычисли-тельных работ (ИВР)), информационным процессом (ИП).

Количественные характеристики ИП могут быть получены на основе характерис-тик составляющих его этапов. Поскольку в любой СРОД число видов ИВР, число об-служиваемых пользователей и количество ресурсов ограничены, все возможные ИП могут быть

перенумерованы. Множество таких ИП

M ={.}

конечно.

ИП:

А.. ■

j 1

i = 1,1 ; j = 1, J .

При этом полагаем, что каждый этап

А..

j

связан лишь с од-

ним ресурсом - критич-еским ресурсом, т. е. таким, учет которого является существенным при совместной ре-ализации ИП. Влияние некритических ресурсов будем учитывать косвенно, например, путем задания предельного числа одновременно реализуемых на критическом ресурсе ИП.

Каждый этап

А..

определяется временем использования _]-го

ресурса

(t )

B

, характери-зуемым функцией распределения

и набором вероятностей обращения к другим ресурсам

системы (выхода на последующие этапы) после завершения

А...

ij

Qij = {Qijk}, к = 1, J

При этом в общем случае значение

Q

ijk

может отличаться от

нуля, а

Каждый ИП связывается с определенным пользователем, его инициирующим, и характеризуется множеством наборов этапов, в

~ А -А

котором определяются начальный и конечный этапы,

причем конечных этапов может быть несколько. Следова-тельно, совокупность всех возможных ИП характеризует не только СРОД, но и ее поль-зователей.

Отдельные ИП могут иметь достаточно сложную структуру, что затрудняет иссле-дование соответствующих совокупностей ИП. В интересах упрощения такого исследо-вания целесообразно провести декомпозицию ИП по уровням их представления с вы-делени-ем уровней: системы (сети); вычислительного комплекса (узла); устройства вычислительного комплекса.

Здесь под вычислительным комплексом (ВК) будем понимать в широком смысле совокупность технических и программных средств, образующих узел СРОД. Это мо-жет быть рабочая станция на базе ПК, сервер, также на базе ПК или нескольких ПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество информационного взаимодействия определяется организацией ИП и оценивается с помощью показателей эффективности.

Показатель эффективности должен учитывать все основные особенности и свойст-ва системы и условия ее функционирования, а следовательно -должен зависеть, в об-щем случае, от параметров входящих потоков заявок на выполнение ИВР, характерис-тик выполняемых ИВР, структуры и параметров СРОД, а также параметров, характер-изующих воздействия внешней среды, например, потоки выхода из строя технических и программных средств системы. Тем самым показатель эффективности определяется процессом функционирования системы, т.е. является функционалом от процесса функ-ционирования, так что множество процессов функционирования, различающихся ус-ловиями и режимами работы, отображается на множестве значений показателя эффе-ктивности.

Таким образом, показатель эффективности в общем случае может быть представлен в виде некоторой зависимости вида:

F=F(N, M, S, V),

где

Обозначив М = {Л - множество ресурсов системы, получим следующую символику для иденти-фикации отдельного этапа

N — множество параметров входящего в систему потока заявок на выполне-ние ИВР (число и интенсивности составляющих поток заявок разных классов, типы и параметры законов распределения интервалов времени между моментами поступления различных заявок и т. п.);

М — множество параметров, характеризующих отдельные ИВР, связанные с реализацией заявок соответствующих классов, и опре-

к

деляющих потреб-ные затраты ресурсов системы при выполнении этих ИВР;

£ — множество системных параметров, определяющих состав и структуру СРОД, характеристики отдельных средств системы, алгоритмы управ-ления ИП в системе и другие системные параметры;

V — множество параметров, характеризующих воздействия внешней среды посредством задания потоков выхода из строя компонентов системы под воздействием внешних факторов.

В свою очередь функционирование СРОД связано с реализацией совокупности вза-имодействующих процессов передачи и обработки информации, т. е. определяется со-вокупностью взаимодействующих ИП. При этом элементы множеств N и М позволяют определять для каждого заданного набора £ параметры отдельных ИП, рассматрива-емых изолированно, а элементы £ и V могут быть использованы для характеристики взаимодействия ИП при их совместной реализации в реальной системе. Отсюда следу-ет, что оценка эффективности информационного взаимодействия может быть сведена к оценке качества организации выполнения ИП в системе в целом.

Для информационного взаимодействия как комплексного базового бизнес-процесса, невозможно выделить единствен-ный показатель эффективности, позволяющий охарактеризовать все интересующие пользователей аспекты взаимодействия. Поэтому рассматривают неко-торую совокупность показателей эффективности, каждый из которых характеризует степень достижения системой некоторой частной цели. При этом частные цели и, соот-ветствен-но, показатели эффективности должны быть согласованы в системном плане, т.е. достижение частной цели должно способствовать выполнению основной задачи информационного взаимодействия.

К числу показателей эффективности информационного взаимодействия, отражаю-щих наиболее существенные его свойства, могут быть отнесены показатели: оперативности взаимодействия; устойчивости взаимодействия; непрерывности взаимодействия.

В конечном итоге показатели эффективности информационного взаимодействия определяются характеристиками ИП и их совокупностей, а последние зависят от множества принятых решений по построению и организации функциониро-вания ЕИП, а, следовательно, от этих решений во многом зависит и качество информационного взаимодействия в территориально-распределенной компании.

Литература:

1. Варакута С.А. Управление качеством продукции. - М.: ИН-ФРА-М, 2001.

2. Все о качестве. Зарубежный опыт. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - Вып.1-15; 2000. - Вып.16-20.

3. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции. Основные термины и определения». Межгосударственный стандарт. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1979.

5. Панкина Г.В. Подтверждение соответствия продукции установленным требованиям: возможности и перспективы. - М.: МАТИ-РГТУ, 2001.

6. Швандар В.А., Панов В.П. Стандартизация и управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. КО 9000:2005. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аджина А.О., аспирант НИЦИ при МИД России

Рассматривается комплекс проблем и противоречий в сфере малого инновационного предпринимательства. Раскрывается содержание, природа возникновения, определяются пути и формы разрешения противоречий и проблем при реализации инновационных проектов малыми предприятиями.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационный проект, противоречия, проблема.

SMALL BUSINESS: MODERN PROBLEMS AND CONTRADICTIONS AT REALISATION OF INNOVATIVE PROJECTS

Adgina A., NIZI at the Ministry of Foreign Affairs of Russia, the post-graduate student

The complex of problems and contradictions in sphere of small innovative business is considered. The maintenance, the occurrence nature reveals, ways and forms of resolution of conflicts and problems are defined at realisation of innovative projects by small enterprises.

Keywords: small business, the innovative project, contradictions, a problem.

В начале 21 века стало очевидным, что на смену индустриальному государству приходит принципиально новое - постиндустриальное, главное отличие которого заключается переход на инновационный путь развития. На протяжении нескольких последних десятилетий во всех развитых странах систематические велись поиски наилучших схем организации эффективного сотрудничества между работниками фундаментальной и прикладной науки, технологами и производственниками.

Принципиально новое решение было найдено в облике малых и инновационных фирм, в которых механизм реализации инновационной идеи в высокотехнологичный продукт оказался достаточно высокоэффективным. Увеличение числа малых инновационных фирм породило поддерживающую их инфраструктуру в виде «инкубаторов» и сервисных организаций и др., облегчающих, прежде всего, общение между работниками фундаментальной науки и теми, кто взаимно и плодотворно дополняя друг друга при реализации инновационных проектов.

Такое сотрудничество особо необходимо на начальных этапах инновационной деятельности, когда рыночные перспективы новой технологии, услуг или продукции становятся явны и приобретают законченный инвестиционно-привлекательный облик. В то же вре-

мя конечная судьба инновационной идеи, как правило, расплывчата, а эффективность проекта неопределённа и отдалена во времени.

Поэтому реализация инновационной модели экономического развития России предопределяет необходимость выявления противоречий и закономерностей при реализации инновационных проектов в малом предпринимательстве.

Развитие инновационной деятельности в малом бизнесе характеризуется рядом противоречий, которые характерны для разных отраслей экономики России и имеют тенденцию усиления, особенно в наукоемких компаниях. Их появление и рост обусловлены высокой динамикой изменения внешней среды, ускорением темпов технологических изменений в науке и промышленности, интеграцией в мировую экономику, мировым и, как следствие, одновременно национальным финансовым кризисом и другими факторами, связанными с необходимостью перехода России от индустриального общества к информационному.

В нашем исследовании речь пойдет именно о противоречиях, а не о недостатках или формально логических и количественных несоответствиях, потому что они являются результатом естественного диалектического развития объективных экономических процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.