Научная статья на тему 'Особенности региональной экспансии туристских компаний и государственной политики в области развития туризма в регионах'

Особенности региональной экспансии туристских компаний и государственной политики в области развития туризма в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / ТУРИСТСКАЯ КОМПАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / TOURISM / REGION / REGIONAL EXPANSION / THE TOURIST COMPANY / A STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латорцев А. А.

В статье проанализированы некоторые аспекты, которые должны учитывать туристские компании при выходе на региональный рынок и государственные органы власти в области развития туризма в регионах. Проведен анализ основных особенностей различных регионов, которые необходимо учитывать при региональной экспансии туристских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGIONAL EXPANSION OF THE TOURIST COMPANIES AND STATE POLICY IN THE FIELD OF TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS

In article some aspects which should consider the tourist companies at an exit on the regional market and state structures of the power in the field of tourism development in regions are analysed. The analysis of the basic features of various regions which are necessary for considering at regional expansion of the tourist companies is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной экспансии туристских компаний и государственной политики в области развития туризма в регионах»

С экономических позиций единое информационное пространство (ЕИП) - это пространство регламентированных определенными принципами и правилами информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами и выполняющее функции создания, накопления, организации и ретрансляции экономической информации и знаний.

В едином информационном пространстве за счет высокоскоростной передачи по каналам связи унифицированных информационных потоков и объединения баз знаний и данных всех объектов и подразделений предприятия должны быть автоматизированы все базовые экономические процессы предприятия.

Информационное взаимодействие, осуществляемое в ЕИП, может быть отнесено к основным бизнес-процессам его функционирования. Качество информационного взаимодействия может быть определено как качество бизнес-процесса. В соответствии с определением качества, согласно стандарту Международной организации по стандартизации (1БО) (сначала стандарт 1БО 8402:1994, ныне стандарт 1БО 9000:2005), оно представляет собой - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности8.

Свойствами может обладать любой объект: предмет, явление, процесс, которые могут встретиться в жизни. Поэтому, применительно к термину «качество», Международная организация по стандартизации дает более широкое понятие - объект качества. Объектами качества могут быть: деятельность или процесс;

продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (как, например, вещь (изделие) в виде материального продукта), или нематериальной (например, информация, знания), или комбинацией из них; организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них.

Следовательно, информационное взаимодействие предприятия как основной бизнес-процесс его функционирования является объектом качества.

В соответствии с подходом к качеству, базирующемся на теории категорий9, категория качество информационного взаимодействия предприятия объединяет в своем составе все возможные показатели качества взаимодействия и семантические связи между

ними, которые образуют соответственно объекты и морфизмы этой категории. Одними из наиболее важных показателей качества информационного взаимодействия выступают показатели структуры взаимодействия. Структурой, в рамках которой происходит информационное взаимодействие, является ЕИП, следовательно, ЕИП является важнейшим условием обеспечения качества информационного взаимодействия предприятия.

Для того чтобы это условие было реализовано в ЕИП должна быть выполнена системная интеграция всех информационно-коммуникационных компонент, позволяющая рассматривать ЕИП как единое целое во взаимодействиях с внешней средой; осуществлена семантическая консолидация информации и знаний, выраженных как на естественном, так и на искусственном языке, использующая онтологический и когнитивный подходы к приобретению, созданию, аккумуляции и хранению информации и знаний; материализован кооперативный и процессный подход при организации и управлении функционированием ЕИП.

Литература:

1. Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2003.

2. Бураков В.В. Управление качеством программных средств. -СПб.: СПбГУАП, 2009.

3. Гегель Ф.В. Соч., т. 5, М., 1937.

4. Информационная политика: Учебник // Под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: РАГС, 2003.

5. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) / / Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

6. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. - Государственный университет управления. 2000, № 1 (2).

7. Международный стандарт 1БО 9000:2005(Я). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - ФГУП «Стандартинформ», 2006.

8. Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - СПб.: 1999.

9. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. 1999. №1.

8 Международный стандарт 1БО 9000:2005(Я). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - ФГУП «Стандар-тинформ», 2006.

9 Бураков В.В. Управление качеством программных средств. - СПб.: СПбГУАП, 2009.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ экспансии туристских компании и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ

Латорцев А.А., преподаватель МГИИТ

В статье проанализированы некоторые аспекты, которые должны учитывать туристские компании при выходе на региональный рынок и государственные органы власти в области развития туризма в регионах. Проведен анализ основных особенностей различных регионов, которые необходимо учитывать при региональной экспансии туристских компаний.

Ключевые слова: туризм, регион, региональная экспансия, туристская компания, государственная политика

FEATURES OF REGIONAL EXPANSION OF THE TOURIST COMPANIES AND STATE POLICY IN THE FIELD OF TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS

Latortsev A., lecturer, MGIIT

In article some aspects which should consider the tourist companies at an exit on the regional market and state structures of the power in the field of tourism development in regions are analysed. The analysis of the basic features of various regions which are necessary for considering at regional expansion of the tourist companies is carried out.

Keywords: tourism, region, regional expansion, the tourist company, a state policy

Региональные российские туррынки тоже теряют свою изоли- российскими и зарубежными турпредложениями. Для российских

рованность, постепенно становясь частью общероссийского, мак- компаний это означает появление новых конкурентов, количество

рорегионального и глобального рынков. В сегменте выездного ту- которых на каждом этапе будет последовательно возрастать1. На

ризма вхождение в глобальный рынок уже произошло, и теперь примере Северо-Запада эта ситуация выглядит следующим обра-

россияне имеют вполне реальную возможность выбирать между зом2:

Таблица 1. Региональные российские туристские рынки (На примере Северо-Запада)

Тип туризма Регионы Конкуренты Северо-Запада на туристическом рынке

2007 2012-2015 2020-2025

Культурно- познавательный туризм Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская, Вологодская области столицы Восточной Европы (Будапешт, Прага) Столицы Прибалтики (Таллинн, Рига), Киев (Украина) Нестоличные города Европы и европейской части СНГ (Краков, Львов)

Этнотуризм* Архангельская область, Карелия страны Скандинавии страны Прибалтики, ЮгоВосточной Азии, Юг России, Юг Сибири -

Рыболовный, охотничий Карелия, Мурманская область страны Скандинавии, Астрахань Канада, страны Африки, Тверская область, Сибирь Северная Америка, Африка

Активный и экстремальный туризм Карелия, Псковская, Мурманская, Ленинградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская области, Республика Коми страны Скандинавии Урал, Юг России, Сибирь, Монголия Американский континент, Африка

Оздоровительный туризм Ленинградская, Калининградская, Новгородская области, Карелия страны Прибалтики Московская агломерация, Украина -

Конгресс-туризм Санкт-Петербург, Калининград, Москва, страны Прибалтики Сочи, Екатеринбург, Владивосток, Казань -

* на данном этапе в России практически отсутствует

В тоже время региональная экспансия открывает новые возможности для партнерских отношений, давая импульс консолида-ционным процессам в отрасли. Вопрос заключается в том, как российские регионы могут воспользоваться ситуацией и какие именно услуги они могут предложить этому новому и весьма конкурентному рынку. Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран «нового туристического освоения»: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.

Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн. туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн. человек в год. Есть планы и у северной столицы.

Особая тема - это выявление целей, задач и структуры политики государственных органов власти в области развития туризма. Развал традиционных хозяйственных комплексов в большинстве регионов страны поставил перед региональными органами власти вопрос о создании новых перспективных и высокодоходных видов производств на своих территориях. В условиях отсутствия в стране явно сформулированных программ структурных преобразований в реальном секторе экономики, региональные власти большинства субъектов федерации схватились за туризм, как за соломинку, надеясь с помощью привлечения иностранных и отечественных туристов серьезно поправить финансовую ситуацию в регионах. Более того, на уровне многих регионов, туризм стал восприниматься как возможная «точка роста», сфера приложения капиталов и организационных усилий, которая способна послужить своего рода локомотивом для всего хозяйства региона. Самое общее ознакомление с туристским потенциалом страны и отдельных регионов, в общем то, не противоречит данной позиции. Эта тенденция находит

1 http://www.protown.ru/information/articles/3360.html

2 Источник: ЦСР «Северо-Запад», РСТ СЗРО

свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы как Байкал, Урал, Алтай.

Север (Белое море, Баренцево море, Архангельск, Вологда, Мурманская область, Республика Карелия). Здесь особенно популярен познавательный и экологический туризм, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество к древним очагам православной культуры.

Северо-Запад (Санкт-Петербург, Псков, Новгородская область). Сюда стремятся любители истории и культуры, а также те, кому необходимо использовать исторические места для проведения деловых встреч, конгрессов. Также в этих местах возможны речные круизы и традиционный автотуризм.

Балтийское побережье (Калининградская область) специализируется на деловом туризме, круизах и привычном отдыхе с лечением.

Москва и Московская область. Здесь идеальное место для деловых и культурных мероприятий, а также для любителей путешествовать на автомобиле.

“Золотое кольцо” (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Тверская области). Здесь будет интересно всем, кто интересуется древней славянской историей и хотел бы совместить экскурсии с лечением и пассивным отдыхом. Однако не менее популярны в этом регионе речные круизы и автотуризм

Поволжье (побережье Волги) (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, Чувашия, Татарстан). В этом регионе существуют все условия для успешного познавательного и делового туризма, пассивного и активного отдыха (например, рыбалки), лечения. А круиз по Волге, самой великой русской реке, будет интересен каждому.

Северный Кавказ

а) Азово-Черноморское побережье (Краснодарский край, Адыгея, Ростовская область). Здесь понравится поклонникам традиционного курортного лечения и отдыха на морском пляже, а также тем, кто предпочитает походы, экспедиции, прогулки.

б) Кавказские Минеральные Воды. Природные ресурсы этой местности располагают к пассивному отдыху и лечению с помощью природных минеральных источников целого ряда заболеваний

в) Кабардино-Балкарская республика. Это один из лучших горнолыжных курортов России.

Сибирь

а) Горный Алтай. Здесь можно просто отдохнуть и подлечиться, но не менее интересно сходить в походы, покататься на горных лыжах.

б) Горная Шория (Кемеровская область). Интересный регион для любителей как пассивного отдыха с лечением, так и для активных туристов. Есть отличные возможности для горных лыж.

в) Байкал (Иркутск, Читинская область, Республика Бурятия). Возможность уникальной таежной охоты и рыбалки. Также рекомендуется всем любителям просто ходить в походы, в том числе речные, и просто любителям первозданной природы.

г) Якутия. Уникальное место для экотуризма, познавательных и деловых путешествий.

Дальний Восток

а) Приморье. Подходящее место для делового туризма и для тех, кто хотел бы узнать что-то новое о России.

б) Сахалин, Курилы. На этих островах можно хорошо отдохнуть, получить лечение, побывать на интересных экскурсиях, просто поохотиться и порыбачить.

в) Камчатка. Полуостров располагает к экотуризму, пассивному отдыху и походам

Формируя максимально насыщенный тур, компании-организаторы стараются как можно удобнее соединить экскурсионный маршрут (оптимальный путь знакомства с достопримечательностями) и комплекс услуг по перевозке, питанию и размещению туристов. Туры различаются по способу передвижения (пешие, водные, автобусные, железнодорожные и пр.), времени действия (круглогодичные, сезонные, разовые) и форме организации (групповые и индивидуальные).

Самыми популярными являются групповые комбинированные маршруты. Время их действия зависит от климатических условий региона (допустим, открытия навигации для речных или морских круизов) или традиций (например, маршруты на родину Деда Мороза актуальны лишь в зимнее время).

Таким образом, почти любая территория в составе России обладает определенным потенциалом, привлекательным с точки зрения туризма. Проблема, как всегда в нашей стране, не в отсутствии потенциала и даже не в отсутствии денежных ресурсов, необходимых для соответствующих инвестиций в развитие туризма. На наш взгляд, главная проблема находится в области осмысления перспективности туризма в качестве «точки роста» экономики региона и организационных структурах, призванных обеспечить туристскую привлекательность региона.

Попытки переориентировать экономику региона с одних видов производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д,) на другие виды хозяйственной деятельности (в данном случае - на туризм) с теоретической точки зрения необходимо рассматривать как «структурную политику».

Отсутствие единой теоретической базы ведет к разнообразию толкований термина «структурная политика» как среди российских, так и зарубежных экономистов - от определения структурной политики через направления реализации интересов государства в сфере производства (что фактически размывает границы влияния структурной политики до пределов социально-экономической политики), до сведения структурной политики к выборочной поддержке отраслей народного хозяйства. Неоднозначность трактовки содержания данного термина затрудняет идентификацию роли и места структурной политики среди других видов государственной социально-экономической политики.

Основным недостатком большинства существующих определений является отсутствие системности - структурная политика не может быть направлена только на решение проблем отдельных отраслей или же их механической суммы. Она должна вести к повышению эффективности экономики через оптимизацию распределения ресурсов и позволять быстро и адекватно реагировать на внешние шоки, являясь, таким образом, основой устойчивого экономического роста.

Структурную политику необходимо рассматривать как стратегию развития и повышения эффективности хозяйства, увеличения конкурентоспособности отечественных отраслей, секторов, предприятий и продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, обеспечивающую устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. Четко сформулированная структурная политики, как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных регионов является, прежде всего, инструментом воздействия на экономичес-

кий рост через структуру производства товаров и услуг.

В соответствии с таким определением сущности структурной политики, необходимо классифицировать ее виды, в зависимости от различных критериев рассмотрения:

- по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;

- по масштабу воздействия - общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);

- по территориальному охвату - федеральную, региональную и районную;

- по направленности участия в международном разделении труда - импортозамещающую и экспортно-ориентированную;

- по превалирующему функциональному направлению - научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр.

Подобная классификация позволяет охватить весь комплекс возможных для использования инструментов на различных уровнях ее реализации. К таким инструментам, составляющим единый механизм структурной политики, отвечающий требованиям комплексности и системности, относят (по характеру воздействия на объект): макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные:

- Макроэкономические инструменты направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты.

- Информационные инструменты предполагают обеспечение экономических агентов и соответствующих органов управления систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, позволяющими принимать более эффективные решения в производственной (в том числе инвестиционной и инновационной) и коммерческой сферах деятельности.

- Ресурсные (затратные) инструменты предполагают предоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для решения задач развития.

- Институциональные инструменты связаны с формированием соответствующей рыночным принципам и задачам ориентированной на развитие туризма структурной политики правовой и организационно-экономической среды, с утверждением общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка.

Структурная политика в реальной практике всегда принимает вид целого набора конкретных задач: ограниченные бюджетные средства и государственную поддержку необходимо направить в те отрасли хозяйства, которые в долгосрочной перспективе обеспечат достижение стратегических целей (максимальный прирост национального богатства, устойчивый рост благосостояния населения и т.д.), в некоторых случаях, за счет депрессивных отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей, находящихся на начальной фазе жизненного цикла. В связи с этим, одним из ключевых вопросов в рамках разработки структурной политики является выбор и обоснование приоритетов хозяйственного развития. В соответствии с базовыми принципами и общими целями социально-экономического развития можно разделить выбор приоритетов в широком и узком смысле. Выбор приоритетов в широком смысле заключается в определении общего направление развития экономической системы, модели реализации структурной политики. Критериями выбора в данном случае выступают господствующая в обществе идеология и характер конкурентных преимуществ страны в мировом хозяйстве. Анализ опыта реализации структурной политики в развитых и развивающихся странах позволяет выделить следующие базовые модели, выступающие в качестве вектора развития: экспортно-ориентированная, импортозамещающая и инновационно-ориентированная модели.

Импортозамещающая политика предполагает обеспечение внутреннего рынка страны преимущественно на основе развития национального производства, часто с использованием высокого (в том числе, запретительного) уровня протекционистской защиты -лицензий, импортных тарифов, квот, а также других инструментов. Применительно к сфере туризма, импортозамещающая политика должна состоять в том, чтобы переориентировать потоки выездного туризма на внутренние поездки. Основным ограничением

для политики импортозамещения, как правило, является внутренний платежеспособный спрос.

Политика стимулирования экспорта (применительно к сфере туризма эта политика должна ориентироваться на увеличение потоков въездного туризма) в развивающихся странах, как правило, являлась лишь фазой торговой политики и осуществлялась на различных стадиях индустриализации, обычно после стадии импор-тозамещения.

В последние годы ключевыми направлениями структурной политики стали меры по увеличению инвестиций в основные средства, НИОКР, и человеческий капитал (образование и повышение квалификации), что определяет инновационно-ориентированную модель структурной политики.

Как показывает практика (опыт Южной Кореи, Японии, Китая), модели структурной политики не являются взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться для достижения целей сбалансированного экономического развития. При этом успех в долгосрочном периоде определяет не ставка на ту или иную модель, а комплексный подход к разработке долгосрочной стратегии разви-

тия, основанной на понимании страновых конкурентных преимуществ, на экономически обоснованном определении приоритетов развития, на формировании центров ответственности за реализацию этой стратегии и на разработке четких правил поведения экономических субъектов, при обеспечении макроэкономической стабильности.

Утверждение о том, что в России в течение всего реформенного периода не существовало структурной политики, является верным в том смысле, что не существует единой стратегии, комплексной программы стимулирования развития и повышения эффективности хозяйства и конкурентоспособности национальных предприятий.

Основными проблемами в области реализации политики стимулирования структурных изменений были и остаются:

- фрагментарность и бессистемность законодательной базы,

- отсутствие методологии разработки структурной политики, особенно, в части определения приоритетов развития, а также

- отсутствие единого органа, отвечающего за координацию процессов разработки и реализации структурной политики.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗА РУБЕЖОМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пустовалов М.Н., аспирант ГОУ ДПО Государственная академия строительства и ЖКК России

В статье проведен анализ зарубежного опыта управления инвестиционно-строительной деятельностью. Основное внимание уделено этапам управления инвестиционно-строительной деятельностью, а также описаны основные системы управления.

Ключевые слова: инвестиции, строительство, система управления, IPO

THE MAIN STAGES AND MANAGEMENT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY ABROAD

Pustovalov M., The post-graduate student, GOU DPO State Academy of Building and HMC Russia

The article analyzes the international experience managing investment and construction activities. Focuses on the steps of managing investment and construction activities, and also describes the basic control system.

Keywords: investment, construction, management system, IPO

Инвестиционно-строительные технологии за рубежом хотя и носят общий характер, но имеют и существенные национальные различия. Тем не менее, для развитых стран характерна стройная система государственных и негосударственных гарантий, как для получателя инвестиций, так и для инвестора. Вместе с тем имеются различия в управлении инвестиционно-строительной деятельностью (далее - ИСД) в условиях промышленного и жилищного кредитования, так же как и при проектном финансировании1 .

Как правило, инвестиционно-строительная деятельность, связанная с созданием строительного объекта состоит из четырёх основных этапов - концептуального, проектного, подготовки контрактной документации, осуществления строительства.

На первом этапе формируется представление о будущем объекте, определяется земельный участок, подготавливается предварительное проектное решение здания (сооружения). На втором этапе разрабатывается и утверждается детальный проект возведения объекта, а также подтверждается схема финансирования, оформляется заказчиком и местными властями разрешение на строительство. На третьем этапе подготавливается контрактная документация, определяются генеральный подрядчик и субподрядчики. С этой целью проводятся или торги или переговоры с соответствующими строительными фирмами. На четвёртом этапе осуществляется закупка строительных материалов, изделий и конструкций, наём рабочих, аренда строительной техники и, наконец, собственно строительство, проведение пуско-наладочных работ и приемка готового объекта. В ИСД принимают участие заказчик, владелец земельного участка, финансовые органы, юристы, генподрядчик, субподрядчик и др. Продолжительность отдельных стадий инвес-

тиционного процесса изменяется в широком диапазоне от 0,5 до 10 лет в зависимости от степени сложности объекта и условий его возведения.

Практически во всех развитых странах - Великобритании, США, Франции, Японии и др. управление ИСД представляет собой систему целевого управления, т.е. управления по конечному продукту в строительстве. При реализации особо крупных проектов, например, строительство метрополитена, количество этапов ИСД может быть увеличено. Такое условное выделение дополнительных этапов связано не только с продолжительностью строительства этих объектов 15-20 лет, большой их протяженностью, масштабами производства строительных и монтажных работ, но и необходимостью более тщательно согласовывать действия архитекторов и инженеров, сметчиков и финансовых органов, генподрядчиков и субподрядчиков. Так, в Великобритании с этой целью выделяется шесть этапов, каждый из которых имеет чётко выраженные требования к специалистам - участникам инвестиционно-строительной деятельности.

Первый этап - концептуальное проектирование. На этом этапе приобретают чёткое значение определение конечных целей проекта и выявление путей их достижения. При этом предполагается возможность задания альтернативных наборов целей, при формулировании которых должны учитываться социальные, политические и технические факторы, а также ограничения на технологические и финансовые параметры и ресурсы. Важным требованием при формировании целей проекта является возможность их количественной оценки по объёмам, срокам, размерам прибыли.

Второй этап - технико-экономическое обоснование проекта,

1 См., например: Павленко С. Проектное финансирование: рецепт привлечения крупных инвестиций. - http://www.ippnou.ru/ article.php?idarticle=000691; Парфенов Г.А. Проблемы и ошибки при оценке эффективности инвестиционных проектов. // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - №15. - С. 38-46; Пахотина Н.В. Сравнительный анализ различных подходов к управлению строительством: отечественный и зарубежный опыт /Вестник НГУ. Сер. Соц. - экон. науки. - 2003. - Т.2, Вып.2. С.73-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.