На первом этапе определяется список конкурирующих сайтов
- это те сайты, которые имеют видимость отличную от нуля хотя бы по одному поисковому запросу из выбранного множества. Далее, для каждого из конкурирующих Интернет-сайтов производится поиск открытых данных Интернет-статистики (счётчиков сайта).
Второй этап включает расчёт общей видимости конкурирующих Интернет-сайтов. Алгоритм расчёта общей видимости Интернет-сайта по поисковому запросу описан ранее (1).
На третьем этапе производится расчёт трафиковой ёмкости поисковых запросов.
Под трафиковой ёмкостью поискового запроса понимается потенциальное количество переходов пользователей, когда общая видимость Интернет-сайта равна 100% (первая страница выдачи всех поисковых систем).
Зная видимость Интернет сайта по поисковому запросу, а также количество привлекаемых посетителей при текущей видимости можно рассчитать трафиковую ёмкость Интернет-сайта по данному запросу.
Ez —
P *100
Es — Ezi
где:
http://seopult.ru/content/instruction#5
i = 1,.. .,n, n - число поисковых запросов;
Е - трафиковая ёмкость Интернет-сайта;
Е . - трафиковая ёмкость Интернет-сайта по i-тому запросу из выбранного множества поисковых запросов.
Трафиковая ёмкость Интернет-сайта (Е) даёт прогноз количества посетителей, которое может быть привлечено из поисковых систем по выбранному множеству поисковых запросов на информационный Интернет-сайт предприятий транспортного комплекса.
Для информационных разделов сайтов можно рассчитать прибыль, получаемую с одного посетителя (С). Она равна прибыли, получаемой с информационного раздела Интернет-сайта, отнесённой к общей посещаемости раздела сайта. Прогноз количества посетителей (трафиковая ёмкость, Е) позволяет рассчитать прибыль от прироста посетителей.
Существуют методы расчёта стоимости инвестиций (I), требуемых для продвижения Интернет-сайта в поисковых системах по выбранным запросам3. Исходя из этих величин, рассчитаем экономическую эффективность информационного раздела Интернет-сайта, используя показатель ROI (Return on Investment).
(2)
3i —
Es * С
* 100%
(4)
где:
Ег - трафиковая ёмкость Интернет-сайта по поисковому запросу;
Р - количество посетителей, привлекаемых на сайт по поисковому запросу;
V ^ — общая видимость сайта по поисковому запросу.
Пример 2. Для сайта hardcar.ru из примера 1 рассчитаем тра-фиковую ёмкость. Используя посещаемость по запросу «нормативные документы транспортной промышленности», которая составляет 254 человека в месяц (Р), получаем Е = 705. Таким образом трафиковая ёмкость по запросу «нормативные документы транспортной промышленности» для сайта hardcar.ru составляет 705 посетителей.
Сумма рассчитанных трафиковых ёмкостей для выбранного множества поисковых запросов будет равна трафиковой ёмкости сайта.
где:
(3)
Э: - экономическая эффективность информационного Интернет-сайта;
Е - трафиковая ёмкость информационного Интернет-сайта;
С - прибыль, получаемая с одного посетителя информационного раздела Интернет-сайта;
I - инвестиции, необходимые для продвижения информационного раздела Интернет-сайта.
Таким образом:
1) трафиковую ёмкость сайта предприятий транспортного комплекса можно рассчитать, используя показатель общей видимости конкурирующего Интернет-сайта по поисковому запросу, а также статистику посещений по этому запросу;
2) приведённый алгоритм расчёта трафиковой ёмкости Интернет-сайта позволяет дать прогноз посещаемости по поисковым запросам для информационных разделов Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса;
3) прогноз экономической эффективности для информационных разделов Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса рассчитывается на основе трафиковой ёмкости Интернет-сайта.
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ершова Т.Б., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Рассматриваются вопросы зависимости качества информационного взаимодействия предприятия от наличия единого информационного пространства.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, качество, показатель качества, единое информационное пространство.
SINGLE INFORMATION SPACE BUSINESS AS A CONDITION OF ITS QUALITY INFORMATION INTERACTION
Ershova T., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE The issues of quality of information exchange depends on the availability of enterprise unified information space Keywords: information exchange, quality, display-quality loops, common information space.
В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий во многом определяется качеством информационного взаимодействия как внутри, так и вне предприятия. Это обусловлено неуклонной и потенцировано возрастающей ролью информационных взаимодействий в современной активно глобализирующейся экономике. При этом дело здесь не только в
революционном технологическом прорыве в области создания, производства и массового распространения информационно-коммуникационных систем, но и в возрастании значимости и масштабов информационных взаимодействий между людьми, являющимися главными экономическими агентами.
«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опос-
редованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур»1.
Взаимодействие, одна из основных методологических категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объекта. Именно взаимодействие определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен - он реагирует и тем самым причинность переходит во взаимодействие. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция»2.
Сегодня в основе технологического прорыва во всем мире лежит информационная (информационно-коммуникационная) революция. Нынешняя ее стадия была достигнута в результате совместного применения передовых компьютерных и телекоммуникационных технологий. Ее следствием стало появление сложных товаров и услуг, которые, в свою очередь, подразумевают объединение, кооперацию, интеграцию хозяйствующих субъектов.
Другим важным фактором, определяющим необходимость взаимодействия, является важнейшее положение институционального направления экономической науки о неполноте информации. На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к общественной эффективности. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведет к максимизации общественного благосостояния и Парето - эффективному общему равновесию.
На протяжении ХХ в. все более становилось очевидным, что указанное методологическое допущение уже не отвечает экономическим реалиям, что необходимо теоретически осмыслить новые исторические условия и уточнить роль информации в современной рыночной системе хозяйствования. В конце XX в. на базе информационных и коммуникационных технологий сформировалась глобальная информационная среда экономической деятельности. На место «обладающего полной информацией субъекта рынка приходит экономический агент, непрерывно собирающий, изучающий и анализирующий все возрастающие потоки экономической информации. В этих условиях появляются субъекты рынка, обладающие разной степенью информации об изменяющихся экономических процессах, или асимметричной информацией. Ценовой механизм все чаще испытывает затруднения с передачей рыночной информации. Неполнота информации приводит к неэффективному функционированию рынков, неопределенности и рискам, ограничению
конкуренции, не взаимовыгодным рыночным сделкам и пр.»3
Асимметрия информации порождает интерналии - не оговоренные при заключении сделки положительные или отрицательные эффекты, распространяющиеся впоследствии на участников. Причиной тому служат значительные трансакционные издержки получения полной и достоверной информации, в результате чего ценовые сигналы искажаются.
Сокращение трансакционных издержек происходит во многом за счет рациональной организации взаимодействия экономических субъектов.
Одной из разновидностей их взаимодействия является информационное взаимодействие. Под информационным взаимодействием обычно понимается процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.
Развитие информационной экономики, широко использующей глобальные электронные виды взаимодействия, электронную коммерцию и электронный бизнес, приводит к тотальному снижению роли всех промежуточных звеньев в организации процессов, сводя разделение деятельности лишь к глобальной и локальной, и способствуя при этом все большему разнообразию и плотности экономических связей4.
Информационная экономика кардинально меняет сегодня подход к работе, жизни, самоорганизации и бизнесу. Уход от стереотипа «коллективного сознания», преобладавшего в индустриальный период, к «коллективному взаимодействию» новой эпохи требует существенного изменения системы понятий, инструментария, методологии и т.п. В современной экономике, активно использующей электронные виды взаимодействия, фирмы становятся прямыми поставщиками, а потребители получают возможность персонализировать свое потребление.
В рамках информационной экономики, взаимодействия между людьми осуществляются через распространение по пространству информационных потоков; в виде сбора и обработки поступающей информации и через прямой информационный обмен между экономическими агентами. Все эти процессы осуществляются с помощью коммуникационных и информационных технологий, которые являются средствами взаимодействий. Носителями взаимодействий являются информационные потоки, распространяющиеся в информационной среде или едином информационном пространстве экономической системы.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность распределенных баз данных, в которой действуют единые, стандартные правила хранения, обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие.
По определению И.М. Дзялошинского, информационное пространство - «это пространство информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах»5 •
По утверждению профессора Е.П. Прохорова, «в информационном пространстве должны быть налажены устойчивые отношения между компонентами информационных ресурсов и потребителями информации, характеризующиеся равными возможностями доступа к последней. Отношения регламентируются определенными принципами и правилами, их основа и суть - упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами»6.
Применительно к функционированию предприятия А.Б.Авер-киев предлагает следующее определение информационного пространства управления: «совокупность информационной базы данных и способы ее организации, необходимые для принятия управленческих решений, анализа, контроля и регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия»7.
1 См.: Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.
- Государственный университет управления. 2000, № 1 (2); Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.
2 Гегель Ф.В. Соч., т. 5, М., 1937, с. 691.
3 Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. 1999. №1.
4 Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - СПб.: 1999.
5 См.: Информационная политика: Учебник // Под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: РАГС, 2003. - С. 161.
6 Там же. - С. 159 -160.
7 Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2003.
С экономических позиций единое информационное пространство (ЕИП) - это пространство регламентированных определенными принципами и правилами информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами и выполняющее функции создания, накопления, организации и ретрансляции экономической информации и знаний.
В едином информационном пространстве за счет высокоскоростной передачи по каналам связи унифицированных информационных потоков и объединения баз знаний и данных всех объектов и подразделений предприятия должны быть автоматизированы все базовые экономические процессы предприятия.
Информационное взаимодействие, осуществляемое в ЕИП, может быть отнесено к основным бизнес-процессам его функционирования. Качество информационного взаимодействия может быть определено как качество бизнес-процесса. В соответствии с определением качества, согласно стандарту Международной организации по стандартизации (1БО) (сначала стандарт 1БО 8402:1994, ныне стандарт 1БО 9000:2005), оно представляет собой - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности8.
Свойствами может обладать любой объект: предмет, явление, процесс, которые могут встретиться в жизни. Поэтому, применительно к термину «качество», Международная организация по стандартизации дает более широкое понятие - объект качества. Объектами качества могут быть: деятельность или процесс;
продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (как, например, вещь (изделие) в виде материального продукта), или нематериальной (например, информация, знания), или комбинацией из них; организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них.
Следовательно, информационное взаимодействие предприятия как основной бизнес-процесс его функционирования является объектом качества.
В соответствии с подходом к качеству, базирующемся на теории категорий9, категория качество информационного взаимодействия предприятия объединяет в своем составе все возможные показатели качества взаимодействия и семантические связи между
ними, которые образуют соответственно объекты и морфизмы этой категории. Одними из наиболее важных показателей качества информационного взаимодействия выступают показатели структуры взаимодействия. Структурой, в рамках которой происходит информационное взаимодействие, является ЕИП, следовательно, ЕИП является важнейшим условием обеспечения качества информационного взаимодействия предприятия.
Для того чтобы это условие было реализовано в ЕИП должна быть выполнена системная интеграция всех информационно-коммуникационных компонент, позволяющая рассматривать ЕИП как единое целое во взаимодействиях с внешней средой; осуществлена семантическая консолидация информации и знаний, выраженных как на естественном, так и на искусственном языке, использующая онтологический и когнитивный подходы к приобретению, созданию, аккумуляции и хранению информации и знаний; материализован кооперативный и процессный подход при организации и управлении функционированием ЕИП.
Литература:
1. Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2003.
2. Бураков В.В. Управление качеством программных средств. -СПб.: СПбГУАП, 2009.
3. Гегель Ф.В. Соч., т. 5, М., 1937.
4. Информационная политика: Учебник // Под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: РАГС, 2003.
5. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) / / Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.
6. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. - Государственный университет управления. 2000, № 1 (2).
7. Международный стандарт 1БО 9000:2005(Я). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - ФГУП «Стандартинформ», 2006.
8. Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - СПб.: 1999.
9. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. 1999. №1.
8 Международный стандарт 1БО 9000:2005(Я). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - ФГУП «Стандар-тинформ», 2006.
9 Бураков В.В. Управление качеством программных средств. - СПб.: СПбГУАП, 2009.
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ ТУРИСТСКИХ КОМПАНИЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ
Латорцев А.А., преподаватель МГИИТ
В статье проанализированы некоторые аспекты, которые должны учитывать туристские компании при выходе на региональный рынок и государственные органы власти в области развития туризма в регионах. Проведен анализ основных особенностей различных регионов, которые необходимо учитывать при региональной экспансии туристских компаний.
Ключевые слова: туризм, регион, региональная экспансия, туристская компания, государственная политика
FEATURES OF REGIONAL EXPANSION OF THE TOURIST COMPANIES AND STATE POLICY IN THE FIELD OF TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS
Latortsev A., lecturer, MGIIT
In article some aspects which should consider the tourist companies at an exit on the regional market and state structures of the power in the field of tourism development in regions are analysed. The analysis of the basic features of various regions which are necessary for considering at regional expansion of the tourist companies is carried out.
Keywords: tourism, region, regional expansion, the tourist company, a state policy
Региональные российские туррынки тоже теряют свою изоли- российскими и зарубежными турпредложениями. Для российских
рованность, постепенно становясь частью общероссийского, мак- компаний это означает появление новых конкурентов, количество
рорегионального и глобального рынков. В сегменте выездного ту- которых на каждом этапе будет последовательно возрастать1. На
ризма вхождение в глобальный рынок уже произошло, и теперь примере Северо-Запада эта ситуация выглядит следующим обра-
россияне имеют вполне реальную возможность выбирать между зом2: