ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАЗДЕЛОВ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Селин Е.В., Рубель А.В., аспиранты АНО «Российская Академия предпринимательства»
Статья посвящена прогнозу экономической эффективности информационных Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса. В статье представлен алгоритм расчёта трафиковой ёмкости Интернет-сайта, с использованием показателей видимости и посещаемости Интернет-сайтов конкурентов. Показатель трафиковой ёмкости Интернет-сайта позволяет сделать прогноз экономической эффективности информационных Интернет-сайтов транспортного комплекса.
Ключевые слова: интернет-сайт; экономическая эффективность; транспортный комплекс; трафиковая ёмкость.
PREDICTION ECONOMIC EFFECTIVENESS WEB-SITES INFORMATIONAL PARTITIONS OF TRANSPORT COMPLEX
Selin Е., Rubel A., the post-graduate students, ANO Russian Academy of Entrepreneurship
The article is about prediction economic effectiveness web-sites informational partitions of transport complex. There is an algorithm of calculation traffic capacity of website using indices of visibility and traffic for websites-competitors. (The index of) traffic capacity of website let us make the prediction of economic effectiveness of transport complex informational websites.
Keywords: website; economic effectiveness; transport complex; traffic capacity.
Развитие Интернет-технологий способствует развитию альтернативных источников получения прибыли. Одним из таких источников может являться Интернет-сайт. Для современных предприятий транспортного комплекса собственный Интернет-сайт является одной из составляющей предпринимательской инфраструктуры. При этом разделы Интернет-сайтов выполняют различные функции, в том числе и коммуникативные функции. Коммуникативные функции обеспечиваются информационными разделами сайтов. Например, это такие разделы как «Аналитика», «Нормативные документы», «Справочная информация», «ГОСТы» и др. Информационные разделы Интернет-сайта могут использоваться для размещения рекламных материалов сторонних предприятий. Отметим, что в этом случае экономическая эффективность информационных разделов Интернет-сайтов, напрямую зависит от количества посетителей.
Основным источником посетителей для таких разделов являются поисковые системы1. Ввиду того, что на большинство информационных потребностей предприятий транспортного комплекса уже существует ответ в поисковых системах, то он может быть сформирован в том числе и сайтами конкурентов. Анализ сайтов конкурентов позволяет делать прогноз показателей посещаемости и экономической эффективности деятельности информационных разделов Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса.
Для любого Интернет-сайта можно рассчитать общую видимость в поисковых системах, по определённому запросу. Примем максимально возможную видимость за 100%. Такую видимость имеют сайты, находящиеся по «запросу X» на первой странице поисковой выдачи всех основных поисковых систем. Считаем, что такая общая видимость охватывает 100% потенциальной аудитории.
В большинстве случаев выдача поисковых систем состоит из большого множества страниц. Только первую страницу посещают, как правило, 100% посетителей. Очевидно, что нахождение в результатах поиска ссылки на разных страницах подразумевает разную видимость сайта. Статистика переходов по страницам внутри поисковой выдачи показывает, что вторую страницу посещают не более 50% пользователей, а третью и следующие страницы - не более 10%. Тогда для первой страницы поисковой выдачи присваивается коэффициент видимости по поисковому запросу (V) равный единице, второй странице - 0,5, третьей странице - 0,1.
При расчёте общей видимости сайта необходимо учитывать, что в российском сегменте Интернет на настоящий момент существует четыре основных поисковые системы, охватывающих более 99% аудитории. Доли поисковых систем распределены следующим образом: Яндекс - 66,56%, Google 22,47%, Mail.ru 8,15%, Рамблер -2,09%2. Из приведённых данных видно, что каждая из поисковых систем имеет разную долю (D) аудитории и вносит разный вклад в
общую видимость сайта. Так если сайт находится в поисковой системе Яндекс по определённому запросу на первой странице поисковой выдачи, а в Google, Mail.ru и Rambler - не находится вообще, то общая видимость сайта по данному запросу составляет 66,56%.
Из всего вышесказанного, общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу есть сумма произведений коэффициента видимости в поисковой системе и популярности поисковой системы, выраженная в процентах.
V = ^ V; * Di *100%, (1)
i
где:
i = 1,.. .,m, m - число поисковых систем;
V - общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу;
V. - коэффициент видимости Интернет-сайта по поисковому запросу в i-той поисковой системе;
D. - доля i-той поисковой системы.
Пример 1. Рассчитаем общую видимость Интернет-сайта hardcar.ru («Транспортные грузоперевозки по России») по поисковому запросу «нормативные документы транспортной промышленности» на 01.06.2010. Позиция сайта в поисковой выдаче Яндекс -14 (вторая страница поисковой выдачи), следовательно, коэффициент видимости - 0,5. Позиция в Рамблер - 1, коэффициент видимости - 1. Позиция в Google - 0, коэффициент видимости 0.
Тогда общая видимость сайта по приведённому поисковому запросу равна:
(0,64*0,5)+(0,04*1)+(0,32*0) * 100% = 36%.
Общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу (V) выражена в процентах и не показывает аудиторию количественно. С точки зрения прогноза важно знать, как изменится количество посетителей, если увеличиться общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу.
Рассмотрим алгоритм расчёта трафиковой ёмкости Интернет-сайта, который позволяет прогнозировать количество посетителей из поисковых систем. Для этого используется показатель общей видимости сайта по списку поисковых запросов, а также количества переходов на сайты конкурентов по выбранному множеству поисковых запросов.
Алгоритм включает следующие этапы:
1) определение списка конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;
2) оценка видимости конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;
3) расчёт трафиковой ёмкости для выбранного множества поисковых запросов.
1 http://www.liveinternet.ru/rating/ru/media/
2 http://www.seorate.ru/rate/sep/
На первом этапе определяется список конкурирующих сайтов - это те сайты, которые имеют видимость отличную от нуля хотя бы по одному поисковому запросу из выбранного множества. Далее, для каждого из конкурирующих Интернет-сайтов производится поиск открытых данных Интернет-статистики (счётчиков сайта).
Второй этап включает расчёт общей видимости конкурирующих Интернет-сайтов. Алгоритм расчёта общей видимости Интернет-сайта по поисковому запросу описан ранее (1).
На третьем этапе производится расчёт трафиковой ёмкости поисковых запросов.
Под трафиковой ёмкостью поискового запроса понимается потенциальное количество переходов пользователей, когда общая видимость Интернет-сайта равна 100% (первая страница выдачи всех поисковых систем).
Зная видимость Интернет сайта по поисковому запросу, а также количество привлекаемых посетителей при текущей видимости можно рассчитать трафиковую ёмкость Интернет-сайта по данному запросу.
Ez —
P *100
Es — Ezi
где:
http://seopult.ru/content/instruction#5
i = 1,.,n, n - число поисковых запросов;
Е - трафиковая ёмкость Интернет-сайта;
Е . - трафиковая ёмкость Интернет-сайта по i-тому запросу из выбранного множества поисковых запросов.
Трафиковая ёмкость Интернет-сайта (Е) даёт прогноз количества посетителей, которое может быть привлечено из поисковых систем по выбранному множеству поисковых запросов на информационный Интернет-сайт предприятий транспортного комплекса.
Для информационных разделов сайтов можно рассчитать прибыль, получаемую с одного посетителя (С). Она равна прибыли, получаемой с информационного раздела Интернет-сайта, отнесённой к общей посещаемости раздела сайта. Прогноз количества посетителей (трафиковая ёмкость, Е) позволяет рассчитать прибыль от прироста посетителей.
Существуют методы расчёта стоимости инвестиций (I), требуемых для продвижения Интернет-сайта в поисковых системах по выбранным запросам3. Исходя из этих величин, рассчитаем экономическую эффективность информационного раздела Интернет-сайта, используя показатель ROI (Return on Investment).
(2)
3i —
Es * С
*100%
(4)
где:
Ег - трафиковая ёмкость Интернет-сайта по поисковому запросу;
Р - количество посетителей, привлекаемых на сайт по поисковому запросу;
V ^ — общая видимость сайта по поисковому запросу.
Пример 2. Для сайта hardcar.ru из примера 1 рассчитаем тра-фиковую ёмкость. Используя посещаемость по запросу «нормативные документы транспортной промышленности», которая составляет 254 человека в месяц (Р), получаем Е = 705. Таким образом трафиковая ёмкость по запросу «нормативные документы транспортной промышленности» для сайта hardcar.ru составляет 705 посетителей.
Сумма рассчитанных трафиковых ёмкостей для выбранного множества поисковых запросов будет равна трафиковой ёмкости сайта.
где:
(3)
Э: - экономическая эффективность информационного Интернет-сайта;
Е - трафиковая ёмкость информационного Интернет-сайта;
С - прибыль, получаемая с одного посетителя информационного раздела Интернет-сайта;
I - инвестиции, необходимые для продвижения информационного раздела Интернет-сайта.
Таким образом:
1) трафиковую ёмкость сайта предприятий транспортного комплекса можно рассчитать, используя показатель общей видимости конкурирующего Интернет-сайта по поисковому запросу, а также статистику посещений по этому запросу;
2) приведённый алгоритм расчёта трафиковой ёмкости Интернет-сайта позволяет дать прогноз посещаемости по поисковым запросам для информационных разделов Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса;
3) прогноз экономической эффективности для информационных разделов Интернет-сайтов предприятий транспортного комплекса рассчитывается на основе трафиковой ёмкости Интернет-сайта.
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ершова Т.Б., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Рассматриваются вопросы зависимости качества информационного взаимодействия предприятия от наличия единого информационного пространства.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, качество, показатель качества, единое информационное пространство.
SINGLE INFORMATION SPACE BUSINESS AS A CONDITION OF ITS QUALITY INFORMATION INTERACTION
Ershova T., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE The issues of quality of information exchange depends on the availability of enterprise unified information space Keywords: information exchange, quality, display-quality loops, common information space.
В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий во многом определяется качеством информационного взаимодействия как внутри, так и вне предприятия. Это обусловлено неуклонной и потенцировано возрастающей ролью информационных взаимодействий в современной активно глобализирующейся экономике. При этом дело здесь не только в
революционном технологическом прорыве в области создания, производства и массового распространения информационно-коммуникационных систем, но и в возрастании значимости и масштабов информационных взаимодействий между людьми, являющимися главными экономическими агентами.
«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опос-