ЕСТНИК f™™ о. а й
уиирсогитстд Общая характеристика изменении законодательства Q7
имени O.E. кутфИна(мгюА) в части возмещения экологического вреда
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА
Аннотация. В статье рассматриваются изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Лесной кодекс РФ, касающиеся определения размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной области, путем учета понесенных лицом, причинившим соответствующий вред, затрат по устранению такого вреда.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологический вред, Конституционный Суд РФ, возмещение вреда, размер вреда.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.087-092
O. A. ZINOVEVA, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) oazin@rambler.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str, 9 GENERAL DESCRIPTION OF THE LEGISLATION CHANGES IN RESPECT TO COMPENSATION (RECOVERING) OF THE ECOLOGICAL DAMAGES Review. The article presents and overviews changes, which were made to the Federal Law »About protection of the environment» and to the Forestry Code of Russian Federation in regard to evaluation of the damages and losses (which were caused by violation of the respective legislation) by the way of calculation of the expenses made by the party causing this damage to recover it. Keywords: protection of the environment, ecological damage, Constitutional Court of Russian Federation, compensation of ecological damages, damage value (scope).
Ольга
Анатольевна ЗИНОВЬЕВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) oazin@rambler.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
Общие основания гражданско-правовой (имущественной) ответственности за причинение вреда и обязанность его возмещения в полном объеме лицом, причинившим вред, определены ст. 1064 Гражданского кодекса РФ . В Федеральном законе от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон «Об охране окружающей среды») также закреплен принцип полного возмещения вреда окружающей среде и вреда, причиненного здоро- © 0 д зиновьева 2017 вью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области . . '
¿я—I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
охраны окружающей среды . Согласно ст. 77 данного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством . Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в результате деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
Окружающая среда включает в себя природные объекты — землю, леса, недра, воды, животный мир, атмосферный воздух . Поэтому причинение им вреда рассматривается как причинение вреда окружающей природной среде . Вред окружающей среде определяется как негативное ее изменение в результате загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов .
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ч . 1 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды») . На основании такого решения вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению ее нарушенного состояния за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (ч . 2 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды») . Данное положение экологического законодательства соответствует ст. 1082 ГК РФ, предусматривающей два способа возмещения вреда: в натуре или возмещение причиненных убытков
Нормативные правовые акты, регулирующие рациональное использование и охрану природных ресурсов, предусматривают, что привлечение к уголовной или административной ответственности за нарушение природоресурсного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред . Порядок расчета размера вреда, причиненного природным ресурсам вследствие нарушения законодательства РФ, устанавливается Правительством РФ .
Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (ст. 1083 ГК РФ) . Рассматривая дела, связанные с нарушением экологического законодательства, судам следует в каждом конкретном случае выяснять размер причиненного вреда Размер вреда окружающей среде определяется исходя из фактических затрат на восстановление ее нарушенного состояния, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде . Таксовый порядок применяется для определения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животно-
ЕСТНИК f™™ о. а й
уиивсотитстА Общая характеристика изменении законодательства JJ^J
имени o.e. кутафина (мгюа) в части возмещения экологического вреда
го мира, отнесенных к объектам охоты; для исчисления размеров взысканий за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, и для исчисления размера вреда, причиненного лесному хозяйству
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» с 1 марта 2017 г. ст. 78 дополнена пунктом 2 .1 следующего содержания: «При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти» .
Таким образом в действующем законодательстве предусмотрено, что вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению ее нарушенного состояния за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ на основании решения суда . С 1 марта должны учитываться затраты по устранению вреда, понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, добровольно .
Что послужило мотивацией внесения таких изменений в экологическое законодательство? Федеральный закон № 218-ФЗ внес изменения в основном в Лесной кодекс РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений . В Лесной кодекс РФ, принятый 10 лет назад, постоянно вносятся изменения, совершенствующие регулирование лесных отношений . Например, после лесных пожаров летом 2010 г. и ледяного дождя в декабре того же года возникла необходимость в корректировке лесного законодательства, что и было сделано путем принятия Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ, которым была полностью изменена ст. 53 «Пожарная безопасность в лесах» ЛК РФ и введены ст. 53 .1—53 .8 . Федеральный закон № 218-ФЗ признал утратившими силу редакцию ст. 52 «Охрана лесов от пожаров» ЛК РФ, изменил редакцию ст. 51, 60 и 60 .11, регулирующих охрану лесов от пожаров и отчет о такой охране, а также отчет о защите лесов . Вышеуказанным Законом Лесной кодекс РФ был дополнен главой 3 . 2, регулирующей охрану лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (ст. 60 .12—60 .16), ст. 73 .1 «Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и 98 1 «Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений» .
Существенные изменения Федеральный закон № 218-ФЗ внес в части ответственности за правонарушения в области лесных отношений . Новая редакция ст. 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в поряд- Р ке, установленном законодательством Российской Федерации .
Что касается административной ответственности, то изменения внесены, в частности, в ст. 8 . 27 «Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению» КоАП РФ, примечание к которой гласит, что за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юриди-
П
К к
ЙН к
НАУКИ
¿Я—I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
ческого лица, несут административную ответственность как юридические лица . Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьями 8 . 30 .1 «Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры», 8 . 32 .1 «Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений», 8 32 2 «Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений» и др
В прежней редакции ч . 1 ст. 99 ЛК РФ речь шла только об уголовной и административной ответственности за лесонарушения, а ч . 2 этой статьи предусматривала, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред . Часть 2 ст. 99 ЛК РФ признана частично не соответствующей Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 02 .06 .2015 № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Запо-лярнефть"» . До внесения соответствующих изменений необходимо было руководствоваться п 4 указанного постановления, в котором судам рекомендовалось учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством РФ таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные при-чинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий)
К иной ответственности, безусловно, относится гражданско-правовая ответственность в форме возмещения вреда, предусмотренная ст. 100 ЛК РФ, измененная Федеральным законом № 218-ФЗ . В новой редакции статья называется «Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам» (ранее — «Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства») . В статье 5 ЛК РФ говорится о том, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе Природный объект — это естественная экологическая система, природный
ЕСТНИК f™™ о. а й
уиивсотитстА Общая характеристика изменении законодательства д|
имени o.e. кутафина (мгюа) в части возмещения экологического вреда
ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды») . Таким образом, получается, что статья должна регламентировать возмещение вреда экологической системе (природному объекту), находящейся в другой экологической системе (в лесу) .
Ранее в указанной статье было две части, предусматривавшие возмещение вреда лицами, его причинившими, добровольно или в судебном порядке и ссылку на постановление Правительства РФ, утверждающее таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства . После изменений смысл первой и последней части не изменился, но появились еще две части, касающиеся размера возмещения вреда . Часть 2 предусматривает, что размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со ст 95 ЛК РФ Согласно ч 3 размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом «Об охране окружающей среды» . Как видим, обе эти части имеют отсылочный характер, в частности к Закону «Об охране окружающей среды», в который Федеральным законом № 218-ФЗ также внесены изменения . Статья 78 Закона «Об охране окружающей среды» дополнена п . 2 .1, касающимся определения размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной области, путем учета понесенных лицом, причинившим соответствующий вред, затрат по устранению такого вреда, а порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти .
Обоснованность применения таксового метода исчисления вреда, причиненного объектам окружающей природной среды, на протяжении длительного времени была предметом дискуссий в юридической литературе1 . В упомянутом ранее постановлении Конституционного Суда РФ № 12-П судам рекомендовано учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством РФ таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные при-чинителем вреда . Каким образом эту «разумность» установят уполномоченные федеральные органы, покажет практика применения законодательства и судебная практика, учитывая, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет (ч . 3 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды») .
Эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде . Издержки на осуществление государством
мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны
_ □
И
1 См . : Устюкова В. В. О совершенствовании порядка возмещения вреда, причиненного лесам, в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г № 12-П . Проблемы совершенствования земельного и экологического законодательства в условиях модернизации права . Материалы Всероссийской научно-практической конференции . Карельский филиал РАНХиГС . Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2016 . 145 с .
П
К к
S к
НАУКИ
¿Я—I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Устюкова В. В. О совершенствовании порядка возмещения вреда, причиненного лесам, в свете постановления Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015г. № 12-П // Проблемы совершенствования земельного и экологического законодательства в условиях модернизации права : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Карельский филиал РАНХиГС . — Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2016 . — 145 с .