Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМСПОРТОМ'

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЫШЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ / АРМСПОРТ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КООРДИНАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлятников Олег Александрович, Волобуев Алексей Леонидович, Завалишина Светлана Юрьевна, Шевелева Анастасия Юрьевна

Рост физических возможностей в любом возрасте возможен в случае регулярных посильных физических нагрузок, в том числе в ходе занятий армспортом. Систематические занятия этим видом спорта увеличивают четкость любых совершаемых движений и активируют работу внутренних органов. Цель исследования - проследить уровень физической подготовленности у юношей-студентов, приступивших к тренировкам по армспорту. Методика и организация исследования. Наблюдались 32 в полной мере здоровых юношей. Из их числа собрали группу исследования (15 юношей), которая в дополнение к академическим занятиям по физической культуре стала заниматься армспортом 3 раза в неделю. Группа контроля (17 юношей) имела возможность испытывать нагрузки дважды в неделю только на академических занятиях по физической культуре. В работе выполняли традиционные функциональные тесты. Полученные цифровые сведения подвергали обработке методом корреляционного анализа и путем расчета критерия Стьюдента. Результаты исследования и их обсуждение. Занятия по армспорту 3 раза в неделю способствовали улучшению координационных характеристик и повысили степень устойчивости тел, испытуемых в пространстве. Они показали позитивную динамику основных физических параметров и нарастание точности любых спортивных действий и движений. Выводы. Троекратные в течение недели тренировки по армспорту увеличивают у юных спортсменов силовые и координационные показатели, наращивают скорость любых движений и повышают уровень их выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козлятников Олег Александрович, Волобуев Алексей Леонидович, Завалишина Светлана Юрьевна, Шевелева Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR YOUTH ENGAGED IN ARMSPORT

The growth of physical capabilities at any age is possible in the case of regular feasible physical activity, including during arm-wrestling. Systematic exercises in this sport increase the clarity of any movements made and activate the work of internal organs. Purpose of the study - to track the level of physical fitness of young students who have started training in arm-wrestling. Methodology and organization of the study. 32 fully healthy young men were observed. From among them, a research group (15 young men) was assembled, which, in addition to academic physical education classes, began to engage in arm wrestling 3 times a week. The control group (17 boys) had the opportunity to experience loads twice a week only during academic physical education classes. Traditional functional tests were performed in the work. The obtained digital information was subjected to processing by the method of correlation analysis and by calculating the Student's criterion (t). Research results and discussion. Arm sport exercises 3 times a week contributed to the improvement of coordination characteristics and increased the degree of stability of the bodies tested in space. They showed the positive dynamics of the main physical parameters and increase in the accuracy of any sports actions and movements. Conclusions. Arm sport trainings three times a week increase strength and coordination indicators in young athletes, improving the speed of any movements and the endurance level.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМСПОРТОМ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам исследования следует заключить, что значимость динамики силового комплекса упражнений для курсантов и слушателей мужского и женского пола выявило положительный эффект, так как вследствие выполнения данного комплекса были улучшены показатели, определяющих силу обучающихся. В ходе исследования были разработаны и апробированы эффективные способы совершенствования силовых способностей курсантов и слушателей на занятиях по физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Парамонов А.В. Роль скоростно-силовых способностей в системе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников спецподразделений / А.В. Парамонов, С.Н. Симонов // Психология и педагогика. Физическая культура и спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. -Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. - С. 125-128.

2. Фролов М.Ю. Современные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей в условиях образовательных учреждений МВД России: монография. - Саратов : Слово, 1999 - 119 с.

3. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - Москва : Советский спорт, 2010. - 296 с.

4. Овчинников В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2010. -№ 3 (14). - С. 163-166.

5. Овчинников В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С. 137-142.

REFERENCES

1. Paramonov, A.V. and Simonov, S.N. (2004), "The role of speed and strength abilities in the system of professionally applied physical training of special forces personnel", Psychology and Pedagogy. Physical culture and sport: Materials of the scientific conference of teachers and postgraduates, Tambov, pp. 125-128.

2. Frolov, M.Yu. (1999), Modern problems of professionally applied physical training of students in the conditions of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Slovo, Saratov.

3. Kabachkov, V.A., Polievsky, S.A. and Burov, A.E. (2010), Professional physical culture in the system of continuous education of youth, Soviet sport, Moscow.

4. Ovchinnikov, V.A. (2010), "Professionally applied physical training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol 3 (14), pp. 163-166.

5. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2013), "Professionally applied physical training of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: alternative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 2 (25), pp. 137-142.

Контактная информация: Amstalex@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 796.89

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

АРМСПОРТОМ

Олег Александрович Козлятников, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Алексей Леонидович Во-лобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, Москва; Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук,

профессор, Анастасия Юрьевна Шевелева, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, Москва

Аннотация

Рост физических возможностей в любом возрасте возможен в случае регулярных посильных физических нагрузок, в том числе в ходе занятий армспортом. Систематические занятия этим видом спорта увеличивают четкость любых совершаемых движений и активируют работу внутренних органов. Цель исследования - проследить уровень физической подготовленности у юношей-студентов, приступивших к тренировкам по армспорту. Методика и организация исследования. Наблюдались 32 в полной мере здоровых юношей. Из их числа собрали группу исследования (15 юношей), которая в дополнение к академическим занятиям по физической культуре стала заниматься армспортом 3 раза в неделю. Группа контроля (17 юношей) имела возможность испытывать нагрузки дважды в неделю только на академических занятиях по физической культуре. В работе выполняли традиционные функциональные тесты. Полученные цифровые сведения подвергали обработке методом корреляционного анализа и путем расчета критерия Стьюдента(Ц. Результаты исследования и их обсуждение. Занятия по армспорту 3 раза в неделю способствовали улучшению координационных характеристик и повысили степень устойчивости тел, испытуемых в пространстве. Они показали позитивную динамику основных физических параметров и нарастание точности любых спортивных действий и движений. Выводы. Троекратные в течение недели тренировки по армспорту увеличивают у юных спортсменов силовые и координационные показатели, наращивают скорость любых движений и повышают уровень их выносливости.

Ключевые слова: спорт, юношеский возраст, мышечная активность, армспорт, двигательные возможности, координация, физические тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p257-263

GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR YOUTH ENGAGED IN ARMSPORT

Oleg Alexandrovich Kozlyatnikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical sciences, docent, State University of Land Use Planning, Moscow; Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, professor, Anastasiya Yurievna Sheveleva, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow

Abstract

The growth of physical capabilities at any age is possible in the case of regular feasible physical activity, including during arm-wrestling. Systematic exercises in this sport increase the clarity of any movements made and activate the work of internal organs. Purpose of the study - to track the level of physical fitness of young students who have started training in arm-wrestling. Methodology and organization of the study. 32 fully healthy young men were observed. From among them, a research group (15 young men) was assembled, which, in addition to academic physical education classes, began to engage in arm wrestling 3 times a week. The control group (17 boys) had the opportunity to experience loads twice a week only during academic physical education classes. Traditional functional tests were performed in the work. The obtained digital information was subjected to processing by the method of correlation analysis and by calculating the Student's criterion (t). Research results and discussion. Arm sport exercises 3 times a week contributed to the improvement of coordination characteristics and increased the degree of stability of the bodies tested in space. They showed the positive dynamics of the main physical parameters and increase in the accuracy of any sports actions and movements. Conclusions. Arm sport trainings three times a week increase strength and coordination indicators in young athletes, improving the speed of any movements and the endurance level.

Keywords: sports, adolescence, muscle activity, arm-wrestling, motor abilities, coordination, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Разумное повышение объема ежедневных физических нагрузок стимулирует общую работоспособность каждого человека [1], что особенно важно при разных заболева-

ниях [2]. Систематические мышечные действия способны активировать основные морфо-функциональные характеристики, в первую очередь костно-мышечной системы, и усиливают жизненные процессы во всех клетках тела человека [3].

Развитие современного общества привело к широкому распространению низкой физической активности среди основной массы населения, что весьма опасно для молодежи и требует продолжения разработки результативных подходов к преодолению этого состояния путем значимого увеличения объема мышечной деятельности [4]. Это способно помочь обеспечить значимую стимуляцию жизненно важных систем организма, и в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой систем [5]. Потребность в дальнейшем поиске вызвана целым рядом причин, выявленных в многочисленных исследованиях на людях всех возрастов и имеющих разный соматический статус [6]. В обществе есть сильная потребность в совершенствовании подходов к дозированной активизации организма с целью укрепления здоровья и преодоления периода трудовой активности [7].

Высокая значимость наблюдений в этом направлении определена необходимостью увеличения потенциала по оздоровлению организма в ходе регулярных дозированных спортивных нагрузок с выраженным увеличением всех резервов тканей и органов у каждого тренирующегося [8].

Любое общество высоко оценивает ценность уровня здоровья его членов юношеского возраста, и в первую очередь получающих высшее образование с целью стать высококвалифицированными работниками разных отраслей экономики. Сложность вопроса связана с тем, что юноши-студенты, как правило, имеют низкую ежедневную физическую активность и в своей массе имеют скромные физические возможности в связи с их полным вовлечением в разносторонний учебный процесс [9]. Нарастание физической активности может усилить умственную активность, стимулировать запоминание информации, что весьма актуально для студентов [10]. Достаточно результативными в этом отношении видом спорта является армспорт, который в сочетании с университетскими занятиями по физической культуре способен очень позитивно влиять на общий уровень здоровья.

Цель работы: проследить уровень физической подготовленности у юношей-студентов, приступивших к тренировкам по армспорту.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдение в данной работе были взяты 32 не имевших отклонений в состоянии здоровья юноши в возрасте 17-21 лет. Они были поделены на две сравниваемые между собой группы. Одна получила название группы исследования и включала 15 человек. Все они начали тренировки по армспорту в условиях университетской секции и регулярно продолжали приходить на университетские занятия по физической культуре. Занятия по армспорту осуществлялись трижды в неделю и имели продолжительность не менее 60 минут за один раз. Другая группа обследованных юношей была названа группой контроля. Она включала 17 юношей. Все они испытывали значимые физические нагрузки лишь на университетских уроках по физической культуре двукратно на протяжении недели. В ходе исследования определили результаты стандартных функциональных проб, дающих возможность выяснить существующий физический статус обследованных. Исследование выполнено дважды: исходно и спустя 6 месяцев проведенного наблюдения.

Математический обсчет найденных результатов осуществлен компьютерным способом с помощью программы «StatSoft, Inc.» USA. Статистическая значимость отличий показателей в сравниваемых группах оценивали в ходе расчета критерия Стьюдента (t). Наличие математически значимых связей между регистрируемыми показателями определяли по значению коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

При взятии в проведенное исследование у всех юношей имелся низкий уровень их физического развития (таблица). Изначальные их скоростно-силовые возможности оказа-

лись невелики. На это указывали невысокие результаты по бегу на тридцатиметровую дистанцию за время 5,7±0,54 с, по бегу на шестидесятиметровую дистанцию за время 10,2±0,82 с, среднего расстояния прыжка в длину (1,50±0,26 м). Исходно наблюдаемые юноши имели низкую способность бегать в течение шести минут (929,0±31,74 м), что указывало на их слабую выносливость. Число возможных подтягиваний на перекладине исходно было мало (5,4±0,76 повторений), говоря о низком развитии мышц, образующих плечевой пояс. Невысока у обследованных была координация, на что указывали их результаты в челночном беге 4х9 (11,5±0,68 с) и малое количество подскоков со скакалкой (25,7±2,45 повторений). Полученные результаты по всем тестам позволяли оценивать обследованных юношей в исходе, как имеющих низкий уровень физического развития.

В начале тренировок для юношей весьма сложным было выполнение подтягиваний на стандартной перекладине, поднятие своего тела из лежачего положения и выполнение челночного бега. Достаточно сложным исходно также было четкое выполнение основных спортивных движений с сохранением нормального ритма актов дыхания. В самом начале занятий в группе исследования рано фиксировалось появление субъективного чувства утомления, что сочеталось с постепенным ростом числа совершаемых двигательных ошибок с резким понижением уровня внимания у тренирующихся и повышения продолжительности у них любых спортивных действий.

Таблица - Физические возможности обследованных

Параметры физического состояния В нач. набл., M±m, n=32 В конце исследования, M±m

Гр. исслед., n=15 Гр. контроля, n=17

Число подтягивание на перекладине, повторений 5,4±0,76 9,3±0,42; р<0,01 5,5±0,12

Число подъемов туловища из позиции лежа за 1 минуту, повторений 23,9±1,29 38,6±1,38; р<0,01 25,4±1,47

Время челночного бега 4x9, с 11,5±0,68 9,2±0,72; р<0,01 12,3±0,75

Длина прыжка в длину с места, м 1,50±0,26 2,12±0,13; р<0,01 1,58±0,10

Величина дистанции пробегаемой за 6 минут бега, м 929,0±31,74 1202,0±39,41; р<0,05 943,0±45,11

Число прыжков со скакалкой за 25 с, повторений 25,7±2,45 44,2±2,43; р<0,01 26,9±1,63

Пробежка на дистанцию 30 м, с 5,7±0,54 4,3±0,11; р<0,01 5,8±0,14

Пробежка на дистанцию 60м, с 10,2±0,82 8,0±0,89; р<0,01 10,1±0,96

Примечание: р - математическая достоверность изменений учтенных показателей в процессе наблюдения.

В конце выполненного исследования у юношей, вошедших в состав контрольной группы, не найдено достоверных изменений в результатах, проводимых в работе тестов. Спустя полгода занятий армспортом у лиц, вошедших в группу исследования, найдено значимое сокращение субъективного утомления от спортивных занятий. Объективно это подтверждалось у спортсменов сокращением величины пульса во время физических нагрузок (в конце наблюдения в условиях нагрузки величина пульса снизилось на 33,2%, составив в абсолютных цифрах 112,0±6,3 ударов в минуту).

К концу наблюдения у тренирующихся значимо возрос общий уровень их физического развития (таблица). На это указывало выявленное у них нарастание уровня ско-ростно-силовых параметров (укорочение на 32,5% времени преодоления бегом тридцати-метровки, понижение продолжительности на 27,5% пробегания шестидесятиметровки, рост длины прыжка в длину на 41,3%) существенное увеличение имеющихся силовых характеристик (нарастание на 72,2% количества совершаемых на перекладине подтягиваний, увеличение числа подъемов туловища на 61,5% на протяжении 60 секунд). У начавших занятия армспортом к концу исследования было выявлено улучшение координационных характеристик (уменьшение на 25,0% времени, затрачиваемого на участие в челночном беге, рост числа совершаемых со спортивной скакалкой прыжков на 71,9%) и повышение у тренирующихся выносливости (удлинение дистанции на 29,4% пробегаемой в течение 6 минут).

У приступивших к занятиям армспортом выявлено наличие корреляционных связей между временем челночного бега и временным интервалом, необходимым для затра-

чиваемым на преодоления бегом дистанции в 30м (г=0,676; р<0,042). Число выполняемых со скакалкой подскоков за фиксированный отрезок времени имело корреляционную связь с расстоянием прыжка (г=0,533; р<0,056). Величина времени, требующаяся для бега на дистанции 60 м, у начинающих спортсменов была корреляционно связана с числом совершаемых ими на перекладине подтягиваний (г=0,651; р<0,061).

Достижение явного оздоровительного эффекта у начавших занятия армспортом четко связано с усилением нейро-мышечной работы и усилением регуляторных влияний на внутренние органы. Видимо, это основывалось на усилении антиокислительных и ре-паративных влияний во внутренних органах и на повышении общей реактивности организма. Достижению яркого позитивного результата от армспорта также способствовал весьма позитивно окрашенный эмоциональный фон тренировок и отсутствие изменений в их регламентации. У занимающихся армспортом через шесть месяцев тренировок существенно возросла точность спортивных движений, требующихся в армспорте и число совершаемых на турнике подтягиваний. Полученный при систематических занятиях армспортом результат был связан с усилением у тренирующихся юношей уровня общего их физического развития, что закономерно привело к повышению у них степени ловкости и уровня силы и оптимизации координационных характеристик [11].

В условиях регулярных тренировок по армспорту понизилось значение времени, затрачиваемого на пробегание учитываемых дистанций. Это было связано с повышением мышечной подготовленности, усвоение спортивных действий и наращивание целого ряда резервов в организме [12]. У юношей, тренирующихся по армспорту, через полгода занятий найдено нарастание общей устойчивости тела в пространстве. Это, видимо, связано с активным развитием в условиях занятий по армспорту верхних конечностей и отчасти мышц туловища с улучшением работы вестибулярного аппарата [9, 10].

ВЫВОДЫ

Вследствие регулярных занятий армспортом во всем организме происходит множество позитивных перемен. Спустя шесть месяцев таких тренировок у юношей возросли в целом их физические возможности, увеличилась четкость выполняемых движений. В условиях регулярных нагрузок в рамках армспорта у них повысились силовые параметры, оптимизировалась координация и увеличилась скорость движений и оптимизировался уровень общей выносливости. Регулярные физические нагрузки только на университетских занятиях по физической культуре слабо меняли состояние основных показателей юношей группы контроля, сохраняя его на уровне, близком к исходу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов // Новые исследования. - 2009.- № 4 (21). -С. 15-22.

2. Makhov A.S. Physiological and morphological pecuHarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Médical Journal. - 2020.-№ 9 (1). - P. 5154.

3. State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. -№ 13 (4). - P. 1842-1846.

4. Функциональные возможности сердца у студентов, занимающихся футболом / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, А.А. Антонов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 6 (196). - С.192-196.

5. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 118-123.

6. Медведев И.Н. Коррекция тромбоцитарной активности у лиц молодого возраста с высоким нормальным артериальным давлением с помощью регулярных физических тренировок /

И.Н. Медведев, А.П. Савченко // Российский кардиологический журнал. - 2010. - Т. 15, № 2. - С. 35-40.

7. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V. Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V. Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal of Biochemical Technology. - 2021. -№ 12 (4). - P. 67-71.

8. Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia / N.V. Vorobyeva, E.V. Skripleva, A.V. Skriplev, T.V. Skoblikova // Annual Research & Review in Biology. -2018. - Т. 24. № 3. - С. 1-9.

9. Махов А.С. Влияние регулярной физической активности на функциональный статус при астении /А.С. Махов, И.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. -2022.- № 3.-С. 112.

10. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой /И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.- № 1 (203).- С. 272-277.

11. Функциональные особенности дыхательной системы у рукопашников / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, А.А. Жукова, Э.Ш. Петина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022.- № 6 (208).- С. 167-172.

12. Деревлев С.К. Содержание занятий каратэ на спортивно-оздоровительном этапе / С.К. Деревлев, Э.И. Михайлова, Е.Б. Деревлева // Культура физическая и здоровье. - 2019.- № 1 (69).-С. 119-122.

REFERENCES

1. Bulgakova, N.Zh. and Popov, O.I. (2009), "Age dynamics and biological maturity of physical development indicators and special performance limiting swimming speed", New Research, No. 4 (21), pp. 15-22.

2. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 51-54.

3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No. 13 (4), pp. 1842-1846.

4. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Antonov, A.A., and Kirillova, N.V. (2021), "Heart functional capabilities at practicing students footballers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp.192-196.

5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp.118-123.

6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.

7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal Of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp. 67-71.

8. Vorobyeva, N.V., Skripleva, E.V., Skriplev, A.V., and Skoblikova, T.V. (2018), "Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia", Annual Research & Review in Biology, Vol. 24, No. 3, pp. 1-9.

9. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity on functional status in asthenia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 112.

10. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N. and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1(203), pp. 272-277.

11. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Zhukova, A.A., Petina, E.S. (2022), "Respiratory system functional features at hand fighters", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 167172.

12. Derevlev, S.K., Mikhailova E.I., Derevleva E.B. (2019) "The content of karate classes at the sports and health stage", Physical culture and health, No.1 (69), pp. 119-122.

Контактная информация: oleg_kozljatnikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

УДК 796.011

ФИТНЕС: ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ СОГЛАСНО БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Анна Владимировна Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет имени

Доржи Банзарова, Улан-Уде

Аннотация

В настоящее время отмечается интенсивный рост публикаций. Для того, чтобы быть эффективным исследователем, изучать рейтинговых ученых и публикации, следует проводить анализ библиометрических показателей. Существуют разные показатели, которые нужно обязательно учитывать при исследовании публикационной активности, векторов развития научной активности в интересующей области. Метод библиографического анализа не теряет своей эффективности, развиваются инструменты библиографического анализа. Помогает также выявить релевантные источники, особенности научного сотрудничества, в том числе международного, исследовать, анализировать, обобщать передовой опыт в интересующей области. С помощью программы VOSviewer, версия 1.6.11. была составлена понятийные карты тенденций исследований в области фитнеса.

Ключевые слова: фитнес, спортивная наука, библиометрический анализ, научные школы, ученые, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p263-267

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FITNESS: VECTORS OF SCIENTIFIC DEVELOPMENT ACCORDING TO BIBLIOMETRIC ANALYSIS

Anna Vladimirovna Komarova, the candidate ofpedagogical sciences, docent, head of department, Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude

Abstract

Currently, there is intensive growth of the publications. In order to be the effective researcher, ranking scientists and publications, one should analyze bibliometric indicators. There are various indicators that must be taken into account when studying publication activity, vectors for the development of scientific activity in the area of interest. The method of bibliographic analysis does not lose its effectiveness, tools for bibliographic analysis are being developed. It also helps to identify relevant sources, features of scientific cooperation, including international ones, to explore, analyze, generalize best practices in the area of interest. Using VOSviewer, version 1.6.11. concept maps of trends in fitness research were compiled.

Keywords: fitness, sports science, bibliometric analysis, scientific schools, scientists, motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

База Scopus продолжает оставаться одной из крупнейших, которая располагает удобными и интуитивными инструментами библиометрического анализа. С помощью библиометрического анализа можно обозначить проблемное поле исследования, определить понятийные кластеры в конкретной области, провести ее ретроспективный анализ, определить динамику и структуру.

Процесс выявления научной продуктивности, поиска релевантных источников автоматизируется. К основным преимуществам компьютеризированной библиометрии относят объективность метода, возможность качественной и количественной обработки ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.