ОБРЕСТИ СЕБЯ, ХИКИКОМОРИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТШЕЛЬНИКИ»
Д.Н. Ефремова,
клинический психолог, к.п.н., доцент кафедры нейро- и патопсихологии
ИП имени Л.С. Выготского, РГГУ, г Москва
В обзоре рассматривается характерное для развитых стран явление социальной самоизоляции нарастающее в геометрической прогрессии среди людей молодого возраста (16-30 лет). Известное в Японии под термином хикикомо-ри, оно скрывается под различными масками (компьютерная зависимость, самоизоляция, депрессивная фаза, абулия). Намечены тенденции рассмотрения явления самоизоляции с позиций теории совладания и социальной адаптации, сформулированы психологические пути решения актуальной проблемы, которая еще не получила устоявшегося определения среди специалистов и должного анализа в контексте нарушений адаптации личности.
Ключевые слова: адаптация, копинг, самоизоляция, совладание, социальное отшельничество, хикикомори.
Хикикомори (сокр. хикки) условно с японского переводится как нахождение в уединении. клиническая практика показывает, что вернее — «острая социальная самоизоляция». Термин хикикомори придумали японцы для обозначения молодёжи, отказывающейся от социальной жизни и зачастую стремящейся к крайней степени изоляции и уединению вследствие различных личных и социальных факторов. В Европе — в частности, в Великобритании, как синоним используется термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment Education or Training», в США (называют «basement dwellers»)
Такие молодые люди не имеют работы и живут на иждивении родственников, редко выходят из своей комнаты, не поддерживают в ней порядок, не соблюдают личную гигиену, в общении неустойчивы — от полного игнорирования до проявления агрессивности, отрицают ценность о и значимость любых проявлений активности,
о настроение пониженное, режим сна и бодрство-
сч
вания нарушен, коммуникацию с окружающим миром осуществляют посредством компьютера, z в основном, по ночам.
Психолог Сайто Тамаки отмечает, что в Японии насчитывается до 1 миллиона хикикомори (20 % от всех молодых (до 30 лет) людей или 1 % от всего населения Японии), хотя официальная статистика приводит более скромную цифру в 50 000 человек. По данным исследований, среди хикикомори больше мужчин, чем женщин — примерно 60-80 %.
Исследователи выделяют один признак, который присутствует в психологическом статусе хикикомори — это наличие родительской семьи. Обычно родители неосознанно поддерживают такую добровольную изоляцию своего «ребенка», не имея возможности или способности распознать проблему, увидеть ее серьезность.
Каждый период развития научно-технического прогресса выявляет новые тенденции приспособления. Совладать (coping) с ситуацией, значит понять причины, которые ее вызвали и адекватно решать поставленную сложившейся ситуацией задачу.
Изначально проблема адаптации, с позиций психоаналитического подхода, рассматривалась как конфликт Я (Ego) с потребностями Оно (Id) и с внешним миром Супер-Эго (Super-ego). Ганс Гартман (Haintz Hartman) ввел понятие «феномен совладания», где адаптация к внешним условиям, процесс обучения или взросления не обязательно являются конфликтом. Г. Гартман под термином «адаптация к реальности» описывает особенности взаимодействия человека с реальностью через внутренние механизмы личности «свободные от конфликта». Свободная от конфликтов зона Я (conflict-free zone ego), выделяет конструктивные или незащитные способы совладания со сложными психологическими проблемами [2].
Заложенные А.А. Налчаджяном принципы адаптации человека в социуме опираются на классическое представление о защитно-адаптивных механизмах, адаптивных стратегиях, причинах дезадаптации[3].
Р. Моуз (R. Moose) считал, что совладание можно отнести к устойчивым личностным предпосылкам (traits), предопределяющим реакцию человека на стрессовый фактор.
Р. Моуз выделял активные и пассивные способы реагирования на стресс (конструктивная и неконструктивная адаптация) [4].
Наиболее распространенной на сегодняшний момент является когнитивно-фемено-логическая теория совладания со стрессом (R. Lazarus & S. Folkman), где ключевым моментом является определение двух базовых типов совладания со стрессом. Первый — проблемно-ориентированное совладание (problem-oriented coping), где идет активное разрешение стрессовой ситуации. Второй тип — это эмоционально-ориентированное совладание (emotion-oriented coping), которое доминирует, когда когнитивная оценка не может предложить вариант разрешения сложившейся ситуации [1].
В последние несколько десятков лет молодые люди (имеем в виду ту группу, которую можно отнести к категории хикикомори) все более испытывают затруднения при выполнении требований, которые предъявляет их жизненному опыту, личностным особенностям и когнитивному уровню современное общество. Они не способны сформировать со-владающие стратегии (копинги), определить свою «социальную роль», «настоящее Я», «себя самого».
Можно предположить, что страх неудачи перед второй попыткой обрести себя, трансформируется в эмоционально-совладающий копинг в виде «социального отшельничества» и неконструктивной интерпретации социума, своей роли в социуме, через адаптацию к условиям жизни, которую им может предложить семья.
При всей сложности социально-экономического положения, материальная составляющая семьи в России достигла такого уровня, что родители могут себе позволить содержать детей до вполне зрелого возраста. Описываемые нами молодые люди редко сталкиваются с проблемой «как заработать себе на жизнь». Отсутствие опыта решения проблемы с получением базовых потребностей (жилье, еда), которые в полном объеме предоставляются родителями, обесценивает потребность к поиску мотивации и интереса к работе и жизни. Снижается значимость социальных контактов, потребности в признании, выражении себя. Комната с компьютером становится единственным безопасным местом, убежищем от чувства вины, страха, напряжения и беспокойства. Виртуальная активность и коммуникации в социальных сетях создают полную иллюзию насыщенной, интересной и успешной жизни.
Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности, например, это может быть разрыв
с любимым человеком, или потеря работы, несданный экзамен (проблема дифференциации явления хикикомори от биполярного аффективного расстройства (БАР), депрессии, эндогенных расстройств достаточно актуальна, для понимания направлений реабилитации состояния). Молодые люди часто замыкаются в себе из-за неприятностей в институте, школе, сложных отношений с одноклассниками или родителями. В некоторых случаях чрезмерное давление родителей на выбор профессионального направления и отсутствие возможности осуществить свои собственные планы профессионального самоопределения побуждают детей к отказу от какого-либо выбора, на неопределенное время откладывается решение о выборе профессии, завершении обучения или поиска рабочего места.
Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям. Например,депрессии,обесцениванию социальных форм активности, погружению в «суицидальные мысли и поведение».
Согласно классификации Вейлланта, анализ защитных механизмов пациентов, страдающих «социальным отшельничеством» показал, что у них преобладают психотические защитные механизмы (иллюзорная проекция, отрицание внешней действительности, искажение реальности), а так же инфантильные механизмы (проекция чувств, шизоидное фантазирование, ипохондрия, пассивно-агрессивное поведение, компульсивное поведение). Как видно из доминирующих защит, все внимание «социальных отшельников» сосредоточенно на сохранении внутреннего Я и своем сопротивлении вызовам социума, буквальный отказ от адаптации к реальному миру и формирование своего собственного. Фиксация на эмоционально-ориентированной стратегии совладания позволяет «социальному отшельнику» изменить способ интерпретации «случившегося», но не саму ситуацию.
Исследователи совладающего поведения, при всем многообразии способов разрешения повседневных проблем, проявляют единодушие в осознании сложности и вариативности человеческой жизни. В процессе взаимодействия с окружающим миром, человек проявляет свою уникальность. Именно через призму уникальности личности оценивается характер и результат взаимодействия с миром. Индивидуальность человека проявляется в его эффективности взаимодействия с окружающей действительностью, использовании своих природных психологических ресурсов и способности компенсации
о
CN
о
CN
о сч о сч
слабых сторон. «Социальное отшельничество» можно рассматривать как «защитное» или «неэффективное» взаимодействие человека с миром, отсутствие опыта разрешения жизненных трудностей.
Проблема реализации принципа «необходимости и достаточности» в семейном воспитании проявляется в стремлении родителей оградить своего ребенка от участия в решении собственных и семейных проблем, или же наоборот, стремление родителей (в частности матери) установить жесткую взаимную эмоциональную зависимость, что активно одобряется средствами массовой информации, через обвинение родителей в том, что они «недостаточно контролируют и интересуются жизнью детей», косвенно является триггером, который запускает инфантильный способ совладания с трудной ситуацией, стратегию «бегство-избегание».
В результате складывается негласный договор между родителями и ребенком, где ребенок не доставляет социальных проблем (забот родителям), «на его поведение не поступает жалоб», а родители пассивно «удовлетворяются» тем, что ребенок «сидит дома, ведет себя хорошо».
Страх подростка (молодого человека) совершить ошибку, вызвать «социальное неодобрение», «эмоциональное страдание матери» приводит к отсутствию развития проблемно-решающего социального поведения, развивается доминирующая стратегия избегания реального социального взаимодействия через выстраивание виртуальных коммуникаций.
Жизнь молодого человека, выбравшего стратегию «изоляции от социума» для сохранения своего Я перед собой, близкими — это полная самоизоляция от общества, когда все социальные контакты обрываются или поддерживаются формально членами семьи и в соцсетях — это эмоционально-ориентированные стратегии совладания, «прокрастинация», формирование идеи обесценивания усилий жизни в объективной реальности.
Важным аспектом успешной социализации является работа, но молодые люди (хикикомо-ри) обесценивают или отвергают любую трудовую деятельность и не видят в ней смысла. Многие сидят дома с подросткового возраста из-за безуспешных попыток найти работу, адаптироваться к режиму и стилям руководства. Не совладав с этой проблемой, они и далее не предпринимают попыток найти себе работу, находясь на иждивении родителей.
Наиболее характерными симптомами у «социальных отшельников» является стремление избегать внешних воздействий, разрыв контак-
тов с прежними друзьями, изменение режима дня (спят днем, ночи проводят за монитором компьютера), пониженный фон настроения «маска печали», периодически испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают, но получив поддержку группы в социальных сетях, развивают идею бессмысленности проявлять активность, игнорируя, «вытесняя» тот факт, что их виртуальные собеседники, тоже «социальные отшельники». Инфантильные механизмы защиты снижают всплеск психического напряжения, успокаивают тревогу и вытесняют вину, трансформируют образ Я на образ «Я как все, кого знаю».
Однако не все отшельники чувствуют удовлетворение от замкнутого образа жизни. Повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость или яркая индивидуальность, не нашедшая применение в социуме, побуждает человека к самоизоляции. При этой стратегии совладания индивидуальные особенности не находят вариантов выхода и самоутверждения. Обесценивание собственной личности отражается на снижении соблюдения правил гигиены, развитию амбивалентного отношения к себе и близким. Это может являться тригером развития серьезных личностных нарушений.
Среди значимых мишеней в проведении психотерапии можно выделить следующие задачи, стоящие перед психологом: выявление страхов, мешающих выйти в социум и найти пациенту свои собственные плюсы выздоровления; побуждение к ведению личного дневника с описанием состояния и событий, происходящих каждый день (эмоции, чувства, действия). Можно утверждать, что чтение своего дневника и анализ того, что происходят одни и те же вещи, побуждает к небольшим переменам. Работа с прощением родителей, друзей, себя; молодые люди охотно принимают поддержку родных. Обучение навыку ставить маленькую цель на каждый день: гимнастика, общение с бывшими друзьями (сначала через интернет), постепенное возвращение порядка в комнате, восстановление естественного для работающего человека режима дня и правил коммуникаций с близкими и коллегами по работе.
Таким образом, проблема изучения стратегий совладания с проявлениями жизненных ситуаций при психологической реабилитации хикикомори, состояния «социального отшельничества» у молодых людей, является сравнительно новой и недостаточно разработанной в клинической психологии и актуальной для решения задач биопсихосоциальной реабилитации разных категорий поведенческих рас-
стройств. Значительный интерес представляют возрастные особенности при выборе способов совладания, механизмов защит и типа организации личности, семейных и коммуникативных отношений, характерных для «острой социальной изоляции».
Литература
1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн. Эмоциональный стресс/Под ред. Л.Леви. М.:Медицина,1970. С.178-208
2. Либина А.В. Совладающий интеллект: успешное разрешение сложных жизненных ситуаций// Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми. М.:ЭКСМО.2008.
3. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. 1988.
4. Moose R.H. (Ed.) Coping with life crises: An integrated approach. New York: Plenum Press, 1986.
Find yourself, hikikomori "social hermits»
D. N. Efremova, clinical psychologist, Ph. D. associate Professor of neuro- and pathopsychology UP named after L. S. Vygotsky, Russian state humanitarian University city of Moscow
Annotation. The review examines the phenomenon of social self-isolation, which is typical for developed countries, and is growing in geometric regression among young people (16-30 years old). Known in Japan under the term hikikomori, is hidden under various masks (computer addiction, self-isolation, depressive phase, abulia). Intended tendencii review of the phenomenon of self-isolation from the theory of coping and social adaptation, formulated psychological ways of solving the urgent problems, which have not yet received as an established definition among experts, so a proper analysis in the context of infringements of personality adaptation.
Keywords: adaptation, copping, self-isolation, coping, social recluse, hikikomori.
Книги о личностях, принявших добровольное затворничество
Синдром хикикомори взят на вооружение писателями. Литературы на данную тематику не так много, но авторы талантливо описывают глубину состояния, мыслей и быта героев:
• «Я ем тишину ложками» Финкель Майкл. Книга о реально существующем отшельнике Кристофере Найте, убежавшем 27 лет назад в леса на севере штата Мэн. В 2013 г. Кристофера поймали, когда тот воровал еду. Узнав о задержании, сотни людей: журналистов и паломников, прибыли, чтобы поговорить с Кристофером, задать ему волнующие вопросы: нашел ли он счастье и спокойствие в одиночестве, как выживал...
• «Паразиты» Рю Мураками. Затворник Уихара получает от своей матери в дар компьютер и в сети знакомится с группировкой «Интер-Био», члены которой убеждают героя, что он наделен правом убивать людей. Мрачное произведение о поиске героем смысла жизни на фоне жутких ритуальных убийств и хакерских взломов.
• «Хикикомори» Кевин Кун. Книга-анализ психологии хикикомори. Что заставляет их стремиться к уединению? Некое событие, случившееся в жизни обычного юноши Тиля изменяет его сознание, он отворачивается от семьи, запирается в комнате и вся его жизнь — это общение через интернет.
Примеры популяризации образа хикикомори «социального отшельника» в искусстве.
Фильмы про хикикомори
Кто такой хикикомори, причины ухода в изоляцию и что происходит с таким человеком можно увидеть в следующих фильмах:
• «Замкнутый круг / Columbus Circle». Привлекательная молодая женщина Эбигейл почти двадцать лет живет в одиночестве, не покидая своей квартиры на Манхэттене. Общается она только с двумя людьми: консьержем дома и старинным другом семьи доктором Рэймондом. Но пришло время, когда Эбигейл сталкивается со своими страхами лицом к лицу из-за событий в доме напротив.
• «Кто ты? / Krai Nai Hong». Нида, продавец DVD-дисков, поссорилась со своим сыном Тоном, который после этого заперся в комнате на 5 лет и общается с внешним миром посредством записок. Тем временем в квартале начинают происходить страшные события и люди начинают беспокоиться: кто же заперт за дверью — хикка — социофоб или монстр?
• «Влюбленный Тома/ Thomas est amoureux». Герой фильма Том страдает агорафобией и полностью поглощен общением с виртуальными девушками в компьютере. По совету своего web-психотерапевта g решается на знакомство с реальной девушкой в чате знакомств и влюбляется. Это событие становится сч волнительным для него, ведь для того, чтобы обрести любовь...надо выйти из дома.
о