профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта. // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 63. - № 2. - С. 194-198.
4. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Организационные особенности формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 265-268
5. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Теоретические и практические вопросы развития образовательного пространства высшего учебного заведения в контексте компетентностно-ориентированного обучения // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики" сборник материалов. Алтайский государственный университет. - 2018. - С. 628-636.
Педагогика
УДК 376.54
студентка Тимофеева Яна Аркадьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ЯПОНСКИЕ АНИМАЦИОННЫЕ СЕРИАЛЫ «АНИМЕ» КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА «ХИКИКОМОРИ» СРЕДИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной научной работе рассматривается проблема влияния относительно нового для современного российского общества феномена хикикомори на процесс социализации школьников в подростковом возрасте.
Ключевые слова: социализация, аниме, хикикомори, аддиктивное поведение.
Annotation. This article examines the problem of the influence of the relatively new phenomenon of hikikimori on the process of Russian middle and high school student's socialization.
Keywords: socialization, anime, hikikomori, addictive behaviour.
Введение. В России, как и во всем мире, на сегодняшний день главное значение в функционировании общества занимает молодежь. Она является основным двигателем для развития политики, культуры, науки и экономики будущего. Однако противоречивость этого же общества определяет актуальность феномена хикикомори. Руководствуясь принципом «проблему стоит начинать решать только тогда, когда она разрастется до значительных масштабов», оно рискует дойти до той точки невозврата, до которой чуть не дошла Япония, когда проблема возникновения феномена хикикомори охватила подавляющую часть молодежи. Российское общество же считает хикикомори обычной субкультурой, пришедшей из страны Восходящего солнца, к которой без разбора причисляет себя современные подростки и молодежь. Однако стоит помнить, что любое аддиктивное поведение несет за собой последствия для протекания процесса социализации формирующейся личности.
Аддиктивное поведение, в свою очередь, - особая форма поведения человека, девиантная, предполагающая собой посредством употребления определенных веществ или копированием какого-либо вида деятельности, подражанием кому-либо, способ избегания действительности и изменения своего психологического состояния. В нашем же случае, это романтизирование образа затворника, имеющего определенные психические отклонения и навязывание себе социофобии.
Актуальность исследования состоит в том, что из-за глобализации японские анимационные сериалы и короткометражные фильмы вошли в естественное российское информационное пространство сети Интернет, которым активно пользуется современная молодежь и подростки. Создатели аниме, ориентируясь на усталое население Японии, которое проводит на работе большую часть дня, хотят максимально приблизить образ героя к обычному зрителю, чтобы он невольно отождествлял себя с ним. Чаще всего главный герой предстает перед зрителем в образе простого паренька или девушки, с набором комплексов, граничащим с образом хикикомори, а то и в действительности им и являющимся.
Цель исследования - показать, как может влиять японская анимация и феномен хикикомори на сознание школьников средних и старших классов. Задачами данной работы являются изучение особенностей японской культуры, установление соответствия между различными типами хикикомори.
Методы, используемые в работе, - анализ результатов тестирования в виде опросника, сравнение деталей японской и российской культуры.
Изложение основного материала статьи. Аниме - японские анимационные сериалы или полнометражные фильмы, которые отличаются от западных своим художественным стилем изображения персонажей, сюжетными линиями, и, безусловно, особенностями культуры страны Восходящего солнца.
Как описано в книге Екатерины Гаджиевой «Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии», японской культуре в целом свойственно повышенное внимание к символичности. Взять хотя бы представления классических театров Но или Кабуки, где от интерпретации любого жеста, взгляда и даже вздоха зависит правильное понимание всего содержания пьесы. Или традиционное искусство иллюстрации (кстати, прямого предка манги), где выбор того или иного цвета, позы изображенного человека или предметов, его окружающих, мог сказать очень многое не только о его душевном состоянии, но и о его отношении к тем или иным событиям [1, с. 28]. Соответственно, сама японская анимация проникнута глубокой культурой японского народа и его обычаями, что расширяет кругозор детей и подростков, являясь положительным эффектом от его просмотра.
Существует более 50-ти аниме жанра сёдзе, комедия или сенэн, в которых главные герои часто изображаются в образе хикикомори, на пути которого возникают какие-либо препятствия либо в реальном, либо в виртуальном мире. Самые популярные из них: «Нет игры - нет жизни», «Не моя вина, что я непопулярна!», «Реальная девушка» и так далее, их можно найти в свободном доступе в сети Интернет. Большая часть этого аниме имеет целевую аудиторию из подростков от 14 до 18 лет, которые только
начинают понимать устройство внешнего мира, сталкиваются с обязанностями, общественными установками и ожиданий взрослых от них.
Термин хикикомори был введен в 1990-х японским психиатром Тамаки Сайто как диагноз для людей, страдающих затворничеством и предпочитающих виртуальный мир реальному. Тогда численность просьб родителей про странное поведение детей уверенно возрастала, что вызывало значительные волнения общественности.
Хикикомори (англ. ЫЫкотоп, с японского языка буквально переводится как «нахождение в уединении») - понятие, обозначающее категорию молодых людей, отказывающихся от социальной активности, стремящихся к крайней степени самоизоляции в связи с наличием определенных личностных комплексов и фобий. Ввиду своих специфических условий (высокий темп социальной активности, установка на гипермобильность, постоянные информационные перегрузки) японское общество первым столкнулось с подобной проблемой [2, с. 1].
На данный момент известно, что более 10% работоспособного населения Японии являются представителями данной субкультуры. Обычно начинают вести такой образ жизни с 14-15 лет и называют их хикикомори только по происшествии 6 месяцев с момента изоляции.
Основными причинами выбора образа жизни хикикомори становится неприязнь к действующей реальности, миру, в котором этим людям не рады. Также если сравнить мир красочной анимации с завораживающей картинкой и интересным сюжетом и наше суровое постиндустриальное общество, в котором человеку навязывают нормы поведения, устанавливают такое понятие как социальная компетентность, то второй вариант, по мнению современного хикикомори, проигрывает.
Зачастую в образе хикикомори выступают молодые люди до 35 лет, слабовольные личности с невозможностью надавить на себя и заставить приспособиться к социуму и его ценностям. Однако бывают и случаи инфантильного и антисоциального поведения, когда человек не выдерживает давления со стороны семьи и близких родственников, общества и его завышенных ожиданий на его счет.
Существуют представители данной субкультуры преимущественно благодаря семейному бюджету, низкооплачиваемой работы на просторах сети Интернет, пособиям от государства по безработице или инвалидности, так как некоторые изолированные от общества люди имеют физиологические или иные дефекты. Кроме того, существуют хикикомори, и вовсе отрицающие значение работы в жизни, считая, что работая на общество, они автоматически становятся рабами постиндустриализма. При этом психиатры отмечают, что данное расстройство нельзя назвать агорафобией, в силу того, что хикикомори (сокращенно хикки) могут иметь подобные поведенческие проявления социальной изоляции без боязни выходить или быть на публике. Наряду с этим психиатр Тамаки Сайто (ТатаЫ Saito), который первым ввел термин «хикикомори», выяснил, что для многих из них характерно стрессовое состояние, социальное тревожное расстройство, склонность к суициду, а в некоторых случаях - общее нарушение развития [3].
Таблица 1
' | Хикикомори
Первичные (душевное состояние, раскрытое Тамаки Сайто)
Протест требованиям современного общества, все время сдавливающих их и не соответствующих их желаниям, оскорбления от сверстников, травля или чрезмерное давление в семье, - вот естественные причины становления хиккикомори.
Сеть Интернет - единственное безопасное место для хикикомори, где они могут спокойно контактировать между собой, обсуждать любимых персонажей из какого-либо аниме или делиться своими переживаниями на счет разных проблем, не боясь быть осужденными и сохраняя свою анонимность.
В большинстве случаев хиккикомори имеют синдром тайцзин кёфусё (сильный страх оскорбить окружающих и потерять доброе к себе отношение), обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства аутического спектра или шизоидное расстройство.
Психиатр Энди Фарлонг также выделил хикикомори, увлекающихся аниме, которых, кстати, достаточно большое количество, в отдельный класс - хикки-отаку.
Так, на сегодняшний день выяснилось, что более 87% школьников старших и средних классов России смотрят японскую анимацию, что значительно больше, чем было 5 лет назад.
Несмотря на то, что данная ситуация произошла почти 21 год назад, страсти вокруг японской затворнической субкультуры с тех пор не утихают, и любой подросток, испытывающий даже самые небольшие проблемы с социализацией тут же с гордостью причисляет себя к хиккикомори. Однако стоит помнить, что если у ребенка есть хотя бы один реальный круг общения, друзья, иногда посещает общественные места, то он не является носителем синдрома хикикомори.
Подростки, смотря какую-либо анимацию, фильм, так же часто невольно отождествляют себя с главным героем, как позже иной раз пытаются ему подражать. Кому-то комфортно быть в том или ином образе, кому-то - нет.
Для того, чтобы иметь полную картину ситуации, следует учитывать возрастные особенности школьников средних классов, а затем и старших.
Средние классы:
Вторичные (люди, имеющие какие-либо психические заболевания и патологии)
1. Чаще всего в этом возрасте дети стараются попробовать «вкусить запретный плод», искушаясь соблазнами взрослого мира, - курение, употребление нецензурной лексики, а также алкоголь.
2. Резкое волнение о мнении других людей и их образе в глазах сверстников. «Достаточно ли я хорош?», - вопрос, которым задается любой подросток в данный период своей жизни.
3. Психологическая восприимчивость к словам, действиям и поведению других людей, сильная раздражительность. Этот период является ключевым, потому что основные жизненные установки, определяющие его дальнейшую судьбу, он получает будучи подростком.
4. Также подросток может изображать своеобразную эмансипацию, стремясь выйти из-под опеки взрослых. Это может выражаться в ссорах с родителями, побеге из дома или прогулах в школе.
В возрасте старших классов ребенок уже практически формирует свое представление о мире, понимает, как относится к нему общество и медленно начинает принимать его, но все также остается уязвимым для всплесков эмоций. Однако, не сумев справиться с давлением, оказываемым на него извне, он может закрыться в себе на ментальном уровне, а после и в реальности изолироваться от общества, порой даже не общаясь со своими близкими.
По результатам социологического опроса среди школьников, увлекающихся или увлекавшихся аниме, выяснилось, что на 35% из 100% опрашиваемых оказали соответствующее влияние анимационные сериалы японского производства, вследствие чего те погружались в состояние апатии и даже имели мысли изолироваться от общества на какое-то время. Из них - 13 человек являются студентами первого и второго курса, 24 - школьники старших и средних классов среднестатической российской школы.
Изучив интернет-пространство для затворников из России, мы обнаружили своеобразную классификацию представителей данного течения чуть иначе сформированную, чем исходный западный шаблон:
1. Тру (true) - истинный, настоящий хикикомори со всеми характеристиками, описанными выше.
2. Хикки - люди, позиционирующие себя как хикикомори и имитирующие этот образ, но таковыми не являющиеся.
3. Психологические - люди, имеющие психологические заболевания, для которых какое-либо контактирование, общение с людьми настоящий труд и то, что совсем не приносит радость (социофобы, аутисты, мизантропы и другие).
4. Ноулайферы (no-life) - неудачники, люди, изолировавшиеся от общества из-за личных проблем, проблем на работе или угнетения со стороны своего окружения.
Сравнивая количество хикикомори в Японии, насчитывающее более 700000 человек, стоит все же помнить, что для изучения вопроса о хиккикомори в России пока нет возможностей: нет ни специалистов, ни средств, ни инициативности. Это все сводится к тому, что феномен хикикомори вовсе не признается многими людьми и не воспринимается всерьез. Кроме того, на наш взгляд, современные российские родители имеют привычку обеспечивать своего ребенка до того момента, когда он будет и ментально, и физически готов к взрослой жизни, даже если к тому времени ему будет 40 лет.
Также, опираясь на типичные характеристики подросткового максимализма в России (желание сбежать из-под опеки родителей, побеги из дома, прогулы в школе), можно сказать, что современный российский школьник вряд ли бы самоизолировался в своей комнате.
Выводы. Итак, проведя данное исследование на основе анализа результатов опросов по теме взаимосвязи психосоциального феномена хикикомори и японской анимациии, которая является средством пропаганды образа жизни затворника, которому не грозят проблемы внешнего мира, были сделаны определенные выводы, которые могут стать предвестниками аддиктивного поведения подростков, на фоне которого он автоматически становится уязвимым для различных раздражителей.
Как бы ни распространялась проблема появления в российских семьях ребенка, который не смог адаптироваться к современному социуму, остается лишь полагать, когда россияне взглянут в глаза действительности и станут воспринимать данную ситуацию всерьез. Основываясь на том, что современные родители привыкли давать своим детям намного больше свободы, чем это было в 2000-е, можно предположить, что в постиндустриальном обществе, в котором человек становится практически зависим от гаджетов и имеет все, что нужно для жизни и проведения досуга, подростки могут и вовсе отказаться от реальной жизни и стать - пользователями.
Литература:
1. Гаджиева, Екатерина Александровна. Страна восходящего солнца: история и культура Японии / Е.А. Гаджиева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 (Ростов н/Д: Книга). - 249, [4] с.: ил.; 21 см. - (Серия "Золотой фонд").; ISBN 5-222-09014-0 (В пер.) (Серия "Золотой фонд")
2. Кравченко И.В. Феномен хикикомори: социологический ракурс. Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании [Электронный ресурс]: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 29-31 марта 2012 г., Минск / редкол.: О.В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2012. — Режим доступа: http://www.elib.bsu.by, ограниченный.
3. Saito, Т., evaluations and supports. Tokyo: Ministry of Health, Labour and Welfare; 2010. (jap).