ЯЗЫКОЗНАНИЕ
LINGUISTICS
УДК 82
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ЖИВОТНЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ГУМИЛЕВА
Е.Ю. Раскина
Аннотация. В произведениях великого русского поэта Серебряного века Н.С. Гумилева часто встречаются образы животных, реальных и мифологических, имеющие символическое значение. Животные - часть сотворенного Богом мира, полного ярких красок и звуков, часть гумилевской поэтической географии. Планеты и звезды в поэзии Н.С. Гумилева тоже подобны животным («зоологический сад планет, Зодиак»). Планеты и звезды вольно резвятся на небосводе, подобно свободным и веселым животным, тогда как на земле звери могут быть вольными или томиться в зверинце (стихотворение Н.С. Гумилева «Слоненок»). Огромному зоологическому саду, свободному и веселому, но в то же время - грозному и опасному, подобна воспетая Гумилевым Африка (в частности, Абиссиния).
Ключевые слова: образы-символы животных, сакральная география, поэтическая география, тема пути.
SYMBOLIC ANIMALS IN THE WORKS OF N. GUMILEV
E.Y. Raskina
Abstract. Animals, both real and mythological, having symbolical value often occur in the works of a great Russian poet of the Silver age N. Gumilev. Animals, as a part of the world full of bright paints and sounds created by God, are organically incorporated into Gumilev's poetic geography. Planets and stars in N. Gumilev's poetry are similar to animals too («a zoo of planets, the Zodiac»). Planets and stars vigorously frolic in the firmament, as if they were free and cheerful animals, whereas on the earth they can be on the loose or pine in captivity in a menagerie (the poem by N. Gumilev «Elephant calf»). In his poem, Gumilev likens Africa (in particular, Abyssinia) to a huge zoo, free and cheerful, but at the same time terrible and dangerous.
Keywords: ssymbolic animals, sacral geography, poetic geography, the subject of a way.
Животных, образы которых встречаются в поэзии, прозе и драматургии Николая Гумилева, можно разделить на несколько основных групп. Прежде всего, это реальные и мифологические животные (две основные группы), затем - животные, символизирующие Рыцарство, Путь, Поэзию и Мудрость. Кроме того, в произведениях Н.С. Гумилева присутствуют животные с негативной символикой, олицетворяющие собой Гибельную страсть и Ярость, а также силы гибели, смерти и хаоса. Отдельно следует выделить апокалиптических животных, образы которых присутствуют в стихотворении Н.С. Гумилева «Память».
Начнем с реальных животных, символизирующих Рыцарство (Волю, Прямоту, Мужественность, Торжество духа). Прежде всего, это Гиппопотам. Приведем одноименное стихотворение Н.С. Гумилева, в котором это животное описано так:
«Ни стрел, ни острых ассагаев, -
Он не боится ничего,
И пули меткие сипаев
Скользят по панцирю его.
И я в родне гиппопотама:
Одет в броню моих святынь,
Иду торжественно и прямо
Без страха посреди пустынь» [5, с. 188].
Гиппопотам из этого стихотворения ничего не боится, его панцирь подобен рыцарской броне. Лирический герой этого стихотворения, как и гиппопотам, «одет в броню своих святынь» и идет «торжественно и прямо / Без страха посреди пустынь» [5, с. 188]. Рыцарская броня (панцирь животного) в данном случае символизирует защиту (внешнюю и внутреннюю), долг и верность, благородство и отвагу. В христианстве доспехи ассоциируются с защитой от зла: «Облекись во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... и облекшись в броню праведности... возьмите щит веры... и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:11). Святые воины, как правило, изображаются в доспехах (например, Архангел Михаил, Георгий Каппадокийский и т. д.).
С темой рыцарства тесно связан образ Льва в произведениях Н.С. Гумилева. Это и «Лев в венке из роз», символизирующий Абиссинию, и «Царь львов - лев белый и слепой, / Венчан короной золотой. / Живет в пустыне Сомали, Далеко на краю земли...» [2, т. 3, с. 12] (поэма «Мик»), и Лев как один из символов рыцарства и отваги в средневековом европейском искусстве и геральдике. Здесь достаточно вспомнить любимый Гумилевым средневековый французский гобелен «Дама с единорогом», где с обеих сторон от Дамы - Лев и Единорог. Наконец, в самой фамилии Гумилев - мы находим слово «Лев» (имя сына поэта - Лев, мать поэта - урожденная Львова). С «отдыхающей львицей» сходна Абиссиния в одноименном стихотворении Н.С. Гумилева.
Что касается Единорога, символизирующего в средневековом европейском искусстве моральное испытание, чистоту и добродетель, то это один из особенно любимых Гумилевым образов (Единорог из пьесы «Дитя Аллаха», пронзающий своим рогом недостойных любви Пери; белые, как снег, единороги из стихотворения «Он не солгал нам, дух печально-строгий...»). Единорог был в гербе соседей Гумилевых по имению Слепнево и родственников - Кузьминых-Караваевых [7].
В средневековой Европе единорог символизировал моральное испытание: он охраняет врата рая и не пускает в рай недостойных. Это мифологическое животное всегда рядом с Девой Марией: у ее ног грозный единорог тих и кроток, как ягненок. Опять же, следует вспомнить знаменитый французский средневековый гобелен «Дама с единорогом», жемчужину коллекции парижского Музея Средневековья (музея Клюни). Этот музей часто посещал Н.С. Гумилев во время своего пребывания в Париже в 1907 г. и в 1917 г. [3].
Единорог в средневековом европейском искусстве указывал на духовную суть вещей, на совершенную чистоту. Лев - это материя или сила (материальная сила), а Дама олицетворяет собой душу [4].
Конь - двойственный образ в творчестве Н.С. Гумилева. С одной стороны, конь связан с темой рыцарства и рыцарской доблести, с образом всадника. С другой стороны, всадником может быть не светлый, а темный герой (не светлый, а темный дух). К примеру, в стихотворении «Влюбленная в дьявола» вороной конь принадлежит духу тьмы: «Что за бледный и красивый рыцарь / Проскакал на вороном коне, / И какая сказочная птица / Кружилась над ним в вышине...» [2, т. 1, с. 112].
В «Балладе» («Пять коней подарил мне мой друг Люцифер») Люцифер дарит лирическому герою шесть коней, один из которых Отчаяние.
Белый (светлый) конь - позитивный образ, но, с другой стороны, вызывает ассоциации с апокалиптическим Конем Бледным. Конь, как и жираф, связан с темой Пути.
Собака - символ верности (стихотворение Н.С. Гумилева «Память»: «Дерево - да рыжая собака, / Вот кого он взял себе в друзья» [2, т. 4, с. 112]). В то же время яростная собака может быть подобна волку и нести гибель герою.
Животные, символизирующие Путь. Прежде всего, это Жираф, вдали подобный «парусам корабля». Приведем строки из одноименного стихотворения: «Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот» [2, т. 1, с. 142].
Жираф в этом стихотворении символизирует движение, Путь. Подобно кораблю или птице, он устремлен вдаль: «бег его плавен, как радостный птичий полет». Близкие образы-символы - бег и полет (варианты Движения, Путешествия).
В группу животных, символизирующих движение, входит Зебра. Вспомним поэму «Мик»: «Царица зебр волшебней сна, / Летя, поспорит с ветерком. / Давно помолвлена она / Со страусовым королем» [2, т. 3, с. 12].
Белый слон (слоненок) - образ, часто встречающийся в поэзии Н.С. Гумилева и символизирующий движение и силу, иногда - любовь (стихотворение «Слоненок», поэма «Мик»). Приведем в качестве доказательства строки из стихотворения «Слоненок»: «Моя любовь к тебе сейчас - слоненок, Родившийся в Берлине иль Париже И топающий ватными ступнями По комнатам хозяина зверинца. Не предлагай ему французских булок, Не предлагай ему кочней капустных -Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету. (-)
Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала» [2, т. 4, с. 96].
В буддизме белый слон символизирует ум, силу и тайну, а также - целомудрие и супружеское счастье (семейной паре дарят пару слонов для того, чтобы в доме царили уют и благоденствие). Слон, побеждающий змею, и в буддизме, и в христианстве - символ победы над смертью и злом. Христос может изображаться в виде слона, растаптывающего змею. Кроме того, в христианстве слон ассоциируется с искуплением грехов и с земной миссией Христа. В иудаизме слон - исключительно положительный символ.
В поэме Н.С. Гумилева «Мик» главный герой-мальчик помогает охотнику Дугласу найти кладбище слонов, «в галасской скрытое стране», и разбогатеть. Галасская страна - загадочная
страна Галла, манившая к себе Николая Гумилева. В данном случае слоновая кость - символ удачи и богатства.
Мул символизирует движение, подвластное человеку (упорядоченное, медленное). По Абиссинии Мик и Луи передвигаются либо пешком, либо на мулах.
Животные и птицы, символизирующие Мудрость. Прежде всего, это мудрый Павиан из поэмы «Мик», который ведет Мика и Луи в волшебный город обезьян. В мифологии Древнего Египта павиан - животное, связанное с образом бога мудрости Тота. Два спутника Тота - это павиан и длинноклювая птица Ибис.
Двадцать павианов, изображенные на западной стене гробницы Тутанхамона, сопровождают его душу в путешествии в загробный мир. Для того, чтобы Хатхор-Тефнут вернулась из Нубии в Египет, Ра послал за ней Шу и Тота, принявших образ павианов [1].
Город обезьян из поэмы Н.С. Гумилева «Мик» связан с игрой в Обезьянью Великую и Вольную палату, придуманной А.М. Ремизовым для своего ближайшего литературного и художественного окружения.
ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛ (Обезьянья Великая и Вольная палата) - это шуточное «тайное» общество, придуманное А.М. Ремизовым. Его сказочные основатели - обезьяны. Во главе общества находился таинственный и никем не видимый обезьяний царь Асыка. От имени Асыки Ремизов распределял звания и грамоты. Асыка изображался с петушиным гребнем на голове (это корона), а также с ногами-змеями. В одной лапе у Асыки - венок, в другой -плетка-треххвостка.
Впервые Асыка появился в пьесе Ремизова «Трагедия о Иуде принце Искариотском» (1908). В обезьянье братство принимались люди творческие, особенно часто - литераторы. Первые обезьяньи жалованные грамоты получили в 1908 г. постановщики ремизовской «Трагедии о Иуде принце Искариотском» Ф.Ф. Комиссаржевский, А.П. Зонов, В.Г. Сахнов-ский. В Обезьянье общество входил и Н.С. Гумилев, а также: М. Горький, М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, А.Н. Толстой, З.И. Гржебин, Б.К. Зайцев, М.А. Кузмин, Е.И. Замятин, И.А. Бунин, А.А. Ахматова, А.А. Блок, А. Белый, А.Ф. Кони, В.В. Розанов, В.Я. Шишков, Ю.П. Анненков, Л.С. Бакст, Б.А. Пильняк и др.
Китайский Дракон является в творчестве Н.С. Гумилева символом мудрости и тайного знания. В данном контексте достаточно вспомнить дракона на бронзовых воротах из неоконченной поэмы Н.С. Гумилева «Два сна», спасающего детей-героев от страшного разбойника. В Древнем Китае Дракон был символом мудрой императорской власти, силы и знания.
Однако, в поэзии Н.С. Гумилева символ дракона двойственен. Дракон похищает девушек в стихотворении «Змей» (первая строка этого стихотворения «Ах, иначе в былые года / Колдовала земля с небесами...» [2, т. 3, с. 92]). Дракон - это символ древнего тайного знания («Поэма Начала»).
Образу-символу Дракона родственен двойственный образ Змеи, которая может символизировать как Мудрость и Знание, так и Зло, Гибель. В стихотворении «Память» змеи сбрасывают кожу, чтобы душа старела и росла.
Птицы в творчестве Н.С. Гумилева, как правило, символизируют поэзию, мудрость, предвидение, связь с иными мирами (кроме Черного Ворона, ассоциирующегося со злой насмешкой над героем и разбитыми мечтами). В стихотворении «Мечты» фигурируют Ворон и нищий: «Над покинутым бедным жилищем, / Где чернеют остатки забора / Старый ворон с оборванным нищим / О восторгах вели разговоры» [2, т. 1, с. 128].
Белый Лебедь - символ поэзии и веры (Лебеди-ирландцы из драматической поэмы «Гондла», последний из «царскосельских лебедей» - великий поэт Серебряного века И.Ф. Ан-ненский).
Близок к Лебедю белый Аист, символизирующий Предвидение (в стихотворении «Зараза» аисты, сидящие на крыше, одни предчувствуют нависшую над городом опасность). У любимого и почитаемого Н.С. Гумилевым Теофиля Готье белые аисты в гербе благородного и рыцарственного барона де Сигоньяка (роман Т. Готье «Капитан Фракасс); три белых аиста на лазоревом поле. Само имя «Сигоньяк» - производное от французского «аист», «cygogne».
Жаворонок в поэме «Мик» символизирует связь между мирами, землей и небом, по просьбе Мика он взлетает высоко-высоко и достигает рая, где видит погибшего в поединке с пантерами Луи воином рати Михаила Архистратига («Луи высоко, он в раю, / Там Михаил Архистратиг / Его зачислил в рать свою» [2, т. 3, с. 34].
Орел в поэзии Н.С. Гумилева воплощает собой свободный, ничем не ограниченный полет, связь между мирами, посредничество между землей и небом, стремление к Запредельному (см. стихотворение «Орел» - «Орел летел все выше и вперед, / К Престолу Сил сквозь звездные преддверья...» [2, т. 1, с. 212]).
Гриф (грифон, гиппогриф). Образ гиппогрифа, волшебного существа, полуконя-полугрифона (грифон - помесь льва и орла), присутствует в стихотворении Н.С. Гумилева «Фра Беато Анджелико»:
«В стране, где гиппогриф веселый льва Крылатого зовет играть в лазури, Где выпускает ночь из рукава
Хрустальных нимф и венценосных фурий...» [2, т. 2, с. 83].
Сама «венценосная Фурия» - богиня мести в древнегреческой мифологии, подобная Эриниям, тоже - полуживотное, получеловек. Изображалась как страшная женщина с волосами из змей, черной собачьей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши.
Белые павлины - символ лирической героини ранней поэзии Гумилева, бледной и грустной девы Луны. В древнегреческой мифологии эти птицы сопровождали вечно юную и девственную богиню луны и охоты Артемиду-Диану. (стихотворение «Об озерах, о павлинах белых...»). Образ-символ, близкий к белым павлинам, - это «странные белые птицы».
Фламинго - птица, символизирующая лирическую героиню ранней поэзии Н.С. Гумилева. См. Стихотворение «Сады души»: «Ее фламинго плавает в лазури...». Образ попугая связан с мотивом магии, колдовства (см. стихотворение Н.С. Гумилева «Попугай»: «Я - попугай с Антильских островов, / Но я живу в квадратной келье мага» [2, т. 1, с. 242]).
Индюк - пародийно сниженный образ-символ в поэзии Н.С. Гумилева («павлин наоборот»). Символизирует глупость, высокомерие и чванство (см. стихотворение «Индюк»).
Животные, символизирующие колдовство, чары, страсть. В одноименном стихотворении Н.С. Гумилева Леопард - символ колдовства и ворожбы. Леопардовую шкуру Гумилев привез из Абиссинии в Слепнево. На леопардовой шкуре играл маленький Лев Гумилев. Приведем строфы из одноименного стихотворения: «Колдовством и ворожбою В тишине глухих ночей Леопард, убитый мною, Занят в комнате моей.
Люди входят и уходят, Позже всех уходит та, Для которой в жилах бродит Золотая темнота. Поздно. Мыши засвистели, Глухо крякнул домовой,
И мурлычет у постели
Леопард, убитый мной» [2, т. 4, с. 118].
Крылатый бык (ассирийский) появляется в стихотворении Н.С. Гумилева «Юдифь»:
«И, верно, в час блаженный и проклятый,
Когда, как омут, приняло их ложе,
Поднялся ассирийский бык крылатый,
Так странно с ангелом любви несхожий» [2, т. 3, с. 40].
Крылатый бык в данном случае - символ гибельной любви, влекущей героев, как омут, знак колдовства и ворожбы. В Древней Ассирии крылатый бык (Шеду) - это дух-хранитель человека, символ человеческой индивидуальности. Именовался «Шеду» по-аккадски и «алад» по-шумерски, в нейтральной форме (и в женской) - «ламмасу» - по-аккадски и «лама» -по-шумерски. Изображался с телом быка или льва, орлиными крыльями и человеческой головой. Изваяния грозных крылатых быков с человеческими лицами имели магическую охранительную функцию. Н.С. Гумилев мог видеть крылатых шеду в Лувре или в Британском музее в Лондоне. Их копии были представлены в Музее Александра III в Москве, созданном профессором И.В. Цветаевым.
В стихотворении «Юдифь» крылатый бык - символ вавилонянина Олоферна, убитого иудеянкой Юдифью. С крылатым быком сходен образ таинственного зверя из поэмы «Мик» («Зверь загадочный на взгляд, / С кошачьей мордой, но рогат...» [2, т. 3, с. 12]).
К образу рогатого зверя с кошачьей мордой из поэмы «Мик» близки мифологические образы сфинкса и химеры, также присутствующие в творчестве Н.С. Гумилева.
Сфинкс в древнегреческой мифологии - чудовище с головой женщины, телом и лапами льва; в искусстве Древнего Египта - животное с телом льва, головой сокола, барана или человека.
Химера - у Гомера - это чудовище с головой льва, телом козы и хвостом змеи. Химеру убивает герой Беллефронт, сын Главка. По одной из легенд, Химера - это коварная и жестокая женщина, у которой было два брата, Лев и Дракон.
Образ женщины с кошачьей головой присутствует в стихотворении Н.С. Гумилева «Лес», где эта загадочная особа - в короне из литого серебра. Богини-кошки - образ, характерный для мифологии Древнего Египта, где образ кошки сакрализован. Баст (Бастет) - богиня с головой кошки (или львицы), символ плодородия и солнца.
Ягуар (символизирует яростное желание, страсть, ведущую к гибели). В одноименном раннем стихотворении Н.С. Гумилева лирический герой превращен в ягуара: «Странный сон увидел я сегодня: Снилось мне, что я сверкал на небе, Но что жизнь, чудовищная сводня, Выкинула мне недобрый жребий. Превращен внезапно в ягуара, Я сгорал от бешеных желаний, В сердце - пламя грозного пожара, В мускулах - безумье содроганий» [2, т. 1, с. 120].
Далее лирический герой, ставший ягуаром, видит Белую Деву (Белую Невесту) и останавливается, пораженный ее красотой. Это замедление движения становится для героя гибельным, он «достался, как шакал, в добычу, набежавшим яростным собакам» [2, т. 3, с. 12]. Собаки терзают героя, подобно тому, как подвластные Артемиде собаки рвут на клочки Актеона, превращенного в оленя, в пьесе Н.С. Гумилева «Актеон». Тот же мотив мы видим в стихотворении «Волшебная скрипка», где героя терзают волки.
Инфернальные животные, символизирующие Гибель и Уход в иной мир, смерть.
К числу таких животных в поэзии Н.С. Гумилева относится, прежде всего, Носорог, символизирующий гибель лирического героя и последовавший за этой гибелью уход в Нездешнее. Приведем строфы из стихотворения «Носорог». Видишь, мчатся обезьяны С диким криком на лианы, Что свисают низко, низко, Слышишь шорох многих ног? Это значит - близко, близко От твоей лесной поляны
Разъяренный носорог. (...)
Подними высоко руки
С песней счастья и разлуки,
Взоры в розовых туманах
Мысль далеко уведут,
И из стран обетованных
Нам незримые фелуки
За тобою приплывут» [2, т. 1, с. 155].
Волк - символ грубой угрозы, смерти, животное-оборотень. Достаточно вспомнить волков-исландцев из драматической поэмы «Гондла» и волков, губящих лирического героя в стихотворении «Волшебная скрипка».
Гибель и предательство символизирует в творчестве Н.С. Гумилева черная пантера. В поэме «Мик» Луи погибает в поединке с пантерами («отражал всю ночь их мальчик и устал» [2, т. 3, с. 28]). В древнегреческой мифологии черная пантера - дионисийский символ, эти животные находятся в свите бога вина и экстаза Диониса. Кроме того, «две черные пантеры с отливом металлическим на шкуре» часто сопровождают лирическую героиню поэзии Н.С. Гумилева (стихотворение «Сады души»).
Опасность, предательство, гибель и колдовство символизирует в поэзии Н.С. Гумилева Гиена (см. одноименное стихотворение). Кроме того, гиена в одноименном стихотворении сравнивается с царицей Клеопатрой:
«В ней билось сердце, полное изменой,
Носили смерть изогнутые брови,
Она была такою же гиеной,
Она, как я, любила запах крови» [2, т. 1, с. 133].
Крыса - символ злости, предательства и гибели. Достаточно вспомнить одноименное стихотворение Гумилева, где злая крыса, с глазами, как горящие угли, склонилась над кроватью ребенка («Милый ангел, приходи скорее, / Защити от крысы и помилуй!» [2, т. 1, с. 74]). Образ крысы отсылает нас к «Щелкунчику» Э.-Т.-А. Гофмана с его полчищами злых крыс, преследующих главного героя.
Крокодил - в поэзии Н.С. Гумилева и в мифологии Древнего Египта - символ Нила, грозное и страшное животное, в то же время - подобное «чудной сказке». Достаточно вспомнить стихотворение «Мореплаватель Павзаний»: «И какой-то сказкой чудной Чуждый людям и природе Крокодил блистал у судна Чешуею изумрудной На серебряной подводе» [2, т. 1, с. 95].
Образ крокодила в поэзии Н.С. Гумилева близок к образам-символам Дракона и Змеи. С молодой тигрицей, «в зловещем мерцаньи ее жемчугов» [2, т. 1, с. 255], сравнивается в поэзии Н.С. Гумилева «прародительница Ева» (стихотворение «Сон Адама»). Тигрица, как и пантера, связана с мотивами угрозы и гибели.
Апокалиптические животные. Отдельно следует выделить апокалиптических животных - Орла, Тельца, Льва и Человека, образы которых присутствуют в стихотворении Н.С. Гумилева «Память»:
«Предо мной предстанет, мне неведом Путник, скрыв лицо, но все пойму, Видя Льва, стремящегося следом, И Орла, летящего к нему...» [2, т. 4, с. 90].
Лев и Орел в данном случае - символы последнего преображения человека и Второго Пришествия Христа. Орел, лев, ангел и бык (Телец) - это существа, шестикрылые и исполненные очей по всему телу. Они названы животными, тогда как в современных переводах Откровения Иоанна Богослова обычно используется слово «существа». Слово «животные» использовано в синодальном переводе Откровения Иоанна Богослова и в некоторых других, но в широком понимании данного слова.
Итак, светлый сад, где вольно резвятся животные, а рядом - благосклонный к ним человек, это у Н.С. Гумилева - Эдем, рай. Образ такого сада очень важен для творчества
H.С. Гумилева, как и образ волшебных садов души или таинственного леса. Но если сад -светел и прекрасен, то лес - полон загадок и угроз (см. стихотворения «Сады души» и «Лес»). Образы-символы животных и растений - важнейшие элементы гумилевской сакральной географии.
Библиографический список
I. Бадж Э. Легенды о египетских богах / пер. с англ. М., 2001.
2. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М., 1998-2008.
3. ЗобнинЮ.В. Николай Гумилев: Слово и Дело. М., 2016.
4. Музей Клюни. М., 2012.
5. Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.
6. Раскина Е.Ю. Поэтическая география Николая Гумилева. СПб., 2018.
7. Шубинский В. Зодчий: жизнь Николая Гумилева. М., 2014.
Е.Ю. Раскина
доктор филологических наук, доцент научный сотрудник
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]