ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 821.161.1 Шолохов М. Н. В. ТИБУШКИНА
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ПРИРОДЫ В «ЛАЗОРЕВОЙ СТЕПИ» М. А. ШОЛОХОВА
Рассматриваются мотивы и образы-символы в рассказе М.А. Шолохова «Лазоревая степь». Выделены основные образы-символы, дана их характеристика в связи с народно-поэтической традицией и мифологией.
Ключевые слова: Шолохов, мотивы природы, символ, образ, «Донские рассказы».
«Донские рассказы» предшествуют «Тихому Дону» и дают возможность понять тайну таланта писателя, выявить истоки его мировоззрения, образной системы, проблематики и стилевогос-воеобразия. Как говорил сам М. А. Шолохов: «В „Донских рассказах" я старался писать правду жизни, писать о том, что более волновало меня...» [8].
На фоне трагических общественных событий начала XX века особое значение приобретают отношения человека и природы. Как отмечает Н. Великая в своей работе: «В пейзаже раннего Шолохова постоянно вырисовывается облик земли, крестьянской пашни, та обстановка народного бытия, которая во многом определяет и тип поведения, и характер человека и его сознания» [7].
По словам И. Б. Ничипорова,в прозе, предваряющей роман «Тихий Дон», «многообразны сюжетно-композиционные функции пейзажей, которые неслучайно часто выдвигаются в шолоховских рассказах на наиболее „ударные" - экспозиционные и финальные позиции текста» [6]. Именно в рассказах1920-х гг. были обозначены основные черты концепции гармонии мира и человека, преобразованные и с новыми акцентами развёрнутые в «Тихом Доне».
В рассказе «Лазоревая степь» (1926) наиболее яркие и развёрнутые пейзажные описания даны в начале и заключении. Здесь, на первый взгляд, главным является исторический мир, эпоха Гражданской войны, социальные отношения. Но, сошлёмся на мнение Н. М. Муравьевой, определившей у Шолохова «трёхмерность пространственно-временных координат» [5], можно конста-
© Тибушкина Н. В., 2019
тировать: писатель, создавая картину мира, показывает жизнь природы (землю, степь, небо, растительный мир и мир животный), семейные отношения, силу любви, но и человеческую жестокость, психологию ненависти, которая привносит разлад и нарушение гармонии человека и природы.
Основными образами-символами в «Лазоревой степи» являются мотив земли, степи и связанные с ними образы флоры (ковыль) и фауны (волк, коршун). С их помощью создаётся двойственная - остро социальная и интенциональная, связанная с духовной сутью народных жизненных установок - картина мира, чувствуется настроение и предвосхищается «ответ» природы на происходящие на донской земле события.
По мнению исследователя, «вчувствование во внутренние ритмы природного бытия подчас создаёт особый ракурс художественного изображения» [6]. Обратим внимание на один из главных образов рассказа и творчества Шолохова - Землю, являющуюся одной из стихий мироздания, символом женского начала и материнства. В античной мифологии данный образ отождествляется с богиней земледелия Геей, материнского начала жизни. Основные значения у Шолохова, как и в традиционном восприятии -это мать, земля-кормилица, родина, воплощение женственности, вечность, цикличность развития всего сущего. Образ земли-матушки и кормилицы, восходящий к поклонению на Руси матери-земли, к ценности материнства в устном народном творчестве, имеет особенный смысл. Автор монографии отмечает, что «именно в лоне земли наблюдается сотворение жизни <...>, острее ощущается пульс жизни. Землепашец раздирает лоно матери-сырой земли, оплодотворяет, бросая в мягкие борозды золотое зерно, убирает
урожай, который породила земля, и в этом рождается мудрость» [5].
Особое место в шолоховской картине мира занимает образ родной земли, которая кормит казака, является символом пути-дороги, казачьей судьбы, призванием защищать её в дальних походах. Земля - одна из первооснов философии природы. Отсюда- отношение к ней казака как к источнику жизни, живому существу. В «Лазоревой степи» непосредственное «общение» героя Аникея с землей является кульминацией расска-за.«Оглянулся Аникей кругом, видит людей вблизи нету, так он припал к земле, лемешами отвергнутую, обнял, к себе жмёт, руками гладит, целует... Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придётся пахать. Вот он и тоскует...» [9; с. 260].Здесь показано разрушение традиции в отношении к земле. Аникей остался без ног, поэтому ему не придётся больше пахать, несмотря на то, что земля безмолвно «зовёт» казака на работу. Это не что иное, как чувство земли, присущее казаку-крестьянину, которое затем в полной мере раскроется в «Тихом Доне». Данный эпизод несёт, в первую очередь, психологическую нагрузку. Картина природы помогает в раскрытии характера героя, истинной народной казачьей натуры, преданной донской земле; в создании определённой эмоциональной атмосферы тоски по жизни, по работе на земле, пахоте и косьбе. Казак Аникей испытывает очень сильные душевные переживания, практически находится в состоянии подавленности из-за нарушенного привычного хода жизни. Он ощущает одиночество и больше не надеется на луч-шее.Связь с землей, свой собственный надел, ощущение кровной связи с предками - в этом состоит святость земли для казака. Эпизод с «общением» Аникея с землей означает одновременно покаяние, священное почитание памяти предков и ощущение причастности к историческим событиям, пронесшимся по родной земле.
Что касается образа степи, «простора степей», то, по Ю. М. Лотману, это одна из ведущих тем в русской литературе XIX века[12].
С давних пор образ степи в русской литературе традиционно обозначает безграничность пространства и свободу. Для многих писателей -классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, образ является одним из обобщённых символов родного края. Кононова С. А. пишет, что «степной простор связан в произведениях Шолохова с духовными устоями и обычаями донского этноса» [3]. Образ донской степи является частью образа земли. В казачьем восприятии степь символизирует родной дом. «Мать-сыра земля - степь включается в круго-
ворот жизни и смерти, природный круговорот бытия, воспринимавшийся казаком как сакральный» [3].
У Шолохова степь сравнивается с живым организмом. «В дымчато-синих сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы.» [9; с. 260].
Традиционное шолоховское олицетворение или одушевление степи объясняется глубоким поэтическим миропониманием Шолохова, уходящим к фольклорным и народно-культурным традициям.
Образ степи — один из ключевых в рассказе Шолохова, он вынесен в заглавие произведения. А заглавие аккумулирует смысл рассказа. Степь становится частью развёрнутого образа донской природы, казачьей родины, вырастающего в смысловую антитезу Гражданской войне.
Мир растений в рассказе представлена образами ковыля, подорожника, бурьяна и терновника. Заметим, что все растения сорные, растущие хаотично. Основной образ в растительном мире «Лазоревой степи» - ковыль. Вот как изображает его Шолохов: «В дымчато-синих сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы. Ковыль, белобрысый и напыщенный, надменно качал султанистыми метёлками» [9; с. 260]. Уже исходя из этого описания, можно составить представление о контрастности, противоречивости пейзажных описаний. Единство художественной картины мира складывается на основе двуединой структуры: сумятица и хаос в социальном пространстве и высокий смысл символического содержания. Ковыль создаёт отталкивающее впечатление, как человек, ничего из себя не представляющий, никчемный, видит себя великим.
С народных поверий ковыль считается травой горя, несчастий. Рассказом о «седом ковыле» Шолохов открывает свой сборник «Лазоревая степь»: «На самом деле - ковыль поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха. По ней не гоняются гурты овец потому, что овцы гибнут от ковыльных остьев, попадающих под кожу. Поросшие подорожником и лебедой окопы (их можно видеть на прогоне за каждой станицей), молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно - просто умирали в них люди» [2; с. 18].
Образ ковыля в расширенном и трансформированном виде перешёл в «Тихий Дон».«Травы от корня зеленели густо и тёмно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. Лохматый невызревший султанистый ковыль,
круговинами шла по нему вихристая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая об-зернённую головку. Местами слепо прижимался к земле низкорослый железняк, изредка проме-реженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилье ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, жёлтой сурепкой, молочаем, чингиской - травой суровой, однолюбой, вытеснявший с занятой площади все остальные травы» [11;с. 36].
Не случайно автор показывает параллельно с бушующим разнотравьем природы разногласия в стане казаков. Нарастала злоба, постоянные споры или молчаливое недовольство новыми поветриями [см.: 1; с. 300].
В «Тихом Доне» с ковылём как «поганой белобрысой травой» соотносится характер Михаила Кошевого. Казаки недовольны его высокомерием и упорством. Вместе с тем пейзажные образы показывают, что суровый ковыль вытесняет остальные травы, не даёт им расти и расцветать. «Разнотравье» настроений, раскол в стране, разные мнения, часто не сочетаемые, приводят к революционному взрыву. А бунт ассоциируется со смертью. Это ярко выражено через образ ковыля - травы смерти (в казачьих поверьях ковыль считается травой мёртвых).
Ярко изображает Шолохов и мир животных и птиц. Образ коршуна появляется перед сценой расправы над Аникеем. «В стороне за музгой, коршун, косо распластав крылья, ударился в траву и приподнял над землёй белогрудого стрепета. Перья упали снежными лохмотьями, блеск их на траве был нестерпимо резок и колюч.» [10; с. 257].
Что характерно, сцена расправы параллельна описанию коршуна. С одной стороны, коршун символизирует опасность, беду, с другой стороны, Шолохов сравнивает с коршуном поведение жены Аникея Анисьи: «Не хуже, как этот коршун, вдарилась она об мужа и пристыла у него на руках.» [10; с. 257].
Сравнение порыва Анисьи с поведением хищника обусловлено значением коршуна как сильной птицы, борющейся и отвоевыющей своё любой ценой. Здесь с коршуном соотносится любовь Анисьи к мужу. Она почувствовала опасность, хотела подсознательно защитить свою семью от беды. В изображении коршуна Шолохов совмещает две традиции: античную (в основном Древнего Египта) и славянскую.
В славянской традиции коршун и другие виды ястребиных образуют единый образный ряд крупной хищной птицы, наделённой символикой зла и смерти. Исходя из этого, можно сказать, что изображение коршуна является предвестни-
ком страшной расправы над Аникеем (В Древнем Египте - напротив, коршун был священной птицей, являлся символом неба и олицетворял женское начало природы). В рассказе Анисья, как коршун в яростном порыве, защищает свою семью, инстинктивно почувствовав беду.
Другое животное, встретившееся нам в рассказе «Лазоревая степь» — волк. «Там, где летник вливается в заросший подорожником, позабытый Гетманский шлях, следы расстались. Волчий свернул в сторону, в яры, залохматевшие зелёной непролазью бурьяна и терновника.» [9; с. 260].
В мифологии народов Евразии и Северной Америки образ волка был связан с культом предводителя боевой дружины или бога войны.
В «Эдде» конец мира сопоставлен с сорвавшимся с цепи волком. В славянской традиции волк также ассоциируется с чужаком, посланцем потустороннего мира. Но в народных традициях образ волка символизирует ещё и свободу, бесстрашие и справедливость. Именно в этом значении образ волка ассоциируется с казаками, сильными, свободными, сражающимися в любой схватке до победы или до смерти.
В «Лазоревой степи» образ волка наводит на мысли о братоубийственной Гражданской войне, чужеродных идеях, губительных для народа, раскалывающих семьи на противоположные лагеря и заставляющих убивать друг друга.
В образе волка в «Донских рассказах» активизируются народно-поэтические традиции, проявляются неразрывные связи человека и природы. Образ волка означает безысходность ситуаций, в которые попадают герои по воле обстоятельств.
Следовательно, образы окружающей человека природы, птиц и животных в рассмотренном рассказе служат средством художественного познания индивидуальной и социальной психологии на фоне трагических событий Гражданской войны. В рассказах Шолохова 1920-х годов наметилась тенденция изображения природы в символическом плане. «Лазоревая степь» демонстрирует расширение функционально-семантического поля «родная земля», эстетизацию природного мира, которая в полной мере раскроется в романе-эпопее «Тихий Дон».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буслакова Т. П. Русская литература 20 века. - Москва : Высшая школа, 1999. - С. 300.
2. Гоффеншерер В. Г. Михаил Шолохов (Критический очерк). - Москва : Художественная литература. 1940. - 199 с.
3. Кононова С. А. Казачья картина мира и текстема «степь» в языке М. А. Шолохова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - Спецвыпуск, 2007. — С. 17.
4. Костин Е. А. Шолохов forever. - Вильнюс: ВАГА, 2013. - 256 с.
5. Муравьева Н. М. Проза М. А. Шолохова: онтология, эпическая тратегия характеров, поэтика. Монография. - Борисоглебск: БГПИ, 2007. - 381 с.
6. Ничипоров И. Б. Человек и природа в новеллистике М. Шолохова 1920-х гг. // http://www. portal-slovo.ru/philology/39484.php
7. Скворцова Л. А., Смола О. П. «Михаил Шолохов». Статьи и исследования / Н. Великая // Стилевое своеобразие «Донских рассказов» М. А. Шолохова [Электронный ресурс]. - Москва : Художественная литература, 1975. - С. 328. - URL: http://m-a-sholohov.ru/books/item/f00/s00/ z0000023/st003.shtml (дата обращения: 10.11.2019).
8. Федь Н. М. Парадокс гения. - Москва, 1998. — С. 58.
9. Шолохов М. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. - Москва : Правда, 1962. — С. 260
10. Шолохов М. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. - Москва : Правда, 1962. - С. 257
11. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. - Москва : Правда, 1980. — С. 36
12. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя [Электронный ресурс]. - Москва : Просвещение, 1988. URL: https://royallib.com/read/ lotman_yuriy/v_shkole_poeticheskogo_slova_pushk in_lermontov_gogol.html#1205869 (дата обращения: 10.11.2019).
REFERENCES
1. Buslakova T. P. Russkaya literatura 20 veka [Russian literature of the 20th century]. Moscow: Vysshaya shkola [Higher school]. 1999, p. 300.
2. Goffenscherer V. G. Mihail SHolohov (Kriticheskij ocherk) [Mikhail Sholokhov (Critical essay). Moscow, Hudozhestvennaya literatura [Artistic literature]. 1940, 199 р.
3. Kononova S. A. Kazach'ya kartina mira i tekstema «step'» v yazyke M. A. SHolohova [Kazachya picture of the world and the texteme «steppe» in the language of M. A. Sholokhov] // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki. Specvypusk [Izvestiya
vuzov. North Caucasus region. Social science. Special issue], 2007, p. 17.
4. Kostin E. A. SHolohov forever. Vilnyus: VAGA, 2013, 256 p.
5. Muravyeva N. M. Proza M. A. SHolohova: ontologiya, epicheskaya trategiya harakterov, poetika. Monografiya [Sholokhov: ontology, epic trategy of characters, poetics. Monograph]. Borisoglebsk, BGPI, 2007, 381 p.
6. Nichiporov I. B. CHelovek i priroda v novellistike M. SHolohova 1920-h gg. [Man and nature in M. Sholokhov's short stories of the 1920s] // http://www. portal-slovo.ru/philology/39484.php
7. Skvorcova L. A., Smola O. P. «Mihail SHolohov». Stat'i i issledovaniya [«Mikhail Sholokhov». Articles and studies] / N. Velikaya // Stilevoe svoeobrazie «Donskih rasskazov» M. A. SHolohova [Electronic resource] [The Stylistic originality of «The Don stories» by M. A. Sholokhov. Moskow, Hudozhestvennaya literatura, 1975, p. 328. URL: http://m-a-sholohov.ru/books/item/f00/s00/ z0000023/st003.shtml (accessed: 10.11.2019).
8. Fed' N. M. Paradoks geniya [The paradox of genius]. Moscow, 1998, p. 58.
9. SHolohov M. Sobranie sochinenij. V 8 t. T. 1. Moskow, Pravda, 1962. - p. 260
10. SHolohov M. Sobranie sochinenij. V8 t. T. 1 [Collected works. In 8 t. T. 1]. Moscow, Pravda, 1962, p. 257.
11. SHolohov M. A. Sobranie sochinenij. V 8 t. T. 3 [Collected works. In 8 T. T. 3]. Moskow, Pravda, 1980, p. 36.
12. Lotman YU. M. V shkole poeticheskogo slova. Pushkin. Lermontov. Gogol': kniga dlya uchitelya [In the school of the poetic word. Pushkin. Lermontov. Gogol: book for teachers [Electronic resource]]. Moscow : Prosveschenie, 1988. URL: https://royallib.com/read/ lotman_yuriy/v_shkole_ poeticheskogo_slova_pushkin_lermontov_gogol. html#1205869 (accessed: 10.11.2019).
Тибушкина Наталья Валентиновна, аспирант 1-го года обучения УлГТУ.
Научный руководитель - А. А. Дырдин, доктор филологических наук, профессор, с. н .с. НИО Департамента научных исследований и инноваций УлГТУ.
Поступила 03.12.2019 г.