Научная статья на тему 'Образы-символы природы в «Лазоревой степи» М. А. Шолохова'

Образы-символы природы в «Лазоревой степи» М. А. Шолохова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3188
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОЛОХОВ / МОТИВЫ ПРИРОДЫ / СИМВОЛ / ОБРАЗ / «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ» / SHOLOKHOV / MOTIVES OF NATURE / SYMBOL / IMAGE / «DON STORIES»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тибушкина Н. В.

Рассматриваются мотивы и образы-символы в рассказе М.А. Шолохова «Лазоревая степь». Выделены основные образы-символы, дана их характеристика в связи с народно-поэтической традицией и мифологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images-symbols of nature in «Azure steppe» by M. A. Sholokhov

The article examines the motives and images of the characters in the story of M. A. Sholokhov «Lazorevaya steppe». The basic images-symbols are allocated, their characteristic in connection with national poetic tradition and mythology is given

Текст научной работы на тему «Образы-символы природы в «Лазоревой степи» М. А. Шолохова»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 821.161.1 Шолохов М. Н. В. ТИБУШКИНА

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ПРИРОДЫ В «ЛАЗОРЕВОЙ СТЕПИ» М. А. ШОЛОХОВА

Рассматриваются мотивы и образы-символы в рассказе М.А. Шолохова «Лазоревая степь». Выделены основные образы-символы, дана их характеристика в связи с народно-поэтической традицией и мифологией.

Ключевые слова: Шолохов, мотивы природы, символ, образ, «Донские рассказы».

«Донские рассказы» предшествуют «Тихому Дону» и дают возможность понять тайну таланта писателя, выявить истоки его мировоззрения, образной системы, проблематики и стилевогос-воеобразия. Как говорил сам М. А. Шолохов: «В „Донских рассказах" я старался писать правду жизни, писать о том, что более волновало меня...» [8].

На фоне трагических общественных событий начала XX века особое значение приобретают отношения человека и природы. Как отмечает Н. Великая в своей работе: «В пейзаже раннего Шолохова постоянно вырисовывается облик земли, крестьянской пашни, та обстановка народного бытия, которая во многом определяет и тип поведения, и характер человека и его сознания» [7].

По словам И. Б. Ничипорова,в прозе, предваряющей роман «Тихий Дон», «многообразны сюжетно-композиционные функции пейзажей, которые неслучайно часто выдвигаются в шолоховских рассказах на наиболее „ударные" - экспозиционные и финальные позиции текста» [6]. Именно в рассказах1920-х гг. были обозначены основные черты концепции гармонии мира и человека, преобразованные и с новыми акцентами развёрнутые в «Тихом Доне».

В рассказе «Лазоревая степь» (1926) наиболее яркие и развёрнутые пейзажные описания даны в начале и заключении. Здесь, на первый взгляд, главным является исторический мир, эпоха Гражданской войны, социальные отношения. Но, сошлёмся на мнение Н. М. Муравьевой, определившей у Шолохова «трёхмерность пространственно-временных координат» [5], можно конста-

© Тибушкина Н. В., 2019

тировать: писатель, создавая картину мира, показывает жизнь природы (землю, степь, небо, растительный мир и мир животный), семейные отношения, силу любви, но и человеческую жестокость, психологию ненависти, которая привносит разлад и нарушение гармонии человека и природы.

Основными образами-символами в «Лазоревой степи» являются мотив земли, степи и связанные с ними образы флоры (ковыль) и фауны (волк, коршун). С их помощью создаётся двойственная - остро социальная и интенциональная, связанная с духовной сутью народных жизненных установок - картина мира, чувствуется настроение и предвосхищается «ответ» природы на происходящие на донской земле события.

По мнению исследователя, «вчувствование во внутренние ритмы природного бытия подчас создаёт особый ракурс художественного изображения» [6]. Обратим внимание на один из главных образов рассказа и творчества Шолохова - Землю, являющуюся одной из стихий мироздания, символом женского начала и материнства. В античной мифологии данный образ отождествляется с богиней земледелия Геей, материнского начала жизни. Основные значения у Шолохова, как и в традиционном восприятии -это мать, земля-кормилица, родина, воплощение женственности, вечность, цикличность развития всего сущего. Образ земли-матушки и кормилицы, восходящий к поклонению на Руси матери-земли, к ценности материнства в устном народном творчестве, имеет особенный смысл. Автор монографии отмечает, что «именно в лоне земли наблюдается сотворение жизни <...>, острее ощущается пульс жизни. Землепашец раздирает лоно матери-сырой земли, оплодотворяет, бросая в мягкие борозды золотое зерно, убирает

урожай, который породила земля, и в этом рождается мудрость» [5].

Особое место в шолоховской картине мира занимает образ родной земли, которая кормит казака, является символом пути-дороги, казачьей судьбы, призванием защищать её в дальних походах. Земля - одна из первооснов философии природы. Отсюда- отношение к ней казака как к источнику жизни, живому существу. В «Лазоревой степи» непосредственное «общение» героя Аникея с землей является кульминацией расска-за.«Оглянулся Аникей кругом, видит людей вблизи нету, так он припал к земле, лемешами отвергнутую, обнял, к себе жмёт, руками гладит, целует... Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придётся пахать. Вот он и тоскует...» [9; с. 260].Здесь показано разрушение традиции в отношении к земле. Аникей остался без ног, поэтому ему не придётся больше пахать, несмотря на то, что земля безмолвно «зовёт» казака на работу. Это не что иное, как чувство земли, присущее казаку-крестьянину, которое затем в полной мере раскроется в «Тихом Доне». Данный эпизод несёт, в первую очередь, психологическую нагрузку. Картина природы помогает в раскрытии характера героя, истинной народной казачьей натуры, преданной донской земле; в создании определённой эмоциональной атмосферы тоски по жизни, по работе на земле, пахоте и косьбе. Казак Аникей испытывает очень сильные душевные переживания, практически находится в состоянии подавленности из-за нарушенного привычного хода жизни. Он ощущает одиночество и больше не надеется на луч-шее.Связь с землей, свой собственный надел, ощущение кровной связи с предками - в этом состоит святость земли для казака. Эпизод с «общением» Аникея с землей означает одновременно покаяние, священное почитание памяти предков и ощущение причастности к историческим событиям, пронесшимся по родной земле.

Что касается образа степи, «простора степей», то, по Ю. М. Лотману, это одна из ведущих тем в русской литературе XIX века[12].

С давних пор образ степи в русской литературе традиционно обозначает безграничность пространства и свободу. Для многих писателей -классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, образ является одним из обобщённых символов родного края. Кононова С. А. пишет, что «степной простор связан в произведениях Шолохова с духовными устоями и обычаями донского этноса» [3]. Образ донской степи является частью образа земли. В казачьем восприятии степь символизирует родной дом. «Мать-сыра земля - степь включается в круго-

ворот жизни и смерти, природный круговорот бытия, воспринимавшийся казаком как сакральный» [3].

У Шолохова степь сравнивается с живым организмом. «В дымчато-синих сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы.» [9; с. 260].

Традиционное шолоховское олицетворение или одушевление степи объясняется глубоким поэтическим миропониманием Шолохова, уходящим к фольклорным и народно-культурным традициям.

Образ степи — один из ключевых в рассказе Шолохова, он вынесен в заглавие произведения. А заглавие аккумулирует смысл рассказа. Степь становится частью развёрнутого образа донской природы, казачьей родины, вырастающего в смысловую антитезу Гражданской войне.

Мир растений в рассказе представлена образами ковыля, подорожника, бурьяна и терновника. Заметим, что все растения сорные, растущие хаотично. Основной образ в растительном мире «Лазоревой степи» - ковыль. Вот как изображает его Шолохов: «В дымчато-синих сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы. Ковыль, белобрысый и напыщенный, надменно качал султанистыми метёлками» [9; с. 260]. Уже исходя из этого описания, можно составить представление о контрастности, противоречивости пейзажных описаний. Единство художественной картины мира складывается на основе двуединой структуры: сумятица и хаос в социальном пространстве и высокий смысл символического содержания. Ковыль создаёт отталкивающее впечатление, как человек, ничего из себя не представляющий, никчемный, видит себя великим.

С народных поверий ковыль считается травой горя, несчастий. Рассказом о «седом ковыле» Шолохов открывает свой сборник «Лазоревая степь»: «На самом деле - ковыль поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха. По ней не гоняются гурты овец потому, что овцы гибнут от ковыльных остьев, попадающих под кожу. Поросшие подорожником и лебедой окопы (их можно видеть на прогоне за каждой станицей), молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно - просто умирали в них люди» [2; с. 18].

Образ ковыля в расширенном и трансформированном виде перешёл в «Тихий Дон».«Травы от корня зеленели густо и тёмно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. Лохматый невызревший султанистый ковыль,

круговинами шла по нему вихристая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая об-зернённую головку. Местами слепо прижимался к земле низкорослый железняк, изредка проме-реженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилье ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, жёлтой сурепкой, молочаем, чингиской - травой суровой, однолюбой, вытеснявший с занятой площади все остальные травы» [11;с. 36].

Не случайно автор показывает параллельно с бушующим разнотравьем природы разногласия в стане казаков. Нарастала злоба, постоянные споры или молчаливое недовольство новыми поветриями [см.: 1; с. 300].

В «Тихом Доне» с ковылём как «поганой белобрысой травой» соотносится характер Михаила Кошевого. Казаки недовольны его высокомерием и упорством. Вместе с тем пейзажные образы показывают, что суровый ковыль вытесняет остальные травы, не даёт им расти и расцветать. «Разнотравье» настроений, раскол в стране, разные мнения, часто не сочетаемые, приводят к революционному взрыву. А бунт ассоциируется со смертью. Это ярко выражено через образ ковыля - травы смерти (в казачьих поверьях ковыль считается травой мёртвых).

Ярко изображает Шолохов и мир животных и птиц. Образ коршуна появляется перед сценой расправы над Аникеем. «В стороне за музгой, коршун, косо распластав крылья, ударился в траву и приподнял над землёй белогрудого стрепета. Перья упали снежными лохмотьями, блеск их на траве был нестерпимо резок и колюч.» [10; с. 257].

Что характерно, сцена расправы параллельна описанию коршуна. С одной стороны, коршун символизирует опасность, беду, с другой стороны, Шолохов сравнивает с коршуном поведение жены Аникея Анисьи: «Не хуже, как этот коршун, вдарилась она об мужа и пристыла у него на руках.» [10; с. 257].

Сравнение порыва Анисьи с поведением хищника обусловлено значением коршуна как сильной птицы, борющейся и отвоевыющей своё любой ценой. Здесь с коршуном соотносится любовь Анисьи к мужу. Она почувствовала опасность, хотела подсознательно защитить свою семью от беды. В изображении коршуна Шолохов совмещает две традиции: античную (в основном Древнего Египта) и славянскую.

В славянской традиции коршун и другие виды ястребиных образуют единый образный ряд крупной хищной птицы, наделённой символикой зла и смерти. Исходя из этого, можно сказать, что изображение коршуна является предвестни-

ком страшной расправы над Аникеем (В Древнем Египте - напротив, коршун был священной птицей, являлся символом неба и олицетворял женское начало природы). В рассказе Анисья, как коршун в яростном порыве, защищает свою семью, инстинктивно почувствовав беду.

Другое животное, встретившееся нам в рассказе «Лазоревая степь» — волк. «Там, где летник вливается в заросший подорожником, позабытый Гетманский шлях, следы расстались. Волчий свернул в сторону, в яры, залохматевшие зелёной непролазью бурьяна и терновника.» [9; с. 260].

В мифологии народов Евразии и Северной Америки образ волка был связан с культом предводителя боевой дружины или бога войны.

В «Эдде» конец мира сопоставлен с сорвавшимся с цепи волком. В славянской традиции волк также ассоциируется с чужаком, посланцем потустороннего мира. Но в народных традициях образ волка символизирует ещё и свободу, бесстрашие и справедливость. Именно в этом значении образ волка ассоциируется с казаками, сильными, свободными, сражающимися в любой схватке до победы или до смерти.

В «Лазоревой степи» образ волка наводит на мысли о братоубийственной Гражданской войне, чужеродных идеях, губительных для народа, раскалывающих семьи на противоположные лагеря и заставляющих убивать друг друга.

В образе волка в «Донских рассказах» активизируются народно-поэтические традиции, проявляются неразрывные связи человека и природы. Образ волка означает безысходность ситуаций, в которые попадают герои по воле обстоятельств.

Следовательно, образы окружающей человека природы, птиц и животных в рассмотренном рассказе служат средством художественного познания индивидуальной и социальной психологии на фоне трагических событий Гражданской войны. В рассказах Шолохова 1920-х годов наметилась тенденция изображения природы в символическом плане. «Лазоревая степь» демонстрирует расширение функционально-семантического поля «родная земля», эстетизацию природного мира, которая в полной мере раскроется в романе-эпопее «Тихий Дон».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буслакова Т. П. Русская литература 20 века. - Москва : Высшая школа, 1999. - С. 300.

2. Гоффеншерер В. Г. Михаил Шолохов (Критический очерк). - Москва : Художественная литература. 1940. - 199 с.

3. Кононова С. А. Казачья картина мира и текстема «степь» в языке М. А. Шолохова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - Спецвыпуск, 2007. — С. 17.

4. Костин Е. А. Шолохов forever. - Вильнюс: ВАГА, 2013. - 256 с.

5. Муравьева Н. М. Проза М. А. Шолохова: онтология, эпическая тратегия характеров, поэтика. Монография. - Борисоглебск: БГПИ, 2007. - 381 с.

6. Ничипоров И. Б. Человек и природа в новеллистике М. Шолохова 1920-х гг. // http://www. portal-slovo.ru/philology/39484.php

7. Скворцова Л. А., Смола О. П. «Михаил Шолохов». Статьи и исследования / Н. Великая // Стилевое своеобразие «Донских рассказов» М. А. Шолохова [Электронный ресурс]. - Москва : Художественная литература, 1975. - С. 328. - URL: http://m-a-sholohov.ru/books/item/f00/s00/ z0000023/st003.shtml (дата обращения: 10.11.2019).

8. Федь Н. М. Парадокс гения. - Москва, 1998. — С. 58.

9. Шолохов М. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. - Москва : Правда, 1962. — С. 260

10. Шолохов М. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. - Москва : Правда, 1962. - С. 257

11. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. - Москва : Правда, 1980. — С. 36

12. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя [Электронный ресурс]. - Москва : Просвещение, 1988. URL: https://royallib.com/read/ lotman_yuriy/v_shkole_poeticheskogo_slova_pushk in_lermontov_gogol.html#1205869 (дата обращения: 10.11.2019).

REFERENCES

1. Buslakova T. P. Russkaya literatura 20 veka [Russian literature of the 20th century]. Moscow: Vysshaya shkola [Higher school]. 1999, p. 300.

2. Goffenscherer V. G. Mihail SHolohov (Kriticheskij ocherk) [Mikhail Sholokhov (Critical essay). Moscow, Hudozhestvennaya literatura [Artistic literature]. 1940, 199 р.

3. Kononova S. A. Kazach'ya kartina mira i tekstema «step'» v yazyke M. A. SHolohova [Kazachya picture of the world and the texteme «steppe» in the language of M. A. Sholokhov] // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki. Specvypusk [Izvestiya

vuzov. North Caucasus region. Social science. Special issue], 2007, p. 17.

4. Kostin E. A. SHolohov forever. Vilnyus: VAGA, 2013, 256 p.

5. Muravyeva N. M. Proza M. A. SHolohova: ontologiya, epicheskaya trategiya harakterov, poetika. Monografiya [Sholokhov: ontology, epic trategy of characters, poetics. Monograph]. Borisoglebsk, BGPI, 2007, 381 p.

6. Nichiporov I. B. CHelovek i priroda v novellistike M. SHolohova 1920-h gg. [Man and nature in M. Sholokhov's short stories of the 1920s] // http://www. portal-slovo.ru/philology/39484.php

7. Skvorcova L. A., Smola O. P. «Mihail SHolohov». Stat'i i issledovaniya [«Mikhail Sholokhov». Articles and studies] / N. Velikaya // Stilevoe svoeobrazie «Donskih rasskazov» M. A. SHolohova [Electronic resource] [The Stylistic originality of «The Don stories» by M. A. Sholokhov. Moskow, Hudozhestvennaya literatura, 1975, p. 328. URL: http://m-a-sholohov.ru/books/item/f00/s00/ z0000023/st003.shtml (accessed: 10.11.2019).

8. Fed' N. M. Paradoks geniya [The paradox of genius]. Moscow, 1998, p. 58.

9. SHolohov M. Sobranie sochinenij. V 8 t. T. 1. Moskow, Pravda, 1962. - p. 260

10. SHolohov M. Sobranie sochinenij. V8 t. T. 1 [Collected works. In 8 t. T. 1]. Moscow, Pravda, 1962, p. 257.

11. SHolohov M. A. Sobranie sochinenij. V 8 t. T. 3 [Collected works. In 8 T. T. 3]. Moskow, Pravda, 1980, p. 36.

12. Lotman YU. M. V shkole poeticheskogo slova. Pushkin. Lermontov. Gogol': kniga dlya uchitelya [In the school of the poetic word. Pushkin. Lermontov. Gogol: book for teachers [Electronic resource]]. Moscow : Prosveschenie, 1988. URL: https://royallib.com/read/ lotman_yuriy/v_shkole_ poeticheskogo_slova_pushkin_lermontov_gogol. html#1205869 (accessed: 10.11.2019).

Тибушкина Наталья Валентиновна, аспирант 1-го года обучения УлГТУ.

Научный руководитель - А. А. Дырдин, доктор филологических наук, профессор, с. н .с. НИО Департамента научных исследований и инноваций УлГТУ.

Поступила 03.12.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.