Научная статья на тему 'Образы иеговизма и иеговистская образность в контексте судебного производства в России начала XXI в'

Образы иеговизма и иеговистская образность в контексте судебного производства в России начала XXI в Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
165
70
Поделиться
Ключевые слова
СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ / АДВОКАТ / JEHOVAH'S WITNESSES

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Шевченко Михаил Сергеевич

Рассматривается проблема взаимоотношения государства и религиозных организаций, расположенных на территории России (на примере РО «Свидетели Иеговы»). Одни из участников доказывают, что иеговисты опасная секта, имеющая деструктивную направленность. Другая сторона убеждена, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения страны

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Шевченко Михаил Сергеевич,

Image of Iegovism and Iegovist Imagery in the Context of Court Proceedings in Russia at the Beginning of the XXI Century

This article focuses on one of the most acute problem facing Russia today the problem of relations between state and religious organizations located in its territory (for example, the RO «Jehovahs Witnesses »). Some of the participants argue that the Jehovahs Witnesses a dangerous sect, which has destructive to the other party, believes that «Jehovahs Witnesses» are non-political, social, passive, loyal, law-abiding citizens and do not represent a threat to layout-state and the countrys population

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Образы иеговизма и иеговистская образность в контексте судебного производства в России начала XXI в»

УДК 21.009:322

Шевченко Михаил Сергеевич Michael Shevchenko

ОБРАЗЫ ИЕГОВИЗМА И ИЕГОВИСТСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ НАЧАЛА XXI В.

IMAGE OF IEGOVISM AND IEGOVIST IMAGERY IN THE CONTEXT OF COURT PROCEEDINGS IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Рассматривается проблема взаимоотношения государства и религиозных организаций, расположенных на территории России (на примере РО «Свидетели Иеговы»). Одни из участников доказывают, что иеговисты — опасная секта, имеющая деструктивную направленность. Другая сторона убеждена, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения страны

Ключевые слова: Свидетели Иеговы, Российская Федерация, судебные процессы, адвокат

This article focuses on one of the most acute problem facing Russia today — the problem of relations between state and religious organizations located in its territory (for example, the RO «Jehovah’s Witnesses»). Some of the participants argue that the Jehovah’s Witnesses — a dangerous sect, which has destructive to the other party, believes that «Jehovah’s Witnesses» are non-political, social, passive, loyal, law-abiding citizens and do not represent a threat to layout-state and the country’s population

Key words: Jehovah’s Witnesses, Russian Federation, lawsuits, lawyer

Современное развитие конфессиональной сферы российского государства характеризуется неизменным ростом интереса к религиям, что объясняется усилением их влияния на политику, экономику, межнациональные отношения. Законодательство в области религии в нашей стране можно охарактеризовать как либеральное. Однако и его нормы на протяжении последних лет регулярно нарушаются, о чем свидетельствует целый ряд судебных процессов, в которых российское государство либо его социальные институты выступают против тех или иных субъектов религиозного действия. С одной стороны, рост количества судебных дел позволяет многим считать, что в России началась «религиозная война» против российского народа и его культуры. С другой, адвокаты многих из обвиняемых религиозных организаций, с завидным постоянством выигрывающих судебные процессы, ставят вопрос о необходимости

сохранения религиозных свобод. Это показывает, что вопрос о причинах распространения влияния религиозных образований в обществах, где они встречают сопротивление буквально на всех структурных уровнях, остается нерешенным.

В России отношения с целым рядом религиозных организаций, начиная с 90-х гг. ХХ в., напоминают военные действия, которые противные стороны ведут с разной степенью успеха. При этом успешность какой-либо из сторон здесь не представляется чем-то самоочевидным. Материал для размышлений в этом направлении дает современная история организации «Свидетели Иеговы» в России, которая известна тем, что, пользуясь негативным отношением со стороны других религиозных организаций и социальных институтов, неуклонно сохраняет высокую степень привлекательности для неофитов и адептов.

На территории всей Российской Федерации в течение последних лет к «Свидетелям Иеговы» фиксируется повышенное внимание со стороны властей и активистов «антикультистского» движения. На страницах общественных, научных изданий и в залах судебных заседаний разворачивается дискуссия, посвященная выяснению вопросов о социальной сущности и последствиях деятельности «Свидетелей Иеговы» [11; 7]. Одни из ее участников доказывают, что иеговисты — опасная секта, имеющая деструктивную направленность [6; С. 85]. Их активность привела к тому, что в 2004 г. судебным решением запрещена деятельность «Свидетелей Иеговы» в Москве [18]. В 2011 г. судебное дело возбуждено против членов читинской религиозной организации «Свидетелей Иеговы». По официальному сообщению, поводом стало распространение литературы экстремистского содержания [22].

Другая сторона, апеллирующая к мнению известных религиоведов Н.С. Гордиен-ко и С.И. Иваненко [4; С. 25], убеждена, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения страны. Эта точка зрения получила поддержку в 2010 г., когда Европейский суд по правам человека признал незаконным роспуск общины «Свидетелей Иеговы» в Москве [8]. Данное судебное решение поставило под сомнение суждение об опасности «Свидетелей Иеговы», однако показало, что и к религиозным организациям, не представляющим реальную угрозу в обществе, всё же может формироваться негативное отношение. В качестве причин религиоведы называют религиозный фундаментализм [4; С. 186], прозелитические успехи и, как следствие, негативную реакцию у общественных институтов и иных религиозных объединений [10; С. 25]. Однако и это мнение может быть оспорено.

Так, среди протестантских объединений Забайкальского края иеговизм известен среди населения как «нетрадиционная организация», которая ведет активную миссионерскую и прозелитическую деятельность

[13; 15]. Однако, согласно данным статистики, уже в течение десяти лет не отмечается рост приверженцев этой религиозной организации [1]. Появившись в Забайкалье уже более пятидесяти лет назад, к 2010 г. иеговисты имели две зарегистрированные организации, службы которых посещало не более 400 человек [5]. Успехи иеговистско-го прозелитизма настолько ничтожны, что не могут быть причиной негативного отношения со стороны общественности.

Следующим фактором, который, по мнению исследователей, может служить причиной противоречий между религиозным объединением и обществом, является религиозный фундаментализм. Иеговисты, как и многие другие объединения, имеющие истоки в протестантизме, основывают свое учение на Библейском тексте [12; 7]. Однако, как показывает А.В. Жуков [9; С. 122], фундаментализм иеговистов, испытывающих трудности во взаимоотношениях с обществом, становится ощутим только по мере погружения в иеговистскую доктрину. Поэтому можно заключить, что в практике сравниваемых религиозных объединений фундаментализм не является причиной возникновения негативного отношения в обществе, и решение вопроса о причинах возникновения негативного отношения к религиозным объединениям необходимо рассматривать не в сущности вероучения или деятельности. Оно видится в анализе содержания образов и мифологем, которые иеговисты распространяют среди масс населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важных аспектов социальной мифологии религиозного объединения является создание образа общества, с которым оно собирается взаимодействовать. Образ создается в вероучительных текстах, а также в заявлениях лидеров и в деятельности, которую проводят активисты. Создаваемый иеговизмом образ — это миф о религиозной организации, которая полностью отделена от мира обычных людей. Социальную идеологию этой организации выразил в 1923 г. Дж. Рутерфорд, который выступил с речью на тему «Овцы и козлы». Им было показано, что «овцы» — «это стремящиеся к праведности люди, которые

унаследуют земную сферу Божьего Царства», царства Иеговы [15; С. 134]. «Козлы» — это те, кто не любят ни его, ни его братьев». Это земная организация Сатаны, куда входят религиозные лидеры, которые «выступали против учеников Иисуса и преследовали их» [16; 23].

В современных условиях эта мифология актуализируется до чёткого указания на существование «своих» и «врагов». «Врагами» являются «религиозные противники», представленные христианскими объединениями. «Своими» — те, кто входит в состав организации «Свидетели Иеговы» [14; С. 38]. Мифологизм восприятия современной действительности у иеговистов проявляется в том, что, проповедуя в наши дни, они верят, будто уподобляются «примеру ревностных возвещателей Царства первого века». Сегодня, как утверждают книги «Сторожевой башни», иеговисты возобновляют выполнение поручения Иисуса, которое он дал апостолам: «Во всех народах подготавливайте учеников». Одновременно в данной мифологии описывается и обратная сторона — это окружающий иеговистов современный мир, который обладает признаками «царства сатаны».

Описание современного мира в изданиях иеговистов включает мифологию о борьбе царей «севера» и «юга», в которых главную роль играют такие страны, как Соединенные Штаты Америки и Россия. Эти государства называются «алчными торговцами», принадлежащими к той «земной организации, которой Бог и Христос вынесли смертный приговор». Считается, что главным врагом Иеговы стали такие орудия Сатаны, как «национальное чувство и патриотизм» [15; С. 191]. Патриотическое служение означает поклонение дракону, от которого зверь получил власть.

Указывая на проблему современного противостояния иеговизму в России, иеговисты, с одной стороны, демонстрируют свою лояльность правительству, говоря о необходимости отдавать «кесарево кесарю», но с другой, полагают российское государство представителем «царя северного», который руководится «ложной религией»

— православием. Иеговизм не сомневает-

ся, что «во исполнение пророчества разъяренный царь северный выступит в поход против народа Бога». Напав на народ Иеговы, — пишут идеологи иеговизма, — «царь северный» придет к «своему концу» [3; С. 273]. Проповедуя скорую гибель российского государства во «времена конца мира», иеговисты способствуют привлечению сторонников, увлечённых эсхатологическими призывами.

Проблемой, которую предстоит решать представителям общественности и государственной власти в этом случае, является необходимость осмысления социальной мифологии иеговистов, которые, с одной стороны, утверждают свою лояльность, но в то же время призывают своих последователей не признавать авторитет правительств, на территории которых они осуществляют свою проповедь [16; С. 27] под предлогом того, что «правление Царства во главе с Иисусом — не что-то ожидаемое в будущем, а нынешняя реальность». Кроме этого, социальная мифология иеговизма именует противниками Бога различные народы, например, евреев. К этому же лагерю отнесены «различные языковые группы», которые «расселились по земле» и разнесли с собой вавилонскую религию [15; 20]. Все национальные религии мира объявляются «дочерями» «матери блудниц» — «Вавилона Великого». Главной из них называется христианство, которое учит ложным доктринам [2; 18], утверждает иеговизм.

Учитывая то огромное влияние, которое оказывает иеговистская организация в жизни ее членов, необходимо раскрыть ее отношение к социальным институтам светского общества, от которых зависит уровень социальной приемлемости, таких как семья, образование, культура, наука. Наиболее противоречивым является отношение иеговистов к такому институту, как семья. С одной стороны, перед верующими иеговистами конструируется образ семейной жизни, который требует сохранения семьи и моногамности. Говорится, что «Библия поощряет замужних женщин «любить мужей, любить детей, быть здравомыслящими, чистыми, покорными своим мужьям» [21; С. 135]. С другой стороны,

семья, о которой говорят иеговисты, должна выполнять требования, которые выдвигает Иегова, то есть эта организация [20; 7]. От членов организации могут потребовать развода с семьей, которая не устраивает руководство [23; 17]. Иегова требует не участвовать в традиционных народных ритуалах и семейных праздниках, считая их сатанинскими [21; С. 205]. Иеговисты не отмечают дни рождений, не соблюдают поминальные обычаи [ 23; 3 ]. Сатанинскими объявляются традиции, связанные с почитанием умерших [7; 13]. Это ведёт к отрицанию традиций населения тех стран, в которых иеговисты ведут проповедь.

Столь же противоречивым является отношение иеговистов к такому институту общества, как светское образование. С одной стороны, Свидетелям Иеговы небезразлично будущее своих детей и они придают большое значение светскому обучению. С другой, они не скрывают, что их дети всегда воспитаны в согласии с убеждениями родителей и обращают внимание педагогов на то, что юные Свидетели могут принимать решения, не соответствующие каким-то конкретным видам школьной деятельности. Говорят, что «такое поведение обусловлено их религиозными и нравственными убеждениями» [19; 4], что должно стать причиной уступок школы по отношению к таким ученикам.

Ещё одним светским институтом, отрицательный образ которого создается в иего-вистской мифологии, является наука [17; С. 30]. Наука — это «глубины мудрости сатаны, которые должен избегать верующий в Иегову» [15; С. 52]. Отрицание значения и роли действующей науки приводит иего-визм к ряду требований, которые в жизни человека могут привести к трагическим последствиям. Такие требования касаются запретов использования достижений медицины. Наиболее значимый запрет действует в отношении крови [3; С. 37].

С теми, кто следует учениям, не соответствующим тому, что говорят «Свидетели Иеговы», Господь Иисус «сражается... мечом уст своих». «Он просеивает свой народ, чтобы сохранить единство» [17; С. 207]. Старейшины следят за тем, не появились

ли в собрании нетеократические настроения, не склоняется ли кто ко греху [23; 3]. Рядовые иеговисты находятся под полным контролем со стороны регионального руководства организацией. Возможность тотального контроля над жизнью верующего обосновывается верой в то, что Иегова не прощает отступничества.

Итак, проведённый анализ иеговист-ской литературы показал, что иеговисты, как и многие религиозные образования, в качестве инструмента взаимодействия с общественностью используют мифотворчество. В своих мифах они обосновывают истинность своего учения и утверждают собственное религиозное превосходство над другими религиями. Иеговизм намеренно противопоставляет себя тому обществу, в котором он стремится распространить влияние. Мифотворчество иеговистов нацелено на дискредитацию общественных институтов и объявляет, что целью данной организации является разрушение основ любого неиеговистского социума. Поэтому среди людей, не намеревающихся стать иеговистами, религиозные мифологемы «Свидетелей» могут вызывать только отторжение и неприязнь. Общественное противостояние в данном случае неизбежно, и объяснять его только горячностью неофитов недостаточно. Не смогут прояснить ситуацию и попытки оправдания иеговистов, в которых будет доказываться, что на самом деле они не делали и не собирались делать ничего из того, о чём проповедуют. Общественная неприязнь для иеговистов в данном контексте является прогнозируемым и ожидаемым явлением, без которого, как показывает практика, невозможным становится сам факт существования иеговизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ религиозной мифологии иего-визма приводит к выводу о том, что само содержание данной мифологии является продуманным шагом, провоцирующим общественную неприязнь и возможные судебные процессы, к которым иеговисты всегда подготовлены намного лучше, чем их светские оппоненты. Религиозно-мифологической провокацией являются образ Иеговы, противостоящий Троице, и сконструированный на использовании текстов

иеговистской Библии, Иисус, являющийся противоположностью образу Христа, создаваемому другими направлениями христианства, образы мирового христианства, изображаемого в качестве сатанинской религии. Неизменно привлекает внимание общественности образ религиозной организации «Свидетелей Иеговы», которая в самих иеговистских текстах раскрывается как объединение верующих, основанное на жесткой религиозной дисциплине и тоталитарном контроле за жизнью рядовых участников. Широко доступные брошюры и книги иеговистов указывают на то, что в данной организации существует идеологически обоснованная возможность осуществления манипуляций сознанием верующих и психологического давления на них.

Таким образом, содержание социальной мифологии, распространяемой о себе иеговизмом, приводит к отторжению его последователей из социальной жизни страны. Вместе с этим, длительный исторический опыт выживания иеговизма показывает, что наибольший успех эта религия имеет в условиях гонений. Как показывает опыт проведения судебных процессов против иеговистов, Свидетели Иеговы во многом сами провоцировали те судебные иски, которые выдвигались против них. Великолепно подготовленные юридически, они всегда вели свои судебные дела так, чтобы одновременно проповедовать ценности своей религии [15; С. 40].

Социальное мифотворчество иеговистов сознательно противопоставляет данную религиозную организацию государствам и государственным, патриотическим идеям и идеологиям. Они рассматривают как своих врагов народы и народные культуры, национальные идеологии, традиционные и мировые религии. Практически они противостоят существующему порядку, на который опирается каждое из государств, и не скрывают этого. Перед своими последователями они ставят существенные ограничения в использовании достижений образования, культуры, науки и, в частности, медицины, к участию в политической жизни страны.

Вместе с тем, рассматриваемые тексты могут оказывать воздействие, в том числе негативное, на сознание, волю и поведение человека. В литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся признаки принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан. Издаваемые ими тексты содержат элементы религиозного и национального экстремизма, утверждающие тоталитарные порядки в организации с возможностью деструктивного влияния на личность и обосновывающие возможность межкон-фессиональной розни и антисоциальных выступлений. Нестандартная идеология и вероучение, явное противопоставление себя окружающему социуму и намеренная демонстрация возможности деструктивных последствий своего влияния на людей, присоединяющихся к данной организации, вызывают реальные опасения со стороны иных религиозных организаций, социальных институтов, административных и государственных органов, которые мобилизуют все возможные ресурсы для борьбы со «Свидетелями Иеговы».

Однако на деле перечисленное является еще и частью пропагандистской мифотворческой компании, целью которой является максимально возможное привлечение внимания аудитории в условиях современного коммуникационного пространства. Таким образом, противостояние иеговизма и российской правоохранительной системы есть дело рук самих иеговистов, результат их многолетней целенаправленной политики, позволяющей использовать трибуну залов заседаний для религиозной проповеди и одновременно привлекать значительные финансовые ресурсы, объясняя это необходимостью борьбы за религиозные свободы. Многочисленные примеры активной пропагандистской кампании с использованием судебных процессов, которую ведут «Свидетели Иеговы» в мире и в нашей стране, показывают, что они достигают своей основной цели. Они — одна из самых многочисленных неправославных религиозных организаций в Российской Федерации.

Литература

1. Баринов И.А. Во что верят забайкальцы (интервью с начальником отдела забайкальского Минюста А. Джупина) [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. g12chita.ru/church/news.-php?id_article=72. — Загл с экрана.

2. В чем смысл жизни? Как же его найти. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1993. — С. 18.

3. Внимайте пророчеству Даниила. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1999. - С. 273.

4. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. — СПб., 2000.

- С. 57.

5. Государственный реестр зарегистрированных религиозных организаций по Забайкальскому краю / Подготовлен отделом по делам некоммерческих организаций Забайкальского края министерства юстиции РФ. — Чита, 2010.

6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.

— Нижний Новгород, 2000. — С. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Духи мертвых. Могут ли они помочь или навредить тебе? На самом ли деле они существуют? — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2001. — С. 13.

8. Европейский суд по правам человека признал незаконным роспуск общины Свидетелей Иеговы в Москве [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=78223. — Загл. с экрана.

9. Жуков А.В. Теология, христология и антропология современного иеговизма как социальный феномен // Вестник Читинского государственного университета, 2010. — № 1 (58) — С. 122-130.

10. Иваненко С.И. Религия и политика в современной России // Диалог.— 1993.— № 8-9. — С.

25.

11. Иваненко С.И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (историко-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. — М., 2002.— С.7.

12. Книга для всех. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1997. — С. 7.

13. Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края: философский и религиоведческий аспекты: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.14. — Чита: ЧитГУ, 2010.— С.15.

14. Основательно свидетельствуем о Царстве Бога. — Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 2009. — С. 38.

15. Откровение его грандиозный апогей близок! — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. — С. 191.

16. Правительство, которое принесет Рай. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1993. — С. 23.

17. Приближайся к Иегове. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2002. — С. 207.

18. Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26 марта 2004 г. по религиозному объединению «Свидетели Иеговы» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.sekta-info.ru/docs3.htm. — Загл. с экрана.

19. Свидетели Иеговы и образование. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. — С. 4.

20. Уберегите своих детей. Пробудитесь! — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. — С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. «Чему на самом деле учит Библия?» Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania. — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2002. — С. 135.

22. Чиров К. Статья для «Сторожевой башни». На читинских свидетелей Иеговы возбудили уголовное дело [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Чита, 2011. — Режим доступа: http:// zabmedia.ru/?-page=articles&text=2155. — Загл. с экрана.

23. Что от нас требует Бог? — N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1996. —

С. 17.

Коротко об авторе________________________________

Шевченко М. С., аспирант, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) m.s.shevchenko@mail.ru

Научные интересы: религиоведение, этнология, краеведение

______________________Briefly about the author

M. Shevchenko, postgraduate student, Philosophy, Theory and Cultural History department, Zabaikalsky State University

Scientific interests: religion, ethnology, regional history