ТЕОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ИЕГОВИЗМА
А.В. Жуков
«Свидетели Иеговы» — религиозная организация, которая давно и успешно проповедует на территории Забайкальского края. Среди населения она известна как агрессивное, прозелитическое объединение верующих, испытывающее противодействие со стороны иных социальных структур. Причиной выступлений против иеговистов является их нетрадиционное отношение к таким традиционным институтам общества, как религия, этнос, семья, образование, наука, власть. Во многом это отношение может быть сформировано вероучением и идеологией этого объединения. Поэтому актуальным сегодня является проведение текстологического религиоведческого анализа литературы, распространяемой среди населения и верующих, принадлежащих к религиозной организации «Свидетели Иеговы» на территории Забайкальского края.
Цель проводимого анализа — изучение текстов издательства «Сторожевая башня» на предмет вероисповедной доктрины и сравнение ее с доктринами христианских конфессий; определение общей направленности и классификация вероучения, анализ влияния вероисповедной и социальной доктрины на взаимоотношения социальными институтами общества, анализ влияния социальной доктрины на сознание и здоровье верующих.
Вероисповедные тексты иеговистов, распространяемые на территории Забайкальского края, считают знакомство читателя с содержанием и истинным значением текста Библии1. Существенно дополня-
ют наше знание о иеговистском понимании Библии массовые издания журналов и брошюр иеговистов и издания «Сторожевая башня» и «Пробудитесь»2.
Иеговисты, как и многие религиозные образования, имеющие истоки в протестантизме, основывают свое учение на тех особенностях, на которые они обращают внимание в тексте Библии3. Но иеговизм утверждает, что понять Библию можно только в том случае, если вместо нее читать книги иеговистов о Библии, и если правильно понимать приведенные в этих книгах Библейские стихи4. Однако во время нашего исследования мы обратили внимание на то, что используемые иеговистскими авторами тексты, хотя содержат значительное количество цитат и ссылок на Библию, не всегда соответствуют Библейскому переводу, принятому в мировых христианских традициях, и взяты из иеговистского перевода Библии. Таким образом, иеговисты ссылаются на Библейские тексты только для придания авторитетности собственным изданиям5.
Из всего сказанного мы можем заключить, что образ Библии, создаваемый в книгах «Сторожевой башни» есть мифологическое отражение идеологии иеговизма, и библейская тема изучается исключительно в ее контексте и через произведения иеговизма6. Иеговисты верят, что Библия не просто книга, это способ изменения человеческого сознания. Вера в то, что человек станет другим в результате чтения Библии, у них связана с верой в то, что человек изменяется, читая произведения «Сторожевой башни»7.
1 Внимайте пророчеству Даниила. N.Y.; Brooklyn, 1999; Откровение его грандиозный апогей близок! N.Y.; Brooklyn, 2007; Приближайся к Иегове. N.Y.; Brooklyn, 2002; Чему на самом деле учит Библия? Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania. N.Y.; Brooklyn, 2002.
2 Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы. N.Y.; Brooklyn, 2007; Уберегите своих детей: Пробудитесь! N.Y.; Brooklyn, 2007; Любовь к деньгам. Действительно ли пагубна? Пробудитесь! N.Y.; Brooklyn, 2007.
3 Книга для всех. N.Y.; Brooklyn, 1997. С. 7.
4 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 7.
5 Откровение его грандиозный апогей близок! N.Y.; Brooklyn, 2007. С. 9.
6 Там же. С. 24.
7 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 17.
Согласно представленным текстам иеговизм претендует на особенное понимание библейского Бога, указывая на то, что человечество, неверно трактует ее8. Инструментом познания Бога в иеговизме становится Библия, в ее иеговистом переводе9. В ее контексте Бог получает Имя, что отличает иудаизм среди других учений. Имя этого Бога — «Иегова»10. Обосновывая свое право именовать Бога этим именем, иеговисты указывают, что оно 7000 раз встречается в оригинальном тексте Библии11. Однако в неиеговистских изданиях Библии имя «Иегова» не встречается12. Книги «Сторожевой башни» посвящены усилиям, рассказать о Боге так, чтобы Он в сознании читателя стал связываться только с именем «Иегова».
Учение о Боге у иеговистов носит двойственный, дихотомичный характер. Иегова — Бог противоречивый, о котором говорят как о милостивом только при первой проповеди13. Но в дальнейшем он становится непримиримым, не прощающим, ревнивым Богом мести, стремящимся к уничтожению всего, что несогласно с политикой организации «Свидетели Иеговы». Иеговисты уверены, что современные их противники так же, как и их непослушные предшественники будут уничтожены в катастрофе, от которой спасутся только те, кто последовал Иисусу Христу14.
Противоречивость является основной характеристикой следующего по значимости образа иеговистов. Иисус Христос называется изначально
«первородным Сыном Бога», совершенным, во всем послушным Богу . Но, присоединившись к иеговиз-му, последователи узнают, что Иисус является хотя и самым любимым, но все же «творением Бога»16. По вере иеговистов, Иисус так же, как и Сатана был сотворен, у него есть начало, а у Бога Иеговы такого начала нет17. И поэтому Иисус — единородный сын Бога, так же как Сатана, не может помышлять о том, чтобы стать равным Отцу. У Иисуса согласно иего-визму много общего с Адамом, который также был «сыном Бога». Они были сотворены, и у них была свобода выбора18. Факт послушания и верности Богу, согласно Иеговизму, является единственным отличием Иисуса от Сатаны и Адама19.
Тем не менее согласно иеговизму Иисус сыграл ключевую роль в человеческой истории, так как он стал выкупом, который совершил Иегова за грехи человечества20. Среди иеговистов считается, что Иисус Христос стал первым человеком, который воскрес к бессмертной небесной жизни21. Иеговисты считают себя служителями Иисуса, сына Божьего. По их мнению, Иисус при их помощи в скором будущем установит справедливость22. Однако справедливость Иисуса в этой теологии выглядит довольно необычно. Необычность состоит в том, что «Иегова уполномочил своего Сына вести справедливую войну против всего этого злого мира, чтобы навсегда покончить с несправедливостью»23. Иегова собирается «уничтожить плохих людей и спасти послушных»24.
8 Приближайся к Иегове. С. 12.
9 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 16.
10 Приближайся к Иегове. С. 8.
11 Что от нас требует Бог? N.Y.; Brooklyn, 1996. С. 5.
12 Следует ли верить в Троицу: Является ли Иисус Христос Всемогущим Богом? N.Y.; Brooklyn, 1998. С. 3.
13 Что от нас требует Бог? N.Y., Brooklyn, 1996 С. 5.
14 На самом ли деле Бог заботится о нас? N.Y.; Brooklyn, 2001. С. 14.
15 Что от нас требует Бог? С. 5.
16 Приближайся к Иегове. С. 18.
17 Радуйся жизни вечно! N.Y.; Brooklyn, 1993. С. 13.
18 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 49.
19 Приближайся к Иегове. С. 155.
20 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 42-46.
21 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 18.
22 Приближайся к Иегове. С. 156.
23 Там же. С. 158.
24 Радуйся жизни вечно! С. 13.
«Библейская история» в соответствии с верой иеговистов имеет продолжение в современности. Согласно ей Иисус воцарился в 1914 г. в Небесном Царстве, он стал заботиться о духовных потребностях верных Богу людей25. Существующий христианский мир признается испорченным и враждебным Богу Иегове, который решил «вмешаться и восстановить чистое поклонение среди этого безбожного мира». У этого события имеются следующие последствия. Считается, что Иисус освободил остаток духовных иудеев, теперь последователи Иеговы, которых называют «истинными христианами», «живут в духовном раю»26. Мифологический образ Христа в идеологии иеговизма завершается объявлением его «Князем мира»27. Таким образом, он занимает место Сатаны и одновременно с этим несет ответственность за все зло, совершаемое в мире.
Итак, противоречивость образа Иисуса в иего-вистской идеологии состоит в первоначальном объявлении его «Сыном Бога», но в последующих повествованиях Иисус Христос больше напоминает «князя» этого мира — Сатану, как он понимается в таких направлениях христианства, как Католицизм или Православие2 . Присоединяясь к этому «Иисусу» иеговисты присоединяются к власти «единственного правительства, которое будет пра-
и 29
вить всей землей» .
Иеговизм подразделяет своих последователей на два уровня, среди них ведущая роль и руководство уделяются «малому стаду», которые считаются рожденными святым духом. После смерти эти мужчины и женщины воскреснут к жизни на не-
бе30. В будущем мире Иисуса они станут царями и священниками31. Этот «божественный остаток» руководит международным братством иеговистов32. Промежуточным звеном являются «старейшины» или «надзиратели», которые управляют общинами. Им помогают «служебные помощники»33.
Старейшины это «верные и разумные рабы» Бога34. Надзиратели, или старейшины собраний понимаются как посланники Иисуса, с которыми он общается лично. Иисус выбирает старейшину и говорит с ним. Такие люди являются «звездами», «ангелами», к ним обращены послания, «поскольку на них возложена обязанность пасти стадо Иеговы»35. Объединяясь для управления общинами, старейшины образуют советы старейшин. Поскольку Иисус — Глава собрания, старейшины находятся у него в правой руке, т.е. под его контролем36.
Местным советам старейшин нужно следить за тем, чтобы собрания следовали наставлениям Иисуса37. На собраниях надзиратели зачитывают письма, полученные от Руководящего совета, который состоит из надзирателей, подчиняющихся главенству Иисуса. На старейшинах в организации иеговистов лежит особая ответственность. Как считается, в принятии решений они всегда руководствуются Божьими требованиями. Однако есть указание на то, что они всегда помнят о необходимости быть «нелицеприятными». Если Иисус есть «верный и благоразумный раб Иегове»38, а старейшины и надзиратели -«верные и разумные рабы» Иисусу, то ожидается, что рядовые участники должны быть «рабами» старейшинам и надзирателям39. Верующим необходимо участвовать во встречах,
25 На самом ли деле Бог заботится о нас? С. 21.
26 Приближайся к Иегове. С. 81.
27 Там же. С. 95.
28 Там же. С. 237.
29 Что от нас требует Бог? С. 13.
30 Что происходит при смерти? N.Y.; Brooklyn, 1998. С. 26.
31 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 29.
32 Правительство, которое принесет Рай. N.Y.; Brooklyn, 1993. С. 26.
33 Что от нас требует Бог? С. 29.
34 Приближайся к Иегове. С. 76.
35 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 28.
36 Там же. С. 31.
37 Там же. С. 28.
38 Там же. С. 31.
39 Правительство, которое принесет Рай. С. 25.
собраниях и конгрессах. Утверждается, что Иегова незримо действует через эти инструменты либо лично участвует в собраниях40.
Своим последователям иеговисты предлагают «стремиться к праведности», и для этого им «нужно снять с себя старую личность с ее грешными делами и облечься в новую». «Обновление» личности предполагается посредством получения «точного знания». Слово «обновляется» указывает на то, что «облечение в новую личность» — это непрерывный процесс, требующий постоянных усилий. «Новая личность», согласно идеологии иеговизма, — это люди, которые должны контролировать свои мысли, слова и поступки. Они должны исключить предубежденность, уязвленное самолюбие, зависть, самодовольство. Они должны избегать обвинений и приписывать плохие мотивы или критиковать соверующих в их служении Богу. Главное, что обязанность действовать справедливо для последователей иеговизма сопряжена с послушанием старейшинам41. Человеку необходимо креститься42. После крещения необходимо «ходить на встречи с истинными христианами. С другой стороны, необходимо делиться знаниями, которые ты получил, изучая Библию со свидетелями Иеговы»43.
Учитывая то огромное влияние, которое оказывает влияние организации в жизни каждого ее члена, рассмотрим степень ее отношения к различным социальным институтам. Довольно противоречивым является отношение иеговистов к такому институту, как семья. С одной стороны, перед верующими иеговистами создается тип семейной жизни, который мог бы стать образцом для многих. Библия поощряет замужних женщин «любить
мужей, любить детей, быть здравомыслящими,
44
чистыми, покорными своим мужьям» .
С другой стороны, семья должна принадлежать организации «Свидетели Иеговы», она должна выполнять требования, которые выдвигает Иегова45. От членов организации могут потребовать развода
46
с семьей, которая не устраивает руководство . Итак, семья как социальный институт светской культуры подвергается опасности в случае, если кто-то из супругов, вступил в члены организации «Свидетели Иеговы».
Серьезные опасения вызывают иеговисты у представителей светских образовательных учреждений. Свидетелям Иеговы небезразлично будущее детей. Они придают большое значение их светскому обучению47. Вместе с тем они не скрывают, что их дети всегда воспитываются в согласии с убеждениями родителей. Они обращают внимание педагогов на то, что юные Свидетели могут принимать решения, не соответствующие каким-то конкретным видам школьной деятельности. «Такое поведение обусловлено их религиозными и нравственными убеждениями», что, по мнению иеговистов, должно стать причиной уступок школы по отношению к
48
таким ученикам .
«Божественный тоталитаризм» — это та причина, по которой поведение верующих иеговистов в социуме настораживает многих. Необычность их образа жизни заключается в том, что Иегова
требует не участвовать в традиционных ритуалах
49
и праздниках, считая их сатанинскими .
Иеговисты не отмечают дней рождений, не соблюдают поминальных обычаев50. Это ведет к
отрицанию культовой и религиозной культуры тех
51
стран, в которых иеговисты ведут свои проповеди .
40 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 41.
41 Приближайся к Иегове. С. 164.
42 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 183.
43 Там же. С. 162.
44 Там же. С. 135.
45 Уберегите своих детей: Пробудитесь! С. 7.
46 Что от нас требует Бог? С. 17.
47 См.: Свидетели Иеговы и образование. N.Y.; Brooklyn, 2007. С. 4.
48 Там же. С. 2.
49 Чему на самом деле учит Библия?»... С. 205.
50 Что от нас требует Бог? С. 3.
51 Там же. С. 222.
Сатанинскими религиями объявляются все традиции, связанные с почитанием умерших предков52.
По вере иеговистов ложные воззрения распространяют не только религии, но и ученые. Они «великолепные чудеса Божьего творения часто приписывают слепому случаю, говоря, что жизнь
53
появилась в результате эволюции» . Наука — это «глубины мудрости сатаны, которые должен избегать верующий в Иегову»54. Отрицание значения и роли действующей науки приводит иеговизм к ряду требований, которые в жизни человека могут привести к трагическим последствиям. Такие требования касаются запретов в отношении возможности использования достижений науки и медицины в частности. Наиболее значимый запрет действует в отношении крови55. Свидетели Иеговы не станут употреблять кровь в медицинских целях, так как это было бы явным нарушением закона Иеговы56.
Возможность тотального контроля над жизнью
верующего обосновывается верой в то, что Иегова
не прощает отступничества, за которое он наказы-
вает57. О нечестивых людях Иегова говорит: «Мое
око не пощадит их, и не помилую; обращу поведение
их на их голову» . Иегова твердо придерживается
своих праведных принципов и выносит обвини-59 г^
тельный приговор . С теми же, кто отказывается раскаяться, Господь Иисус «сражается... мечом уст своих». «Он просеивает свой народ, чтобы сохранить единство, о котором он молился в последний вечер, проведенный с учениками на земле». Так как отступники не принимают доброго наставления и помощи, которые предлагаются «звездами», находящимися в правой руке Иисуса, он осуждает их и наказывает «со всей суровостью», выбрасывая
их «вот во тьму». «Их лишают общения, чтобы они больше не действовали среди Божьего народа подобно закваске»60.
Старейшины следят за тем, не появились ли в собрании нетеократические настроения, не склоняется ли кто-нибудь греху. Как мужчинам, так и женщинам, «которым грозит опасность», старейшины помогают укреплять духовность и исправляться, пока не поздно61. «В тягчайшие времена старейшины очень хотят помогать всем нам, молодым и пожилым, оставаться в теократическом "овечьем загоне", остерегаясь независимости, вещизма грязной безнравственности этого мира. Если иногда нас строго наставляют или вразумляют, давайте помнить, что назидательные поучения — путь к жизни. Все мы несовершенны и поэтому должны, если необходимо, с готовностью раскаиваться, чтобы исправляться и оставаться в Божьей любви»62, как говорится в иеговистской проповеди. В иеговистских изданиях указано «насколько важно проявлять послушание» и просить Иегову дать «послушное сердце»63.
Итак, Бог хранит преданность всем своим верным служителям, что позволяет только иеговистам с уверенностью смотреть в будущее, но он наказывает непослушных. Это служит выражением преданности, за которую приходится платить рядовым последователям64. «Новые люди» находятся под контролем старейшин, и имеют задачу проповедования о грядущем Царстве Бога и Армагеддоне65.
В целом отмеченные нами особенности вероисповедного и идеологического подхода иеговизма к изданиям, выпускаемым «Сторожевой башней» делают их нетрадиционными вероучительными источниками. Книги, брошюры и журналы иего-
52 Духи мертвых: Могут ли они помочь или навредить тебе? На самом ли деле они существуют? N.Y.; Brooklyn, 2001. С. 13.
53 Приближайся к Иегове. С. 30.
54 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 52.
55 Внимайте пророчеству Даниила. С. 37.
56 Чему на самом деле учит Библия?.. С. 131.
57 Приближайся к Иегове. С. 207.
58 Там же. С. 259.
59 Там же. С. 267.
60 Откровение его грандиозный апогей близок! С. 45.
61 Там же. С. 50.
62 Там же. С. 71.
63 Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы. С. 28.
64 Приближайся к Иегове. С. 287.
65 Что от нас требует Бог? С. 3.
вистов основаны исключительно на иеговистском конструировании образов Бога, творения, личности человека, мира, современности. Эта религия имеет явно выраженные особенности вероучения и культовой практики, основанные на использовании иеговистской Библии и текстов, в которых Иегова противостоит Троице, а Иисус является полной противоположностью образу Иисуса Христа, создаваемому традиционными направлениями христианства: католицизмом и православием.
Несмотря на то что это религиозное течение генетически относится к протестантизму, особенности вероучения иеговизма, основывающиеся на особом понимании вероучения, целей и задач современной организации, ставят его в особое положение по отношению к всему христианству. Сегодня, оно, безусловно, противопоставлено таким конфессиям, как Католицизм, Православие и традиционный протестантизм.
Антикатолическая направленность проповеди, подчеркивающая ее «сатанинский», «человеконенавистнический» характер, как показал наш анализ, и сегодня превалирует в иеговистких текстах. Но Православие, которое имеет общие истоки формирования вероучения и догматики с католицизмом, также может увидеть в иеговистской проповеди угрозу для себя. Основная угроза для православия заключается в том, что сегодня иеговизм ведет успешную проповедь на территориях, которые православие определило исключительно как свое конфессиональное поле.
Проведенный нами анализ показал, что иего-вистская проповедь направлена не только против религий и конфессий, но и против большинства действующих в мире государств, стран, народов и социальных институтов. Мир, в котором действуют иеговисты сейчас, считается ими враждебным, дьявольским и достойным уничтожения. Несмотря на то что в представленных к анализу текстах иеговисты не призывают своих последователей к непосредственному выступлению против других конфессий и государственных институтов, в то же время они обосновывают возможность для реализации на практике призывов к межрелигиозной розни и национальной ненависти. Таким образом, необходимо констатировать, что идеология иеговизма содержит элементы экстремистской проповеди против других религий, конфессий и даже народов, которые обеспечивают возможность разжигания национальной и религиозной розни.
Идеология иеговизма направлена против существующих государств, особенно против тех, которые проводят активную международную политику, и тех, на территории которых иеговисты проповедуют. Это касается и такого государства, как Россия. Идеология и деятельность этой организации содержит обоснование возможности отвержения верующими иеговистами таких социальных институтов, как семья, наука, профессиональная сфера и образование. Причина заключается в том, что социальная доктрина иеговизма в целом посвящена современности, в которой верующие учатся мыслить образами и мифами, якобы имеющими отношение к христианской Библии, но на деле являющимися порождением идеологии иеговизма.
Критики иеговизма обращают внимание на то, что религиозная организация «Свидетели Иеговы» является объединением верующих, основанным на жесткой религиозной дисциплине и таком контроле за жизнью рядовых участников, который может быть признан тоталитарным. Текстологический анализ, проведенный нами, подтвердил, что в организации существует идеологически обоснованная возможность осуществления манипуляций сознанием верующих и психологического давления на них. Для членов религиозных организаций иеговистов, особенно для неофитов или сомневающихся, воздействие проповеди или влияние старейшин в отдельных случаях может привести к негативным последствиям. Это предположение подтверждается тем, что в текстах иеговистских изданий обнаруживается многократное повторение одних и тех же идей и фактов, которые заставляют задуматься о том, что в религиозной организации иеговистов это повторение, фундированное эмоциональным воздействием, является основой проповедования.
Традиции прозелитической, религиозной проповеди иеговистов убеждают, что проповедь может быть направлена на нарушение прав и свобод человека в области религии или свободомыслия. Однако, по нашему мнению, осуществление тоталитаризма и попыток деструктивного влияния на личность возможны в организации иеговистов так же, как и во многих других религиозных и светских организациях имеющих свою идеологию. Однако необходимо учитывать, что в области демагогии иеговизм является подготовленным оппонентом, поэтому любая попытка любой страны выдворить «Свидетелей Иеговы» за ее пределы будет сопро-
вождаться массированной атакой на международной арене, стремящейся подорвать имидж государства, не терпящего свободу религиозного выбора.
Итак, в рассматриваемых текстах иеговисты сознательно противопоставляют себя государствам и государственным, патриотическим идеям и идеологиям. Они рассматривают как своих врагов народы и народные культуры, национальные идеологии, традиционные и мировые религии. Практически они противостоят существующему порядку, на который опирается каждое из государств, и не скрывают этого. Перед своими последователями они ставят определенные ограничения в использовании достижений образования, культуры, науки и, в частности, медицины, к участию в политической жизни страны. Вместе с тем рассматриваемые тексты могут оказывать воздействие, в том числе
негативное, на сознание, волю и поведение человека. В литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся признаки принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан. Тексты направлены на унижение граждан по признакам отношения к религиозным организациям, на унижение достоинства отдельных лиц на основе принадлежности к светскому миру, государству. Результатом нашего исследования является убеждение, что в целом, издания «Сторожевая башня» могут быть признаны как тексты, содержащие элементы религиозного и национального экстремизма, утверждающие тоталитарные порядки в организации с возможностью деструктивного влияния на личность и обосновывающие возможность межконфессиональной розни и антисоциальных выступлений.
© Жуков А.В., 2010